Какие танки в отопление бывают. Почему в танке нужны маленькие, но крепкие мужчины
Статут и описание утверждены 1 июня 1995 г. Автор рисунка ордена - художник А.Б.Жук, являющийся также автором рисунка советского ордена Дружбы Народов, учрежденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 декабря 1972 г. в ознаменование 50-летия образования СССР для награждения за большие заслуги в укреплении дружбы и братского сотрудничества социалистических наций и народностей, за значительный вклад в экономическое, социально- политическое и культурное развитие СССР и со-юзных республик и бывшего предшественником новой российской награды. Сам А.Б.Жук является кавалером российского ордена Дружбы, в то время как советским орденом Дружбы Народов он не награждался. В разработке эскизов при-нимал участие кандидат исторических наук П.K.Корнаков.
В иерархии российских орденов орден Дружбы занимает место после ордена Почета.
Орденом Дружбы награждаются граждане за укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, за достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную де-ятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укрепление мира и дружественных отношений между государствами.
Хотя в Статуте ордена Дружбы больше ничего не сказано, им награждают и за иные заслуги - за полеты в космос, за испытание новой техники, за спортивные достижения, за достижения в производственной деятельности, за работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Первым кавалером ордена Дружбы №1 является губернатор Самарской области К.А. Титов, удостоенный этой награды 1 ноября 1994 г. за большой личный вклад в реализацию экономической реформы, проведение в жизнь демократических преобразований и активную работу по укреплению российской государственности.
Указом Президента РФ от 28 апреля 1995 г. орденом были награждены 144 ветерана Великой Отечественной войны, среди которых И.С.Мудрецова.
Среди кавалеров ордена: министр финансов РФ А.Я.Лившиц; президент Республики Бурятия Л.В.Потапов, президент Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинов; президент Республики Тува Ш.Д.Доржак; депутат Государственной Думы РФ Р.Г.Абдулатипов; Маршал бронетанковых войск О.А.Лосик; генералы армии В.Л.Говоров, И.И.Гусаковский, В.Н.Лобов, Г.И.Обатуров; генерал-майор милиции А.Н.Захаров; председатель краевого Совета ветеранов Приморского края К.Ф.Кравченко; космонавт В.А.Джанибеков; писатели Ч.Т.Айтматов и А.А.Вайнер; дирижер В.Т.Спиваков; композиторы О.Б.Фельцман и В.Я.Шаинский; кинорежиссеры В.М.Котеночкин и В.Н.Шиловский; народные артисты О.В.Басилашвили, В.И.Гафт, Л.И.Голубкина, М.М.Державин, Л.К.Дуров, А.Д.Жарков, В.М.Зельдин, Л.И.Касаткина, И.B.Кваша, Э.Э.Кио, Б.В.Клюев, Ю.Д.Куклачев, O.K.Попов, В.В.Толкунова, A .Б.Фрейндлих, Г.В.Хазанов, Б.В.Щербаков; заслуженные мастера спорта Е.В.Бережная, И.А.Нетто, А.Т.Сихарулидзе, В.И.Старшинов, С.В.Хоркина, Г.А.Ярцев; главный тренер футбольного клуба ЦСКА В.Г.Газзаев; многодетная мать Р.Г.Назмуханова.
24 марта 1997 г. орден Дружбы был вручен 33 работникам предприятий Белорусского ВПК. Этой награды они были удостоены за большой вклад в разработку и создание системы проти-воракетной обороны Москвы. Большинство из них - специалисты КБ системного программи-рования российско-белорусской корпорации «Вымпел».
ОрденомДружбынаграждены475человекиз58 государств мира. Первыминостраннымкавалером ордена стал немецкий космонавт-исследователь Ульф Мерболд (24.01.1994г.), одним из последних - майор авиации ВВС Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии К.Хьюитт (04.09.2005г.), награжденный за самоотвержен-ность и высокий профессионализм, проявленные при спасении российских моряков.
Указом Президента РФ от 24 октября 2002г. «за большой вклад в развитие технического со-трудничества, подготовку и проведение операции по подъему АПЛ «Курск» орденом Дружбы были награждены 9 граждан Нидерландов и Великобритании, в том числе президент компании «Маммут» И.Ф.ван Сеумерен.
Высокой награды удостоены также 91 служитель церкви, в том числе Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир и Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.
Посмертно награды удостоены 4 человека - председатель Курского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Н.Г.Пресняков (04.05.2000г.); заместитель главы администрации г.Шали Чеченской Республики Л.Х.Абкаев (21.03.2003г.); заместитель главы администрации Шалинского района Чеченской Республики И.М.Джабраилов (21.03.2003г.); член Избирательной Комиссии Чеченской Республики Д.Д.Межидов (23.07.2003г.).
Варианты изготовления:
тип 1. Клеймо ММД круглое.
тип 2. Клеймо ММД продолговатое.
Государственная наградная система не может считаться окончательно сформированной и эффективно действующей без установления определённых социальных и материальных привилегий для лиц, удостоенных государственных наград. В данной части нашего исследования мы рассмотрим комплекс социальных и материальных привилегий, которые в настоящее время предоставляются гражданам, награждённым орденами и званиями как Российской Федерации, так и Советского Союза.
Высокий статус государственных наград должен обеспечивать и высокое социально-правовое положение награждённых лиц. Первым правовым документом, устанавливающим за определённой категорией граждан Российской Федерации социальные и материальные преимущества, стало Постановление Верховного Совета РФ от 15 января 1993 г. № 4302-1.121 Согласно постановлению был утверждён Закон РФ № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Законом признавалась необходимость осуществления государственных мер, гарантирующих материальное и социальное благополучие Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. В дальнейшем, им были установлены следующие права:
Принятие в первоочередном порядке руководителями и иными должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Повышение всех видов пенсий по старости, за выслугу лет, по инвалидности.
Освобождение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей...
Первоочередное бесплатное личное и бесплатное членов семей обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях, внеочередная бесплатная личная и бесплатная членов семей госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях, больницах.
Первоочередное бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, доставка по заключению врача на дом.
Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изготовленных из драгоценных металлов).
Первоочередное получение в поликлинике по месту жительства или по месту последней работы бесплатной путёвки в санаторий, профилакторий или дома отдыха один раз в год, а членам их семей... за 25 процентов стоимости. Все виды медицинского обслуживания в санаториях, профилакториях и домах отдыха, а также питание предоставляются бесплатно. Лицам, получившим путёвки для лечения, предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов, воздушным или водным транспортом в каютах 1 класса.
Освобождение от оплаты жилья и оплаты коммунальных услуг, платы за пользование домашним телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией...
Бесплатное получение в собственность занимаемых жилых помещений...
Первоочередное улучшение жилищных условий, с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 20 кв. м.
Бесплатное получение в собственность земельных участков... не менее чем 0,20 га в городах и посёлках городского типа и 0,40 га в сельской местности.
Бесплатный капитальный ремонт жилья независимо от вида жилищного фонда. Первоочередной отпуск местных строительных материалов на строительство индивидуальных жилых домов и на капитальный ремонт жилья.
Внеочередное пользование всеми видами услуг связи, внеочередная и бесплатная установка домашних телефонов, внеочередное и бесплатное оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации.
Бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.., водным транспортом.., воздушным или международным автомобильным транспортом.
Бесплатное личное пользование внутригородским транспор-том, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности -автобусами внутриобластных линий.
Внеочередное приобретение билетов на все виды железно-дорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.
Бесплатное личное и бесплатное сопровождающего лица пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов, станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.
Внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, предприятий торгово-бытового обслуживания, при посещении культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений. Внеочередное бесплатное посещение государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров, выставок и ярмарок.
Преимущественное право оставления на работе при сокращении численности штата независимо от времени работы на данном предприятии... Бесплатное обучение и переобучение новым профессиям. Предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до трёх недель в году в удобное время.
Бесплатное захоронение с воинскими почестями. Сооружение надгробия за счёт средств федерального бюджета.
В целях улучшения социальной защиты Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и предоставлении им права самостоятельного выбора формы обеспечения государственными льготами 23 июля 2005 г. был принят Федеральный предусматривающий замену предоставляемых государством социальных льгот ежемесячной денежной компенсацией в размере 25 000 рублей. Также оговаривалось, что денежная выплата подлежит индексации.
Несмотря на введённые денежные компенсации, некоторые из предоставляемых ранее государственных льгот были сохранены. Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы сохранялось право на бесплатное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях, госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях, больницах. Первоочередное бесплатное обеспечение лекарствами, первоочередное получение бесплатной путёвки, бесплатный проезд и лечение в санаториях, профилакториях и домах отдыха один раз в год, первоочередное улучшение жилищных условий. Бесплатная установка домашних телефонов и оборудование жилья средствами вневедомственной охраны. В том числе захоронение с воинскими почестями и установка надгробия за счёт федерального бюджета.
Законодательством Российской Федерации соответствующие социальные преимущества были предусмотрены и для Героев Труда. 9 января 1997 г. был принят Федеральный Закон устанавливающий права и льготы, призванные обеспечить материальное и социальное благополучие Героев Социалистического Труда, а также полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Героям Труда был предоставлен аналогичный перечень привилегий, что и Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы. Однако размер некоторых льгот был уменьшен.
Федеральным Законом от 9 мая 2006 г. на Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы была также распространена замена социальных льгот денежной компенсацией в размере 20 000 рублей (у Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации - 25 000 руб.).
Изучая вопрос предоставления заслуженным гражданам России социальных льгот и материальных привилегий, следует отметить и Федеральный Закон от 4 марта 2002 г. Данным законом были определены условия, порядок назначения и выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги граждан страны, удостоенных высших орденов и званий Российской Федерации и Союза ССР.
Согласно этому закону дополнительное материальное обеспечение устанавливалось:
415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости - Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награждённым орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трёх степеней, гражданам, награждённым орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.
330 процентов - гражданам, награждённым орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
250 процентов - гражданам, награждённым орденом Трудовой Славы трёх степеней, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней, чемпионам Олимпийских игр».
Законом не предусматривалось дополнительное материальное обеспечение в период выполнения указанными гражданами оплачиваемой работы.
Проведённый анализ законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих повышенное социальное обеспечение для награждённых лиц, показывает, что в начале 2000-х гг. перечень граждан, получивших право на льготы и дополнительное материальное обеспечение, был значительно расширен. Данное обстоятельство свидетельствует об улучшении экономического состояния страны и о проявлении государственной властью внимания к своим гражданам, чьи выдающиеся достижения и особые заслуги были отмечены высокими государственными наградами.
Подводя итог исследования истории формирования комплекса государственных наград и развития правовой базы наградной системы Российской Федерации, отметим, что государственная наградная система создавалась на основе традиций отечественной наградной практики предшествующих исторических периодов. При этом нормативно-правовая часть наградной системы Российской Федерации была построена на базе наградного законодательства СССР, приведённого в соответствие с современной исторической действительностью.
Созданная к настоящему времени российская наградная система включает в себя основные элементы государственной наградной системы, важнейшими из которых являются: наградные знаки и нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок их функционирования и устанавливающие внутреннюю иерархию наград. Структура системы государственных наград Российской Федерации включает в себя правовую, функциональную, идеологическую, социальную, эмблематическую и вещественную категории, а также категорию форм награждений, что позволяет считать комплекс государственных наград Российской Федерации системным образованием.
Информация от партнеров сайта: цену монет современной России как памятных, так и коллекционных экземпляров монет предназначенных для регулярного обращения, можно посмотреть на сайте www.raritetus.ru
Из книги А.И. Гончарова "Наградная система Российской Федерации":
(работа издана в 2009 году, поэтому некоторые вопросы освещаемые в статьях устарели,
но история создания наград Новой России освещена достаточно подробно)
вручается
О́рден Дру́жбы - государственная награда Российской Федерации . Учреждён указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442.
Предшественником ордена во времена СССР был орден Дружбы народов , учреждённый в 1972 году .
Знак ордена при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой , обтянутой шёлковой муаровой лентой зелёного цвета с голубыми полосками вдоль краёв. Ширина ленты - 24 мм, ширина голубых полосок - 6 мм.
С 16 декабря 2011 года на венке, вместо красных точек, помещаются рубины .
16 марта 2012 года - исключёно описание планки для ношения на форменной одежде. С 12 апреля 2012 года планка возвращена.
Награждённые
Основная категория: Кавалеры ордена Дружбы- Автор эскиза ордена Александр Борисович Жук награждён орденом Дружбы. Также А. Б. Жук является автором эскиза советского ордена Дружбы народов и ряда других наград СССР, в том числе - последнего ордена Советского Союза, ордена «За личное мужество».
- Орден был вручён бразильскому архитектору Нимейеру в его 100-й день рождения - 15 декабря 2007 года (указ подписан 25 октября 2007 года).
См. также
Примечания
Литература
- Дуров В. А. Ордена России. М., 1993.
- Колесников Г. А., Рожков А. М. Ордена и медали СССР. М., ВИ, 1983
- Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М., 1984
- Гребенникова Г. И., Каткова Р. С. Ордена и медали СССР. М., 1982.
- Шишков С. С., Музалевский М. В. Ордена и медали СССР. Владивосток, 1996
- Балязин В. Н., Дуров В. А., Казакевич В. Н. Самые знаменитые награды России. М., 2000.
- Горбачёв А. Н. 10000 генералов страны. М., 2007
- Горбачёв А. Н. Многократные кавалеры орденов СССР. М., ПРО-КВАНТ, 2006
- Щеглов К. А. Награды современной России. Традиции и преемственность. М., 2009.
Ссылки
Орден Дружбы РФ учреждён 02.03.1994. Является российским аналогом советской награды - Ордена Дружбы народов, который существовал в наградной системе СССР с 1972 по 1991 г. Дизайн обоих орденов разработал один и тот же человек - заслуженный художник РСФСР Александр Борисович Жук. Интересный факт: в 1996 году за вклад в культурное сотрудничество между народами А. Б. Жук сам стал кавалером Ордена Дружбы РФ. Так же как и советский орден, российская награда в плане представляет собой пятиконечную звезду, но не красную а золотистую (материал - позолоченное серебро). В центре звезды - круглый медальон с полноцветным изображением земного шара. Орден крепится к стандартной пятиугольной колодке, которая обтянута муаровой лентой зелёного цвета с двумя тонкими (6 мм) светло-голубыми полосками.
Орден задумывался, прежде всего, для награждения иностранных граждан, налаживающих сотрудничество между своей страной и Российской Федерацией а также популяризирующих российскую культуру, искусство и науку в мире. Эти предпосылки нашли своё отражение в статуте ордена: хотя возможность награждения иностранцев предусмотрена для большинства наград РФ, лишь в статуте Ордена Дружбы содержалась формулировка «награждаются граждане иностранных государств, а также граждане Российской Федерации» (т.е. иностранные граждане - на первом месте). Впоследствии, однако, статутные положения были изменены и актуальный статут (от 12.04.2012) содержит более традиционную формулировку: «награждаются граждане Российской Федерации, а также граждане иностранных государств». В остальном статут не претерпел существенных изменений - основанием для награждения являются заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами; плодотворная деятельность, направленная на взаимообогащение культур; популяризация культурно-исторического наследия России в мире.
С 1994 года по 2012 год статут ордена несколько раз менялся, В 2011 году он занимал пятое место в иерархии наград Российской Федерации. В марте 2012 года вовсе был выведен из состава государственных наград доступных гражданам России, планировалось награждать им только иностранцев.
Согласно статуту, знак ордена следует носить после знака ордена Почета. Место ношения определено на левой стороне груди. В особенных случаях, и в случае повседневного ношения, возможно использование вместо самого знака ордена его миниатюрной копии. Копия носится на колодке. На форменной одежде можно использовать для ношения ленту ордена, которая закрепляется на планке. При ношении орденской ленты на гражданской форме одежды в форме розетки, на ней крепится миниатюрная копия знака ордена «Дружбы» .
Знак ордена изготавливается из серебра с нанесением позолоты. Основой знака ордена является пятиконечная штраловая звезда. На звезду, в ее центре, наложено изображение земного шара. Детали изображения покрыты разноцветной эмалью. Земной шар заключен в венок из лавровых ветвей зеленого цвета. На лавровом венке, вокруг изображения земного шара, расположены небольшого размера рубины. На оборотной стороне знака имеется надпись «Мир и дружба». Там же нанесен номер знака ордена. Размер ордена между противоположными концами его звезды составляет сорок четыре миллиметра.
На конце верхнего луча звезды имеется ушко, через которое, при помощи кольца, знак ордена крепится к пятиугольной колодке. Колодка обтянута муаровой лентой зеленого цвета, по краям которой проходят голубые полосы. Размер ленты в ширину - двадцать четыре миллиметра, а голубых полос - шесть миллиметров. Миниатюрная копия знака ордена из металла с эмалью, имеет размер тринадцать миллиметров. Крепится на ленте в форме розетки размером пятнадцать миллиметров.
Награждения орденом «Дружбы» : Первым кавалером ордена Дружбы стал российский государственный деятель Константин Алексеевич Титов (Указ Президента РФ № 2050 от 01.11.1994). Среди известных награждённых - бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, глава Палестинского государства - Махмуд Аббас и др. За вклад в развитие российского спорта, ордена был удостоен американский тренер Дэвид Блатт, под руководством которого российская сборная по баскетболу в 2007 г. выиграла Чемпионат Европы. Ещё одним известным кавалером стал американский астронавт Дэвид Вулф, который отработал на орбитальной станции «Мир» рекордные 127 суток (с 26.09.1997 по 31.01.1998). Вульф был единственным нероссиянином в экипаже а с остальными членами команды общался исключительно на русском языке, который к концу полёта выучил в совершенстве.
Этот танк – самый узнаваемый символ Великой отечественной. Лучший в своем классе танк Второй мировой. Один из самый массовых танков в мире. Машина, составляющая основу прошедших всю Европу бронетанковых армий СССР.
Какие люди вели в бой «тридцатьчетверки»? Как и где обучали? Как выглядел бой «изнутри» и какими были фронтовые будни советских танкистов?
Обучение танкистов до...
Перед войной кадровый командир-танкист обучался два года. Он изучал все виды танков, которые были в Красной Армии. Его учили водить танк, стрелять из его пушки и пулемётов, давали знания по тактике танкового боя. Из училища выходил специалист широкого профиля. Он был не только командиром боевой машины, но и умел выполнять обязанности любого члена экипажа.
В тридцатые годы военные пользовались в СССР огромной популярностью. Во-первых, Красная Армия, ее солдаты и офицеры, символизировали мощь относительно молодого Советского государства, которое буквально за несколько лет превратилось из разоренной войнами, нищей, аграрной страны в индустриальную державу, способную постоять за себя. Во-вторых, офицеры были одним из наиболее обеспеченных слоев населения.
Например, инструктор авиационного училища, кроме полного содержания (обмундирование, обеды в столовой, транспорт, общежитие или деньги на аренду жилья) получал очень высокую зарплату − около 700 рублей (бутылка водки стоила в районе двух рублей). Кроме того выходцам из крестьянской среды служба в армии давала шанс повысить образование, овладеть новой, престижной специальностью.
Рассказывает Александр Бурцев, командир танка: «Я помню, после трех лет службы из армии возвращались другими людьми. Уходил деревенский лопух, а возвращался грамотный, культурный человек, отлично одетый, в гимнастерке, в брюках, сапогах, физически окрепший. Он мог работать с техникой, руководить. Когда из армии приходил служивый, так их называли, вся деревня собиралась. Семья гордилась тем, что он служил в армии, что стал таким человеком».
Грядущая новая война – война моторов – создавала и новые пропагандистские образы. Если в двадцатые годы назад каждый мальчишка мечтал о шашках и кавалерийских атаках, то к концу тридцатых годов этот романтический образ был навсегда вытеснен летчиками-истребителями и танкистами. Пилотировать истребитель или расстреливать врага из танковой пушки – вот о чем теперь мечтали тысячи советских ребят. «Ребята, айда в танкисты! Почетно же! Едешь, вся страна под тобой! А ты – на коне железном!» – фразы, описывающие настроение тех лет, вспоминает командир взвода, лейтенант Николай Яковлевич Железнов.
...и во время войны
Однако во время тяжелых поражений 1941 года Красная Армия потеряла практически все танки, которые имела в западных округах. Погибло и большинство кадровых танкистов. Нехватка острая танковых экипажей стала очевидна уже летом 1942 года, когда эвакуированная на Урал промышленность начала производить танки в прежних объёмах.
Руководство страны понимая, что именно танкисты сыграют решающую роль в кампании 1943 года, приказало фронтам ежемесячно направлять в танковые училища не менее 5000 лучших рядовых и сержантов с образованием не менее семи классов. В учебные танковые полки, где готовили рядовой состав – стрелков-радистов, механиков-водителей и заряжающих, с фронта ежемесячно отзывалось 8000 лучших солдат с образованием не ниже трех классов. Помимо фронтовиков на училищную скамью садились вчерашние выпускники средних школ, трактористы и комбайнеры.
Курс обучения был сокращен до шести месяцев, а программа – урезана до минимума. Но заниматься всё равно приходилось по 12 часов в день. В основном изучали материальную часть танка Т-34 – ходовую, трансмиссию, пушку и пулеметы, радиостанцию.
Всему этому, а также умению ремонтировать танк учились как в классах, так и на практических занятиях. Но времени катастрофически не хватало. Вспоминает командир взвода Василий Брюхов: «Я, закончив училище, выпустил три снаряда и пулеметный диск. Разве это подготовка? Учили нас немного вождению на БТ-5. Давали азы – с места трогаться, по прямой водить. Были занятия по тактике, но в основном «пешим по-танковому». И только под конец было показное занятие «танковый взвод в наступлении». Все! Подготовка у нас была очень слабая. Когда нас выпускали, начальник училища сказал: «Ну, что же, сынки, мы понимаем, что вы программу быстро проскочили. Знаний у вас твердых нет, но в бою доучитесь».
С училища – на фронт
Свежеиспеченные лейтенанты отправлялись на танковые заводы в Горький, Нижний Тагил, Челябинск и Омск. С конвейеров каждого из этих заводов ежедневно сходил батальон танков Т-34. Молодой командир заполнял формуляр приема танка. После этого он получал перочинный ножик, шелковый платок для фильтрации горючего, наган и танковые часы величиной с кулак, которые устанавливались на приборной доске. Однако танкисты нередко носили их с собой. Наручные или карманные часы в ту пору были далеко не у каждого.
Рядовых членов экипажа готовили на трехмесячных курсах в запасных танковых полках, располагавшихся при заводах. Командир наскоро знакомился с экипажем и совершал пятидесятикилометровый марш, который заканчивался боевой стрельбой.
После этого танки грузили на платформы, и эшелон мчал их на запад – навстречу судьбе.
Внутри Т-34
Легендарный средний танк, принятый на вооружение в 1940 году, был во многом революционной конструкцией. Но, как и любой переходный образец, он сочетал в себе новинки и вынужденные решения. На первых танках стояла устаревшая коробка передач. Грохот в танке стоял невероятный, а танковое переговорное устройство работало отвратительно. Поэтому командир танка просто ставил механику-водителю ноги на плечи и управлял им при помощи заранее определенных сигналов.
В башне Т-34 было только для двоих. Поэтому командир танка выполнял обязанности и командира, и наводчика. Кстати, командир и заряжающий кое-как, но могли разговаривать, однако чаще всего их общение тоже происходило жестами. Командир заряжающему под нос сунул кулак, и тот уже знает, что надо заряжать бронебойным, а растопыренную ладонь – осколочным.
Стрелок-радист Петр Кириченко вспоминает: «Переключение передачи требовало огромных усилий. Механик-водитель выведет рычаг в нужное положение и начинает его тянуть, а я подхватываю и тяну вместе с ним. Передача подрожит какое-то время и только потом включается. Танковый марш весь состоял из таких упражнений. За время длительного марша механик-водитель терял в весе килограмма два или три: весь вымотанный был. Кроме того, поскольку руки у него заняты, я брал бумагу, сыпал туда самосад или махорку, заклеивал, раскуривал и вставлял ему в рот. Это тоже была моя обязанность».
Бой на Т-34 (реконструкция)
До начала атаки остается несколько минут. У командира начинают ходуном ходить руки, зубы стучат: «Как сложится бой? Что там за пригорком? Какие у немцев силы? Доживу ли я до вечера?» Стрелок-радист нервно грызет кусок сахара – вечно его перед атакой на еду тянет. Заряжающий курит, глубоко затягиваясь дымом. Папироса в его руке дрожит. Но вот в наушниках танкошлема командира звучит сигнал к атаке. Командир переключается на внутреннюю связь, но треск стоит такой, что ничего не слышно. Поэтому он просто легонько бьет сапогом по голове механика-водителя, который сидит прямо под ним – это условный сигнал «Вперед!». Машина, ревя двигателем, лязгая гусеницами, трогается с места. Командир смотрит в перископ – весь батальон двинулся в атаку.
Страх ушел. Остался только холодный расчет.
Механик ведет машину на скорости 25-30 километров – зигзагом, меняя направление через каждые 50 метров. От его опыта зависит жизнь экипажа. Именно механик должен правильно оценить местность, найти укрытие, не подставить борт под орудия противника. Радист настроил рацию на прием. У него есть пулемет, но прицеливаться он может лишь через отверстие диаметром с указательный палец, в котором попеременно мелькают земля и небо – такой стрельбой фрицев только напугаешь, реального толка от нее немного. Заряжающий в панораму наблюдает за правым сектором. Его задача не только забрасывать в казенник снаряды, но и указывать командиру цели справа по курсу движения танка.
Командир смотрит вперед и влево, ищет цели. Правое плечо уперлось в казенник пушки, левое – в броню башни. Тесно. Руки сложены крест на крест: левая – на механизме подъема орудия, правая – на рукоятке поворота башни. Вот он поймал в панораму танк противника. Толкнул ногой в спину механика-водителя – «Стой!» и на всякий случай крикнул в переговорное устройство: «Короткая!». Заряжающему: «Бронебойный!»
Механик-водитель выбирает ровный участок местности, останавливая машину, кричит: «Дорожка!» Заряжающий досылает снаряд. Пытаясь перекричать рев двигателя и лязг затвора, докладывает: «Бронебойным готово!»
Танк, резко остановившись, еще какое-то время раскачивается. Теперь все зависит от командира, от его навыков и просто от везения. Неподвижный танк – это лакомая цель для противника! От напряжения взмокла спина. Правая рука вращает поворотный механизм башни, совмещая прицельную марку с целью по направлению. Левая рука крутит механизм подъема орудия, совмещая марку по дальности.
«Выстрел!» – кричит командир и нажимает педаль спуска орудия. Его голос тонет в грохоте выстрела и лязге затвора. Боевое отделение наполняется пороховыми газами, которые разъедают глаза. Вентилятор, установленный в башне, не успевает выдувать их из танка. Заряжающий хватает горячую дымящуюся гильзу и через люк выкидывает ее наружу. Не дожидаясь команды, механик срывает машину с места.
Противник успевает сделать ответный выстрел. Но снаряд только рикошетирует, оставив на броне борозду, словно горячая ложка в масле. От удара по танку звенит в ушах. Окалина, отлетевшая от брони, впивается в лицо, скрипит на зубах. Но бой продолжается!
Т-34 против «Тигров»
Т-34 по всем параметрам превосходил средние танки Германии. Это был маневренный и быстрый средний танк, оснащенный длинноствольной 76-мм пушкой и дизельным двигателем. Особым предметом гордости танкистов была отличительная черта «тридцатьчетверки» – наклонная броня. Эффективность наклонной брони подтверждалась и практикой боёв. Большинство немецких противотанковых и танковых орудий 1941-42 годов не пробивали лобовую броню танка Т-34. К 1943 году Т-34 стал основной боевой машиной советских танковых армий, сменив устаревшие Т-26 и БТ.
Однако к 1943 г немцы создали модернизировали старые средние танки T-IV и начали выпуск тяжелых танкв T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Установленные на новых машинах длинноствольные пушки калибра 75 и 88 мм могли поразить Т-34 на дистанции 1,5-2 тысячи метров, тогда как 76 мм пушка нашего среднего танка могла поразить «Тигр» лишь с 500 м, а «Пантеру» – с 800 метров. Используя преимущество Т-34 в маневренности и тактические уловки наши танкисты часто выходили победителями из схваток с технически превосходящим противником. Но бывало и наоборот...
Если танк подбит...
Хорошо, если снаряд попадал в моторное отделение – танк просто глох и экипаж успевал выскочить. Если же снаряд пробивал броню башни или борта боевого отделения, то осколки брони чаще всего ранили кого-то из членов экипажа. Растекшееся горючее вспыхивало – и вся надежда у танкистов оставалась только на себя, на свою реакцию, силу, ловкость, потому что в запасе у каждого было всего лиш две-три секунды на то, чтобы спастись.
Ещё страшнее приходилось тем, чей танк был просто обездвижен, но не горел. Ион Деген, танкист, рассказывает: «В бою не требовалось приказа командира покинуть горящий танк, тем более командир мог быть уже убит. Выскакивали из танка интуитивно. Но, например, нельзя было покинуть танк, если у тебя только перебита гусеница. Экипаж был обязан вести огонь с места, пока не подобьют».
А бывало и так, что покинуть горящую машину танкисту не позволяла какая-нибудь мелочь, иной раз даже неудобная одежда. Танкист Константин Шиц вспоминает: «У нас командиром одной из рот был старший лейтенант Сирик, видный такой мужик. Как-то захватили на станции богатые трофеи, и он стал носить хорошее, длинное румынское пальто, но когда их подбили, то экипаж успел выскочить, а он из-за этого пальто замешкался и сгорел...»
Но когда везло, танкисты выскакивали из горящего танка, отползали в воронки и тут же старались отойти в тыл.
Уцелев в бою, «безлошадные» танкисты поступали в резерв батальона. Но долго отдохнуть не получалось. Ремонтники быстро восстанавливали не сгоревшие танки. Кроме того, заводы постоянно пополняли части новой техникой. Так что буквально через два-три дня танкиста включали в состав нового, незнакомого экипажа и на новом танке они снова шли в бой.
Командирам всегда тяжелей
Ещё тяжелее было командирам рот и батальонов. Те воевали до последнего танка своего соединения. А это значит, что командиры пересаживались с одной подбитой машины на новую несколько раз в течение одной операции, а то и одних суток.
Танковые бригады «стачивались в ноль» за две-три недели наступательных боев. После этого они отводились на переформировку. Там танкисты прежде всего приводили в порядок оставшуюся технику и только потом себя. Экипаж, не взирая на чины, заправлял машину горючим, загружал боеприпасами, чистил пушку и выверял прицел, проверял оборудование и механизмы танка.
Заряжающий очищал снаряды от смазки – промывал их в дизельном топливе, а потом насухо протирал ветошью. Механик-водитель регулировал механизмы танка, ведрами заливал горючее, масло и воду. Стрелок-радист и командир помогали им – грязной работой не гнушался никто. Судьба танка зависела от экипажа, но и жизнь экипажа тоже напрямую была связана с состоянием и боеспособностью танка.
Подготовили машину к предстоящему бою или маршу – теперь можно вымыться, побриться, поесть и, главное, поспать. Ведь танк был для экипажа не только боевой машиной, но зачастую и домом.
Быт танкистов
К башне танка был приторочен танковый брезент размером 10 на 10 метров. Им экипаж накрывал танк по пути на фронт. На нём же раскладывалась нехитрая снедь. Этот же брезент служил танкистам и крышей над головой, когда не было возможности остановится на ночлег в домах.
В зимних условиях танк промерзал и становился настоящим «холодильником». Тогда экипаж вырывал траншею, загонял на нее сверху танк. Под днище танка подвешивалась «танковая печка», которую топили дровами. В таком блиндаже было не очень комфортно, но намного теплее, чем в самом танке или на улице.
Обитаемость и комфорт самих «тридцатьчетверок» были на минимально необходимом уровне. Сиденья танкистов делались жесткими и, в отличие от американских танков, на них не было подлокотников. Тем не менее, танкистам иной раз приходилось спать прямо в танке – полусидя. Старший сержант Пётр Кириченко, стрелок-радист Т-34, вспоминает:
«Хотя я был длинный и худощавый, но все равно приноровился спать на своем сидении. Мне даже нравилось: откидываешь спиночку, приспустишь валенки, чтобы о броню ноги не мерзли, и спишь. А после марша хорошо спать на теплой трансмиссии, накрывшись брезентом».
Жили танкисты по-спартански вынужденно. В наступлении у них даже не было возможности помыться или переодеться. Танкист Григорий Шишкин рассказывает:
«Иной раз целый месяц не моешься. А иной раз нормально, раз в 10 дней помоешься. Баню делали так. В лесу строили шалаш, покрывали его лапником. На пол тоже лапник. Собиралось несколько экипажей. Один топит, другой дрова рубит, третий воду носит».
В период интенсивных боёв даже еду танкистам нередко доставляли только под конец дня – сразу и завтрак, и обед, и ужин. Но при этом танкистов снабжали сухим пайком. Кроме того, экипаж никогда не пренебрегал возможностью возить в танке запас продовольствия. В наступлении этот запас становился практически единственным источником пропитания, который пополнялся за счет трофеев или благодаря помощи мирного населения. «Снабжение у танкистов всегда было хорошим. И, конечно же, продуктовые трофеи были для нас дополнительным пайком… А танковые НЗ съедали всегда еще до боев – а вдруг мы сгорим, так зачем добру пропадать?» – говорит танкист Михаил Шистер.
Вечером после боя можно было и выпить «наркомовские сто грамм». Но перед боем хороший командир всегда запрещал своему экипажу спиртное. Командир экипажа Григорий Шишкин об этой особенности танкистов: «Главное, кругом все выпивают. Саперы начинают: «Эй вы, чернопузые, что же вам не дают?!» Вначале ребята обижались, а потом поняли, что я для них стараюсь. После боя сколько хочешь пей, а перед боем ни в коем случае! Потому что дорога каждая минута, каждая секунда. Оплошал – погиб!»
Отдохнули, сбросили усталость прошедших боев – и вот, танкисты готовы к новым схваткам с противником! А сколько ещё этих схваток было впереди на пути в Берлин…