Инесса бим. Инесса львовна бим
Инесса Львовна относилась к числу тех людей, которых по праву можно назвать Жизненными Наставниками. От обычных педагогов и преподавателей отличает их то, что они не просто обучают и воспитывают человека - они знакомят его с жизнью, учат мудрости, делают его Личностью и, конечно, оставляют глубокий след в душе.
Когда я поступал в аспирантуру после окончания университета, я не был уверен в том, что после защиты диссертации буду продолжать работать в сфере образования. Думал - получу учёную степень, это даст дополнительные бонусы при устройстве на работу, и буду работать в какой-нибудь международной компании. Теперь я понимаю - если бы я сделал именно так, это было бы большой ошибкой. Общение с Инессой Львовной помогло мне лучше понять самого себя, полюбить научную деятельность (о которой я имел лишь смутное представление), утвердиться в том, что преподавание и наука - это именно то, чем я должен заниматься. На своём личном примере Инесса Львовна учила оставаться верным самому себе, своему предназначению, какие бы обстоятельства нас ни окружали. Не секрет, что российское образование переживает сейчас, мягко говоря, не самые лучшие времена. Но если ты любишь свою работу, если увлечён ею, а главное, если твоя работа приносит пользу другим - это твой путь. Человек, занимающийся любимым делом - счастливый человек. И именно таким человеком была Инесса Львовна.
Что меня всегда поражало в моём научном руководителе (моём Наставнике! ) - это удивительная трудоспособность. Я однажды подсчитал: за те три года (2004-2007), пока я писал диссертацию, она успела обновить линейку учебников для средней школы, написать новые учебники для начального и старшего этапа, разработать концепцию профильного обучения иностранным языкам, написать и выпустить монографию по профильному обучению… и это не считая многочисленных статей, докладов, выступлений на конференциях, работы с аспирантами…
К нам, своим аспирантам, Инесса Львовна относилась с величайшим уважением. Она всегда давала нам понять, что мы - её коллеги, способные наравне с ней решать научные задачи. Помню своё удивление, когда, после работы с докторантом, И.Л.Бим обратилась ко мне с вопросом: «Андрей, как Вы считаете, какое название подошло бы для этой диссертации?». Смущение вызывал тот факт, что академик, профессор и доктор наук спрашивает мнение аспиранта о том, как озаглавить докторскую диссертацию. Позже я понял - а ведь это тоже была часть нашего обучения, воспитания, становления как научных сотрудников! Чувствуя такую высокую степень доверия со стороны Инессы Львовны, мы старались соответствовать её ожиданиям - и это было дополнительной мотивацией.
Работа с Инессой Львовной всегда имела форму свободной дискуссии. Несмотря на свой большой опыт, наш научный руководитель всегда давал нам возможность свободно высказывать свои мнения (пусть даже не всегда корректные), отстаивать свои точки зрения. Не помню ни одного случая, чтобы Инесса Львовна сказала: «нет, так нельзя» - без дальнейших пояснений. Если мы шли по ошибочному пути, Инесса Львовна за счёт вопросов и аргументов ставила нас в такую ситуацию, когда мы сами понимали - такой путь никуда не приведёт. Однако она всегда прислушивалась и к нашим словам. Так, например, когда мы обсуждали мою тему (прикладные элективные курсы для филологического профиля), И.Л.Бим предложила взять область юриспруденции для разработки иноязычного электива. Мне подумалось, что юриспруденция в меньшей степени согласуется с филологией, чем, например, журналистика. В беседе с Инессой Львовной я изложил свои аргументы и она согласилась со мной - что и определило мою будущую диссертацию.
Беседы с нашим научным руководителем не сводились лишь к обсуждению высоконаучных тем. Благодаря своему огромному жизненному и преподавательскому опыту Инесса Львовна постоянно знакомила нас с наглядными примерами из практики, неоднозначными ситуациями, которые могли возникнуть, или просто с удивительными историями из жизни - в конечном итоге, всё это помогало нам и в нашей работе, и в повседневности.
Однажды среди коллег отдела иностранных языков РАО зашёл разговор на философскую и вечную тему - в чём смысл нашей жизни. Высказывались различные мнения, а в конце Инесса Львовна сказала удивительную фразу: «Знаете, жизнь не имеет никакого смысла до тех пор, пока мы не готовим себе продолжение, своих преемников».
Если меня спросят, кем была Инесса Львовна Бим, то я отвечу - великим Учителем, великим Учёным, но самое главное - великим ЧЕЛОВЕКОМ.
ИНЕССА ЛЬВОВНА БИМ
И ЖУРНАЛ «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ»
Имя Инессы Львовны Бим, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, хорошо известно широкому кругу педагогической общественности не только в нашей стране, но и за рубежом; ее имя пользуется искренним и заслуженным уважением.
В биографии Инессы Львовны отражена, как в капле воды, судьба нашей страны. Она родилась в семье служащих. Когда ей было 4 года, родители были командированы в Австрию, а затем в Германию. Няня маленькой девочки говорила с ней по-немецки. У меня в руках автобиография Инессы Львовны, написанная ею для переизбрания на очередную должность в НИИ СиМО. Поскольку мы с ней вместе работали и дружили, она многое мне рассказывала о себе и о своей жизни. Я дополню ее автобиографию воспоминаниями, которые не могли войти в официальную автобиографию.
Когда ей исполнилось семь лет (1933 год), она поступила в школу при Советском посольстве в Берлине. Родители должны были возвращаться на Родину. К моменту возвращения стало понятно, чем может закончиться это возвращение, но родители все-таки вернулись. Их дом был очень гостеприимным, там всегда было много гостей и друзей. Но девочка стала замечать, что друзей становилось все меньше и меньше. Она спрашивала: а куда делся, например, Николай Иванович? Как правило, родители молчали. Участь друзей, таких, как Николай Иванович, не миновала ее родителей. Они оба были арестованы. 14-летняя девочка-подросток осталась с
Методика
бабушкой. Они жили в Боярском переулке, совсем недалеко от того места, где мы сейчас находимся. Инесса оказалась с другими такими же детьми «врагов народа» в трудовом лагере (может быть, интернате) сначала в Воронеже, а потом на станции Жердевка Тамбовской области.
В 1944 году она закончила школу и частично сдала экзамены за первый курс на факультет немецкого языка Воронежского пединститута. А осенью этого же года она сдала на отлично экзамены и ее приняли сразу на второй курс Московского педагогического института им. Потемкина.
Когда читаешь эту автобиографию, не оставляет ощущение, что все, что делала Инесса Львовна, она делала на «отлично».
В 1947 году она с отличием окончила институт и была оставлена на факультете немецкого языка в качестве преподавателя. Работала она и в школах, преподавала немецкий язык. Одной из школ была школа номер № 3 с преподаванием ряда предметов на немецком языке в Чапаевском переулке. Я помню воспоминания Александра Александровича Миролюбова, как он рассказывал, какое впечатление произвела молодая учительница на аспирантов НИИ СиМО, когда она пришли в эту школу. Красивая белокурая девушка водила хоровод со своими учениками в фойе школы.
В первый же год работы в школе ею написано пособие для средней школы. Полученный практический опыт дал Инессе Львовне возможность понять и оценить все особенности, трудности и проблемы работы учителя и учесть их при разработке теоретических проблем и создании в будущем серии учебников немецкого языка, по которым училось не одно поколение школьников.
После окончания института мне посчастливилось работать с моими учениками по учебникам Инессы Львовны. Мне, начинающему учителю, было удивительно, что, приходя на первые свои уроки, через книгу для учителя я слышала голос автора, ведущего от урока к уроку. Это позволяло мне при отсутствии необходимого опыта получать удо-
влетворение от работы и хорошие педагогические результаты.
Более тридцати лет учителя немецкого языка работают по учебникам Инессы Львовны. Им по-доброму завидуют учителя английского и французского языков; завидуют системности, содержательности, современности и научной обоснованности этих учебников. Отдельные учебники имели 17 переизданий.
В автобиографии И.Л. Бим кратко сообщает: «Поступила в аспирантуру НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, закончила ее, защитив кандидатскую диссертацию. Затем была приглашена на работу в МГПИ им. В.И. Ленина, где проработала 20 лет - сначала в должности доцента, а затем заведующей кафедрой лексики и фонетики немецкого языка.» За этими краткими фразами мне слышатся другие. Страстная заинтересованность Инессы Львовны в судьбе нашего предмета и школы в целом, в том числе и журнала «Иностранные языки в школе», стремление поддерживать самый высокий возможный уровень педагогической науки и сохранять в ней людей, способных успешно решать педагогические задачи. Она яростно бросалась в бой, доказывая свою правоту и не считаясь с тем, что могло повредить ее положению в пединституте, ее карьере. В 1984 году она рассорилась с ректором МГПИ им. Ленина и ушла из этого института, выступая против увольнения людей, которых она считала ценными для возглавляемой ею кафедры.
Защитив докторскую диссертацию, она была приглашена в Лабораторию обучения иностранным языкам в НИИ СиМО АПН РАО, где мне посчастливилось с ней работать. И здесь, благодаря ее стараниям, в сектор, куда из-за мизерной зарплаты не очень стремились поступать молодые специалисты, ей удавалось долго удерживать представителей старшего поколения, которые прошли обучение у лучших представителей педагогической науки, заслужившей уважение по всей России и за ее пределами.
На всех этапах своей научной деятельности Инессой Львовной Бим разрабатывались новые направления развития
научного знания в области языкового образования.
Уже в начале 1960-х годов она справедливо показала, что при структурном подходе в обучении языкам (а он тогда был очень модным) нельзя учитывать только формально-структурную сторону речевого образца, необходимо принимать во внимание и его обобщенное содержание. Это было новое слово в общей методике обучения иностранным языкам. В 70-е годы - это был системный подход и использование метода моделирования. И.Л. Бим была первой, применившей системный подход в своей предметной области. Она показала соотношение компонентов этой системы и взаимосвязь между ними. Разработанные положения в то время были абсолютно новыми для методики; они сохраняют свою значимость и по сей день.
Результатом исследований явилась монография «Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации».
В эти же годы была начата разработка методологических основ методики обучения иностранным языкам как науки: уточнен понятийный аппарат, описаны основные методические категории, а также заложены основы теории учебника иностранного языка. Это нашло отражение в многочисленных статьях и монографии «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» (1977 год).
В 90-е годы была создана концепция базового курса обучения немецкому языку (монография «Немецкий язык. Базовый курс: концепция, программа», 1994 г.), реализованная в новой серии учебников и учебных пособий для У-1Х классов средней школы. Наконец, впервые в отечественной, да и в мировой методике Инесса Львовна начала исследование вопросов методики обучения второму иностранному языку с учетом первого иностранного и родного языков. Были выявлены возможности переноса и особенности проявления интерференции языков. Важность разработки данной проблемы состоит в том, что в гимназиях, лицеях современной России вводится изучение второго иностранного языка, а
преподают его во многих учебных заведениях без учета особенностей изучаемого ранее первого иностранного языка. Собственно так преподавали второй язык в дореволюционной России, да и сейчас преподают на Западе. Неоценимой заслугой Инессы Львовны были разработанные ею требования к учебнику иностранного языка, была показана его специфика и связь с другими средствами обучения. Когда приходится встречаться со студентами-пятикурсниками или молодыми учителями, то первой темой первой лекции является содержание статьи Инессы Львовны Бим в нашем журнале «Требования к учебникам иностранного языка».
Концепция обучения второму иностранному языку открыла новое направление современной методики обучения иностранным языкам в средней школе, связанное с идеями многоязычия и поликультурности. За эту концепцию и ее реализацию в серии учебников VII-VIII и 1Х-Х классов И.Л. Бим была награждена медалью и дипломом «За научные достижения в образовании России».
Важным направлением в ее исследованиях является разработка проблем реализации личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам, разработка государственных образовательных стандартов по ИЯ, проблем дифференциации и индивидуализации обучения, предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Инесса Львовна являлась бессменным членом редколлегии журнала «Иностранные языки в школе». Доброжелательная требовательность -так можно охарактеризовать ее отношение к рецензируемым статьям.
Она была незаменимым председателем Совета по вопросам обучения ИЯ в средней школе при Бюро отделения общего среднего образования. Сколько писем было написано этим Советом! Они касались вопросов судьбы школ с углубленным изучением ИЯ, речь шла о необходимости введения раннего обучения ИЯ, о недопустимости количества часов, отводимых в то время на изучение нашего предмета, о проблемах профиль-
ного обучения, о недопустимости нарушения баланса между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, о проблемах введения второго иностранного языка, о профессиональной подготовке учителей ИЯ в связи с переходом на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура), о проблемах проведения Единого государственного экзамена и т.д.
Благодаря усилиям Инессы Львовны, ИЯ как учебный предмет занимает подобающее ему место по отводимым на него в учебном плане часам, а текст Государственного образовательного стандарта, написанный под ее руководством, имеющий множество вариантов, рассматривается педагогической общественностью как один из лучших. Итак, последняя страница автобиографии, написанная рукой Инессы Львовны: «Мною опубликовано 333 печатных работы, в том числе 34 учебника для средней школы, 26 книг для учителя к ним, 3 монографии». Она являлась членом учебной комиссии ГУВУЗа и УМСа Минпроса РСФСР, членом Научно-методического совета СССР, председателем секции средней школы в
ГОЛОВКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА - 2010 г.
БРЖОЗОВСКАЯ КИРА МИХАЙЛОВНА - 2010 г.
Д-р педагогических наук (1977), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)
См. также Российская академия образования (РАО)
- - Он смотрит долго и любовно, И крепко руку жмет не раз, И молвит: "Поздравляю вас С побегом, Соня.....
Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
- - И. Арманд...
Энциклопедия Кольера
- - Род. в Москве. Дочь критика Л. А. Аннинского. Окончила Московский институт иностр. языков. Работала в школе. Преподает иностр. язык в МГУ. Переводит прозу с франц. и итал. языков...
- - коммунистка, один из старейших и преданных членов ВКП, близкий друг и помощник В. И. Ленина...
Большая биографическая энциклопедия
- - Арманд И. Ф. - род. в 1879 г. в Москве, в дворянск. семье; получила домашнее образование, вступила в сношение с московск. группой с.-р. Неоднократно подвергалась обыскам и арестам...
Большая биографическая энциклопедия
- - с.-д., меньшевичка. Принимала участие в петербургской с.-д. группе "Рабочая библиотека"; была сослана на 5 лет в Вост. Сибирь. В 1904 бежала из Иркутской губ....
Большая биографическая энциклопедия
- - род. 8 ноября 1907 в Лодзи. Музыковед. Кандидат искусствоведения, диссертация "Эволюция музыкальной драматургии Верди"...
Большая биографическая энциклопедия
- - спец. в обл. истории рус. филос. В 1952 окончила филос. ф-т МГУ, асп. по кафедре ист. рус. филос. Канд. дисс. - "Философские идеи в творчестве Достоевского" ...
Большая биографическая энциклопедия
- - выпускница спортивного колледжа. Заслуженный мастер спорта. Призер чемпионата Европы, бронзовый призер чемпионата мира, победитель Гран-при, призер Кубка мира. Серебряный призер Игр XXVII Олимпиады в Сиднее...
Большая биографическая энциклопедия
- - Арманд Инесса, деятель большевистской партии и международного коммунистического движения. Член Коммунистической партии с 1904. Родилась в Париже в семье артиста...
Большая Советская энциклопедия
- - деятель революционного движения. В 1917 член Московского комитета партии, участница октябрьских боев в Москве, председатель Московского губернского Совета народного хозяйства...
- - российская танцовщица-любительница. Ученица М. М. Фокина. Выступала на профессиональной сцене - участница "Русских сезонов" в Париже...
Большой энциклопедический словарь
- - кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Поставила телефильмы «Дневной поезд» , «Осенняя история» , «Всем ...
Большой энциклопедический словарь
- - Ин"...
Русский орфографический словарь
- - Шутл.-ирон. 1. Жарг. угол., арест. Начальник женской ИТК. Балдаев 2, 78; ББИ, 244. 2. Жарг. шк. Властная, требовательная учительница. БСРЖ, 588...
Большой словарь русских поговорок
- - ...
Словарь синонимов
"Бим, Инесса Львовна" в книгах
16. Татьяна Львовна
Из книги Гарантия успеха автора Кожевникова Надежда Вадимовна16. Татьяна Львовна В той школе не было редкостью, когда кого-либо из учащихся принимал в свой класс педагог консерватории. Это считалось почетным и давало ощущение, что ты как бы приблизился к своей мечте - да, еще школьник, но уже вхож вместе со студентами в желтоватое
ПЕРОВСКАЯ СОФЬЯ ЛЬВОВНА
Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор АнатольевичПЕРОВСКАЯ СОФЬЯ ЛЬВОВНА (род. в 1853 г. – ум. в 1881 г.) Революционерка-народница, активный член организации «Народная воля». Первая из женщин-террористок, осужденная по политическому делу и казненная как организатор и участница убийства императора Александра II. Первые
РУБИНШТЕЙН Ида Львовна
Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел ЕвгеньевичРУБИНШТЕЙН Ида Львовна 24.9(5.10).1885 – 20.9.1960Танцовщица. Ученица М. Фокина. Для нее были поставлены балеты «Саломея», «Мученичество святого Себастьяна», «Пизанелла, или Благоуханная смерть» (пьеса Г. Д’Аннунцио, хореография М. Фокина, декорации Л. Бакста) и др.«Почти всегда,
Инесса
Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс ИвановичИнесса – Говорят, что Арманд была любовницей Ленина.– Да, говорят. Интересная. Арманд. Инесса Арманд. Ленин пишет: «Дорогой, милый друг! Здравствуйте, дорогой друг!» Хорошо помню Инессу Арманд. Нерусский тип. Миловидная женщина. По-моему, ну так, ничего особенного… Ленин
Соллогуб Надежда Львовна
Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел ЕлисеевичСоллогуб Надежда Львовна Надежда Львовна Соллогуб (1815–1903) - дочь Льва Ивановича и Анны Михайловны (ур. Горчаковой) Соллогубов, двоюродная сестра В. А. Соллогуба, жена (с 1836) А. Н. Свистунова, фрейлина великой княгини Елены Павловны.Она являлась признанной светской
Глава 1. Товарищ Инесса
Из книги Великие стервы России. Стратегии женского успеха, проверенные временем автора Шацкая ЕвгенияГлава 1. Товарищ Инесса Всех мужчин, с которыми сводила ее судьба, всех, кто ее любил, кто боготворил, преклонялся и поддерживал в трудную минуту, можно охарактеризовать одним определением – они ей были не пара.Начиная с первого мужа.Что может быть общего между наследником
Инесса
Из книги Тот век серебряный, те женщины стальные… автора Носик Борис МихайловичИнесса Истинным коршуном-стервятником, разорительницей чужих семей называл известный потаскун музыкального мира комиссар Лурье свою подругу, почтенную королеву серебряного века, взрастившую самого что ни на есть Иосифа Бродского. Еще одной такой злосчастной
ТОВАРИЩ ИНЕССА
Из книги Секретные архивы ВЧК-ОГПУ автора Сопельняк Борис НиколаевичТОВАРИЩ ИНЕССА
Инесса Арманд
Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий ЯковлевичИнесса Арманд ТОВАРИЩ ИНЕССАЖенщина-загадка, женщина-идея, женщина-символ. Рано умерев, она породила столько легенд о своей жизни, что теперь крайне трудно отделить истину от вымысла. В ее время люди были другими, и их чувства, мысли и поступки теперь часто трудно понять.
Св. Инесса в темнице
Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга ВладиславовнаСв. Инесса в темнице 1641. Картинная галерея, ДрезденВ 1640-е годы Рибера достигает вершин мастерства, его творчество становится глубже, одухотвореннее. Картины этого периода отличает спокойное и уравновешенное композиционное построение, их живописное исполнение
Инесса
Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина ВераИнесса Происхождение имени латинское - «бурная». Спокойное, безмятежное, улыбчивое существо. Позже у этих прелестных крошек характер меняется к худшему - становится упрямым и трудноватым. Инесса учится хорошо, проблем в школе у нее вообще нет, много читает, увлекается
Инесса
Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс ИвановичИнесса - Говорят, что Арманд была любовницей Ленина.- Да, говорят. Интересная. Арманд. Инесса Арманд. Ленин пишет: «Дорогой, милый друг! Здравствуйте, дорогой друг!» Хорошо помню Инессу Арманд. Нерусский тип. Миловидная женщина. По-моему, ну так, ничего особенного… Ленин
Инесса Арманд
Из книги Ленин. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий АнтоновичИнесса Арманд Перед Лениным лежала телеграмма, смысл которой не сразу дошел до сознания. Он снова и снова читал и не хотел верить страшному сообщению. "Вне всякой очереди. Москва, ЦЕКА РКП, Совнарком, Ленину. Заболевшую холерой товарища Инессу Арманд спасти не удалось
Инесса Арманд
Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья ВладимировнаИнесса Арманд Инесса Арманд До сих пор не решен вопрос о том, были отношения между Владимиром Ильичом Лениным и Инессой Арманд страстной любовью или же идейным родством душ. В последние годы большинство журналистов не отрицают, что вероятность первого не исключена.
Арманд Инесса
Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ5 ноября 2011 года в возрасте 85 лет ушла из жизни Инесса Львовна Бим – великий ученый в области теории и методики обучения иностранным языкам, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, знаменитый автор школьных учебников по немецкому языку. Инесса Львовна была и навсегда останется незаменимым учителем для многих докторов и кандидатов наук, аспирантов и студентов, любимым автором учебников для нескольких поколений учителей немецкого языка и школьников.
Инесса Львовна родилась 13 апреля 1926 года в семье служащего. В 1930 году ее родители были командированы в Австрию, а затем в Германию, где работали сотрудниками при советском посольстве. В 1933 году Инесса Львовна поступила в школу при советском посольстве в Берлине. Вернувшись с родителями на родину, Инесса Львовна продолжала учебу в средней школе города Москвы. В начале Великой Отечественной войны она была эвакуирована в город Воронеж, а затем на станцию Жердевка Тамбовской области. Закончив в 1944 году среднюю школу, она вернулась в Москву и осенью того же года была принята на второй курс факультета немецкого языка МГПИ им. Потемкина.
В 1947 году, окончив институт с отличием, Инесса Львовна осталась работать на факультете в качестве преподавателя. После рождения сына в 1952 году она поступила на работу сначала в общеобразовательную школу № 660, а затем в школу № 3 с преподаванием ряда предметов на немецком языке, где работала учителем немецкого языка и была классным руководителем. В 1958 году ею было написано первое пособие для средней школы.
В 1961 году Инесса Львовна поступила в аспирантуру НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, которую закончила через три года, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Моделирование устной речи на основе речевых образцов во 2 классе школ с преподаванием ряда предметов на немецком языке». В январе 1965 года она была приглашена на работу в МГПИ им. Ленина, где проработала 20 лет; сначала в должности доцента, а затем заведующей кафедрой лексики и фонетики немецкого языка.
В 1976 году Инесса Львовна защитила докторскую диссертацию «Система обучения иностранному языку в средней школе и учебник как модель ее реализации». Инесса Львовна стала первым исследователем, применившим системный поход в своей предметной области. Ею были разработаны методологические основы методики обучения иностранным языкам как науки: уточнена объектно-предметная область и понятийный аппарат этой науки, описаны основные методические категории, заложены основы теории учебника иностранного языка.
В 1984 году Инесса Львовна была приглашена в лабораторию обучения иностранным языкам НИИ содержания и методов обучения АПН СССР на должность старшего научного сотрудника. С 1985 года по 1990 год она была заведующей этой лаборатории, а затем до самого последнего дня своей жизни работала в ней в должности главного научного сотрудника.
В 90-е годы Инессой Львовной была создана концепция базового курса обучения немецкому языку, реализованная в серии учебников и учебных пособий для учащихся общеобразовательных учебных учреждений, а также концепция обучения второму иностранному языку на базе первого, открывшая новое направление в современной методике обучения иностранным языкам, связанное с идеями многоязычия и поликультурности. Другими значимыми направлениями ее исследований стали: осмысление сути личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам, разработка государственных образовательных стандартов по иностранным языкам, рассмотрение проблем профильной и предпрофильной подготовки школьников.
В 2004 году Инесса Львовна была избрана действительным членом Российской академии образования. Академия отзывалась об Инессе Львовне как об «очень удачном пополнении своего состава», так как она могла на высочайшем теоретическом уровне разрабатывать самые серьезные проблемы современного образования, и то же время, ее отличало доскональное знание школьной действительности, заинтересованность в судьбе своего предмета и школы в целом. Инесса Львовна на протяжении многих лет являлась председателем Проблемного совета по вопросам обучения иностранным языкам в средней школе при бюро отделения Президиума РАО. На заседаниях данного совета рассматривались насущные проблемы, связанные с обучением иностранным языкам: судьба школ с углубленным изучением иностранного языка, будущее второго языка (немецкого, французского, испанского и т.д.) в условиях столь широкого распространения английского языка, введение единого государственного экзамена по иностранному языку и многие другие. По результатам работы совета направлялись письма в Министерство образования РФ, содержащие предложения методического сообщества по решению данных вопросов. Благодаря усилиям Инессы Львовны иностранный язык как учебный предмет занимает сейчас подобающее ему место в учебном плане.
Плодами трудов этого невероятно трудолюбивого и талантливого автора являются почти 400 работ, среди которых 3 монографии, несколько федеральных комплектов школьных учебников, огромное количество научных статей, опубликованных в нашей стране и за рубежом. Многие из ее работ отмечены почетными наградами и премиями. За книгу «Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и Перспективы» И.Л. Бим присуждена премия имени К.Д. Ушинского 1-ой степени, за работу «Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского)» и ее реализацию в серии учебников автор была награждена медалью и дипломом «За научные достижения в образовании России». В 2010 году Инессе Львовне была присуждена премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области образования за создание учебно-методического комплекта «Немецкий язык». И.Л. Бим награждена почетной грамотой за достижения в области педагогической и психологической наук в связи с 60-м Российской Академии Образования; званием Заслуженный работник Высшей школы, 1996 г; медалью за достижения в образовании России, Минобрнауки РФ; знаком «Победитель социалистического соревнования», 1974; дипломом лауреата конкурса за «Научные достижения в образовании России»; званием Ветеран труда СССР; памятной медалью в память 850-летия Москвы; памятной юбилейной медалью к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Под научным руководством И.Л. Бим подготовлено 5 докторов и 22 кандидата наук. Многие школьные учителя в своей работе используют ее учебно-методические комплекты, ориентируются на предложенные ею методические рекомендации. У этого великого ученого много учеников, в которых она вложила талант педагога и человека, свою душу и сердце. Добрыми и теплыми словами ее всегда будут вспоминать во всех уголках нашей страны.
Для журнала «Иностранные языки в школе» Инесса Львовна всегда была и останется глубокоуважаемым автором, бессменным членом редколлегии, преданным подписчиком, неоценимым помощником в любой сложной ситуации, глубоко переживающим за будущее издания. В № 3 нашего журнала за 1962 год была опубликована первая статья Инессы Львовны «Обучение устной речи младших дошкольников (на материале первого года обучения в школе с преподаванием ряда предметов на немецком языке)». В этом номере Вы читаете последнюю статью Инессы Львовны Бим «Что привносит личностно-ориентированная парадигма в образование подрастающего поколения?», написанную за месяц до ее смерти.
В последние два года своей жизни Инесса Львовна исследовала культуру как основной источник содержания образования. Перед самой смертью ею в соавторстве с Л.В. Садомовой была завершена монография на тему «Источники, факторы и механизмы формирования содержания общего среднего образования». Надеемся, что эта работа будет опубликована в ближайшем будущем, а изложенные в ней идеи станут основой для отбора содержания обучения, способствующего воспитанию достойного подрастающего поколения.
Заслуги академика Инессы Львовны Бим перед педагогической наукой и практикой школьного обучения трудно переоценить! Жизненный путь этого удивительного человека – образец целеустремленности и трудолюбия, стойкости характера и силы воли, готовности отстаивать свои убеждения и реализовывать самые сложные планы и задумки. Надеемся, что ученики Инессы Львовны будут продолжать ее благородное дело, смогут также принципиально отстаивать заложенные ею идеи и убеждения, всегда будут глубоко чтить память своего великого учителя. Нет замены этому человеку, есть только горечь огромной, невосполнимой утраты и вера в то, что столь любимое ею дело будет иметь своих преданных последователей.