Картины художника николя де сталя. Русское чудо с французским именем Николя де Сталь (Nicolas De Stael)
После революции 1917 года семья Шталь фон Гольштейнов вынуждена была бежать из России в Польшу. Однако, вскоре после эмиграции юного Николая и двух его сестер постигло несчастье: в 1921 году скончался отец, а в следующем году не стало матери.
К счастью, осиротевших детей усыновила семья католиков из Бельгии, проживающая в Брюсселе, которая и дали Николаю новое имя - Николя де Сталь (Nicolas de Staël) на французский манер.
Подросток рос в достаточно культурной многоязычной семье, учился в католических колледжах, Академии изобразительных искусств Сен-Жиль, в 1932 году поступил в Бельгийскую Королевскую Академию наук и искусств, где открыл для себя великие творения Рембрандта Ван Рейна, Яна Вермеера Делфтского, Франса Хальса, Геркулеса Сегерса. К тому же молодой человек обладал широким кругозором, много путешествовал, жил во Франции, Марокко, Алжире, Испании, Италии.
В 1936 году в Брюсселе состоялась и первая выставка работ Николя де Сталя, на которой он представил произведения, близкие к традициям византийской иконописи.
В 1939 году, ради французского гражданства художник записался добровольцем в ряды Иностранного легиона, расквартированного в Тунисе. Однако уже через два года демобилизовался и переехал в Ниццу.
В 1941 году молодой художник познакомился с Хансом Арпом, а также с Соней и Робером Делоне, под влиянием которых обратился к абстрактному искусству. Надо отметить, что еще до этой встречи, Николя де Сталь испытал сильное влияние творчества Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Хаима Сутина.
В 1943 году де Сталь познакомился с Жоржем Браком, и под влиянием своего друга художника Андрея Ланского, полностью «ушел» в чистую абстракцию. А в 1944 году получил широкую известность, выставившись вместе с одним из родоначальников беспредметного искусства - Василием Кандинским в парижской галерее Жанны Бюше.
К началу 50-х живопись Николя де Сталя обрела еще большую популярность: его работы стали узнавать в США и Великобритании, он получал массу предложений от известных американских галеристов, иллюстрировал книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Однако американский образ жизни и Новый Свет в целом совершенно его не вдохновили.
В 1953 году живописец переживал тяжелый нервный кризис и скрывался от активной светской жизни на юге Франции.
Поздно вечером 16 марта 1955 года Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской в Антибе.
Погибшего художника обнаружила жительница городка мадам Жанна Ру, проходившая по узенькой улице Ревели, ведущей к приморскому бульвару. Прибывшая полиция уверенно установила причину смерти: самоубийство. «Это был акт отчаяния», - записано в полицейском протоколе.
Теперь на фасаде небольшого здания, на втором этаже которого творил де Сталь, написано по–русски: «Художник Никола де Сталь. 1914–1955. Жил и умер в этом доме». А ведь во Франции не часто увидишь надписи на иностранных языках…
На момент смерти художнику исполнился всего 41 год. За 15 лет своего творческого пути он успел написать более тысячи работ, многие из которых считаются подлинными шедеврами беспредметного искусства. В 2011 году «Лежащая обнаженная» Николя де Сталя — одна из его последних картин, написанная в 1954 году, была продана на парижском аукционе более чем за 7 миллионов евро.
НИКОЛЯ ДЕ СТАЛЬ: ДЕТАЛИ И ФАКТЫ
Свой – чужой…
Сейчас о Николае де Стале в России знают гораздо больше, чем еще несколько лет назад. В 2003 году в Санкт-Петербурге прошла большая выставка работ художника, в связи с чем в прессе появились публикации о нем и прошел документальный фильм о его творчестве. И все-таки для большей части российской публики он остается чужим. Вот Шагал и Кандинский воспринимаются как «свои», а Де Сталь так и не стал восприниматься как соотечественник, хотя он никогда не отрекался от своего происхождения, несмотря на тяжелые воспоминания детства.
Художник, романтик
Де Сталь решил стать художником после поездки в Голландию в 1933 году. Без особого труда поступил в брюссельскую Королевскую академию изящных искусств. Потом много путешествовал по Франции и Испании, которую в 1935 году вдоль и поперек проехал на велосипеде. В какой-то момент добрался и до Северной Африки…
Война, Ницца
Ради французского гражданства вступил в Иностранный легион в 1939 году. После капитуляции и демобилизации в 1940-м обосновался в Ницце, на территорию Виши, не оккупированную Германией. Во время оккупации Ницца была особой зоной, которую война как будто не касалась. Туда съезжался весь цвет европейского авангарда, не пожелавший, либо не успевший, эмигрировать в Америку.
В Ницце де Сталь познакомился с Арпом, Маньелли, Ле Корбюзье, Делонэ, Кляйном.
Де Сталь остался во Франции до конца войны. В 1943 году перебрался в оккупированный фашистами Париж. Там талантливого художника заметила владелица известной галереи Жанна Буше. В январе 1944 она полуподпольно провела выставку современной живописи, и полотна де Сталя оказались рядом с работами Кандинского и Пикассо. Неудивительно, что публика запомнила имя де Сталя. А критики подметили главное: молодой художник самобытен, никому не подражает.
Вскоре после войны умирает жена де Сталя Жанин.
Неприятие Америки, успех в Европе
После войны слава Де Сталя растет, он совершает поездку в США, однако Новый Свет вызывает у него резкое неприятие. Художник предпочитает Голландию и Средиземноморье. В Париже его дела идут все лучше. Де Сталь становится одной из виднейших фигур послевоенного французского авангарда.
Беспредметное творчество
Большинство художников проходило характерный путь от модернистской деформации к чистой беспредметности, без которой искусство середины прошлого века уже и не могло считаться современным. Однако у Де Сталя бесформенные пятна в какой-то момент (где-то в 1951 году), стали складываться в самые что ни на есть очевидные пейзажи и натюрморты, полные таинственной привлекательности: синеющую дымку парижской ночи, оглушающую яркость Средиземноморья, динамику футбольного матча в свете прожекторов, рвущий звук джаза…
«Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну», - напишет потом его дочь Анна.
Причины самоубийства счастливого человека
Де Сталь был молод, красив, гениален, успешен и любим. Его уважали талантливейшие художники эпохи. Его популярность росла с каждым днем. Он всегда был предметом вожделения красивых женщин. И все же, в самом расцвете сил, успеха и счастья, он покончил с собой, выбросившись из окна собственной мастерской в прекрасном Антибе!
Это самоубийство повергло в недоумение не толькообщественность, но и близкое окружение де Сталя.
По одной из версий, причиной гибели художника стала его последняя любовь к замужней даме, матери двоих детей - Жанне Матье. Николя навещал эту женщину в соседнем Грасе, просил позировать, познакомил с женой и детьми, но для потомков она так и осталась таинственной незнакомкой. Семья Де Сталей не пожелала ничего рассказывать о ней.
Известно только, что за день до самоубийства де Сталь звонил Жанне, хотел встретиться, но она отказала. В порыве гнева художника собрал все ее письма, адресованные ему, и отослал мужу с припиской: «Ваша взяла».
Впрочем, неизвестно, только ли несчастная любовь стала причиной гибели художника. Незадолго до смерти де Сталь откровенно признавался: «Со мной происходит что–то новое, оно пришпоривает мою непреодолимую тягу крушить все вокруг как раз тогда, когда кажется, что все наладилось…»
Отдельные современники считали, что такой трагический конец был вполне в духе Де Сталя, человека невероятно эмоционального, склонного к импульсивным поступкам.
Достаточно вспомнить, как он сжег все свои ранние работы 1930-х годов.
Или тот факт, что едва пережив смерь любимой жены Жанин, художник, буквально, два месяца спустя сделал предложение молоденькой Франсуазе и женился на ней.
За неделю до самоубийства в мастерскую на набережной Антиба пришел приятель де Сталя Джон Ричардсон. Он отметил, что выглядел художник еще более возбужденным, чем обычно: его терзало чувство вины перед семьей.
Накануне рокового дня художник забрал в книжной лавке 7–й том собрания сочинений Чехова и проконсультировался у юриста, как будут обеспечены его дети, если с ним вдруг что–нибудь случится…
В 10 часов вечера Николя де Сталь выбросился из окна свой мастерской…
Имя художника Николя де Сталя
в Европе куда более известно, чем на его родине – в России, где в течение долгих лет оно оставалось незаслуженно забытым. Даже после того, как творчество эмигрантов наконец привлекло внимание отечественных искусствоведов, о картинах Шагала и Кандинского писали гораздо больше, чем о полотнах Николя де Сталя, в то время как в Европе они оценивались в миллионы долларов. Он заслужил признание еще при жизни и стал одним из самых известных художников во Франции, но в 41 год неожиданно для всех принял решение уйти из жизни. Для многих причины этого поступка до сих пор остаются загадкой.
Николай де Сталь родился в 1914 г. в Санкт-Петербурге в очень богатой и знатной семье: его отец, барон Владимир Шталь фон Гольштейн, происходивший из древнего прибалтийского рода, был генералом русской армии и последним комендантом Петропавловской крепости, а мать, Людмила Бередникова, происходила из знаменитой петербургской семьи книгоиздателей и была родственницей композитора Александра Глазунова. После революции барон фон Гольштейн в течение 15 месяцев был вынужден скрываться с женой и детьми в доме Глазуновых, не выходя на улицу, а в 1919 г. им удалось эмигрировать в Польшу.
В 1921 г. глава семьи скончался, спустя год ушла из жизни и мать, и дети остались круглыми сиротами. Николаю на тот момент было всего 8 лет. Однако судьба была к ним благосклонна – их всех усыновили приемные родители из Бельгии и воспитывали в своей семье, как родных детей. В гостеприимном доме Эммануэля и Шарлотты Фрисеро они ни в чем не нуждались и получили хорошее образование. Приемные родители сохранили им фамилию родного отца и баронский титул и позаботились о том, чтобы они не забыли о своих корнях – с ними занимался преподаватель русского языка, им читали вслух произведения русской литературы.
Когда Николай проявил способности к живописи, приемные родители создали все условия, чтобы он развивал свой талант: он получил образование в Академии изобразительных искусств Сен-Жиль. В 19 лет он отправился в путешествие по Голландии, где изучал творчество Рембрандта, Вермеера и Хальса, а затем посетил Францию, Марокко, Алжир, Испанию и Италию. Во время поездки в Африку Николай встретил свою будущую жену, художницу Жанин Гийу. Ее портрет, написанный де Сталем, стал его единственной реалистической работой, после которой он полностью отказался от этого стиля: «Не знаю, что я написал: мертвую жизнь или живую смерть? » Вместе с Жанин художник вернулся во Францию, где решил остаться навсегда.
В это время происходит его формирование как художника, и в 1936 г. в Брюсселе состоялась его первая выставка. На стиль Николя де Сталя большое влияние оказали художники-абстракционисты. Его дочь Анна позже напишет: «Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну ». А сам художник заявлял: «Я пишу, чтобы освободиться от впечатлений, всех чувствований и всего, что меня тревожит. Моей рукой водит тот, кто сидит внутри ».
В 1944 г. в оккупированном Париже хозяйка известной галереи Жанна Буше проводит полуподпольную выставку, на которой работы де Сталя экспонировались вместе с картинами Кандинского и Пикассо. После освобождения Франции от немецких захватчиков такие выставки становятся регулярными, а имя Николя де Сталя становится в один ряд с признанными мастерами живописи.
Вскоре известность художника распространилась далеко за пределы Франции. После выставки в Нью-Йорке в 1953 г. все его 25 картин раскупили, после чего де Сталь скромно сообщил своему приятелю: «Теперь я – миллионер ». Росту его благосостояния способствовало и то, что в это же время он заключил контракт с известным американским арт-дилером Полем Розенбергом.
Однако на пике своей популярности художник вдруг впадает в тяжелую затяжную депрессию. Он отказывается от активной светской жизни и уезжает на юг Франции. 16 марта 1955 г. на улице Ревели в Антибе тело художника обнаружила проходившая мимо местная жительница. Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской. Этот шаг не был импульсивным – накануне гибели де Сталь зашел проконсультироваться с юристом, как будут обеспечены его дети в том случае, если с ним что-нибудь случится. В полицейском протоколе отметили: «Это был акт отчаяния ». Художник прожил всего 41 год.
Но что могло привести успешного и знаменитого художника, чьи картины высоко оценивали в Америке и Европе, к такому шагу? Знакомые де Сталя утверждают, что причиной была несчастная любовь. После смерти своей первой жены он женился во второй раз, но в последние годы жизни он встретил женщину, к которой испытывал безответные чувства. Жанна Матье была замужем, воспитывала двоих детей и отказалась уйти из семьи. За день до самоубийства художник звонил ей и просил о встрече, но она снова ответила отказом. Тогда Николя собрал все ее письма, адресованные ему, и отправил ее мужу с припиской: «Ваша взяла ». Один из английских искусствоведов написал: «Сталь был русский, толстовский персонаж, снедаемый бесами Достоевского. И если эти бесы не трогали его в начале его карьеры, то потом они буквально набросились на него ».
За 15 лет творческой жизни Николя де Сталь создал более тысячи картин, некоторые из них сейчас оцениваются в миллионы долларов. Так, одна из последних его работ, «Лежащая обнаженная», в 2011 г. была продана более чем за 7 млн евро. Только в 2003 г. в Петербурге наконец состоялась большая выставка работ Николя де Сталя, после чего в прессе появились публикации о нем, а по телевидению показали документальный фильм, посвященный его биографии и творчеству. Но до сих пор для большинства соотечественников его имя остается неизвестным.
Большое влияние на Николя де Сталя оказало знакомство с .
КАК ЧЕЛОВЕК
Николас де Ленфен-смертный друг Лестата де Дионкура,родившийся в 1759 году в провинции Овернь в семье богатого торговца тканями.Отец Никола был человеком скупым,недалеким,грубым однако чрезвычайно честолюбивым.Отец,решивший,что его единственный сын и наследник должен получить дворянское образование,отправил 17-ти летнего Никола в Париж изучать право.Однако он не оправдал отцовских надежд.В столице Николас увлекся театром и вместо того, чтобы корпеть над учебниками, не пропускал ни одного представления в «Опера» и «Комеди Франсез». А потом на одном концерте он услышал игру знаменитого итальянского скрипача-виртуоза и буквально заболел музыкой. В тот момент Никола был потрясен, наблюдая, как этот ничем не примечательный и внешне такой обычный человек создает из ничего звуки скрипки, повергающие в экстаз. Мелодия, что лилась из-под его смычка, казалась живым существом! В те мгновения Ники был ошеломлен, заворожен, пленен! Ему безудержно захотелось проникнуть в это чудо, постигнуть таинство, посредством которого из простого куска дерева извлекается столь бесчисленное множество гармонических созвучий. Николас де Ленфен начал брать уроки игры на скрипке у самых знаменитых музыкантов. Увы, деликатность и острая нужда в деньгах помешала его учителям честно и откровенно объявить де Ленфену, что он безнадежен. Время Никола было упущено: слишком поздно начал он постигать азы музыкального мастерства... Он еще мог стать хорошим скрипачом, но выдающимся – никогда. Впрочем, тогда он этого не понимал и продолжал занятия музыкой, окончательно забросив свою юриспруденцию. В конце концов произошло то, чего и следовало ожидать: Николас де Ленфен был изгнан из университета, ему мне пришлось вернуться в родное захолустье, к отцу, кипящему от ярости из-за впустую потраченных на его обучение денег. Гнев его усугублялся еще и тем, что его сын не бросил своих занятий музыкой. Однажды, вконец рассвирепев, он вырвал у Никола из рук скрипку и вдребезги разбил ее о стену. Но Никола оказался упрямее него. Он тут же купил себе новый инструмент, пожертвовав для этой цели роскошными золотыми часами и прочими своими драгоценностями. Отца едва удар не хватил, когда он узнал о такой бессмысленной, по его мнению, трате денег. Он грозился переломать Николасу руки, чтобы раз и навсегда положить конец «дурацкому пиликанью на этой чертовой деревяшке», но скрипку больше не трогал. Как-никак, инструмент стоил денег, а отец привык рачительно относиться к любому товару.
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ЛЕСТАТОМ
И вот теперь они встретились, уже будучи взрослыми молодыми людьми. Николас де Ленфен был озлоблен на весь свет, Лестату тоже несладко жилось в его мрачном родовом замке, и очень скоро они стали лучшими друзьями. Никола и Лестатат вместе шлялись по кабакам, пьянствовали и вели долгие задушевные разговоры. Лестат де Лионкур оказался весьма тщеславным, самоуверенным, беспокойным и нетерпеливым созданием. Его чрезвычайно живой и пытливый ум занимал множество самых разнообразных тем, рассуждал о природе искусства, о вере, о добре и зле, о смысле человеческой жизни. Жизнь в глуши сильно угнетала его. Он жаждал известности и грезил о карьере театрального актера. Для той среды, в которой он вырос, взгляды его отличались редкостным свободомыслием. Однако при этом он был до смешного наивен в своем непоколебимом стремлении к добродетели. Однажды Ники, слегка раздраженный восторженностью Лестата, попытался своими язвительно-скептическими рассуждениями поколебать его идеалы. Но, увидев его растерянность, смятение и слезы, тут же раскаялся. Никола почувствовал, себя так, словно ударил ребенка. Ведь его привлекала в Лесттате именно эта ничем не замутненная душевная невинность, которой Николас де Ленфен сам, увы, давно лишился. А потом все случилось словно бы само собой. Они лежали на охапке сена в конюшне его отца, по очереди передавая друг другу бутыль с дешевым кислым вином. Ники и Лестат быстро захмелели – может, оттого, что сами этого хотели... Наступил ихний «золотой момент» – так они называли ту фазу опьянения, когда все вокруг приобретает иное значение, чувства обостряются, а мысли начинают нетерпеливо теснить и подталкивать друг дружку. Тогда-то у них и возник план побега из ихней глухой провинциальной дыры, прочь от родственников, которые не понимали их и которым они были не нужны.
В ПАРИЖЕ
По прибытию в Париж Ники обрел возможность полностью посвятить себя музыке. Но его душу отравляло сознание того, что настоящим музыкантом ему уже никогда не стать. Всю жизнь Николасу суждено было оставаться лишь жалким дилетантом. Фигляром, способным лишь на то, чтобы играть в театральном оркестрике, на потеху грубой толпе, ничего не смыслящей в высоком искусстве. И он возненавидел свою скрипку. В отличие от Лестата, Николас де Ленфен отнюдь не собирался посвящать себя служению на благо человечества. Другие люди его совершенно не интересовали, и ему было глубоко наплевать на тех, кто приходил на их представления в театр Рено. Лестат замечал скверное расположение духа Никола, но не мог понять его причины. В силу своей неискушенности в тонкостях музыкальной игры, он искренне считал его прекрасным скрипачом. Никола же становился все более раздражительным, все больше пил и все чаще срывал на Лестате свое скверное настроение. Впрочем, несмотря на это, они продолжали горячо любить друг друга. И вот однажды Лестат пропал. Он исчез самым невероятным образом, посреди ночи, когда мы с ним спали в нашей бедной мансарде. Сквозь сон Николя смутно слышал голос своего друга, но его сковало какое-то странное оцепенение, мешавшее проснуться окончательно. А наутро его уже не было. Ники решил тогда, что Лестат его бросил. Возможно, удрал с каким-нибудь одним из своих богатых поклонников, которые так восторженно глазели на него в театре. А когда неизвестно откуда стали приходить все эти дорогие подарки, подозрения Никола переросли в уверенность. О, как же он н ненавидел Лестата! Он злился не столько даже из-за его ухода, сколько из-за того, что он сделал это тайком от Николя, тем самым предав их любовь и дружбу. Лишь позже Ники узнал, что был несправедлив... Лестат не предавал его. Спустя некоторое время он вернулся. Хотя лучше бы им больше никогда не видеться! Николас сразу понял, что с Лестатом что-то не так.Николас де Ленфен узнал что Лестат стал вампиром.
КАК ВАМПИР
После вышеупомянутых событий,Лестат обратил Николаса де Ленфена в себе подобное существо,Итак,Никола стал таким же, как он. Для вампира в Ники было слишком много человеческих слабостей. Увы, и в этом мне не удалось достичь совершенства...Вскоре Николас впал в депрессию и был похищен парижскими вампирами во главе с Арманом. Позже Лестат освободил его.После этих событий Никола примкнул Театру Вампиров(ранее парижские вампиры во главе с Арманом).
СМЕРТЬ:
"Завтра меня не станет. Решение мое неизменно. Пусть очистительный огонь подарит мне небытие, ибо лишь оно способно дать покой, которого я не обрел в смерти. Напротив: сейчас, умерев, я испытываю куда более жестокие мучения, чем при жизни." - именно так комментировал свою смерть Никола де Ленфен.
5 декабря 1914 года родился Николя де Сталь - французский художник русского происхождения, внесший заметный вклад в послевоенное искусство. Известен абстрактной, пастозной манерой письма…Отец Николя де Сталя (Николая Владимировича Гольштейна) был комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге до 1917 года.
После революции семья была вынуждена в 1919 году эмигрировать в Польшу. Родители Николя де Сталя там и умерли.
Осиротев, де Саль при посредничестве своей крёстной матери был усыновлён в 1922 году католической семьёй, жившей в Брюсселе.
В Брюсселе он учился в Королевской академии изящных искусств, где открыл для себя классическое искусство, знакомясь с работами Рембрандта, Вермеера, Хальса, Геркулеса Сегерса.
В тридцатые годы де Сталь много путешествует по Европе, живёт в Париже в 1934 году и Марокко в 1936 году. В Марокко он познакомился со своей будущей женой - Жаннин Гийу, тоже художницей.
В 1939 году де Сталь вступил в Иностранный легион, но в 1941 году был демобилизован.
Николя де Сталь в мастерской, 1940-е
После этого де Сталь поселился в Ницце, где он встретился с Альберто Магнелли, Жаном Арпом, Соней и Робертом Делоне, которые и вдохновили его на первые абстрактные картины. Прежде в своём творчестве он уже успел пережить влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина…
В 1943 году, во время нацистской оккупации де Сталь вместе с женой Жанни вернулся в Париж.
В 1943 году де Сталь встретился с Браком. А первая же выставка, проведенная в 1944 году совместно с Кандинским и Магнелли, прошла с большим успехом и привлекла к де Сталю внимание критики.
В октябре 1946 года, благодаря дружбе художника с Андре Ланским, с которыми он встречался в 1944 году, де Сталь заключил контракт с Луи Каре. Последний согласился покупать все картины, которые де Сталь писал.
В 1946 году умирает Жанни. Через несколько месяцев после её смерти де Сталь женился на Франсуазе Шапутон (Chapouton), от которой имел двух детей - Лоуренса и Джерома.
К январю 1947 года де Сталь с новой семьёй переехал в большое помещение, чему способствовала растущая популярность живописца. В начале 1950-х о де Стале узнают также в США и Великобритании и это ещё более способствует признанию художника.
Николя де Сталь. В мастерской, 1954 год.
В 1953 году под влиянием депрессии де Сталь скрывается ото всех на юге Франции. 16 марта 1955 года во время очередного кризиса он неожиданно кончает жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна своей студии. Творческое наследие художника включает более 1000 работ.
Николя де Сталь. Натюрморт с трубкой, 1941
Николя де Сталь. Композиция, 1949
Николя де Сталь. Композиция бежевого, белого и зелёного1950
Николя де Сталь. Футболисты, 1952
Николя де Сталь. Пейзаж, 1952
Николя де Сталь. Фигуры, 1953
Николя де Сталь. Агридженто, 1953
Николя де Сталь. Бутылки, 1954
Николя де Сталь. Заснеженный Марсель, 1954
Николя де Сталь. "Обнаженная в голубых тонах", 1955
Николя де Сталь (5.01.1914 - 16.03.1955) - художник, родившийся в России и разработавший своеобразный абстрактный стиль, в рамках которого он обращался к кубистическим принципам образования форм.
Де Сталь родился в Санкт-Петербурге, в семье аристократов из Прибалтики. Маленьким мальчиком он был пажем при дворе императора Николая II. После революции семья де Сталь уехала (1919) из России в Польшу, затем в Германию и оттуда в Бельгию.
1921: Круглый сирота. В 1920 умер отец Николя, через год - мать. Семилетний мальчик и две его сестры нашли приют у друзей покойных родителей в Брюсселе, которые определили ребенка в школу иезуитов. В 1932 де Сталь начал посещать архитектурные курсы при академии "Сен-Жилле", а через год записался в Школу изящных искусств в Брюсселе. На жизнь он зарабатывал созданием настенных декораций. Во время поездки в Марокко он познакомился с художницей Жаннин Гиллу, вместе с которой в 1938 перебрался в Париж.
1943: Покровительство Брака . После начала второй мировой войны де Сталь записался добровольцем во французский Иностранный Легион и был направлен с ним в Тунис. После девяти месяцев службы он был комиссован и уехал в Ниццу, где продолжил жить с Жаннин. Там же он познакомился с группой художников, среди которых были Ганс Арп, Соня Делони и Ле Корбюзье. В начале 40-х он писал преимущественно портреты своей подруги, а также натюрморты, напоминавшие работы Поля Сезанна. При этом де Сталь считал собственный стиль ограничивающим его возможности и упорно искал свободные формы самовыражения.
В1943 он уехал в Париж, где познакомился с Жоржем Браком. Французский живописец, являвшийся (вместе с Пабло Пикассо) основоположником кубизма, был впечатлен работами де Сталя и оказал ему покровительство. В следующем году состоялась первая персональная выставка работ художника, свидетельствующая о смене его художественного стиля. Хотя многие картины имели под собой реалистическую основу, она не мешала художнику экспериментировать с игрой форм и линий.
Середина 40-х. В начале 1946 Жаннин Гиллу умерла после операции. Три месяца спустя де Сталь женился на своей родственнице Франсуазе Шапутан. После женитьбы он подал заявление на получение французского гражданства, которое ему предоставили через два года. Послевоенные работы де Сталя характеризуются энергичным столкновением цветов и носят такие названия, как "Тяжелая жизнь" (1946), "Гнев" (1947), "На холоде" (1947), "Марафон" (1948). Примерно с 1949 его картины становятся более спокойными, композиции более статичными. Нанося пастообразные краски на холст, де Сталь создавал четко очерченные геометрические цветовые поля на темном или осветленном фоне. Иногда он разделял свои композиции на несколько вертикальных участков и наносил на них с помощью шпателя абстрактные символы. Виртуозное обращение де Сталя с цветом позволило некоторым критикам говорить о нем: "У него светится даже черный цвет". Такие его картины, как "Крыши" и "Падающие листья" (обе 1951), не содержащие в себе (несмотря на названия) никаких предметных элементов, тем не менее вызывают у зрителя ассоциации с природой и ландшафтами.
Начало 50-х: Сближение с фигуративной живописью. Международный успех пришел к де Сталю в 1951 после персональных выставок в Нью-Йорке и Лондоне, где он ослепил публику светом Парижа. В английской столице он изучал работы импрессионистов Уильяма Тэрнера и Джеймса Уистлера. В том же году появилась серия "Крыши Парижа", композиции из широких прямоугольных плоскостей, окрашенных в различные тона серого цвета. В том же 1951 де Сталь создал свои первые гравюры на дереве (это были иллюстрации к книге поэта Рене Шара).
После посещения одного футбольного матча де Сталь создал ряд небольших картин, в которых снова обратился к фигуративной живописи (например, "Футболисты в Принценпарке", 1951-1952). Осенью 1953 он поселился в Авиньоне, а через год перебрался в Антиб. В картинах, созданных на юге Франции, господствует интенсивная цветовая гармония ("Марсель", 1953/54).
В середине 1954 де Сталь перестал использовать в своей работе шпатель и пользовался только кистью. Впоследствии появились картины, характеризующиеся исключительно тонким нанесением цветов и ретушированием,- примером может служить "Заход солнца" (1954), созданная по мотивам картины Тэрнера "Чайки".
Довольно часто де Сталь, постоянно находившийся в поисках оптимального способа художественного выражения, сетовал на случайности, определявшие появление его картин: "Результаты моих мучительных поисков всегда выглядят случайностями, не имеющими прямого отношения к моим усилиям проявлениями виртуозности, и это повергает меня в самое жуткое,уныние". Отказавшись от занятий живописью, де Сталь добровольно ушел из жизни в возрасте сорока одного года - это случилось в 1955 в Антибе.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны