Как работает град. Внук «Катюши»
9К51 «Град» — это 122-мм реактивная система залпового огня производства СССР. Функционал заключается в поражении БТР и небронированной техники в зоне сосредоточения, укрытой и открытой живой силы, командных пунктов, минометных и артиллерийских батарей и остальных целей, и в решении других задач в разнообразных условиях боевой обстановки.
1. Фотографии
2. Видео
3. Общая характеристика
Взята на вооружение в 1963 году. Общее число снарядов для залпа: 40. Дальность поражения цели – 1,6-40 км. Артиллерийская часть устанавливается на доработанных шасси грузовиков Урал-4320 либо Урал-375 в зависимости от модификации. Такая же модификация, как Град-1, устанавливается на ЗИЛ-131. Скорость – от 75 до 90 км/ч. Система снабжена комплексом автоматизированного управления огнем «Виварий».
4. Состав комплекса
В полевую реактивную систему М-21 (РСЗО «Град») входит боевая машина БМ-21 и 122-мм реактивный неуправляемый снаряд М-21ОФ.
Если снаряды перевозятся в ящиках, то для этого могут применяться грузовики народнохозяйственного назначения, а если без них – то транспортные машины со стеллажами 9Ф37. М-21 была создана в целях вооружения дивизионной артиллерии в НИИ-147 (ОАО «НПО «СПЛАВ»), расположенном в Туле и смежных предприятий, в том числе СКБ-203 в Екатеринбурге и НИИ-6 в Москве.
По информации центрального архива Минобороны РФ, в процессе работ шла проработка несколько типов реактивных снарядов:
- со стартовым комбинированным пороховым двигателем и маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем на твердом топливе в виде четырех гондол с воздухозаборниками, автономно закрепленными в ходовой части
- снаряд по такой же конструкции с той особенностью, что в нем твердое топливо маршевого двигателя содержится в одном центральном отсеке в виде двух цилиндров, а в случае неполного сгорания его продукты выводились посредством четырех отверстий в гондолы, где догорали в воздушном потоке
- снаряд с жёсткими стабилизаторами
- снаряд со складывающимися лопастями блока стабилизатора.
Итогом сделанных работ стал реактивный неуправляемый снаряд М-21ОФ. Он оборудован ракетным двухкамерным двигателем и головной осколочно-фугасной частью с одним зарядом, но неодинаковых по размерам с блоком стабилизатора со складывающимися лопастями и твердым баллиститным топливом во всех камерах.
5. Тактико-технические характеристики
5.1 Размеры
- Длина в походном положении, см: 735
- Ширина в походном положении, см: 240
- Высота в походном положении, см: 309
- Клиренс, см: 40.
5.2 Вооружение
- Калибр, мм: 122
- Количество направляющих: 40
- Дальность стрельбы мин., км: КАС: 2,5; ОФС: 4; УАС: 1,6
- Дальность стрельбы макс., км: КАС: 33; ОФС: 40; УАС: 42
- Площадь поражения, км²: 145
- Максимальный угол возвышения, град: 55
- Точность (рассеивание), м: при максимальной дальности СКО по дальности равнялось 1/130, боковое - 1/200.
- Прицел: орудийная панорама ПГ-1М
- Перевод системы из походного положения в боевое не свыше чем, с.: 210
- Время залпа, с: 20.
5.3 Подвижность
- Тип двигателя: Урал-375
- Мощность двигателя, л.с.: 180
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75
- Запас хода по шоссе, км: 750
- Колёсная формула: 6×6.
5.4 Остальные параметры
- Классификация: реактивная система залпового огня
- Шасси: грузовиков Урал-4320 и Урал-375Д
- Масса без снарядов и расчета, т: 10,87
- Масса в боевом положении, т: 13,7
- Экипаж, чел.: 3
6. Серийное производство
Серийный выпуск БМ-21 производился на Пермском заводе имени Ленина до 1988 года. За это время в СА поступило 6536 единиц. В зарубежные государства было поставлено как минимум 646 машин. По состоянию на 1995 год свыше двух тысяч машин состояли на вооружении пятидесяти государств. На НПО «Сплав» было произведено свыше 3 млн реактивных разнообразных снарядов, предназначенных для РСЗО Град».
6.1 Варианты
Система стала основой для таких отечественных систем, предназначенных для стрельбы 122-мм реактивными неуправляемыми снарядами: 9К54 Град-В, 9К55 Град-1, Град-ВД, 9К59 Прима, А-215 Град-М, БМ-21ПД Дамба, переносная лёгкая реактивная система Град-П.
Также в это число входят такие зарубежные системы, как: Type 84, Type 81, Type 83, Type 89, Type 90, Type 90B, Type 90A, APRA, RM-70/85М, RM-70, RM-70/85, PRL113, PRL111, HADID, Modular, BM-11, Град-1А БелГрад, Lynx» (Naiza), WR-40 Langusta.
- 9К51 Град — основной вариант
- 9К51М Торнадо-Г — последующее развитие: модернизация БМ 2Б17-1/2Б17М, с НУРС с наибольшей дальностью стрельбы, увеличенной до 40 км.
- 9К54 Град-В — облегченная (десантируемая) модификация с БМ 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортной машиной со стеллажами 9Ф37В на основе грузовика ГАЗ-66Б для военно-десантных войск
- Град-ВД — это гусеничный вариант «Град-В» с БМ-21ВДс двенадцатью направляющими и транспортно-заряжающей машиной на основе БТР-Д
- 9К55 Град-1 — это модификация системы «Град» с БМ 9П138 с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на основе грузовика ЗИЛ-131 для полковой артиллерии, к примеру, для морской пехоты
- 9К55-1 Град-1 – это гусеничный вариант «Град-1» с БМ 9П139 на основе шасси гаубицы 2С1 Гвоздика с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на основе многоцелевого тягача МТ-ЛБу
- 9К59 Прима – это модифицированная «Град» с увеличенной огневой мощью. В ее составе содержится транспортно-заряжающая машина 9Т232М на основе грузовика Урал 4320 и БМ 9А51 с пятьюдесятью направляющими
- РСЗО Град-1А (БелГрад) – модификация системы «Град», созданная в Белоруссии. Установлена БМ-21А на шасси грузовика МАЗ-6317-05. Экипаж – 6 чел. Перевозимый запасной боекомплект – 60 ракет. На перезаряжание уходит семь минут. Масса – 16450 кг. Наибольшая скорость — 85 км/ч. Запас хода: 1200 км.
- Бастион-01,02 – модернизации, созданные в Украине.
6.2 Модификации боевых машин
- 2Б5 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-375Д
- 2Б17 — БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-4320
- 2Б17-1 — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
- 2Б17М — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
- 2Б26 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси КамАЗ-5350.
7. Боевое применение
- Пограничный конфликт на острове Даманский
- Афганская война
- Карабахский конфликт (со стороны Азербайджана)
- Первая Чеченская война
- Вторая Чеченская война
- Война в Южной Осетии
- Гражданская война в Ливии
- Гражданская война в Сирии
- Вооружённый конфликт на востоке Украины (обе стороны).
Массово применялись в Сомали, Анголе и в ходе других конфликтов.
Читайте также
"Град" - известнейшая военная разработка СССР после AK-47, поспорят тут разве что Су и МиГ. Реактивные системы залпового огня - отдельная глава истории войн. Читайте о РСЗО "Град" - вершине инженерной мысли, смертоносной машине и музейном экспонате.
Перед «Градом»
«Катюша», или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.
Чем же была так хороша «Катюша» и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.
Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное - осколочно-фугасное. Дальность стрельбы - километры и десятки километров. Скорость перемещения машины - как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние - за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.
Первой послевоенной попыткой развить идеи «Катюши» была БМ-14, то есть «боевая машина, модель 14». Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.
Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.
БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом - ЗИС-157, а в середине 60-х - ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.
До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену - БМ-21, получившую собственное имя «Град».
Снаряды «Града»
Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) - вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть - в реактивном снаряде. Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть. Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны - уже третьей мировой - «Град» и проектировался.
Первым и основным боеприпасом для «Града» стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас - ГНПП «Сплав»), выступавшего головным разработчиком всей системы «Град», корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.
Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда. В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола. Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг - ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг - взрывчатка.
При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с. На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия. Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.
«Град», заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км. Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше - например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на «Граде» малые углы возвышения и прямую наводку.
Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и «другие цели в малой тактической глубине».
Впоследствии для «Града» было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.
Артиллерийская часть и шасси
Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм. Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную. Угол возвышения (максимальный - 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.
Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 «Береза» на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке»Град» - механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО «Град» длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.
Шасси «Града» - это самая понятная «гражданским» автомобилистам часть «Града», хотя вариаций у нее было не мало. Изначально «Град» базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.
Колесная формула грузовика - 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост - со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление - с гидроусилителем.
До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась «раздатка» с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. «Град» на базе «Урала» считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.
Кроме «Урала», артиллерийскую часть «Града» ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант). В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков. Помимо этого, известны многочисленные «пиратские» копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды «Града».
Испытания и постановка на вооружение
Установку «Град» начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов. Сроки были сжатыми - всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне «Ржевка» под Ленинградом состоялись государственные испытания. По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 - сломался лонжерон шасси.
Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее - теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта «госприемки» разработчиком удалось искоренить все «недуги».
Ранней весной 1963 года РЗСО «Град» завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву. Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И Ленина (он же завод №172), и в том же году «Град» успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).
В своем конечном виде БМ-21 «Град» имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.
Конфликт с Китаем
Боевым крещением системы «Град» и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться «стратегические противники», стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури. Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников. 15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.
С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар - китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, «обрабатывая» остров минометным огнем.
Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 «Град», и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было. В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров. Противник тем временем усилил минометный огонь по острову - было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.
В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град». В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории. В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.
Считается, что решающее значение в том бою - и по разрушительному действию, и по деморализации противника - оказали именно установки «Град». Идеальная цель для этих машин - это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары «Града» практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады. В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено - китайцы были выбиты с Даманского острова.
«Град» нашего времени
Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 «Град». В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.
Тактика применения системы «Град» за эти годы в разных армиях была различной. Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин. В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.
А «Организация освобождения Палестины» в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 «Град» наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение - скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.
Небо без ракет
Кроме указанных «горячих точек», «Град» применялся Азербайджаном в карабахском конфликте, Россией - в обоих чеченских кампаниях, а также в Южной Осетии в 2008-м. Использовали эти установки в вооруженных конфликтах в Анголе и Сомали, в гражданских войнах в Ливии и Сирии. А в 2014 году в вооруженном конфликте на востоке Украины такая техника применяется обеими противоборствующими сторонами…
Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему «Град» - боевая машина 9А51 «Прима» должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у «Града», что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. «Приму» даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.
Но и в своем нынешнем виде «Град», некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно. «Град» представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей. «Град» - прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место - в музее военной техники.
После «Катюши», реактивной пусковой установки БМ-13, прославившейся на полях сражений Великой Отечественной войны, наиболее известная отечественная реактивная система залпового огня (РСЗО) - БМ-21 «Град». На сегодняшний день это самая массовая и наиболее распространенная в мире РСЗО, ставшая основой при создании многих зарубежных конструкций.
После окончания Великой Отечественной войны советское военное руководство, учитывая успешный опыт применения реактивной артиллерии в ходе боевых действий, поставило перед конструкторскими коллективами задачу не только модернизировать существующие системы реактивной артиллерии, но и разработать новые. Новые образцы вооружения создавали с учетом сведений, ставших доступными после изучения трофейной немецкой техники и технической документации аналогичных образцов вооружения. В 1948 году в НИИ-I Государственного комитета по оборонной технике приступили к проектированию 140-мм турбореактивного неоперенного снаряда ТРС-140 на основе немецкой 158,5-мм турбореактивной мины. Одновременно в СКБ-1 Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина начали создавать артиллерийскую часть боевой машины реактивной артиллерии под разрабатывавшийся в НИИ-I снаряд.
Артиллерийская часть включала пакет из 16 гладкоствольных труб диаметром 140,3 мм и длиной 1370 мм, расположенных в два ряда на сварной трубчатой ферме, смонтированной на поворотной платформе. Новая боевая машина была принята на вооружение в 1952 году под названием БМ-14-16 (индекс ГРАу - 8у32) и конструктивно представляла собой артиллерийскую часть, установленную ка шасси автомобиля ЗИС-151.
Шасси автомобиля было снабжено двумя откидными домкратами, кабина защищена двумя передними и двумя боковыми бронещитками, откидывавшимися на крышу. Топливный бак машины помещался в бронированном кожухе. За кабиной размещались запасные колеса, сиденья для боевого расчета, ящики для инструмента и принадлежностей, брезентового чехла и катушки дистанционного управления запуском с кабелем длиной 60 м.
Основным типом боеприпасов БМ-14 был 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем В-14 (ОФ-949). В 1955 году были разработаны 140-мм турбореактивные снаряды: дымовой М-14-Д (Д-494), снаряженный желтым фосфором, и химический М- 14-С. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий в сопловом дне снаряда под углом 22° к его продольной оси. Следует подчеркнуть, что применение направляющих трубчатого типа стало впоследствии основным для всех советских боевых машин реактивной артиллерии.
После завершения производства автомобилей ЗИС-151 (ЗИЛ-151) был налажен их выпуск на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а потом, в середине 1960-х годов, и ЗИЛ-131. Боевые машины на шасси ЗИЛ-157 получили название БМ-14М (2Б2), а на шасси ЗИЛ-131 - БМ-14ММ (2Б2Р). На основе БМ-14 были созданы и производились буксируемая установка РПУ-14 и боевая машина БМ-14-17 (8У36) на шасси автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-66. У установки БМ-14-17 число труб увеличилось на одну, а вес пусковой установки уменьшился почти на 3 т. Блок стволов в БМ-14-17 в отличие от БМ-14 был помещен не в ферму, а в люльку, представлявшую собой жесткую сварную коробку. Люлька образовывала качающуюся часть установки и размещалась на основании, похожем на станок артиллерийского орудия.
Боевые машины БМ-14 различных модификаций состояли на вооружении реактивных артиллерийских полков стрелковых, а затем и мотострелковых дивизий. Их производство завершилось во второй половине 1960-х годов. Установки БМ-14 экспортировались в страны-участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию, Сомали и некоторые другие. В армиях многих стран эти боевые машины состоят на вооружении и поныне.
Реактивная система залпового огня БМ-21
БМ-21 "Град"Реактивная система залпового огня БМ-21 предназначалась для замены дивизионной системы БМ-14 первого послевоенного поколения. Проектирование системы, получившей название «Град», началось в 1960 году после соответствующего постановления Совмина СССР. Головным разработчиком было НИИ-147 (ныне - ГНПП «Сплав») в Туле, которым руководил А.Н. Ганичев. Пусковую установку проектировало СКБ-203 (Свердловск), твердотопливные заряды -НИИ-6 (Москва),а снаряжение боевых частей - ГСКБ-47 (Москва).
Две первые опытные установки на шасси грузового автомобиля высокой проходимости «Урал-375» с мягким верхом кабины были изготовлены к концу 1961 года, тогда же они прошли заводские испытания. Государственные полигонные испытания РСЗО «Град» начались I марта 1962 года на артиллерийском полигоне Ржевка под Ленинградом. На них было запланировано произвести 663 выстрела реактивными снарядами и совершить пробег в 10 ООО км. Опытная машина тогда еще под индексом 2Б5 прошла 3380 км, после чего на ней произошла поломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре было доставлено новое шасси. На этой машине также были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала. Вскоре все выявленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний постановлением правительства от 28 марта 1963 года «Град» был принят на вооружение. В том же году РСЗО была продемонстрирована в Кубинке председателю Совмина СССР Н.С. Хрущеву.
Серийный выпуск боевых машин БМ-21 начался в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И. Ленина (завод №172). Уже на ноябрьском военном параде 1964 года первые серийные БМ-21 прошли по Красной площади.
Первоначально для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм осколочно-фугасный неуправляемый реактивный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210), конструкция которого повлияла на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева, корпус снаряда изготавливается не традиционным резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Такой способ используют при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Другая особенность реактивного снаряда РСЗО БМ-21 - складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается как с помощью стабилизатора, так и за счет вращения снаряда вокруг его продольной оси. Начальное вращение, полученное в результате взаимодействия ведущего штифта снаряда и винтового П-образного паза направляющей, поддерживается в полете с помощью лопастей стабилизатора, расположенных под углом 1° к продольной оси снаряда.
Длина снаряда - 2870 мм, а полная масса - 66 кг. Головная часть массой 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному - в 1,7 раза. Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Ракетный пороховой заряд состоит из двух цилиндрических шашек: головной и хвостовой - общей массой 20,45 кг.
Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстоянии 150-450 м от боевой машины.
Снаряд 9М22 имеет баллистический индекс ТС-74. Максимальная дальность стрельбы снарядом 9М22 - 20,4 км, а минимальная дальность фактически превышает 5 км. Теоретически можно стрелять и на 1,5 км, но при этом рассеивание снарядов составляет многие сотни метров. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200. Скорость схода снаряда с направляющих - 50 м/с, а максимальная скорость - 715 м/с.
Конструкция БМ-21 "Град"
|
||
Боевая машина БМ-21 одного из подразделений ФАПЛА - военной организации Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). 1976 год. | Боевая машина БМ-21 армии Ирака. 1991 год. | Боевая машина БМ-21 в стандартном трехцветном камуфляже Советской армии конца 1980-х - начала 1990-х годов. |
122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» (9К51) предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и небронированной техники, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей в ближайшей тактической глубине.
СЗО «Град» состоит из пусковой установки (боевой машины) на шасси автомобиля «Урал-375Д» («Урал-4320»), 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления IBI10 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66. Артиллерийская часть пусковой установки служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении коренная шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона, обкатывается по нему и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения -от электропривода.
Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов - пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона закреплен в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.
Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Автомобиль имеет капотную компоновку. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,2 кгс/см 2). Герметизация агрегатов позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м.
Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырехтактного карбюраторного двигателя ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Для работы в условиях низких температур (до - 50°С) устанавливался предпусковой подогреватель П-100. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. На автомобилях до 1965 года выпуска устанавливались раздаточные коробки с принудительно подключаемым передним мостом. Рычаг раздаточной коробки имел три положения: передний мост выключен; передний мост включен, межосевой дифференциал заблокирован; передний мост включен, межосевой дифференциал разблокирован.
В 1965 году была введена новая раздаточная коробка упрощенной конструкции с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Передний мост неотключаемый, с дисковыми (сухариковыми) шарнирами равных угловых скоростей. Рабочий тормоз барабанный на все колеса с раздельным пневмогидравлическим приводом. Часть автомобилей оснащалась лебедкой для самовытаскивания с тяговым усилием 7 т (устанавливалась в передней части).
Тактико-технические характеристики БМ-21 | |
Масса без снарядов и расчета, кг | 10 870 |
Масса в боевом положении, кг | 13 700 |
Длина в походном положении, мм | 7 350 |
Ширина в походном положении, мм | 2 400 |
Высота в походном положении, мм | 3 090 |
Клиренс, мм | 400 |
Калибр, мм | 122 |
Количество направляющих | 40 |
Дальность стрельбы минимальная, м | 3 000 |
Дальность стрельбы максимальная, м | 20 400 |
Площадь поражения, га | 14,5 |
Максимальный угол возвышения, град | 55 |
Расчет боевой машины, чел | 3 |
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин | 3,5 |
Время залпа, с | 20 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 75 |
Запас хода по шоссе, км | 750 |
Модернизация Град
Для воздушно-десантных войск создали более легкую установку БМ-21 В «Град-В» (9К54) на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм стволов было уменьшено с 40 до 12. Шасси ГАЗ-66Б стало основой транспортной машины 9Ф37В для одновременного подвоза 24 реактивных снарядов к пусковой установке «Град-В».
В 1980-х годах для замены дивизионной РСЗО «Град» в НПО «Сплав» (главный конструктор Г.А. Денежкин) разработали систему 9К59 «Прима». Входящая в нее боевая машина 9А51 имеет большее число направляющих для реактивных снарядов - 50 стволов. Благодаря новым конструктивным решениям система 9К59 «Прима» позволяет при решении боевых задач сократить наряд боевых машин в 5-19 раз по сравнению с РСЗО 9К51 «Град», имеет в 7-8 раз большую площадь поражения и в 4-5 раз меньшее время пребывания на боевой позиции при той же дальности стрельбы. «Приму» приняли на вооружение в 1988 году, но в связи с сокращением расходов на оборону и развалом СССР ее серийный выпуск так и не начали.
Град-1 П
В 1976 году на вооружение Советской армии была принята РСЗО «Град-1», с боевой машиной 9П138, которая имела меньшую полную массу и уменьшенное до 36 количество направляющих труб, с реактивными снарядами типа 9М28 и транспортной машиной 9Т450. Во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ в СССР создали переносной комплекс «Град-П», или «Партизан». На переносной пусковой установке 9П132, весившей всего 35 кг, установили одну трубчатую направляющую. Расчет состоял из двух человек.
Боевое применение
В 1970-1990-х годах комплекс «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные. Боевое крещение реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» получила в ходе советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский на реке Уссури. Как известно, активная фаза противостояния началась 2 марта 1969 года.
Бой за остров
В этот день, нарушившие границу СССР китайские солдаты, расстреляли группу советских пограничников. Своего апогея конфликт достиг 15 марта, когда китайцы бросили в бой несколько пехотных рот при поддержке нескольких артиллерийских батарей. Бой за остров с использованием бронетехники (бронетранспортеров и танков Т-62) продолжался несколько часов. В бою погиб начальник Иманского погранотряда полковник Д.В. Леонов.
В это время на командном пункте ждали указаний из Москвы. По данным разведки, китайцы, убедившись в том, что остров прикрывают только незначительные силы пограничников, готовились атаковать Даманский крупными силами пехоты. Ситуацию мог спасти лишь массированный артудар. Командующий Дальневосточным военным округом генерал-лейтенант О.А. Лосик еще накануне приказал развернуть в районе Даманского 135-ю мотострелковую дивизию, имевшую помимо всего прочего дивизион установок залпового огня БМ-21 «Град». Тогда это было секретное оружие, до того нигде не применявшееся. Лосик и представители КГБ бомбардировали Москву запросами на применение этого оружия против нападавших китайцев. Но ответа не было.
«Армейцы сели на нашу линию связи, и я слышал, как командиры полков крыли свое начальство за нерешительность, - вспоминал начальник политотдела Иманского погранотряда подполковник А.Д. Константинов. - Они рвались в бой, но были связаны по рукам и ногам всевозможными директивами».
Десятиминутный огонь
К 17.00 советские пограничники были вынуждены оставить остров. Китайцы усилили минометный огонь. Пограничники ответить не могли, так как не имели артиллерии. Ситуация ухудшалась час от часа. Гибель Леонова, потеря нескольких БТР стали последней каплей, переполнившей чашу терпения командующего ДВО О.А. Лосика. Москва молчала, и командующий округом принял единоличное решение - поддержать пограничников. Командиру 135-й мотострелковой дивизии был дан приказ подавить живую силу и огневые средства противника артогнем, а затем атаковать силами 2-го батальона 199-го мотострелкового полка и мотоманевренных групп 57-го погранотряда.
Примерно в 17.10 артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град» 135-й дивизии открыли огонь. Он продолжался 10 минут. Удары были нанесены на глубину в 20 км по китайской территории. Войскам противника, выдвигавшимся к Даманскому, был нанесен большой ущерб. Его резервы, пункты боепитания, склады были уничтожены.
Одновременно в атаку двинулись 5 танков, 12 БТР и 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка и одна мотоманевренная группа пограничников. Китайцы были выбиты с Даманского острова. Следует подчеркнуть, что решающее моральное воздействие на китайских солдат, подавившее их волю к сопротивлению, оказал огонь установок «Град».
Страны и тактика
Боевая машина БМ-21 «Град-1» иракской армии, захваченная силами антииракской коалиции в ходе операции «Буря в пустыне».В дальнейшем тактика применения «Град» была различной. В 1975-1976 годах в Анголе боевые действия носили маневренный характер. Сплошного фронта не было. Как правительственные войска и кубинские добровольцы, так и их противники использовали только отрядно-колонные способы передвижения. Крупные операции по окружению не проводились. Обычно завязывались встречные бои враждебных колонн, двигающихся навстречу друг другу. Затем применялся метод «выталкивания» противника и его преследование. Как известно, рассеивание реактивных снарядов по дальности во много раз превышает боковое рассеивание, то есть места падения снарядов образуют сильно вытянутый эллипс. Поэтому вытянутая колонна войск противника во встречных боях в Анголе представляла собой идеальную цель.
В Афганистане же, наоборот, огонь чаще всего велся по площадям, включая населенные пункты. В Афганистане наши артиллеристы впервые стали применять стрельбу из установок «Град» под малыми углами возвышения и прямой наводкой.
Отряды ООП в Ливане использовали тактику кочующих установок. Удар по израильским войскам наносила всего одна установка БМ-21, которая затем сразу же меняла позицию.
В ряде конфликтов «Град» применялся обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырех БМ-21. Но основная партия БМ-21, отправленная морем, попала в Эфиопию, а позже приняла участие в боевых действиях против Сомали.
- в Азербайджане (53 единицы),
- Алжире (48),
- Анголе (50),
- Армении (47),
- Афганистане,
- Белоруссии (208),
- Болгарии (222),
- Боснии и Герцеговине (4),
- Бурунди (12),
- Венгрии (62, все на хранении),
- Вьетнаме (350),
- Египте (60),
- Замбии (30, из них 12 боеспособных),
- Израиле (58),
- Индии (около 150),
- Иране (100),
- Йемене (280, из них 150 боеспособных),
- Казахстане (57),
- Камбодже (8),
- Камеруне (20),
- Кипре (4),
- Киргизии (21),
- Республике Конго (10),
- Демократической республике Конго (10),
- КНДР,
- Кубе,
- Ливане (25),
- Ливии (около 230),
- Македонии (6),
- Мали (2),
- Марокко (35),
- Мозамбике (12),
- Монголии (130),
- Мьянме,
- Нагорно-Карабахской республике,
- Намибии (5),
- Никарагуа (18),
- Перу (14),
- Приднестровской Молдавской республике,
- Польше (219),
- России (около 2500),
- Сирии (около 300),
- Судане,
- Таджикистане (10),
- Танзании (58),
- Туркмении (56),
- Уганде,
- Узбекистане (36),
- Украине (332),
- Хорватии (40),
- Эритрее (35),
- Эфиопии (около 50),
- Южной Осетии (2 на 2009 год).
Видео (а как без него )
Залп российских БМ-21 "Град" 9 августа 2008 года, Южная Осетия, около 14.00 часов дня, по позициям грузинской армии и артиллерии на Присских высотах.
Зарубежные аналоги системы Град
По официальной лицензии артиллерийскую часть БМ-21 производили только в Чехословакии. Во многих странах пакеты стволов с полученных из СССР установок переставляли на различные шасси. За рубежом создавали и пиратские копии.
Однако были разработаны и две оригинальные системы, которые могут использовать снаряды 21 «Град»:
Реактивная система залпового огня FIROS (Field Rocket System - полевая реактивная система) была создана итальянской фирмой PD Difesa е Spazio SpA (в настоящее время Simmel Difesa SpA). Разработка первого варианта этой системы, получившей обозначение FIROS-25, началась в 1976 году,а в 1981-м завершился полный цикл испытаний. Система FIROS-25 предназначалась для экспорта и поставлялась для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов, а также предположительно в Сирию и Ливию. В дальнейшем был разработан усовершенствованный вариант системы с большей дальностью стрельбы и номенклатурой боеприпасов.
Боевые машины обоих вариантов системы FIROS разработаны по классической схеме с размещением артиллерийской части на задней части шасси автомобиля. В состав артиллерийской части боевых машин систем FIROS-25/30 входит поворотная рама, на которой установлены два пакета трубчатых направляющих (по 20 штук в каждом пакете) калибра 122 мм. На поворотной раме смонтированы также механизмы наведения и система запуска ракет. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +60°. Угол наведения в горизонтальной плоскости составляет ±105°. Артиллерийская часть может быть смонтирована на доработанных шасси практически любых трехосных автомобилей повышенной проходимости грузоподъемностью 10 т. Двигатель и кабина управления ПУ размещаются в передней части установки и по желанию заказчика могут быть снабжены легкой броневой защитой. Боевая машина, состоящая на вооружении итальянской армии, выполнена на шасси грузового автомобиля Iveco (6 х 6) и обладает достаточно высокой скоростью движения и хорошей проходимостью по пересеченной местности. Масса БМ - 17,3 т.
Под обозначением FIROS-30 в 1987 году реактивную систему залпового огня приняли на вооружение итальянской армии. По состоянию на 2002 год было произведено 146 боевых i модификаций FIROS-25/30. На международном рынке вооружений FIROS-25/30 испытывает серьезную конкуренцию со стороны системы «Град» и ее копий, а также вариантов на ее основе, выпускаемых в различных странах мира. С учетом проведенной модернизации БУИ-2 / и снарядов для нее, РСЗО FIROS-25/30 проигрывает российскому аналогу почти по всему спектру эксплуатационных характеристик и боевых качеств.
В 1995 году происходили возгорания и детонации реактивных снарядов FIROS-25, находящихся на хранении в вооруженных силах ОАЭ. По утверждению представителей фирмы-разработчика, указанные инциденты были связаны с нарушением температурного режима при хранении в условиях жаркого климата. В конце 1996 года в ОАЭ системы FIROS-25 были выведены из эксплуатации.
Следует подчеркнуть, что системы FIROS-25/30 не имели значительного коммерческого успеха. Итальянская армия не возобновила закупок FIROS-30, в связи с переходом на единую для стран НАТО 227-мм систему залпового огня MLRS.
Турецкий вариант
Турецкая фирма Roketsan Missiles Industries Inc. разработала РСЗО Т-122 Sakarya, которая в настоящее время находится в серийном производстве и поступает на вооружение сухопутных войск Турции. Система постоянно совершенствуется: созданы новые образцы боеприпасов, система управления огнем, модернизирована боевая машина. Перспективным решением является замена пакета направляющих труб двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров, что значительно повышает надежность и уменьшает время перезаряжания боевой машины. Модернизированный вариант впервые был продемонстрирован на выставке IDEF-2005.
Боевая машина Т-122 выполнена на шасси немецкого грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (колесная формула 6x6) различных модификаций. Артиллерийская часть ранних вариантов БМ включает два полупакета по 20 трубчатых направляющих в каж-дом, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Трубчатые направляющие устанавливаются и выверяются с помощью легкой структурной рамы. Перезаряжание осуществляется вручную.
Последние варианты боевой машины Т-122 оснащаются двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов. Они устанавливаются на боевую машину с помощью бортового крана БМ. Время перезаряжания составляет в этом случае около 5 минут. Моноблоки снаряжаются реактивными снарядами на за-воде-изготовителе и герметизируются. Снаряды не требуют технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации, введение данных во взрыватель реактивного снаряда при подготовке к стрельбе осуществляется дистанционно с помощью системы управления огнем. Эта технология обеспечивает повышенную мобильность БМ, возможность установки моноблока на различные типы носителей, простоту хранения и заряжания. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 0° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения составляет ±110° от продольной оси машины. Электрические и механические приводы разработаны с учетом размещения на различных пусковых установках. Панорамный прицел установлен на левой стороне боевой машины. При переводе БМ в боевое положение четыре гидравлических домкрата, смонтированные по обеим сторонам машины, опираются на землю. Позади основной кабины расположена полностью закрытая кабина для размещения расчета. Штатный расчет БМ состоит из пяти номеров (в боевых условиях может быть сокращен до трех). Модификации машины могут оснащаться бронированными кабинами и оборудоваться системами защиты от оружия массового поражения, а также системой кондиционирования. На крыше кабины устанавливается 7,62-мм пулемет.
Площадь поражения полным залпом БМ (40 фугасных реактивных снарядов) составляет 250 тыс. м 2 на дальности от 3 до 40 км. Время развертывания БМ на огневой позиции составляет менее 15 минут и около 5 минут при использовании спутниковой навигационной системы. Выполнение боевой задачи осуществляется как самостоятельно, так и в составе батареи. Командный пункт батареи обеспечивает управление шестью БМТ-122 и средствами поддержки.
122-мм реактивные снаряды фирмы Roketsan унифицированы со снарядами российской РСЗО БМ-21 «Град» и могут использоваться в составе этой системы или ее многих вариантов, собираемых в различных частях мира. В свою очередь БМТ-122 может использовать все типы боеприпасов, разработанные для БМ-21.
В войнах на территории Южной Осетии и Донбасса широко применялась система «Град». Что это превосходная система для пуска реактивных снарядов, знают военные в более чем полусотне стран мира. Производство этих машин уже давно прекращено, но они переживут еще не одно военное столкновение в разных концах планеты.
«Град»: система залпового огня
Под названием «Град» известна советская машина для стрельбы реактивными снарядами. Составляющими частями системы являются:
- Грузовой автомобиль для передвижения установки;
- Механизм для запуска снарядов;
- Система управления.
К месту учений или боевых действий снаряды подвозятся как обыкновенными гражданскими транспортными средствами повышенной грузоподъемности, так и специализированными военными грузовиками.
Боеприпасы, применяемые в «Граде», имеют чрезвычайно высокое осколочное действие, из-за чего достигается значительная степень поражения живой силы противника. Заряд всегда один, но объем его может регулироваться.
Для запуска его используется двигатель, построенный по реактивному принципу: из задней части его вырывается сгоревшее топливо, что и обеспечивает высокую скорость и дальность. Для улучшения аэродинамики имеются складные «крылья».
Система «Град»: технические характеристики
Боевая машина состоит на вооружении многих стран мира вот уже более 50 лет - и в первую очередь благодаря впечатляющим техническим показателям:
- Для передвижения применяется грузовик «Урал» повышенной проходимости. Шасси его построено по формуле «6 на 6 », благодаря чему ему не страшны ни грязь, ни песок, ни снег, ни крутые спуски и подъемы. Известны также его высокие качества по преодолению достаточно глубоких водных преград.
- Двигатель располагает почти 200 л. с., что позволяет машине развивать на хорошей дороге до 75 км/ч.
- Максимальный снаряженная масса боеприпасов достигает рекордных 11 тонн, а в боевом положении показатель увеличивается еще на 3 тонны.
- Размеры системы, в сравнении с аналогами, достаточно компактны: длина около 7 м, ширина - 2,5 м, высота - немногим более 3 м. Все это делает машину чрезвычайно маневренной и без преувеличения юркой, что очень важно в условиях боевых действий.
- Наконец, самое главное - качество стрельбы. А оно у «Града» выше всяких похвал. За несколько минут грузовое средство передвижения превращается в мощное боевое орудие. Для поражения пехоты и боевой техники используются снаряды 122 калибра, вылетающие каждые полминуты. Дальность стрельбы (в зависимости от модификации) колеблется от 4 до 45 км. Площадь возможного поражения пехоты залповым огнем достигает 14,5 гектар.
Историческая справка
Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.
Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:
- Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
- Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
- Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
- Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.
Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.
Боеприпасы для «Града»
В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:
- Боевая составляющая - активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
- Двигатель - построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
- Стабилизатор - для лучшего качества и дальности полета.
В середине 50-х дальность боеприпаса весом чуть более 60 кг не превышала пары десятков километров. Для нанесения удара на близкий объект снаряды обвешивали специальными кольцами: чем ближе находился враг, тем больше колец требовалось.
Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:
- Поражение химическими веществами;
- Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
- Нарушение радиосвязи;
- Уничтожение противотанковых бомб.
Модификации оружия
Производство «Градов» велось на протяжении 28 лет - почти до самого развала СССР. За несколько десятков лет в первоначальное изобретение уральских ученых было привнесено немало доработок.
На базе исходной 21-й боевой машины были созданы:
- Машина с уменьшенным весом для использования в воздушно-десантных войсках:
- Версия для морских пехотных войск;
- Вездеходный вариант с «гусеницей» вместо колесной базы;
- Усовершенствованные машины с повышенной дальностью и огневой мощью;
- В начале нового тысячелетия уже российские инженеры сделали возможным ведение огня с применением технологий спутникового позиционирования;
- Система для поражения вражеских субмарин «Дамба» производилась специально для охраны водных рубежей России;
- Модификация с 50 ракетами на борту (имела кодовое название «Прима», но так и не вышла за пределы конструкторских бюро ввиду развала Советского Союза).
Более полувека на страже границ России стоит система «Град». Что это мощнейшая установка, способная остановить даже самого грозного супостата, не секрет, пожалуй, ни для кого. Но не стоит забывать и о том, что это еще одно замечательное изобретение советских ученых, которое значительно продвинуло военную промышленность.
Видео: как стреляет СЗО «Град»
В это видео будет показано, как работает и производит выстрелы система «Град», история ее изобретения:
Данные аббревиатуры используются для одного вида БМ-21В / 9П125 / 9К54 / М-21 / "Град-В"
М-21 «Град-В» советская реактивная система залпового огня РСЗО созданная для ВДВ советской армии. РСЗО «Град-В» можно назвать уменьшенным вариантом РСЗО 9К51 «Град». РСЗО предназначен для десантирования с самолётов и имеет 12 направляющих для 122-мм ракет.
Предпосылкой появления М-21 «Град-В» стала малая боевая мощность реактивной установки РПУ-14 (индекс ГАУ-8У38), которая имела низкую маневренность и малую дальность стрельбы в 10 км (P.S. И почему 10 км мало при таких размерах РСЗО?).
Разработкой М-21В «Град-В» занималось НИИ-147 (сейчас НПО «Сплав») в г. Туле во второй половине 1960-ых. Разработкой направляющих для ракет занималось конструкторскою бюро компрессорного машиностроения СКБ-203 (сейчас ОАО НПП «Старт») в г. Екатеринбурге. После полигонных испытаний 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220 М-21 «Град-В» был принят на вооружение Советской армии, предназначался для вооружения Воздушно-Десантных Войск. Производством М-21 занималось Пермский машиностроительный завод им В.И. Ленина (сейчас ОАО «Мотовилихинские заводы».
РСЗО «Град-В»
имеет складную крышу и низкий профиль из 12 направляющих для ракет 122-мм Б-21 различных модификаций с возможностью ведение огня до 20 км, так как в то время не было самолетов, которые могли принимать на борт полноразмерные грузовые автомобили. Так самолет АН-12 имел высоту грузовой кабины 2,6 метра, а АН-8 грузовую кабину высотой 2,4 метра, так что обычный ГАЗ-66 с высотой 2,49 метра на десантной платформе просто не мог залезть туда для дальнейшего десантирования. Лишь в 1976 году с появлением ИЛ-76 стала возможность использовать не адаптированные автомобили для десантирования на специальный платформах ПП-128-5000 с парашютной-десантной системой МКС-128М.
«Град-В»
имел в задней части два выносных домкрата для фиксации положения грузовика на грунте и поглощение отдачи во время ведения огня. Для прицеливания «Град-В» имеет панорамный прицел ПГ-1м, коллиматор К-1 и механический прицел 9Ш118.
Заряжать РСЗО можно, как с грунта боевым расчетом из двух человек или
с помощи заряжающей машины 9Ф37В
.
Транспортно-заряжающая машина 9Ф37В
Для перевозки 122-мм ракет для «Град-В» используется грузовик 9Ф37В на базе ГАЗ-66Б . Транспортный-заряжающая машина, как и М-21 «Град-В» тоже может десантироваться на парашютной платформе. Транспортник тоже имеет радиостанцию Р-105М, а для ведение ночных боевых действий предусмотрен прибор ночного видения ПНВ-57В. К сожалению фото ТЗМ 9Ф37В нет и не известно сколько ракет он перевозил на своих стеллажах.
М-21 «Град-В» с приходом в армию гаубицы Д-30 ожидал не приятный сюрприз, так как их передела под тягачи ГАЗ-66Б для данных гаубиц. Смена «Град-В» на Д-30 для ВДВ в качестве орудия поддержки можно назвать не верным решением. После переделки «Град-В» в ГАЗ-66Б ему пришлось таскать Д-30, что для него оказалась не легкой задачей, так как гаубица весила 3 тонны, плюс снаряды порядка 1-1,5 тонны в кузове, а расчетный вес транспортировки для грузовиков ГАЗ-66 составляет 2 тонны. Плюс боевой расчет увеличивался с 2 человек до 5. После высадки ГАЗ-66Б и Д-30 их надо было привести в транспортировочное и боевое состояние, а М-21 «Град-В» практически сразу готов вести огонь. Данных по участию «Град-В» в боевых действиях не имеется.
Колесная формула | 4х4, отключаемый передний мост |
Двигатель | ЗМЗ-66, V-8, карбюраторный |
Объем двигателя | 4,25 литра |
Мощность | 115 л/с при 3200 об/мин |
Топливо | А-76, А-80 |
Объем бака | 105х2 бака |
КПП | 4-ех ступенчатая, механика |
Габариты | 5655х2342х1860 |
Колесная база | 3300 мм |
Клиренс | 315 мм |
Снаряженная масса | 5200 кг, разряженный и 6000 кг заряженный |
Грузоподъемность | 2000 кг |
Масса буксируемого прицепа | 2000 кг |
Максимальная скорость | 85-90 км/час |
Запас хода | 850 км |
Расход топлива | 31,5 литра на 100 км, 40 смешанный |
Вооружение | 12 направляющих под 122-мм ракеты Б-21 |
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении