Как правильно сделать конспект статьи. Методы конспектирования: как составить конспект по истории? Четкая структура материала
На фотосессию, которая проходила в Большом Московском цирке, мы пригласили дочек Эдгарда - 6-летнюю Стефанию и 4-летнюю Глорию. Стоило им впорхнуть в кабинет отца, как тот буквально растаял на глазах. «Папочка, папулечка!» - защебетали сестры Запашные, залезая на руки к отцу. С детей мы и начали разговор.
Признаюсь честно: когда на свет появилась старшая дочь, я не изменился, не повзрослел, не ощутил себя мгновенно в новом статусе: «Я отец!» Нет… Возросла, конечно, ответственность, но глобальных перемен не заметил. Я ведь не хотел дочек, предполагал, что со временем женюсь, родятся сыновья. Но вышло иначе. Когда Ольга, мама моих детей, была беременна Стешей, нашей старшей дочерью, я разговорился со своим другом Камилом Гаджиевым и пожаловался, что, блин, будет девочка, а хотелось сына… Он посмотрел на меня с большим удивлением и сказал: «Эдгард, ты не представляешь, о чем говоришь. Дочки - это то, что надо сильному мужику». Он как раз воспитывает дочерей. Заговорил про них и расплылся в широкой улыбке. Я поразился такому преображению брутального мужчины. И вот когда Стеша чуть подросла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я тоже растаял. Теперь, как вижу своих девчонок, становлюсь нежным и ласковым. Если это только не касается их выхода на манеж, общения с животными, тогда я собран и строг.
Мы произвели ребрендинг - и вместо братьев Запашных теперь сестры Запашные (у Аскольда, как и у Эдгарда, тоже две дочери. - Прим. «ТН»).
- Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Фото: Андрея Салова
- Эдгард, много времени вам удается проводить с детьми?
У нас особая ситуация. Никогда не было традиционной семьи - мама, папа и дети, живущие под одной крышей. Мы с Олей не расписаны, но дочери, конечно же, носят мою фамилию, свое отцовство я сразу признал. Недавно их мама вышла замуж и родила еще одного ребенка. Поэтому видимся мы тогда, когда Оле удобно привести девочек ко мне, чаще всего сюда, в цирк. Хотя живу в цейтноте, гуляю с ними, вожу в парки, в кино, езжу к ним на тренировки по художественной гимнастике.
Мои дети в таком возрасте, что без мамы пока трудно обходиться. Особенно младшей, Глории, она очень скучает по Ольге. Со Стешей мне проще, она уже постарше и, думаю, с удовольствием поехала бы со мной даже в отпуск - мы с ней идеально ладим, - но не хочется разлучать сестер. Жду осени, Оля обещала перебраться с детьми в мою трехкомнатную квартиру недалеко от цирка, и тогда буду их чаще видеть. Пока они живут в Краснознаменске, в 40 км от Москвы.
- Вы подарите бывшей девушке квартиру?
Да. Она же мать моих детей. Не понимаю, как люди, некогда любившие друг друга, могут расставаться врагами и не общаться. Это же трагедия!
У нас отличные отношения с Олей, так же как и с ее мужем Димой. Как только они объявили себя парой, мы встретились с ним и поговорили с глазу на глаз. Мне было важно убедиться в адекватности человека, взявшего на себя ответственность…
- Когда Стеша чуть подросла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я растаял… Фото: Андрея Салова
- За чужих детей.
Да, но лишь моральную. Кормить моих дочерей ему не придется. Мы сразу договорились, что для Стефании и Глории он друг, а не папа. Я сразу обговорил этот деликатный вопрос, дабы не провоцировать ненужный конфликт. Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Полностью обеспечиваю и их, и Олю, она же не работает и не работала с тех пор, как мы стали встречаться.
- Вы не женились на Ольге, несмотря на наличие двоих детей. Почему? Наверняка девушка планировала создать с вами семью.
Так и я не предполагал, что у меня появятся внебрачные дети. Оля искренне меня любила и не понимала, что кое с чем я справиться не могу. Она по гороскопу - Овен. Упрямство Овнов - тяжелое качество. Плюс Оля ревнива. А я - свободолюбив. Ребенок не может исправить характеры родителей. Когда она сказала, что в положении, добавила: «Буду рожать». А я и не возражал, обеспечил ее всем необходимым, встречал их со Стешей из роддома. Но вместе мы так и не стали жить.
Через год пригласил Олю отдохнуть в Венецию, чтобы она пришла в себя, восстановилась, ведь все заботы о дочери лежали на ней. А когда вернулись, узнали, что станем родителями еще раз. Оля была счастлива больше, чем я, она мечтала о том, чтобы иметь детей от одного мужчины, пусть он и не муж.
С дочерьми Стефанией и Глорией. Фото: Андрея Салова
- Эдгард, вы можете назвать дни рождения дочек? Или вам для этого надо позвонить Оле?
Могу! Стеша родилась 24 февраля, Глория - 2 мая. Хотя мне эти знания тяжело дались (смеется), я с трудом запоминаю даты. Спросите меня, когда мы с Ольгой познакомились и когда разошлись, не скажу, потому что не помню даже приблизительно. А вот она, уверен, точно ответит на этот вопрос. Я не помню, не потому что тупой и цифры не в состоянии удержать в голове, а потому что не вижу в этой информации необходимости. Для меня история еще продолжается, мы же с Ольгой растим детей. И пусть у каждого из нас своя личная жизнь, мы - близкие люди и не теряем друг друга из виду. А даты… Я помню лишь одну: день, когда умер отец. Это понятно - история закончилась навсегда. Мы с Аскольдом в тот день стали другими.
- Хочется еще поговорить о ваших прекрасных детях. Кто из них больше похож на вас?
Стефания, старшая, мягкая, женственная, коммуникабельная, мне с ней очень легко. И внешне в нашу породу. Война пока идет с младшей. (С улыбкой.) Глория растет девочкой упрямой, к ней надо подобрать ключик.
С другой стороны, упертость может привести к успехам в профессии. Моей младшей важно отвоевать личное пространство, настоять на своем. В такие моменты я жалею, что она не мальчик, потому что огребла бы по полной программе.
Девочки подарили отцу рисунки, где изобразили свою семью: мама, папа и дети - все вместе. Фото: Андрея Салова
- Могли бы и шлепнуть?!
А почему нет? Папа, Вальтер Запашный, жестко наказывал нас с братом, и всегда за дело, за что мы с Аскольдом безумно ему благодарны. Выросли нормальными мужиками, а не мажорами. Нам не дозволялось даже тройку из школы принести, не то что двойку, запрещалось повысить голос на кого-то из старших в семье. К Аскольду это в меньшей степени относилось, он и учился хорошо, и с рождения более терпим и дипломатичен, чем я. Папа великолепный дрессировщик, мог морально задавить не только тигра, но и любого человека. Когда отчитывал, вдалбливая каждое слово, становилось дурно. Хотелось сказать: «Батя, да ударь уже наконец, хватит мучить!» Своих дочерей я все равно наказываю. Не так строго, как мой папа, конечно, но они знают, что такое угол, к примеру.
- Дочери - это любовь и нежность, а еще что?
Сильная головная боль. Стефании сейчас шесть, еще десять лет, и появятся парни. Мне на тот момент будет 51 год, значит, надо себя держать в хорошей физической форме, чтобы этим козлам бошки откручивать. (Смеется.) Нет, конечно, я еще не начал ревновать к семилетним мальчишкам, которые Стеше нравятся, но уже в предвкушении.
- Растите цирковых? Предполагаю, что девчонкам не избежать артистической карьеры.
Для меня главное, чтобы они полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился.
- Между вашими детьми разница в два года, как у вас с братом. Они так же дружны, как вы, или есть проблемы?
- Главное, чтобы дочки полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился. Фото: Андрея Салова
Они привязаны друг к другу. Хотя и дерутся. Глория может ни с того ни с сего стукнуть Стешу. Та крупнее физически, по идее, должна дать сдачу. Но нет, лишь с непониманием смотрит. Потом говорит мне: «Папа, вот зачем она так?» Призываю мелкую к ответу, заставляю извиниться перед сестрой. Очень не хочется, чтобы в семье повторилась страшная ситуация вражды между родными людьми. Папа с нашим дядей, своим родным братом, 15 лет не разговаривал. Потом вроде помирились, но общение было вялое, ругались и ссорились, так ни к чему хорошему и не пришли. У нас с Аскольдом иные отношения. Родители сумели внушить, что мы единое целое и отвечаем друг за друга. Брата отдали в школу в неполные шесть лет, чтобы нас не разлучать. Можете представить, как ему было тяжело!
Первые тройки или неуды, которые он получал в начальных классах, деморализовали его, мне приходилось помогать, успокаивать, я всегда чувствовал ответственность. Мы с Аскольдом действительно самые близкие люди.
- Ревнуют не только дети, но и взрослые. Как ваши девушки воспринимают ваших детей? Не борются за внимание?
Мне кажется, это глупые женщины так делают. Моя девушка - адекватная и доброжелательная и понимает ситуацию, в которой я живу. У меня уже есть дети, и это обстоятельство надо принять, а не бороться. А принять может только любящий человек.
- Стефания мягкая, женственная, мне с ней очень легко. А к Глории еще надо подобрать ключик. Фото: Андрея Салова
С ней я собираюсь переехать в дом, который достраиваю. И там есть большая детская спальня с четырьмя кроватями. Мне хочется, чтобы мои дочери приезжали ко мне в гости и жили вместе с моими новыми детьми. Надеюсь, они у меня когда-нибудь будут. Мальчика хочется. И не одного. Я вполне могу обеспечить всех своих детей.
Ну а если наследников больше не появится, пусть дочки приходят ко мне с подружками и бесятся в этой комнате - на здоровье.
- Эдгард, до Ольги у вас был серьезный опыт совместной жизни: с артисткой вашего цирка Еленой Петриковой вы прожили 13 лет. Но тоже не женились. Дело в вашем характере, в страхе перед браком?
С Леной у нас была семья, но без штампа в паспорте. Я был молод, мне все время чего-то не хватало, я эгоистично занимался карьерой. И считал, что для популярности мне нужен статус завидного жениха, это придавало интерес. Лена, надо отдать ей должное, с пониманием к этому относилась. В нашем окружении все знали, что мы - пара. Другое дело, что про это не догадывались люди со стороны. О том, что был гражданский брак, я объявил, когда мы с Леной расстались. Кстати, и с ней у нас также сохранились замечательные отношения, чем безумно горжусь. Меня пытаются упрекнуть: вот, развел вокруг себя гарем. А я считаю, что оставаться друзьями - это признак мудрости. У Лены, как и у Ольги, все хорошо в личной жизни, нет причин для обид и вражды. Она встречается с одним из ведущих клоунов мира, итальянцем Дэвидом Ларибле. Когда он прилетает в Москву, мы часто ужинаем втроем, и ни он, ни я не ревнуем. (С улыбкой.)
Со своей девушкой Любовью на отдыхе в Шри-Ланке (Зима 2017). Фото: Из личного архива Эдгарда Запашного
- Вы упомянули, что скоро справите новоселье вместе со своей новой девушкой. Кто она? И готовы ли вы к браку или статус холостяка по-прежнему для вас важен?
Психологически именно теперь, в 41 год, я хочу жениться и любить свою жену до конца жизни. Я созрел для моногамии, меня больше не привлекают романы на стороне. Я искал такую женщину, с которой мне захочется проводить вместе все вечера. Чтобы больше не искать приключений на свою голову, не заводить любовниц. Я хочу иметь дом, где мне уютно, комфортно, где меня ждет и отдых, и секс, и теплый ужин.
К чему приведут наши отношения, не готов ответить прямо сейчас. Но обещаю: как только мы определимся, дам вам эксклюзивное интервью.
- Ловлю на слове. Что вам важно видеть в женщине? Может быть, кого-то это заставит задуматься.
- Шучу, что мы с братом произвели ребрендинг - и вместо братьев Запашных теперь сестры Запашные. С дочерьми и племянницами Эльзой и Евой. Фото: Андрея Салова
Мне неинтересны лентяйки, которые садятся на головы обеспеченных мужчин и считают, что их работа - тратить на себя деньги своего возлюбленного. Нет, я таких ни капли не уважаю, даже если они красивы, как богини. Меня интересуют трудолюбивые женщины, те, кто в жизни делает что-то полезное и нужное и при этом успевает заботиться о муже, детях да еще и прекрасно выглядеть.
И еще женщина должна осознавать, что главный в доме - мужчина. И тогда одиночество ей не грозит.
Что делать, если нужно подготовиться к сессии в максимально сжатые сроки? Лучшим помощником в подобной ситуации будут собственные записи. Проблема только в том, что не каждый знает, как сделать этот вид работы наиболее продуктивным. Данная статья как раз расскажет, что такое конспект и как его сделать наиболее полезным.
Вконтакте
Правила составления
Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком .
Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.
Советы о том, как писать конспект по параграфу:
- Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
- Составить четкий план своей работы.
- Выделять только важную информацию.
- Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
- Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
- Оформлять материал в таблицы/схемы.
- Уделять внимание разборчивости своего почерка.
Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.
Как оформить конспект?
Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:
- даты;
- имена;
- географические принадлежности;
- имена собственные.
Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.
Конспект по литературе
Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста .
Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).
Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.
Ещё один важный момент – цитирование . Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.
Тезисы и конспекты
Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?
В отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план , на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.
Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.
Пошаговый ход работы:
- Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
- Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
- Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.
Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.
Классификация конспектов
Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.
Виды конспектов:
- плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу ;
- текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
- графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций , когда времени мало, а объем информации большой;
- хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
- свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.
Как правильно писать конспект — Учись, студент!
Умело уложить информацию - значит кратко зафиксировать ее в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести ее в том же объеме, что и в вашем источнике. Компьютерные архиваторы, занимающиеся именно этим, архивируют равномерно и прямолинейно и именно поэтому с низким КПД (сокращают в 2-3 раза).
Человек, как известно, умнее компьютера. Поэтому он не архивирует, а конспектирует, подчеркивая одно, пропуская другое, подсознательно запоминая третье, в итоге сокращает исходный материал не менее чем в 10 раз. Итак, с чего начать?
Выписки
Выписки - самая простая форма конспектирования. Они почти дословно (иногда дословно) воспроизводят текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. Тесть Н.С. Гумилева Н. Энгельгардт написал "Историю русской литературы" исключительно путем склеивания выписок и получил за ее издание большой гонорар.
Тезисы
Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его записать в виде такой структуры, вы получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен - значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме главного, еще и второстепенные положения).
Конспект
Существуют два разных способа конспектирования - непосредственное и опосредственное.
Непосредственное конспектирование - это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз "переслушивать" ее. Именно поэтому такую запись студенты все чаще передоверяют диктофонам. Однако, к сожалению, этим же способом, как правило, они пользуются при конспектировании письменного или печатного текста. Прочитав несколько предложений или абзацев, останавливаются, конспектируют изложенное и переходят к следующему абзацу. Такой способ кажется наиболее простым, очевидным и быстрым. На деле он вообще никуда не годится по следующим причинам.
1. Вы не поймете сути прочитанного, пока не будете держать в голове его взаимосвязи с содержанием дальнейшего и предыдущего изложения. Между тем ни о последующем, ни о предыдущем изложении вы ничего не знаете. О последующем - потому что до него еще не дошли, о предыдущем - потому что, постоянно прерываясь на конспектирование, нарушаете непрерывность восприятия изучаемого текста и неизбежно теряете всякое представление о том, что вы читаете сейчас, вытекает (если вытекает) из того, что вы прочитали и законспектировали на предыдущем этапе.
Соответственно, вы не в состоянии воспринять подлинную суть всего читаемого текста и не можете нормально и экономно изложить ее, а ведь именно в этом и состоит цель конспектирования. То же, что попадет в ваш конспект, часто окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то необходимые вещи вы пропустите. В итоге КПД вашего конспектирования окажется крайне мал.
Для наглядного уяснения сказанного представим себе, что вы должны записать для памяти схему окраски, к примеру, травяной лягушки. При этом вам сообщают, как она выглядит. В итоге останется большая картосхема с указанием расцветки каждого квадратного сантиметра, но в единую систему они у вас в голове не сложатся.
Если же вы сначала осмотрите лягушку в целом, все описание сведется по объему к двум положениям: "Все, кроме брюха и горла, зеленое, брюхо и горло светлые", дающим при этом вполне связное и законченное представление об объекте.
2. Постоянно прерывая чтение ради записи, а запись ради чтения, вы в итоге не сможете воспринять ни текст, ни конспект как осмысленное изложение. Получается парадокс: добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, вы встаете из-за стола, как если бы вы вообще никогда в жизни не видели ни текста, ни собственного конспекта, исключая разве что последние абзацы того и другого. Постоянно прерываясь, ваш мозг в значительной степени работал вхолостую, не оставив вам ничего, кроме ощущения некой каши в голове, к тому же стремительно выветривающейся из нее, да подспудного отвращения к теме ваших занятий. Собственный конспект становится для вас китайской грамотой, которую нужно заново читать, как в первый раз.
Причем если вы, как и положено, пользовались при конспектировании сокращениями, то многое в своем конспекте при номинальном "перечитывании" (а по сути, первом чтении!) попросту не поймете. Когда вы конспектировали абзац, вы еще помнили его, и сокращенная запись была в свете этих воспоминаний наполнена для вас смыслом. Но вот вы перешли к следующим главам, непрерывность восприятия нарушилась, воспоминания, не успевшие устояться и закрепиться, мгновенно исчезли, и теперь вы с удивлением смотрите на свои сокращения и стрелочки, диву даваясь, что вы, собственно, хотели этим сказать. Кроме даром потраченных усилий, особенно мучительно сознавать, что еще совсем недавно (конспектируя) вы отлично понимали, о чем идет речь, а теперь - ни в какую. Как же нужно конспектировать?
Опосредственное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно - перечитывания) всего текста до конца. Начинайте конспектировать только тогда, когда вы уясните общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.
При такой работе вам станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы (и, следовательно, вашего конспекта).
Иными словами, такое конспектирование "по уму" - это не что иное, как составление развернутой денотатной карты вашего текста.
Кажущийся недостаток такого способа конспектирования: на первый взгляд, он потребует большего времени, чем предыдущий, поскольку здесь к записи вы можете переходить, лишь прочитав и хорошо обдумав весь текст, состав и организацию использованных в нем материалов и логику построений. Однако этот иллюзорный минус восполняется реальными преимуществами:
а) Времени он отнимет у вас куда меньше, так как к началу записи вы уже будете представлять себе, что вам нужно, а что нет. Саму же запись будете вести непрерывно, а не останавливаясь через шаг на второй (что очень сбивает с ритма и тем самым замедляет весь процесс);
б) И чтение, и конспект вы вели непрерывно; в итоге оба процесса составят осмысленное целостное информационное единство, которое неизмеримо легче запомнить и удержать в голове, чем набор бессвязных информационных отрезков. В результате вы не только получили конспект более или менее понятной проблемы, но уже выучили в той или иной степени сам материал. Конспект придется теперь не столько учить, сколько повторять. Именно о таком конспектировании преподаватели говорят, что с точки зрения овладения материалом оно само по себе лучше прямой "зубрежки" и именно такие конспекты они склонны прощать при употреблении их в качестве шпаргалок. Это и неудивительно: сама подобная шпаргалка доказывает, что ее автор не просто механически переписывал текст, но проработал и освоил его.
Но даже если вы (по необходимости, как при работе на лекции или семинаре) провели "прямое" конспектирование, помните: оно должно быть для вас только первичным сырьем, материалом для дальнейшей работы. Прочтите ваш механический конспект, составьте представление о теме и не поленитесь - перепишите его, создав на основе своих прежних записей новый конспект "по уму", или денотатную карту.
Все сказанное относится к самому простому из конспектов, цель которого - адекватно отобразить данный текст/сообщение и зафиксировать его суть в доступном для использования и повторения виде. Именно такой конспект нужен, как правило, при подготовке к экзамену (где ваша цель - выучить один текст одного учебника). Однако куда чаще вам потребуется один из двух видов "продвинутого" конспекта.
1. Селективный конспект
Он необходим, когда ваша цель - извлечь из текста информацию по определенной теме (для самого этого текста второстепенной или побочной). В этом случае самый эффективный алгоритм работы такой: прочтите текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме. Определяйте их, хотя бы по ключевым словам, если нет сил бегло читать.
Вот эти места перечтите уже внимательно. Если сами по себе они непонятны (хотя бы частично), так как увязаны с другими, ничего не поделаешь, освойте и те места. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логические взаимосвязи имеющейся информации по вашей теме и будете воспринимать ее как сложное единство.
Таким образом, вы как бы "исторгли" из исследуемого текста, как из большой матрешки, матрешку поменьше - информационную подсистему, связанную с вашей темой. Сделайте денотатную карту этой подсистемы. Это и будет селективный конспект.
2. Сводный конспект
Бывает так (а так, как правило, и бывает), что вам необходимо проработать несколько различных текстов для создания единой картины. Например, вы должны использовать несколько различных работ для написания текста (реферата, курсовой или раздела дипломной работы). При этом, естественно, понадобятся конспекты этих работ (в целом или, что чаще, применительно к вашей теме). Регламент такой работы заключается в следующем.
1. Сделайте "умный", или селективный, конспект по каждой работе в отдельности.
2. Сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или (там, где исход разногласия очевиден) упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления.
3. Отталкиваясь от проведенного сопоставления, сведите ваши денотатные схемы в единую денотатную карту всей проблемы (темы, вопроса). Это и есть сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте.
Естественно, при составлении сводного конспекта очень важно не перепутать, какой элемент рассуждения или материала какому из авторов принадлежит. Это нужно и для составления библиографии, справочного аппарата и просто потому, что у вас будет возникать желание вновь вернуться к уже изученной литературе. Допустим, в первый раз вы что-то недооценили, неправильно поняли, но в ходе самой работы осознали свою ошибку и вновь хотите заглянуть в нужный текст. Чтобы знать, откуда взят материал, помечайте на вашей денотатной карте темы рядом с каждым структурным узлом, каждой взаимосвязью, каждым аргументом, откуда вы все это взяли. Например, роль узла у вас играет некий тезис, а рядом с ним написано , . Иными словами, рассмотрение этого тезиса содержится в работе, условно закодированной в вашем рабочем списке литературы (не путать с итоговым, где все в алфавитном порядке и вообще красиво) под номером 1 на страницах 23-35 и т. д.
При составлении сводного конспекта, если вы хотите получить действительное содержательно-логическое единство, а не наскоро слепленное механическое соединение схем, вам придется провести самостоятельную творческую работу по их совмещению. Это опять же хорошо: так вы приобретете более ясное представление о вашей теме и, главное, сами сделаете новые наблюдения (или, по крайней мере, довольно точно определите направления и сферы, в которых вам их предстоит сделать). При составлении сводной денотатной карты темы по литературе часто выясняются совершенно новые альтернативы, повороты в развитии темы и аргументы, которые не затрагивала ни одна из использованных вами отдельных работ.
Некоторые дополнительные соображения по конспектированию относятся к тому, что желательно пользоваться сокращениями как общепринятыми, так и авторскими. В этом деле можно достичь, настоящей виртуозности. Ясно, какой экономии времени и объема можно достигать такими методами (в реальной лекции на сегмент, кодируемый таким образом, уйдет минут пять-десять: расскажут-то и о росте мотивации, и о расслоении группы на группировки, и о появлении новых лидеров, и о том, какую роль в реальной группе они играли).
Сводный конспект - отличный метод подготовки к семинару. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект. Сделав его, вы обнаруживаете, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно.
Не ленитесь перерабатывать ваши письменные или магнитофонные записи лекций (по определению "прямые") в конспект "по уму". Вам покажется, что тем самым вы навлекаете на себя двойную работу, но на самом деле это не так. Во-первых, конспект "по уму" гораздо легче учится сам по себе, во-вторых, вы выучите материал в ходе самого его составления.
Ссылки. Всю интересующую вас информацию сопровождайте точными отсылками, чтобы по ним вы всегда смогли снова ее найти. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных сносок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где он все это читал.
Пока он читает первый десяток книг, эта система, возможно, работает, но, когда он перевалит на второй, "в доме Облонских все смешается" и без сносок он будет как без рук. Полная уверенность в том, что такое-то место он встречал в такой-то работе на 348-й странице (там еще такая картинка была на обороте), себя не оправдает и несчастный проведет лучшие часы своей жизни, разыскивая цитату по всем ста томам изученных им книжек.
Не забывайте на вашей денотатной карте помечать выходы из интересующей вас темы на смежные. Во-первых, это может пригодиться в будущем при работе над теми самыми смежными темами. Во-вторых, эти выходы указывают на естественные направления развития вашей темы.
Для того чтобы достичь лучшего представления о логико-содержательных взаимосвязях информации в пределах вашей темы, применяйте четыре дополнительных приема.
1. Параллельно с чтением (или, что еще лучше, с перечитыванием) текста записывайте определения, толкования, формулировки, мнения, привлекаемые в качестве аргументов данные. Затем окончательно устанавливайте связи между ними и соответственно перегруппировывайте. Полученная схема и будет денотатной картой. Иначе говоря, сначала вы "натаскиваете в свое логово" все мыслимые элементы денотатной карты и лишь потом, улавливая и перебрасывая разнообразные мостики между ними, воссоздаете ее структуру.
2. Всегда, когда сталкиваетесь с поставленным автором вопросом, мысленно постарайтесь удивиться тому же, чему удивился он. Проверьте, дал ли он все варианты ответа. Проследите судьбу данных им вариантов ответа и выбор, сделанный им между ними: от чего он зависит у автора? Можно ли тут что-нибудь добавить или пересмотреть с вашей точки зрения?
3. Составьте проблемный обзор литературы по теме. Для этого представьте себе, что все работы по теме написал один и тот же автор, а все встречающиеся там споры - это споры с самим собой при обсуждении сложных проблем. В реальности каждый из нас при исследовании любого явления выдвигает и сталкивает друг с другом альтернативные объяснения, отказывается от одного в пользу другого, снова возвращается к первому, колеблется в оценке различных обстоятельств и т.д. Соответственно, выстройте все имеющиеся у вас материалы в логически стройную дискуссию нашего гипотетического автора с самим собой. Блоками получившегося у вас здания будут служить не авторы, а проблемы. Как правило, окажется, что все обсуждение темы может быть представлено как сетка взаимосвязанных задач, каждая из которых имеет несколько вариантов решения (каждый вариант с собственной системой аргументации). Решение данной задачи может вовсе не влиять на решение других. А может, наоборот, определять его (в последнем случае мы сталкиваемся с центральной или узловыми проблемами всей темы). Ваше дело - отобразить всю эту сеть задач и альтернативных вариантов решения в их взаимосвязи. Такое отображение и будет существенной частью денотатной карты вашей темы. Именно частью, а не всей картой, так как вы учитывали только те мнения, данные и решения, которые встречали в литературе, а там могли пропустить и некоторые альтернативы, и некоторые взаимосвязи. Однако полученная вами схема будет добротной "рыбой", которую останется лишь несколько дополнить и переоценить.
4. Для творческого обогащения дискуссии по теме и коррекции денотатной схемы, составленной вами по литературе, полезно применять следующий стандартный прием. Всегда при изучении какой-то проблемы или столкновении с какими-то данными старайтесь поставить себе вопросы: что отсюда может следовать? что здесь может остановить мое внимание и вызвать вопрос? что здесь неочевидного? и почему это неочевидное реализовалось именно так, а не иначе? Цепляйтесь к каждой мелочи, и откроется вам.
Аннотация
Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок "самому себе". Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, "краткое изложение оглавления"); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.
Многим студентам известно, как трудно бывает конспектировать лекции. Успеть записать всё, что говорит преподаватель, просто невозможно. Но простые советы помогут делать конспекты быстро и грамотно.
Как конспектировать быстро?
Итак, как научиться быстро писать конспекты?
- Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
- Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
- Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
- Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
- Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
- Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
- Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
- Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
- Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
- Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
- Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
- Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
- Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.
А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:
- Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
- Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени. Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
- Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
- Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
- Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.
Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.
Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
А вам уже исполнилось 18?
Почему необходимо научится писать конспекты и
Порядок ведения конспекта
Как красиво и правильно писать конспект
Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легче найти нужную информацию.
Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.
В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.
Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.
Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).
Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.
Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).
Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе
Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.
Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.
Особенности написания конспекта по ФГОСу
Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).
При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.
Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.
Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе
Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).
Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.
А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.
Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать
Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.
Порядок ведения конспекта
Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.
Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.
Написание конспекта — это не сложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны