Внутренняя баллистика определение и периоды выстрела. Основные сведения из внутренней и внешней баллистики
Урок ИЗО в 6 классе по теме:
Пейзаж. Его виды и характеры .
(По программе Б.М. Неменского)
Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.
Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер мультимедийный проектор, доска для проектора.
Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.
Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):
Межпредметные связи: география, история.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент,
II. Объяснение новой темы (Слайд №1)
– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников
– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?
Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
(Слайд №3) Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
Сельский,
городской,
парковый,
морской,
архитектурный,
индустриальный пейзаж.
1. Сельский пейзаж (Слайд №4)
К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (Слайд №5)
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.
3. Парковый пейзаж (Слайд №6)
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.
4. Морской пейзаж (Слайд №7)
Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».
5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др. (Слайд №8)
6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. (Слайд №9)
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
Разнообразие пейзажа по характеру.
(Слайд №10) Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.
1. Героический пейзаж (Слайд №11)
Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».
К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
2. Пейзаж настроения (Слайд №12)
Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».
3. Исторический пейзаж (Слайд №13)
В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.
4. Эпический пейзаж (Слайд №14)
Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.
5. Романтический пейзаж (Слайд №15)
В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.
(Слайд №16) Природа – это книга мудрости.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
III. Закрепление материала (Слайд №17)
IV. Практическая работа
Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
V. Анализ работ
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.
Задачи урока:
- научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
- развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
- выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
- воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
- создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.
Возраст учащихся: 6 класс.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.
Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.
Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):
- Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
- Николай Анохин «Старые дубы»
- Исаак Левитан «Март»
- Маликова Дарья «Остановка Ангел»
- Мария Сид «Парковый пейзаж»
- Ирина Мысова «Тихая бухта»
- Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
- Павел Корин «Александр Невский»
- А. Рылов «В голубом просторе»
- В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
- Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
- Левитан «Озеро»
- И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
- Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
- А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
- Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
- А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
- Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
- С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
- А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
- И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
- Злобин Павел. «У Волги»,
- Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
- Владислав Коваль «Зона»,
- А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
- Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»
Межпредметные связи: география, история.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
- Закрепление материала.
- Практическая работа.
- Анализ работ.
- Выставление оценок в дневник и журнал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объяснение новой темы
(Слайды 2, 3)
– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:
(Слайд 4)
1. Научиться различать виды пейзажа и
характер пейзажа,
2. Развивать у учащихся пространственное
воображение, творческое мышление, эстетический
вкус
3. Выполнить практическую работу, создав
эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы
пройти».
4. Воспитывать доброжелательное отношение
в коллективе, приучаться к дисциплине.
(Слайд 5)
– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?
Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
(Слайд 6)
В энциклопедии Даля дается следующее
определение пейзажа – это непосредственный
отзвук души человека, зеркало его внутреннего
мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage
,
от pays
- страна, местность), в живописи и
фотоискусстве - тип картины, изображающий
природу или какую-либо местность (лес, поле, горы,
роща, деревня, город).
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
1. Сельский пейзаж
К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж
отличается
рационально организованной руками человека
пространственной средой, включающей в себя
здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга
творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного,
классического и современного им Петербурга
заняли Мстислав Валерианович Добужинский
(«Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна
Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую
серию гравюр, посвященных этому городу.
3. Парковый пейзаж
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.
4. Морской пейзаж
Картины с изображением морского пейзажа ещё
называют маринами. В Википедии дается следующее
определение: Марина(ит. marina, от лат.
marinus – морской) –
один из видов пейзажа,
объектом изображения которого является море.
Марина – рассказывает о своеобразной красоте то
спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень
немного, но самый яркий из них Иван
Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное
море» и «Девятый вал» известны во всем мире.
Вашему вниманию сегодня предоставлены картины
«Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».
5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.
6. В индустриальном пейзаже
художник
стремится показать роль и значение человека
–создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и
электростанций. Такой пейзаж появился в
советское время. Он был вызван идеей
восстановления народного хозяйства после
разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века
картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт
налаживается». Скупой
живописно-повествовательный язык картины как бы
сродни суровому времени Поэтика индустриального
пейзажа стала центральной темой творчества
многих художников на протяжении всего XX века.
Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает
представления людей своей эпохи о прекрасном в
окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему,
вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это
героически, исторический, эпический,
романтический пейзаж и пейзаж настроения.
Рассмотрим их подробнее.
(Слайд 15)
1. Героический пейзаж
Так можно назвать пейзаж, в котором природа
представляется величественной и недоступной для
человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы,
могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом
фоне – мифические герои и боги. Так выглядит
пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр
Невский».
(Слайд 16)
К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
2. Пейзаж настроения
Стремление найти в различных состояниях
природы соответствие человеческим переживаниям
и настроениям придало пейзажу лирическую
окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или
тихой радости находят свое отражение в пейзаже
настроения.
– С именем какого художника связывают появление
лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи
прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так
называемому лирическому пейзажу, в котором
присутствовал и бытовой жанр: «Московский
дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и
Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич
Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и
интимную, лирическую линию. «Ом был одним из
первых русских художников, кто начал писать
голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал
красоту тончайших оттенков цветовой гаммы
летних сумерек и голубую прозрачность лунного
света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж,
который называют «пейзажем настроения».
3. Исторический пейзаж
В пейзажном жанре находят свое косвенное
воплощение исторические события, о которых
напоминают изображенные архитектурные и
скульптурные памятники, связанные с этими
событиями. Такой пейзаж называют историческим.
Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему
определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде
всего надо назвать Николая Константиновича
Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба
увлекались археологией и были большими
знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих
пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом
городище», позже воскрешает ратное прошлое
древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага»,
«Земля славянская». Художник поставил перед
собой задачу воспеть языком живописи красоту
древнерусского зодчества, убедить современников
в огромной ценности памятников старины. А.М.
Васнецов в городских пейзажах восстанавливал
картины быта наших предков. Он писал Москву XVII
века.
4. Эпический пейзаж
Величавые картины природы, полные внутренней
силы, особой значимости и бесстрастного
спокойствия характерны для эпического пейзажа. В
некотором смысле идеальный образ русской земли,
славной своими лесными богатствами, широкими
полями и могучими реками, создал Иван Иванович
Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая
работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро»,
художник дал ей второе название – «Русь»,
обозначив, таким образом, эпическую программу
произведения. В этом пейзаже художник стремится
показать собирательный образ русской природы в
ее характерном состоянии.
5. Романтический пейзаж
В пейзаже порой запечатлевается бунтарское
начало, несогласие с существующим порядком
вещей, стремление подняться над обыденным,
изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака,
мрачные закаты, буйство ветра – мотивы
романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах
Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и
«Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные
пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана
Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая
Константиновича Рериха «Небесный бой» над
волнистыми очертаниями холмов громоздятся
облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как
стрелы. Сочетание динамичности с величавой и
торжественной монументальностью можно отнести к
эпико-романтическому пейзажу.
Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным
богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях
и поэтому может постепенно открывать ее
сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно,
ежедневно и глубоко.
III. Закрепление материала
1. Какие пейзажи по
виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются
пейзажи по характеру?
3. Какой пейзаж вам
ближе по духу?
4. Определите вид и
характер пейзажей, нарисованных
волгоградскими художниками
(Слайд 22)
IV. Практическая работа
Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне
хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж,
который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж
будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на
выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А,
Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими
домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский.
Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка
короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев.
Транспорт налаживается. Рылов. В голубом
просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан.
Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская.
Небесный бой. Васильев. Перед грозой.
(Слайд 23)
V. Анализ работ
VI. Выставление оценок в дневник и журнал
(Слайд 24)
– Спасибо за урок!
Пейзаж (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Пейзаж - жанр живописи
Характеристика жанра
Пейзаж - сравнительно молодой . Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.
Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.
Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).
Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.
Пейзажные произведения европейских мастеров XVII-XVIII веков - неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.
Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.
Элементы, виды и характеры пейзажа
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.
Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.
В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так и панорамными.
Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Пейзаж в изобразительном искусстве Европы
Развитие пейзажного жанра от античности до XX века
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи эпохи неолита (плато Тассилин-Аджер в Сахаре). Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.
В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив - довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.
Однако позднее, в искусстве Средневековья, идеалы, воодушевлявшие античных художников - радость бытия, телесность, правдивость, - уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь (подавляющему большинству населения было недоступно непосредствованное обращение к Библии - её перевод с латинского появился лишь в XIV веке).
Из живописи на долгое время практически исчезает пейзаж - художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно.
Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения - кватроченто, XV в. (четырехсотые годы, начиная от тысячного). Многие свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Сассетты (1392-1450/51).
Ещё более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения, чинквеченто (XVI в.). Именно этот период больше, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо (1452-1519). Недаром именно в эту эпоху диаметральным образом изменился социальный статус художника: из представителя одного из низших сословий традиционного общества (в Средневековье художник был приписан к малярному цеху) он трансформируется в социокультурный идеал, посколько именно в его деятельности реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы ренессансного гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие.
В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы. Одним из первых художников, в картинах которых природа является главным персонажем, стал Джорджоне (1476/7-1510). Пейзаж на полотне «Гроза» - определённо носитель чувств и настроений. А уже в раннем полотне Тициана (1473/88-1576) «Бегство в Египет» (1508) изображение природы на заднем плане начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.
Традиции венецианской школы нашли отражение и в живописи ученика Тициана, испанского художника Эль Греко (1541-1614). Среди самых известных картин мастера - пейзаж «Вид Толедо».
В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художников голландской школы - Питера Брейгеля (Старшего) (ок. 1525-1569), Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675) и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Веласкеса (1599-1660) свидетельствуют о зарождении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.
В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном (идиллический пейзаж). Клод Лоррен (1600-1682) и др. живописцы.
Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) («Пейзаж с радугой»).
В XVIII веке широкое распространение получил архитектурный пейзаж, элементы которого проявились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были представители венецианской школы живописи Франческо Гварди (1712-1793), Каналетто (1697-1768).
Ярким представителем искусства рококо (XVIII век) был французский художник Франсуа Буше (1703-1770), создававший пейзажи, словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков. У Буше учился другой французский художник, работавший в этом стиле, - Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), чьи красочные пейзажи пронизаны воздухом и светом.
В пейзажной живописи эпохи Просвещения (вторая половина XVIII столетия) художники стремились показать зрителю эстетику естественной природы. Основанные на натурных наблюдениях и оснащенные яркими эффектами освещения морские пейзажи Жозефа Верне (1714-1789) вызывали восторг современников.
Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. Значительными представителями романтического пейзажа в Англии были Уильям Тёрнер (1775-1851) и Джон Констебл (1776-1837), в Германии - Каспар Давид Фридрих (1774-1840).
Красоту простой сельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты - представители барбизонской школы: Теодор Руссо (1812-1867), Жюль Дюпре (1811-1889) и др. Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро (1796-1875), стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью валёров.
Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленерные пейзажи Клода Моне (1840-1926), Огюста Ренуара (1841-1919), Эдуарда Мане (1832-1883), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1899) и др. удивительным образом передают изменчивую световоздушную среду.
Традиции импрессионистов развили и в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент ван Гог (1853-1890), Жорж-Пьер Сёра (1859-1891), Поль Синьяк (1863-1935) и др.
В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты: Анри Матисс (1869-1954), Андре Дерен (1880-1954), Альбер Марке (1875-1947), Морис Вламинк (1876-1958), Рауль Дюфи (1877-1953) и др.
Кубисты - Пабло Пикассо (1881-1973), Жорж Брак (1882-1963), Робер Делоне (1885-1941) и др. выполняли свои пейзажи в виде геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал также сюрреалистов - Сальвадора Дали (1904-1989) и др. и абстракционистов - Элен Франкенталер (1928-2011) и др.
Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и представители реалистических направлений - Рокуэлл Кент (1882-1971), Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), Ренато Гуттузо (1911/2-1987) и др.
Пейзаж в русском искусстве
Эволюция пейзажной живописи от романтизма к реализму
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745-1804). Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока еще условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.
Другими пионерами этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758-1826), Фёдор Алексеев (1753/55-1824) и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.
Классицизм продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века. Продолжают работать Матвеев (героические ландшафты) и Алексеев (элегические виды Петербурга и Москвы), городские виды привлекают и Андрея Мартынова (1768-1826).
Это направление, однако, постепенно всё более вытеснялось романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина (1791-1830), Василия Садовникова (1800-1879), Михаила Лебедева (1811-1837), Григория Сороку (1823-1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780-1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы.
До эпохи Возрождения пейзаж выполнял декоративную функцию. Но прежде чем пейзаж стал носителем идеи и прежде чем начал помогать раскрывать характер главных героев, а уж тем более обрел самостоятельность, прошло очень много времени.
Как зарождался жанр пейзаж?
Впервые изображение природы мы встречаем на рельефах древних цивилизаций, которые возникли на берегах могучих рек. На картинах или скульптурах, дошедших до наших дней, пейзаж представляет собой редкие образцы флоры. И только в эпоху Ренессанса, когда у итальянцев проснулся интерес к натуре, пейзаж отвоевал себе место под рампами.
Обращение к природе происходит синхронно с пробуждением человеческой пытливости. Человек пытается разобраться, что в нем сильнее - духовное или материальное? Что является смыслом жизни или что приносит счастье? Инстинкт или разум?
Немцы считали, что природа привносит в жизнь человека сумбур. И уж если в человеке побеждают инстинкты — жди беды. Итальянцы были не согласны со своими северными коллегами, они находили, что только баланс двух начал в человеке может дать гармоничную личность. Тициан и Джорджоне воплощали эту идею в своих картинах, в то время как Рафаэль отдавал дать уважения городскому пейзажу , наслаждаясь стройностью линий. Эпоха романтизма возникла в противовес эпохи Просвещения, чтобы восстановить нарушенный баланс. Чувствуя, что человеческая мораль и нравы далеки от совершенства, художники обратились к природе. Сезоны года были призваны отражать состояния человеческой души. Наконец, натура к XIX веку возобладала.
Особенности пейзажа в живописи заключаются в трактовке этого жанра художниками. Своеобразие пейзажа зависит от места, которое отводится пейзажу на картине, и индивидуальному восприятию художниками природы.
Кульминация жанра пейзаж
Французы рисовали природу, пытаясь изобразить все ее многочисленные оттенки и настроения. Начиная с Коро и вплоть до импрессионистов, пейзаж переживал годы триумфа. Старшие импрессионисты — К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей уже работали исключительно на свежем воздухе, чтобы не допустить и малейшего искажения. Пресловутая световоздушная среда, которая на картине соединяла природу и человека воедино, прочно вошла в анналы искусства.
Появились пейзажные серии, объединенные одним мотивом. Импрессионисты одинаково уважали и сельский, и городской пейзаж. Но пейзаж как вид искусства не мог стоять на месте и должен был развиваться. Сезанн, Жорж Сёра и Ван Гог привнесли в пейзаж свое характерное видение. Природа Поля Сезанна величественна, монументальна, она имеет четкие границы. Жорж Сёра играл с оптическим эффектом, воздействуя на зрителя цветом. Его мозаичные картины стилизованы, декоративны. Неистовый Ван Гог в своих картинах изливал душу, он использовал природу как рупор, чтобы донести до зрителя свою боль от сознания несовершенства человека.
Поль Гоген замыкает строй постимпрессионистов, его творчество близко к символизму, где природа лишь отдаленно напоминает свой прототип. Его цветовые плоскости, заменившие форму, обладают категоричным звучанием.
Особенности пейзажа в живописи на картинах русских художников
Русские художники Саврасов и Шишкин также оказали влияние на развитие жанра. На своих картинах они любовно изображали русскую природу — степи и озера, поля и леса. Торжество сельской жизни на Руси было выполнено в духе среднеевропейского пейзажа. Неяркие краски как нельзя кстати подошли к русским просторам. Морские пейзажи получили мировую известность благодаря Айвазовскому, который достиг недосягаемых высот в этом жанре.
Французский импрессионизм нашел отклик в работах Серова и Коровина, работы которых получили признание. Советские художники — Крымов, Грабарь — манифестировали красоту человеческого труда, идущего рука об руку с природой. Процесс урбанизации также оказал влияние на мир искусства. Сегодня из плеяды талантливых художников можно выделить Василия Афанасьевича Лескова , его картины непредсказуемы и очень эффектны.
На протяжении веков роль пейзажа в искусстве постоянно менялась, а мастерство художников неукоснительно росло. Современные художники пользуются большой свободой при выборе средств выразительности и техники. Если вы хотите, чтобы ваш дом украсил пейзаж, способный воспламенить воображение, заказывайте картины у настоящего мастера.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении