Картины художника николя де сталя. Русское чудо с французским именем Николя де Сталь (Nicolas De Stael)
КАК ЧЕЛОВЕК
Николас де Ленфен-смертный друг Лестата де Дионкура,родившийся в 1759 году в провинции Овернь в семье богатого торговца тканями.Отец Никола был человеком скупым,недалеким,грубым однако чрезвычайно честолюбивым.Отец,решивший,что его единственный сын и наследник должен получить дворянское образование,отправил 17-ти летнего Никола в Париж изучать право.Однако он не оправдал отцовских надежд.В столице Николас увлекся театром и вместо того, чтобы корпеть над учебниками, не пропускал ни одного представления в «Опера» и «Комеди Франсез». А потом на одном концерте он услышал игру знаменитого итальянского скрипача-виртуоза и буквально заболел музыкой. В тот момент Никола был потрясен, наблюдая, как этот ничем не примечательный и внешне такой обычный человек создает из ничего звуки скрипки, повергающие в экстаз. Мелодия, что лилась из-под его смычка, казалась живым существом! В те мгновения Ники был ошеломлен, заворожен, пленен! Ему безудержно захотелось проникнуть в это чудо, постигнуть таинство, посредством которого из простого куска дерева извлекается столь бесчисленное множество гармонических созвучий. Николас де Ленфен начал брать уроки игры на скрипке у самых знаменитых музыкантов. Увы, деликатность и острая нужда в деньгах помешала его учителям честно и откровенно объявить де Ленфену, что он безнадежен. Время Никола было упущено: слишком поздно начал он постигать азы музыкального мастерства... Он еще мог стать хорошим скрипачом, но выдающимся – никогда. Впрочем, тогда он этого не понимал и продолжал занятия музыкой, окончательно забросив свою юриспруденцию. В конце концов произошло то, чего и следовало ожидать: Николас де Ленфен был изгнан из университета, ему мне пришлось вернуться в родное захолустье, к отцу, кипящему от ярости из-за впустую потраченных на его обучение денег. Гнев его усугублялся еще и тем, что его сын не бросил своих занятий музыкой. Однажды, вконец рассвирепев, он вырвал у Никола из рук скрипку и вдребезги разбил ее о стену. Но Никола оказался упрямее него. Он тут же купил себе новый инструмент, пожертвовав для этой цели роскошными золотыми часами и прочими своими драгоценностями. Отца едва удар не хватил, когда он узнал о такой бессмысленной, по его мнению, трате денег. Он грозился переломать Николасу руки, чтобы раз и навсегда положить конец «дурацкому пиликанью на этой чертовой деревяшке», но скрипку больше не трогал. Как-никак, инструмент стоил денег, а отец привык рачительно относиться к любому товару.
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ЛЕСТАТОМ
И вот теперь они встретились, уже будучи взрослыми молодыми людьми. Николас де Ленфен был озлоблен на весь свет, Лестату тоже несладко жилось в его мрачном родовом замке, и очень скоро они стали лучшими друзьями. Никола и Лестатат вместе шлялись по кабакам, пьянствовали и вели долгие задушевные разговоры. Лестат де Лионкур оказался весьма тщеславным, самоуверенным, беспокойным и нетерпеливым созданием. Его чрезвычайно живой и пытливый ум занимал множество самых разнообразных тем, рассуждал о природе искусства, о вере, о добре и зле, о смысле человеческой жизни. Жизнь в глуши сильно угнетала его. Он жаждал известности и грезил о карьере театрального актера. Для той среды, в которой он вырос, взгляды его отличались редкостным свободомыслием. Однако при этом он был до смешного наивен в своем непоколебимом стремлении к добродетели. Однажды Ники, слегка раздраженный восторженностью Лестата, попытался своими язвительно-скептическими рассуждениями поколебать его идеалы. Но, увидев его растерянность, смятение и слезы, тут же раскаялся. Никола почувствовал, себя так, словно ударил ребенка. Ведь его привлекала в Лесттате именно эта ничем не замутненная душевная невинность, которой Николас де Ленфен сам, увы, давно лишился. А потом все случилось словно бы само собой. Они лежали на охапке сена в конюшне его отца, по очереди передавая друг другу бутыль с дешевым кислым вином. Ники и Лестат быстро захмелели – может, оттого, что сами этого хотели... Наступил ихний «золотой момент» – так они называли ту фазу опьянения, когда все вокруг приобретает иное значение, чувства обостряются, а мысли начинают нетерпеливо теснить и подталкивать друг дружку. Тогда-то у них и возник план побега из ихней глухой провинциальной дыры, прочь от родственников, которые не понимали их и которым они были не нужны.
В ПАРИЖЕ
По прибытию в Париж Ники обрел возможность полностью посвятить себя музыке. Но его душу отравляло сознание того, что настоящим музыкантом ему уже никогда не стать. Всю жизнь Николасу суждено было оставаться лишь жалким дилетантом. Фигляром, способным лишь на то, чтобы играть в театральном оркестрике, на потеху грубой толпе, ничего не смыслящей в высоком искусстве. И он возненавидел свою скрипку. В отличие от Лестата, Николас де Ленфен отнюдь не собирался посвящать себя служению на благо человечества. Другие люди его совершенно не интересовали, и ему было глубоко наплевать на тех, кто приходил на их представления в театр Рено. Лестат замечал скверное расположение духа Никола, но не мог понять его причины. В силу своей неискушенности в тонкостях музыкальной игры, он искренне считал его прекрасным скрипачом. Никола же становился все более раздражительным, все больше пил и все чаще срывал на Лестате свое скверное настроение. Впрочем, несмотря на это, они продолжали горячо любить друг друга. И вот однажды Лестат пропал. Он исчез самым невероятным образом, посреди ночи, когда мы с ним спали в нашей бедной мансарде. Сквозь сон Николя смутно слышал голос своего друга, но его сковало какое-то странное оцепенение, мешавшее проснуться окончательно. А наутро его уже не было. Ники решил тогда, что Лестат его бросил. Возможно, удрал с каким-нибудь одним из своих богатых поклонников, которые так восторженно глазели на него в театре. А когда неизвестно откуда стали приходить все эти дорогие подарки, подозрения Никола переросли в уверенность. О, как же он н ненавидел Лестата! Он злился не столько даже из-за его ухода, сколько из-за того, что он сделал это тайком от Николя, тем самым предав их любовь и дружбу. Лишь позже Ники узнал, что был несправедлив... Лестат не предавал его. Спустя некоторое время он вернулся. Хотя лучше бы им больше никогда не видеться! Николас сразу понял, что с Лестатом что-то не так.Николас де Ленфен узнал что Лестат стал вампиром.
КАК ВАМПИР
После вышеупомянутых событий,Лестат обратил Николаса де Ленфена в себе подобное существо,Итак,Никола стал таким же, как он. Для вампира в Ники было слишком много человеческих слабостей. Увы, и в этом мне не удалось достичь совершенства...Вскоре Николас впал в депрессию и был похищен парижскими вампирами во главе с Арманом. Позже Лестат освободил его.После этих событий Никола примкнул Театру Вампиров(ранее парижские вампиры во главе с Арманом).
СМЕРТЬ:
"Завтра меня не станет. Решение мое неизменно. Пусть очистительный огонь подарит мне небытие, ибо лишь оно способно дать покой, которого я не обрел в смерти. Напротив: сейчас, умерев, я испытываю куда более жестокие мучения, чем при жизни." - именно так комментировал свою смерть Никола де Ленфен.
5 декабря 1914 года родился Николя де Сталь - французский художник русского происхождения, внесший заметный вклад в послевоенное искусство. Известен абстрактной, пастозной манерой письма…Отец Николя де Сталя (Николая Владимировича Гольштейна) был комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге до 1917 года.
После революции семья была вынуждена в 1919 году эмигрировать в Польшу. Родители Николя де Сталя там и умерли.
Осиротев, де Саль при посредничестве своей крёстной матери был усыновлён в 1922 году католической семьёй, жившей в Брюсселе.
В Брюсселе он учился в Королевской академии изящных искусств, где открыл для себя классическое искусство, знакомясь с работами Рембрандта, Вермеера, Хальса, Геркулеса Сегерса.
В тридцатые годы де Сталь много путешествует по Европе, живёт в Париже в 1934 году и Марокко в 1936 году. В Марокко он познакомился со своей будущей женой - Жаннин Гийу, тоже художницей.
В 1939 году де Сталь вступил в Иностранный легион, но в 1941 году был демобилизован.
Николя де Сталь в мастерской, 1940-е
После этого де Сталь поселился в Ницце, где он встретился с Альберто Магнелли, Жаном Арпом, Соней и Робертом Делоне, которые и вдохновили его на первые абстрактные картины. Прежде в своём творчестве он уже успел пережить влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина…
В 1943 году, во время нацистской оккупации де Сталь вместе с женой Жанни вернулся в Париж.
В 1943 году де Сталь встретился с Браком. А первая же выставка, проведенная в 1944 году совместно с Кандинским и Магнелли, прошла с большим успехом и привлекла к де Сталю внимание критики.
В октябре 1946 года, благодаря дружбе художника с Андре Ланским, с которыми он встречался в 1944 году, де Сталь заключил контракт с Луи Каре. Последний согласился покупать все картины, которые де Сталь писал.
В 1946 году умирает Жанни. Через несколько месяцев после её смерти де Сталь женился на Франсуазе Шапутон (Chapouton), от которой имел двух детей - Лоуренса и Джерома.
К январю 1947 года де Сталь с новой семьёй переехал в большое помещение, чему способствовала растущая популярность живописца. В начале 1950-х о де Стале узнают также в США и Великобритании и это ещё более способствует признанию художника.
Николя де Сталь. В мастерской, 1954 год.
В 1953 году под влиянием депрессии де Сталь скрывается ото всех на юге Франции. 16 марта 1955 года во время очередного кризиса он неожиданно кончает жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна своей студии. Творческое наследие художника включает более 1000 работ.
Николя де Сталь. Натюрморт с трубкой, 1941
Николя де Сталь. Композиция, 1949
Николя де Сталь. Композиция бежевого, белого и зелёного1950
Николя де Сталь. Футболисты, 1952
Николя де Сталь. Пейзаж, 1952
Николя де Сталь. Фигуры, 1953
Николя де Сталь. Агридженто, 1953
Николя де Сталь. Бутылки, 1954
Николя де Сталь. Заснеженный Марсель, 1954
Николя де Сталь. "Обнаженная в голубых тонах", 1955
фр. Sébastien-Roch Nicolas de Chamfort
французский писатель, мыслитель, моралист
Николя де Шамфор
Краткая биография
Французский общественный деятель, писатель, философ-моралист, революционер - родился в Клермон-Ферране 6 апреля 1741 г. О его биологических родителях известно очень мало - только то, что он был незаконнорожденным сыном деревенского священника; его воспитывали приемные родители, супруги Круазе. Фамилию «Шамфор» юноша взял себе сам при поступлении в Парижский духовный колледж. Успешно отучившись в нем, он, тем не менее, решил не связывать судьбу со службой Церкви. В одном из высказываний он признался, что вся его природа просит независимости.
Спустя некоторое время к Шамфору пришла известность как к литератору, сочинителю пьес. Последние пользовались достаточно большой популярностью, однако в репертуаре театров не задержались. Заработки от писательской деятельности, а также доходы от частных уроков были для него основными. Шамфор стал популярной личностью в салонах французской столицы, перед ним были открыты двери лучших из них. В 1781 г. он был принят во Французскую Академию. Известен и такой факт из биографии Шамфора, как принадлежность к одной из крупнейших масонских лож.
Несмотря на то, что аристократы относились к нему лояльно, а сам он находился на секретарской службе у принца Конде, Шамфор проникся демократическими взглядами и горячей антипатией к абсолютизму. Он не только горячо приветствовал Великую Французскую революцию, но и лично принимал участие в штурме Бастилии. Будучи получателем королевской пенсии, одобрил ее отмену. Именно ему принадлежит авторство известного лозунга «Мир хижинам, война дворцам!».
На протяжении 1790-1791 гг. Никола де Шамфор исполнял обязанности секретаря якобинского клуба, сочинял публичные речи для Мирабо , однако неодобрительно относился к террору, не верил в его действенность и целесообразность. В 1792 г. его назначили на должность директора Национальной библиотеки. Уже в следующем году Шамфора по доносу арестовали за то, что он отказался написать заказную правительственную брошюрку, направленную на ограничение свободы слова. Спустя несколько дней его отпустили при условии, что он будет находиться под домашним арестом, а в его доме станет проживать надсмотрщик. Не желая терпеть такого поворота событий, Шамфор попытался покончить жизнь самоубийством. Однако смерть от увечий наступила только через несколько месяцев, и произошло это 13 апреля 1794 г.
Друзья, разбиравшие вещи мятежного литератора, нашли неизвестные рукописи, которые были опубликованы спустя год после его кончины в виде книг «Максимы и мысли» и «Характеры и анекдоты». Именно благодаря содержащимся в них афоризмам Шамфор получил известность, не позволившую забыть его имя до сих пор.
Биография из Википедии
Себастье́н-Рок Никола де Шамфо́р (фр. Sébastien-Roch Nicolas de Chamfort; 6 апреля 1741, Клермон-Ферран - 13 апреля 1794, Париж) - французский писатель, мыслитель, моралист.
Незаконнорождённый ребёнок, воспитывался приёмными родителями - бакалейщиком Франсуа Никола и его женой Терезой Круазе. Окончил Парижский университет. Писал стихи, комедии, существовал литературными заработками, был известной фигурой в парижских салонах. В 1781 стал членом Французской Академии.
Приветствовал Великую Французскую революцию, участвовал в штурме Бастилии. В 1790-1791 был секретарём якобинского клуба. Дружил с Мирабо, писал для него тексты публичных выступлений. В 1792 назначен директором Национальной библиотеки. В 1793 арестован по доносу за неприятие террора, через несколько дней отпущен. Перед угрозой нового ареста пытался покончить с собой, врачи его спасли, но через несколько месяцев он скончался от причинённых себе ран.
Шамфор был также масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».
Творчество
Стихи и драматические сочинения Шамфора сегодня практически забыты. Он остался в истории книгой наблюдений и афоризмов «Максимы и мысли, характеры и анекдоты», изданной после его смерти одним из друзей (1795). В отличие от Монтеня, Ларошфуко , Лабрюйера он утверждал, что человек изменяется под влиянием общественного строя, при котором живет.
Он придумал название для брошюры аббата Сийеса: «Qu’est ce que le tiers-état? » («Что такое третье сословие?», янв. 1789).
Влияние
Труды Шамфора оказали влияние на развитие немецкого романтизма. В Германии первое издание его книги восторженно принял Фридрих Шлегель, сказавший, что в своем жанре произведение Шамфора занимает первое место.
На русский язык избранные изречения Шамфора переводились с конца XVIII века, их часто цитировали П. А. Вяземский, А. И. Тургенев. Шамфор, был представлен в библиотеке Пушкина полным собранием своих сочинений. Как свидетельствует князь Вяземский (сын пушкинского друга), «он (то есть Пушкин) постоянно давал мне наставления об обращении с женщинами, приправляя свои нравоучения циническими цитатами из Шамфора». В списке авторов, которых читает Евгений Онегин, есть и Шамфор. (Глава VIII. Строфа XXXV).
Глубоко повлиял на последующую европейскую и американскую афористику от Амброза Бирса и Ницше до Чорана и Николаса Гомеса Давилы.
Популярные биографии Популярные темы цитат и афоризмов Популярные авторы цитат и афоризмов Популярные притчи
В 1932 году де Сталь поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, открыл для себя творчество Рембрандта, Вермеера. Путешествовал по Европе, жил в Париже, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась первая выставка его работ, близких к традициям византийской иконописи. В начале своей творческой карьеры де Сталь находился под сильным воздействием абстрактных произведений Жоржа Брака. Большинство ранних работ де Сталя представляли собой чистые абстракции. С обретением внутренней творческой независимости художник стал создавать работы, в которых поэтика абстрактных образов была тесно связана с мотивами, навеянными реальностью.
Последующие годы Никола де Сталь жил в Ницце, где познакомился с Жаном Арпом, Соней и Робером Делоне. Под их влиянием де Сталь обратился к абстрактному искусству и, уже пережив прежде влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина, вполне самостоятельно синтезировал теперь выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В 1943 он вернулся в Париж, где познакомился с Жоржем Браком, в 1944 выставлялся вместе с Василием Кандинским в галерее Жанны Бюше, на следующий год там состоялась его персональная экспозиция. Абстрактные композиции художника тех лет выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса ("Композиция", 1949, Париж, Национальный музей современного искусства; "Тяжкая жизнь", 1946, частное собрание).
Около 1949 года композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем ("Праздничный день", 1949, Париж, частное собрание; "Композиция", 1950, Лондон, галерея Тейт; "Композиция", 1951, частное собрание). В картине "Крыши Парижа" (1952, Париж, Музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками ("Музыканты", 1953, Париж, Музей современного искусства; "Большая оранжевая обнаженная", 1953, Париж, частное собрание; "Коллаж на зеленом фоне", 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ ("Агридженто", 1953, Цюрих, Кунстхаус). В 1948 де Сталь подружился с живущим в Париже художником немецкого происхождения Джонни Фридлендером. В начале 1950–х годов к де Сталю приходит известность в США и Великобритании, он иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Его палитра светлеет, он частично возвращается к фигуративности. Творческий путь художника Никола де Сталь уместился в пятнадцать лет, при этом его творческое наследие составило свыше 1000 работ.
Картина Никола де Сталь "Красные бутылки".
Богатством фактуры и цвета фон сопоставим с изображением сосудов, словно плавающих в его драгоценной мерцающей субстанции. Есть что-то вневременное в этом натюрморте, исполненном совершенного покоя – в равновесии абстрактного и изобразительного мотивов. Художник словно управляет напряженным взаимодействием разных но интенсивности пятен красного, вибрирующих, взаимопроникающих сквозь стенки сосудов. Изысканная тональная гамма картин
де Сталя – источник их лирического звучания. Излюбленными темами фигуративных
композиций зрелого периода творчества де Сталя являются музыканты, атлеты,
обнаженная натура и натюрморты. Вскоре после создания этого натюрморта в Антибе, в 1953 де Сталь переживает тяжелый нервный кризис и
укрывается на юге Франции, где неожиданно кончает жизнь самоубийством, выбросившись из
окна своей мастерской 16 марта 1955 года. После самоубийства художника его
творчество, преодолевшее антиномию абстракции – фигуративности, получило широкое признание.
Ровно сто лет назад родился Николя де Сталь - французский живописец русского происхождения, один из крупнейших представителей абстракционизма в европейском искусстве XX века. Будущий художник появился на свет в Санкт-Петербурге, в семье помощника коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, остзейского барона Владимира Шталь фон Гольштейна. Его матерью была Людмила Бередникова, родственница известного русского композитора Александра Константиновича Глазунова. После революции 1917 года семья Шталь фон Гольштейнов вынуждена была бежать из страны. В 1919 они обосновались в Польше, но почти сразу после эмиграции юного Николая и двух его сестер постигло несчастье: в 1921 году скончался отец, а в следующем году умерла мама. Осиротевшего Николая усыновила семья католиков из Бельгии, проживающая в Брюсселе, которая и дала мальчику новое имя, теперь его звали на французский манер – Николя де Сталь (Nicolas de Staël). Подросток рос в достаточно культурной многоязычной семье, учился в католических колледжах, Академии изобразительных искусств Сен-Жиль, в 1932 году поступил в Бельгийскую Королевскую Академию наук и искусств, где открыл для себя великие творения Рембрандта Ван Рейна, Яна Вермеера Делфтского, Франса Хальса, Геркулеса Сегерса. К тому же молодой человек обладал широким кругозором, много путешествовал, жил во Франции, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась и первая выставка работ Николя де Сталя, на которой он представил произведения, близкие к традициям византийской иконописи.
В 1939 году, художник неожиданно (вероятнее всего – с целью получения французского гражданства) записался добровольцем в ряды Иностранного легиона, расквартированного в Тунисе, но уже через два года демобилизовался и переехал в Ниццу. В 1941 году молодой художник знакомится с Хансом Арпом, а также с Соней и Робером Делоне, под влиянием которых обращается к абстрактному искусству. Надо отметить, что еще до этой встречи, Николя де Сталь испытал сильное влияние творчества Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Хаима Сутина. В результате, художник синтезировал в своем творчестве выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В сороковые годы де Сталь получает первую серьезную известность, выставившись вместе с одним из родоначальников беспредметного искусства – Василием Кандинским в парижской галерее Жанны Бюше (1944 год). Годом раньше Николя знакомится и с Жоржем Браком, а под влиянием своего друга, художника Андрея Ланского полностью «уходит» в чистую абстракцию. К началу 50-х живопись Николя де Сталя начинает приобретать некоторую популярность, его работы узнают в США и Великобритании, он получает массу предложений от американских арт-дилеров, иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Но неожиданно, в 1953 году, живописец переживает тяжелый нервный кризис и укрывается от всех на юге Франции. 16 марта 1955 года Николя де Сталь погибает, выбросившись из окна своей мастерской на Антибе. На момент смерти ему исполнился сорок один год, а весь творческий путь художника уместился в каких-то пятнадцать лет. За это время он успел написать более тысячи работ, многие из которых считаются сегодня подлинными шедеврами беспредметного искусства. В 2011 году, «Лежащая обнаженная» Николя де Сталя, одна из его последних картин, написанных в 1954 году, была продана на парижском аукционе более чем за 7 миллионов евро.