История опек. Организация стран- экспортеров нефти (опек): организационная характеристика и цели функционирования
O PEC в переводе с английского — организация стран экспортеров нефти. Целью создания ОПЕК было и есть контроль квот добычи на нефть и цены на неё. ОПЕК была создана в сентябре 1960 году в Багдаде. Список членов за время существования организации периодически меняется и на 2018 год (июль) в его состав входит 14 стран.
Инициаторами создания были 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэлла. Позднее к этим странам присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962 год), Объединенные Арабские Эмираты (1967 год), Алжир (1969 год), Нигерия (1971 год), Эквадор (1973 год), Габон (1975 год), Ангола (2007 год) и Экваториальной Гвинеи (2017 год).
На сегодня (февраль 2018 года) в ОПЕК входит 14 стран:
- Алжир
- Ангола
- Венесуэла
- Габон
- Кувейт
- Катар
- Ливия
- Объединенные Арабские Эмираты
- Нигерия
- Саудовская Аравия
- Экваториальная Гвинея
- Эквадор
Россия в ОПЕК не входит.
Страны, входящие в организацию контролируют 40% добычи всей нефти на земле, это 2/3. Лидером по добычи нефти в Мире является Россия, но она не входит в ОПЕК и контролировать цену нефти не может. Россия является энергозависимой страной.
От её продажи зависит уровень экономического развития и благосостояния россиян. Поэтому, чтобы не зависить от цен на нефть на мировом рынке России следует развивать другие отрасли экономики.
Так вот, несколько раз в год министры стра ОПЕК собираются на заседания. На них дается оценка состояния мирового рынка нефти, прогнозируется цена. В зависимости от этого принимается решения по сокращению или увеличению добычи нефти.
Аббревиатуру «ОПЕК» мы постоянно встречаем в новостях, и неудивительно – ведь эта рганизация сегодня оказывает существенное влияние на формирование мировых цен на «черное золото». ОПЕК – это Организация стран-экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries), созданная в 1960 году. Ее штаб-квартира изначально находилась в Женеве, но в 1965 году была перенесена в Вену.
К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений – прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен. Сложившаяся ситуация послужила причиной для объединения нескольких стран-экспортеров нефти в ОПЕК, чтобы совместно противостоять транснациональным нефтяным корпорациям и поддерживать необходимый уровень цен.
Изначально в состав организации входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия и Венесуэла. Затем к ним присоединились Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон и Ангола. Эквадор вышел из ОПЕК в 1992 году, но вернулся в 2007. Габон покинул организацию в 1994 году. В итоге на сегодняшний день в ОПЕК состоят 13 стран.
Организация официально ставит перед собой следующие основные цели:
защищать интересы стран-членов организации; гарантировать стабильность цен на нефть и нефтепродукты; обеспечивать регулярные поставки нефти другим странам; гарантировать странам-членам организации стабильный доход от продажи нефти; определять стратегии добычи и продажи нефти.
В первые годы существования ОПЕК не смогла осуществить поставленные цели. Но это положение изменилось в 1973 году, когда египетские и сирийские войска напали на израильские позиции. В этой войне, получившей название Йом-Киппур, западный мир поддержал израильскую сторону. В ответ на это ОПЕК объявила первое эмбарго, ограничивающее экспорт нефти в страны Западной Европы и США, что послужило причиной первого в мировой истории нефтяного кризиса. Всего за полгода к началу 1974 года цены на нефть подскочили на 130% и достигли 7 долларов за баррель, а к концу 1979 года составили уже 18 долларов за баррель. Кризис настолько укрепил позиции организации, что середина 70-х стала «золотым веком» ОПЕК. Однако Запад стал налаживать более тесные связи с СССР, который активно наращивал поставки нефти. Кроме того, международные нефтяные компании переключили свое внимание на другие важные нефтяные районы, такие как Северное море и Мексиканский залив. Эмбарго также способствовало началу разработки гигантского месторождения Прадхо-Бей на Аляске с начальными запасами нефти, превышающими 1,3 млрд тонн (9,5 млрд баррелей).
Постепенно позиции ОПЕК были ослаблены.
В 1980-е годы цена на нефть постоянно снижалась. Если в 1981 году она достигала 40 долларов за баррель, то уже через пять лет ее уровень приблизился к 10 долларам за баррель. Президент Ирака Саддам Хусейн призывал ОПЕК повысить отпускную цену, что стало поводом для войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах. Вторжение Ирака в Кувейт и последовавший за этим Персидский кризис лишили ОПЕК единства и сказались на нефтяных ценах, которые выросли до 30 долларов за баррель. Как только страх недостатка нефти, вызванный этими военными конфликтами, рассеялся, цены устремились вниз. В 1998 году страны ОПЕК сняли всяческие ограничения на добычу и экспорт, что не замедлило сказаться на состоянии рынков – цены опять опустились ниже 10 долларов за баррель.
Чтобы решить проблему, было предложено снизить добычу «черного золота» – эту инициативу приписывают президенту Венесуэлы Уго Чавесу. В 2000 году Чавес собрал саммит глав государств-членов ОПЕК в первый раз за 25 лет. Однако террористические атаки 11 сентября 2001 года в США, а также вторжения в Афганистан и Ирак вызвали резкий подъем цен на нефть, который позволил намного превысить показатели, которых хотели добиться члены ОПЕК.
Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК встречаются дважды в год, чтобы оценить состояние международного рынка нефти, принять решения о необходимых действиях, направленных на стабилизацию рынка, и сделать прогнозы на будущее. Объемы добычи, которые меняются в соответствии с динамикой спроса на рынке, принимаются на конференциях ОПЕК.
Сегодня члены организации контролируют примерно две трети разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК обеспечивает 40% мировой добычи и половину мирового экспорта этого драгоценного сырья. Организация координирует политику нефтедобычи и мировое ценообразование на сырую нефть, а также устанавливает квоты на объемы производства нефти. И несмотря на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она по-прежнему остается одним из наиболее влиятельных мировых игроков в нефтяной отрасли, определяющих ее дальнейшее развитие.
ОПЕК - это организация государств, экспортирующих нефть (от англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries).
Данная структура является международной межправительственной организацией. Она была создана государствами, в которых добывается нефть для того, чтобы стабилизировать стоимость нефти. В организацию входят государства, экономика которых зависит от прибыли с экспорта «черного золота».
Создание ОПЕК
Для борьбы с нефтяными мо¬нополиями, развивающиеся государства, которые занимаются экспортом нефти, решили, что нужно объединить свои силы и начать активную борьбу. Таким образом, в 1960 году в Багдаде основные экспортеры жидкого топлива на мировом рынке — Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия — стали основателями Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК зарегистрировали в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года согласно резолюции ООН №6363.
Образование ОПЕК стало возможным благодаря идее Венесуэлы, которая в то время являлась наиболее развитой из всех —нефтедобывающих государств. И именно в этой стране длительно эксплуатировались нефтяные монополии. Осознание срочной необходимости координации усилий против нефтяных монополий возникало и на территории Ближнего Востока. Об этом говорит ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики, которое было подписано в 1953 году, а также собрание Лиги арабских стран в 1959 году, которое было посвящено нефтяным проблемам. На это собрание приехали и представители Венесуэлы.
Первый устав утвердили в рамках 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. Однако через четыре года устав полностью пересмотрели. Но и после этого в устав часто вносили многочисленные изменения и дополнения. На сегодняшний день на долю ОПЕК приходится примерно 40% мировой добычи нефти. Первая штаб квартира ОПЕК была расположена в Женеве (Швейцария), однако позже переехала в Вену (Австрия).
Еще одним стимулом к формированию ассоциации экспортеров нефти послужило очередное падение справочной стоимости в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также учреждение ограничений на импорт нефти в Соединенные Штаты.
Сегодня организация ОПЕК состоит из 14 стран: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960 г.), Ангола, Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.), Экваториальная Гвинея. Раньше к ОПЕК принадлежали Габон и Эквадор, однако они решили прекратить членство в этой организации. Часто люди думают, что Россия также является членом ОПЕК, однако это неправда. Россия не состоит в списке государств-членов организации, однако обязательно на всех заседаниях организации.
Членом ОПЕК может стать любое государство, которое экспортирует много нефти и придерживается тех же идеалов, которым следует организация.
Для чего создана ОПЕК
К главным целям создания такой организации можно отнести:
- координация и унификация нефтяной политики стран, которые являются членами организации
- выявление самых действенных индивидуальных и коллективных методов защиты интересов таких стран
- гарантия стабильной стоимости черного золота на мировом рынке нефти
- стабильные доходы государств-производителей нефти
- эффективное, рентабельное и регулярное снабжение государств-потребителей
- справедливые доходы от вложений в нефтяную промышленность
- охрана окружающей среды в интересах живущих и будущих поколений.
Структура организации
Организация стран экспортеров нефти имеет в качестве основного управляющего органа картеля — Конференцию стран-участниц, созываемую дважды в год. На конференции решаются такие проблемы:
- прием новых членов
- формирование состава Совета управляющих
- объем бюджета и финансовая отчётность
- выборы председателя Совета управляющих, генсекретаря, а также его замов и ревизора.
Совет управляющих занимается разработкой вопросы для Конференции, управляет деятельностью Секретариата, который представляет собой постоянный действующий орган.Секретариат осуществляет мониторинг и составляет инициативы для Совета управляющих и Конференции, контроль выполнения утвержденных постановлений, занимается составлением проектов ежегодных бюджетов ОПЕК.
В начале 80-х годов были введены фьючерсы на нефть, вследствие этого финансовый рынок начал оказывать колоссальное давление на формирование стоимости нефти. Стоит отметить, что в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже появились позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, а в 2011 году их число достигало 365 млрд. баррелей, что в 12 раз превышает объем мировой добычи нефти в 2010 году.
Члены ОПЕК в процессе принятия любых постановлений об изменении квот на добычу нефти для корректировки мировых цен, в действительности только определяют желательное направление для движения мировых цен. Участники финансовых рынков, в особенности «спекулянты», оказывают активное содействие, а также используют в своих целях колебания стоимости нефти, чем существенно искажают эффект, на который направлены мероприятия ОПЕК.
Россия и ОПЕК
В 1998 году Россия стала наблюдателем в ОПЕК.
С этого года представители России принимают участие в сессиях Конференции ОПЕК. Кроме этого российские эксперты присутствуют на совещаниях специалистов и прочих мероприятиях организации вместе с представителями государств, не входящих в нее. Проводятся частые встречи российских министров с руководством ОПЕК и партнерами из государств ОПЕК.
Россия является инициатором организации регулярного Энергодиалога Россия-ОПЕК, подписания Соглашения (Меморандума) об Энергодиалоге. Уполномоченным представителем от России в данном мероприятии является Министерство энергетики Российской Федерации.
Эксперты отмечают существенное влияние России на политику организации. В результате опасений того, что Россия нарастит свой объем на рынке, ОПЕК не хочет уменьшать объемы добычи, если Россия их тоже не снижает. Данная ситуация - главное препятствие к восстановлению мировой стоимости нефти. Два года назад России предложили стать членом ОПЕК, однако она отказалась.
добыча нефти, ОПЕК, экспорт нефти, экспортеры нефти, стоимость нефти, цены на нефть, OPEC
Рубрика:Страны, входящие в ОПЕК
The Organization of the Petroleum Exporting Countries на Викискладе
Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.
Цели организации
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть , обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль .
Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.
Структура организации
Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.
Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы .
История
1960-е годы
Организация стран - экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана , Ирака , Кувейта , Саудовской Аравии и Венесуэлы .
Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний , так называемые «Семь сестёр »: Exxon , Royal Dutch Shell , Texaco , Chevron , Mobil , Gulf Oil и British Petroleum . ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть , исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам .
Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен . ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве , а с 1 сентября 1965 года - в Вене .
В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.
В течение 1960-х годов количество стран - членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).
B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация . B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH , стала участником Конференции OOH по торговле и развитию .
1970-е годы
В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран - членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.
В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть . Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.
ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.
В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).
21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом . В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности .
1980-е годы
В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.
Доля стран - членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран - членов организации.
Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран - членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран - членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК . В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.
1990-е годы
Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990-1991 года . Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998-1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации , революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.
В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.
В начале декабря 2018 года власти Катара решили выйти ОПЕК и целиком сосредоточиться на добыче природного газа и производстве сжиженного газа .
«Корзина» ОПЕК
Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).
Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель , зарегистрированная 3 июля 2008 года.
В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор). В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.
Квоты ОПЕК
Страна | Квота (01/07/05) | Добыча (03/16) | Добыча (05/16) | Добыча (06/16) | Возможность добычи |
---|---|---|---|---|---|
Алжир Алжир | 894 | 1084 | 1 080 | 1 085 | 1 430 |
Ангола Ангола | 1 900 | 1 776 | 1 773 | 1 773 | 1 700 |
Индонезия Индонезия | - | нет данных | |||
Иран Иран | 4 110 | 3 291 | 3 562 | 3 644 | 3 750 |
Ирак Ирак | 4 189 | 4 281 | 4 217 | ||
Кувейт Кувейт | 2 247 | 2 772 | 2 740 | 2 800 | 2 600 |
Ливия Ливия | 1 500 | 345 | 296 | 332 | 1 700 |
Нигерия Нигерия | 2 306 | 1 722 | 1 424 | 1 523 | 2 250 |
Катар Катар | 726 | 664 | 659 | 662 | 850 |
Саудовская Аравия Саудовская Аравия | 10 099 | 10 120 | 10 241 | 10 308 | 10 500 |
ОАЭ ОАЭ | 2 444 | 2 682 | 2 826 | 2 914 | 2 600 |
Венесуэла Венесуэла | 3 225 | 2 320 | 2 188 | 2 095 | 2 450 |
Всего | 31 422 | 32 251 | 32 361 | 32 643 | 32 230 |
Алжир | Ангола | Эквадор | Иран | Ирак | Кувейт | Ливия | Нигерия | Катар | Саудовская Аравия | ОАЭ | Венесуэла | Итого: | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население (млн человек) | 36,30 | 19,05 | 14,31 | 75,35 | 32,44 | 3,57 | 6,56 | 159,64 | 1,70 | 26,11 | 4,74 | 28,95 | 408,72 |
Площадь (1000 км²) | 2 382 | 1 247 | 281 | 1 648 | 438 | 18 | 1 760 | 924 | 11 | 2 150 | 84 | 916 | 11859 |
Плотность населения (жителей на км²) | 15 | 15 | 51 | 46 | 74 | 198 | 4 | 173 | 155 | 12 | 56 | 32 | 34,47 |
ВВП на душу населения (долл.) | 4 488 | 4 478 | 3 984 | 4 741 | 3 881 | 36 820 | 11 314 | 1 213 | 75 643 | 16 996 | 56 812 | 10 223 | - |
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) | 162,92 | 85,31 | 57,00 | 357,22 | 125,90 | 131,32 | 74,23 | 193,67 | 128,59 | 443,69 | 269,10 | 295,96 | 2 324,91 |
Стоимость экспорта (млрд долл.) | 57,80 | 49,26 | 17,37 | 83,79 | 52,08 | 65,98 | 46,31 | 70,58 | 72,05 | 235,34 | 198,36 | 65,79 | 1 014,71 |
Экспорт нефти (млрд долл.) | 38,30 | 47,24 | 9,65 | 71,57 | 51,15 | 61,67 | 41,87 | 61,80 | 29,28 | 196,19 | 74,03 | 62,32 | 745,07 |
Сальдо платежного баланса (млрд долл.) | 15,10 | −1,04 | −0,43 | 21,56 | 6,90 | 43,14 | 16,16 | 7,83 | 38,79 | 23,27 | 14,38 | 8,56 | - |
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) | 12,20 | 9,50 | 7,21 | 151,17 | 143,10 | 101,50 | 47,10 | 37,20 | 25,38 | 264,52 | 296,50 | 211,17 | - |
Добыча нефти (1000 б/д) | 1 190 | 1 691 | 476 | 3 544 | 2 358 | 2 312 | 1 487 | 2 048 | 733 | 8 166 | 2 324 | 2 854 | 29 213 |
НПЗ мощности (1000 б/д) | 652 | 39 | 188 | 1 741 | 800 | 936 | 380 | 445 | 80 | 2 109 | 466 | 982 | 8 818 |
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) | 631,5 | 47,0 | 185,1 | 1 743,3 | 513,2 | 892,7 | 545,8 | 249,4 | 133,0 | 1 914,0 | 355,4 | 1 414,8 | 8625,2 |
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) | 338 | 110 | 220 | 1 775 | 566 | 260 | 299 | 259 | 116 | 1 436 | 238 | 675 | 6 282 |
Экспорт нефти (1000 б/д) | 709 | 1 683 | 340 | 2 583 | 1 890 | 1 430 | 1 118 | 2 464 | 586 | 6 644 | 2 103 | 1 562 | 23 112 |
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) | 314,1 | 7,5 | 28,1 | 370,6 | 5,0 | 631,6 | 48,3 | 23,1 | 321,6 | 950,9 | 187,9 | 751,1 | 3 639,8 |
Россия и ОПЕК
Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть .
В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем .
Проблемы ОПЕК
ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами» . Для других стран-членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.
Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.
Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о
Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:
- Международных организаций;
- Международных советов;
- Международных консультативных комитетов;
- Международных исследовательских групп (МИГ).
Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .
В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.
Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.
Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.
Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.
Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.
Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.
Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.
В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.
ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.
ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.
В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.
Целью ОПЕК являются:
· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.
Организационная структура ОПЕК
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.
Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.
Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.
Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.
Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.
Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
Фонд международного развития ОПЕК
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.
Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.
На сегодняшний день в мире действует более четырех тысяч международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Одна из таких крупнейших организаций, название которой сегодня у всех на слуху, - это Организация стран - экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращенно ОПЕК, англ. OPEC).
Организация, также называемая картелем, создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. История ее берет начало с 10-14 сентября 1960 году, с Багдадской конференции, когда была создана ОПЕК с целью координации нефтяной политики государств-членов и, что самое главное, в особенности обеспечения стабильности мировых цен на нефть.
История ОПЕК
Сначала перед странами, образующими ОПЕК, ставилась задача увеличений концессионных платежей, однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов.
В то время мировую нефтедобычу практически контролировали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестер». Полностью господствуя на рынке, картель не намеревался считаться с мнением нефтедобывающих стран, и в августе 1960-го он до предела снизил закупочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для стран этого района означало многомиллионные потери за кратчайшие сроки. И вследствие этого пять развивающихся нефтедобывающих стран – Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – взяли инициативы в свои руки. Точнее сказать, инициатором рождения организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует несколько фактов, в том числе и Ирако-Саудовское соглашение 1953-е года о согласовании Нефтяной политики и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.
В дальнейшем число стран, входящих в ОПЕК, увеличилось. К ним прибавились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (1975). Однако в течение времени состав ОПЕК менялся неоднократно. В 90-х годах Габон покинул организацию, а Эквадор приостановил свое членство. В 2007-м к картелю присоединилась Ангола, вновь вернулся Эквадор, а с января 2009 свое членство приостановила Индонезия, так как стала страной-импортером нефти. В 2008 году Россия заявила о своей готовности стать постоянным наблюдателем в Организации.
Сегодня любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая свои аналогичные интересы в этой области, может также стать полноправным членом организации, при том условии, что ее кандидатура будет одобрена большинством голосов (3/4), включая голоса всех членов-учредителей.
В 1962 году, в ноябре, Организация стран – экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве полноправной межправительственной организации. А спустя всего пять лет после основания, она уже установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.
Таким образом, сегодня страны ОПЕК – это объединившиеся 12 нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Штаб-квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).
Экономический успех государств-членов ОПЕК имел огромное идеологическое значение. Казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться переломного этапа в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Чувствуя себя представителем «третьего мира», в 1976 году картель организовывает Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий поддержку развивающимся странам, не входящим в Организацию стран – экспортеров нефти.
Успешный опыт этого объединения предприятий сподвигнул другие страны «третьего мира», экспортирующие сырье, попытаться скоординировать свои действия для повышения доходов аналогичным способом. Однако эти попытки оказывались малорезультатными, так как на другие сырьевые товары спрос был не так высок, как на «черное золото».
Хоть вторая половина 1970-х годов и стала пиком экономического процветания ОПЕК, но этот успех оказался не очень устойчивым. Практически через десятилетие мировые цены на нефть упали почти вдвое, тем самым резко сократив доходы стран картеля от нефтедолларов.
Цели и структура ОПЕК
Доказанные запасы нефти стран, выходящих в ОПЕК, сегодня в настоящий момент составляют 1 199,71 миллиарда баррелей. Страны ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти, что составляет 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота». На их долю приходится добыча около 29 млн. баррелей нефти, или около 44% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. По оценкам генерального секретаря организации, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.
Несмотря на то, что ОПЕК производит всего 44% от объемов мировой добычи нефти, она оказывает огромное влияние на нефтяной рынок.
Говоря о серьезной деятели картеля, нельзя не упомянуть и об его целях. Одна из основных – это обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Еще одна немаловажная задача организации состоит в том, чтобы координировать и унифицировать нефтяную политику государств-членов, а также определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. К целям картеля можно отнести и охрану окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
Коротко говоря, союз нефтедобывающих стран единым фронтом защищают свои экономические интересы. По сути, именно ОПЕК дала старт межгосударственному регулированию нефтяного рынка.
Структура картеля состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом организации является Конференция министров нефти стран, входящих в ОПЕК, которая созывается не реже двух раз в год, как правило, в штаб-квартире в Вене. На ней определяются ключевые направления политики картеля, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, в том числе и по бюджету. Конференция формирует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики), она же назначает генерального секретаря организации, являющимся высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. С 2007 года им является Абдалла Салем аль-Бадри.
Характеристика экономики стран ОПЕК
Большинство государств Организации стран – экспортеров нефти находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности.
Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти в мире – 25% мировых запасов «черного золота», - вследствие этого основу ее экономики составляет экспорт нефти. Экспорт нефти приносит в государственную казну 90% экспортных доходов государства, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП.
50% ВВП Кувейта обеспечивает именно добыча «черного золота», его доля в экспорте страны составляет 90%. Недры Ирака богаты крупнейшими запасами этого сырья. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Почетное место в списке самых нефтеносных стран занимает Иран. Он обладает запасом нефти, которое оценивается в 18 млрд тонн и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Экономика этой страны также связана с нефтяной отраслью.
Еще одна страна ОПЕК – Алжир, основу экономики которой составляют нефть и газ. Они дают 30% ВВП, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти Алжир занимает 15-е место в мире и на 11-ом месте по ее экспорту.
Экономика Анголы также базируется на добыче и экспорте нефти – 85% ВВП. Именно благодаря «черному золоту», экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары.
Боливарская Республика Венесуэла пополняет свой бюджет также за счет добычи нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части республиканского бюджета и около 30% ВВП. Значительная часть нефти, добываемая в Венесуэле, экспортируется в США.
Таким образом, как уже говорилось, все двенадцать стран члены ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Наверное, единственная страна член картеля, получающая выгоду не только от нефтяной промышленности – это Индонезия, государственный бюджет которой пополняется за счет туризма, продажи газа и других сырьевых материалов. Для других же уровень зависимости от экспорта нефти колеблется в пределах от самого низкого – 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами, до самого высоко – 97% - в Нигерии.
Проблемы развития стран членов ОПЕК
Казалось бы, союз крупнейших экспортеров нефти, держащий под контролем 2/3 мировых запасов «черного золота», должен развиваться в геометрической прогрессии. Однако не все так просто. Навскидку можно назвать около четырех причин, тормозящих развитие картеля. Одна из таких причин – Организация объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Интересный факт: страны ОПЕК воевали друг с другом. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском заливе. После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность страны экспортировать нефть, что привело к еще большей неустойчивости цен на «черное золото», вывозимое из картеля. К этой же причине можно отнести и тот факт, что, например, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, но они обладают крупнейшими запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. А для других стран Организации, например, Нигерии, характерны высокая численность населения и крайняя нищета, и им приходится осуществлять дорогостоящие программы экономического развития, и поэтому имеют огромную внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в результате политических событий в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.
Сегодня нестабильная политическая обстановка по крайней мере в 7 из 12 стран-членов картеля является серьезной проблемой ОПЕК. Гражданская война в Ливии существенно нарушила налаженный ход работы на нефтегазовых месторождениях страны. События Арабской весны отразились на нормальной работе на территории многих стран Ближневосточного региона. По данным ООН, апрель 2013 года побил рекорды по количеству убитых и раненых в Ираке людей за последние 5 лет. После смерти Уго Чавеса нельзя назвать стабильной и спокойной обстановку и в Венесуэле.
Главной в списке проблем можно назвать компенсацию технологической отсталости членов ОПЕК от ведущих стран мира. Как бы это странно не звучало, но к моменту образования картеля, входящих в его состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Избавиться от этого можно было только путем ускоренной индустриализации и урбанизации, и соответственно, внедрение новых технологий в производство и жизнь людей не прошло бесследно. Здесь же можно сразу указать еще одну, третью, проблему – нехватка квалификации у национальных кадров. Все это взаимосвязано – отсталые в развитии страны не могли похвастаться высококвалифицированными специалистами, работники в государствах оказались неподготовленными к современным технологиям и оборудованию. Так как местные кадры не могли обслуживать технику, которая была установлена на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, руководство в срочном порядке пришлось привлекать к работе иностранных специалистов, что, в свою очередь, создало ряд новых трудностей.
И четвертая преграда, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Тем не менее, эта банальная причина существенно притормаживала движение. «Куда деть деньги?», - такой вопрос встал перед странами ОПЕК, когда в страны хлынул поток нефтедолларов. Руководители стран не смогли разумно распорядиться обрушившимся богатством, поэтому затевали различные бессмысленные проекты, например, «стройки века», которые никак нельзя назвать разумным вложение капитала. Понадобилось некоторое время, чтобы эйфория поутихла, потому что цены на нефть начали падать, и доход, поступаемый в государственную казну, снизился. Пришлось расходовать средства более разумно и грамотно.
В результате влияния перечисленных факторов, ОПЕК потеряла роль главного регулятора мировых цен на нефть и стала лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.
Перспективы развития ОПЕК
Перспектива развития Организации на сегодняшний день остается неопределенной. Эксперты и аналитики в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считает, что картелю удалось преодолеть кризис второй половины 1980 - начала 1990-х годов. Конечно же, речь не идет о том, чтобы вернуть прежнюю экономическую мощь, как в 70-е годы, однако в целом картина достаточно благоприятная, есть необходимые возможности для развития.
Вторые же склонятся к тому мнению, что странам картеля вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику.
Среди стран Организации, даже самых богатых нефтью, нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. В качестве показателя их относительной неразвитости и отсталости можно привести тот факт, что во всех странах до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Уровень жизни в Ливии, Венесуэле и Иране примерно схож с российским уровнем. Все это можно назвать закономерным результатом неразумности: обильные запасы нефти провоцируют борьбу, но не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией природных богатств. Но с другой стороны, можно назвать страны, где ресурсы эксплуатируются достаточно эффективно. Примерами могут послужить Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где текущие доходы от сырья не только разбазариваются на ветер, но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).
Несколько факторов неопределенности перспектив Организации стран – экспортеров нефти, такие, например, как неясностью путей развития мировой энергетики, могут в значительной мере ослабить картель, поэтому однозначных выводов никто не берется делать.
Запасы нефти в странах мира (в млрд. баррелей, по состоянию на 2012 год)