Когда появляются съедобные грибы. Тихая охота за грибами! Когда и как правильно собирать грибы в лесу? Сбор грибов: какие, где и когда
Собственно, как и все прогрессивное, все новые идеи сначала придумывают талантливые люди, писатели-фантасты и учёные-теоретики, а потом их воплощают в жизнь. Так и случилось с компьютерными вирусами.
Впервые про компьютерные вирусы начали говорить ещё в конце 40-х годов XX столетия. Известный учёный Джон фон Нейман в Нью-Йоркском университете читал серию лекций «Теория организаций сложных автоматов», рассказывая об автоматах и машинах и их способности самостоятельно копироваться. В дальнейшем вирусы очень часто рассматривались в книгах и фильмах, в основном с точки зрения научной фантастики. При этом компьютерным вирусам часто присваивали некоторые мистические возможности. Люди думали, что компьютерные вирусы будут иметь искусственный интеллект, смогут захватить мир и контролировать машины самостоятельно.
Во второй половине прошлого столетия учёные уже достаточно активно экспериментировали с вирусами. Но это были исключительно лабораторные исследования.
Первый вирус в «дикой» среде, то есть на компьютере реальных пользователей, был создан для ПК компанией Apple только в 1981 году. Создал этот вирус 15-летний парень, который не преследовал ни единой корыстной цели. Вирус не делал ничего плохого, он лишь выводил на экран изображения о том, что компьютер заражён вирусом ELK CLONER.
Первые вирусы для IBM PC-совместимых компьютеров, то есть таких, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, создали в 1987 году в Пакистане двое братьев программистов, которые даже указали свои имена, адрес и телефон в коде вируса. Они это сделали для того, чтобы просто измерить, как часто их программу будут копировать с одного компьютера на другой. Важно отметить, что тогда это был абсолютно безвинный вид деятельности.
Дальше за идею создания компьютерных вирусов уже более активно ухватилась молодёжь, этих подростков принято называть киберпанками. Им постепенно стало неинтересно писать простые вирусы, хотелось себя проявить, стать известными. Так, появились первые деструктивные компьютерные вирусы, главная цель которых было полное уничтожение информации на компьютере. Именно этот тип вирусов очень сильно напугал мировую общественность и фактически побудил к созданию антивирусной отрасли как таковой.
В 1987 году начались первые серьёзные эпидемии. Например, вирус «Иерусалим» получил название города, в котором его изобрели. Этот вирус каждую пятницу 13 числа удалял все файлы, которые могут быть запущены на компьютерах пользователей, а поскольку интернета тогда не было, то и неоткуда было загружать новые файлы. Эпидемия была настолько серьёзной, что в большинстве компаний было запрещено включать компьютеры в пятницу 13 числа.
Дальше вирусы постепенно развивались, появлялись вирусы практически для всех существующих операционных систем. Существуют вирусы для Windows, MacOS, Linux, Unix, Android, Symbian, iOS и других. Практически под все типы операционных систем, которые дают возможность установки дополнительного программного обеспечения, существуют вирусы. Появились первые полиморфные вирусы, то есть вирусы, которые могут менять свой код после заражения нового файла, шифровальные вирусы. С появлением сетей, появились новые виды вредоносных программ: сетевые черви, троянские программы, загрузчики, руткиты, но про них мы поговорим позже.
С появлением операционной системы Windows 95, разработчики этой ОС заявили, что для неё вообще невозможно создать вирусы и она будет максимально защищённой. Но уже через месяц руководству Microsoft показали, что они очень сильно поспешили с таким громким заявлением.
Хочется вспомнить несколько наибольших громких случаев заражения в мировой истории
⇒ В 1995 году началась эпидемия вируса «Чернобыль», другое его название – WinChih. Почему Чернобыль и почему он так запомнился нам? Этот вирус был опасный тем, что каждый год 26 апреля уничтожал данные BIOS (первичная операционная система), на каждом компьютере, и фактически выводил его из строя. Казалось, что был создан вирус, который может физически сломать компьютер. Но всё-таки физически компьютер не ломался, но процедура восстановления BIOS в то время была довольно дорогой, и иногда намного проще было купить новую материнскую плату, чем восстанавливать старую.
Интересный факт в том, что автор вируса был найден. Им оказался житель Южной Кореи, он даже сознался в содеянном, но поскольку в Южной Корее на тот момент времени не было соответствующего законодательства и пострадавших от вируса в самой Корее, то автор вируса не понёс никакого наказания.
⇒ Уже в конце 90-х годов американские компании активно использовали электронную почту, как основной способ документооборота. В 1999 году была распространена эпидемия сетевого червя «Мелиса», который распространялся по электронной почте, заражая компьютеры, при этом сам по себе он не запускался и не причинял вреда компьютеру. Он сам пересылался на все адреса из книги контактов. Практически пользователям приходило письмо от его знакомого с сообщением: «Ой, посмотри какой у меня интересный файл». В случае запуска файла активировался сам вирус и рассылал дальше подобные сообщения. То есть, по сути, первые вирусы запускали сами пользователи. Притом что именно червяк не выполнял никаких вредоносных функций непосредственно на компьютерах – массовость рассылок создавала очень серьёзную нагрузку на корпоративные почтовые серверы. И как следствие, ряд компаний были просто парализованы, поскольку документооборот был заблокирован.
⇒
Выходили новые операционные системы, и создание вирусов для них было и есть довольно серьёзным вызовом для злоумышленников. Ещё существовало мнение, что не существует вирусов для операционных систем Unix и Linux, но вирусов для них так же было написано достаточно много. В 2000 году началась эпидемия вируса RedLove для операционной системы Linux. Наиболее важным здесь было то, что вирус использовал для заражения уязвимость в самой операционной системе и мог свободно распространяться между компьютерами в сети, а поскольку пользователи Linux не пользовались антивирусами, то бороться с эпидемией пришлось приблизительно год и заражёнными оказались сотни тысяч компьютеров.
В разное время было много мифов о компьютерных вирусах. Ещё когда мониторы были с электронно-лучевыми трубками, существовал миф, что существует вирус, который может свести лучи в центре экрана, прожечь экран и убить человека, сидящего перед монитором. Также был миф, что существуют вирусы, которые могут уничтожить жёсткие диски компьютера и так далее. Как правило, все мистификации возникают вокруг возможности компьютера влиять на окружающую среду. Было даже мнение, что существуют вирусы, которые могут показать на экране такую цветовую гамму, способную убить пользователя или, по крайней мере, свести его с ума. На самом деле все это мистификация. Никакими такими возможностями вирусы не обладают.
Ещё одна мистификация, которую приписывают вирусам – это возможность размножатся в фантастических условиях, чуть ли не положив заражённую флешку возле компьютера. Но мы должны понимать, что вирус - это программа и он подчиняется всем правилам, которые свойственны компьютерным программам.
В реальном мире пользователю довольно сложно разобраться, где может быть вирус, а где – нет. Например, ещё 10 лет назад преобладало мнение, что в файлах изображений вирусов не может быть. И если вам прислали изображение, вы его открываете, то заразиться вы не можете. Но уже через несколько лет была найдена уязвимость в ряде форматов графических файлов, позволявшая при открытии картинки некоторым просмотрщикам запускать так называемый шелл-код вируса, который активировал троянскую программу, установленную на компьютере. Сейчас, открыв определённый формат документа заразиться вирусом невозможно, но это не означает, что этого не может стать возможным уже через неделю. И если вы непрофессионал, который следит за последними обновлениями в области вирусных программ, лучше выходить из того, что какая угодно ссылка, которую вы можете открыть с компьютера или мобильного приложения теоретически может привести к заражению.
Самые первые вирусы были безобидными. Это были эксперименты – типа одного из первых вирусов “Creeper”, который просто выводил сообщение “I’M A CREEPER: CATCH ME IF YOU CAN”. Их распространение ограничивалось домашними сетями (Creeper существовал на TENEX ОС). Это было в 1971 году.
Сейчас существуют миллионы вирусов, распространяющихся через интернет всякими путями – файловые раздачи, e-mail, сайты. Когда всё связано со всем, вирусы распространяются быстро. Защита от вирусов – прибыльный бизнес .
Начиналось это довольно медленно и гораздо раньше, чем можно было предположить. Первые вирусы распространялись через оффлайн – они работали с дискетами и переносились на них между компьютерами. Кто же изобрёл вирус?
Первый вирус для Mac был написан в качестве подростковой шутки. Первый вирус для PC был сделан для борьбы с пиратством.
Elk Cloner
Я шутил над сверстниками, меняя копии пиратских игр, чтобы они самоуничтожались через определённое количество запусков. Я раздавал игры, на них подсаживались, а затем она вдруг переставала работать и выдавала какой-нибудь смешной комментарий на экран (чувство юмора девятиклассника).
В итоге друзья перестали подпускать Скренту к своим дискетам. Ему перестали одалживать игры, все перестали играть в его игрушки, и т.п. Но он не угомонился. Он начал штудировать инструкции и описания, пытаясь отыскать дыру в безопасности Apple II. И он придумал способ выполнять код, не притрагиваясь к дискетам.
«Я придумал оставлять определённый след в ОС на работающем школьном компьютере. Если следующий пользователь не перезагружал комп со своего диска, его диск подвергался воздействию моего кода».
Написал он код на ассемблере , и назвал его Elk Cloner. Он стал тем, что впоследствии назвали «вирусом для загрузочного сектора». Когда неинфицированный диск вставляли в дисковод инфицированного компьютера, тот заражал диск, записывая на него копию вируса в загрузочный сектор. Этот код автоматически выполнялся при загрузке. Принося заражённый диск на другой компьютер, и загружаясь с него, человек заражал и этот компьютер копией вируса.
Вирус немного мешал работе компьютера, а на 50-й запуск вместо запуска программы выводил целую поэму на экран:
Elk Cloner: программа, обладающая личностью
Пролезет на ваши диски
Проникнет на ваши чипы
Да, это Клонер!
Прилипнет, словно клей
Оперативку вашу подправит
Пришлите Клонера скорей.
Из-за отсрочки появления программу сразу нельзя было заметить, что улучшало шансы на распространение. Эпидемия продолжалась несколько недель.
Программа добралась и до компьютера учителя Скренты , обвинившего его в проникновении к нему в кабинет. Вирус подхватили и родственники Скренты из Балтимора (сам он жил в Питсбурге), а через много лет он услышал про случай заражения компьютера, принадлежавшего какому-то моряку.
Brain
Для IBM PC стал вирус Brain. Он тоже селился в загрузочном секторе. Он был написан братьями Базитом и Амжадом Фарук Альви из Пакистана в 1986 году. Им было 17 и 24 года.
У братьев была компьютерная фирма Brain Computer Services, и вирус они написали, чтобы отслеживать пиратские копии их медицинского софта. Пиратская программа отжирала оперативку, замедляла работу диска, и иногда мешала сохранить данные. По заверениям братьев, она не уничтожала данные. Программа содержала следующее сообщение:
Welcome to the Dungeon 1986 Basit & Amjad (pvt) Ltd. BRAIN COMPUTER SERVICES 730 NIZAB BLOCK ALLAMA IQBAL TOWN LAHORE-PAKISTAN PHONE:430791,443248,280530. Beware of this VIRUS… Contact us for vaccination… $#@%$@!!
Добро пожаловать в подземелье… Берегитесь этого вируса… Свяжитесь с нами для лечения…
В заголовке были указаны реальные контакты. Когда кто-либо звонил им за помощью, они могли идентифицировать пиратскую копию. Также вирус подсчитывал количество сделанных копий.
Они обнаружили, что пиратство было широко распространено, и копии их программ распространялись очень далеко. Амжад говорит, что первый их звонок поступил из США, Майами.
Братья Альви в 2011 году
Это был первый из множества звонков из США. Проблема оказалась в том, что Brain распространялся и по другим дискетам, а не только по копиям их программы. В Университете Делавера даже случилась эпидемия этого вируса в 1986 году, а затем он появлялся и во многих других местах. Исков подано не было, но в газетах про это писали много. Создателей даже упоминали в журнале Time Magazine в 1988.
New York Times писала в мае 1988 : «Дерзкая компьютерная программа, которая в этом месяце появилась на компьютерах Бюллетеня Провиденса, уничтожила файлы одного корреспондента и распространилась через дискеты по всей сети газеты. Компьютерщики считают, что это первый случай заражения компьютерной ситемы американской газеты такой дерзкой программой, которую называют компьютерным „вирусом“.
Братьям Альви пришлось сменить телефоны и убрать контакты из поздних версий вируса. Продажи программы они прекратили в 1987 году . Их компания выросла в телекоммуникационного провайдера и сейчас это – крупнейший провайдер в Пакистане. Расположена она всё по тому же адресу.
А теперь – Chaos
Скрента в 2012 году
Скрента работал в области информационной безопасности, а сейчас он CEO компании Blekko , которая занимается поисковыми технологиями.
Хотя дискет уже давно нет, вирусы в загрузочных секторах существуют. Теперь они работают с USB-флешками. Поскольку физические носители всё меньше используются для переноса данных, что дни загрузочных вирусов сочтены.
Война с вирусами переместилась в онлайн. Скрента сказал в интервью : „Грустно, что существует такая большая индустрия антивирусов. Надо делать более защищённые системы, а не организовывать многомиллионную индустрию, чтобы подчищать существующие“.
Скрента и братья Альви не чувствуют вины за то, что начали адское шествие вредоносных программ по миру. „Джин в любом случае выбрался бы из бутылки, - написал Скрента в блоге ,– мне было интересно быть первым, кто его выпустил“.
Что такое компьютерные вирусы? Компьютерные вирусы, получившие свое название благодаря способности самостоятельно распространяться по электронным сетям и, размножаясь, наносить вред вычислительным системам, также возникли на заре развития компьютерных технологий. И если проследить историю зарождения белковых вирусов с большой долей достоверности сейчас уже не представляется возможным, ответить на вопрос, кто именно и зачем придумал компьютерные вирусы, относительно несложно. Как говорится, история не забывает своих героев. Вполне естественно, что многомиллионная армия пользователей персональных компьютеров должна помнить тех людей, благодаря которым появилось на свет такое известное сегодня каждому школьнику понятие, как компьютерный вирус.
Автором идеи первого компьютерного вируса, благодаря которой значительно позже возникла технология создания программных вирусов, принято считать американского программиста Боба Томаса. В 1971 году вычислительная лаборатория компании Bolt, Beranek and Newman, в которой работал Томас, получила заказ на разработку распределенного программного комплекса для авиадиспетчерских служб, управляющих движением пассажирских самолетов. Согласно требованиям заказчиков, входящие в комплекс программы должны были автоматически передавать управление курсом самолетов с одного компьютера на другой по вычислительной сети, отображая на экранах всех подключенных к этой сети компьютеров постоянно изменяющуюся информацию о текущем положении авиалайнеров в воздухе. Экспериментируя с системами передачи данных между различными вычислительными машинами, Томас написал программу, которую назвал «Ползуном». «Ползун» самостоятельно копировал себя с одного компьютера на другой, перемещаясь таким образом по сети, и выводил на экран каждого терминала следующее сообщение: «Я - Ползун! Если сможешь, поймай меня!». Эта небольшая программа не размножалась, как современные компьютерные вирусы, а просто «ползала» с одного сетевого узла на другой, развлекая пользователей и системных администраторов. Когда другие программисты узнали об изобретении Томаса, они принялись создавать аналогичные программы, демонстрировавшие на экранах коллег по лаборатории различные забавные фразы. Когда кому-то из специалистов Bolt, Beranek and Newman надоело бороться с бесконечно отвлекающими его от работы «Ползунами», он написал другую программу, которая в точности так же самостоятельно перемещалась по сети, но с совершенно иной целью: она вылавливала и безжалостно уничтожала всех «Ползунов», которые попадались ей на пути. Задетые за живое разработчики «Ползунов» не отставали: усовершенствовав исходный код, они научили свои программы прятаться от «убийцы» в недрах операционной системы, маскируясь под ее компоненты и необходимые для нормальной работы компьютера библиотеки. Кровавая борьба между «Ползунами» и «Киллерами» продолжалась несколько месяцев, после чего это увлечение утратило свою новизну и было заброшено, так и не получив сколь либо серьезного развития.
Однако идея Боба Томаса не была забыта. В 1975 году американский писатель-фантаст Джон Браннер выпустил фантастический роман «Оседлавший Взрывную Волну», в основу которого легла несколько видоизмененная история с «Ползунами». Книга рассказывала о компьютеризированном обществе, которым управляло с помощью глобальной электронной сети правительство диктаторов и тиранов. Программист, решивший спасти мир от диктатуры, написал программу, которую автор романа назвал «глистом»; эта программа копировала себя с одного компьютера на другой, разрушая хранившуюся в них информацию. Чтобы остановить «глиста», правительство вынуждено было отключить сеть, лишившись таким образом власти. Роман быстро стал бестселлером, сделавшись поистине культовой книгой в только зарождавшейся тогда среде компьютерных хакеров. Именно благодаря этому роману в 1980 году двое сотрудников компании Xerox, которая в те времена выпускала пользовавшиеся большой популярностью персональные компьютеры, имеющие возможность объединения в локальные сети, решили создать программу, которую по аналогии с упоминавшимся в романе Браннера детищем программиста-бунтаря назвали «Червем». Собственно, «Червь» Иона Хеппа и Джона Шока должен был нести положительную миссию: по замыслу разработчиков, перемещаясь между подключенными к сети компьютерами, «Червь» был призван проверять операционную систему на наличие скрытых дефектов и по возможности устранять их. Хепп и Шок задумали еще два варианта «Червя»: один из них предназначался для распространения объявлений, которые администратор мог направлять всем пользователям вычислительной сети, второй позволил бы гибко перераспределять ресурсы между различными объединенными в сеть компьютерами. Однако на практике все получилось совсем не так, как задумали разработчики. Запустив вечером экспериментальную версию «Червя», Хепп и Шок отправились домой. Когда утром программисты вернулись на работу, они увидели, что все компьютеры, установленные в многоэтажном здании исследовательского центра Xerox, расположенного в городке Паоло-Альто, благополучно зависли. В исходном коде «Червя» была допущена незначительная ошибка, благодаря которой программа начала бесконтрольно распространяться между различными узлами сети и блокировать их работу. Перезагрузка машин не помогала: часть входящих в сеть компьютеров была установлена в закрытых комнатах, к которым Хепп и Шок не имели доступа, и как только на перезагружаемой машине запускалась операционная система, «Червь» тут же копировал себя в ее память с другого компьютера, после чего система мгновенно выходила из строя. Отключив одну из машин от локальной сети, программисты вынуждены были экстренно создать другую программу, которая уничтожила бы взбесившегося «Червя». На полную ликвидацию последствий их совместного творчества ушло несколько дней.
Ведущий программист компании Bell Labs Боб Морриссон по признаниям коллег был лучшим специалистом в своей области, к нему часто обращались за всевозможными консультациями, в частности - в сфере безопасности компьютерных систем. Морриссон был немногословен, но нередко доказывал оппонентам свою правоту на практике. Однажды сотрудники отдела, в котором трудился Боб, несколько месяцев подряд работали над совершенствованием системы безопасности эксплуатируемой ими компьютерной сети, изобретая все новые и новые программные модули. Когда работа была закончена, они похвастались Бобу, что теперь эта сеть защищена от возможных сбоев на все сто процентов. Пожав плечами, Морриссон молча выбросил горящий окурок в стоящее поблизости мусорное ведро с бумагами, содержимое ведра мгновенно загорелось, сработала противопожарная сигнализация и льющаяся из вмонтированных в потолок лаборатории труб вода за две секунды привела всю вычислительную систему в нерабочее состояние. Тогда, в конце восьмидесятых годов, среди программистов была очень популярна игра под названием Core Wars. Игра имела встроенный язык программирования, от игрока требовалось написать на этом языке специальную «боевую программу». Предназначение такой программы было простым: уничтожить аналогичные программы соперников, отыскивая слабые места в их коде. Побеждал тот программист, чье творение продолжало работать, когда все остальные программы были повреждены или разрушены. Виртуальные баталии «боевых программ» на несколько месяцев стали «коньком» программистов из Bell Labs; это продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся Боб Морриссон. Его «боевая программа» оказалась непобедимой: код состоял всего лишь из 30 строк, однако этот крошечный файл не просто атаковал соперников: он анализировал методы их защиты и, соответствующим образом видоизменяясь, уничтожал файл противника «изнутри», выбирая стратегию атаки исходя из его логической структуры. После этого игра Core Wars утратила всякий смысл: изобретенный Морриссоном «полиморф» не оставлял конкурентам ни одного шанса. Вскоре Боб Морриссон оставил работу в Bell и получил должность эксперта по компьютерной защите в Национальном Агентстве Безопасности США - единственной в Америке организации, занимавшейся расследованием компьютерных преступлений.
Старший сын Боба Морриссона Роберт рос тихим и скромным мальчиком, его единственной страстью были компьютеры. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он переписал популярную у подростков компьютерную игру The Four Corners, добавив в нее множество новых функциональных возможностей, в 16 лет он стал настоящим экспертом по системе безопасности UNIX, обнаружив в «классическом» берклиевском коде этой платформы множество ошибок, которые не замедлил исправить. Однако он и сам не брезговал пользоваться обнаруженными «дырами» в защите, время от времени подключаясь к удаленным электронным сетям в поисках интересующей его информации. Это увлечение привело к тому, что вскоре в компьютерном журнале Smitsonian появился материал, в котором Роберта называли одним из наиболее известных молодых хакеров в Америке. Именно Роберт Морриссон является автором и разработчиком одной из наиболее известных реализаций протокола передачи данных UUCP - Unix-To-Unix CoPy. Обучаясь на четвертом курсе Гарвардского университета, Роберт уже читал лекции в Национальном Агенстве Безопасности США и исследовательских лабораториях военно-морского флота по безопасности операционной системы UNIX.
В качестве эксперимента Роберт решил написать программу, которая, используя обнаруженные им недоработки в созданном для UNIX протоколе FTP и программе sendmail могла бы самостоятельно распространяться между объединенными в сеть компьютерами, подобно «Червю» Хеппа и Шока, но при этом умела бы эффективно «прятаться» в операционной системе и самостоятельно размножаться. Иными словами, «Червь» Морриссона должен был объединять в себе все достоинства предыдущих попыток создания аналогичных программ. Поскольку эта разработка была всего лишь научным экспериментом, тестом на безопасность объединенных в сети компьютерных систем, Роберт заложил в код «Червя» алгоритмы, сдерживающие его распространение, никаких модулей, разрушающих файловую систему атакованных компьютеров, также задумано не было. 2 ноября 1988 года в 18.30 Роберт Морриссон подключился к компьютерам лаборатории искусственного интеллекта MIT и запустил свою программу на исполнение. Когда спустя полчаса он снова попытался подключиться к сети, чтобы проверить ход эксперимента, удаленный компьютер не ответил: благодаря закравшейся в исходный код ошибке «Червь» начал бесконтрольно размножаться, блокируя нормальную работу вычислительных систем, и вскоре вырвался из локальной сети MIT на просторы Интернета.
Программа Морриссона-младшего стала настоящим бедствием для США, в течение нескольких дней функционирование Интернета было парализовано практически полностью. Именно тогда за способность к быстрому распространению и заражению все новых и новых узлов сети журналисты впервые окрестили творение Роберта «вирусом». По различным подсчетам эпидемия поразила порядка 6000 компьютеров - около 10% всех работавших тогда в Интернете вычислительных машин, нанесенный вирусом ущерб оценивался от скромной цифры в 150 000 до значительной суммы в 75 миллионов долларов США. Вскоре к делу подключилось ФБР, однако расследование длилось недолго: Морриссон сам признался в содеянном. Пресса раздула скандал до неимоверного масштаба, особую пикантность ситуации придавал тот факт, что отец Роберта Морриссона - Боб Морриссон был одним из ведущих экспертов отдела Агентства Национальной Безопасности, занимавшегося расследованием компьютерных преступлений.
Судебное дело Роберта Морриссона было одним из первых дел по обвинению в совершении компьютерного преступления в США, до этого по данной статье под суд попал лишь известный во всем мире хакер Кевин Митник. Морриссона признали виновным и приговорили к выплате штрафа в размере 10 000 долларов и 400 часам исправительных работ. Однако слава Роберта Морриссона, получившего широкую известность благодаря созданному им вирусу, до сих пор не дает покоя сотням и тысячам хакеров на разных континентах. Последней попыткой переплюнуть создателя первого в истории человечества вируса «массового поражения» была небезызвестная программа «Мелисса», уничтожившая в общей сложности более 30 000 компьютеров. С тех пор сотням и тысячам амбициозных молодых людей, разбирающихся в программировании, рано или поздно приходит в голову попробовать свои силы в создании программы, которая, распространяясь по сети, могла бы дестабилизировать работу различных вычислительных систем. Именно их стремление к дешевой славе приносит теперь множество бессонных ночей, проведенных пользователями за восстановлением разрушенных систем, и значительную прибыль компаниям, занимающимся разработкой антивирусных программ.
Первые компьютерные вирусы, какими они были, почему были созданы?
Самым первым известным вирусом или скорее файловым червем считается Pervading Animal. Он был создан 1975 году для ЭВМ Univac 1108, как доработка созданной ранее игры «Animal», которая была в свое время очень популярной. Распространение программ и файлов в то время было весьма трудоемким занятием, так как приходилось записывать её с одной магнитной ленты на другую. Когда программисту Джону Волкеру надоел столь долгий процесс копирования, он написал специальную подпрограмму «Pervade». Она запускалась в память компьютера как самостоятельный подпроцесс, искала возможные для записи директории и при отсутствии копии игры «Animal» записывала её туда.
Однако такое новшество внесло разлад в работе программы, и она начала дописывать себя к другим исполняемым файлам, бесконтрольно копироваться во все директории пока не переполнялся диск. Распространение игры прекратилось после того, как компания UNIVAC выпустила в 1976 году новую версию операционной системы, в которой игра-вирус не могла уже работать.
Одним из первых вирусов, обнаруженных на компьютере обычных пользователей, который мог распространяться в чужих компьютерах, а не в системе, где был разработан, является «Elk Cloner». Этот вирус написал в 1981 году пятнадцатилетний школьник Ричард Скрента для компьютеров Apple II.
Вирус распространялся, заражая операционную систему DOS для Apple II, через гибкие магнитные диски. После запуска компьютера с зараженной дискеты, в память компьютера автоматически загружалась копия вируса «Elk Cloner». Вирус не влиял на работу компьютера и других программ, он мог только наблюдать за дисковыми накопителями. При появлении доступа к незараженному диску или дискете программа копировала себя. Таким образом он медленно заражал все больше компьютеров. И, хотя вирус специально не наносил вреда пользователю, он был способен испортить диски с нестандартным типом DOSа, уничтожая резервные дорожки диска не обращая внимания на содержимое. Каждая 50-я загрузка «Elk Cloner» завершалась выводом короткого стихотворения на экран компьютера.
Первым сетевым вирусом считается Creeper. Он в 1973 году инфицировал военную компьютерную сеть Arpanet, прообраза Интернета. Вирус написал сотрудник фирмы BBN (Bolt Beranek and Newman) Боб Томас. Данная программа могла самостоятельно выходить в сеть через модем и оставлять свою копию на удаленном компьютере. Никаких разрушительных действий он не выполнял, только при попадании в ЭВМ выводил на экран надпись: «I"M THE CREEPER... CATCH ME IF YOU CAN» (Я Крипер... Поймай меня, если сможешь).
Немного позже другой сотрудник BBN Рэй Томлинсон разработал программу Reaper, которая также свободно передвигалась по сети и в случае обнаружения Creeper, удаляла его.
Первые вирусные эпидемии прошли в 1987-1989 годах. К этому моменту многие могли позволить приобрести сравнительно дешёвые компьютеры IBM PC, что привело к резкому увеличению масштаба заражения компьютерными вирусами. Именно в 1987 вспыхнули сразу три крупные эпидемии компьютерных вирусов. Вирус, вызвавший эпидемию, назывался Brain (также известен как Пакистанский вирус), был разработан в Пакистане, чтобы наказать местных пиратов, ворующих программы у разработчика. Но, неожиданно для всех, он очень быстро распространился по всему миру.
Для справки.
Компьютерный вирус - это такая вредоносная программа, способная создавать свои копии, а также внедрять свой код в другие программы, загрузочные секторы дисков, в системную память. Вирус могут распространять свои копии по сети Интернет. Вирусы создаются с целью нарушить работу компьютера, удаления данных или их кражи, блокирования работы пользователей или же выведения из строя аппаратную часть компьютера.