История о том как истребили. Как американцы истребили индейцев
Хочу рассказать вам об одном поучительном эпизоде в истории США. С самого начала колонизации Америки существовала серьезная проблема – индейские племена, которые были достаточно воинственны и были категорически не согласны с утверждением «Америка должна быть белой». Сейчас мы воспринимаем индейцев как полудиких людей, которые со своими луками не представляли серьезной угрозы для вооруженных винтовками американцев. Но это было не совсем так, вернее совсем не так.
Представьте себя на месте американского лейтенанта в начале 19 века. Страна образовалась чуть более 20 лет назад, денег у страны по причине молодости нет, белых людей на всем континенте не более 4 миллионов человек, включая стариков, женщин и детей. Американская армия скорее напоминает ополчение, чем современную европейскую армию. Несмотря на то, что белое население полностью контролирует большую часть восточного побережья, мало кто себе представляет что происходит на Среднем Западе.
И вот вас, молодого лейтенанта, с отрядом в 1000 человек посылают вместе с другими небольшими отрядами на покорение огромной территории, населенной индейцами, которые настроены далеко не дружественно. Да, у ваших солдат есть ружья, но у вас нет танков, джипиэс еще не изобрели, связь с командованием весьма проблематична, а против вас – тысячи, миллионы индейцев, которые сегодня находятся на одном месте, а завтра они у вас в тылу, ночью они могут неожиданно напасть. Они достаточно организованны, они быстро научились использовать лошадей, они поняли, что значит ваше оружие. И не стоит недооценивать их луки, что может ваша винтовка против 50 лучников?
Попробуйте просто оценить масштаб и сложность задачи. Возьмите для примера современную войну в Афганистане, если современные американцы с их реактивными истребителями и крылатыми ракетами не могут контролировать маленький отсталый Афганистан, что могли их деды сделать с индейцами и с этой огромной территорией? Как они вообще смогли не только победить индейцев, но и взять их территорию под контроль?
Дело в том, что раньше американцы были более мужественными и честными, если так можно выразиться. Если уж они начали войну, то они довели ее до конца, используя любые методы. Американцы поняли, что с их жалкой армией они не смогут убить всех индейцев. Они также поняли, что индейцев можно победить, но невозможно контролировать. Да и как можно контролировать врага, если он завтра же свернет все свои жилища и переместится бог знает куда. Иными словами, американцы поняли, что бесполезно рубить ветки индейского дерева, поскольку завтра вырастут новые и что единственный способ победить – это подрубить корни.
Корнями индейцев были бизоны. Их мясом они питались, из их шкур строили дома, из их костей делали стрелы. Нет бизонов – нет индейцев, простая логика, услышав которую, Макиавелли обнялся бы с Сунь Цзы от радости. Поэтому, американцы, среди которых тогда совсем не было сердоболов приняли простое решение – истребить всех бизонов.
И вот, начиная с 30–х годов XIX века, американцы начали масштабную кампанию по истреблению бизонов, которая сейчас бы заставила американскую организацию Гринпис немедленно лопнуть от негодования.
Результаты были восхитительные для американцев, но печальные для бизонов – уже через 50 лет истребления популяция бизонов сократилась с 75 миллионов голов до нескольких сотен. Вместе с этим, популяция индейцев также сократилась с миллионов до сотен тысяч. А те выжившие индейцы были вынуждены вести более оседлый образ жизни, что позволило американцам окончательно подчинить всех индейцев. Нет бизонов – нет индейцев. Нет индейцев – нет проблем.
К чему я это все написал? Если история нас чему то и учит, то американцам неплохо было изучить свою историю и наконец понять, что единственный способ подчинить себе Афганистан – это уничтожить все маковые поля. Нет мака – нет афганцев, нет афганцев – нет проблем.
Мифы большинства народов мира содержат образы могучих врагов - от величественных титанов до сказочных огров-людоедов. На самой заре своей осмысленной истории наши предки выдержали несколько тысяч лет войны с очень похожим и совершенно реальным противником - грозными неандертальцами.
Как рассказывает Warhammer 40000, четыреста веков спустя человечество не ждёт ничего хорошего. В далёком будущем только война, гримдарк, геноцид, взаимное истребление и прочие неисчислимые ужасы.
Будем надеяться, что это лишь творческое преувеличение. А вот 40 тысяч лет тому назад наши предки действительно пережили что-то подобное. Были в ту эпоху и тысячелетние войны, и гримдарк и геноцид, и взаимное истребление.
Ареной драмы был странный и непривычный мир великого Вюрмского ледника. Десятки тысяч лет от Ирландии до Каспия проходила граница вечного льда - гигантского панциря, достигавшего в северных областях толщины в пару километров. Южнее располагалась бескрайняя мамонтовая степь с редкими перелесками. Нечто похожее можно увидеть в Новой Зеландии или некоторых местах азиатского континента, где в одном пейзаже соседствуют степная равнина и покрытые снегом горы.
По этим степям бродили гигантские стада мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов и прочих крупных животных. А за ними кочевали охотники-неандертальцы (или палеоантропы). Примерно 130 тысяч лет назад они безраздельно господствовали в Европе.
Всего между ледником и Средиземным морем маленькими семейными группами по 10-15 человек жили около 150 тысяч неандертальцев. Никаких племён - лишь отдельные роды. Которые, похоже, особо и не общались между собой: практически все найденные орудия труда и прочие артефакты неандертальцев отличаются друг от друга и сделаны из разных материалов, характерных для конкретной местности.
Аш назг барук кхазад!
На взгляд современного человека, неандертальцы выглядели как смесь орка и гнома. Покатый лоб, массивные надбровные дуги и «обезьянья» нижняя челюсть, сильно выдвинутая вперёд. Ниже среднего роста, зато очень крепкого телосложения: мышечная масса палеоантропа была на 30-40% больше, чем у наших предков.
У неандертальцев царило гендерное равноправие. Их могучие женщины охотились на крупную дичь наравне с мужчинами. И наравне с ними же погибали в схватках с мамонтами, буйволами, пещерными медведями и саблезубыми тиграми.
Человек неандертальский знал огонь, умел делать костяные рубила, хоронил своих мёртвых. Но его культура практически не развивалась и не менялась. На протяжении десятков тысяч лет во всей Европе и за её пределами первобытные люди использовали одни и те же орудия и технологии. Не поколебало эту стабильность даже извержение супервулкана Тоба 70 тысяч лет назад.
Впрочем, глобальные изменения в образе жизни и культуре наших прямых предков произошли лишь 45 000 лет назад. А до этого рубежа они пользовались примерно тем же комплектом орудий, что и неандертальцы, с унылой стабильностью. Десятки тысяч лет - тысячи поколений - одно и то же, практически без изменений. Поймал, сожрал, поспал. Повторить.
На Ближнем Востоке наши предки и неандертальцы соседствовали несколько десятков тысяч лет. Периодически выгоняя друг друга с охотничьих угодий, из облюбованных пещер и без зазрения совести пожирая не успевших убежать. Преимущества не имел никто.
Болтун - находка для прогресса
45 тысяч лет назад в среде наших предков вспыхнула технологическая и культурная революция. В считанные тысячи лет примитивные каменные инструменты сменились тонкими изящными лезвиями, обработанными гораздо лучше. Появились орудия и музыкальные инструменты из кости и рога. Возникли татуировки, статуэтки «венер», рисунки на стенах пещер и украшения в одежде. С этого времени наших предков называют кроманьонцами.
Немало учёных связывают этот эволюционный скачок с одним из самых фундаментальных прорывов в истории нашего вида: кроманьонцы додумались до речи. «Ых» и «Ух» были заменены на первые примитивные языки. Стало возможным накапливать и передавать знания.
Помимо всего прочего, речь дала потрясающее военное превосходство.
Вместо мычания и тыканья пальцем стало можно сказать что-то вроде: «Ух-Ых, лезь на дерево и кидай в них каменюки». А это уже сложные тактические решения!
Изменилась и социальная структура. Отдельные семейные группы начали сменяться родовыми общинами. Возникли первые временные поселения из землянок и хижин.
Потом кроманьонцы за пару тысяч лет вырезали и съели своих соседей-неандертальцев на Ближнем Востоке и ворвались в Европу.
Порядок бьёт класс
«Один араб легко убьёт одного француза. Десяток арабов и десяток французов имеют равные шансы. Сто французов легко победят сотню арабов», - говорили во Франции в XIX веке.
В случае неандертальцев и кроманьонцев ситуация была примерно той же. Каждый палеоантроп вне зависимости от пола по человеческим меркам был непобедимым богатырём и «качком». Удар его руки даже без дубины мог иметь жуткие последствия.
А ведь пользовались они не только дубинами, но и копьями. С толстыми древками длиной до трёх метров! Вероятно, свои копья и булыжники неандертальцы метали с той же сокрушающей силой.
Человек неандертальский плохо бегал, но был гораздо выносливее кроманьонца. И выживал при более многочисленных и тяжёлых ранениях. В бою один на один кроманьонец, скорее всего, был обречён.
Вот только неандертальцы так и не пошли по пути кроманьонцев. Они не сумели совершить той же революции и по старинке жили малыми семейными группами. Вероятно, говорить они так и не научились. Среди причин, по мнению ряда учёных, есть и сугубо анатомические: от устройства связок, резко уменьшавших число произносимых звуков, до более примитивного мозжечка, который значительно снижал способности к учёбе и творчеству.
В результате кроманьонцы были физически слабее, но их было гораздо больше. Разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами - а также появление сложных, массовых охотничьих тактик - позволило им получать с тех же ландшафтов гораздо больше еды. И потому на пять-десять взрослых неандертальцев выходило два-три десятка кроманьонцев, быстро научившихся окружать, обходить с тыла, убегать от могучих, но медлительных врагов, уворачиваться от массивных булыжников.
Война тянулась от двух до пяти тысячелетий. И апофеоз пришёлся на те самые 40 тысяч лет назад.
Кроманьонцы шли вперёд, вырезали и пожирали семьи неандертальцев. Те упорно дрались, заставляя врага платить кровью за каждый квадратный километр мамонтовой степи и каждую пещеру. Вполне возможно, что за каждого убитого палеоантропа кроманьонцам приходилось терять несколько жизней. Иначе управились бы быстрее.
Это была бесконечная и беспощадная взаимная резня, длившаяся сотни поколений без остановки. В остатках очагов наших предков нередки обглоданные кости неандертальцев. А на местах обедов палеоантропов упокоились останки многих кроманьонцев со следами острых резцов.
Оба вида первобытных людей при случае и соплеменников ели за милую душу, а уж друг друга и подавно.
Не только гастрономический интерес
Кроманьонцы за несколько тысяч лет перебили и съели всех неандертальцев. Некоторые палеоантропы явно пытались напрячь мозг и понять, как же этим пришельцам удаётся быть такими хитрыми. В слоях того времени археологи находят так называемые шательперонские орудия. Судя по всему, изготовленные неандертальцами, но больше похожие на грубые попытки повторить материальную культуру кроманьонцев. А быть может, это следы материальной культуры семей‑полукровок.
Потому что в 2010 году генетики установили: кровь неандертальцев всё же течёт в наших венах. Отношения двух видов не сводились исключительно к вопросам борьбы за земли или взаимным кулинарным экспериментам. И судя по всему, такие отношения - добровольные и нет - были достаточно распространённым явлением.
Ведь генов самых древних европейцев в нас немного - 3-5%. Но зато они есть у подавляющего большинства наших современников. От марокканцев и до индейцев Патагонии. Нет их лишь у обитателей Транссахарской Африки, чьи предки не ходили за Синай.
Наследие съеденной расы
Вполне возможно, что память об этой долгой резне отпечаталась в исторической памяти человека. Наше воображение до сих пор бередят, с одной стороны, образы могучих и свирепых великанов-людоедов, а с другой - всепожирающих орд мелких, но хитрых и опасных пришельцев.
Мне лично очень симпатична народная теория, что рыжеволосость или свойственная кельтам свирепость - это то самое наследие неандертальцев. Тем более, что рыжих и кельтов больше всего как раз в Западной Европе.
Может оно и так, вот только генетики говорят: у азиатских народов неандертальского наследия больше. И какой-нибудь японский геймер оказывается ближе к суровым неандертальцам, чем брутальный шотландец с роскошной рыжей бородой.
А ещё недавние исследования вроде как говорят, что человек неандертальский подложил победителям изрядную генетическую свинью. Прямо-таки саблезубую.
Целый ряд генов, отвечающих за всяческие неприятные явления - от склонности к психозам и до болезней кожи - относятся именно к фрагментам неандертальской ДНК. Они же отвечают за депрессии и даже за склонность к курению.
Так что если вы мрачны и раздражительны, да ещё и не можете обойтись без пачки сигарет в день, то можете гордиться. В ваших генах явно немало наследия древних грозных обитателей Европы.
Но это не повод кушать печень налогового инспектора с бобами и кьянти. Всё же у нас тут несколько более цивилизованные времена.
АЛЕКСЕЙ КОСТЕНКОВ
Как англичане истребили тасманийцев June 5th, 2013
…Имеем ли мы дело с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми?
Олдфилд, 1865
Единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение.
Г. Дж. Уэллс, 1902
Одной из позорнейших страниц истории английской колониальной экспансии является истребление туземного населения о. Тасмании.,
Британские поселенцы в Австралии, и особенно на Тасмании, ради собственного процветания систематически уничтожали коренное население и подрывали основы его жизни. Англичанам «нужны» были все земли туземцев с благоприятными климатическими условиями. «Европейцы могут надеяться на процветание, поскольку… черные скоро исчезнут…
Если отстреливать туземцев так же, как в некоторых странах отстреливают ворон, то численность [туземного] населения со временем должна сильно сократиться», — писал Роберт Нокс в своем «философском исследовании о влиянии расы»». Алан Мурхэд так описывал фатальные изменения, которые постигли Австралию: «В Сиднее дикие племена были заморены. В Тасмании они были поголовно истреблены… поселенцами… и каторжниками… все они жаждали получить землю, и никто из них не собирался позволить черным препятствовать этому.
Однако те мягкие и добросердечные люди, которых за полвека до этого посещал Кук, оказались не столь покорными, как на материке». После того как фермеры отняли землю у коренных жителей (прежде всего на Тасмании, где климат был холоднее), туземцы с копьями в руках попытались оказать сопротивление пришельцам, вооруженным огнестрельным оружием. В ответ англичане организовали на них настоящую охоту. На Тасмании такая охота на людей происходила с санкции британских органов власти: «Окончательное истребление в крупном масштабе могло быть осуществлено только при помощи юстиции и вооруженных сил… Солдаты сорокового полка загоняли туземцев меж двух каменных глыб, расстреливали
всех мужчин, а потом вытаскивали женщин и детей из скальных расселин, чтобы вышибить им мозги» (ISSO). Если туземцы были «нелюбезны [непокладисты]», англичане делали вывод, что единственный выход из создавшейся ситуации - уничтожить их. На туземцев «беспрестанно охотились, их выслеживали, как ланей». Тех, кого удавалось отловить, увозили. В 1835 г. был вывезен последний оставшийся в живых местный житель. Причем эти меры не были секретными, никто не стыдился их, а правительство поддерживало эту политику.
«Итак, началась охота на людей, и с течением времени она становилась все более жестокой. В 1830 г. Тасмания была переведена на военное положение, по всему острову была выстроена цепь вооруженных людей, которые пытались загнать аборигенов в западню. Коренным жителям удалось пробраться сквозь кордон, однако воля к жизни покинула сердца дикарей, страх был сильнее отчаяния…» Феликс Мейнард, врач французского китобойного судна, вспоминал о систематических облавах на туземцев. «Тасманийцы были бесполезны и [ныне] все умерли», - полагал Хэммонд.
* Хэммонд Джон Лоуренс Ле Бретон (1872-1949) - историк и журналист.
Европейцы нашли остров довольно плотно заселенным. Р. Пёх, полагает, что продуктами охоты и собирательства на Тасмании могло существовать около 6000 туземцев. Войны между аборигенами не шли дальше мелких межплеменных распрей. Голодовок, повидимому, не было, по крайней мере европейцы не нашли туземцев истощенными.
Первые европейцы были встречены тасманийцами с величайшим дружелюбием. По свидетельству Кука, тасманийцы из всех виденных им «дикарей» были самыми добродушным и доверчивым народом. «Они не имели свирепого вида, а казались добрыми и весёлыми без недоверчивости к чужестранцам».
Когда в 1803г. на острове было основано первое английское поселение, тасманийцы также отнеслись к колонистам без какой бы то ни было враждебности. Лишь насилия и жестокости европейцев заставили тасманийцев изменить своё отношение к белым. В источниках мы находим многочисленные красочные примеры этих насилий и жестокостей. «Некто, по имени Carrots, — рассказывает Х. Паркер, — убил туземца, у которого хотел увести жену, отрезал ему голову, повесил её, как игрушку, на шее убитого и заставил женщину следовать за собой». Тот же автор сообщает о подвигах одного тюленепромышленника, который «захватил 15 туземных женщин и расселил их по островкам Бассова пролива, чтобы они добывали для него тюленей. Если к его приезду женщины не успевали заготовить положенного количества шкур, он в наказание привязывал виновных к деревьям на 24-36 часов подряд, причем от времени до времени сек их розгами.»
В начале 1820-х годов тасманийцы делают попытки организованного вооруженного сопротивления европейским насильникам и убийцам. Начинается так называемая «черная война» («black war»), скоро превратившаяся в простую охоту англичан за тасманийцами, совершенно беззащитными против огнестрельного оружия белых.
Х. Халл прямо говорит, что «охота за черными была любимым спортом колонистов. Выбирали день и приглашали соседей с их семьями на пикник… после обеда джентльмены брали ружья и собак и, в сопровождении 2-3 слуг из ссыльных, отправлялись в лес искать тасманийцев. Охотники возвращались с триумфом, если им удавалось подстрелить женщину или 1-2 мужчин.
«У одного европейского колониста, — рассказывает Линг Рот, — была банка, в которой он хранил в качестве охотничьих трофеев уши людей, которых ему удавалось убить».
На фото: последние коренные жители Тасмании
«Много черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ города… мужчины сидели вокруг большого костра, в то время как женщины были заняты приготовлением на ужин еды. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых. Один солдат проткнул штыком ребенка, ползавшего около своей убитой матери, и бросил его в огонь». Этот солдат сам рассказывал о своём «подвиге» путешественнику Халлу, и когда последний выразил возмущение его жестокостью, тот с искренним удивлением воскликнул: «Ведь это был только ребенок!»
В 1834 г. всё было закончено. «28 декабря, — рассказывает Э. Реклю, — последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были загнаны на оконечность одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник, Робинсон, получил в награду от правительства имение в 400 га и значительную сумму денег.
Пленных сначала переводили с островка на островок, а потом заключили всех тасманийцев в числе двух сотен в одну болотистую долину о. Флайндерса. В течение 10 лет 3/4 ссыльных перемерли.
В 1869 г. на берегу Устричной бухты, близ Хобарта, умер Уильям Лэнни, последний тасманиец.
В 1860 г. оставалось уже только одиннадцать тасманийцев. В 1876 году умирает последняя тасманийка Труганини, остров оказывается, по выражению английских официальных документов, совершенно «очищенным» от туземцев, если не считать ничтожного количества европеизированных метисов англо-тасманийского происхождения.
«Во время холокоста Тасманию посетил Чарлз Дарвин. Он писал: «Боюсь, нет сомнения, что зло, творящееся здесь, и его последствия - результат бесстыдного поведения некоторых наших земляков». Это еще мягко сказано. То было чудовищное, непростительное преступление… У аборигенов были только две альтернативы: либо сопротивляться и умереть, либо покориться и стать пародией на самих себя», - писал Алан Мурхэд. Польский путешественник граф Стшелецкий,
(* Стшелецкий Эдмунд Павел (1796-1873) - польский натуралист, географ и геолог, исследователь Америки, Океании и Австралии) приехавший в Австралию в конце 1830-х годов, не мог не выразить ужаса от увиденного: «Униженные, подавленные, смятенные… истощенные и прикрытые грязными лохмотьями, они - [когда-то] природные хозяева этой земли - [теперь] скорее призраки былого, чем живые люди; они прозябают здесь в своем меланхолическом существовании, ожидая еще более меланхолического конца». Стшелецкий упоминал также про «освидетельствование одной расой трупа другой - с вердиктом: «Умерла настигнута карой божией»». Истребление туземцев можно было рассматривать как охоту, как спорт, потому что души у них как бы не было.
Правда, христианские миссионеры выступили против представлений об «отсутствии души» у «аборигенов» и спасли жизнь немалому числу последних коренных обитателей Австралии. Тем не
менее, конституция Австралийского Союза, действовавшая уже в послевоенные годы, предписывала (статья 127) «не учитывать аборигенов» при подсчете населения отдельных штатов. Таким образом, конституция отвергала их причастность к роду человеческому. В конце концов, еще в 1865 г. европейцы, столкнувшись с коренными жителями, не были уверены, имеют ли они дело «с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми».
Забота об «этих зверолюдях» есть «преступление против нашей собственной крови», - напоминал в 1943 г. Генрих Гиммлер, говоря о русских, которых следовало подчинить нордической расе господ.
Англичане, совершавшие в Австралии «неслыханное в деле колонизации» (по словам Адольфа Гитлера), не нуждались в подобного рода наставлениях. Так, одно сообщение за 1885 г. гласит:
«Чтобы успокоить ниггеров, им дали нечто потрясающее. Еда [которую им раздавали] наполовину состояла из стрихнина - и никто не избежал своей участи… Владелец Лонг-Лэгун при помощи этой хитрости уничтожил более сотни черных». «В прежние времена в Новом Южном Уэльсе бесполезно было добиваться, чтобы те, кто приглашал в гости черных и давал им отравленное мясо, понесли заслуженное наказание». Некий Винсент Лесина еще в 1901 г. заявил в австралийском парламенте: «Ниггер должен исчезнуть с пути развития белого человека» - так «гласит закон эволюции». «Мы не сознавали, что, убивая черных, нарушаем закон… потому что раньше это практиковалось повсеместно», - так звучал главный аргумент англичан, убивших в 1838 г. двадцать восемь «дружественных» (т. е. мирных) туземцев. До этой резни на Майелл-Крик все акции по истреблению коренных жителей Австралии оставались безнаказанными. Лишь на втором году царствования королевы Виктории за подобное преступление в порядке исключения было повешено семеро англичан (из низших слоев).
Тем не менее в Квинсленде (северная Австралия) в конце XIX в. невинной забавой считалось загнать целую семью «ниггеров» -мужа, жену и детей - в воду к крокодилам… Во время своего пребывания в Северном Квинсленде в 1880-1884 гг., норвежец Карл Лумхольц(*Лумхольц Карл Софус (1851-1922) - норвежский путешественник, натуралист и этнограф, исследователь Австралии, Мексики, Индонезии) слышал такие высказывания: «Черных можно только стрелять - по-другому с ними обращаться нельзя». Один из колонистов заметил, что это «жесткий… но… необходимый принцип». Сам он расстреливал всех мужчин, которых встречал на своих пастбищах, «потому что они суть скотоубийцы, женщин — потому что они порождают скотоубийц, и детей — потому что они [еще] будут скотоубийцами. Они не хотят работать и потому не годятся ни на что, кроме как получить пулю», - жаловались колонисты Лумхольцу.
…Имеем ли мы дело с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми?Олдфилд, 1865
Единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение.Г. Дж. Уэллс, 1902
Одной из позорнейших страниц истории английской колониальной экспансии является истребление туземного населения о. Тасмании.,
Британские поселенцы в Австралии, и особенно на Тасмании, ради собственного процветания систематически уничтожали коренное население и подрывали основы его жизни. Англичанам «нужны» были все земли туземцев с благоприятными климатическими условиями. «Европейцы могут надеяться на процветание, поскольку… черные скоро исчезнут…
Если отстреливать туземцев так же, как в некоторых странах отстреливают ворон, то численность [туземного] населения со временем должна сильно сократиться», — писал Роберт Нокс в своем «философском исследовании о влиянии расы»». Алан Мурхэд так описывал фатальные изменения, которые постигли Австралию: «В Сиднее дикие племена были заморены. В Тасмании они были поголовно истреблены… поселенцами… и каторжниками… все они жаждали получить землю, и никто из них не собирался позволить черным препятствовать этому.
Однако те мягкие и добросердечные люди, которых за полвека до этого посещал Кук, оказались не столь покорными, как на материке». После того как фермеры отняли землю у коренных жителей (прежде всего на Тасмании, где климат был холоднее), туземцы с копьями в руках попытались оказать сопротивление пришельцам, вооруженным огнестрельным оружием. В ответ англичане организовали на них настоящую охоту. На Тасмании такая охота на людей происходила с санкции британских органов власти: «Окончательное истребление в крупном масштабе могло быть осуществлено только при помощи юстиции и вооруженных сил… Солдаты сорокового полка загоняли туземцев меж двух каменных глыб, расстреливали
всех мужчин, а потом вытаскивали женщин и детей из скальных расселин, чтобы вышибить им мозги» (ISSO). Если туземцы были «нелюбезны [непокладисты]», англичане делали вывод, что единственный выход из создавшейся ситуации — уничтожить их. На туземцев «беспрестанно охотились, их выслеживали, как ланей». Тех, кого удавалось отловить, увозили. В 1835 г. был вывезен последний оставшийся в живых местный житель. Причем эти меры не были секретными, никто не стыдился их, а правительство поддерживало эту политику.
«Итак, началась охота на людей, и с течением времени она становилась все более жестокой. В 1830 г. Тасмания была переведена на военное положение, по всему острову была выстроена цепь вооруженных людей, которые пытались загнать аборигенов в западню. Коренным жителям удалось пробраться сквозь кордон, однако воля к жизни покинула сердца дикарей, страх был сильнее отчаяния…» Феликс Мейнард, врач французского китобойного судна, вспоминал о систематических облавах на туземцев. «Тасманийцы были бесполезны и [ныне] все умерли», — полагал Хэммонд.
* Хэммонд Джон Лоуренс Ле Бретон (1872—1949) — историк и журналист.
Европейцы нашли остров довольно плотно заселенным. Р. Пёх, полагает, что продуктами охоты и собирательства на Тасмании могло существовать около 6000 туземцев. Войны между аборигенами не шли дальше мелких межплеменных распрей. Голодовок, повидимому, не было, по крайней мере европейцы не нашли туземцев истощенными.
Первые европейцы были встречены тасманийцами с величайшим дружелюбием. По свидетельству Кука, тасманийцы из всех виденных им «дикарей» были самыми добродушным и доверчивым народом. «Они не имели свирепого вида, а казались добрыми и весёлыми без недоверчивости к чужестранцам».
Когда в 1803г. на острове было основано первое английское поселение, тасманийцы также отнеслись к колонистам без какой бы то ни было враждебности. Лишь насилия и жестокости европейцев заставили тасманийцев изменить своё отношение к белым. В источниках мы находим многочисленные красочные примеры этих насилий и жестокостей. «Некто, по имени Carrots, — рассказывает Х. Паркер, — убил туземца, у которого хотел увести жену, отрезал ему голову, повесил её, как игрушку, на шее убитого и заставил женщину следовать за собой». Тот же автор сообщает о подвигах одного тюленепромышленника, который «захватил 15 туземных женщин и расселил их по островкам Бассова пролива, чтобы они добывали для него тюленей. Если к его приезду женщины не успевали заготовить положенного количества шкур, он в наказание привязывал виновных к деревьям на 24-36 часов подряд, причем от времени до времени сек их розгами.»
В начале 1820-х годов тасманийцы делают попытки организованного вооруженного сопротивления европейским насильникам и убийцам. Начинается так называемая «черная война» («black war»), скоро превратившаяся в простую охоту англичан за тасманийцами, совершенно беззащитными против огнестрельного оружия белых.
Х. Халл прямо говорит, что «охота за черными была любимым спортом колонистов. Выбирали день и приглашали соседей с их семьями на пикник… после обеда джентльмены брали ружья и собак и, в сопровождении 2-3 слуг из ссыльных, отправлялись в лес искать тасманийцев. Охотники возвращались с триумфом, если им удавалось подстрелить женщину или 1-2 мужчин.
«У одного европейского колониста, — рассказывает Линг Рот, — была банка, в которой он хранил в качестве охотничьих трофеев уши людей, которых ему удавалось убить».
На фото: последние коренные жители Тасмании
«Много черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ города… мужчины сидели вокруг большого костра, в то время как женщины были заняты приготовлением на ужин еды. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых. Один солдат проткнул штыком ребенка, ползавшего около своей убитой матери, и бросил его в огонь». Этот солдат сам рассказывал о своём «подвиге» путешественнику Халлу, и когда последний выразил возмущение его жестокостью, тот с искренним удивлением воскликнул: «Ведь это был только ребенок!»
В 1834 г. всё было закончено. «28 декабря, — рассказывает Э. Реклю, — последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были загнаны на оконечность одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник, Робинсон, получил в награду от правительства имение в 400 га и значительную сумму денег.
Пленных сначала переводили с островка на островок, а потом заключили всех тасманийцев в числе двух сотен в одну болотистую долину о. Флайндерса. В течение 10 лет 3/4 ссыльных перемерли.
В 1869 г. на берегу Устричной бухты, близ Хобарта, умер Уильям Лэнни, последний тасманиец.
В 1860 г. оставалось уже только одиннадцать тасманийцев. В 1876 году умирает последняя тасманийка Труганини, остров оказывается, по выражению английских официальных документов, совершенно «очищенным» от туземцев, если не считать ничтожного количества европеизированных метисов англо-тасманийского происхождения.
«Во время холокоста Тасманию посетил Чарлз Дарвин. Он писал: «Боюсь, нет сомнения, что зло, творящееся здесь, и его последствия — результат бесстыдного поведения некоторых наших земляков». Это еще мягко сказано. То было чудовищное, непростительное преступление… У аборигенов были только две альтернативы: либо сопротивляться и умереть, либо покориться и стать пародией на самих себя», — писал Алан Мурхэд. Польский путешественник граф Стшелецкий.
(* Стшелецкий Эдмунд Павел (1796—1873) — польский натуралист, географ и геолог, исследователь Америки, Океании и Австралии) приехавший в Австралию в конце 1830-х годов, не мог не выразить ужаса от увиденного: «Униженные, подавленные, смятенные… истощенные и прикрытые грязными лохмотьями, они — [когда-то] природные хозяева этой земли — [теперь] скорее призраки былого, чем живые люди; они прозябают здесь в своем меланхолическом существовании, ожидая еще более меланхолического конца». Стшелецкий упоминал также про «освидетельствование одной расой трупа другой — с вердиктом: «Умерла настигнута карой божией»». Истребление туземцев можно было рассматривать как охоту, как спорт, потому что души у них как бы не было.
Правда, христианские миссионеры выступили против представлений об «отсутствии души» у «аборигенов» и спасли жизнь немалому числу последних коренных обитателей Австралии. Тем не
менее, конституция Австралийского Союза, действовавшая уже в послевоенные годы, предписывала (статья 127) «не учитывать аборигенов» при подсчете населения отдельных штатов. Таким образом, конституция отвергала их причастность к роду человеческому. В конце концов, еще в 1865 г. европейцы, столкнувшись с коренными жителями, не были уверены, имеют ли они дело «с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми».
Забота об «этих зверолюдях» есть «преступление против нашей собственной крови», — напоминал в 1943 г. Генрих Гиммлер, говоря о русских, которых следовало подчинить нордической расе господ.
Англичане, совершавшие в Австралии «неслыханное в деле колонизации» (по словам Адольфа Гитлера), не нуждались в подобного рода наставлениях. Так, одно сообщение за 1885 г. гласит:
«Чтобы успокоить ниггеров, им дали нечто потрясающее. Еда [которую им раздавали] наполовину состояла из стрихнина — и никто не избежал своей участи… Владелец Лонг-Лэгун при помощи этой хитрости уничтожил более сотни черных». «В прежние времена в Новом Южном Уэльсе бесполезно было добиваться, чтобы те, кто приглашал в гости черных и давал им отравленное мясо, понесли заслуженное наказание». Некий Винсент Лесина еще в 1901 г. заявил в австралийском парламенте: «Ниггер должен исчезнуть с пути развития белого человека» — так «гласит закон эволюции». «Мы не сознавали, что, убивая черных, нарушаем закон… потому что раньше это практиковалось повсеместно», — так звучал главный аргумент англичан, убивших в 1838 г. двадцать восемь «дружественных» (т. е. мирных) туземцев. До этой резни на Майелл-Крик все акции по истреблению коренных жителей Австралии оставались безнаказанными. Лишь на втором году царствования королевы Виктории за подобное преступление в порядке исключения было повешено семеро англичан (из низших слоев).
Тем не менее в Квинсленде (северная Австралия) в конце XIX в. невинной забавой считалось загнать целую семью «ниггеров» -мужа, жену и детей — в воду к крокодилам… Во время своего пребывания в Северном Квинсленде в 1880—1884 гг., норвежец Карл Лумхольц(*Лумхольц Карл Софус (1851—1922) — норвежский путешественник, натуралист и этнограф, исследователь Австралии, Мексики, Индонезии) слышал такие высказывания: «Черных можно только стрелять — по-другому с ними обращаться нельзя». Один из колонистов заметил, что это «жесткий… но… необходимый принцип». Сам он расстреливал всех мужчин, которых встречал на своих пастбищах, «потому что они суть скотоубийцы, женщин — потому что они порождают скотоубийц, и детей — потому что они [еще] будут скотоубийцами. Они не хотят работать и потому не годятся ни на что, кроме как получить пулю», — жаловались колонисты Лумхольцу.
Колонизация Австралии и Тасмании стала ярким примером того, как англосаксонская раса, истребляя аборигенов, завоевывала жизненное пространство.
В 1803 году на остров Тасмания из Сиднея под командой Джона Боуэна была отправлена небольшая партия поселенцев с целью предотвращения французских притязаний на остров. Перед ними ставилась задача развития сельского хозяйства и промышленности.
Аборигены встретили колонистов без враждебности, но вскоре изменили свое отношение к белым. Ради собственного процветания британские поселенцы отнимали землю у коренных жителей, которых убивали, насиловали и обращали в рабство. Попытки аборигенов в начале 1820-х годов оказать сопротивление, называемое «черной войной», жестоко подавляла колониальная армия:
Окончательное истребление в крупном масштабе могло быть осуществлено только при помощи юстиции и вооруженных сил… Солдаты сорокового полка загоняли туземцев меж двух каменных глыб, расстреливали всех мужчин, а потом вытаскивали женщин и детей из скальных расселин, чтобы вышибить им мозги.
Тасманийцы с копьями в руках были совершенно беззащитными против европейцев, вооруженных огнестрельным оружием, поэтому очень скоро «черная война» превратилась в настоящую охоту англичан за аборигенами, которая происходила с санкции британских органов власти.
В свидетельствах тех событий встречаются описания этого жестокого и кровавого развлечения британцев: пригласив соседей с семьями на пикник и отобедав, джентльмены брали ружья, собак, 2–3 слуг из ссыльных и отправлялись в лес искать чёрных. Охота считалась удачной, если удавалось подстрелить женщину или 1–2 мужчин.
Американский биогеограф Джаред Даймонд приводит и другие факты кровавого веселья галантных и благородных англичан:
Один пастух расстрелял девятнадцать тасманийцев из фальконета, заряженного гвоздями. Четверо других напали на коренных жителей из засады, убили тридцать человек и сбросили их тела с горы, ныне называемой Виктори-хилл
Истребление туземцев колонизаторы рассматривали как спорт и гордились своими «достижениями». Один из солдат рассказывал о «подвиге» путешественнику Халлу:
Много черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ города… мужчины сидели вокруг большого костра, в то время как женщины были заняты приготовлением на ужин еды. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых. Один солдат проткнул штыком ребенка, ползавшего около своей убитой матери, и бросил его в огонь.
В 1828 году губернатор Тасмании запретил коренным жителям появляться в той части острова, где жили европейцы. Любого аборигена, нарушившего данный запрет, разрешалось убить на месте.
Кроме того, европейцы занимались «отловом чёрных» и продажей их в рабство. Врач французского китобойного судна Феликс Мейнард так описал облавы на туземцев:
Итак, началась охота на людей, и с течением времени она становилась все более жестокой. В 1830 году Тасмания была переведена на военное положение, по всему острову была выстроена цепь вооруженных людей, которые пытались загнать аборигенов в западню. Коренным жителям удалось пробраться сквозь кордон, однако воля к жизни покинула сердца дикарей, страх был сильнее отчаяния…
Французский географ и историк Элизе Реклю писал:
28 декабря последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были загнаны на оконечность одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник Робинсон получил в награду от правительства имение в 400 гектаров и значительную сумму денег.
В результате, к 1833 году на всем острове оставалось около трехсот аборигенов из пяти-шести тысяч, проживавших там ранее до покорения британцыми Тасмании. Почти все они были переселены на остров Флиндерс, где в течение 10 лет три четверти из них умерли.
В 1876 году умерла последняя представительница коренного народа Тасмании Труганини, и остров, по выражению английских официальных документов, стал совершенно «очищенным» от туземцев, если не считать ничтожного количества европеизированных метисов англо-тасманийского происхождения.
Итог геноцида тасманийцев цинично подвел британский историк и журналист Хэммонд Джон Лоуренс Ле Бретон: «Тасманийцы были бесполезны и все умерли».
В Австралии забавы английских джентельменов мало чем отличались от развлечений их соседей на острове Тасмания. Астралийское правительство, по образцу карательных отрядов тасманийского правительства, создало подразделение конной полиции — так называемых «полицейских для дикарей».
Это подразделение выполняло приказ «найти и уничтожить»: аборигенов либо убивали, либо сгоняли с обжитых территорий. Чаще всего полицейские окружали стоянку аборигенов ночью, а на заре нападали и расстреливали всех.
Последнее массовое убийство мирного племени, которое подтверждается документами, было совершено отрядом полицейских в 1928 году на Северо-Западе: жителей захватили, сковали построили затылок в затылок, а потом всех, кроме трех женщин, убили. После этого полицейские сожгли трупы, а женщин взяли с собой в лагерь. Покидая лагерь, женщин они тоже убили и сожгли.
Белые поселенцы также широко применяли для уничтожения аборигенов отравленную еду. Один из колонизаторов в 1885 году бахвалился:
Чтобы успокоить ниггеров, им дали нечто потрясающее. Еда которую им раздавали наполовину состояла из стрихнина, и никто не избежал своей участи… Владелец Лонг-Лэгун при помощи этой хитрости уничтожил более сотни черных.
Среди англо-австралийских фермеров процветала торговля туземными женщинами, и английские поселенцы охотились на них целыми группами. В одном правительственном сообщении за 1900 год отмечается, что «этих женщин передавали от фермера к фермеру, пока, в конечном счете, их не выбрасывали как мусор, оставляя гнить от венерических болезней».
В конце XIX века англосаксонские расисты развлекались и тем, что загоняли целые семьи аборигенов в воду к крокодилам.
Колонисты не получали прямых указаний из Лондона об уничтожении аборигенов, но нельзя сказать, что никто из британских мыслителей не «благословил» их. Так, например, Бенджамин Кидд категорически утверждал, что «рабство — самое естественное и одно из самых разумных установлений».
Конституция Австралийского Союза, действовавшая уже в послевоенные годы, предписывала (статья 127) «не учитывать аборигенов» при подсчете населения отдельных штатов. Таким образом, конституционно отвергалась их причастность к роду человеческому.
Еще в 1865 году европейцы, столкнувшись с коренными жителями, не были уверены, имеют ли они дело «с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми».
В 1901 году политик-лейборист из Квинсленда Винсент Лесина заявил в австралийском парламенте: «Ниггер должен исчезнуть с пути развития белого человека» - так «гласит закон эволюции».
Англичане-колонисты открыто совершали зверства против аборигенов Австралии и Тасмании не только из-за земли или даже расовой ненависти, но и просто для удовольствия, показывая свою жестокость, моральную мерзость, алчность и внутреннюю подлость.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении