Художник николя де сталь картины. Русское чудо с французским именем Николя де Сталь (Nicolas De Stael)
КАК ЧЕЛОВЕК
Николас де Ленфен-смертный друг Лестата де Дионкура,родившийся в 1759 году в провинции Овернь в семье богатого торговца тканями.Отец Никола был человеком скупым,недалеким,грубым однако чрезвычайно честолюбивым.Отец,решивший,что его единственный сын и наследник должен получить дворянское образование,отправил 17-ти летнего Никола в Париж изучать право.Однако он не оправдал отцовских надежд.В столице Николас увлекся театром и вместо того, чтобы корпеть над учебниками, не пропускал ни одного представления в «Опера» и «Комеди Франсез». А потом на одном концерте он услышал игру знаменитого итальянского скрипача-виртуоза и буквально заболел музыкой. В тот момент Никола был потрясен, наблюдая, как этот ничем не примечательный и внешне такой обычный человек создает из ничего звуки скрипки, повергающие в экстаз. Мелодия, что лилась из-под его смычка, казалась живым существом! В те мгновения Ники был ошеломлен, заворожен, пленен! Ему безудержно захотелось проникнуть в это чудо, постигнуть таинство, посредством которого из простого куска дерева извлекается столь бесчисленное множество гармонических созвучий. Николас де Ленфен начал брать уроки игры на скрипке у самых знаменитых музыкантов. Увы, деликатность и острая нужда в деньгах помешала его учителям честно и откровенно объявить де Ленфену, что он безнадежен. Время Никола было упущено: слишком поздно начал он постигать азы музыкального мастерства... Он еще мог стать хорошим скрипачом, но выдающимся – никогда. Впрочем, тогда он этого не понимал и продолжал занятия музыкой, окончательно забросив свою юриспруденцию. В конце концов произошло то, чего и следовало ожидать: Николас де Ленфен был изгнан из университета, ему мне пришлось вернуться в родное захолустье, к отцу, кипящему от ярости из-за впустую потраченных на его обучение денег. Гнев его усугублялся еще и тем, что его сын не бросил своих занятий музыкой. Однажды, вконец рассвирепев, он вырвал у Никола из рук скрипку и вдребезги разбил ее о стену. Но Никола оказался упрямее него. Он тут же купил себе новый инструмент, пожертвовав для этой цели роскошными золотыми часами и прочими своими драгоценностями. Отца едва удар не хватил, когда он узнал о такой бессмысленной, по его мнению, трате денег. Он грозился переломать Николасу руки, чтобы раз и навсегда положить конец «дурацкому пиликанью на этой чертовой деревяшке», но скрипку больше не трогал. Как-никак, инструмент стоил денег, а отец привык рачительно относиться к любому товару.
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ЛЕСТАТОМ
И вот теперь они встретились, уже будучи взрослыми молодыми людьми. Николас де Ленфен был озлоблен на весь свет, Лестату тоже несладко жилось в его мрачном родовом замке, и очень скоро они стали лучшими друзьями. Никола и Лестатат вместе шлялись по кабакам, пьянствовали и вели долгие задушевные разговоры. Лестат де Лионкур оказался весьма тщеславным, самоуверенным, беспокойным и нетерпеливым созданием. Его чрезвычайно живой и пытливый ум занимал множество самых разнообразных тем, рассуждал о природе искусства, о вере, о добре и зле, о смысле человеческой жизни. Жизнь в глуши сильно угнетала его. Он жаждал известности и грезил о карьере театрального актера. Для той среды, в которой он вырос, взгляды его отличались редкостным свободомыслием. Однако при этом он был до смешного наивен в своем непоколебимом стремлении к добродетели. Однажды Ники, слегка раздраженный восторженностью Лестата, попытался своими язвительно-скептическими рассуждениями поколебать его идеалы. Но, увидев его растерянность, смятение и слезы, тут же раскаялся. Никола почувствовал, себя так, словно ударил ребенка. Ведь его привлекала в Лесттате именно эта ничем не замутненная душевная невинность, которой Николас де Ленфен сам, увы, давно лишился. А потом все случилось словно бы само собой. Они лежали на охапке сена в конюшне его отца, по очереди передавая друг другу бутыль с дешевым кислым вином. Ники и Лестат быстро захмелели – может, оттого, что сами этого хотели... Наступил ихний «золотой момент» – так они называли ту фазу опьянения, когда все вокруг приобретает иное значение, чувства обостряются, а мысли начинают нетерпеливо теснить и подталкивать друг дружку. Тогда-то у них и возник план побега из ихней глухой провинциальной дыры, прочь от родственников, которые не понимали их и которым они были не нужны.
В ПАРИЖЕ
По прибытию в Париж Ники обрел возможность полностью посвятить себя музыке. Но его душу отравляло сознание того, что настоящим музыкантом ему уже никогда не стать. Всю жизнь Николасу суждено было оставаться лишь жалким дилетантом. Фигляром, способным лишь на то, чтобы играть в театральном оркестрике, на потеху грубой толпе, ничего не смыслящей в высоком искусстве. И он возненавидел свою скрипку. В отличие от Лестата, Николас де Ленфен отнюдь не собирался посвящать себя служению на благо человечества. Другие люди его совершенно не интересовали, и ему было глубоко наплевать на тех, кто приходил на их представления в театр Рено. Лестат замечал скверное расположение духа Никола, но не мог понять его причины. В силу своей неискушенности в тонкостях музыкальной игры, он искренне считал его прекрасным скрипачом. Никола же становился все более раздражительным, все больше пил и все чаще срывал на Лестате свое скверное настроение. Впрочем, несмотря на это, они продолжали горячо любить друг друга. И вот однажды Лестат пропал. Он исчез самым невероятным образом, посреди ночи, когда мы с ним спали в нашей бедной мансарде. Сквозь сон Николя смутно слышал голос своего друга, но его сковало какое-то странное оцепенение, мешавшее проснуться окончательно. А наутро его уже не было. Ники решил тогда, что Лестат его бросил. Возможно, удрал с каким-нибудь одним из своих богатых поклонников, которые так восторженно глазели на него в театре. А когда неизвестно откуда стали приходить все эти дорогие подарки, подозрения Никола переросли в уверенность. О, как же он н ненавидел Лестата! Он злился не столько даже из-за его ухода, сколько из-за того, что он сделал это тайком от Николя, тем самым предав их любовь и дружбу. Лишь позже Ники узнал, что был несправедлив... Лестат не предавал его. Спустя некоторое время он вернулся. Хотя лучше бы им больше никогда не видеться! Николас сразу понял, что с Лестатом что-то не так.Николас де Ленфен узнал что Лестат стал вампиром.
КАК ВАМПИР
После вышеупомянутых событий,Лестат обратил Николаса де Ленфена в себе подобное существо,Итак,Никола стал таким же, как он. Для вампира в Ники было слишком много человеческих слабостей. Увы, и в этом мне не удалось достичь совершенства...Вскоре Николас впал в депрессию и был похищен парижскими вампирами во главе с Арманом. Позже Лестат освободил его.После этих событий Никола примкнул Театру Вампиров(ранее парижские вампиры во главе с Арманом).
СМЕРТЬ:
"Завтра меня не станет. Решение мое неизменно. Пусть очистительный огонь подарит мне небытие, ибо лишь оно способно дать покой, которого я не обрел в смерти. Напротив: сейчас, умерев, я испытываю куда более жестокие мучения, чем при жизни." - именно так комментировал свою смерть Никола де Ленфен.
В 1932 году де Сталь поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, открыл для себя творчество Рембрандта, Вермеера. Путешествовал по Европе, жил в Париже, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась первая выставка его работ, близких к традициям византийской иконописи. В начале своей творческой карьеры де Сталь находился под сильным воздействием абстрактных произведений Жоржа Брака. Большинство ранних работ де Сталя представляли собой чистые абстракции. С обретением внутренней творческой независимости художник стал создавать работы, в которых поэтика абстрактных образов была тесно связана с мотивами, навеянными реальностью.
Последующие годы Никола де Сталь жил в Ницце, где познакомился с Жаном Арпом, Соней и Робером Делоне. Под их влиянием де Сталь обратился к абстрактному искусству и, уже пережив прежде влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина, вполне самостоятельно синтезировал теперь выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В 1943 он вернулся в Париж, где познакомился с Жоржем Браком, в 1944 выставлялся вместе с Василием Кандинским в галерее Жанны Бюше, на следующий год там состоялась его персональная экспозиция. Абстрактные композиции художника тех лет выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса ("Композиция", 1949, Париж, Национальный музей современного искусства; "Тяжкая жизнь", 1946, частное собрание).
Около 1949 года композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем ("Праздничный день", 1949, Париж, частное собрание; "Композиция", 1950, Лондон, галерея Тейт; "Композиция", 1951, частное собрание). В картине "Крыши Парижа" (1952, Париж, Музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками ("Музыканты", 1953, Париж, Музей современного искусства; "Большая оранжевая обнаженная", 1953, Париж, частное собрание; "Коллаж на зеленом фоне", 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ ("Агридженто", 1953, Цюрих, Кунстхаус). В 1948 де Сталь подружился с живущим в Париже художником немецкого происхождения Джонни Фридлендером. В начале 1950–х годов к де Сталю приходит известность в США и Великобритании, он иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Его палитра светлеет, он частично возвращается к фигуративности. Творческий путь художника Никола де Сталь уместился в пятнадцать лет, при этом его творческое наследие составило свыше 1000 работ.
Картина Никола де Сталь "Красные бутылки".
Богатством фактуры и цвета фон сопоставим с изображением сосудов, словно плавающих в его драгоценной мерцающей субстанции. Есть что-то вневременное в этом натюрморте, исполненном совершенного покоя – в равновесии абстрактного и изобразительного мотивов. Художник словно управляет напряженным взаимодействием разных но интенсивности пятен красного, вибрирующих, взаимопроникающих сквозь стенки сосудов. Изысканная тональная гамма картин
де Сталя – источник их лирического звучания. Излюбленными темами фигуративных
композиций зрелого периода творчества де Сталя являются музыканты, атлеты,
обнаженная натура и натюрморты. Вскоре после создания этого натюрморта в Антибе, в 1953 де Сталь переживает тяжелый нервный кризис и
укрывается на юге Франции, где неожиданно кончает жизнь самоубийством, выбросившись из
окна своей мастерской 16 марта 1955 года. После самоубийства художника его
творчество, преодолевшее антиномию абстракции – фигуративности, получило широкое признание.
Родился в местности Сэнт Клод – северном предместье Парижа, потянувшемся вдоль берега Рэйна. В юности получил классическое музыкальное образование по классу гитары, с десяти лет занимаясь в парижской Академии Музыки. Уже в подростковом … Читать всё
Николя де Анжелис является ярким представителем французской школы романтической гитары, а также одним из вдохновителей последней волны нового французского романтизма.
Родился в местности Сэнт Клод – северном предместье Парижа, потянувшемся вдоль берега Рэйна. В юности получил классическое музыкальное образование по классу гитары, с десяти лет занимаясь в парижской Академии Музыки. Уже в подростковом возрасте, будучи признанным самым многообещающим романтическим гитаристом, играл в парижских музыкальных кафе, аккомпанируя звездам эстрады Сильвии Вартан и Жулиану ле Клерку.
Принимал участие в записи музыки к кинофильмам в содружестве с такими признанными инструменталистами, как Мишель Легран и Жан Клод Пети. Записывался в качестве сессионного гитариста в составах Ива Монтана, Шарля Азнавура, Нильды Фернандеса, ЭнцоЭнцо и Сильвии Вартан.
Успех сопровождал и собственное творчество композитора – его дебютный альбом “Quelgues Noyes Por Anna”, изданный в 1981 году, через месяц был признан «золотым».
фр. Sébastien-Roch Nicolas de Chamfort
французский писатель, мыслитель, моралист
Николя де Шамфор
Краткая биография
Французский общественный деятель, писатель, философ-моралист, революционер - родился в Клермон-Ферране 6 апреля 1741 г. О его биологических родителях известно очень мало - только то, что он был незаконнорожденным сыном деревенского священника; его воспитывали приемные родители, супруги Круазе. Фамилию «Шамфор» юноша взял себе сам при поступлении в Парижский духовный колледж. Успешно отучившись в нем, он, тем не менее, решил не связывать судьбу со службой Церкви. В одном из высказываний он признался, что вся его природа просит независимости.
Спустя некоторое время к Шамфору пришла известность как к литератору, сочинителю пьес. Последние пользовались достаточно большой популярностью, однако в репертуаре театров не задержались. Заработки от писательской деятельности, а также доходы от частных уроков были для него основными. Шамфор стал популярной личностью в салонах французской столицы, перед ним были открыты двери лучших из них. В 1781 г. он был принят во Французскую Академию. Известен и такой факт из биографии Шамфора, как принадлежность к одной из крупнейших масонских лож.
Несмотря на то, что аристократы относились к нему лояльно, а сам он находился на секретарской службе у принца Конде, Шамфор проникся демократическими взглядами и горячей антипатией к абсолютизму. Он не только горячо приветствовал Великую Французскую революцию, но и лично принимал участие в штурме Бастилии. Будучи получателем королевской пенсии, одобрил ее отмену. Именно ему принадлежит авторство известного лозунга «Мир хижинам, война дворцам!».
На протяжении 1790-1791 гг. Никола де Шамфор исполнял обязанности секретаря якобинского клуба, сочинял публичные речи для Мирабо , однако неодобрительно относился к террору, не верил в его действенность и целесообразность. В 1792 г. его назначили на должность директора Национальной библиотеки. Уже в следующем году Шамфора по доносу арестовали за то, что он отказался написать заказную правительственную брошюрку, направленную на ограничение свободы слова. Спустя несколько дней его отпустили при условии, что он будет находиться под домашним арестом, а в его доме станет проживать надсмотрщик. Не желая терпеть такого поворота событий, Шамфор попытался покончить жизнь самоубийством. Однако смерть от увечий наступила только через несколько месяцев, и произошло это 13 апреля 1794 г.
Друзья, разбиравшие вещи мятежного литератора, нашли неизвестные рукописи, которые были опубликованы спустя год после его кончины в виде книг «Максимы и мысли» и «Характеры и анекдоты». Именно благодаря содержащимся в них афоризмам Шамфор получил известность, не позволившую забыть его имя до сих пор.
Биография из Википедии
Себастье́н-Рок Никола де Шамфо́р (фр. Sébastien-Roch Nicolas de Chamfort; 6 апреля 1741, Клермон-Ферран - 13 апреля 1794, Париж) - французский писатель, мыслитель, моралист.
Незаконнорождённый ребёнок, воспитывался приёмными родителями - бакалейщиком Франсуа Никола и его женой Терезой Круазе. Окончил Парижский университет. Писал стихи, комедии, существовал литературными заработками, был известной фигурой в парижских салонах. В 1781 стал членом Французской Академии.
Приветствовал Великую Французскую революцию, участвовал в штурме Бастилии. В 1790-1791 был секретарём якобинского клуба. Дружил с Мирабо, писал для него тексты публичных выступлений. В 1792 назначен директором Национальной библиотеки. В 1793 арестован по доносу за неприятие террора, через несколько дней отпущен. Перед угрозой нового ареста пытался покончить с собой, врачи его спасли, но через несколько месяцев он скончался от причинённых себе ран.
Шамфор был также масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».
Творчество
Стихи и драматические сочинения Шамфора сегодня практически забыты. Он остался в истории книгой наблюдений и афоризмов «Максимы и мысли, характеры и анекдоты», изданной после его смерти одним из друзей (1795). В отличие от Монтеня, Ларошфуко , Лабрюйера он утверждал, что человек изменяется под влиянием общественного строя, при котором живет.
Он придумал название для брошюры аббата Сийеса: «Qu’est ce que le tiers-état? » («Что такое третье сословие?», янв. 1789).
Влияние
Труды Шамфора оказали влияние на развитие немецкого романтизма. В Германии первое издание его книги восторженно принял Фридрих Шлегель, сказавший, что в своем жанре произведение Шамфора занимает первое место.
На русский язык избранные изречения Шамфора переводились с конца XVIII века, их часто цитировали П. А. Вяземский, А. И. Тургенев. Шамфор, был представлен в библиотеке Пушкина полным собранием своих сочинений. Как свидетельствует князь Вяземский (сын пушкинского друга), «он (то есть Пушкин) постоянно давал мне наставления об обращении с женщинами, приправляя свои нравоучения циническими цитатами из Шамфора». В списке авторов, которых читает Евгений Онегин, есть и Шамфор. (Глава VIII. Строфа XXXV).
Глубоко повлиял на последующую европейскую и американскую афористику от Амброза Бирса и Ницше до Чорана и Николаса Гомеса Давилы.
Популярные биографии Популярные темы цитат и афоризмов Популярные авторы цитат и афоризмов Популярные притчи
Имя художника Николя де Сталя
в Европе куда более известно, чем на его родине – в России, где в течение долгих лет оно оставалось незаслуженно забытым. Даже после того, как творчество эмигрантов наконец привлекло внимание отечественных искусствоведов, о картинах Шагала и Кандинского писали гораздо больше, чем о полотнах Николя де Сталя, в то время как в Европе они оценивались в миллионы долларов. Он заслужил признание еще при жизни и стал одним из самых известных художников во Франции, но в 41 год неожиданно для всех принял решение уйти из жизни. Для многих причины этого поступка до сих пор остаются загадкой.
Николай де Сталь родился в 1914 г. в Санкт-Петербурге в очень богатой и знатной семье: его отец, барон Владимир Шталь фон Гольштейн, происходивший из древнего прибалтийского рода, был генералом русской армии и последним комендантом Петропавловской крепости, а мать, Людмила Бередникова, происходила из знаменитой петербургской семьи книгоиздателей и была родственницей композитора Александра Глазунова. После революции барон фон Гольштейн в течение 15 месяцев был вынужден скрываться с женой и детьми в доме Глазуновых, не выходя на улицу, а в 1919 г. им удалось эмигрировать в Польшу.
В 1921 г. глава семьи скончался, спустя год ушла из жизни и мать, и дети остались круглыми сиротами. Николаю на тот момент было всего 8 лет. Однако судьба была к ним благосклонна – их всех усыновили приемные родители из Бельгии и воспитывали в своей семье, как родных детей. В гостеприимном доме Эммануэля и Шарлотты Фрисеро они ни в чем не нуждались и получили хорошее образование. Приемные родители сохранили им фамилию родного отца и баронский титул и позаботились о том, чтобы они не забыли о своих корнях – с ними занимался преподаватель русского языка, им читали вслух произведения русской литературы.
Когда Николай проявил способности к живописи, приемные родители создали все условия, чтобы он развивал свой талант: он получил образование в Академии изобразительных искусств Сен-Жиль. В 19 лет он отправился в путешествие по Голландии, где изучал творчество Рембрандта, Вермеера и Хальса, а затем посетил Францию, Марокко, Алжир, Испанию и Италию. Во время поездки в Африку Николай встретил свою будущую жену, художницу Жанин Гийу. Ее портрет, написанный де Сталем, стал его единственной реалистической работой, после которой он полностью отказался от этого стиля: «Не знаю, что я написал: мертвую жизнь или живую смерть? » Вместе с Жанин художник вернулся во Францию, где решил остаться навсегда.
В это время происходит его формирование как художника, и в 1936 г. в Брюсселе состоялась его первая выставка. На стиль Николя де Сталя большое влияние оказали художники-абстракционисты. Его дочь Анна позже напишет: «Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну ». А сам художник заявлял: «Я пишу, чтобы освободиться от впечатлений, всех чувствований и всего, что меня тревожит. Моей рукой водит тот, кто сидит внутри ».
В 1944 г. в оккупированном Париже хозяйка известной галереи Жанна Буше проводит полуподпольную выставку, на которой работы де Сталя экспонировались вместе с картинами Кандинского и Пикассо. После освобождения Франции от немецких захватчиков такие выставки становятся регулярными, а имя Николя де Сталя становится в один ряд с признанными мастерами живописи.
Вскоре известность художника распространилась далеко за пределы Франции. После выставки в Нью-Йорке в 1953 г. все его 25 картин раскупили, после чего де Сталь скромно сообщил своему приятелю: «Теперь я – миллионер ». Росту его благосостояния способствовало и то, что в это же время он заключил контракт с известным американским арт-дилером Полем Розенбергом.
Однако на пике своей популярности художник вдруг впадает в тяжелую затяжную депрессию. Он отказывается от активной светской жизни и уезжает на юг Франции. 16 марта 1955 г. на улице Ревели в Антибе тело художника обнаружила проходившая мимо местная жительница. Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской. Этот шаг не был импульсивным – накануне гибели де Сталь зашел проконсультироваться с юристом, как будут обеспечены его дети в том случае, если с ним что-нибудь случится. В полицейском протоколе отметили: «Это был акт отчаяния ». Художник прожил всего 41 год.
Но что могло привести успешного и знаменитого художника, чьи картины высоко оценивали в Америке и Европе, к такому шагу? Знакомые де Сталя утверждают, что причиной была несчастная любовь. После смерти своей первой жены он женился во второй раз, но в последние годы жизни он встретил женщину, к которой испытывал безответные чувства. Жанна Матье была замужем, воспитывала двоих детей и отказалась уйти из семьи. За день до самоубийства художник звонил ей и просил о встрече, но она снова ответила отказом. Тогда Николя собрал все ее письма, адресованные ему, и отправил ее мужу с припиской: «Ваша взяла ». Один из английских искусствоведов написал: «Сталь был русский, толстовский персонаж, снедаемый бесами Достоевского. И если эти бесы не трогали его в начале его карьеры, то потом они буквально набросились на него ».
За 15 лет творческой жизни Николя де Сталь создал более тысячи картин, некоторые из них сейчас оцениваются в миллионы долларов. Так, одна из последних его работ, «Лежащая обнаженная», в 2011 г. была продана более чем за 7 млн евро. Только в 2003 г. в Петербурге наконец состоялась большая выставка работ Николя де Сталя, после чего в прессе появились публикации о нем, а по телевидению показали документальный фильм, посвященный его биографии и творчеству. Но до сих пор для большинства соотечественников его имя остается неизвестным.
Большое влияние на Николя де Сталя оказало знакомство с .