Журнал: интервью с Йоко Оно. Самый известный неизвестный художник
В 1971 году Йоко Оно устроила «выставку одной художницы» в нью-йоркском музее современного искусства MoMA. Йоко напечатала каталог и разместила в The New York Times рекламные объявления, на которых она держала у входа в музей плакат с большой буквой F, превратившей Museum of Modern Art в Museum of Modern Fart (Музей современного пука). Кроме того, она сняла фильм, в котором у посетителей на выходе из музея спрашивали, были ли они на выставке Оно. Кто-то отвечал утвердительно, кто-то говорил, что только планирует пойти. При этом попасть на выставку было невозможно: у кассы висело написанное от руки объявление: This is not here.
Фото: Pari Dukovic
The Museum of Modern [F] art был одним из многочисленных произведений авангардного концептуального искусства, которые Оно создавала начиная с 1960-х годов. Сегодня, спустя 44 года после партизанского хеппенинга у дверей MoMA, она наконец получила официальное признание музея. Открывшаяся 17 мая выставка «Йоко Оно: шоу одной женщины, 1960-1971» (Yoko Ono: One Woman Show, 1960-1971) рассказывает о первом, определяющем для художницы десятилетии, когда она придумывала новые средства самовыражения и оттачивала собственный своеобразный стиль. Собранные на выставке тексты, предметы, перформансы, записи и экспериментальные фильмы демонстрируют, как сильно эта женщина повлияла на развитие концептуального искусства.
«Благодаря Оно художник получил новый статус. сама она зачастую не являлась создателем или исполнителем. Она – генератор идей»
«Благодаря Оно художник получил новый статус, – считает Кристоф Шери, главный куратор отдела графики MoMA. – Йоко решила, что роль художника выходит за рамки создания объектов для зрителей, потому что сама она зачастую не являлась создателем или исполнителем. Она – генератор идей».
«Концептуальным» искусством она увлеклась задолго до того, как этот термин вошел в широкое употребление. Йоко родилась в Токио, но перебралась в Нью-Йорк в середине 50-х годов. Она была одной из немногих женщин среди художников, поэтов и музыкантов, примкнувших к зарождавшемуся тогда движению Fluxus. Его адепты пропагандировали беспорядочное слияние различных видов самовыражения в искусстве и эстетику «сделай сам». Еще до «Флюксуса» его основатель Джордж Мациюнас устроил в 1961 году первую персональную выставку Йоко Оно. Посетителям предлагалось полить водой окрашенный японскими чернилами холст или пройти по картине подобно тому, как в Японии XVII века заставляли подозреваемых в католицизме наступать на лик Христа, – тех, кто отказывался, казнили. «Меня поражала их смелость, – недавно призналась Оно. – Эту историю я услышала еще в школе и подумала тогда, что хочу быть такой же смелой».
Радикализм ее ранних работ заключался в том, что они представляли собой не предмет, а идею. Ее новаторская книга Grapefruit 1964 года состоит в основном из рецептов по созданию произведений искусства и музыки – набора инструкций и идей, реализовать которые под силу каждому. («Пусть люди копируют или фотографируют ваши картины. Уничтожьте оригинал», – писала она в порыве провидческого озарения.) Таким образом она как художник отказывалась от контроля над собственным произведением: вместо того, чтобы просто представить готовую работу, она приглашала зрителя к совместному творчеству.
«С самого начала Йоко пыталась напрямую общаться со зрителем, пыталась менять его мировосприятие, – говорит Шери. – А это уже политика». Во время своего перформанса Cut Piece, представленного впервые в 1964 году в Киото и позже, в 1965 году, в нью-йоркском Карнеги-холле, Оно молча сидела на сцене, в то время как зрители один за другим отрезали ножницами лоскуты от ее одежды. Феминизм только входил в моду, а Оно уже вовсю использовала женское тело в качестве инструмента творчества и протеста.
«Как и все художники, я предпочитаю контроль», – созналась Йоко на следующий день после своего очередного дня рождения. Свое 82-летие она отметила накануне джем-сейшеном в студии в компании своего 39-летнего сына Шона Леннона и близких друзей – за последние десять лет это стало доброй традицией. Мы сидели на белых парусиновых стульях у нее на заваленной цветами просторной кухне в многоэтажке Dakota на Сентрал-Парк-Уэст. Под высокими потолками Оно в обтягивающем черном свитере, черных брюках и лазурных носках казалась миниатюрным сгустком энергии. «Однажды я решила, что не хочу, чтобы люди прикасались к моим произведениям. И тут же поняла: именно поэтому я должна позволить им делать это».
Cорочка из денима, Current/Elliott; джинсы, A.P.C.; бюстгальтер, собственность модели
В 1966 году Джон Леннон заглянул в лондонскую галерею Indica, где как раз проходила ее выставка. Вскоре «одинокая волчица» (так Оно называет себя в молодости) и музыкант начали пробовать силы в совместном творчестве, и Оно быстро стала, по словам Леннона, «самым знаменитым в мире неизвестным художником. Все ее знают, но никто не знает, чем она занимается».
Появление Йоко в MoMA пролило свет на эту загадку. В широкомасштабную экспозицию вошел прогремевший в свое время «Фильм № 4 (Задницы)» (Film No. 4 (Bottoms)) 1966-1967 годов, в котором калейдоскопом мелькают голые ягодицы идущих людей; а также Half-a-Room, инсталляция 1967 года: рассеченные надвое предметы домашнего обихода – размышления художницы о неполноценности, которую она ощутила, проснувшись однажды утром и обнаружив, что ее муж, кинопродюсер Тони Кокс, не ночевал дома.
«Когда мы с Джоном устроили протест в постели, нас поддержали единицы. А сейчас весь мир подключился к нашему протесту»
Разумеется, не обошлось и без работ, созданных вместе с Ленноном, который в свое время посещал художественный колледж. Одна из их первых дискуссий, вспоминает Оно, касалась Рене Магритта и Василия Кандинского. «Джон был очень популярен в своей области, однако он понимал, что и я в своей добилась немало. Поэтому наша встреча была невероятным союзом двух душ».
Оно и Леннон решили использовать свою славу во благо антивоенному движению и во время медового месяца пригласили журналистов в свой номер в отеле, где провели неделю в постели, рассуждая о мире во всем мире. Ни один другой перформанс не смог бы затмить ажиотаж вокруг акции Bed-In, которая состоялась в 1969 году в амстердамском «Хилтоне», а затем в том же году в отеле в Монреале, где они записали Give Peace a Chance – первый сингл вновь созданной группы Plastic Ono Band. «Мир не понял нас, – вспоминает Оно. – Меня возненавидели, но за что? Может, из ревности. За то, что я была с Джоном. Искусство – самая важная вещь в моей жизни, и если бы меня волновало мнение других людей, я бы не создала свои произведения. Но нападки не прекращались; Джон тоже стал их жертвой. Я переживала, что из-за любви рушится его карьера. Конечно, до этого не дошло, но опасность была велика».
Родители Йоко были состоятельными и исключительно образованными людьми: мать принадлежала к семье богатых японских банкиров, а отец происходил из старинного дворянского рода. Оно с детства отличалась неукротимой тягой к независимости. Отец-банкир, вспоминает она, перевел на японский один из первых трудов по конструктивизму, а мать была великолепной художницей. В три года Йоко отправили в музыкальную школу для одаренных детей, позже она стала одной из первых женщин, поступивших на философский факультет престижного токийского Университета Гакусюин. Вслед за отцом семья курсировала между Японией и Америкой. Какое-то время они жили в Сан-Франциско, затем в Скарсдейле в пригороде Нью-Йорка, а в начале 50-х Оно поступила в колледж Сары Лоуренс. Приобщившись к нью-йоркскому андерграунду, она «никогда не страдала излишней неуверенностью в себе».
Бесстрашие Йоко не раз ее выручало. В 1971 году, за месяц до открытия первой персональной выставки художницы в Музее искусств Эверсона в Сиракьюсе, штат Нью-Йорк, Оно и Леннона пригласили принять участие в шоу Дика Каветта. В то время Каветт считался главным интеллектуалом на телевидении, но с Оно повел себя грубо: назвал ее «одной из самых неоднозначных женщин со времен герцогини Виндзорской Уоллис Симпсон, помешавшей герцогу стать королем» и криво ухмылялся, слушая пылкие похвалы Леннона в адрес ее искусства. И все же несмотря на то, что скандальная слава затмила ее творческие достижения, именно благодаря ей Оно смогла широко объявить о своей выставке.
На том вернисаже собралась целая толпа неуправляемых фанатов: кто-то пустил слух, что The Beatles воссоединятся, чтобы сыграть концерт в честь открытия. Многие из экспонатов той выставки в Эверсоне также впоследствии появились в MoMA.
В преддверии выставки в Музее современного искусства родственный Vogue журнал W попросил Йоко Оно воспроизвести две ее работы. Одна из них – новая версия фотографии работы Мациюнаса. На ней Оно выглядывает сквозь дыру в плакате, собственноручно расписанном ею перед концертом в Карнеги-холле в 1961 году. Вторая – ее культовый перформанс Cut Piece, в котором она в последний раз участвовала в 2003 году. На этот раз, однако, Йоко предпочла роль человека с ножницами. «Я буду агрессором, а не жертвой», – заявила она. На создание перформанса ее вдохновила история о Будде, который был готов пожертвовать всем, даже семьей, чтобы понять человеческую сущность. Когда режешь ножницами, объясняет она, получаются квадратные вырезы, контрастирующие с естественными округлыми линиями женского тела. «Я хотела показать страдания, которые испытывают женщины, – говорит Оно. – Женщину чего-то лишают».
Съемки проходили под полным контролем Оно, каждое ее движение было смелым и точным. Она делала надрезы в самых уязвимых местах: воротник, колено, лямка бюстгальтера, – а на полу росла куча из квадратных лоскутов. Длинные блестящие ножницы, которые она выбрала для проекта, выглядят угрожающе в ее маленьких руках. «Я и не подозревала, что это такой опасный инструмент, – призналась она после съемок. – Ножницы были очень острыми, я постоянно боялась кого-то порезать».
Йоко не планирует официально участвовать в своих концептуальных перформансах – в отличие, например, от Марины Абрамович, – однако не исключает, что в какой-то момент в одной из работ может начать взаимодействовать с посетителями. При этом интерес к ее персоне не угасает ни на день: она по-прежнему пропагандирует мир во всем мире посредством творческих проектов, записей и постов в социальных сетях. Я спросила у художницы, как ее работа перекликается с царящими в мире протестными настроениями и непрекращающимися демонстрациями. «Как ни странно, когда мы с Джоном устроили протест в постели, нас поддержали единицы, – ответила она, имея в виду все те насмешки, которые им пришлось вынести. – А сейчас весь мир подключился к нашему протесту».
Стиль: Felicia Garcia-Rivera
Прически: Tamara McNaughton для Wella Professionals @ Management + Artists
Макияж: Сhristine Cherbonnier для Chanel @ The Wall Group; Georgi Sandev для Chanel @ Streeters
Маникюр: Honey @ Exposure NY
Декорации: Viki Rutsch
Ассистенты фотографа: Amy Moore; Fernando Souto; Matthew Kanbergs
Ассистент стилиста: Hanna Corrie
Ассистенты декоратора: Boaz Tcherikover; Anastasia Dudin
Холст с прорезью (часть декораций): Minoru Nizuma / Courtesy Lenono Photo Archive, New York
Модель: Vlada Roslyakova @ Women Management
Йоко Оно Ленон – японская авангардная художница, певица, писатель, вдова одного из самых популярных музыкантов XX века – . Всемирно известная активистка в борьбе за мир.
Родилась Йоко Оно 18 февраля 1933 года в Японии. Первые три года жила с матерью Исоко Оно в Японии, в это время ее отец Эйсуке Оно жил и работал в Сан-Франциско. Занимал руководящую должность в американском представительстве Банка Японии. Вскоре мать и дочь переехали в Америку, но так вышло, что ненадолго. Им пришлось вернуться на родину, когда Эйсуке перевели в Нью-Йоркское отделение.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/05_Vxh1OEj.jpg)
Девочка проявляла тягу к творчеству с детства. Уже в три года ее отдали в музыкальную школу. Образование девочка получила в престижной школе Гакусюин. В 1953 году Йоко поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где несколько лет изучала музыку и литературу. Девушка планировала стать оперной певицей.
Творчество
До встречи с Джоном Ленноном творчество Йоко не было оценено критиками. Девушка организовывала странные перфомансы, например, «Cut a Piece». Художница неподвижно сидела на полу сцены, а зрители должны были по очереди подниматься на сцену и отрезать кусочек от ее одежды. Это представление длилось до тех пор, пока Йоко не оставалась голой. Этот перфоманс женщина исполняла не единожды. В последний раз авангардистка предстала перед публикой в этом образе в 2003 году в Париже, на тот момент ей было 70 лет.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/01_fTR4EHj.jpg)
Но она не ограничивается исключительно рамками художника. В 1964 году женщина издала сборник поэтических миниатюр «Грейпфрут». По ее словам, именно он определил ее дальнейший творческий путь. Эти миниатюры художница воплотила в инсталляциях, фильмах и перфомансах.
Но знакомство с Джоном Ленном изменило их обоих. Если сначала музыкант лишь изредка помогал устраивать выставки Йоко Оно, то вскоре он понял, что они – две половины одной души. Но многие поклонники «The Beatles» обвиняют именно ее в распаде легендарной группы. В одном из интервью заявил, что никакой вины Йоко Оно в этом нет. По его словам, никто не вдохновлял Леннона так, как эта японка. И если бы не она, то мир никогда бы не услышал великий хит «Imagine».
Художница всегда отличалась своей эпатажностью. Пожалуй, самой знаменитой акцией Джона и Йоко стала Bed-In For Peace. Десятки журналистов собрались в отеле Hilton, чтобы увидеть рождение нового направления в искусстве. Это был мирный протест против войны – неделю Леннон и Око лежали в постели, отвечали на вопросы репортеров, фотографировались. Благодаря им на первых полосах газет появились лозунги за мир.
В 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон организовали собственную группу «Plastic Ono Band». Совместно пара выпустила девять альбомов.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/03_9mlJymQ.jpg)
Но самым странным и провокационным стал их первый альбом «Two Virgins» («Два девственника»). По словам Леннона, он был записан за одну ночь. Но, как оказалось, музыкальных композиций на нем не было. Это были какие-то шумы, крики, стоны. А на обложке было размещено их обнаженное фото.
Но, пожалуй, самой известной их совместной фотографией стала работа Энни Лейбовиц для обложки «Rolling Stone». На снимке голый Джон Леннон обнимает и целует лежащую рядом с ним одетую Йоко Оно. Эта фотография была сделана 8 декабря 1980 года, всего за пять часов до убийства музыканта.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/06_Wt5dhDW.jpg)
После смерти Леннона художница продолжила свой творческий путь. В Японии женщина открыла музей, где в центре холла стоит телефон. Иногда он начинает звонить – это Йоко дарит возможность посетителям экспозиции побеседовать с ней.
Она записывает альбомы, которые становятся знаковыми в ее музыкальной карьере: «Starpeace», «It’s Alright». Также она издает незаконченный альбом Джона Леннона «Milk and Honey». В 2007 году художница посетила Москву. В ЦУМе в рамках 2-й Московской биеннале проходила ее выставка «Одиссея таракана».
Личная жизнь
В 23 года Йоко Оно, несмотря на запреты родителей, выходит замуж за японца Тоси Итиянаги. Он был талантливым, но бедным композитором. Это было время, когда девушка стремилась заслужить любовь и признание публики. Она регулярно устраивала выставки и перфомансы, которые заканчивались неудачами. Критики не воспринимали ее творчество всерьез. Это привело девушку к депрессии. Она пыталась несколько раз покончить с собой, но супруг Тоси каждый раз ее спасал. Когда родители Йоко узнали об этом, они поместили девушку в психиатрическую больницу.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/01_6hQdtxS.jpg)
Об этом узнал и американский кинопродюсер Энтони Кокс, который был большим поклонником творчества Йоко. Энтони отправился в Японию, чтобы поддержать девушку. По окончании лечения он забрал Йоко в Нью-Йорк и стал продюсировать ее проекты. На тот момент девушка была еще в браке с Итиянаги, но, недолго думая, она оставляет своего супруга и выходит замуж за Кокса. В браке родилась дочка Кёко.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/02_81OlxFL.jpg)
1966 год стал для Йоко Оно судьбоносным. В лондонском художественном салоне «Индика» проходила ее выставка. Именно там она и познакомилась с участником группы «The Beatles» . На тот момент Леннон был женат на Синтии Леннон, а Йоко была в браке с Коксом. После этой встречи художница начала активно добиваться внимания певца.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/04_xzYe5EF.jpg)
Женщина могла часами сидеть у его дома, а однажды она попала внутрь. Ее пустила Синтия, чтобы художница вызвала такси. Позднее она заявила, что в доме у Леннонов она якобы забыла кольцо. Йоко присылала письма с угрозами, требовала денег. В итоге в ноябре 1968 года Джон и Синтия Леннон развелись. Главной причиной разрыва стала измена певца. Синтия застала мужа и Оно в собственной постели.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/03_cD3cEoN.jpg)
После этого Йоко Оно расстается с Энтони Коксом, и 20 марта 1969 года Йоко и Джон регистрируют официальный брак в Гибралтаре. В 1975 году у них родился сын Шон. Это произошло в день рождения самого Джона Леннона – 9 октября. Кстати, их сын пошел по стопам отца. Он тоже стал музыкантом.
Но до рождения сына в паре были проблемы. Они даже расставались на полтора года. Супруги переехали в Нью-Йорк, но им никак не удавалось получить вид на жительство. И если Леннон был готов вернуться в Лондон, то Оно была категорически против. Дело в том, что ее дочь Кёко жила с отцом в Америке, и женщине не хотелось лишать себя общения с девочкой.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/04_7BVcR2T.jpg)
Вскоре после смерти Леннона Йоко вышла замуж за дилера антикварных вещей Сэма Хавадтоя, их брак распался в 2001 году.
Йоко Оно сейчас
В 2016 году 83-летняя Йоко Оно снялась для ежегодного календаря Рirelli. Для фотосессии художница надела мини-шорты, короткий пиджак и цилиндр, став похожей на танцовщицу кабаре.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/08_KC3omBa.jpg)
В том же году художницу срочно госпитализировали в Нью-Йоркскую больницу с подозрением на инсульт. Но ее сын Шон опроверг слухи, сообщив, что у матери грипп, а на фоне болезни появилась усталость и обезвоживание.
Женщина постоянно судится за права на свое имя и имя Джона Леннона. В ноябре 2017 года она выиграла суд против владельца гамбургской пивной «Йоко Моно» из-за схожести названия заведения с ее именем. Также добилась запрета на торговлю польским лимонадом под названием «Джон Лемон».
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/12/13/07_BFfJ2jn.jpg)
На официальном сайте художницы представлены ее последние работы, новости о выставках, фото и видео.
Работы
- 1964-2003 – перфоманс «Cut a Piece»
- 1966-2016 – «Mend Piece» (Mirrors)
- 1988 – «Disappearing Piece»
- 1988 – «Painting to Be Stepped On»
- 1994 – «Untitled»
- 1997 – «Vertical Memory»
- 1998 – «Painting to See the Room Through»
- 2009 – «Promise»
- 2011 – «The Doors»
– Каковы ваши первые впечатления от Москвы?
– Невероятно рада вновь сюда вернуться. Я была в Москве два раза, последний раз в конце 1990-х, но никогда не привозила свои работы. Так что этот визит особенный. Город производит грандиозное впечатление, всем известна его роль в ХХ веке, и уверена, роль в XXI будет не менее великой. Недавно меня спросили, с какой музыкой у меня ассоциируется Москва. Сначала я ответила, что с музыкой Шенберга, но, подумав, решила, что все-таки с Шостаковичем.
– К слову о музыке. У вас недавно вышел альбом. Не собираетесь приехать к нам с концертом?
– Если будут такие предложения, приеду. Но пока и выставки достаточно, она слишком долго добиралась. С того момента, как она была показана в Нью-Йорке, прошло почти пять лет.
– Судя по выставке, главная тема, которая вас сейчас волнует, – насилие и война. Вы полагаете, что художник может справиться с этими вечными проблемами?
– Этот проект не совсем о войне в привычном понимании. Он о двух состояниях человека: о насилии, которое рядом с вами, на улицах, и о мире на тех же близких улицах. Если угодно, у нас существуют две индустрии – индустрия мира и индустрия войны. И каждый должен выбрать, к какой из них примкнуть. Я решила показать этот выбор глазами третьего персонажа – таракана (мы смотрим на улицы Нью-Йорка его глазами). Ведь, как считается, тараканы выживут даже после ядерной войны. Как это ни банально звучит, но мирным людям пора объединяться.
– Столь острое восприятие войны каким-то образом связано с детскими воспоминаниями?
– Конечно. Всем известно, что мы с семьей прятались в бункере во время бомбардировок Японии. Кстати, Джон (Леннон. – «НИ») родился во время немецких обстрелов Ливерпуля.
– Вы довольно откровенно и шокирующе показываете сцены насилия. Между тем в России сейчас активно обсуждается вопрос, нужна ли цензура или хотя бы самоцензура для художника...
– Во-первых, все, что делает художник, он делает, следуя своим переживаниям и мыслям. И никто не вправе запрещать ему создавать свои работы. Цензура – вещь опасная. Можно, например, всячески уберегать детей от неприятных сцен, не показывать им реальность. Но когда они вырастут, они все равно столкнутся с реальностью – и шок от нее будет еще сильнее и страшнее. Что касается конкретно моей инсталляции, то в ней сцены насилия – это лишь часть общего замысла. Здесь, как в кино: человек проходит через шок и войну, чтобы приблизиться к конечной ноте, к последнему пункту произведения – к миру и спокойствию.
– Последний пункт вашей выставки, насколько я понимаю, – это карта мира, где каждый может поставить «печать мира» на той стране или на том городе, которые он хотел бы видеть мирными. Вы заметили, что много печатей стоит на России?
– Это вполне естественно. Ведь каждый желает мира именно своему месту.
– Спрошу откровенно, знаете ли вы о конфликтах в России? Например, о чеченской войне?
– Знаю, но я не политик, а художник. Например, в одной из частей экспозиции в Москве – и этого не было ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне – я использовала шлемы русских солдат времен Второй мировой войны. Так что «российский след» здесь имеется.
– С вашей мировой славой вы чувствуете, что можете что-то изменить в мире?
– Слава сама по себе ничего не стоит, она явление относительное. Просто у меня пока есть возможность широко и открыто говорить о волнующих меня вопросах. Куда как важнее та сила, которую представляет «молчаливое большинство». Вот за ним и выбор.
– Устроители выставки просили меня не расспрашивать вас о Джоне Ленноне и группе Beatles. Вам действительно неприятны эти расспросы?
– Нет, кто вам это сказал? Но, кажется, об этом я уже все сказала, что хотела. А отвечать на разные глупости и выдумки и правда – не хочется.
СПРАВКА Йоко ОНО родилась 18 февраля 1933 года в Токио, в семье японских аристократов. Образование получила в специальной школе в Японии, где в это же время учился будущий император Акихито. Еще в молодости под влиянием своих теток – выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Анны и художницы-авангардистки Варвары Бубновых – увлеклась искусством. В 1952 году уехала в США, изучала литературу и пение в Гарвардском университете. Первым мужем Оно был учившийся в Штатах японский музыкант Тоси Ичиянаги, вторым – американский джазовый музыкант и кинопродюсер Энтони Кокс, от брака с которым у нее в 1963 году родилась дочь Киоки. В 1966 году на одной из выставок в Лондоне Йоко Оно познакомилась с Джоном Ленноном. Уже в ноябре того же года вышел первый альбом Леннона с Оно. 20 марта 1969 года они поженились. В 1970 году Джон ради творчества с Йоко окончательно оставил The Beatles. 9 октября 1975 года у четы родился сын Шон Оно Леннон. После убийства мужа 8 декабря 1980 года Йоко Оно занималась выпуском не опубликованных при жизни Джона материалов – музыкальных и видеозаписей и записок. Активно гастролирует с собственными выставками, записывает музыкальные композиции, устраивает различные PR-акции. В 1981 году Йоко тайно вышла замуж за антиквара и художника венгра Самуэля Хавадтои, с которым в 2003 году развелась. |
После того, как её третий муж умер и стал легендой, Йоко Оно навсегда осталась в его тени. И, тем не менее, продолжила свой собственный путь - как музыкант, как художница. Для одних она - та, что разбила “Битлз”, для других - та, что создала Джона Леннона. Но прежде всего она - это Оно.
Правильная девочка Йоко
Йоко родилась в 1933 году в Японии в семье, далёкой от богемности. Её родители - из почтенных аристократических родов. Йоко родилась в Токио и жила там с матерью до в раннем детстве - отец в это время работал в США, в Сан-Франциско, одним из топ-менеджеров американского отделения Банка Японии. Мать Йоко дважды делала попытку переехать и жить с мужем. Первый раз ей пришлось вернуться в Токио через год, поскольку господина Оно перевели в Нью-Йорк и ему было нужно время, чтобы там устроиться. Второй раз, снова пожив вместе с мужем и отцом около года, госпожа Оно с дочерью вернулись на родину из-за начавшейся Второй Мировой войны.![](https://i0.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/2.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/3.jpg)
Юная бунтарка
Чтобы понимать жизнь и творчество молодой Йоко, надо помнить, как только что закончившаяся война повлияла на мир. Раны, которые народы нанесли друг другу, были ужасающи. Японцы опустошили восточное побережье Китая, убивая жителей ради развлечения, из злобы или в ходе жесточайших экспериментов. Американцы сбросили атомные бомбы, уничтожив крупные промышленные города Хиросиму и Нагасаки. С людьми, естественно. Люди обратились в пепел. Что происходило в Европе, каждый житель бывшего СССР помнит прекрасно. Горы из детской обуви в освобождённых концлагерях заставили задаваться вопросом - где границы бесчеловечности для человечества? После войны во все странах-участницах действовали сильнейшие противоположные векторы. Одни мечтали, чтобы жизнь стала как можно более “довоенной”, консервативной, уютной, полной мягких диванов и домашних блюд. Другие считали, что человечеству необходим радикальный скачок вперёд, в мир, который не готов вспыхнуть войной в любую секунду. И в искусстве, и в общественной мысли радикальный консерватизм боролся с радикальным же стремлением в будущее - куда угодно, но как можно дальше от всего, чем было человечество раньше. Радикально новая музыка (рок-н-ролл), радикально новые танцы. В визуальном искусстве формируется авангардистское течение - то есть такое, которое стремится вперёд и делает это быстрее всего прочего человечества.![](https://i1.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/4.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/5.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/6.jpg)
Художница в отчаянии
Йоко устраивала выставки, ставила спектакли, но внимание широкой публики они не привлекали. Йоко жаждала славы, а получала максимум признание среди любителей жанра. Это выводило её из себя. Гиперэмоциональная по характеру, она билась в истерике, устраивала полупоказательные попытки суицида - раз за разом её спасал муж. Но его терпения хватило ненадолго. Отношения Тоси и Йоко охлаждались, пока, наконец, он не уехал в Японию, оставив жену в США. После очередной попытки суицида слухи об эмоциональных срывах Йоко дошли до её родителей. Они забрали дочь и положили на лечение в дорогую психиатрическую клинику. Тогда же Тоси оформил с ней развод. Йоко чувствовала себя раздавленной. В таком состоянии и нашёл её самый горячий поклонник её творчества, американец Энтони Кокс. Как только он узнал, что родители насильно вывезли художницу в Японии, он кинулся следом. В больнице выхаживал её, а потом сделал предложение. В США они вернулись вместе.![](https://i0.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/7.jpg)
Джон + Йоко = “Битлз” - Джон
Йоко почти не говорила с Джоном о любви. Её страсть выражалась по-другому. Она делилась с ним своими взглядами, бесконечно рассуждала вслух о той или иной общественной несправедливости, о современном искусстве, о будущем и музыки, и человечества. Всё, что она говорила, поражало воображение Леннона.![](https://i1.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/8.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/9.jpg)
Жизнь после смерти (Джона)
В 1980 году Джон вернулся в музыкальный мир с новым альбомом, “Double Fantasy”. На обложке был запечатлён поцелуй Джона и Йоко. Песни внутри были тоже записаны совместно: на каждую композицию Леннона - запись от Оно. Возвращение нельзя было назвать триумфальным, но оно, тем не менее, порадовало поклонников. У пары снова бросились брать интервью и автографы. После одного из интервью Джон и Йоко рука об руку входили под арку своего дома. В этот момент раздалось пять выстрелов. Джон упал, истекая кровью, Йоко принялась звать на помощь. Моментально подлетела полицейская машина, за считанные минуты певца довезли до больницы. Но он был пробит четырьмя пулями и умер от кровопотери, едва оказавшись в руках врачей. Йоко оказалась очень крепкой женщиной. Ей давно уже за 80, и она творчески активное и продолжает громко высказывать мнение по общественным и политическим вопросам.![](https://i2.wp.com/fresher.ru/mary/3-2018/joko-ono-muza-legendy-rok-n-rolla/10.jpg)