Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья! Интеллектуальная викторина "Солнце, воздух и вода: наши лучшие друзья" Классный солнце воздух и вода.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГБОУ СПО Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной
на тему: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Выполнила: студентка 402 группы
Яшина Ольга
Проверила: преподаватель оториноларингологии
Ежова Галина Георгиевна
Самара 2013
1.1 В чем польза
1.2 В чем опасность
1.3 Меры предосторожности
Список литературы
1. Солнце
Воздействие солнца на человека крайне велико. Без его света трудно представить нашу повседневную жизнь. Однако солнечные лучи - это не только тот свет, который мы видим, а также ультрафиолетовые лучи.
1.1 В чем польза
солнце воздух вода иммунитет
Солнце, несомненно, полезно для здоровья. Под воздействием ультрафиолетовых лучей активизируется обмен веществ, улучшается работа желез внутренней секреции и кровеносной системы, увеличивается количество гемоглобина, в коже синтезируется витамин D, необходимый для полноценного развития зубов, костей и других органов, нормализуется фосфоркальциевый обмен, давая запас сил для долгих осени и зимы. Ультрафиолетовые лучи воздействуют на мозговые центры, управляющие половой и эндокринной системами. Даже недолгое пребывание человека на солнце способствует выбросу в кровь особых веществ -- эндорфинов, которые поднимают уровень настроения и в целом положительно влияют на эмоциональное состояние. Но каждый должен помнить, что солнечные ванны приносят пользу только в том случае, когда принимаются в адекватных дозах. Для организма полезно лишь небольшое количество ультрафиолетовых лучей.
1.2 В чем опасность
Длительное воздействие на организм прямых солнечных лучей вызывает раннее старение кожи, появление глубоких морщин, которые не разглаживаются, и пигментных пятен, а также солнечные ожоги.
Помимо сугубо «эстетических» проблем, злоупотребление солнцем приводит и к более опасным последствиям -- раку кожи и груди, а также генным изменениям. В группу риска входят люди с большим количеством родинок на теле, страдающие некоторыми заболеваниями кожи, а также люди с очень светлой кожей и женщины, предпочитающие загорать топлес.
Неуемная страсть к загару вызывает повышение артериального давления, учащение пульса, аритмию, головную боль и слабость, не проходящую и после отдыха в тени. Под действием палящих лучей солнца обостряются многие хронические заболевания: ревматоидный артрит, системная красная волчанка и даже язва желудка.
Избыток ультрафиолетовых лучей вызывает ослабление иммунной системы, проявляющееся постепенно: к любителям загара вдруг начинают липнуть болезни, о которых они раньше и знать не знали. Снижение иммунитета после долгого пребывания на солнце повышает риск заболеть туберкулезом.
Сильное солнечное излучение оказывает негативное воздействие и на глаза, повреждая роговицу, хрусталик и даже сетчатку. Кроме того, довольно часто солнце вызывает аллергический конъюнктивит.
1.3 Меры предосторожности
1. В солнечный день не выходите на улицу без солнцезащитных очков. Приобретать их лучше в салоне оптики, консультируясь со специалистом. Выбирайте стекла коричневого, дымчатого, желто-зеленых цветов. Синие, голубые, серые и фиолетовые тона лишь создают иллюзию защиты.
2. Находиться под прямыми лучами солнца без головного убора вредно для всех, а для людей пожилых и для тех, кто склонен к гипертонии, -- крайне опасно. Перегрев головы может привести к солнечному удару и даже к инсульту.
3. Принимайте солнечные ванны в то время, когда тепловое воздействие солнца минимальное, а ультрафиолета достаточно, чтобы получить красивый загар. Это часы вскоре после восхода солнца и непосредственно перед его закатом. Из тени пляжного тента выходите на открытое солнце для загара не чаще, чем 1 раз в 2 часа. Не принимайте солнечные ванны дольше 20 минут подряд.
4. Если у вас чувствительная кожа, загорайте в тени. Около 65% ультрафиолетовых лучей все равно достигнут вашей кожи, и вы получите мягкий загар.
5. Не загорайте натощак и сразу после еды. Лучше всего делать это через час-полтора после еды. Перед походом на пляж съешьте что-нибудь соленое или выпейте чай с лимоном. Благодаря этому вы предотвратите потерю минеральных веществ, которые выводятся из организма при потоотделении.
6. Загорать лучше всего в движении. Если вы загораете в лежачем положении, голова должна быть чуть приподнята. Во время загорания нельзя спать, не рекомендуется также читать.
7. Намереваясь пойти на пляж, не мойте тело мылом, не пользуйтесь лосьонами, тониками, одеколонами, туалетной водой. Мыло разрушает защитное покрытие кожи и обезжиривает ее. Лосьон, туалетная вода делают кожу чувствительной к ультрафиолетовым лучам. В результате у вас могут возникнуть стойкие коричневые пятна, прыщи и зуд.
8. Для защиты кожи от солнца и для ее смягчения нельзя применять минеральные жиры (вазелин, глицерин), так как это может привести к солнечному ожогу. Отправляясь загорать, смажьте губы гигиенической помадой. Не рекомендуется покрывать ногти лаком.
9. Используйте солнцезащитные средства (кремы, бальзамы). Людям со светлой кожей, «обладателям» родинок и жертвам аллергии на солнечные лучи следует пользоваться средствами с высокой степенью защиты (SPF-фактором) в течение всего пляжного периода. Шатенам, редко страдающим от солнечных ожогов, можно использовать средства со средней степенью защиты.
Не забывайте обновлять защиту, особенно после пребывания в воде. Уделяйте особое внимание чувствительным участкам тела: нос, губы, уши, шея.
10. После плавания тщательно вытирайте кожу, так как каждая капелька воды подобно увеличительному стеклу усиливает действие солнца и вызывает более сильный ожог.
Воздух
Воздух окружает нас со всех сторон. Посредством него мы общаемся, ведь звуковые волны - это всего лишь чередующиеся с разной частотой разрежения и уплотнения воздуха. Он заполняет нас изнутри при дыхании и, отдавая свой кислород, поддерживает жизнь.
Аэротерапия - закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.
Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках, так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.
Влияние воздуха на организм человека очевидно. Благоприятные условия воздушной среды - важнейший фактор сохранения здоровья, работоспособности человека. Поэтому, постарайтесь обеспечить наилучшую очистку воздуха в помещении. А также при первой возможности старайтесь покидать город. Поезжайте в лес, к водоему, гуляйте в парках, скверах.
Дышите чистым, целебным воздухом, необходимым для сохранения вашего здоровья.
Вода
Казалось бы, чем полезна вода, если в ее состав не входят ни витамины, ни микроэлементы, ни минералы (исключением является минеральная вода)? Ответ прост, вода - основа всего, более 70% земного шара покрыто водой, человеческий организм приблизительно на 80% состоит из воды. Вода - важнейшая составляющая каждой живой клетки. При дефиците воды возникает дисбаланс, нарушающий жизнедеятельность, и нередко приводящий к гибели клетки.
Уже давно известно, что вода играет важнейшую роль для человека.
Являясь универсальным растворителем, вода улучшает питание клеток, растворяя нужные минералы, микроэлементы и витамины, она транспортирует их от клетки к клетке (межклеточная жидкость и есть вода), обеспечивая их нормальное функционирование и жизнедеятельность. Недостаток воды приводит к затруднениям в транспортировке полезных веществ и вызывает «голод» клеток, от чего они погибают. Употребляя чистую воду без добавок (не чай, не кофе, не компоты и кисели, а обычную воду) мы обеспечиваем хороший тургор кожи, здоровый цвет лица, нормальный обмен веществ, стройную фигуру, безупречную работу мозга.
Вода - очиститель, в ней также растворяются различные шлаки, токсины и прочие ненужные организму вещества, с водой они и выводятся наружу (через мочу, пот).
Вода - один из главных регуляторов в организме, при повышении температуры повышается потоотделение, охлаждая поверхность кожи. Вода выводится из организма и при дыхании (особенно это заметно на морозе, мы выдыхаем пар).
Закаливание водой. Закаливание водой - это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Закаливание водой можно разделить на несколько видов:
Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.
Обливание. Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным - обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.
Душ. Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.
Лечебное купание и моржевание. Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции. Этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Будьте здоровы!
Список литературы
1. http://bodyperfection.ru/
2. http://www.ecoteco.ru/
3. http://www.sovetus.ru/krasota-zdorovje/
4. http://polzavred.ru/
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Классификация и гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды. Влияние комплекса метеорологических факторов на организм человека. Принципы гигиенического нормирования и оценка микроклимата помещений. Анализ степени ионизации воздуха.
реферат , добавлен 25.12.2010
Воздействие на организм природных факторов. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаливание водой, воздухом и солнцем. Контрастное и нетрадиционное закаливание. Дозировка и формы проведения процедур.
реферат , добавлен 12.12.2011
Иммунитет и иммунокомпетентные клетки человека. Характер и основные типы повреждений ДНК. Свойства изотопов водорода. Влияние воды с измененным изотопным составом на биологические объекты. Выявление и выделение лимфоцитов из цельной крови человека.
дипломная работа , добавлен 16.02.2015
Симптомы и болезни человека, употребляющего мало воды. Роль воды при снижении веса. Мифы о недостатке воды в организме. Способы определения необходимого количества выпитой воды. Важнейшие качества воды - чистота, кислотно-щелочное равновесие, структура.
реферат , добавлен 05.05.2014
Сказки и правда о "живой" и "мертвой" воде. Ознакомление с историей использования "живой" и "мертвой" воды в медицинских целях. Рассмотрение действия приборов электроактивации. Магическое влияние крещенской и купальской воды на организм человека.
реферат , добавлен 11.09.2015
Основные цели, задачи и методы исследования влияния атмосферного воздуха на состояние здоровья населения. Определение источников загрязнения и основные мероприятия, направленные на ограничение воздействия загрязнения, охрана атмосферного воздуха.
методичка , добавлен 19.04.2009
Удивительные свойства воды. Роль воды в жизни человека. Питьевой режим и баланс воды в организме. Источники загрязнения питьевой воды. Способы очистки воды. Характеристика бальнеологических ресурсов Беларуси. Важнейшие минеральные источники страны.
реферат , добавлен 16.09.2010
Исследование генетики, окружающей среды, медицинского обеспечения, условий, образа жизни людей как основных факторов, влияющих на здоровье человека. Определение роли пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, вода, витамины) в поддержании жизнедеятельности.
контрольная работа , добавлен 31.05.2010
Аэроионотерапия – лечение ионизованным воздухом. Пути влияния аэроионов на организм человека. Механизм физического воздействия аэроионотерапии. Аэроионный массаж как метод климатотерапии. Показания и противопоказания к применению аэроионотерапии.
реферат , добавлен 15.04.2009
Определение роли гигиены атмосферного воздуха, воздушной среды, климата и погоды в профилактике донозологических состояний и обострений болезней человека. Метеопрофилактика и осуществление медицинского климатического районирования Республики Беларусь.
Летний спортивный праздник в ДОУ
Никольская Людмила Геннадьевна, инструктор по физической культуре. МДОБУ "Новоарбанский детский сад "Радуга". Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Новый.Назначение: Сценарий для детей дошкольного возраста. Может быть интересен для инструкторов по физической культуре, воспитателей.
Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Сохранять и укреплять здоровье детей.
Задачи:
- Создавать у детей праздничное настроение заряд бодрости на весь день.
- Развивать выдержку и внимание в играх и эстафетах;
- Воспитание дружеские взаимоотношения.
Ход развлечения:
Ведущий: Нас солнца луч смешит и манит,Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья:
Солнце, воздух и вода!
Добро пожаловать на нашу солнечную полянку. А собрались мы с вами для того чтобы отметить праздник……
Дети: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Песня:
«Ах как хорошо в садике живётся»
Ведущий:
Что за гость спешит на праздник, как зовут его, узнай?
Она и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летает, и бежит,
И стеклянной может быть!
Дети:
Вода
Под музыку выходит ВОДА.
Вода:
Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Кто же я?
Дети:
Вода
Вода:
Не умыться, не напиться!
Листику не распустится,
Без воды прожить не могут
Птицы, звери человек,
Всем всегда нужна вода!
Ведущий:
Ещё один гость спешит нам на праздник. Как зовут его, узнай?
А для этого загадку поскорее отгадай:
Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
Как мячик, круглое.
Как тыква, жёлтое.
Дети:
Солнце!
Исполняется песня: «Солнышко, солнышко, выходи…
Выходит Солнышко.
Солнце:
Здравствуйте, друзья! А вы узнали меня! Солнышком все называют меня. Посмотрю, поведаю. Как у вас дела!
Ведущий:
На праздничную площадку
Приглашаем всех сейчас
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас!
Вода и солнце:
Прежде чем начать играть и соревноваться, нам нужно размяться. Мы предлагаем повести разминку.
Проводится разминка с детьми под песню. «Солнышко лучистое»
Солнце:
Солнце смеется, солнце играет.
Дарит тепло всему живому вокруг
Пусть каждый коснется,
Пусть каждый узнает,
Как лучезарно мой лучик играет.
У меня для ребят есть лучики. (Раздает жёлтые ленточки детям)
Танец-игра с жёлтыми ленточками «Маленькие лучики»
Вода: Я тоже хочу поиграть. И сейчас намучу ваших ребят. (Дети младшей группы бегут и прячется под ткань)
Игра «Солнышко и дождик». Для детей младшей группы.
Ведущий: Обращает внимание на тазики, где есть рыбки, но нет воды. Рыбкам нужно помочь. Без воды они погибнут.
Игра: « Спасаем рыбок». Для детей средней и старшей группы.
Дети строятся в две команды за Солнышком и Водой. Возле тазиков с водой, а напротив тазики с рыбками без воды. По сигналу нужно зачерпнуть воду в стакан и донести её до тазика с рыбками, вылить. Вернуться обратно стакан передать следующему участнику и т.д.
Солнце: У меня для Вас есть ещё игра. «Мыльные пузыри».
- Стайкой по ветру летят, и на солнышке блестят.
Игра: «Мыльные пузыри». Для детей младшей группы.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять. (Взрослые надувают мыльные пузыри, дети бегают, ловят их под музыку).
Вода: А у меня для Вас есть загадки. (Вода загадывает загадки).
Вода и Солнце: Ребята, как интересно в сами играть. Нам очень понравилось.
Ведущий: Предлагаю ещё всем вместе проиграть, свою ловкость показать.
А теперь супер - игра «Сова и мышки». Ты, Вода, будешь Совой, а дети мышками.
Под весёлую музыку мыши бегаю по площадке.
Музыка меняется - вылетает сова.
Ведущий: А как только ночь настанет, на охоту вылетает
Птица страшная – сова, напугает всех она.
И пока она летает, все мышки замирают.
(Вода-«сова летает», «мышки- дети» замирают. Кто шевелиться тех сова забирает к себе. После игры дети встают на свои места.
Ведущая: А сейчас танцуют все.
Танец: «Буги – вуги»
Вода и Солнце: Какие вы все дружные!!! Нам у вас очень понравилось. Ну а нам пора прощаться, к себе домой возвращаться. Разрешите на прощание подарить вам вот такие подарки.
(Детям раздают бутылочки с водой, на крышке дырочка. Водой дети рисуют рисунки на асфальте.)
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ
«Человечество обречено жить по соседству со стафилококком.
Соседство это не самое приятное, но терпимое.
Все, что мы можем в этой ситуации - избегать конфликтов…»
Врач-педиатр Е. О. Комаровский
Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым. Это позволяет ему надолго сохранять молодость, продолжать полноценную созидательную деятельность.
Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Чтобы эти факторы работали на наше самочувствие, необходимо вести правильный образ жизни. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то роль образовательного учреждения в этом вопросе велика.
В нашем лицее учителями и старшеклассниками проводится много полезных, важных просветительских мероприятий по сохранению здоровья учащихся. Как будущий медик, я подключилась к данному волонтёрскому движению в прошлом учебном году: провела микробиологическое исследование воздушной среды лицея на наличие патогенных микроорганизмов и на основании результатов разработала, создала коллекцию игрушек - «микробов» в качестве реквизита к внеклассному мероприятию «Быль о микробах и воде» для учащихся начальной школы (см. Приложение 1).
Просветительское мероприятие прошло успешно. Первоклассники с удовольствием приняли в нем участие, узнали много нового о профилактике болезней «Грязных рук» и болезней, передающихся воздушно-капельным путем. Существенную роль в этом сыграли выполненные мной игрушки - «микробы».
Мне бы хотелось, чтобы дети знали больше о своем здоровье и о том, как его защитить. Ведь «предупреждён - значит вооружён»! Поэтому я хотела бы продолжить свою деятельность в данном направлении.
Способы организации работы по формированию здорового образа жизни лицеистов разнообразны (см. схему 1).
Способы реализации просветительской деятельности
Экскурсия в медицинское учреждение
Познавательная игра
Тематическая газета
Просветительская деятельность
Спектакль
Информац. презентация
Брошюры, листовки
Рассмотрев различные варианты реализации просветительской деятельности, я решила разработать, создать и провести с учениками начальной школы познавательную игру (см. приложение 2). В рамках игры ребята получили бы информацию о том, что воздействием различных факторов внешней среды на микроорганизмы можно подавить их жизнедеятельность, либо вызвать их гибель, что очень важно для сохранения здоровья людей.
Форму и основные элементы познавательной игры я намерена разработать по окончании исследовательского этапа проектной деятельности (см. главу 3), опираясь на его результаты.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
создать познавательную игру, позволяющую совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
провести микробиологическое исследование помещений лицея, выявить степень влияния абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков);
на основании анализа результатов исследования разработать составляющие элементы тематической познавательной игры для младших школьников;
разработать эскизы для изделий, подобрать материалы;
выбрать оптимальный технологический процесс создания элементов игры;
оценить свои возможности в области проектной деятельности.
2.1. Оценка своих ресурсов
2.1.1. Интеллектуальные ресурсы
Таблица 1
2.1.2. Кадровые ресурсы
Таблица 2
2.1.3. Материально-технические ресурсы
Таблица 3
2.1.4. Информационные ресурсы
Информацию я могу получить из следующих источников: сайты сети Internet, библиотеки, домашняя коллекция книг, диски DVD с обучающими программами, а также материалы, предоставленные помощниками и консультантами.
2.2. Планирование работ по проекту
Организационно-подготовительный этап
Обоснование выбора темы проекта (возникшей проблемы и потребности).
Изучение факторов, влияющих на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях.
Проведение микробиологического исследования воздуха помещений лицея, анализ результатов.
Изучение требований к познавательным играм для младших школьников.
Разработка эскизов элементов игры, выбор лучших вариантов.
Подбор ткани-основы и других материалов.
Технологический этап
Выбор инструментов и приспособлений.
Технология изготовления изделий.
Заключительный этап
Подсчёт себестоимости проектного продукта, оценка его экологичности.
Участие во внеклассном тематическом мероприятии с использованием познавательной игры.
Подведение итогов, защита проекта.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цель исследования: исследовать влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).
Задачи исследования:
рассмотреть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность бактерий;
изучить факторы, влияющие на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях;
выявить степень влияния различных абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий;
изучить морфологию бактерий (стафилококков);
ознакомиться с методами бактериологического исследования воздуха.
Объект исследования: абиотические факторы: свет, температурный режим, влажность.
Предмет исследования: влияние абиотических факторов на развитие микроорганизмов (стафилококков).
Гипотеза исследования: на развитие микроорганизмов (стафилококков) большое влияние оказывают абиотические факторы: освещенность (300-400 лк), температурный режим (27-32°C), влажность (60-70%).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, эксперимент, микроскопирование, математические методы обработки данных.
Эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №36» г. Калуги и бактериологической лаборатории ГБУЗ "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко.
3.1. Теоретическая часть
3.1.1. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий
Экологические факторы - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. К ним относится группа абиотических факторов.
Абиотические факторы - совокупность прямых (косвенных) воздействий неорганической среды на живые организмы. Различают следующие группы:
климатические(температурный режим, влажность , давление);
эдафогенные (механическ. состав, плотность, воздухопроницаемость почвы);
орографические (рельеф, высота над уровнем моря);
химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, кислотность);
физические (шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения ).
Я решила исследовать, как влияют климатические (температурный режим , влажность ) и физический (степень освещенности ) факторы на жизнедеятельность бактерий воздуха школьной среды.
Температура - наиболее значимый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность микробов. От продолжительности и интенсивности её действия зависит форма влияния: стимуляция роста и размножения микробов, гибель клеток, изменение метаболизма, а, следовательно, и свойств. Жизнь микроорганизмов возможна в определенных для каждого вида микробов температурных границах.
Влажность . Вода - один из самых важных компонентов микробной клетки (75-85%). Физиологическая роль воды для прокариот значительна: вода является хорошим растворителем и необходима для осуществления реакций, протекающих в клетках. Обмен веществами между бактериальной клеткой и окружающей средой также идет через водные растворы. Минимальная влажность, необходимая для жизнедеятельности бактерий, 30 %, поэтому любое обезвоживание вызывает нарушение функций бактерий и их гибель.
Интенсивность солнечного излучения . Микроорганизмы широко варьируют по своей чувствительности к действию различных излучений. Солнечный свет, его ультрафиолетовый и инфракрасный спектры губительно действуют на вегетативные формы микробов в течение нескольких минут. В зависимости от дозы и продолжительности излучение оказывает летальное или мутагенное действие на микроорганизмы.
3.1.2. Типы бактерий и их морфология
Из всех микроорганизмов, населяющих воздушную среду, наиболее распространены бактерии - надцарство безъядерных микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. Они являются самыми древними жителями нашей планеты, а также самыми мелкими представителями живой природы. По степени влияния на организм выделяют следующие типы бактерий :
- непатогенные(симбиотические ) бактерии - являются безопасными и выполняют полезные функции, например, бактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте;
- условно-патогенные бактерии, которые становятся патогенными при определенных условиях. Примером может служить кишечная палочка кишечника человека, угревой клещ, обитающий в коже человека.
Различают несколько основныхформ бактерий: кокковидные, палочковидные, извитые и ветвящиеся.
3.1.3. Микрофлора воздуха
Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, переменную. Она менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Однако, в воздухе закрытых помещений микроорганизмов больше, чем снаружи, т.к. повышено содержание бактерий, возникающих в результате жизнедеятельности человека, и не происходит процессов самоочищения, в отличие от воздуха атмосферы.
Особую опасность представляют патогенные виды бактерий, находящиеся в воздухе: чумная палочка, бактерии Борде-Жангу, палочка Коха, холерный вибрион, стафилококки .
Поскольку род Стафилококк в настоящее время представляет большую опасность для человека, т.к. бактерии широко распространены во всех средах, в том числе и в воздухе, они являются представителями нормальной кожной микрофлоры человека и вызывают широкий спектр болезней (более 100 заболеваний, относящихся к 11-ти классам по Международной классификации 1968 г.; стафилококки могут поражать любую ткань, любой орган), в работе исследуется влияние абиотических факторов именно на бактерии данного рода .
3.1.4. Особенности жизнедеятельности бактерий воздуха
Воздух, как среда обитания, неблагоприятен для развития микроорганизмов. Их жизнеспособность обеспечивают взвешенные частицы воды, слизи, пыли, вместе с которыми бактерии образуют бактериальный аэрозоль . Пыль и аэрозоли, загрязняющие воздушную среду, выступают в качестве своеобразных «транспортных средств» для различных капельных инфекций и других заболеваний. Скорость размножения зависит от ряда условий и для каждого вида бактерий может быть весьма различной.
3.2. Практическая часть
3.2.1 Определение степени влияния абиотических факторов на количество стафилококков в воздухе
Для бактериологического исследования воздуха применяются два метода:
седиментационный и аспирационный (см. Приложение 3). При исследовании воздушной среды лицея мной использовался седиментационный метод.
Первый этап бактериологического исследования. Посев бактерий
Исследование проводилось в понедельник утром, до прихода учеников. В нескольких локациях лицея, отличающихся друг от друга температурой, освещенностью и влажностью (см. табл. 4), был произведен посев бактерий путем горизонтального установления чашей Петри. Использовался желточно-солевой агар (элективная для стафилококков среда).
Чашки Петри (кроме контрольных) были открыты на 40 минут, по истечении которых были плотно закрыты и доставлены в бактериологическую лабораторию ГБУЗ «КОК БСМП им. К. Н. Шевченко», помещены в термостат на трёхдневный срок при постоянной температуре 37°C.
Таблица 4
Места установления чашек Петри
Освещенность |
Температура |
Влажность |
|
1 (кубовая) |
|||
2 (кладовая в каб. технологии) |
|||
3 (подвал) |
|||
4 (библиотека, архив) |
|||
5 (кабинет психологии) |
|||
6 (кабинет биологии) |
|||
7 (запасной кабинет) |
|||
9 (контроль) |
*Были выбраны те помещения, в которых не проводились занятия, после выходных, чтобы проследить влияние только абиотических факторов, исключая антропогенное воздействие.
Второй этап экспериментального исследования. Подсчёт колоний
После извлечения посевов из термостата был произведён количественный подсчёт колоний (см. табл. 5).
Таблица 5
Подсчет колоний
№ помещения |
Кол-во колоний |
№ помещения |
Кол-во колоний |
9 (контроль) |
|||
Третий этап. Анализ материала
Был произведен анализ полученных данных: выявлено по две чашки, которые располагались в условиях, отличающихся по одному из изучаемых факторов. Зная количество выросших колоний, я установила, какие факторы оказались наиболее благоприятными для жизнедеятельности стафилококка.
В следующих сравнительных таблицах приведено влияние одного отдельно взятого фактора на количество бактерий.
Таблица 6
Фактор: освещенность
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
0-75 лк |
300-400 лк |
||||
300-400 лк |
|||||
0-75 лк |
300-400 лк |
||||
300-400 лк |
|||||
0-75 лк |
0-75 лк |
||||
300-400 лк |
|||||
0-75 лк |
300-400 лк |
||||
300-400 лк |
Вывод: освещенность в 300-400 лк наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем освещенность в 0-75 лк.
Таблица 7
Фактор: температура
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
27-32 °C |
27-32°C |
||||
12-16 °C |
|||||
12-16 °C |
|||||
27-32 °C |
|||||
12-16 °C |
|||||
27-32 °C |
|||||
12-16 °C |
27-32°C |
||||
27-32 °C |
Вывод: температура 27-32°C наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем температура 12-16°C.
Таблица 8
Фактор: влажность
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
Вывод: влажность 60-72% наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем влажность 35-45%.
В контрольной чашке изменений не наблюдалось, что говорит о чистоте среды в начале исследования.
Четвертый этап. Окрашивание по Граму
Из выросших колоний были приготовлены микропрепараты, произведено окрашивание по Граму (см. Приложение 4). После чего окрашенные бактерии были рассмотрены под микроскопом (см. Приложение 5).
Окрашиваемые бактерии приобрели темно-фиолетовый цвет, значит, они относятся к грамположительным . Были выявлены бактерии, расположенные в виде виноградных гроздьев - стафилококки .
После четвертого этапа исследования чашки Петри были доставлены в лабораторию, где их утилизировали.
3.2.2. Определение количества бактерий на 1 м 2
Микробное число - кол-во микроорганизмов, обнаруженных в 1м 3 воздуха.
Чтобы определить его в воздухе, пользуются формулой Омелянского, который считал, что в течение 5ти-минутной экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см 2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха (1:100 м 3):
Где: а - кол-во выросших на чашке колоний;
b - площадь чашки;
t - время в течение которой чашка была открыта;
5 - время по расчету Омелянского;
10 - объем воздуха (в литрах);
100 - площадь в см2, на которую происходило оседание;
1000 - искомый объем воздуха в литрах.
Микробное число вычислялось в чашке №8 (кухня), так как в ней число колоний было наибольшим (см. табл.9).
Таблица 9
Определение микробного числа
Из данных расчетов можно сделать вывод, что в среде лицея воздух является чистым, т.к. был произведен подсчет в чашке с max числом колоний. Однако стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки, без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.
Выводы:
абиотические факторы оказывают большое влияние на жизнедеятельность и количество бактерий в воздухе;
наиболее благоприятными условиями для развития стафилококков оказались температура 27-32°C, влажность 60-72%, освещенность 300-400 лк.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Кроме того, я провела подсчет количества бактерий на 1 м 3 (расчет проводился по формуле Омелянского). В результате чего был сделан вывод о безопасности воздушной среды в лицее. Однако, стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.
Результаты анализа микробиологического исследования воздушной среды лицея на наличие патогенных бактерий позволили мне определить основные элементы познавательной игры:
рисунок «Здоровой ребенок»;
рисунок «Болеющий ребенок»;
магнитные пазлы (20 шт.);
миниатюрные игрушки на магнитах;
карточки с вопросами.
4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
(см. Приложение 5).
5. АНАЛИЗ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА
НАБОРА ДЛЯ ИГРЫ
Выбирая окончательные варианты элементов набора для игры, я оценивала свои физические, материальные возможности и учитывала следующие моменты:
психологические особенности восприятия информации детей младшего школьного возраста;
сложность технологии изготовления изделий;
практичность и экологичность материалов для игрушек;
соответствие изделий тематике познавательной игры;
соответствие изделий санитарно-гигиеническим требованиям.
На мой взгляд, самые удачные эскизы рисунков - 3 и 4 (см. главу № 4). Они наиболее целостно отражают тему проекта.
Кроме того, я планирую выполнить миниатюрные игрушки на магнитах: золотистый стафилококк, солнышко, капельку воды и облачко (воздух), т.к. считаю игрушки эмоционально теплым и позитивным материалом.
Предполагаемая средняя высота игрушек - около 8 см.
6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
Цель игры: совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни.
Познавательная игра для младших школьников «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» может использоваться:
участниками волонтерского движения лицея для информационно-просветительской деятельности;
учителями начальной школы на уроках по окружающему миру и на внеурочных занятиях.
Ход игры
1). Демонстрация картинки «Больной ребенок».
Ведущий просит детей рассказать об увиденном на картинке, предположить причину болезни ребенка.
2). Проведение викторины на тему здорового образа жизни (см. приложение 8).
В качестве бонуса за правильные ответы ученики получают пазлы на магнитной основе, элементы картинки «Здоровый ребёнок».
3). Сбор пазлов . Наиболее активные участники игры собирают на магнитной доске картинку «Здоровый ребёнок».
4). Сравнение картин, обсуждение темы игры. Для развития зрительного восприятия и логического мышления детей используются миниатюрные игрушки на магнитах: солнышко, капелька воды, облачко (воздух), бактерия (Золотистый стафилококк).
5). Подведение итогов, обобщение новых знаний, полученных младшими школьниками в ходе игры.
Вышеописанная игра позволяет не только совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни, но и развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение), совершенствовать навыки здорового поведения.
7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
Капелька воды Солнышко Облачко Золотистый стафилококк
8. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Для изготовления мягких игрушек можно использовать различные материалы (см. схемы 2, 3).
Материалы для изготовления мягкой игрушки
Ткани из синтетических волокон
смешанных волокон
натуральных волокон
Мягкая игрушка
Стеклярус, бисер, пайетки, др.
Дублирующие материалы
Фурнитура: глазки,
пуговицы, кнопки, др.
Ленты, косая бейка,
тесьма, кружево
Набивочные материалы
Синтетические материалы:
синтепон, синтепух, поролон, холофайбер
Натуральные материалы:
вата, ватин, шерсть, х/б лоскут
Пенопластовые шарики
различных диаметров
Силиконовая набивка
в виде волокон разной текстуры
Пластмассовые
наполнители в виде гранул
простых и ароматных шариков
Учитывая вышеописанную информацию, для элементов игры я подобрала следующие материалы:
лаке золотистого, желтого, голубого цветов - лоскут;
нитки х/б № 60 - в тон тканей и контрастные;
двусторонний скотч;
синтепон - остатки.
Все материалы выбраны с учетом требований, предъявляемых к детским игрушкам.
9. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для создания мягких игрушек мне понадобятся:
-
калька, карандаш, линейка, угольник.
швейная машина «Janome Jem Gold 660»;
доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник;
игла для ручных работ № 10, напёрсток;
10. РАСКРОЙ ИГРУШЕК
10.1. Особенности материала «Лаке»
Лаке - это разновидность искусственной кожи, которая изготавливается путем нанесения на трикотажную (капроновую) основу лакового блестящего покрытия. Для достижения особых эффектов - перелива, светоотражения и мерцания - в состав материи добавляются специальные пигменты (например, металлического свинцового пигмента или перламутрового красителя).
В ее составе нет вредных химических растворителей , поэтому она долго хранится, остается мягкой, приятной на ощупь, эластичной и упругой.
10.2. Нюансы обработки лаке
Таблица 10
Как работать с искусственной кожей
Выкройка располагается с изнаночной стороны ткани, обводится карандашом (для солнышка - с лицевой). Припуск на обработку срезов - 3 мм.
11. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК
Таблица 11.
Последовательность выполнения работ |
Графическое изображение |
Инструменты, приспособления |
Время, |
||
Солнышко |
|||||
Выполнить раскрой круглых деталей игрушки с припуском 3 мм. |
простой карандаш, линейка, ножницы |
||||
Детали кроя сложить лицевой стороной внутрь, стачать, оставив отверстие для набивки. |
игла № 10 для ручных работ, шв. машина, ножницы |
||||
Вывернуть изделие на лицевую сторону, выправить линию стачивания, набить синтепоном. Вставить плоскую магнитную ленту. |
|||||
Зашить отверстие для набивки швом «через край» нитками в тон ткани. |
игла № 10 для ручных работ, ножницы |
||||
Соединить два слоя лаке изнаночной стороной внутрь. Обвести шаблон «солнышко», вырезать по контуру. |
двусторонний скотч, ручка, ножницы |
||||
Соединить детали изделия. |
|||||
Технология изготовления игрушек (облачка, капельки воды, бактерии) аналогична вышеописанной, за исключением пунктов №№ 5,6. |
12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Необходимо определить себестоимость изделий, на изготовление которых требуются следующие затраты:
1) М 3 - материальные затраты
Таблица 12.
Материальные затраты
Наименование |
Цена за 1 м (шт.), руб. |
Расход материала, м (шт.) |
Всего, |
|
Копирование рисунков формата А3 |
||||
Ламинирование рисунков формата А3 |
||||
Изготовление пазлов на магнитной основе |
||||
Итого: 1300 руб. |
М 3 = 1300 руб.
2) Р оп - затраты на оплату труда
С 01.07.2016 г. МРОТ составляет 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Продолжительность ежедневной работы учащихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2.5 часа; от 16 до 18 лет - 3.5 часа (ТК РФ, Статья 94).
Я - ученица 11 класса, мне 17 лет, время работы в день составляет - 3.5 часа, всего я работала 8 час.
Р оп = С (руб.) х Т (ч.), где: С - стоимость одного часа работы (руб.),
Т - время работы над изделием (ч).
Стоимость одного часа работы рассчитывается следующим образом:
С = МРОТ: среднее кол-во раб. дней в месяц: время работы в день
Среднее кол-во рабочих дней в месяц - 22, МРОТ = 7500 руб., Т= 8 ч, тогда
Р оп = 7500: 22: 3.5 x 8 = 779.22 руб., Р оп = 779.22 руб.
3) А о - амортизационные отчисления
А о = С обор х Т: Н: 12: 2: 8, где:
С обор - стоимость оборудования (р.);
Т - время работы оборудования в процессе изготовления изделия;
Н - срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;
12 - количество месяцев в году;
22 - среднее количество рабочих дней в месяце;
8 - время работы оборудования в день на предприятии (ч).
Т.к. работа выполнялась в домашних условиях, А о = 0 руб.
4) З др - другие затраты
К ним относятся затраты на электроэнергию и на работу в сети Internet.
Расчёт затрат на электроэнергию: З э = С эн х N обор х Т, где:
С эн - стоимость одного кВт/ч;
N обор - мощность оборудования в кВт;
Т - время работы оборудования в часах.
С эн = 2.76 руб.
N машинки = 0.1 кВт, Т машинки = 0.2 час;
З э = 2.76 х 0.1 х 0.2 = 0.06 руб.
Стоимость работы в сети Internet при Т = 3 ч составила:
З инт = 600:30:24х3 = 2.5 руб.
Т.к. работы проводились при естественном дневном освещении,
З др = З э + З инт = 0.06 +2.5 = 2.56 руб., З др. = 2.56 руб.
5) Себестоимость изделия
С = М 3 + Р оп + А о + З др
С = 1300 + 779.22 + 0 + 2.56 = 2081.78 руб., С = 2081.78 руб.
Таким образом, себестоимость элементов игры составила 2081.78 руб. Наборов для проведения познавательных игр на прилавках магазинов много, но на данную тему и в подобной комплектации я не встречала. Поэтому считаю, что мой проект экономически выгоден.
13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
По-моему, набор для познавательной игры соответствует экологическим нормам, так как для его изготовления можно использовать:
текстильный лоскут (мерный и весовой),
старые вещи и фурнитуру,
отходы от швейного производства (например, швейные нитки, синтепон).
Процесс создания игрушек почти не требует применения различных вредных веществ (клеев, пропитки и др.). Лаке не содержит вредных химических растворителей, не вызывает аллергическую реакцию.
Остатки лаке и синтепона можно израсходовать на изготовление других декоративных изделий. Отходы не требуют утилизации, затраты минимальны.
При необходимости, рисунки и мягкие игрушки можно обработать мыльным раствором, дезинфицирующими средствами.
Следовательно, в процессе изготовления изделий при соблюдении ПТБ (см. приложение 9) не наносится вред здоровью людей и окружающей их среде.
14. САМООЦЕНКА
Работа завершена. Я очень довольна проектными изделиями - на мой взгляд, красивыми, оригинальными, функциональными и качественными.
В ходе исследования мною была изучена информация о влиянии абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).
Я ознакомилась с методами бактериального исследования воздуха и остановилась на седиментационном, основанном на оседании микроорганизмов на питательную среду чашек Петри под действием силы тяжести.
Трудности возникли у меня при разработке элементов набора для познавательной игры: пришлось изучить особенности проведения данного вида игр с младшими школьниками.
Шить мягкие игрушки на магнитах не сложно. Но кропотливая работа заняла много времени. Мелкие детали изделий требовали тщательной обработки.
Проект оказался выгодным не только с практической, но и с экономической точки зрения. Материальные затраты относительно невелики. Себестоимость рисунков и мягких игрушек составила 2081рубль.
Своим проектным продуктом я довольна. У меня получилось именно то, что я хотела: познавательная игра, позволяющая совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.
Ребятам и учителям начальной школы мой проектный продукт понравился, мероприятие прошло успешно.
Реализуя проектный продукт, я в очередной раз убедилась, что быть волонтером интересно и полезно как для других, так и для себя. Считаю, что это образ жизни современного цивилизованного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимиров В.В. Урбоэкология. Курс лекций. - М.: МНЭПУ, 1999 - 204 с.
2. Горбунова Т.В. Современные технологии обучения; Контексты, алгоритмы, образы. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и студентов педагогических специальностей. Калуга; КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 - 108 с.
3. Камкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М.: Радио и связь - 62 с.
4. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. - ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.
5. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований под редакцией А. С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной-М.: Медицина, 2004
6. Основы микробиологии: Практикум: учебно-методическое пособие для вузов / Жарикова Г.Г., Леонова И.Б. - М.: Академия, 2008 - 128 с.
7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: Издатель И. В. Балабанов, 2004 - 120 с., ил.
8. Сидоренко О.Д. Микробиология /О.Д. Сидоренко, Е.Г Борисенко, А.А. Ванькова, Л.И. Войно. - М.: Инфра, 2005 - 305 с.
9. Фирсов Н.Н. Микробиология: словарь терминов. - М.: Дрофа, 2006 - 256 с.
10. Шлегель Г.Г. История микробиологии/Г.Г. Шлегель.- М.: УРСС, 2002-153 с.
11. Экология человека: Словарь-справочник /Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др. - М.: Академия, 1997 - 208 с.
Электронные ресурсы
https://ru.wikipedia.org
http://probakterii.ru/
http://strana-sovetov.com
http://krasodom.ru/stil/odezhda
Приложение 1.
Реализация творческого проекта «Быль о микробах и воде»
Приложение 2.
Виды познавательных игр для младших школьников
Игра - важнейший и самый распространенный вид детской деятельности, который подготавливает малышей к жизни. Такой вид познания в простой, ненавязчивой, и, главное, интересной форме, обучает явлениям и связям в нашем большом мире.
Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для младших школьников называть дидактическими, а интеллектуальными - познавательные игры для старших школьников.
В процессе познавательных игр не только обогащаются знания ребенка о мире, но и создаются условия для формирования полноценной личности, реализуется воспитательная функция. Познавательные игры способны легко решать возможные проблемы обучения, т. к. в их основе лежит интерес ребенка к процессу. Играя, ученик решает поставленные перед ним задачи и, сам того не замечая, становится более дисциплинированным, настойчивым в достижении целей.
Виды познавательных игр:
Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.
Творческие познавательные игры , где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.
Дидактические игры с готовыми правилами: настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для младшего школьника по какому-то учебному предмету.
Конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный физик», направленные на овладение конкретных приемов постановки несложных научных экспериментов или сборки конструкций различного типа сложности.
Игры на тестовой основе , позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации.
Познавательные игры для младших школьников позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности, стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.
Приложение 3.
Методы бактериологического исследования воздуха
Все методы отбора проб воздуха можно разделить на седиментационные и аспирационные .
Седиментационный - наиболее старый метод, широко распространен благодаря простоте и доступности, однако является неточным. Метод предложен Р. Кохом и заключается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхность питательной среды в открытые чашки Петри. Чашки устанавливаются в точках отбора на горизонтальной поверхности. При определении общей микробной обсемененности чашки с мясопептонным агаром оставляют открытыми на 5—10 мин или дольше в зависимости от степени предполагаемого бактериального загрязнения.
Аспирационный. Более совершенными методами являются аспирационные, основанные на принудительном осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхность плотной питательной среды или в улавливающую жидкость (мясопептонный бульон, буферный раствор, изотонический раствор хлорида натрия и др.). В практике санитарной службы при аспирационном взятии проб используются аппарат Кротова, бактериоуловитель Речменского.
Приложение 4.
Окрашивание по Граму
Метод Грама - метод окраски микроорганизмов для исследования, позволяющий дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. Предложен в 1884 году датским врачом Г. К. Грамом.
По Граму бактерии окрашивают осно́вными красителями - генциановым или метиловым фиолетовым и др., затем краситель фиксируют раствором йода. При последующем промывании окрашенного препарата спиртом те виды бактерий, которые оказываются прочно окрашенными, называют грамположительными бактериями (обозначаются Грам (+)),- в отличие от грамотрицательных (Грам (−)), которые при промывке обесцвечиваются.
Этапы окрашивания бактерий по Граму:
1). Приготовить образец для исследования (колонии 2-ух видов: белые, малые, плоские; желтые, малые, выпуклые).
2). Поместить одну-две капели образца на предметное стекло (равномерное распределение мазка). Ждем пока мазок высохнет.
3). Зафиксировать мазок (необходимо провести предметным стеклом 2-3 раза над верхней частью пламени горелки).
4). Нанести на образец кристаллический фиолетовый (ждем 30 секунд; кристаллический фиолетовый в водных растворах выделяет ионы хлора (Cl-). Грамположительные бактерии прочно окрашиваются раствором после обработки йодом. Грамотрицательные бактерии образуют с кристаллвиолетом и йодом легко разрушающееся под действием этанола соединение.
5). Аккуратно смыть краситель водой (при слабом напоре).
6). Нанести йод минимум на три секунды (он зафиксирует окраску).
7). Аккуратно смыть водой.
8). Обесцветить мазок, наливая на предметное стекло этанол (или ацетон). Стекающая жидкость должна стать прозрачной.
9). Аккуратно смыть обесцвечивающий раствор водой.
10). Нанести краситель фуксин, который окрасит грамотрицательные бактерии в розовый цвет.
11). Аккуратно смыть излишки фуксина водой, высушить образец.
12). Изучить образец под микроскопом.
Приложение 5.
Исследование в фотографиях
Приложение 6.
Эскизы рисунков в М 1:2
Приложение 7.
Выкройки игрушек
Приложение 8.
Вопросы викторины
1. С аппетитом все в порядке,
Зайка съел морковку с грядки,
Мыть не стал, а сунул в ротик,
И теперь болит животик.
Нет большого в том труда,
Мойте овощи всегда!
Почему у зайки заболел животик? Что вызвало эту боль? (бактерии).
2. Как выглядят бактерии? (по форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые).
3. Можем ли мы увидеть бактерии невооруженным глазом? Или для этого нам нужны специальные приборы? Какие? (Световой, электронный, сканирующий микроскопы)
4. Чем бактерии отличаются от всех других живых организмов? (самые маленькие по своим размерам организмы на нашей планете; безъядерные, клетки не содержат ядер).
5. А много ли бактерий нас окружает? (Очень много! Ученые-микробиологи считают, что бактерий во всем мире насчитывается 5 нониллионов бактерий: 5 и тридцать нулей)
6. Бактерии есть везде? (Бактерии распространены везде, даже в космосе, поскольку многие бактерии относятся к анаэробам, т.е. им не нужен кислород для жизни).
7. Где бактерий больше всего? (Оказывается, на мобильных телефонах, клавиатурах компьютеров находится больше бактерий, чем в туалете).
8. В организме человека есть бактерии? (в организме человека содержится много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами).
9. В любом ли возрасте в организме человека есть бактерии? (у новорожденных детей их нет).
10. Как бактерии попадают в наш организм? (через немытые овощи, фрукты, через грязные руки, при чихании и кашле больного человека).
11. Какие вы знаете болезни, которые вызывают бактерии? (Ангина, бронхит, гайморит, туберкулёз и др.).
12. Вредных бактерий очень много. Как же нам спастись от них? Отгадайте загадку:
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без... (воды).
13. Что такое ультрафиолетовых бактерицидных лампах? Почему их так назвали? Где их располагают? (У/ф лампы применяют часто в больницах для дезинфекции и обеззараживания, чтобы убить вредные и опасные бактерии, которые могут вызывать заболевания).
14. Для чего взрослые часто проветривают помещения? (это позволяет избавиться от вредных микроорганизмов, грибков и инфекций и сохранить здоровье).
15. Часто мы видим, как наши родители кипятят воду, молоко… Для чего они это делают?
(Высокая температура убивает большую часть опасных бактерий).
16. Есть ли полезные бактерии? (бактерии помогают готовить квас, квашеную капусту, выпекать хлеб. Существуют и кисломолочные бактерии).
17. Какие кисломолочные продукты содержат полезные бактерии? (простокваша, кефир, ряженка, йогурт).
18. Бифидо- и лактобактерии считаются полезными для организма человека? (способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых).
19. Что разрушает полезные бактерии? (консерванты, красители, ароматизаторы, антибиотики).
Приложение 9.
Организация рабочего места. ПТБ
ПТБ при выполнении ручных работ
До начала работ:
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки;
вкладывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
По окончании работы:
убрать рабочее место.
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются нужные инструменты (ручные иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособления (манекен, лекала, колышек, булавки, резец), а также обрабатываемые детали. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Следует учитывать, что большое влияние на самочувствие и качество выполнения мною работы оказывает правильная посадка.
ПТБ при выполнении машинных работ
До начала работы:
застегнуть манжеты рукавов;
проверить исправность машины;
проверить, не осталось ли в деталях кроя ручной иглы или булавок.
Во время работы:
установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине;
не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
По окончании работы:
выключить машину;
убрать рабочее место.
Рабочее место для выполнения машинных работ состоит из стола, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. За машинкой нужно сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Рабочее место должно быть хорошо освещено; на столе находятся только предметы, необходимые для выполнения данной технологической операции.
Приложение 10.
Изображение готовых изделий
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Лидия Черкесова
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .
Солнце , воздух и вода – наши лучшие друзья .
Цели :
Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.
Расширить знания детей о свойствах воздуха , воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
Ввести в словарь детей слова : источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.
Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Демонстрационный материал : посылка, в которой лежат : письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны , воздушный шарик , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки» ; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.
Материал для каждого ребенка : стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.
Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.
Достает из посылки письмо.
Дети, здесь письмо. Написано : «От Незнайки» . Давайте его прочтем.
Читает письмо. «Дорогие друзья ! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки» .
Посмотрим, что он нам прислал?
Достает большой конверт, на котором написана загадка.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце ) .
Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.
Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке , пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку .
А мы сможем прожить без света и солнечного тепла ? Что с нами произойдет?
Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.
Что мы делать любим летом на солнышке ? (загорать, греться) . От солнышка всем светло , весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке , поиграть. Предлагаю вам поиграть.
Делаем разминку :
Во дворе растет подсолнух ,
Утром тянется он к солнцу . (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже .
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Дети присаживаются за столы.
Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)
Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух . Зачем нам нужен воздух ? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха ? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом .
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух )
А кому ещё для жизни нужен воздух ? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди , животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух , услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух ? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим – пар).
У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха . Значит, мы можем воздух видеть .
А как мы можем почувствовать воздух ? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух , чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице ? Воздух на улице – это ветер.
А сейчас я предлагаю услышать воздух . Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика , что мы слышим? Шипение.
Дети, воздух невидим , он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.
Как воздух влияет на наше здоровье?
Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.
А где мы можем увидеть грязный воздух ? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин) . Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом ? (заболеем) . Лучший лекарь для воздуха – деревья . Они очищают воздух , поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.
Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.
У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.
Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки) .
Воспитатель достает бутылку с водой.
Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?
Это вода !
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
Человек может ли жить без воды?
Кому ещё нужна вода ?
Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?
Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода ?
Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода ! Зачем нам нужна вода ? Расскажите.
На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая . Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода . Возьмите каждый стакан и загляните в него.
Вы видите дно. Значит, какая вода ? Прозрачная.
Какого она цвета? Бесцветная.
Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.
Какая бывает вода ? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус ? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)
Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода ? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар , если её кипятить.
Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.
Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце , воздух и вода . Без них не будет жизни на земле.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья :
Солнце , воздух и вода !
Ребята, в посылке ещё что-то лежит.
Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки» .
Ход мероприятия .
Ведущий :
Здравствуй, солнце ясное
И земля прекрасная!
Здравствуй, матушка – природа
И хорошая погода!
Ведущий : Сегодня наша викторина посвящена трем природным стихиям: Солнцу, Воздуху и Воде.
Приветствие команд.
Ведущий : Здоровье – неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Что поможет нам это сделать? (спорт)
1. «Доскажи словечко».
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку
Быстро делаю…(зарядку)
Не обижен, но надут,
Его по полю ведут,
А ударят – нипочем
Не угнаться за…(мячом)
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи
И зовут их…(лыжи)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки,
А несут меня не кони,
А блестящие…(коньки)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
Не бруски набил я, планки,
Дайте снег! Готовы…(санки)
Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
«Расскажите вот о чем:
Как вы стали силачом?»
Улыбнулся он в ответ:
«Очень просто: много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я …(гантели)»
Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет...
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками.
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено.
(Прорубь.)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой...
(Велосипед.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих -
Что за кони у меня?
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно…
(Тренировка.)
Люди, почему - то, не ценят то, что достается им даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берегут вещи, одежду, украшения. А здоровье – только тратят. Ленятся делать утреннюю зарядку, слишком много едят, портят глаза у телевизора. В общем, как будто нарочно делают все, чтобы здоровья стало меньше.
Ребята, не забывайте о том, что Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья! Давайте будем их восхвалять!
И следующее задание – 2. Изобразить солнце, воду и ветер всей командой. (лист, краски, карандаш…)
3. Собери пословицу и объясни ее.
Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
Была бы водица, а зелень зародится.
В запас воздухом не надышишься.
Живи разумом, так и лекаря не надо.
3. Вместо точек вставь недостающие слова. Задание для команд, …
Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием…(на солнце).
Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более…(20-30 минут).
Солнечные ванны принимай утром с…(7до 12 часов), когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно.
-… (голову) обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой.
Одна из самых эффективных процедур - это закаливание водой. Вода очищает и оздоравливает кожу, укрепляет нервную… (систему). Закаливание водой нужно проводить круглый год. Это может быть обтирание влажной … (губкой, полотенцем) после зарядки. Второй вид закаливания – обливание. В теплое время года обливание можно проводить на улице. А самый лучший способ закаливания в летнее время – это … (купапание) в реке, в море, озере. Купаться нельзя при насморке, кашле, недомогании.
Никогда не входи в … (неизвестный) водоем.
Начинающий должен плавать…(вдоль) берега.
После выхода из воды …(разотрись) полотенцем, переоденься в …(сухое).
А в это время - Конкурс капитанов.
(Кто быстрее закрутит ручку на карандаш)
+ «Кто быстрее надует шарик».
4. «Удержи шар в воздухе» для всей команды.
(Команды встают в тесный круг и дуют на шарик. Побеждает команда, удержавшая дольше всех шарик в воздухе).
5. найди продолжение.
К л ю ч: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 5; 5 – 1.
5. кроссворд. ребус.
Вопросы:
По горизонтали:
1. Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями
2. В детских играх, гимнастических упражнениях: шнур, через который прыгают, вертя его и перекидывая через себя
3. Планка на роликах с рулём
4. Вид легкой атлетики
5. Передвижение на ногах; передвижение длинным шагом с выпрямлением опорной ноги и с согнутыми в локтях руками
6. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества
7. Действие по глаг. плавать
8. Составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований
9. От глагола: сделать/сделаться физически или нравственно крепким, стойким, выносливым
10. Вид спорта - групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма
11. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья
12. Небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты
13. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода
По вертикали:
1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
2. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания, в декоративных целях
3. Совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма
4. Водная процедура
5. Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому, а также соответствующий вид спорта
6. Предмет для игры – сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивающий от твердой поверхности
7. Смесь газов, составляющая атмосферу Земли
Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. велосипед
2. скакалка
3. самокат
6. витамин
7. плавание
9. закаливание
10. туризм
11. гигиена
12. солнце
По вертикали:
1. здоровье
2. бассейн
3. гимнастика
4. обливание
5. бадминтон
6. Блицопрос
У каждого из нас, к сожалению, есть вредные привычки. А ведь они плохо сказываются на нашем здоровье. Узнаем, что же мешает нам быть здоровыми, т.е поговорим о вредных привычках.
1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки?
(Зубы будут неровными.)
2. Как часто и зачем нужно мыть голову?
(Чтобы волосы были чистыми, не заводились вши и блохи, мыть 1 раз в 5–7 дней.)
3. Подружка просит вас дать ей свою расчёску, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете?
а) предложите ей свою расчёску (0 баллов);
б) отдадите ей расческу, но потом больше ей пользоваться не будете, пока не помоете (1 балл);
в) вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расчёсками (3 балла).
4. Объясните, почему нельзя грызть ногти?
(Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов.)
6. К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы?
(Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть нёбо или щеку, заразиться болезнями.)
7. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы?
(Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями.)
11. Подведение итогов конкурса. Награждение участников.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде