Высоцкий и его жены. Жизнь после Высоцкого: как сложилась судьба любимых женщин поэта
Владимир Семенович Высоцкий не нуждается в представлении широкой публике, его имя знаменито не только в нашей стране, но и за рубежом. Рожденный в 1938 году в столице СССР, Высоцкий состоялся за время своей непродолжительной жизни как один из самых ярких представителей творческой интеллигенции страны. Он был актером, независимым гениальным поэтом, исполнителем песен собственного сочинения под аккомпанемент семиструнной гитары.
Как и многие гениальные творческие люди, Высоцкий долго не мог найти счастье в домашнем уюте и стабильном браке. Ему приписывают самые разные многочисленные романы с женщинами, покоренными талантом и обаянием артиста. Однако в жизни Высоцкого были серьезные чувства.
Его первой женой стала Изольда Константиновна. Они познакомились во время репетиции» Гостиницы «Астория» в школе МХАТ. Владимира покорила красота и балетная стать студентки- третьекурсницы Изы. Сам же Владимир не сразу приглянулся красавице, которая к тому же была в фактическом браке с другим мужчиной. Но через небольшой промежуток времени ему удалось покорить сердце Изы и уговорить ее на совместную жизнь. Прожив год без регистрации, влюбленные дождались развода Изы и оформили отношения, отгуляв очень красивую и шумную свадьбу. Их драк распался при появлении в жизни Высоцкого другой женщины.
В 1961 году Владимир повстречал другую женщину своей жизни, которая встретилась с ним по воле судьбы. Людмила, одна из красивыйших актрис советского кино, встретила Владимира на улице. Он попросил в долг денег, и женщина, увидев перед собой нуждающегося человека, сжалилась и подарила ему фамильный перстень: наличных средств у нее не было. Молодые люди на тот момент просто не узнали друг друга. Через некоторое время Высоцкий выкупил кольцо и сделал предложение своей спасительнице. Верная жена Владимира Высоцкого терпела загулы артиста, его пьянство и драки. Она решилась подарить ему двоих сыновей. Как две капли воды похожих на гениального отца.
Третьей официальной женой в жизни великого артиста стала Марина Влади. Их отношения стали громкой сенсацией для советского общества, ведь Марина была французской актрисой, и роман Высоцкого приобрел международные масштабы. Высоцкий при встрече заявил Марине, что она непременно станет его женой, и заинтригованная женщина согласилась пойти на первое свидание. В 1970 году у Высоцкого был третий по счету и последний брак с женщиной его жизни, которая будет с ним в самые сложные времена, до самой его смерти.
Марина постоянно заботилась о пожте, присылала ему модные вещи, летала к нему по первому зову, и предпочла любовь успешной кинокарьере. Владимир любил жену, стараясь быть с ней как можно чаще и загружал телефонные линии международными звонками в дни вынужденной разлуки. Невозможно сказать, что бы стало с их семьей с течением времени. Однако они подтвердили исктенность и крепость чувств и временем, и расстоянием, и борьбой с болезнью Высоцкого. Марина остается в памяти поклонников поэта как единственная настоящая любовь его жизни.
«Мальчишка! — выругалась я про себя, когда Володя пробежал мимо, едва не столкнув меня, – вспоминала Иза Высоцкая, по первому мужу Жукова. – Он был шустрым, хулиганистым, немножко конопатым. Дело происходило после выпускного спектакля нашего курса школы-студии МХАТ, где ему досталась небольшая роль солдата. И вот этот смешной мальчик, влюбленный во всех девочек сразу, осмелился не пустить меня на банкет, под которым подразумевалось чаепитие с пирожными.
Моему возмущению не было предела. Он крепко держал меня за руку и тащил в сторону общежития. Всю дорогу я твердила, что замужем, а он лишь невозмутимо слушал и прибавлял шаг…
Помню, однажды Владимир вручил мне коробку с туфлями без каблуков, да-да, без каблуков, и спелую мандаринку. Зачем он оторвал каблуки?
Чтобы во время свиданий держать меня за шею, как было тогда модно. Шпильки создавали бы ему определенные неудобства, вот он от них и избавился. Кстати, напрасно Володю называют коренастым. Мы с ним были почти одного роста: под 1 м 70 см.
Наша с Волчонком (так она его тогда называла) свадьба состоялась в апреле 1960 года. Чтобы ускорить ее, понадобилась помощь Вовиной бабушки, работавшей в Киеве врачом-косметологом. Благодаря связям этой влиятельной женщины меня быстро развели с первым мужем. Она подарила нам большие деньги, посоветовав Володе купить на них хорошую шубу для меня, но мы потратили их на всякую ерунду. У нас не было ни колец, ни фаты. Даже в день бракосочетания на мне были туфли без каблуков – так захотел Высоцкий. В Рижском загсе, где нас расписывали, из патефона почему-то доносился не марш Мендельсона, а музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. И наши свидетели – Володины однокурсники – Гена Ялович и Марина Добровольская. От смеха я дважды роняла охапку подснежников…
Счастливый брак с Владимиром длился четыре года. Я думала, что так будет вечно. Возможно, и было бы, если б не его измена.
Два года мы были вдали друг от друга: он доучивался в Москве, снимался в кино, я уже играла на сцене – сначала киевского театра, затем ростовского. Переписывались, созванивались. Муж должен был прилететь ко мне в Ростов: его брали к нам на работу. И вдруг я случайно услышала от подруги, что Люся Абрамова беременна от Высоцкого. Когда мы собрались разводиться, я тоже ждала ребенка, но он об этом не знал».
Но еще до развода, на нервной почве, у Изы Высоцкой случился выкидыш.
Людмила Абрамова
«С Люсей Абрамовой Володя познакомился в Ленинграде на съемках фильма «713-й просит посадку», – рассказывала Нина Максимовна, мать Владимира Высоцкого. – Она тогда еще училась во ВГИКе, и этот фильм стал ее дипломной работой… «Мамочка, познакомься, это Люся Абрамова, посмотри, какая она красивая…» – так Володя представил мне Люсю. Действительно, она была красива. Люся жила вместе с родителями, дедушкой, бабушкой, все они – москвичи. Когда в 1962 году родился мой первый внук Аркадий, все мы были счастливы. Мы с Володей поменяли квартиру – с Первой Мещанской переехали в Черемушки. В 1964 году родился второй внук – Никита. В Черемушках мы вместе прожили шесть лет. Жили дружно. Я к своим невесткам всегда относилась с уважением, в их семейную жизнь не вмешивалась. Ссор между Володей и Люсей не было. Что случилось между ними, я не знаю, но в 1968 году они расстались. Люся с детишками переехала в квартиру на Беговой, которая тогда была отремонтирована. А Володя остался со мной, мы жили вдвоем до 1969 года…
Людмила Абрамова с сыновьями Владимиром и Аркадием
Из личного архива Никиты Высоцкого
Я их разрыв переживала, жалела детей. Володя меня успокаивал: «Мамочка, ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю, а ты можешь быть с ними, когда захочешь».
Татьяна Иваненко
«Высоцкий нравился многим женщинам, – рассказывал режиссер Юнгвальд-Хилькевич. – Они от его бешеной энергетики сходили с ума, клали в почтовые ящики обручальные кольца с записками «Я тебя хочу». Но главной женщиной его жизни была актриса Театра на Таганке Таня Иваненко. Отношения с Владимиром у нее начались задолго до появления в его жизни Марины Влади и продолжались при ней. Володя понимал, что мучает Татьяну. Но не мог ее бросить, она страдала. Только Марина уедет, Володя тут же притаскивает Таню к нам в Одессу. Ее я снимал по просьбе Володи в своей картине «Внимание! Цунами!».
У Высоцкого была огромная любовь с ней, и Таня – божественно красивая – любила его одного всю жизнь, родила от него дочку, которую скрывает. Володя в момент ее беременности не высказал радости по этому поводу.
Почему он не хотел ребенка? Потому что это роняло его в глазах общественности. У него с Влади была такая распиаренная любовь, а тут вдруг ребенок от другой! Это мог быть момент эмоциональной вспышки уже при любви к другой женщине. Таня ему ни в чем не отказывала. Я такую преданность патологическую в женщинах не видел.
Он был алкоголиком, как и я. В Одессе запил. Она прилетала, ухаживала, убирала за ним, приводила в человеческое состояние и – ни одного бранного слова. Влади, когда Володя запивал, уходила на тусовку, оставляла его с приятелями. Ей было неприятно видеть мужа в ужасном состоянии. А Таня жила только Володей. Единственное, чего она не выполнила, – не отказалась от их ребенка. Для нее это было все равно что убить Володю. Потом она просто исчезла из жизни всех его друзей, дозвониться ей стало невозможно. Она выполняла в каком-то плане его желание. Он не хотел, чтобы кто-то знал об этом ребенке, и она исчезла вместе с ним. Мне казалось, они прекратили связь. Девочку я не видел. Это было страшной тайной, и считалось для его друзей неприличным – домогаться вопросами».
«Марина в своей книге встречу с Володей описала неверно, – вспоминала Татьяна Иваненко. – Встреча действительно произошла в квартире корреспондента «Юманите» Макса Леона, но Володя пришел туда не один. С ним была я. С той минуты, когда он взял гитару и запел, Влади не сводила с него глаз. Мне стало не по себе. Потом мы с ней вышли на кухню и сказали друг другу пару слов… Влади сказала, что от такого хорошего мужчины, как Володя, она не отступится, даже если ей придется лечь на рельсы. А я ответила, что не родился еще мужчина, ради которого это могу сделать я. После этого я ушла. Володя еще долго разрывался, метался между мной и Мариной».
Невольным свидетелем этого разговора был Валерий Золотухин: «Иваненко кричала: «Он будет мой, он завтра же придет ко мне». Марина говорила: «Девочка моя, что с тобой?» Ей не хотелось показывать перед Максом, что у них с Володей роман. В общем, черт-те что и сбоку бантик. А на следующий вечер в театре Иваненко заявила Володе, что она уйдет из театра и начнет отдаваться направо и налево».
«Марина не подозревала, что у Володи кто-то есть, кроме нее, – рассказывал переводчик и друг Высоцкого Давид Карапетян. – А потом многие их конфликты возникали из-за того, что Володя изменял Марине с Таней, доброхоты с Таганки все Марине доносили. Володю это многоженство вполне устраивало. Как-то он на полном серьезе посетовал мне, что мог бы жить с ними двумя, на две семьи, да эти капризные женщины почему-то против…».
Марина Влади
«В 1970-м Володя женился на Марине Влади, – вспоминала мама Высоцкого Нина Максимовна, – и первые годы, когда Марина приезжала в Москву, она останавливалась у нас, в нашей маленькой квартирке. Когда они возвращались поздно вечером после спектаклей или встреч с друзьями, то входили в дом тихо, как мышки, чтобы не разбудить меня, мне утром нужно было рано вставать, я работала очень далеко от дома. Они не хотели меня стеснять, поэтому стали снимать квартиры – на Большой Садовой, на Фрунзенской, на Матвеевской. Так складывалось, что два раза пришлось мне перевозить их вещи в мою маленькую квартирку, которая на некоторое время превращалась в склад.
Сюда же приезжали трое детей Марины. Можете себе представить, как непривычно было им после просторного дома под Парижем! Но они бегали, играли, дурачились, и мне кажется, что им все нравилось.
с Мариной Влади. Фото: East News
В 1975 году Володя и Марина надолго уехали за границу. А в этот год как раз сдавался дом на Малой Грузинской. Володя очень хотел иметь квартиру на высоком этаже. В жеребьевке участвовала я, вытянула восьмой этаж, о чем немедленно сообщила по телефону в Париж. Я первой вошла в дом, по русскому обычаю – с хлебом и солью, поставила в бутылку с водой ветку березы, но счастье в этой квартире было недолгим… Устройством дома занималась Марина. Она измеряла, планировала, покупала мебель. Еще до въезда сюда они переделали буквально все: заново белили стены, меняли кафель, перестраивали ванную – все сделали по своему вкусу. Марина пригласила меня: «Приезжайте, я уже кое-что сделала!» А раньше из Парижа на легковой машине они привезли громадный матрац. На пограничных пунктах Марине приходилось объяснять, что она вышла замуж и везет приданое… Матрац был такой большой, что не помещался в моих маленьких комнатках, и до получения квартиры он лежал у Вани Дыховичного.
Марина очень хотела обставить квартиру старинной мебелью. Какие-то вещи она приобрела в комиссионных магазинах, а несколько предметов купили у родственников знаменитого режиссера Таирова. А потом злые люди распускали слухи, что Высоцкий скупает музейную мебель и отправляет ее в Париж».
«Я вспоминаю о нем каждый день, – говорит Марина Влади. – Он самая большая моя любовь. Володя был «невыездным», и я шесть лет боролась, чтобы ему разрешили выехать. В конце концов, в 1974 году, он получил разрешение. И мы с ним посмотрели весь мир. Оказавшись впервые в Германии и увидев, как живут немцы, он проплакал всю ночь. Он же был патриотом и плакал, что мы, победившие в войне, живем так плохо по сравнению с ними. Володя ужасно страдал… В Париже ему было интересно первые две-три недели. А потом рвался домой. Володя не мог жить без России, без своей публики, без своих песен. Но одновременно он умирал и без свободы. Его тянуло и туда, и обратно. Он был маленький, можно сказать, незаметный человек. Но когда он начинал петь, публика была потрясена. Режиссер Милош Форман вспоминал, как Володя выступал в Лос-Анджелесе: «Он вошел к нам как муж Марины Влади, а когда вышел, то Марина стала женой Высоцкого».
И другие великие и знаменитые
О влюбчивости Высоцкого ходили легенды, и, по слухам, среди его возлюбленных были многие известные актрисы. Говорили, у Владимира Семеновича был роман с актрисой Лионеллой Скирдой-Пырьевой , бывшей женой Пырьева.
Про тайный роман Высоцкого с актрисой Кларой Румяновой стало известно случайно. Однажды она пожаловалась, что ее актерскую карьеру перечеркнул режиссер Пырьев: «Я отвергла его приставания, после чего он перекрыл мне кислород, в этом была его месть. Противоположные чувства в моей душе оставил Володя. Он ухаживал деликатно, самозабвенно».
кадр из фильма «Доживем до понедельника». Фото:
Global Look Press
По словам работников съемочной группы фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», Высоцкий настойчиво добивался Румяновой: дарил цветы, читал свои новые стихи. Клара держала себя высокомерно, говорила, мол, ты много пьешь. Высоцкий твердил: «Поженимся – брошу пить». Говорят, Владимир Семенович сумел добиться взаимности. Настойчиво добивался он и Ирины Печерниковой . Когда та почувствовала, что их отношения перерастают в нечто большее, спросила Владимира, любит ли он Влади. Получив утвердительный ответ, не стала искушать судьбу и порвала отношения. Нежные отношения приписывали Высоцкому и юной актрисе Ирине Мазуркевич , которой певец из-за границы привозил одежду и парфюмерию. Позже Мазуркевич вышла замуж за Равиковича, Хоботова из «Покровских ворот».
с Ириной Мазуркевич. Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
Оксану Афанасьеву называют последней любовью Высоцкого. Они не скрывали романтических отношений. После смерти барда Оксана стала женой Леонида Ярмольника.
5 декабря 2011, 14:32Хотела сделать пост об Оксане Афанасьевой, но поняла, что все женщины Владимира Высоцкого достойны внимания... Иза Жукова Иза Жукова была первой женой Владимира Семеновича. Они вместе учились в Школе-студии МХАТа, она на старшем курсе, он на младшем, что поначалу сказалось на их отношениях. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у Изиной однокурсницы Греты Ромадиной. Через некоторое время стали жить вместе. А когда надумали официально оформить отношения, решили обойтись без шумной и пышной свадьбы: зачем, если они и так давно уже муж и жена? Правда, совсем избежать торжества не удалось. Против восстали родители Владимира Семеновича, особенно отец, Семен Владимирович. Он искренне не понимал, как можно отказаться от торжества, когда женится единственный сын?! Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе "Артистик". Поскольку его долго не было, Иза отправилась выручать будущего мужа. Когда она пришла за ним в кафе, он ей сказал: "Изуль, я всех пригласил!". - "Кого всех?!" - удивилась будущая жена. Ответ ее просто огорошил: "А я не помню. Всех, кто там был". В результате получился пир на весь мир. И не где-нибудь, а на Большом Каретном! После окончания студии Изу Высоцкую пригласили на работу в Киевский театр имени Леси Украинки, Владимир Семенович еще продолжал учиться. Два года они были и врозь, и вместе... Часто ездили друг к другу и почти каждый день писали письма. Когда Иза Константиновна приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик писем от Высоцкого. А у него лежал посылочный ящик ее писем. Ящики сложили на антресолях в квартире на Первой Мещанской. К сожалению, все они пропали: никто не знает, куда подевались, когда переезжали на новую квартиру в Черемушках. "У Володиной мамы Нины Максимовны нашлось только одно письмо 60-го года, но это мое письмо к Володе. Мои-то не жалко, Бог с ними, а Володиных писем было много, и они были очень большими". А еще они много разговаривали по телефону. В Киеве Иза жила в помещении театра, рядом с ее комнаткой был кабинет заведующего труппой Дудецкого. Уходя, он оставлял ей ключ от кабинета, который отделяла от ее комнаты только тоненькая фанерная перегородочка. Когда раздавался междугородний звонок, Иза бежала в кабинет, и они подолгу разговаривали. "Володя часто звонил. Девчонки на переговорном уже к нам привыкли, и когда мы начинали говорить про какое-то дело, они нам грозили отключить - им было скучно: "Говорите про любовь! А то отключим!"... Все это было и серьезно, и в то же время несерьезно". Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас, впоследствии - за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви. Она воспринимала его без ореола будущей знаменитости, могла только догадываться, насколько он талантлив. Что же до его песен, то они ее порой просто... раздражали: "Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт. Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться... И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...". Прозрение пришло много лет спустя... Иза Константиновна вместе с театром оказалась на гастролях в городе Новомосковске. Было безумно жаркое лето. К помещению Дворца культуры, в котором проходили гастроли, она шла через огромную, залитую асфальтом и солнцем, площадь. Было совершенно фантастическое ощущение безлюдности и какого-то испепеляющего, безжалостного зноя. И вдруг из окна грянули "Кони привередливые". Стоя на раскаленном асфальте, она была ошеломлена и потрясена, как-то внезапно осознав, что очень вольно и даже легкомысленно обращалась с человеком, который был чем-то гораздо большим, чем она могла себе представить. В 1961 году Иза Высоцкая уехала работать в Ростов-на-Дону. Трудно постоянно жить в разлуке, и вскоре они развелись. Она не восприняла развод как трагедию, более того, сохранила в себе ощущение того, что ей невероятно повезло: "Мне есть что вспомнить, и я ни о чем не жалею. Лариса Лужина Следующей женщиной, не оценившей Владимира Высоцкого (но уже не как поэта, а как мужчину), стала киноактриса Лариса Лужина. А ведь именно ей он посвятил песню "Она была в Париже". Они познакомились на съемках картины Станислава Говорухина "Вертикаль" в 1966 году. И среди его альпинистских, героико-романтических песен "Прощание с горами", "Здесь вам не равнина", "Горная лирическая" вдруг появилась песня о недостижимой женщине, которой просто нет дела до русского певца, поскольку в далеком, почти запредельном Париже "сам Марсель Марсо ей что-то говорил". В "Вертикали" Лужина играла врача, а Высоцкий радиста. В картине она предпочла ему другого, в жизни тоже. И осталась в судьбе Высоцкого едва ли не единственной женщиной, не ответившей на его любовь. Он отступил и с горечью написал: "Кто раньше с нею был и тот, кто будет после, пусть пробуют они, я лучше пережду". Людмила Абрамова О второй жене Владимира Высоцкого актрисе Людмиле Абрамовой известно очень мало, в основном лишь то, что именно эта женщина родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей - в 1962 году Аркадия (он сценарист), а в 1964 году - Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого). Людмила и Владимир познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку" в 1962 году, а спустя несколько лет поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, и вскоре Высоцкий с Абрамовой развелись. Как вспоминает мама Владимира Семеновича Нина Максимовна, она очень переживала тогда за внуков, Никиту и Аркадия, жалела их. "Но сын успокаивал меня, - рассказывала мать Высоцкого. - Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...". Действительно, до конца жизни, несмотря на всю свою занятость, он помнил и заботился о них. А Людмила Владимировна вскоре снова вышла замуж, в новом браке родила дочь Серафиму. К бывшему мужу, пока он был жив, относилась как-то неоднозначно. Так, под предлогом того, что фамилия Высоцкий слишком известная, отправила детей в школу под фамилией Абрамовы. Но, скорее всего, даже после развода она продолжала его любить и жалеть. Вот что вспоминает о своем детстве Никита Высоцкий: "Отец очень быстро водил - машины позволяли. Однажды в узком переулке разогнался километров под 90 и в самый последний момент заметил яму на дороге. Затормозил, но капотом мы туда все-таки попали. Отец крепко и остроумно выругался, дал задний ход. Позже со смехом я рассказал маме об этом случае. Мама заплакала и сказала примерно следующее: "Вот вы не понимаете, а отец из-за своих скоростей умрет". Имелась в виду, естественно, не скорость езды по арбатским переулкам. Только теперь я понимаю, о чем тогда мама плакала". Сегодня Людмила Владимировна на пенсии, но работает преподавателем в лицее. Много внимания уделяет Музею Владимира Высоцкого, помогая своему сыну Никите - у нее богатый опыт музейной работы. Татьяна Иваненко Из всех любовных историй Владимира Высоцкого эта, пожалуй, самая болезненная. О ней мало кто хочет вспоминать, тем более что сама Татьяна на эту тему не распространяется: интервью категорически не дает, с сенсационными заявлениями не выступает. Но у этого романа много свидетелей, по словам которых, как по крупицам, можно при желании получить общую картину. Особенно много упоминаний об Иваненко в книгах Валерия Золотухина, правда, он ее не жалует. Впрочем, Валерий Сергеевич мало кого удостаивает доброго слова, кроме разве что Марины Влади. Татьяна - актриса Театра на Таганке. Ее самой яркой ролью была, наверное, бесшабашная Женька Комелькова в инсценировке по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". Их отношения начались задолго до появления в жизни Высоцкого Марины Влади и продолжались уже при ней. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, у которого Иваненко снималась в картине "Внимание! Цунами", впоследствии рассказывал: "Володя страдал, он понимал, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть. И она тоже очень страдала. Только Марина уедет, Володя приволакивает Таню ко мне в Одессу. А Таня очень красивая была девочка и настоящий человек". Как-то обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: "Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!". Марина лишь снисходительно улыбалась, а Татьяна звонила Высоцкому по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать Нину Максимовну. Дочь Высоцкого Настя (слева). Высоцкий и Иваненко (справа) Татьяна Иваненко родила от Высоцкого дочь Настю, которой он при жизни очень помогал. Все его друзья знали о существовании девочки, но когда Владимир Семенович умер, предпочли о ней позабыть. От матери и дочери отвернулись многие из тех, кто еще вчера называл себя друзьями. Говорят, Настя, подобно многим незаконнорожденным детям, просто копия своего отца. Порой это единственный способ доказать свое родство. Вот только ни Татьяна, ни Настя к этому, похоже, не стремятся. Никита Высоцкий, которого кто-то из журналистов спросил о сестре, ответил приблизительно следующее: "Да, была такая история. Не буду комментировать отношения отца с женщинами, это не мое дело. Но человек этот не заявлял о себе, и, что для меня более существенно, о нем не заявлял мой отец. Вся эта история, мне кажется, характеризует ее героев с хорошей стороны. Ведь они могли из этого сделать сенсацию, кричать об эксгумации и собирать свидетелей, но не захотели. К счастью, время "детей лейтенанта Шмидта" прошло, хотя был период, когда их было слишком много". Марина Влади Об отношениях Владимира Высоцкого и Марины Влади, кажется, известно абсолютно все. И неизвестно ничего. То, что мы знаем, - красивая сказка, не более. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это неправда. И все-таки.... Он действительно влюбился в нее, увидев в кино, а потом несколько лет ждал встречи. Затем у них случился совершенно сумасшедший роман, после которого они поженились. Именно ей посвятил Высоцкий большую часть своей любовной лирики. И за 12 лет совместной жизни они действительно не утратили чувства влюбленности. Впервые Высоцкий увидел Марину Влади в фильме "Колдунья". "Эта женщина будет моей женой!" - решил он. Даже расставаясь на очень короткий срок, и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. И тогда он набирал "вечные 07", просил телефонисток, с каждой из которых был уже знаком, соединить его с Парижем. А когда раздавался долгожданный звонок, говорил: "Здравствуй, это я!". Они летали друг к другу так же часто, как другие люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали. Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она лечила его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). После ночного звонка ей часто приходилось ехать на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний. Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Она привозила из Парижа абсолютно все - от джинсов, которые он очень любил, до мебели и бытовой техники для его загородного дома. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей - неслыханная роскошь для советского человека! С практической точки зрения совместная жизнь с Высоцким не принесла Марине Владимировне абсолютно никаких выгод. Наоборот, отрицательно сказалась на ее карьере - не будь у нее русского мужа, Влади могла бы многое успеть как актриса. В течение 12 лет большую часть времени Марина находилась в Москве. И это было не на пользу карьере. Но всегда всю свою жизнь она решала как женщина, а не как актриса. Сегодня Марина Владимировна снова замужем. За последние годы она многое пережила: попал в тяжелую аварию старший сын, погибли две внучки. Несмотря ни на что, она по-прежнему хороша собой. В память о Высоцком она хранит первую книгу его стихов "Нерв", фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни - Марина Владимировна разыскала и переписала все, что он пел когда-либо в театре, кино, на телевидении, в концертах и даже только в своем кругу. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может. "Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо". Оксана Афанасьева Сам Высоцкий называл ее своей последней любовью. А это дорогого стоит. О своих отношениях с Владимиром Семеновичем Оксана Афанасьева (ныне Ярмольник) молчала очень долго, и только лет пять назад некоторым средствам массовой информации удалось заполучить ее откровения. Когда они познакомились, ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Красивая и, как сказали бы сейчас, необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Он попросил телефон, пригласил на свидание. А она... размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: "Да ты что?! Все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!". Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Оксана рассталась со своим женихом, решив, что лучше один день с таким мужчиной, как Высоцкий, чем всю жизнь с серой посредственностью. Вместо одного дня судьба подарила им почти два года. Она до сих пор преклоняется перед ним, считая "абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком". Именно Оксана открыто встала на защиту памяти певца от огульных обвинений его в алкоголизме и наркомании, столь популярных в последнее время: "Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман... Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы, Володя снялся в фильмах "Место встречи изменить нельзя" и "Маленькие трагедии". У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм "Зеленый фургон". Правда, ему не дали. При этом - да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью". Владимир Семенович очень переживал из-за неустроенности ее судьбы, из-за того, что не может, будучи женатым на Марине Влади, жениться на Оксане. Он даже решил просить у Марины развода. В конце декабря 1979 года Марина Владимировна прилетела в Москву, где хотела встретить Новый год и серьезно поговорить с Высоцким. Кстати, в ее книге этот приезд вообще не упоминается. Вот что вспоминает об этом администратор Театра на Таганке Валерий Янклович, входивший в последние годы жизни Высоцкого в круг его близких друзей: "...Марина уже на даче. А Володя едет получать телевизор для одной девушки, отвозит его к ней домой. (Тут я должен сказать, что в последние годы Володя очень серьезно относился к этой девушке. Хотя меня она тогда немного раздражала... Но я видел Володино отношение: он принимал участие в ее жизни, вникал в студенческие проблемы... Конечно, она сыграла в жизни Высоцкого определенную роль)". С первой минуты знакомства у Владимира Семеновича и Ксюши было ощущение общения с родным человеком. Она всюду ездила с ним на концерты. Когда Высоцкий пришел в себя после первой клинической смерти, именно ей он сказал: "Я люблю тебя!" Если он ехал за границу, всегда спрашивал, что ей привезти. За два дня, проведенных в Германии, умудрялся купить ей два чемодана шмоток. Все - с необычайным вкусом подобранное. "Мне нравится, - говорил, - когда ты каждый день в чем-то новеньком". Или: "А вот это - моя особенная удача". Удачей была французская сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, ей особенно шла. Платья от Диора и Шанель в дефицитной Москве создавали Оксане определенную известность, представляя ее кому-либо, подруги говорили: "Знакомьтесь, это Оксана - у нее 18 пар обуви". Но когда Высоцкий умер, она ушла из его квартиры налегке - ничего не взяла... Ей нужен был Володя, но его больше не было... Высоцкий хотел обвенчаться с Оксаной. Они даже нашли батюшку, купили кольца, но не успели.. Однажды весной она призналась ему, что очень любит ландыши. А когда проснулась, увидела, что вся ее комната уставлена ландышами... Наверное, у него и вправду был совершенно особый дар - он умел превращать жизнь в праздник. Он хотел с ней обвенчаться: они наивно полагали, что в государстве, где церковь отделена от государства, их обвенчают без штампа в паспорте. Но оказалось, что это не так просто. После долгих поисков Высоцкий все же нашел батюшку, который согласился на такой, в общем-то, противоправный поступок. Владимир Семенович купил кольца, но обвенчаться они не успели. А кольца после смерти Высоцкого пропали из его квартиры - они лежали в спальне - на тумбочке, в стакане... Год его смерти был самым страшным в жизни Оксаны Афанасьевой: она ушла в академотпуск, хотела уехать из страны, ее даже пытался завербовать КГБ - а когда не получилось, просто выгнали из института. Сегодня Оксана - театральный художник. Через два года после смерти Высоцкого она познакомилась с Леонидом Ярмольником и спустя некоторое время вышла за него замуж. Но Высоцкого Оксана до сих пор вспоминает с любовью и нежностью, считая, что он, как добрый ангел, во многом определил ее дальнейшую жизнь.
25 июля 1965 Владимир Высоцкий вступил в официальный брак с Людмилой Абрамовой. Хотя личная жизнь культового поэта-песенника, артиста театра и кино до сих пор вызывает интерес публики. Любовь была неизменной составляющей творческой жизни артиста. Пожалуй, большинству известен лишь его роман с Мариной Влади. Однако, помимо французской актрисы, в его жизни были и другие возлюбленные. Кто-то из них боготворил его талант, а кто-то думал: "...нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой!". Представляем вашему вниманию возлюбленных Владимира Семеновича Высоцкого.
Иза Жукова. Пара познакомилась во время учебы в Школе-студии МХАТа, где она училась на старшем курсе, он - на младшем. Заметили друг друга молодые люди на студенческой вечеринке.
Вскоре после этого стали жить вместе и оформили отношения.
После окончания студии Изу Высоцкую пригласили на работу в Киевский театр имени Леси Украинки, а Владимир еще продолжал учиться. Два года им приходилось жить отдельно.
Супруги ездили друг к другу и почти каждый день писали письма, которых накопилось за два года. Когда Иза Константиновна приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик писем от Высоцкого. А у него лежал посылочный ящик ее писем.
Наверное, только Иза из всех женщин Высоцкого воспринимала его не как всесоюзную знаменитость, а могла только догадываться, насколько он талантлив.
"Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни... Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться… И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...", - вспоминала потом Иза.
Через много лет Иза Высоцкая написала книгу "Короткое счастье на всю жизнь", где рассказала о совместной жизни с Высоцким: веселые дружные компании, студенческая любовь, гастроли, постоянные расставания и - счастливые короткие встречи.
Владимир Семенович прожил с Изольдой семь лет: брак не выдержал начавшейся суматошной жизни.
Лариса Лужина. Они познакомились на съемках картины Станислава Говорухина "Вертикаль" в 1966 году.
Актриса смогла устоять перед чарами Высоцкого: и в картине, и в жизни Лужина предпочла ему другого.
Пожалуй, Лужина осталась в судьбе Высоцкого единственной женщиной, не ответившей на его чувства.
Он отступил и именно ей посвятил песню "Она была в Париже".
Людмила Абрамова. В конце 1961 года - на съемках фильма "713-й просит посадку" - Владимир встретился с будущей матерью своих детей.
Об актрисе Людмиле Абрамовой известно очень мало, в основном лишь то, что именно она родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей - в 1962 году Аркадия, а в 1964 году - Никиту.
Официально оформили отношения они в 1965, правда, брак не был долгим, поскольку выяснилось, что их многое друг в друге не устраивает, и вскоре Высоцкий с Абрамовой развелись.
Мама Владимира Семеновича тогда очень переживала за внуков. Позже она вспоминала: "Но сын успокаивал меня:” Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...".
Высоцкий не слукавил: до конца жизни, несмотря на всю свою занятость, он помнил и заботился о них.
Татьяна Иваненко. С актрисой Театра на Таганке Высоцкий начал отношения задолго до появления в его жизни Марины Влади и продолжал при ней.
После расставания Татьяна еще долго звонила Высоцкому по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать.
Татьяна Иваненко родила от Высоцкого дочь Настю, которой он при жизни очень помогал. Все его друзья знали о существовании девочки, но когда Владимир Семенович умер, предпочли о ней позабыть, а Татьяна предпочла не спекулировать на его имени.
Марина Влади. Впервые Высоцкий увидел девушку в фильме "Колдунья" и влюбился...
Высоцкий несколько лет ждал встречи, после которой у них случился совершенно сумасшедший роман, закончившийся свадьбой.
Именно ей посвятил Высоцкий большую часть своей любовной лирики. За 12 лет совместной жизни они действительно не утратили чувства влюбленности.
Даже расставаясь на очень короткий срок, они буквально не могли жить друг без друга, и дня не могли обойтись без телефонных разговоров.
Международные звонки (когда Марина была в Париже), перелеты, письма каждый день...
С другой стороны была и обычная бытовая жизнь: звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, убирала в квартире, лечила его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны.
После ночных звонков ей приходилось мчаться на другой конец города, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний.
Прощая Владимиру Семеновичу мимолетные интрижки, она привозила ему из Парижа абсолютно все - начиная от джинсов, и заканчивая мебелью и бытовой техники для загородного дома.
В течение 12 лет большую часть времени Марине приходилось находиться в Москве, что не пошло на пользу ее карьере. Но это был осознанный выбор.
Сейчас Марина Владимировна вновь замужем. В память о Высоцком она хранит первую книгу его стихов "Нерв", фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой.
"Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо", - говорит она.
Оксана Афанасьева. На момент знакомства ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Его внимание привлекла красивая и необыкновенно стильная девушка в мини-юбке.
Он попросил телефон, пригласил на свидание. На что она не сразу ответила согласием.
Они встретились, после чего уже на следующий день Оксана рассталась со своим женихом.
"Он дико харизматичный. Наверное, не было ни одной женщины, которая могла бы устоять перед ним, - говорила Оксана спустя годы. - Он не расставлял сети - просто это жило в нем самом. У нас была не случайная связь: переспали-разбежались - а настоящий роман в его классической форме. Я для себя решила: пусть это будет три дня, неделя, но я буду с этим человеком, потому что он не такой, как все.”
Хотя их разделяло 22 года, она почти не ощущала разницы в возрасте. Во-первых, ей всегда нравились мужчины намного старше, она предпочитала не заводить романов с ровесниками. Во-вторых, с первой минуты разговора возникло острое ощущение родственности душ. Выяснилось, что у них много общего во вкусах, привычках, характерах.
Оксана откровенно вспоминает: "Первый запой… Я так тяжело переживала… Было такое ощущение, что из меня вытягивают жилы!.. И мне так хотелось ему помочь! Ведь в такие моменты Володя никому не был нужен. Приходилось жить на два дома… Да, друзья приходили, но приходили отметиться и… уходили, а я оставалась...".
По некоторым сведениям, Высоцкий даже просил развода у Марины Влади, который грозил бы ему категорическим запретом на загранкомандировки.
Оксана на его разводе не настаивала, поскольку Марина была далеко и воспринималась скорее как родственница, нежели как законная супруга.
Ни в те времена, ни позже Оксана не допускала, чтобы в ее присутствии плохо отзывались о Влади. "Люди, которые Володю любили, для меня не то чтобы святы, но вне критики", - признавалась она.
Год его смерти был самым страшным в жизни Оксаны Афанасьевой: она ушла в академотпуск, хотела уехать из страны, ее даже пытался завербовать КГБ - а когда не получилось, просто выгнали из института.
Его последние дни запомнились ей как страшный сон. После смерти Высоцкого его отец, не одобрявший их связь, попросил девушку не приходить на похороны...
С будущим мужем Леонидом Ярмольником ее познакомил Высоцкий - когда был жив. "Господи, какой потрясающий актер, - на премьере фильма "Тот самый Мюнхгаузен" сказала Оксана Высоцкому. - Какой-нибудь прибалт?" - "Почему прибалт? Это наш Ермолай".
Спустя несколько лет после смерти Высоцкого Оксана вышла замуж за актер. У супругов родилась дочь Александра. Они живут вместе уже более 30 лет.
Оксана Ярмольник стала известным театральным художником. Судя по тому, что до сих пор делает кукол, в душе она так и осталась ребенком. Высоцкого Оксана вспоминает с любовью и нежностью.
Иза Жукова
Иза Жукова была первой женой Владимира Семеновича. Они вместе учились в Школе-студии МХАТа, она на старшем курсе, он на младшем, что поначалу сказалось на их отношениях. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у Изиной однокурсницы Греты Ромадиной. Через некоторое время стали жить вместе. А когда надумали официально оформить отношения, решили обойтись без шумной и пышной свадьбы: зачем, если они и так давно уже муж и жена? Правда, совсем избежать торжества не удалось. Против восстали родители Владимира Семеновича, особенно отец, Семен Владимирович. Он искренне не понимал, как можно отказаться от торжества, когда женится единственный сын?!
Владимир Высоцкий и Иза Жукова 1958 год Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе "Артистик". Поскольку его долго не было, Иза отправилась выручать будущего мужа. Когда она пришла за ним в кафе, он ей сказал: "Изуль, я всех пригласил!". - "Кого всех?!" - удивилась будущая жена. Ответ ее просто огорошил: "А я не помню. Всех, кто там был". В результате получился пир на весь мир. И не где-нибудь, а на Большом Каретном! После окончания студии Изу Высоцкую пригласили на работу в Киевский театр имени Леси Украинки, Владимир Семенович еще продолжал учиться. Два года они были и врозь, и вместе... Часто ездили друг к другу и почти каждый день писали письма. Когда Иза Константиновна приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик писем от Высоцкого. А у него лежал посылочный ящик ее писем.
Ящики сложили на антресолях в квартире на Первой Мещанской. К сожалению, все они пропали: никто не знает, куда подевались, когда переезжали на новую квартиру в Черемушках. "У Володиной мамы Нины Максимовны нашлось только одно письмо 60-го года, но это мое письмо к Володе. Мои-то не жалко, Бог с ними, а Володиных писем было много, и они были очень большими". А еще они много разговаривали по телефону. В Киеве Иза жила в помещении театра, рядом с ее комнаткой был кабинет заведующего труппой Дудецкого. Уходя, он оставлял ей ключ от кабинета, который отделяла от ее комнаты только тоненькая фанерная перегородочка. Когда раздавался междугородний звонок, Иза бежала в кабинет, и они подолгу разговаривали. "Володя часто звонил. Девчонки на переговорном уже к нам привыкли, и когда мы начинали говорить про какое-то дело, они нам грозили отключить - им было скучно: "Говорите про любовь! А то отключим!"... Все это было и серьезно, и в то же время несерьезно". Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас, впоследствии - за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви. Она воспринимала его без ореола будущей знаменитости, могла только догадываться, насколько он талантлив. Что же до его песен, то они ее порой просто... раздражали: "Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт. Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться... И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...". Прозрение пришло много лет спустя... Иза Константиновна вместе с театром оказалась на гастролях в городе Новомосковске. Было безумно жаркое лето. К помещению Дворца культуры, в котором проходили гастроли, она шла через огромную, залитую асфальтом и солнцем, площадь. Было совершенно фантастическое ощущение безлюдности и какого-то испепеляющего, безжалостного зноя. И вдруг из окна грянули "Кони привередливые". Стоя на раскаленном асфальте, она была ошеломлена и потрясена, как-то внезапно осознав, что очень вольно и даже легкомысленно обращалась с человеком, который был чем-то гораздо большим, чем она могла себе представить. В 1961 году Иза Высоцкая уехала работать в Ростов-на-Дону. Трудно постоянно жить в разлуке, и вскоре они развелись. Она не восприняла развод как трагедию, более того, сохранила в себе ощущение того, что ей невероятно повезло: "Мне есть что вспомнить, и я ни о чем не жалею. Людмила Абрамова
Владимир Семенович со своей второй женой Людмилой Абрамовой и старшим сыном Аркадием О второй жене Владимира Высоцкого актрисе Людмиле Абрамовой известно очень мало, в основном лишь то, что именно эта женщина родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей - в 1962 году Аркадия (он сценарист), а в 1964 году - Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого). Людмила и Владимир познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку" в 1962 году, а спустя несколько лет поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, и вскоре Высоцкий с Абрамовой развелись. Как вспоминает мама Владимира Семеновича Нина Максимовна, она очень переживала тогда за внуков, Никиту и Аркадия, жалела их. "Но сын успокаивал меня, - рассказывала мать Высоцкого. - Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...". Действительно, до конца жизни, несмотря на всю свою занятость, он помнил и заботился о них.
А Людмила Владимировна вскоре снова вышла замуж, в новом браке родила дочь Серафиму. К бывшему мужу, пока он был жив, относилась как-то неоднозначно. Так, под предлогом того, что фамилия Высоцкий слишком известная, отправила детей в школу под фамилией Абрамовы. Но, скорее всего, даже после развода она продолжала его любить и жалеть. Вот что вспоминает о своем детстве Никита Высоцкий: "Отец очень быстро водил - машины позволяли. Однажды в узком переулке разогнался километров под 90 и в самый последний момент заметил яму на дороге. Затормозил, но капотом мы туда все-таки попали. Отец крепко и остроумно выругался, дал задний ход. Позже со смехом я рассказал маме об этом случае. Мама заплакала и сказала примерно следующее: "Вот вы не понимаете, а отец из-за своих скоростей умрет". Имелась в виду, естественно, не скорость езды по арбатским переулкам. Только теперь я понимаю, о чем тогда мама плакала".
Сегодня Людмила Владимировна на пенсии, но работает преподавателем в лицее. Много внимания уделяет Музею Владимира Высоцкого, помогая своему сыну Никите - у нее богатый опыт музейной работы. Татьяна Иваненко
Из всех любовных историй Владимира Высоцкого эта, пожалуй, самая болезненная. О ней мало кто хочет вспоминать, тем более что сама Татьяна на эту тему не распространяется: интервью категорически не дает, с сенсационными заявлениями не выступает. Но у этого романа много свидетелей, по словам которых, как по крупицам, можно при желании получить общую картину. Особенно много упоминаний об Иваненко в книгах Валерия Золотухина, правда, он ее не жалует. Впрочем, Валерий Сергеевич мало кого удостаивает доброго слова, кроме разве что Марины Влади.
Татьяна - актриса Театра на Таганке. Ее самой яркой ролью была, наверное, бесшабашная Женька Комелькова в инсценировке по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". Их отношения начались задолго до появления в жизни Высоцкого Марины Влади и продолжались уже при ней. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, у которого Иваненко снималась в картине "Внимание! Цунами", впоследствии рассказывал: "Володя страдал, он понимал, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть. И она тоже очень страдала. Только Марина уедет, Володя приволакивает Таню ко мне в Одессу. А Таня очень красивая была девочка и настоящий человек". Как-то обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: "Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!". Марина лишь снисходительно улыбалась, а Татьяна звонила Высоцкому по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать Нину Максимовну.
Татьяна Иваненко родила от Высоцкого дочь Настю, которой он при жизни очень помогал. Все его друзья знали о существовании девочки, но когда Владимир Семенович умер, предпочли о ней позабыть. От матери и дочери отвернулись многие из тех, кто еще вчера называл себя друзьями. Говорят, Настя, подобно многим незаконнорожденным детям, просто копия своего отца. Порой это единственный способ доказать свое родство. Вот только ни Татьяна, ни Настя к этому, похоже, не стремятся. Никита Высоцкий, которого кто-то из журналистов спросил о сестре, ответил приблизительно следующее: "Да, была такая история. Не буду комментировать отношения отца с женщинами, это не мое дело. Но человек этот не заявлял о себе, и, что для меня более существенно, о нем не заявлял мой отец. Вся эта история, мне кажется, характеризует ее героев с хорошей стороны. Ведь они могли из этого сделать сенсацию, кричать об эксгумации и собирать свидетелей, но не захотели. К счастью, время "детей лейтенанта Шмидта" прошло, хотя был период, когда их было слишком много. Марина Влади
Об отношениях Владимира Высоцкого и Марины Влади, кажется, известно абсолютно все. И неизвестно ничего. То, что мы знаем, - красивая сказка, не более. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это неправда. И все-таки....
Он действительно влюбился в нее, увидев в кино, а потом несколько лет ждал встречи. Затем у них случился совершенно сумасшедший роман, после которого они поженились. Именно ей посвятил Высоцкий большую часть своей любовной лирики. И за 12 лет совместной жизни они действительно не утратили чувства влюбленности. Впервые Высоцкий увидел Марину Влади в фильме "Колдунья". "Эта женщина будет моей женой!" - решил он.Марина Влади в фильме "Колдунья" 1955
1969 год Даже расставаясь на очень короткий срок, и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. И тогда он набирал "вечные 07", просил телефонисток, с каждой из которых был уже знаком, соединить его с Парижем. А когда раздавался долгожданный звонок, говорил: "Здравствуй, это я!". Они летали друг к другу так же часто, как другие люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали.
Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она лечила его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). После ночного звонка ей часто приходилось ехать на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний. Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Она привозила из Парижа абсолютно все - от джинсов, которые он очень любил, до мебели и бытовой техники для его загородного дома. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей - неслыханная роскошь для советского человека!
С практической точки зрения совместная жизнь с Высоцким не принесла Марине Владимировне абсолютно никаких выгод. Наоборот, отрицательно сказалась на ее карьере - не будь у нее русского мужа, Влади могла бы многое успеть как актриса. В течение 12 лет большую часть времени Марина находилась в Москве. И это было не на пользу карьере. Но всегда всю свою жизнь она решала как женщина, а не как актриса.
Сегодня Марина Владимировна снова замужем. За последние годы она многое пережила: попал в тяжелую аварию старший сын, погибли две внучки. Несмотря ни на что, она по-прежнему хороша собой. В память о Высоцком она хранит первую книгу его стихов "Нерв", фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни - Марина Владимировна разыскала и переписала все, что он пел когда-либо в театре, кино, на телевидении, в концертах и даже только в своем кругу. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может. "Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо". Оксана Афанасьева-Ярмольник
Сам Высоцкий называл ее своей последней любовью. А это дорогого стоит. О своих отношениях с Владимиром Семеновичем Оксана Афанасьева (ныне Ярмольник) молчала очень долго, и только лет пять назад некоторым средствам массовой информации удалось заполучить ее откровения. Когда они познакомились, ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Красивая и, как сказали бы сейчас, необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Он попросил телефон, пригласил на свидание. А она... размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: "Да ты что?! Все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!". Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Оксана рассталась со своим женихом, решив, что лучше один день с таким мужчиной, как Высоцкий, чем всю жизнь с серой посредственностью. Вместо одного дня судьба подарила им почти два года
Она до сих пор преклоняется перед ним, считая "абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком". Именно Оксана открыто встала на защиту памяти певца от огульных обвинений его в алкоголизме и наркомании, столь популярных в последнее время: "Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман... Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы, Володя снялся в фильмах "Место встречи изменить нельзя" и "Маленькие трагедии". У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм "Зеленый фургон". Правда, ему не дали. При этом - да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью".
Владимир Семенович очень переживал из-за неустроенности ее судьбы, из-за того, что не может, будучи женатым на Марине Влади, жениться на Оксане. Он даже решил просить у Марины развода. В конце декабря 1979 года Марина Владимировна прилетела в Москву, где хотела встретить Новый год и серьезно поговорить с Высоцким. Кстати, в ее книге этот приезд вообще не упоминается. Вот что вспоминает об этом администратор Театра на Таганке Валерий Янклович, входивший в последние годы жизни Высоцкого в круг его близких друзей: "...Марина уже на даче. А Володя едет получать телевизор для одной девушки, отвозит его к ней домой. (Тут я должен сказать, что в последние годы Володя очень серьезно относился к этой девушке. Хотя меня она тогда немного раздражала... Но я видел Володино отношение: он принимал участие в ее жизни, вникал в студенческие проблемы... Конечно, она сыграла в жизни Высоцкого определенную роль)". С первой минуты знакомства у Владимира Семеновича и Ксюши было ощущение общения с родным человеком. Она всюду ездила с ним на концерты. Когда Высоцкий пришел в себя после первой клинической смерти, именно ей он сказал: "Я люблю тебя!" Если он ехал за границу, всегда спрашивал, что ей привезти. За два дня, проведенных в Германии, умудрялся купить ей два чемодана шмоток. Все - с необычайным вкусом подобранное. "Мне нравится, - говорил, - когда ты каждый день в чем-то новеньком". Или: "А вот это - моя особенная удача". Удачей была французская сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, ей особенно шла. Платья от Диора и Шанель в дефицитной Москве создавали Оксане определенную известность, представляя ее кому-либо, подруги говорили: "Знакомьтесь, это Оксана - у нее 18 пар обуви". Но когда Высоцкий умер, она ушла из его квартиры налегке - ничего не взяла... Высоцкий хотел обвенчаться с Оксаной. Они даже нашли батюшку, купили кольца, но не успели... Однажды весной она призналась ему, что очень любит ландыши. А когда проснулась, увидела, что вся ее комната уставлена ландышами... Наверное, у него и вправду был совершенно особый дар - он умел превращать жизнь в праздник. Он хотел с ней обвенчаться: они наивно полагали, что в государстве, где церковь отделена от государства, их обвенчают без штампа в паспорте. Но оказалось, что это не так просто. После долгих поисков Высоцкий все же нашел батюшку, который согласился на такой, в общем-то, противоправный поступок. Владимир Семенович купил кольца, но обвенчаться они не успели. А кольца после смерти Высоцкого пропали из его квартиры - они лежали в спальне - на тумбочке, в стакане... Год его смерти был самым страшным в жизни Оксаны Афанасьевой: она ушла в академотпуск, хотела уехать из страны, ее даже пытался завербовать КГБ - а когда не получилось, просто выгнали из института. Сегодня Оксана - театральный художник. Через два года после смерти Высоцкого она познакомилась с Леонидом Ярмольником и спустя некоторое время вышла за него замуж. Но Высоцкого Оксана до сих пор вспоминает с любовью и нежностью, считая, что он, как добрый ангел, во многом определил ее дальнейшую жизнь.С жёнами всё Судя по фотографиям был ещё роман с Азой Лихитченко, однокурсницей Высоцкого, потом популярной советской телеведущей. Хотя, тогда их не было. Значит - диктор. 1960 год. Пиджак, видно, фартовый, тот же на Владимире Семёновиче будет и на бракосочетании с Абрамовой.
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать