Игра бункер описание. The Bunker (2016) – Лучшая игра про бункер
Цель: Задуматься над ценностью своей жизни, над способностью быть успешным или неуспешным в ней, над своим сценарием поведения.
Ход выполнения:
1. Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. У каждого из вас есть пистолет и много патронов к нему. Неожиданно лодка терпит аварию и ложится на дно океана на глубине 100 м. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт. (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись …. человек. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.
2. Наблюдение ведущего за ходом игры. Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. Для этого необходимо придать игре серьезный оттенок, чтобы каждый задумался над данной ситуацией Этому может способствовать так называемые «вставки ведущего», которые вставляются лишь при необходимости, в зависимости от ситуации. Возможные вставки ведущего:
- «Ваши родные и близкие получили сообщение об аварии. Они направляются на одном из спасательных судов на место аварии. Каждый из них знает, что спастись могут лишь некоторые и конечно каждый из родителей хочет чтобы спасся именно его ребенок. Представьте состояние родителей, близких. Некоторые из вас никогда больше их не увидят. Мысленно поговорите с ними»
- Если вышло больше человек, чем положено, то можно воспользоваться такой вставкой: «На лодке остаются ваши товарищи, друзья. Посмотрите на них в последний раз. Можете попрощаться с ними. Подумайте о том, как вы скоро встретитесь с их родителями, как вы будете смотреть в их глаза, что вы им будете говорить»
- Если вышло недостаточно человек воспользуйтесь следующей вставкой: «Посмотрите на тех, кто сейчас спасется. Им предстоит сделать в жизни много интересного любить и быть любимыми, родить детей, воспитать внуков, достигнуть в профессиональной карьере определенных высот. Их ждет много как радостных так и не очень дней. Но они останутся жить».
- Примерно за 2 минуты ведущий просит тех, кто остался на лодке закрыть глаза и мысленно попрощаться с близкими и родными. Другой вариант за 5 минут до окончания, тем кто остался предлагается написать последнее, прощальное письмо домой.
Когда закончилось время ведущий рассказывает о победителях, неудачниках и непобедителях из книги «Игры, в которые играют люди» «Люди в которые играют люди» Эрика Берна, делая акцент на то, что в этой игре нет победителей и неудачников. Здесь каждый сам определяет для себя свой сценарий, кем он является в жизни. Но каждый участник должен понимать, что для достижения любого успеха в жизни необходимо бороться за свой успех. Если человек в ситуации выбора отдает сам возможность достижения успеха другому, то над этим стоит задуматься. В этой игре вопрос о том как человек добивается успеха в жизни второстепенный. Этот моральный аспект тоже необходимо обсудить с группой и подвести участников тренинга к тому, что лучше достигать успеха хорошими, социально одобряемыми способами.
Это достаточно жесткий тренинг и его применение должно быть осторожным. Главная цель тренинга обсуждение, желательно с каждым участником. Эффективность зависит от мастерства ведущего его умения удерживать нейтральную позицию и вовлечения каждого участника в обсуждение.
Упрощенный вариант игры “ Подводная лодка ”.
Это довольно таки тяжелая игра. Больше она к тренингу относится. так что и предварительная подготовка должна быть более серьезной, и количество проводящих и наблюдателей - больше одного. Плюс помнить о необходимости правильно выйти из игры и помнить о грамотной и обязательной рефлексии! Заодно учитывайте подготовленность группы к этой игре!
Отряду дается установка: мы все на подводной лодке, терпим крушение, спастись могут только 5 человек, остальные утонут. Ну вы как капитан судна само собой в эти 5 человек не входите. Вот отряд должен решить кто выживет, кто утонет, или все утонут и т.д. Только ответы ребят, типа мы с одной маской кислородной вдвоем до берега доплывем, не канают:) это упрощенный вариант конечно.
Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. Неожиданно лодка терпит аварию и постепенно идет на дно. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего-время для обсуждения). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт (как правило их 5). (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись 5 человек. и каждые 2 с половиной минуты должен выходить 1 человек, чем глубже лодка тем меньше шансов спастись. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.
Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. - НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ПУСТЬ ШУТЯТ И ДАРЯТ ЖИЗНИ:):):) ДАЛЬШЕ ЖЕСТЬ НАЧНЕТСЯ..
ПОСЛЕ первого этапа - все садятся в круг и обсуждают первый этап: типа почему вы 1 вышли? согласны ли вы со своим местоположением? что чувствуют те кто спасся? кто умер и так далее....
ВТОРОЙ ЭТАП - все встают в круг, вы выдаете каждому фломастер или ручку... и говорите инструкцию: (допустим участвует 20 человек) вы все находитесь в подводной лодке, которая лежит на дне тихого океана и так далее. на верху остались ваши родные. подумайте что такое жизнь? и готовы ли вы сейчас попрощаться с ней. вы говорите правила: капитан погиб и решить кто выживет а кто нет вы сейчас решите все вместе, а точнее каждый из вас самостоятельно. вы можете спасти жизнь только 8 участникам, 7 придется умереть и оставшихся вы бросаете на волю судьбы. а делать это следующим образом: каждый по очереди подходит к человеку в кругу и смотря в глаза говорит "Я дарю тебе жизнь" (ставя при этом плюсик на руке), "Тебе придется умереть" (ставя минус на руке) или "Я не знаю" (ничего не ставя). так проходит по кругу, встает на своем место и затем идет следующий. ведущий следит за количеством + и - чтобы больше не наговорили. как правило здесь все начинают реветь. Это довольно продолжительно по времени проходит.
ТРЕТИЙ ЭТАП (резко пока все ревут) - вы кидаете бомбу - что угодно - чаще бутылка - и резко говорите у вас 10 секунд чтобы выйти - кто выйдет - спасен. тут реакция разная бывает - у кого-то ступор, кто-то бежит, кто-то тащит всех и сам не успевает выйти, но спасет других, кто-то кинется на бомбу закрыв ее своим телом от других. ЭТО ВСЕ ПРОИЗОЙДЕТ НЕ ОБДУМАННО У РЕБЯТ, ВСЕ ТАК КАК ПРИМЕРНО БЫ ПОСТУПИЛИ В ЖИЗНИ...
После этого этапа все УСАЖИВАЮТСЯ В КРУГ. подсчитывают + и - и выявляются 8 человек которых спасли, 7 которые умерли и остальные сами понимаете. Эти этапы тоже все обсуждают. все просят у друг друга прощения и так далее... 2 этап покажет как к тому или иному участнику относится коллектив, если спасены - сами понимаете, если умерли – тоже, надеюсь, понимаете, а если все равно то и в жизни все равно на них.
А еще можно писать письма после того как все выстроились в том порядке, как выходить будут. потом новая вводная - "это 5 человек, которые точно выживут, поскольку лодка постоянно опускается, у следующих гораздо меньше шансов. вы можете написать письмо на поверхность. они его передадут". тут, мне кажется, лучше оговорить, что письмо может быть обществу, или себе в прошлое (например, выжившие попадут в прошлое и смогут передать) что бы стоило в себе изменить... тут все зависит от того - какой цели хочешь добиться в итоге))) потом этих 5х выпускаешь (в угол комнаты, дальний) и закидываешь новые вводные...
И самое главное мастерски вывести всех ребят потом из такого состояния... это можно сделать например игрой "Мой друг - инопланетянин ".
Кратко - 3 этапа игры: 1 - выбрать порядок кто за кем выйдет. первые 5 точно спасутся, а остальные неизвестно. ближе к концу точно не спасутся. давать определенное время. затем обсудить эту часть игры. как правило все говорят что это гон. а потом жесть - 2 этап - дарить жизнь, говорить человеку что он умрет, или говорить не знаю... после этого резкий перелом - бомба и 10 секунд те кто выйдет спасены. после общий разговор. плачут даже мужики. и после этого нужно суметь вывести всех из этого состояний. что-нибудь провести чтобы обняли друг друга...вот..
Бункер – разновидность тренинга, который проводят психологи для отработки ролевого взаимодействия. Однако игра давно вышла за рамки психологической практики и в настоящее время используется, как увлекательное занятие, вызывающе массу эмоций.
Обычно в Бункере участвуют 6-12 человек. В начале ведущий сообщает о произошедшей на планете ужасной катастрофе – из-за борьбы за мировое господство все-таки началась война с применением ядерного оружия. Однако некоторой группе людей удалось спастись, оказавшись в защитном бункере. И… О, чудо! Среди счастливчиков, конечно, оказались именно вы. К сожалению, покинуть его просто так не выйдет. На поверхности отмечается несовместимое с жизнью радиационное загрязнение. Отчаиваться не стоит, потому что убежище подготовлено для беспроблемной жизни в течение года. Существует надежда, что за этот период радиационный фон на Земле приблизится к допустимому, и ваша группа сможет покинуть защитное сооружение. При этом вы ничего не знаете о судьбе цивилизации на поверхности. Может быть именно вы станете основателем нового общества?
- Школьница, 15 лет. Миловидного типа девушка, имеющая нормальный IQ. Пребывает в полнейшем шоке от происходящего. Плачет и отмалчивается. Проявляет симпатию к парню 17-ти лет, который также попал в убежище.
- Юноша, 17 лет. Физически развит, но интереса к учебе абсолютно нет. Отвечает на симпатию девушки, проявляет знаки внимания.
- Молодой человек, 22 года. Альпинист. Из-за частых конфликтов уволен из МЧС. Может быть инициатором драки.
- Девушка-студентка, 20 лет. Занимается легкой атлетикой, обучается в институте физкультуры. Привлекательна и общительна. Успехи в спорте – пожалуй, единственные в ее жизни. Беременна.
- Взрослый мужчина, 48 лет. Профессор кафедры физики. Имеет заболевания сердечно-сосудистой системы. Образованный и рассудительный человек, отлично разбирается в электронике. Имеет опыт строительства.
- Девушка, 19 лет. Собирается стать врачом, учится в университете. Однако особыми знаниями не отличается. Обратиться к такому «будущему доктору» — довольно рискованное решение. Увлекается вязанием и шитьем.
- Инструктор по физкультуре, 28 лет. Женщина, недавно работавшая учительницей. Владеет несколькими иностранными языками. Знает тонкости спортивного туризма.
- Мужчина, 32 года. Отличается превосходной физподготовкой, владеет приемами восточных единоборств. Служил в ракетных войсках, поэтому выжить может практически в любой ситуации. Имеет пристрастие к алкоголю.
- Женщина-ученый, 42 года. Специализируется на сельском хозяйстве. Добьется высокого урожая даже на Марсе. Отлично готовит.
- Седовласый академик, имеющий сотни научных публикаций по гуманитарным наукам на протяжении 57-ми лет.
В различных интерпретациях список персонажей может разниться, однако нужно учитывать, что каждая роль несет в себе определенные черты, без которых сюжет может стать неинтересным.
Обычно роли разбирают сами участники, но если договориться не получается – используется жеребьевка.
Итак, роли распределены. Ведущий сообщает, что запаса кислорода на всех не хватит, так как убежище было рассчитано на меньшее количество людей. Кому-то придется выйти на поверхность, где ждет неминуемая смерть. В обратном случае погибнут все. С учетом важности персональных характеристик каждого человека, необходимо выбрать жертву или даже нескольких. При этом герой, от которого желает избавиться команда, должен всеми силами защищаться и приводить убедительные доказательства важности своего персонажа для группы. Иными словами, «без меня никак, потому что…». Проводя «разборки», не следует забывать о времени. Если кандидатуры на «верную смерть» не будут выбраны в течение 10-15 мин. – умрут все.
Сколько игроков нужно исключить, зависит от общего количества играющих. Обычно это 2-3 человека.
Впервые узнали о такой игре или уже бывали на психологическом тренинге и желаете еще раз окунуться в увлекательную атмосферу игры Бункер? Антикафе Speloe – это отличная площадка для данного действия. Посетить наше заведение могут, как новички, так и многолетние поклонники Бункера.
Игру начинает и сопровождает наш опытный сотрудник, который с удовольствием объяснит правила. Мы предлагаем отдельно выделенную зону, где ничего не помешает процессу игры. Реалистичности добавит специально разработанный антураж и особый реквизит. Во время обсуждения вердикта ведущий нагнетает обстановку. Это может быть неожиданное выключение освещения из-за «возникновения проблем с подачей электричества». В какой-то момент инструктор может громко хлопнуть по столу – «на поверхности взрыв». Подобные действия лишь придают процессу обсуждения азарта. Не забывайте, что на поверхности ядерная война, и может произойти, что угодно! Со временем кислород заканчивается, и дышать становится все труднее.
Для особого драйва следует постараться и самим участникам. Бурные обсуждения и жестикуляция (в рамках приличия 🙂 только придают игре особой эмоциональности.
Салонная игра Бункер – это отличная возможность научиться отстаивать свои интересы с использованием разнообразных способов влияния. Кроме того, подобная игровая деятельность учит ориентироваться в группе и взаимодействовать с ее участниками. Помимо этого, игра может привести к переоценке своих жизненных ориентиров.
А в конечном итоге Бункер в тайм-кафе Speloe – это интересно и весело, необычно и увлекательно! Это новые знакомства и незабываемые эмоции, которые не свойственны реальной жизни. Приходите с родственниками, друзьями или коллегами и убедитесь в этом лично.
Вы также можете приятно провести время в антикафе Speloe за всемирно известной ролевой игрой .
Описание игры. Участникам дается инструкция: «На Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоубежище - герметичном бункере. Взрыв произошел совсем недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось, и уровень радиации, таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».
После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2–3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).
Возможный перечень ролей.
♦ Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль № 2).
Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль № 1).
Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.
Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.
Мужчина, 22 года, студент института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.
Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет английским языком.
Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.
♦ Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей. Однако своих детей у нее нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.
Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался на сильные боли в области сердца.
Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.
Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуации, обозначенной в игре.
Таким «козырем» могут быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества и т. п. В то же время чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).
Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши - вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все... Выберите тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните: в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для построения новой цивилизации. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако если убедить в этом группу не удастся, он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода окажутся исчерпанными и вы начнете задыхаться».
При определении того, сколько мест будет в бункере и, соответственно, сколько человек должны быть исключены, рекомендуется руководствоваться следующей таблицей:
Число участников игры/Количество мест в «бункере»
Когда в игре участвует больше 12–13 студентов, то лучше не добавлять новые роли, а разбить группу на две подгруппы и провести в них игру параллельно, предложив им одинаковый перечень ролей. На стадии обсуждения будет интересно сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались.
Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» - например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер, ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.
Психологический смысл игры. Отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.
Обсуждение. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать. Какие техники влияния были использованы участниками при отстаивании своих позиций? Была ли это манипуляция или использовались такие способы, как аргументация и просьба?
В данной игре делается акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей, и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре студенты, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.
Рекомендуется обсуждение вопросов практического занятия в устной форме, представление докладов по темам, обозначенным в плане занятия. Обязательно провести работу по усвоению категориального аппарата социальной психологии (устный опрос по терминам, использованным в ходе занятия). Вторая часть занятия может быть проведена в виде игрового психологического тренинга по использованию вербальных и невербальных средств общения. Для этого можно использовать следующие упражнения.
Психологическая игра БУНКЕР с профессиями
Описание процесса игры
:
«Итак, представьте, что произошла ужасная катастрофа – ядерная война. Вы попали в числе счастливчиков, оказавшихся в бункере. Покинуть его совершенно невозможно – на поверхности все уничтожено, а уровень радиации гораздо выше допустимого. В подземном убежище есть все необходимое, чтобы продержаться около года. Есть небольшая надежда на то, что в скором времени радиация приблизится к приемлемому уровню и вы сможете выйти из бункера. Судьба населения человечества вам неизвестна. Возможно именно вам выпала роль основателя новой цивилизации».
Затем следует список персонажей на выбор. Все "знакомятся" друг с другом
Школьница, 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в слезах и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.
Юноша, 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.
Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.
Мужчина, 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.
Студентка, 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет ребенка.
Девушка, 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.
Мужчина, 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках , позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.
Тренер по физической культуре, 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках.
Академик, чьи работы неоднократно публиковались, 58 лет. Знаток в области гуманитарных наук.
Женщина, 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.
Если ведущий захочет изменить список персонажей, он должен понимать, что каждый из них имеет важные для данной игры психологические черты, без которых сюжетная нить может потеряться. После распределения ролей дается следующая инструкция.
«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя , дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут».
Количество игроков, подлежащих исключению зависит от того, сколько человек играет и выбирается ведущим. Чаще всего это 2-3 человека.
У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими. При желании сценарий психологической игры может быть изменен и дополнен.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Описание процесса игры :
Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение , что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:
Канат 50 м
Аптечка с медикаментами 5 кг
Компас гидравлический 6 кг
Консервы мясные и рыбные 20 кг
Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
Конфеты разные 20 кг
Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
Палатка 10 - местная 20 кг
Баллон с кислородом 50 кг
Комплект географических карт 25 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Собака 5 кг
Лодка резиновая надувная 25 кг
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д."
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться , нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет , он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно
на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами , которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.
Внутриигровые задачи и условия победы
:
Задача участников - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить за борт.
Затем следует список персонажей на выбор. Все "знакомятся" друг с другом
Школьница, 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в слезах и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.
Юноша, 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.
Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.
Мужчина, 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.
Студентка, 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет ребенка.
Девушка, 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.
Мужчина, 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках, позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.
Тренер по физической культуре, 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках.
Академик, чьи работы неоднократно публиковались, 58 лет. Знаток в области гуманитарных наук.
Женщина, 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.
Если ведущий захочет изменить список персонажей, он должен понимать, что каждый из них имеет важные для данной игры психологические черты, без которых сюжетная нить может потеряться. После распределения ролей дается следующая инструкция.
«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя, дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут».
Количество игроков, подлежащих исключению зависит от того, сколько человек играет и выбирается ведущим. Чаще всего это 2-3 человека.
У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими. При желании сценарий психологической игры может быть изменен и дополнен.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении