Первые орудия труда и механизмы. История орудий труда человечества от камня до вычислительных машин
Основные этапы развития орудий труда определены К. Марксом: "Простые орудия, накопление орудий, сложные орудия; приведение в действие сложного орудия одним двигателем - руками человека, приведение этих инструментов в действие силами природы; машина; система машин, имеющая один двигатель; система машин, имеющая автоматически действующий двигатель,- вот ход развития машин" * .
* (К. Маркс и Ф. Энгельс , Сочинения, изд. 2, т. 4, стр. 156. )
Первые четыре этапа приведенной периодизации получили свое становление в первобытнообщинный период.
Простое орудие , не имеющее составных частей, возникло за много тысячелетий до нашей эры, в ранний период каменного века (палеолит) в виде ударника - куска кремня, которому путем скалывания придавалась форма, удобная для охвата пальцами рук. Позднее из того же кремня путем откола изготовлялось более совершенное оружие с режущими кромками и остриями: наконечники стрел и копий, кремневые ножи и скребки (рис. 1-1).
Кроме кремня, материалом для орудий служило дерево, кость, из которой изготавливались иглы, наконечники дротиков (рис. 1-2), топоры (рис. 1-3). Топоры были уже составными орудиями (рис. 1-4), дающими возможность аккумулировать большее количество механической энергии за счет увеличения высоты подъема орудия и поэтому сделавшими удар настолько эффективным, что человек смог вступать в единоборство с крупными представителями животного мира. В земледелии составные орудия (мотыга, лопата) значительно увеличили производительность труда при переходе к ним от простой заостренной палки.
В более поздний период каменного века (неолит) кремневые орудия заменяются каменными шлифованными (рис. 1-5), причем в отдельных случаях шлифованные изделия поражают изяществом форм и тщательностью отделки (рис. 1-6).
На этих ранних видах орудий можно проследить, как их конструктивная форма определяется познанными закономерностями природы, диктующими единство конструктивной формы с технологическим процессом ее использования. Процесс использования кремневого ударника, как и современного молотка, заключается в аккумулировании энергии в поднимаемом орудии за счет эквивалентной затраты энергии работником. В процессе резания кремневой пластинкой, как современным ножом, необходима концентрация громадного давления на малой поверхности лезвия. В основе обоих процессов лежат, очевидно, закономерности природы, исследуемые механикой. Первобытный человек еще не знал законов механики как сложившейся науки. Однако он находил отдельные закономерности путем опыта, подсказывавшего ему, что ударник должен быть тяжелым, а кремневый нож - острым, что именно эти конструктивные особенности наилучшим образом соответствуют предъявляемым к орудиям требованиям: раздробить кость, отрезать кусок мяса. Так, единство конструктивной формы орудия с технологическим процессом его использования, определяемое закономерностями объективного мира, познавалось в трудовой деятельности, которая накапливала материал для последующих обобщений, для раскрытия за внешними проявлениями наблюдаемых в опыте взаимосвязей их внутренней, более общей, более глубокой связи, для становления науки как системы знаний.
В процессе трудовой деятельности складывались первые предпосылки для последующего возникновения науки о природе.
Ранним сложным орудием, значительно расширившим возможности человека в области присвоения, был лук со стрелами. По определению Ф. Энгельса "Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное оружие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и изощренные умственные силы, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений" * . Этими другими изобретениями, раскрытыми археологическими изысканиями, явился комплекс простейших машин, осуществлявших такие технологические приемы, как шлифование, пиление, сверление и комбинацию отдельных приемов. Новая технология позволила изготавливать шлифованные топоры и молоты, наконечники стрел и копий, кинжалы и ножи, рыболовные крючки, бумеранги, челноки из цельных стволов деревьев и весла к ним.
* (Ф. Энгельс , Происхождение семьи, частной собственности и государства Госполитиздат, 1953, стр. 21-22. )
В процессе изготовления сложных орудий человек освоил новый технологический процесс - сверление, осуществляемое путем применения вращательного движения, которое несвойственно рукам человека. Такое движение было осуществлено в первых сверлильных устройствах, представлявших уже достаточно сложное сооружение, перерастающее в машину (рис. 1-7).
В приведенном выше перечне орудий некоторые названия присущи и современным орудиям: топоры, молоты, ножа . Это значит, что за многие тысячелетия до нашей эры были найдены конструктивные формы и осуществляемые с их помощью технологические процессы, сохранившиеся до нашего времени. Действительно, современный молот или топор отличается от первобытного только материалом, из которого он изготовлен. Стабильность молота, топора и других орудий, изобретенных в глубокой древности, не случайна. Она вытекает из двух причин. Первая состоит в том, что в древнейших орудиях опытным путем были открыты закономерности природы, применение которых (таких, как свойство клина, режущей кромки и др.) остается целесообразным и в наше время. Вторая причина состоит в том, что перечисленные орудия сейчас, как и в далекие времена, применяются в качестве ручных орудий. А поэтому их вес и размеры, определяемые возможностями руки человека, сохранились настолько, насколько сохранилась рука и ее возможности.
Орудия и средства труда человек развивал на протяжении длительного времени. Постоянная работа с камнем, костью, де-ревом требовала изготовления все более совершенных вещей. Первые орудия труда, по мнению ученых-археологов, появились ориентировочно 5,5-3 млн лет тому назад. В это время, которое называют каменным веком, человек изготовил первую одежду, посуду, построил жилье (рис. 155).
После того как человек научился добывать огонь и выплав-лять металл, на смену каменным орудиям и средствам труда пришли металлические (рис. 156).
Изготовление орудий труда и постоянное стремление человека к их усовершенствованию, в частности, способствовало развитию и самого человека. Именно этот процесс, который называется эволюцией , дал человекообразному существу возможность отда-литься от животного мира и трансформироваться в человека разумного (рис. 157). Совершенствуя орудия труда, наши предки изобрели первый механизм для сверления отверстий в каменных изделиях, то есть сконструировали первобытный сверлильный станок, изобрели колесо, приспособление для добывания огня, охотничьи орудия и т.п. (рис. 158).
Однако даже такие сложные как для того времени устройства требовали значительных усилий при выполнении работ, к тому же они были ненадежными, слишком примитивными и несовершен-ными, что приводило к травмированию и затрате значительного времени на выполнение определенных работ. Это побуждало че-ловека к их усовершенствованию, созданию новых, более эффек-тивных. Так появляются более совершенные устройства, которые приводятся в движение мускульной силой человека (рис. 159).
Позднее появились еще более совершенные орудия, которые частично заменяли физический труд человека машинным. Они приводились в действие за счет энергии ветра, воды, пара и т.п. (рис. 160).
С изобретением способов выработки электрической энергии на-чинается конструирование машин, которые выполняют различные технологические операции, а человек лишь руководит. Называются они промышленными автоматами. Об особенностях их работы ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения.
Совокупность последовательных действий человека, направ-ленных на достижение поставленной цели, изготовление опреде-ленной продукции или выполнение другой полезной работы, на-зывается трудовым процессом .
Основным элементом трудового процесса является технологическая операция. Это законченная часть трудо-вого процесса. Например: размечание заготовки и ее изготовле-ние - это две отдельные технологические операции. Первая выпол-няется карандашом и линейкой, вторая - пилой. Для выполнения определенных технологических операций надо иметь необходимую оснастку: линейку, карандаш, пилу, молоток и т.п. Вещи, которые человек использует для изготовления изделий с целью удовлетво-рения своих потребностей, называются орудиями труда .
В школьных мастерских ты будешь пользоваться разнообраз-ными орудиями труда. Некоторые из них ты уже использовал при изготовлении изделий.
Таблица. Орудия труда Материал с сайта
Орудия труда | Предмет труда | Технологическая операция |
Кусачки боковые | Металлический провод | Резание (откусывание) |
Пассатижи | Металлический провод, полоски тонколистового металла | Резание, сгибание, скручивание проводов, выпрямление, сгибание жести, обжатие мест соединения проводов |
Отвертка | Шурупы, саморезы | Отвинчивание (выкру-чивание), завинчивание (закручивание) шурупов |
Плоскогубцы (круглогубцы) | Провод, полосы жести | Сгибание провода, полос жести |
Ножницы | Провод, жесть | Резание провода и жести |
Лобзик | Древесина и мате-риалы из нее | Резание древесины и древесных материалов |
Молоток | Гвозди, провод, жесть | Забивание гвоздей, вы-прямление, перерубыва-ние проводов, жести |
Ключ гаечный | Гайки, винты, болты | Закручивание и откру-чивание гаек, болтов, винтов |
Из таблицы понятно, что каждое орудие имеет свое назначе-ние. Поэтому их классифицируют по виду выполняемых ими технологических операций.
Каждое орудие труда предназначено для работы с определен-ным конструкционным материалом, или предметом труда . Например, ножницы, которые предназначены для резания бума-ги, нельзя использовать для резания металла, а молоток для работы с древесными материалами - для обработки металличе-ских заготовок и т.п. То есть каждое орудие труда необходимо использовать лишь по его прямому назначению. Нарушение это-го требования приводит к выходу инструмента из строя и невоз-можности его дальнейшего использования.
Применение на производстве орудий труда, представленных в таблице 5, является малопроизводительным. Вместо ручных отверток, ножниц, дрелей, лобзиков и т.п. по большей части ис-пользуют уже известные тебе соответствующие электрифициро-ванные инструменты. Это значительно повышает производительность труда, качество работы и уменьшает расходы физиче-ских усилий на выполнение работы.
Более детально с работой, строением и назначением таких ин-струментов ты ознакомишься в дальнейшем на уроках трудового обучения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- деньги это источник или орудие труда или предмет быта
- тема. знаряддя праці, які використовують у побуті
- что используют при орудий труда инструментов
- школьное сочинение на тему сельские орудия труда
- орудия труда человека по векам
Соха - основное пахотное орудие в средней полосе европейской России. Устройство сохи зависело от почвы и рельефа района, систем земледелия и этнических традиций. По числу сошников различались однозубые, двузубые и многозубые сохи, по форме сошников - кодовые, с узкими сошниками и перовые,
с широкими, по полицам (отвалам) - перекладные, или двусторонки, у которых полица переставлялась с одного сошника на другой, и односторонки, с неподвижной полицей. Наиболее распространены были двузубые сохи с перекладной полицей, называвшиеся великорусскими. Главная часть сохи - рассоха - толстая длинная деревянная доска с ногами - раздвоением внизу, на которые насаживались сошники. Железный сошник служил для горизонтального подрезания пласта, передвигавшегося вверх по треугольному перу и отваливавшегося полицей. Сошники устанавливались рядом, наклонно к почве, в разных плоскостях. Рассоха крепилась к оглоблям подвоями (притужинами, струнами) из перевитых виц или толстых веревок, а ее верхний конец зажимался между двумя брусьями, корцом и вальком, служившим для управления сохой, либо вдалбливался в рогаль - брус, скреплявший концы оглобель и служивший для управления. Полица - железная продолговатая сужающаяся лопатка с ручкой, укрепленная между подвоями и на одном из сошников. Угол наклона рассохи регулировался для изменения глубины вспашки. Для этого же подтягивали или отпускали чересседельник на лошади.
Сабан - усовершенствованная однозубая соха-односторонка с подошвой-полозом, а потому более устойчивая, с ножом, резавшим почву, двумя железными или чугунными отвалами, иногда на колесном передке, с сильно выгнутым дышлом или низко расположенными оглоблями, что усиливало тягу. Использовался на тяжелых степных почвах на востоке, в Нижнем Поволжье, у татар, башкир.
Косуля (кривуша) - улучшенная соха-односторонка с широким пером левого сошника, край которого отгибался вверх и вместо ножа отрезал вертикально пласт земли. Полица лежала неподвижно на левом сошнике, а справа ставился плоский деревянный отвал. Применялся на плотных, тяжелых почвах, при взмете нови и т. п.
Орало - пахотное орудие с крупным лемехом и маловыгнутым отвалом, с низкорасположенными над самым лемехом оглоблями. Орало сильно раздробляло почву, облегчая боронование, было более устойчивым, и работать им было легче, чем сохой.
Рало - старинное деревянное пахотное орудие в виде крюка, вырубленного из дерева с корневищем. Отличалось низким приложением тяговых усилий. Использовались однозубые, двузубые и многозубые рала для пахоты, перепашки и заволакива-
ния семян на залежах, в степи, где хлеб высевался прямо по жнивью. Не имело отвала, разрывая землю и раздвигая ее в стороны.
Плуг - орудие для тяжелых, например целинных, почв, клеверищ и т. п. Отличался выгнутым дышлом с низким приложением тяговых усилий, колесным передком и высокими ручками. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож-резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз, и отвал. В основном был распространен в южных степных районах. В конце XIX в. появляются покупные железные, чаще шведские плуги.
Буккер - пахотное орудие, сходное с многокорпусным плугом, использовался в южнорусских губерниях, обычно для перепашки.
Борона применялась для обработки почвы после вспашки, заволакивания семян. Древнейшей была борона-суковатка в виде сплоченных вицами половинок недлинных еловых бревен с оставленными довольно длинными сучками. Суковатка была особенно популярна на севере, где почвы были засорены камнями и новь часто разделывалась после пала на вырубленных участках леса с оставшимися пнями. Более совершенны были корпусные бороны в виде решетки из деревянных брусьев либо парных толстых прутьев, между которыми закреплялись деревянные или железные зубья. Аналогичного типа были и поздние железные бороны, иногда борона-зигзаг, с зигзагообразно изогнутыми железными полосами, в которые вставлялись зубья. Бороны крепились к постромкам лошади за железное кольцо на одном из углов бороны.
При уборке хлебов применяли в основном серп - сильно изогнутую в виде неправильного полукруга железную пластину, сужающуюся к концу; на противоположный конец под прямым углом насаживалась ручка, на внутренней кромке часто насекались зубья. Серпы были как привозные заграничные, так и русские.
Жатва была женской работой. Мужчины убирали хлеб косой с "грабками" - подобием граблей с очень редкими длинными зубьями, под углом прикрепленными к косе. Коса-стойка, или литовка, с длинным древком (окосьем, косевьем), к которому прикреплена короткая поперечная рукоять, использовалась и во время сенокосов на лугах. На севере, где на покосах много пней, камней или кочек, а также на косогорах распространена коса-горбуша с короткой слегка изогнутой рукоятью. При уборке сена применялись деревянные грабли и деревянные вилы-тройчатки
Таблица III . ОРУДИЯ ТРУДА
Таблица IV . ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОРУДИЯ
из тонкого древесного ствола, расходящегося тремя ветвями под острым углом. При уборке навоза и на других работах использовались кованные железные вилы-тройчатки с тремя зубьями либо двойчатки (двоешки). При молотьбе применялся цеп. Он состоял из длинной, в рост человека, рукояти (цепильни, держальни) и короткой, в 50-70 см и весом от 600 г до 2 кг рабочей части (молотила, била, цепца), соединенных сыромятным ремнем (путцом, путом). Способы соединения были различны. Например, в ручке высверливали канал глубиной около 10 см и в его основании пробивали поперечное отверстие; ремень, привязанный к рабочей части, пропускали через канал отверстия и прибивали к ручке.
Наиболее распространенным инструментом был топор с довольно широким лезвием и широкой проушиной. Различались большие тяжелые топоры дровосеков с относительно узким лезвием и длинным прямым топорищем, более легкие плотничные топоры на изогнутом топорище и небольшие столярные топорики - легкие, с коротким слегка изогнутым топорищем. Для долбления корыт, лотков, при бондарных работах использовалось тесло - топор со слегка изогнутой рабочей частью двоякой кривизны и лезвием, перпендикулярным к топорищу. Для строгания, шкурения бревен и жердей применяли скобель - плоскую неширокую слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части и двумя короткими рукоятями по сторонам, насаженными немного под углом. В XVIII в. для чистовой обработки древесины появился наструг - рубанок в виде большого бруска твердого дерева с прорезанным в нем клиновидным летком, куда вставлялось плоское железко с односторонним лезвием на рабочей части, закрепленным в летке клином. При строгании больших плоскостей применяли большой двуручный рубанок "медведку". Для долбления использовали разного размера долота с деревянной рукоятью, вставленной в раструб, в отличие от режущего инструмента стамески, рукоять которой насаживалась на хвостовик рабочей части. С древности для сверления дерева применяли разного размера буравы а с XIX в. - вставлявшиеся в коловорот перовые сверла. Бревна раскряжовывались двуручными поперечными пилами, а для распиловки вдоль, на доски, с XVIII в. стали применять длинные двуручные продольные пилы, слегка сужающиеся к одному концу, с зубьями в форме неправильного треугольника в отличие от поперечной пилы, имевшей зубья в виде равнобедренного треугольника. Столяры пользовались также лучковыми поперечными и продольными пилами с узким полотном, закрепленным между двумя высокими стойками, и распоркой посередине.
Концы пилы стягивались с помощью тетивы и короткой закрутки, упиравшейся в распорку. Применяли также одноручные пилы-ножовки с полотнами разной ширины. Для строгания профилей столяры использовали разнообразные галтели с полукруглыми железками, калевки, отборники, зензубели и т. д.
Для обработки волокнистых материалов (льна, конопли) женщины пользовались специальными орудиями труда. Мялка - наклонный из досок или долбленый желоб с входящей в него на шарнире узкой доской с ручкой на конце. Трепало - нечто вроде большого широкого деревянного ножа с ручкой. Широкие кленовые гребни с частыми узкими зубьями на узкой длинной рукояти использовались для чесания кудели рукой либо вставляясь в донце. Прялки для ручного изготовления нитей из кудели были двух типов и состояли из довольно широкой лопаски, к которой привязывалась кудель, тонкой ножки и донца, ставившегося на лавку; когда пряха садилась на донце, лопаска располагалась на уровне ее лица. Были прялки - копыл, целиком вытесанные из комеля дерева, выкопанного с корневищем, и составные прялки-точенки, у которых донце и лопаска с ножкой изготовлялись отдельно. При прядении с прялкой применялось веретено, на которое наматывалась ссученная нить, - цилиндрическая, сужающаяся к концам палочка длиной около 30 см, один конец ее был утолщен, либо на него насаживалось шиферное пряслице для устойчивости вращавшегося, как волчок, веретена.
Самопрялки с большим колесом и ножным приводом разных конструкций появились довольно поздно и были относительно редки вследствие дороговизны. Рабочей частью самопрялки был рошманок - деревянная рогатка, усаженная железными загнутыми зубчиками, которые цепляли нить; рогатка насаживалась на железное веретено вместе с точеными заодно волчком и вьюшкой, на которую наматывалась нить. Готовые нити затем перематывались на воробы - большую крестовину из планок, в концы которых вставлялись веретена, сновальню - крестовину из двух рамок и мотовило - вертикальную стойку с двумя перпендикулярными к ней и друг другу рогами. Ткацкий стан, или кросна, представлял собой массивную большую раму из брусьев, в которой вращались навой - вал с намотанными нитями основы, пришва - вал, на который наматывалась готовая ткань и в котором двигались с помощью подножек набилки - рейки, в которые вставлялось бердо в виде гребня с пропущенными через него нитями основы, и ниты - ряд попарно соединенных нитяных петель,
собранных на двух параллельных рейках; через ниты также пропускалась основа, поочередно поднимавшаяся для прокидки челнока.
При вышивании применяли швейку в виде невысокого столбика, вставленного в донце; на его конце была мягкая подушечка или лоскут замши, куда булавкой прикалывали ткань в пяльцах - легком двойном ободке.
При плетении кружев нитки, намотанные на коклюшки - короткие гладкие палочки с головками, закреплялись на бубне - круглом плотно набитом валике на козлах.
При стирке пользовались вальком - массивным слегка изогнутым деревянным бруском с ручкой, "выбивая" им из ткани загрязненную мыльную воду. При глажении жесткого пересохшего холста применяли рубель - массивный брусок длиной около 60 см, слегка изогнутый, с зубцами на рабочей плоскости и ручкой, ткань наматывали на скалку и катали рубелем по столу.
У печи хозяйка использовала ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, чтобы доставать сковороды, большую широкую деревянную лопату, чтобы сажать хлебы. Ухват сделан из железной полосы, изогнутой в виде незамкнутого круга так, что низ горшка или чугуна входил между рогами ухвата, или рогача, а заплечики садились на полосу; ухват насаживался на длинную рукоять. Чапельник - это насаженная на деревянную рукоять железная полоса с высеченным из ее середины и отогнутым языком.
В домашнем быту использовались деревянные солоницы с крышками большой емкости двух типов: в виде резного креслица или стульчика и в форме уточки. Для приготовления пищи применялись чугуны и глиняные горшки разного размера с округлым туловом, образующим заплечики, и узким дном (горшки отличались от чугунов низким венчиком в верхней части тулова), а для жарки - плоские глиняные миски - латки с высокими, почти вертикальными бортами. Жидкая пища (квас, молоко и т. п.) хранилась в глиняных крынках, горлачах, кубанах с округлым туловом, небольшим донцем и вытянутым горлом. Месили тесто, укладывали готовые печеные изделия на широкие плоские деревянные ночвы вроде подноса с невысокими бортиками. Пищевые продукты хранились в точеных высоких поставцах с крышками и в изготовленных из бересты туесах, или бураках, также с крышками. Ели из глиняных или точеных деревянных чашек деревянными ложками. Глиняные изделия были муравленными, т. е. покрытыми простой поливой, иногда со скромной росписью по ангобу, деревянные покрывались резь-
Таблица V. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ
бой или росписью. В домашнем обиходе для хранения расходного запаса воды, изготовления кваса, пива, сусла использовали большие глиняные корчаги емкостью до двух ведер, по форме напоминающие горшки, хмельные напитки на стол в праздники подавали в ендовах, деревянных или медных луженых, округлой формы, имевших носик, или в деревянных братинах, носика не имевших, а также в огромных ковшах-скобкарях, из которых напитки разливали небольшими ковшами-наливками. Формы ковшей были разнообразными и различались в основном расположением и формой ручки; например, Козьмодемьянские ковши были стоячие, с почти вертикальной широкой плоской ручкой. Пили напитки из медных, оловянных и деревянных стопок и из довольно объемистых (до одного литра) жбанов, собранных из клепок на обручах, с ручкой и крышкой. Вообще в крестьянском обиходе широко использовалась бондарная посуда: бочки, полубочки (пересеки), лагуны, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Всякая ткань состоит из двух взаимно перпендикулярных нитей - вертикальной основы и горизонтального утка; каждая цить проводиться то сверху, то снизу нитей другой системы. Порядок пропускания нитей между двумя другими называется способом переплетения нитей данной ткани. Ткани различаются именно по способу переплетения, а также по материалу нитей (хлопок, лен, пенька, шелк, шерсть и пр.). Если в какой-либо точке ткани основная нить сверху - это основное переплетение, если же снизу - уточное. Порядок перекрытий повторяется как по ширине, так и по длине ткани. Число нитей основы, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие переплетения, называется основным рапортом ткани. Уточным рапортом называется то число уточных нитей, после которого идет повторение в прежнем порядке всех предыдущих переплетений уточных нитей. Прямоугольник, составленный из числа основных и уточных нитей, равного соответственным рапортам, называется рапортом ткани. Вся ткань состоит из рапортов, повторяющихся по длине и ширине.
По виду поверхности, зависящему от способов переплетения, ткани можно разделить на: 1) гладкие, имеющие совершенно однообразный вид, без всякого узора; 2) несложно-узорчатые, испещренные мелким, часто повторяющимся узором, а также полосатые, клетчатые и т. п.; 3) сложно-узорчатые, имеющие более крупные, резко выделяющиеся на фоне узоры; 4) ворсовые, или бархатные, поверхность которых покрыта торчащими кончиками волокон, плотно закрывающими ткань, на которой они сидят; 5) пестротканые, у которых эффект наружного вида достигается подбором нитей разных цветов; 6) двойные и другие особой выделки; 7) газовые, с неплотно прибитыми нитями основы и утка.
По сдвигам перекрытий нитей основы и утка различают три главных переплетения: 1) полотняное, или тафтяное, с поочередным основным и уточным перекрытием; вид ткани с обеих сторон одинаковый, совершенно гладкий; 2) саржевое, или киперное, - рапорт всегда имеет более двух нитей, ткань представляется покрытой мелкими диагональными рубчиками или штрихами под углом 45°; 3) атласное, или сатиновое, - рапорт всегда имеет более 4 нитей, ткань представляется покрытой отдельными основными перекрытиями, разбросанными по поверхности равномерно, но не лежащими рядом друг с другом. Из простейших переплетений через увеличение числа основ-
ных перекрытий получают репс, рогожку, сложные виды саржи, ряд атласов, диагональ, образованную наклонными, но не под углом в 45° полосками.
Чем чаще расположены взаимные переплетения нитей, тем плотнее ткань; самое плотное - полотняное с равномерным чередованием основы и утка. Саржа или атлас более гибкие, мягкие. Из шерстяных тканей самая плотная - сукно, которое дополнительно обрабатывается валянием, в результате чего переплетаются ворсинки нитей.
§ 1. Некоторые крестьянские домотканые ткани
Ватола (дерюга) - самая грубая толстая крестьянская ткань полотняного переплетения из пеньки; шла на мешки, покрытия возов и пр.
Изгребина - грубая ткань из вычесок, оческов, остатков пакли или льняного полотна.
Коломянка - пестрая шерстяная домашнего производства либо одноцветная льняная, фабричная, главным образом светлых тонов, иногда с добавлением пеньки ткань саржевого переплетения; шла на недорогие летние костюмы, офицерские кители и пр.
Китайка - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кумач - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Мухояр - пестротканая ткань из льна с примесью шерсти или хлопка, окрашенных в пряже; шла на верхнюю одежду крестьян, мещан.
Пестрядь - ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета, со слегка шероховатой поверхностью и характерно пестрым цветом, иногда в мелкую клетку; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Пониток - полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка; шла на народную верхнюю одежду.
Посконь - ткань из конопляного волокна, грубая, неокрашенная, находившая применение только в крестьянстве у бедняков.
Сермяга - грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета, армячина.
§ 2. Некоторые старинные ткани фабричной выделки
Бареж - шелковая ткань в газовой технике, иногда с хлопчатобумажной основой, легкая и воздушная; шла на шарфы, летние платья.
Гродетур - плотная гладкокрашеная шелковая ткань темных цветов, немнущаяся и ноская; шла на дамские платья, рясы духовенства.
Глазет - разновидность парчи с шелковой, шерстяной или хлопчатобумажной основой, гладкая или узорчатая. Шла на мужские и женские костюмы в XVIII в., облачение духовенства, церковные покровы, отделку гробов и т. п.
Грезет - однотонная шерстяная или низкосортная шелковая ткань с мелким цветочным узором.
Грогрон - гладкокрашеный шелк наивысшего качества из плотнокрученых нитей, самый дорогой. "Гро", входящее в состав названия тканей, значит, что исходным сырьем является шелк.
Гроденапль - очень плотная гладкокрашеная шелковая ткань, шла на изготовление мужских цилиндров, женских шляп, отделку и шитье платьев и легкой изящной дамской обуви.
Демикотон - очень плотная и жесткая ткань двойная атласного переплетения, шла на верхнюю одежду людей невысокого положения.
Драдедам - одно из самых дешевых сукон, ворсовая шерстяная ткань, тоньше обычного сукна и не такая прочная.
Дымка - тонкая прозрачная шелковая ткань для бальных платьев, отделки шляпок и пр.
Казинет - хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань для верхней одежды небогатых лиц, форменного костюма низших служащих и пр.
Камлот - грубая шерстяная ткань диагонального переплетения, шла на верхнюю одежду у небогатых людей.
Коленкор - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная или гладкокрашеная, шла на белье, для отделки платьев, подкладок, изготовления набивных тканей.
Креп - шелковая чаще всего однотонная ткань особой выделки, благодаря разнице в пряже утка и основы поверхность ее шероховатая, как бы покрытая мелкими бугорками. Шла на носильное платье или его отделку, в том числе траурную.
Кретон - хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент, иногда дополненный рисунком в технике набойки. Благодаря плотности
иногда использовалась для обивки мебели, драпировок.
Люстрин - шерстяная или полушерстяная ткань с глянцевитой поверхностью для дамских платьев, мужских сюртуков и т. п.
Марселин - плотная тонкая однотонная шерстяная ткань; шла на дамские платья и пр.
Меринос - шерстяная ткань, обычно одноцветная, шла на верхнюю одежду, шали, платки и пр.
Миткаль - хлопчатобумажная довольно толстая неотбеленная ткань сероватого цвета, из нее получали коленкор, кумач, китайку.
Муар - чаще всего шелковая ткань, гладкокрашеная, после особой обработки горячими вальцами на ней получались волнистые разводы; муар с крупными разводами назывался муар-антик, а из шелка высшего качества - громуар. Шла на орденские ленты, для отделки дамских платьев, шляпок, на шарфы и пр.
Муслин - очень тонкая ткань полотняного переплетения из хлопка, льна, шелка.
Нанка - одна из самых дешевых хлопчатобумажных тканей, грубая, плотная, желтоватого оттенка или серая; шла на одежду бедняков.
Объярь - старинная шелковая ткань типа муар, иногда с включением золотой или серебряной нити.
Пике - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с поверхностью, покрытой мелкими рубчиками; шла на жилеты, отделку платьев.
Плис - хлопчатобумажный бархат с относительно длинным ворсом; шел на дорогую верхнюю крестьянскую одежду, легкую дамскую обувь.
Поплин - двухсторонняя одноцветная или узорчатая ткань с шелковой основой и шерстяным либо хлопчатобумажным утком; шла на верхнюю одежду, особенно дамскую.
Равендук - толстое грубое полотно, в XVIII в. из пеньки, в XIX в. из льна; шло на технические нужды.
Ратин - шерстяная ткань со слегка волнистым ворсом на лицевой стороне, обработанная особым образом вальцами.
Серпянка (рединка) - редкая неплотная льняная ткань.
Стамед - шерстяная ткань диагонального переплетения, красная, обычно использовавшаяся как подкладка, особенно в мундирах.
Тарлатан - мягкая редкого переплетения хлопчатобумажная ткань типа кисеи, недорогая; шла на домашние платья.
Тафта - шелковая или хлопчатобумажная ткань, тонкая и
плотная, одноцветная или узорчатая; шла на одежды и медицинские повязки.
Термолама - очень плотная толстая шелковая ткань золотистого цвета, привозная, дорогая; шла на мужские шлафроки.
Терно - дорогая шерстяная ткань диагонального переплетения из высококачественной шерсти горной козы; шла на женские платья, шали.
Тибет - шерстяная ткань диагонального переплетения из шерсти горной козы, двусторонняя; шла на шали.
Тик - грубая плотная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с полосами красного или синего цвета; шла на обивку мебели, рабочую одежду.
Трип - утрехтский бархат, шерстяная ткань с ворсом на лицевой стороне; шла на верхнюю одежду, головные уборы, обивку мебели, экипажей.
Фриз - грубая шерстяная ткань со слегка вьющимся ворсом, одна из самых дешевых; шла на верхнюю одежду небогатого населения.
Фуляр - легкая шелковая ткань, очень мягкая, одноцветная или с орнаментом; шла на женские платья, косынки, носовые платки.
Шалон - легкая шерстяная ткань диагонального переплетения, двусторонняя, шла на верхнюю одежду.
Шине - несколько разновидностей легкой шелковой ткани особой выделки с характерной размытостью контура орнамента; шла на парадные, обычно подвенечные платья.
Штоф - очень плотная шелковая ткань, гладкая или орнаментированная; шла на верхнюю одежду, обивку мебели, для драпировок, занавесок, обивки стен вместо обоев.
§ 3. Народное узорное ткачество
Кроме ткачеств гладких тканей, в крестьянстве было распространено несколько видов узорного тканья: браное ткачество одно- и двухуточное, выбор, ремизное узорное ткачество, ажурное ткачество. Одно из самых древних - браное двухуточное тканье. При этой технике использовали два челнока для утка - с красной и белой либо с черной и белой нитями и белую основу, набиравшуюся в "ниты" (ремизки) стана попарно несколькими группами, так что очередные перекрытия нитей последовательно сдвигались и получался красный или черный орнамент. При одноуточном браном тканье на малом числе дощечек, вставлявшихся между нитями основы, только одним челноком с красным или черным утком получались контрастные участки гладкого и
с рельефными переплетениями полотна. Двухуточное тканье шло на полотенца и затканки, одноуточное - на середины скатертей, реже полотенца и детали женской одежды. Браное ткачество применялось также при тканье пестряди в клетку и полоску, изготовлении половиков. Применялись и другие способы тканья: закладная техника, вытягивание петель из утка.
Ремизное ткачество на пяти и восьми ремизках производилось одним челноком, белым по белому, причем при использовании толстого шерстяного утка ткань получалась с высоким рельефом при узоре разновеликими и разной формы клетками. Восьмиремизная техника давала совершенно гладкую фактуру клетками и применялась для выполнения цветной каймы на белом фоне полотенец, скатертей, рубах.
Ажурным ткачеством с перевивкой нитей утка и основы выполнялись концы полотенец и каймы скатертей. Рисунок имел вид прозрачной сетки на фоне более плотного полотняного переплетения.
К узорному ткачеству относится и тканье поясов-покромок. Преимущественно их ткали не на стане, а на руках, с небольшим подвижным бердом в форме узкого двойного гребня, а витые кушаки изготовлялись вручную на длинной игле.
§ 4. Кружевоплетение
Кружево - сетчатая ткань из переплетенных нитей, выполненная коклюшками, крючком или спицами. Для плетения коклюшками на подставке из двух перекрещивающихся рам устанавливали туго набитый круглый валик - бубен. К нему иглами прикалывали рисунок, или сколок. Коклюшки - деревянные палочки длиной 17-18 см с головками на концах. В работе они используются парами (до 40). Попарно наматывается на них и нить, сначала на одну коклюшку, затем на другую. Узор нанесен на плотную бумагу точками, определяющими места вкалывания булавок; булавки, определяя узор, прикрепляют сколок к бубну, а также поддерживают и соединяют нити при плетении. Узоры образуются благодаря сочетаниям основных элементов кружева. Самый главный - тесьма-полотнянка, или вилюшка; она ведет главный рисунок кружева. Плетешок напоминает шнурок, часто украшенный отвивными петельками с одной или двух сторон. Насновка - небольшие фигуры очень плотного плетения овальной или четырехугольной формы. Они вплетаются в сетку или решетку, образующую фон.
Кружева в основном создаются в парной и сцепной техниках плетения. Парной техникой создаются мерные кружева - прошвы, край, различные оплетки, мелкие узоры. Узор состоит из простейших геометрических фигур разной плотности, ритмически повторяющихся. Штучные изделия выполняются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделие еще при подготовке сколка делится на части, которые потом соединяются вязальным крючком. Узоры сцепного кружева состоят из плотно сцепленной тесьмы-вилюшки, которая, изгибаясь, ведет основной рисунок, выявляет формы орнамента, а также из прозрачной решетки, служащей фоном.
Кружевница, плотно приколов рисунок к бубну, навивает нитки на коклюшки и навешивает их парами на булавки. Приемы плетения основаны на переборе - перекладывании в определенном порядке коклюшек. Плетут одновременно двумя парами коклюшек, которые кружевница держит в обеих руках. Остальные, не работающие в данный момент коклюшки, раскладывают по бубну парами, и они свисают с него.
В России были популярны некоторые западные типы кружев, послужившие основой русских кружев. Блонды - кружева из шелка-сырца золотисто-рыжего, естественного цвета. Алансонские кружева, особенно тонкие и дорогие, имеют правильный сетчатый фон. Валансьен - прозрачная тонкая правильная сетка-фон, плетется одновременно с узором, не имеющим никакой рельефности. Малин характеризуется сквозными фигурами, обведенными сканью. Кружевоплетение проникло в Россию с Запада в XVIII в. и сначала лишь в помещичьи имения, поскольку требовало много времени и дешевых рабочих рук. В дальнейшем оно получило широчайшее развитие в мещанской среде, в крестьянстве же было распространено ограниченно.
Бытовал ряд самобытных типов кружева: "сетчатые денежки" как тип крестьянского "численного кружева" шириной в 2,5 см с простым узором; "сетчатое плетение" с переплетением нитей в косом направлении и в сочетании с плотной полотнянкой и сквозными решетками фона; "канфарные" кружева в виде сетчатой клетки; "гречишка" из сетчатых шестиугольников неправильной формы, расположенных в шахматном порядке, и др. В середине XVIII в. появляются новые приемы: кружевная витая скань, скань - "елочка", ростовские сцепные кружева из льняных ниток. Раннее вологодское кружево первой половины XIX в. имело узоры прошвы из изображения симметричных пав и деревьев на густом фоне из овальных насновок, с зубцами растительного характера; особенностью зубцов было их окаймление полосой или цепью мелких фигурок. Калязин Тверской
губернии славился кружевами типа малин, а Торжок - многопарным типом с изображениями женских фигур, коней и птиц. В Московской губернии плели "металлическое кружево" с рисунком "гребешками", но к середине XIX в. оно сошло на нет. Своеобразный волнистый рисунок имело кружево из Балахны Нижегородской губернии, а скопинское и михайловское кружево Рязанской губернии сначала имело "травчатый" рисунок с растительными узорами, который затем сменился геометрическим орнаментом; в Михайлове бытовало и "позументное" кружево как замена металлических галунов, здесь же употреблялись "бубенцы" - зубцы полукруглые и "мысы". Русское кружево было настолько высокого качества, что в торговле елецкие и мценские кружева иногда выдавались за французские и шли на мировой рынок.
§ 5. Вышивка
Для вышивки в качестве основы использовалось преимущественно тонкое отбеленное полотно из лучшего льна, а в южнорусских губерниях еще и домашняя тонкая шерстяная ткань и сукно.
Широко использовался миткаль, окрашенный "на кумачное и китайчатое дело", а также ластик (сатин) и фабричная шерстяная ткань - кашемир, коленкор, кисея, а для вышивки золотом - атлас и бархат. В строчевом и гладевом шитье основой служили батист, маркизет. Для вышивания брали сученую (сканую) шерстяную пряжу - гарус фабричного изготовления. Гарус вводили в тамбурную вышивку, а в строчевую - для обводки контуров узора и для односторонней глади. Наиболее широко гарус начинает применяться с середины XIX в. В северных губерниях вышивали еще отбеленными или окрашенными льняными нитками, которые с середины XIX и. почти полностью были вытеснены хлопчатобумажными. Использовались также шелк и металлические волоченые золотые и серебряные нити. В XIX - начале XX в. распространяется вышивка золотыми и серебряными нитями на бумажной основе, обернутой тонкой, чаще всего медной позолоченной или посеребренной проволокой. Использовалась также бить - расплющенная тонкая проволока и канитель - бить, свернутая в тонкую трубочку. В старину в крестьянском шитье широко использовался мелкий жемчуг (бурмицкое зерно) из Поморья, разноцветный бисер, в помещичьей среде - высококачественный венецианский. Редким материалом для вышивания были солома и человеческий волос. Волос использовался в крестьянском быту для
изготовления ритуальной одежды - "смертных" рубах, в помещичьем - в сочетании с белым шелком - для пейзажных и сюжетных вышивок, имитирующих гравюру, на бумажниках для подарков. Вышивка соломой имитировала золотное шитье и более связана с городским бытом.
Техника вышивки. Вышивание производится либо пропусканием нити с помощью иглы через материал и выведением ее снова на поверхность, либо путем расшивания, когда основная нить прихватывается сквозь ткань другой, тонкой нитью (шитье вприкреп). Более резкая грань существует между вышивкой и аппликацией - наложением на основную ткань фигурных кусочков иной ткани, которая всегда дополняется вышивкой.
Существует несколько способов вышивки: счетная техника, выполняемая по счету нитей основы, более древняя и несчетная техника, выполняемая по намеченным контурам рисунка. К первой группе относится вышивка по цельной ткани: набор, двусторонний шов, косой стежок, крестик по счету нитей ткани, счетная гладь и т. д. - и по разреженной ткани - различные виды строчки. Ко второй группе относятся тамбурное шитье, несчетная гладь, крестик по канве.
Древнейшим видом шва является шитье набором (бранью, по браному): стежок кладется то поверх, то снизу ткани. Его особенность - негативное изображение узора на изнанке. Двусторонний шов выполняется способом "вперед иголку", затем нитки поворачиваются обратно и тем же способом заполняются пропущенные места с лица и изнанки ткани. Это один из древних швов, на Севере сохранившийся до середины XX в. Сначала накладывали "след" - стежок, охватывающий три или четыре нити холста, а выметав контуры (поэтому техника называется еще "по выметке"), начинали заполнять их клеткой, мелкой или более крупной, иногда перекрещенной двумя линиями или отмеченной звездочками, расположенными в шахматном порядке, либо же вся внутренняя часть узора заполнялась ступенчатыми линиями, цепочками ромбов и квадратов, расположенных по диагонали, вертикали, горизонтали - в зависимости от местности. Двусторонний шов дополнялся косым стежком, образующим полосы в узоре, набором и гладью. Вышивка косым стежком использовалась для головных уборов и была односторонней. Стежок клался на ткань косо, захватывая четыре нити основы и две нити утка; начало следующего стежка находится у середины предыдущего. Вышивка получалась плотной, как бы ковровой, и покрывала все поле. Контуры выполнялись черной нитью, узор - зеленой или желтой, а фон - красной.
Техника счетной глади (стлань, внастилку) использовалась
как в сочетании с другими способами, так и самостоятельно. Стежки ее плотно прилегают друг к другу и покрывают ткань по счету нитей. Гладью украшали очелья сорок, рубахи, а кое-где паневы.
Гладевые швы издавна применялись в золотном шитье, но в технике вприкреп: золотая нить пропускалась петелькой сквозь ткань и с изнанки прихватывалась шелковой нитью. В XVI- XVII вв. в основном шили вприкреп. Основные приемы шитья: 1) плоская гладь - шов плоско ложиться на ткань; 2) шов вприкреп по веревочке - с подкладкой под нити шнура; 3) высокая гладь - узор получался выпуклым; 4) вприкреп по настилу - золотые нити накладывались на толстые бумажные нитки; 5) шитье по карте - нити накладывались на узор из толстой бумаги, сложенной в несколько слоев, либо из толстой ткани, бересты. Шили золотой и серебряной нитью по холсту, а также по кумачу, шелку и бархату, с подкладкой из холста, и узор выметывали ниткой с изнанки по холсту, затем стегали с лицевой стороны ткани, покрывая узор хлопчатобумажными толстыми нитками, а поверх стеганого узора накладывали золотые или серебряные нити вприкреп. В народном золотошвейном деле применялось вышивание с оставлением фона и "кованым" шитьем, без оставления фона, который покрывался теми же нитями, что и узор. Техника крестом по счету нитей была двусторонней, более древней, и односторонней. Односторонним крестом вышивали очелья сорок шерстью или шелком по холсту, а также подолы рубах, передники, полотенца, подзоры красными хлопчатобумажными нитями.
Техника строчки связана с предварительным выдергиванием нитей основы и утка ткани и изготовлением сетки. Выдергивали по четыре нити основы и утка, оставляя такое же количества нитей невыдернутыми; могли выдергивать по 8 и даже по 15 нитей. Нитки подрезали, всю сетку перевивали и переплетали. Орнамент преимущественно геометрический. Разновидностей строчевой вышивки множество - от простой мережки до тонких и сложных гипюров. Нити выдергивали по всей ткани либо только по фону, получалась сетка с мелкой ячеей. Узор выполнялся в разных типах строчки: 1) стлань - заполнение выдернутых ниток неперевитой сетки, так называемой штопкой; 2) настил - наложение нитей узора в определенном направлении; 3) строчевыми разделками - разнообразным узорным заполнением; 4) обвивкой сетки нитками разных цветов; 5) ткань узора оставлялась невыдернутой, а контуры узора предварительно наносились на ткань и укреплялись обводкой тамбурным швом. Последняя разновидность называлась швом по письму,
или атласником по письму. Атласниками назывались белые гладевые узоры, заполнявшие контуры орнаментального рисунка в виде дорожек, городков, зигзагов, треугольников и т. д. Разновидностью белой строчки является шитье по плетеной сетке, на которую настилался узор. Вышивание по тонкой плетеной сетке (филе) вошло в моду в 80-х гг. XVIII в. Строчевая вышивка всех разновидностей по цвету бывает белая, белая с введением цветной нитки в обводку контуров рисунка, а иногда и в разделку узора. Фон может обвиваться цветной, преимущественно красной нитью, на нем выделяется белый узор, чаще всего выполненный стланью. В литературе эта техника называется перевитью. Иногда, в основном на юге, узор создавался плотной обвивкой сетки нитками разных цветов.
В XIX в. в связи с модой на гипюр развивается его ремесленное производство, частично вытесняя строчевую вышивку. Гипюр - кружево с резко очерченным узорчатым орнаментом, части которого соединены нитками, образующими большие клетки; каждая соединительная нить состоит из нескольких ниток, обвитых основой.
К несчетной технике вышивания относятся тамбур, односторонняя гладь и крест по канве. Русские названия тамбурной техники - в петлю, петелькой, в цепочку, косичкой, в плетешок - отражают характер шва, состоящего из цепочки петелек, выполняющихся с помощью крючка в пяльцах либо обычной иглой без пялец. Классический тамбурный шов производился на ткани, туго натянутой в пяльцах, подобно тамбурину (отчего произошло и название), тонким крючком петля в петлю. Тамбурная вышивка редко встречается в XVII в., чаще - в XVIII в. Вышивали тамбуром в сочетании с гладью кисейные рукава женских рубах и покрывала, а также платья в дворянских кругах. В деревне эта техника появилась преимущественно во второй половине XIX и даже в начале XX в. Наиболее характерны для нее растительные узоры, сюжеты бытового содержания; иногда узоры брали "с мороза", с покрытых изморозью стекол. Монохромная гамма (красной нитью по холсту или белой по кумачу) характерна для северных и центральных губерний, полихромия - для Верхнего Поволжья. Гладью односторонней, несчетной вышивали по рисунку. Распространилась она под влиянием дворянской усадьбы и монастыря. Белым гладевым швом украшали белье горожанки. В крестьянской вышивке XIX- начала XX в. гладь, часто соединенную с тамбурной обводкой, выполняли разноцветным гарусом. Своеобразны владимирские швы - яркие вышивки Мстеры, выполненные цветными толстыми нитями крупными стежками с добавлением
разделок. Вышивание крестиком по канве распространилось под городским влиянием во второй половине XIX- начале XX в. Образцами служили печатные узоры, узоры с оберток мыла и т. д. Вышивка нередко дополнялась обшивкой шнуром, аграмантом, лентами, кружевами, часто соединялась с ткаными узорами, выполненными браной или закладной техникой. Иногда вышивкой имитировали кружево, используя технику по перевити, либо двусторонний шов, вырезая края ткани зубчиками. Либо же разноцветные нити натягивали на рамку вдоль и поперек и иглой поддевали их по диагонали.
§ 6. Набойка
Набойка, или набивка, и выбивка - способы разрисовки белых тканей красочным орнаментом. Использовались домотканые холсты и фабричные миткаль, коленкор, ситец. Основным инструментом были манеры - толстые пластины сухого твердого дерева (ореха, груши) размером 25-30 см в поперечнике, на которых вырезался орнамент, так что фон был углубленный. Манеру погружали в особый ящик с желеобразной краской, покрытой тканью, и накладывали на окрашиваемую ткань, слегка ударяя сверху. Поскольку для окрашивания даже одного куска ткани требовалось произвести множество наложений, дерево быстро стиралось, поэтому орнамент стали делать, вбивая в доску металлические короткие кусочки проволоки и загнутые на конце полоски меди и некоторых сплавов. Позднее манеры стали делать литыми. Если орнамент был многокрасочным, на одно и то же место накладывали соответствующее число манер с различающимся узором и окрашенных в свою краску. Выбивка, или выбойка, отличалась от набойки тем, что вместо краски ткань покрывали особым восковым составом, затем всю ткань окрашивали, а орнамент под воском оставался белым. Набивное производство в крестьянской среде сохранялось еще в XIX в., быстро заменяясь покупными набивными ситцами фабричного производства. Большое распространение получили также фабричные набивные платки и шали, особенно фабрики Колокольцевых.
Предметное окружение человека берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи: ручное рубило, скребло, позднее - каменный топор, лук и стрелы. Орудия первобытного человека были далеки от совершенства, но с их помощью человек встал на путь своего развития, путь открытий и изобретений, который привел к созданию более совершенных орудий труда, предметов обихода, украшений, а в итоге к тому, что именуется сегодня словом "дизайн". История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологий.
Первые орудия труда человека. Первые понятия об удобстве. Возраст древнейших орудий труда, как показывают археологические раскопки, - 2,9 млн. лет . Свои первые орудия труда - ручные рубила первобытный человек изготавливал из камня, вулканического стекла, кости, де рева. Ими можно было растирать и размельчать растительную пищу, соскабливать и очищать кожуру и кору раздроблять орех. Рубило представляло из себя универсальный инструмент со множеством функций. Оно по праву считается первым изобретением человека является первым объектом, который человек стремила сделать удобным в обращении, или, говоря современны» языком, "эргономичным".
Изобретение лука и стрел. Гениальным изобретением человечества стали лук, тетива и стрелы, явившиеся, по сути, первыми технически сложными орудиями. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности большого технического опыта. С помощью лука стало возможным передавать и преобразовывать движение: выпущенная стрела, сверлильное приспособление, музыкальный инструмент.
Формы лука, как и других составных орудий, подвергались на протяжении тысячелетий многократным модернизациям, связанным с открытием новых материалов и технологий, получением новых знаний в области эргономики.
Первые предметы быта из керамики. В конце каменного века (5-3 тыс. лет до н.э.) человек создает первые искусственные материалы. Это текстиль и керамика. Занимаясь земледелием, человек познакомился с глиной, которую употреблял сначала для обмазки плетеных стен жилища, а затем и плетеной посуды. Обжиг глиняной посуды, придавший глиняной массе камневидность, водонепроницаемость и огнестойкость, стал важным изобретением. Появилось гончарное искусство, а вместе с ним и первые предметы быта из керамики. Как и все ремесла, техника керамики прошла долгий и сложный путь своего развития. Тысячелетия ушли на изучение достоинств и недостатков разнообразных глин. Из множества их видов древние мастера научились выбирать те, которые отличались наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью. В глиняную массу стали примешивать различные добавки, улучшающие качество изделий.
С изобретением глиняных сосудов человек получил новые возможности для приготовления и хранения пищи, что было особенно важным на последующих этапах развития общества.
Литье металла. Первое массовое производство. Гончарная печь в процессе ее постепенного усовершенствования позволила освоить температуры свыше 500° и открыла людям металлы; сначала бронзу, затем железо. Являясь сплавом меди с оловом, бронза при этом имеет более низкую температуру плавления (700-900°), более высокие литейные качества, а при охлаждении обладает отпуск самой сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров. По такому принципу сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира.
Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Н овые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования. Чтобы решить возникающую угрозу конфликта между машинным производством и эстетическими воззрениями общества, предотвратить вандализм рабочих по отношению! к новой технике, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Английское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию культуры на развитие техники.
Исторический период в жизни человечества - XV и XVI вв. называют эпохой Возрождения,временем новых идей и свершений. Именно тогда получают применение важнейшие изобретения: порох, компас, очки и книгопечатание . Очки подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики. Компас, подзорная труба и парусные корабли, вооруженные пушками, помогли осуществить великие географические открытия.Книгопечатание сыграло решающую роль в развитии науки, техники, культуры.
Машинному размножению текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги к покрытой краской печатной форме предшествовало изобретение самой бумаги. Человек позаимствовал ее технологию изготовления из древесины у... ос. Рабочие осы весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна-клетчатку. В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса для строительства гнезда, состав которой тот же, что и у бумаги.
Это обнаружили при химическом исследовании осиных гнезд - их материал оказался сходным до мелочей с мягкими, шелковистыми сортами бумаги, производимыми в Китае и Японии с древних времен. Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел около II в. н. Идея Иоганна Гутенберга, как все гениальное, была проста до чрезвычайности. Он додумался получать произвольное число идентичных оттисков текста с формы, составленной - вот оно, озарение! - из подвижных и заменяемых элементов, литер. Творческий шаг Гутенберга - прежде всего механизация производства шрифта, т.е. создание словолитного инструмента.
ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА
Австралопитеки, пользуясь камнями, замечали, что лучше всего подбирать у ручья не гладкую гальку, а острые каменные осколки. Ведь заостренными краями можно было резать ветки, дробить прочные черепашьи панцири, выкапывать корни. Если нападал хищник, каменным остроконечником его ранили.
Поэтому австралопитеки искали у ручья
раздробленную гальку. Но ручьи выбрасывали мало таки
х
удобных каменных лезвий. И австралопитеки сами учились добывать острые
осколки - ударяли камнем о камень. Так появлялись первые орудия
труда.
Изготовление орудий из гальки. Рисунки современного ученого
Запомните: орудиями труда называются вещи, которые люди делают
специально, чтобы потом ими трудиться.
Удобнее ли клювы птиц, клыки и зубы зверей, чем орудия труда людей? Нет! Ни одно животное, ни одна птица не могут менять свои когти или клювы, с которыми они родились на другие, получше. А наши предки постоянно пытались сменить орудие труда на другое, более удобное. Они
замечали:
чем длиннее и острее каменное лезвие, тем оно лучше. Наши предки заостряли края гальки, откалывая небольшие кусочки. Только одну сторону гальки оставляли необбитой, чтобы не повреждать ладонь.
Орудия труда из гальки. Находки археологов
Первые каменные орудия труда достигали 20 см. в длину и весили до 100 г. Их постоянно носили с собой. Но галечные орудия были не единственными. Из ветвей изготовляли тяжелые дубины и заостренные палки. Из расколотых костей получались крепкие остроконечники.
Люди умелые.
Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком"(Великобритания).
Вожак.
Рисунок современного художника
За многие десятки тысяч лет самые развитые
потомки австралопитеков привыкли делать орудия труда и постоянно
пользоваться ими. Камень был прочнее и острее любых клыков, когтей, а
дубина
- тяжелее лапы самого сильного зверя.
Человек умелый. Рисунки современного художника
Хотя первые орудия труда были грубыми и несо-вершенными, они сделали великое дело. Два с половиной миллиона лет назад труд окон- чательно превратил потомков австралопитеков в п ервых людей . Ученые решили присвоить этим нашим далеким предкам научное название "людей умелых" .
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
Конечно, первые люди никак не могли жить в одиночку. Их истребили бы хищники. Но жить большими группами тоже было невозможно - не хватало пищи. Обычно собирались 25-30 человек и бродили с места на место по берегам озер и рек. В удобных и безопасных местах люди умелые устраивали стоянки, изготавливали орудия труда, отдыхали, питались.
Черепа людей умелых. Находки археологов
Люди умелые жили в Африке и, быть может, в Южной Азии, где было тепло. Там можно было обойтись без одежды, обуви, прочного жилья. От жаркого солнца и ливней люди прятались в пещерах, шалашах из веток. Группу людей возглавляли вожаки. Вожаками были самые опытные, внимательные и смелые.
Люди умелые еще не могли говорить, но уже издавали отдельные глухие звуки, которыми передавали свои чувства: боль, страх, удовольствие. Звуками они предупреждали об опасности, созывали всех вместе.
Среди людей иногда вспыхивали ссоры, но до драк не доходили. Ведь теперь все были вооружены, поединок мог окончиться гибелью человека. А смерть одного ослабляла всю группу. Поэтому люди решали споры между собой не силой, как звери, а уступая друг другу.
ТРУД ЛЮДЕЙ УМЕЛЫХ
Древнейшие
люди редко доживали до 30 лет, большинство погибало от голода, болезней,
нападений хищников. В суровой борьбе с природой многие группы людей
умелых вымирали. Другие группы выживали, увеличивались, разделялись на
части и расходились, как это делают стаи животных. Запомните: бродячие
коллективы древнейших людей, во многом похожие на стаи животных, ученые
назвали человеческими стадами
.
Самое главное, чем отличалось человеческое стадо от звериной стаи - это,
конечно, труд при помощи орудий.
Придумайте название к рисунку современного художника
Что такое труд? Трудятся ли животные? Когда волки догоняют оленя, их лапы работают, действуют их зрение, слух и нюх. Когда бобры строят на реках свои плотины и домик, они тратят много сил. Но это не труд!
Работа животных отличается от труда людей тем, что звери не ставят перед собой никакой цели. Они вовсе не собираются переделывать природу с пользой для себя. Стая волков зависит от того, есть ли в лесу дичь. А если добычи не хватает, волки просто переселяются в соседний лес. Бобры зависят от того, есть ли рядом подходящие для них деревья. Если деревьев нет, бобры не строят плотин и домиков из бревен, а поселяются в вырытых норах.
Придумайте название к рисунку современного художника
У людей же все происходит иначе. Запомните: когда появились первые каменные орудия труда, люди перестали приспосабливаться, к природе, как это делают животные. Наоборот, при помощи орудий труда люди начали изменять природу и приспосабливать ее для себя.
Главным занятием людей было собирательство . Они искали съедобные травы, ягоды, корни, орехи. Это была основная пища. Иногда люди доставали яйца птиц и черепах. Собирательством занимались с утра до вечера.
Распределение добычи людьми умелыми. Рисунки современных ученых
Охота стала вторым занятием. Вначале люди убивали небольших зверьков, которые не могли убегать или защищаться. Подбивали птиц, ящериц. Потом научились окружать больных или раненых антилоп и обезьян и забрасывать камнями. Мясной пищи было гораздо меньше, чем растительной, но она была намного полезнее, давала больше сил. При питании мясом в мозг поступает больше полезных веществ и он работает лучше. Кроме того, охота объединяла человеческое стадо и заставляла людей быть дружнее. Люди умелые медленно развивались сами и развивали свои орудия труда.
1.
2.
1 .Распределение добычи людьми умелыми. Рисунок современного ученого 2. Распределение пищи. Современный художник нарочно допустил грубейшую ошибку. Найдите ее!