Инстаграм яна рудковская websta me. Инстаграм яны рудковской
Мишель Уэльбек (р. 1958) – один из наиболее читаемых французских писателей начала ХХI века. Его книги переведены на добрых три десятка языков, он необычайно популярен в молодежной среде. Пожалуй, это связано с тем, что ему удалось затронуть болевые точки современной жизни, поставить не опровержимый, притом зачастую парадоксальный диагноз. Так, исследуя феномен сексуальной свободы, он определяет ее как ловушку для современного человека. Недаром один французский критик окрестил его «Карлом Марксом секса». Его роман «Элементарные частицы» (1998) получил Гран-при, за ним последовали «Платформа», «Лансароте», «Возможность острова» и др., и каждая из этих книг становилась бестселлером.
В романе «Платформа», замаскированном под сентиментальное путешествие, окружающий мир дан в движении с Запада на Восток. В поисках радости или радостей герой добирается до Тайланда, и там ему, подобно Гогену, суждено обрести и утратить свой рай. Но способны ли нынешние европейцы, растленные благами цивилизации, ощутить первозданную радость мира?.. «К Западу я не испытываю ненависти, только огромное презрение, – замечает герой романа. – Я знаю одно: такие, как мы, есть, мы смердим, ибо насквозь пропитаны эгоизмом, мазохизмом и смертью. Мы создали систему, в которой жить стало невозможно; и хуже того, мы продолжаем распространять ее на остальной мир».
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Платформа" Мишель Уэльбек бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Если вы любитель тренингов личностного роста, если опытный тренер уже запрограммировал вас на успех, оптимизацию и мотивацию, не читайте роман Мишеля Уэльбека «Платформа». Вы просто бессмысленно проведете время, которое могли бы потратить на заключение договоров с клиентами, контакт с руководством или укрепление корпоративного духа посредством столь модного сейчас пейнтбола. Даже не открывайте, это неправильная книга, а писавший ее автор работал с неправильной установкой.
Роман «Платформа» - это покушение на образ жизни среднестатистического менеджера и его исправленное многочисленными тренингами сознание. Оказывается, успешностью, стремлением к карьерному росту и позитивными эмоции 24 часа в сутки можно и перенасытиться и тогда за этими словами остается лишь всепоглощающая пустота, и заполнить ее станет невозможным.
Модный французский писатель-посмодернист Мишель Уэльбек - один из культовых представителей современной европейской литературы позиционирует себя, как поэт, пишущий романы. Основная тема его произведений - одиночество городского человека. Вот и в романе «Платформа» главным героем становится мужчина среднего возраста, погрязший в пошлой действительности, из которой нет выхода. Все попытки что-то изменить тщетны и ни к чему не приводят.
Культ успеха и молодости стал доходить до абсурда. Скупая тоннами увлажняющие, укрепляющие, ублажающие средства, западная цивилизация потеряла последние остатки мужества перед смертью, которое раньше находила в христианстве. И хуже того, теперь дети старят, а старость приравнивается к смерти. Главный герой родился в 60-х годах прошлого века. Это время, когда умы людей занимало много великих открытий: космос и всё с ним связанное. Казалось, что через 30-40 лет жители Земли будут прогуливаться по другим планетам. Будущее представлялось прекрасным. Но многие желания не воплотились. Поколение Мишеля - поколение несбывшихся надежд. Мир не стал лучше. Он стал агрессивнее. Он как бы «пожирает» сам себя. Кровавые бойни на улицах уже не шокируют, а принимаются, как данность. Каждый кого-то ненавидит. Человечество медленно самоуничтожается.
В своих рассуждениях Мишель ограничивает человеческую жизнь физиологическими потребностями, отрицая значимость иных сфер. На какое-то время он познает радость вместе с молодой женщиной Валерии, превратившей жизнь 40-летнего мужчины в игру. В этих отношениях нет борьбы за лидерство, напряжения, но есть наслаждение самим процессом сосуществования. Проблема героя Уэльбека до встречи с Валерии объясняются отсутствием в его жизни опыта глубокой близости. По сюжету в романе Уэльбека герой теряет свою возлюбленную. Но теперь он уже не способен, как прежде, пребывать в бесконечном поиске сексуальных наслаждений со случайными партнершами. Он возвращается к своему обычному аморфному состоянию. Он не чувствует вкуса жизни. Он снова погружается в ощущение старости. Его отношения с Валерии были словно агонией перед смертью. Сам герой говорит: «Если я не понял любовь, что толку стараться понять все остальное? Я понял смерть, я не думаю, что она причинит мне страдания».
Создается впечатление конца света. Все статично и не приведет ни к чему. Уэльбек, при всей глубине видения состояния западной цивилизации, намеренно не поднимает вопросов веры, лишения возможности диалога с Богом. Почему? Потому что прогресс победил Бога и доказал его отсутствие. Христианские догмы устарели, и им нет места в современном мире. Автор не затрагивает вопросы духовности, потому что ее нет у героев романа. Они сами становятся машинами, зомби и уже давно духовно мертвы.
Теперь, что касается стиля. Он умышленно прозаичен и бесцветен. Целая серия лексических и синтаксических явлений идет фактически в направлении некоторого недостатка эмоций, даже риторики изнеможения. Например, когда фраза, вместо того, чтобы уместиться в две-три строчки, занимает почти полстраницы. Подробности в описании предметов тоже говорят о некой апатичности повествователя. Складывается впечатление, что цель - заполнить пространство текста любой фразой, все равно какой. «Я возвратился в гостиную и включил телевизор «Sony 16/9» с диагональю экрана 82 см, трехмерным звуком и встроенным DVD-проигрывателем» или, например, праздное описание на две страницы передачи «Правда о сомах». С такой же дидактичностью писал свои романы Маркиз де Сад. Мир главного героя романа «Платформа» описан автором до мелочей, вплоть до маршрута автобуса, телепередач, марок машин, цены туристической путевки. В этом мире не появляется ничего нового, он кажется разрушенным и разомкнутым. В нем нет иерархии и определенной системы. Поэт и киносценарист Юрий Арабов в одном из телевизионных интервью, пожалуй, наиболее точно указал на главную особенность постмодернистского мышления, на его «тонкое место», назвав постмодернизм системой, в которой отсутствуют предпочтения, где червь равен Богу, а король капусте, где человек страдающий позорно капитулировал перед человеком играющим.
Я не стала раскрывать сюжета книги. Зачем пересказывать текст, если его можно прочесть. Роман читать стоит. Это современный продукт, отражающий нашу действительность. Кому-то «Платформа» покажется унылым произведением, но у автора не было цели развлечь своих читателей, впрочем, как и желания назидать. Если вы любите качественные тексты и хорошую литературу, то вам понравится этот роман.
Шоу-бизнес – это довольно жесткая среда, лишь единицам удается сохранить свою популярность и удержаться на плаву. Яна Рудковская зарекомендовала себя как настоящая акула шоу-бизнеса, о чем свидетельствуют ее регулярные появления во всех популярных СМИ за последнее десятилетие. Сначала Яна была известна, как жена эксцентричного миллиардера Виктора Батурина. Однако девушка недолго скрывалась в тени известного мужа и зарекомендовала себя, как успешный музыкальный продюсер. Талант к менеджменту принес популярность не только Яне, но и ее протеже Диме Билану, который благодаря стараниям Яны стал главным секс-символом нулевых. На сегодняшний день девушка продолжает заниматься продюсированием и открыла собственный бизнес.
(скрольте фотки, их там много )
Яна с легкостью совмещает светскую жизнь и напряженный рабочий график. За трудолюбие и женский шарм у нее появилась своя небольшая армия поклонников, только Инстаграм Яны Рудковской насчитывает практически 900 тысяч подписчиков. Судя по ее публикациям можно сказать, что Яна успешная и счастливая женщина, которая прекрасно умеет совмещать общественную деятельность с семьей.
Алтайская молодость
Ранняя биография Яны Рудковской ничем не отличается от миллионов таких же девочек родившихся в обычной семье, родители даже подумать не могли, что их дочь добьется таких успехов в шоу-бизнесе. Появилась на свет девушка в январе 1971 года в семье кадрового военного. Свое детство и юность Яна провела в Барнауле, где окончила школу и получила высшее медицинское образование.
Обучение в Алтайском медуниверситете принесло свои плоды, Яна получила специализацию врача дерматовенеролога и стала работать по профессии. Сегодня Яна является генеральным директором сети салонов «Franck Provost » практикующих лечебную косметологию.
Успешная бизнес-леди
Сразу после получения диплома Яна открывает свой первый салон красоты. За период с 1998 по 2001 ее бизнес разросся до целой сети салонов «Французская Студия Красоты». Однако Яна решила не останавливаться на достигнутом и покупает эксклюзивное право на бренд «Franck Provost».
Буквально за год ей удается открыть три салона этой сети в Сочи. На открытии главного салона присутствовал сам Фрэнк Право, который был восхищен интерьером и архитектурой салона. По его словам это один из самых красивых салонов в мире и он рад, что Яна Рудковская сотрудничает с его брендом.
В начале 2004 года девушка открыла собственную сеть бутиков в которых представлены такие бренды, как:
- Gucci
- Dolce & Gabbana
- Roberto Cavalli
- Yves Saint Laurent
- Dsquared
Приход в шоу-бизнес
Шоу-бизнес всегда привлекал Яну своими возможностями. После смерти Юрия Айзеншписа, Яна предложила певцу Диме Билану стать его продюсером. После этого новые фото девушки вместе со своим подопечным регулярно стали появляется во всевозможных таблоидах.
Главным достижением совместного сотрудничества Яны Рудковской и Димы Билана можно считать победу певца на Евровидении 2008 года. Выступление представляло собой совместный номер с фигуристом Евгением Плющенко и скрипачом Эдвином Мартоном.
Продюсерская деятельность настолько понравилась Яне, что она решила попробовать себя на телевидении. В 2007 году она заняла продюсерское кресло в шоу «СТС зажигает супер-звезду». Первый опыт оказался удачным, шоу пришлось по душе телезрителям и показывало высокие рейтинги. Помимо Димы Билана, Яна также сотрудничала с певицами Алексой и Сабиной, которые за время работы с девушкой выдали несколько хитов.
Личная жизнь
Первым мужем Яны стал миллиардер и по совместительству шурин мэра Москвы Виктор Басурин. Познакомилась пара на футбольном матче в Сочи. Виктор Басурин не смог устоять перед шармом Яны и после непродолжительного романа они поженились. За семь лет брака у пары родилось двое сыновей.
Раскол во взаимоотношениях произошел после знакомства Яны с Евгением Плющенко на Евровидении. Между фигуристом и Яной вспыхнул страстный роман, который привел к разводу с Виктором Басуриным. В 2009 году Рудковская и Плющенко официально узаконили свои отношения, а в 2013 у них родился сын.
Яна Рудковская в социальных сетях
Яна публичная личность и ей нравится быть в центре внимания, об этом свидетельствует ее страница в Инстаграм, где она известна как – rudkovskayaofficial и имеет практически миллион подписчиков. Девушка регулярно публикует свежие фото с различных светских тусовок, модных показов и музыкальных мероприятий. Однако чаще всего в профиле появляются фотографии Яны вместе со своими любимыми мужчинами. На фото все члены излучают улыбки и уже даже обрели негласный статус – самой счастливой звездной семьи.
Опубликовала в Instagram возмущенный пост. Продюсер негодует по поводу атаки неких злобных личностей, направленной против ее трехгодовалого сына Саши, или Гном Гномыча , как ласково называют его близкие. Дело в том, что группа лиц организовала масшабную акцию, направив руководству Instagram большое количество жалоб. В результате знаменитым родителям пришлось документально подтверждать то, что являются родителями Александра Плющенко. К тому же неприятен и тот факт, что пакость в сторону звездного семейства устроили накануне дня рождения Плющенко-младшего.
Яна Рудковская подробно описала всю ситуацию (орфография и пунктуация автора даны без изменений. - Прим. ред. ) : « Даже в новогодние дни враги не спят и даже совершают страшные вещи в отношение детей. Неделю назад на инстаграм Сашеньки @gnomgnomych поступили масштабные, спланированные заранее жалобы. Только подумать, жалобы на инстаграм ребёнка, который в своей жизни никому ничего плохого никогда не делал! С нас (родителей) попросили документы, подтверждающие его личность. Представляете какого плана были эти жалобы)! Кому не даёт покоя маленький мальчик -трудяжка, который в 3 года собирает аплодисменты на шоу не меньше, чем его именитый папа. До сегодняшнего дня оставалось загадкой, а вот сегодня мы узнали имена этих «товарищей». Стыдно за Вас, ребята! Понятно, что нижайшую гадость Вы эту сделали на праздники, чтобы мы долго не могли восстановить справедливость, в канун дня рождения Сашеньки! Поверьте мне, дорогие, и, как оказалось, не очень далёкие «друзья -товарищи», от того, что мы не сможем вести его страницу пару недель ничего не изменится - любить Сашу люди меньше не станут. Ну а то, что Вам военные действия с его папой и мамой не «по зубам», а только вот такие подобные низости, говорит о том, что Вы реально несчастные люди и только Бог Вам судья. А вот он то, как раз, зачастую очень жестоко наказывает! Вообщем всем от Саши @gnomgnomych море воздушных поцелуев и море позитива!»
Яна Рудковская возмущена атакой на микроблог сына Саши
Напомним, сын Рудковской и Плющенко Саша стал первым русским мальчиком, появившемся на обложке американского журнала . Мальчик делает большие успехи в мире моды, о чем Рудковская с гордостью сообщила своим многочисленным поклонникам: «Международный дебют Сашеньки - впервые Русский мальчик на обложке Американского журнала детской моды и шоу-бизнеса!) Proud mama)».
Напомним Яна Рудковская и Евгений Плющенко поженились 12 сентября 2009 года. 6 января 2013 года у супругов родился сын Александр . Этот брак стал вторым и для Яны и для Евгения. Ранее Рудковская была замужем за миллиардером Виктором Батуриным , от которого телеведущая родила двоих сыновей - Андрея и Николая . До встречи с Рудковской Плющенко был женат на Марии Ермак . В 2006 году у пары родился сын Егор .
Аккаунты в социальных сетях давно превратились в некое подобие наших виртуальных визитных карточек. Хочешь получить хоть какое-то впечатление о незнакомом человеке? Найди его профиль в Фейсбук, Твиттер или Инстаграм. Как минимум, узнаешь, как выглядит, с кем дружит, где привык проводить время, сколько времени «висит» в Интернете и насколько грамотно пишет. Немного, но и немало для первого знакомства. Кроме того, соцсети дают возможность получить довольно рельефное впечатление о публичных личностях: актерах, ведущих, политиках, селебрити.
Кто где бывает, с кем общается, как себя ведет, насколько восприимчив к критике, деликатен или сдержан – все это легко почерпнуть из сети. Аккаунты некоторых рафинированных «столичных звезд» почти ничем не отличаются от профилей официанток и продавщиц из какого-нибудь Бобруйска, другие же похожи на визитки респектабельных буржуа: добротные, сдержанные, аккуратные. Именно так выглядит страничка в Инстаграм менеджера, продюсера и ведущей Яны Рудковской. Предлагаем познакомиться с ней поближе.
Первое впечатление
Новой информацией Яна Рудковская Инстаграм пополняет регулярно, но не фанатично. В ее аккаунте, слава богу, не встретишь десятки однотипных фотографий, выложенных в сеть в течении получаса. Респектабельность и умеренность – вот две главные характеристики того, как ведет Рудковская Инстаграм. На ее страничке до 1000 постов – очень скромная цифра активности, особенно в сравнении с теми российскими «звездами», количество фотографий которых давно перевалило за 2, 3, а то и 6 тысяч. А таких немало. С другой стороны изо всех сил пиариться Яне, наверное, и не нужно. Семья и работа требуют времени и занимают все ее внимание. А деньги Рудковская зарабатывает другими способами.
Сочи 2014
И пусть странное и непоследовательное поведение Плющенко на Олимпиаде в Сочи не обсудил еще, наверное, только ленивый, мы тоже не смогли обойти это событие вниманием. В первую очередь из-за того огромного количества фотографий и комментариев из Сочи, которым заполнила Яна Рудковская Инстаграм. И дело не в том, насколько правильно/неправильно, благородно или не очень повел себя фигурист. Интересна реакция самой Яны. А она однозначная: Евгений герой, чемпион и во всем всегда прав. Как в анекдоте, если Евгений не прав – смотри пункт первый. Рудковская кидается на защиту мужа, как озверевшая тигрица. Повезло Плющенко с женой. Здорово иметь в жизни такой тыл и поддержку. Да и самой Яне плюсик в копилку приличных человеческих качеств. Собственно, об Олимпиаде это все.
Сначала семья, затем все остальное
В отличие от большинства российских публичных и медийных персон Рудковская Инстаграм не наполняет на 90% фоточками себя во всех ракурсах и позах. Или тоже себя, но на фоне лубочно-нарядного семейства, стайки друзей и восхищенных коллег. Понятно, что посыл у такого рода фотографий тот же, что и снимков себя, любимой: смотрите, какая я крутая, успешная и красавица. Интереса к другим – ноль, разве что – в качестве декораций. Аккаунт Рудковской такого впечатления не производит. Изображения самой Яны занимают в нем, дай бог, половину. Очень много фотографий Плющенко: на тренировках, на соревнованиях, на вручениях наград, в домашней обстановке и так далее.
Не меньше детских фотографий: старших сыновей и самого младшего карапуза – Сашеньки. При этом все фото информативные, не похожие друг на друга и без высокопарных розовых соплей вроде «солнышко мое ненаглядное», «единственный смысл жизни» и т.д. Комментирует как свои, так и детские снимки Яна доброжелательно, подробно, но сдержанно. И поступает правильно, поскольку выглядит такой стиль ведения Инстаграм очень симпатично.
К слову, возможно, это новый критерий определения удачного брака – когда информации о дорогих людях в твоем профиле не меньше (а то и больше), чем о тебе самом. Если это действительно так, можно с уверенностью утверждать, что Брак Рудковской и Плющенко по-настоящему счастливый. Или, как минимум, очень сильно на него похож.
В Инстаграм Рудковской вы найдете все свежие интервью Плющенко, новости о его спортивных достижениях, встречах и наградах. И хотя профессиональная жизнь самой Яны не менее насыщенна и успешна, видно, что она абсолютно искренне считает новости о муже первостепенными по важности и значению.
Но не переживайте, фанаты. В Инстаграм достаточно снимков и самой Рудковской: с модных показов, офиса Шанель (куда же без нее приличной даме), журнальных интервью, дружеских вечеринок, телевизионных передач и светских мероприятий. У Яны хватает ума не поддаваться самым распространенным сетевым болезням: фотографированию в лифте, в нижнем белье, изображению лица вблизи с неестественно надутыми губами, регулярному выкладыванию в сеть нового маникюра и прочей вульгарной ерунды.
Также не найти у нее большого количества сомнительной рекламы, Рудковская Инстаграм-блог ведет чинно и благородно, как опытная, хорошо воспитанная светская львица. Прям и не придерешься. Но мы попробуем.
Ложка дегтя
Злопыхатели ставят Рудковской в вину периодические «закосы» под девочку-подростка. Мол, нечего в сорок лет щеголять в шапках с помпонами и коротеньких юбочках. Серьезнее надо быть, солиднее. Обвинения, на наш взгляд, чрезмерные. В отличие от большинства современных звезд смешные спортивные шапки Рудковская демонстрирует на лыжных курортах или в лесу, где они вполне уместны. Что же касается длины юбок, то стройные ноги – главное достоинство Яниной фигуры, которое она умело подчеркивает. Почему бы и нет? Конечно, Рудковскую не назовешь иконой стиля, но и безвкусно, по-детски одетой тоже. В общем, ее стиль можно охарактеризовать всего одним словом – миленько. Ни больше, но и ни меньше.
Собственно, он, как и весь ее Инстаграм – универсален, мил, сдержан, интеллигентен, не отличается особой самобытностью, но и безвкусием глаза не режет.