Fallout 4 far harbor оружие. Описание DLC Far Harbor
Известно, что многих в авиации интересует, прежде всего, качество услуг. Преимущественно самолет пассажирами воспринимается лишь как самое быстроходное транспортное средство. Тем не менее имеется категория людей, которым будет интересно узнать, как выглядит кабина самолета изнутри. Для них и представлена информация в данной статье.
Расположение кабины на воздушном корабле
Местом для кабины самолета является его передняя часть. Именно отсюда осуществляется управление данным транспортным средством. Поскольку на авиалайнере не слишком просторно, для кабины самолета отведено минимальное допустимое пространство. Управление воздушным кораблем осуществляют пилоты, для которых предусмотрено два рабочих места. Кабина самолета при помощи запираемой двери и бронированной перегородки отделена от остальных помещений.
Модернизация
В течение всей своей истории авиация интенсивно развивалась и модернизировалась. Изменения не обошли стороной и пилотные кабины. Производство воздушных кораблей осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ 24396-88, в которых изложены требования к изготовлению кабин, рассчитанных на двух летчиков, а также к размещению основного и аварийно-спасательного оборудования.
Чем обеспечена видимость для пилотов?
Кабина самолета оборудована лобовыми стеклами с особым гидрофобным покрытием, благодаря которому обеспечивается надежная защита пилотов от снега и дождя. Также стекла оснащены специальными механическими стеклоочистителями, по принципу действия сходных с автомобильными. Видимость обеспечивают два лобовых и два боковых стекла. Лобовые стекла обладают достаточной прочностью, благодаря которой они выдерживают столкновение с птицами. В конструкции предусмотрены две откатные прозрачные форточки. При необходимости они могут использоваться пилотами в качестве аварийных люков.
Состав летного экипажа
Сегодня во многих самолетах управление автоматизировано. При этом используется многоступенчатая система контроля, которая обеспечивает высокую степень безопасности управления, для достижения чего в составе экипажа должно быть не менее двух человек: первый пилот (командир корабля) и второй пилот.
В зависимости от того, на какую дальность рассчитан рейс, в летный экипаж также могут быть включены:
- бортовой инженер (бортмеханик);
- штурман;
- бортовой радист.
Места для пилотов
Левое от входа кресло предназначается для командира самолета. Справа от него в таком же кресле располагается второй пилот. Место бортинженера (если он включен в состав) находится за креслом второго пилота. Такое расположение позволит ему лучше видеть командира корабля и все подаваемые им сигналы.
Основные пилотажные приборы
В кабине самолета осуществляется управление бортом. Для этой цели к услугам пилотов представлены специальные рычаги и приборные панели. Внутри кабина самолета (фото в статье) оснащена следующими приборами:
- пультом режима;
- главным пилотажным дисплеем;
- индикатором навигационных данных;
- радиопеленгатором;
- специальным рычагом, с помощью которого осуществляется управление двигателем;
- системой, которая оповещает пилотный экипаж о состоянии силовой установки самолета;
- радаром;
- навигационными управленческими элементами;
- резервными приборами;
- специальным управленческим блоком.
Ниже представлено фото кабины самолета.
Как расположено оборудование?
Все приборы размещены в соответствии с их частотой использования и важностью. Самые главные из них расположены в зоне видимости и доступности пилотов. С целью обеспечения надежного управления авиалайнером конструкторами продублированы наиболее важные приборы для командира корабля и второго пилота.
При помощи ножных педалей и специальных рукояток, которые расположены на боковых пультах, летчики могут менять курс самолета, тормозить основные колеса во время их пробега по земле, а также поворочивать носовое колесо.
У командира корабля и у второго пилота пульты оснащены отдельными рукоятками. С их помощью летчики управляют носовым колесом во время взлета воздушного корабля. На приборной доске, которая располагается прямо перед пилотами, имеются резервные и основные индикаторы, указывающие на уровень давления в кабине самолета, состояние сигнализации и силовой установки. Тут же расположены рукоятка, с помощью которой выпускается и убирается шасси, и пульты, приводящие в действие автопилотирование. Между креслами командира корабля и второго пилота расположен средний пульт. Он отвечает за управление крыльями воздушного корабля, тормозом, радионавигацией и связью.
Верхняя часть кабины самолета оснащена навигационными и пилотажными индикаторами, датчиками освещения и управленческими пультами, которыми летчики пользуются в автономном режиме полета. На верхней панели имеется датчик ЦСО (центрального сигнального огня), который извещает летчиков в случае, если увеличивается крен воздушного корабля. Верхняя панель также оснащена щитками с кнопками, при помощи которых пилоты управляют подачей топлива, электроснабжающими системами, гидравликой, пожарной защитой и кондиционером.
Дополнительные приборы
В устройстве кабины самолета конструкторы-проектировщики также позаботились и о сервисном, вспомогательном индивидуальном оборудовании.
Кабины оснащены:
- Удобными столиками для работы с бумагами. Для большего комфорта столики расположены возле кресел пилотов.
- Подставками для ручек, карандашей и другой фурнитуры.
- Местами для хранения личных мелких вещей пилотов.
- Специальными держателями для чашек.
- Пепельницами закрытого типа.
- Местами для хранения документации.
Аварийно-спасательные средства
При необходимости пилоты могут воспользоваться следующими приборами:
- кислородными масками;
- дымозащитными капюшонами;
- кислородным переносным блоком;
- аптечкой;
- спасательными канатами;
- топором;
- электрическими фонариками.
Что обеспечивает защиту экипажа?
С целью предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц внутрь пилотых кабин разработаны соответствующие нормативные документы, согласно которым они оснащены:
- Усиленными дверьми и перегородками.
- Дверными замками, которые способны выдерживать ударные нагрузки. Такими замками могут воспользоваться только летчики со своих рабочих мест.
- Специальными кодовыми устройствами, которыми может воспользоваться только бортпроводник воздушного корабля. Как утверждают специалисты, наличие кодовых замков очень удобно, особенно в случае ухудшения самочувствия одного из пилотов и потери им дееспособности.
- Системами видеонаблюдения. Они дают возможность пилотам держать в поле зрения как пассажирский салон, так и зону, прилегающую к самой кабине.
Бронированная дверь и специальная перегородка между экипажем воздушного корабля и пассажирами призвана защитить летчиков от огнестрельных ранений.
Зона отдыха
При авиаперелетах на расстояния свыше 15 км к психическому и физическому здоровью летчиков предъявляются особые требования. Такой полет может длиться не менее 18 часов, что для человеческого организма очень утомительно. Поскольку от бодрости и спокойствия пилотов зависят чужие жизни, то для летного экипажа разработаны следующие специальные профилактические меры:
- Для каждого пилота предусмотрен свой индивидуальный комплект питания. Это дает возможность одному летчику принимать пищу в то время, когда второй управляет самолетом.
- Для каждого пилота разработан индивидуальный режим, согласно которому летчик во время длительного рейса имеет право на пятичасовой сон. Специально для этого воздушный корабль оборудован комнатой отдыха. Она может быть расположена в пассажирской части самолета. Управление в таких случаях осуществляется другим пилотом.
Планы на будущее
Сегодня авиационными инженерами ведутся работы по созданию специальных преобразователей. Они представляют собой виртуальную трехмерную аппаратуру. С ее помощью в условиях очень плохой видимости перед пилотами самолета будет возникать четкая трехмерная виртуальная картинка. Использование подобной аппаратуры и других авиационных инноваций в будущем еще более повысит уровень безопасности воздушных перелетов.
«Стеклянная кабина» - панель кабины пилотов самолёта , включающая в себя электронные дисплеи . В традиционной кабине устанавливается множество механических указателей для отображения информации. В «стеклянной» кабине установлено несколько дисплеев системы управления полётом, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации. Это упрощает управление самолётом, навигацию и позволяет пилотам сконцентрироваться на наиболее важной информации. Такая конфигурация востребована авиакомпаниями, поскольку позволяет отказаться от бортинженера . В последние годы данная технология получила распространение даже на небольших самолётах.
По мере совершенствования дисплеев самолёта эволюционировали и датчики, отправляющие на них информацию. На смену традиционным гироскопическим пилотажным приборам пришли электронные курсовертикали и системы воздушных сигналов , повышающие точность, снижающие стоимость эксплуатации и обслуживания. В «стеклянную» кабину, как правило, включаются приёмники GPS .
Ранние «стеклянные» кабины, устанавливавшиеся в самолётах McDonnell Douglas MD-80 / , Boeing 737 Classic , и 767-200/-300 , Airbus A300-600 и A310 , использовали электронную информационную систему полётов (EFIS) только для отображения пространственного положения самолёта и навигационной информации. Для отображения скорости полёта, высоты и вертикальной скорости применялись традиционные механические указатели. В более современных «стеклянных» кабинах на самолётах Boeing 737NG , 747-400 , 767-400 , , Airbus A320 и более поздних моделях, Ил-96 , Ту-204 , SSJ100 , Ан-148 , CRJ, E-Jet и EMB-145/-140/-135 механические указатели и контрольные лампы полностью отсутствуют.
История
Новая панель C-5, устанавливаемая в рамках программы модернизации
До 1970-х гг. авиаперевозки не считались достаточно сложными, чтобы требовать высокотехнологичного оборудования, такого как электронные индикаторы режимов полёта. Кроме того, компьютерные технологии тех лет не обладали достаточной лёгкостью по весу и производительностью. Возросшая сложность транспортных самолётов, появление цифровых систем и растущая нагрузка на аэропорты привели к серьёзным переменам в данной области.
В кабине обычного транспортного самолёта тех лет было установлено более ста приборов и органов управления. Основные приборы были окружены множеством индикаторов, шкал и символов, а растущее число элементов кабины пилотов занимали много места и рассеивали внимание пилотов. В попытке решить проблему NASA провело исследование по разработке дисплеев, способных обрабатывать данные от бортовых систем самолёта и полётных данных и отображать полётную ситуацию. Результатом этого исследования стала серия полётов для демонстрации полностью стеклянной кабины.
Успех инициативы NASA по разработке стеклянной кабины подтверждается повсеместным внедрением электронных индикаторов режимов полёта, впервые появившихся на самолёте MD-80 в 1979 году . Внедрение новой технологии пошло на пользу как авиакомпаниям, так и пассажирам. Повышение осведомленности пилота о своем пространственном положении в полете повысило безопасность и эффективность полётов.
К концу 1990-х годов большинство авиапроизводителей устанавливали в кабины своих самолётов жидкокристаллические дисплеи (ЖКД) - инженеров привлекли их КПД, надёжность и чёткость изображения. Ранние модели ЖКД страдали плохими показателями чёткости при некоторых углах обзора и слишком большим временем отклика, что делало их непригодными для авиации. Современные самолёты, такие как Boeing 737 Next Generation, 777, , 747-400ER , 767-400ER, 747-8 и , семейства Airbus A320 (более поздние варианты), A330 (более поздние варианты), A340-500/600, A340-300 (более поздние варианты), A380 и A350 оснащены стеклянными кабинами, включающими ЖКД.
Стеклянные кабины стали стандартным оборудованием для авиалайнеров , самолётов бизнес-класса и военных самолётов. Стеклянные кабины также установлены на космические челноки Atlantis , Colummbia , Discovery , Endeavour и российский космический корабль Союз ТМА , запущенный в 2002 году. К концу 20 века стеклянные кабины начали появляться на самолётах Авиации общего назначения . К 2005 году даже тренировочные самолёты, такие как Piper Cherokee и Cessna 172 по заказу оснащались стеклянными кабинами (этот вариант заказывали почти все покупатели), а некоторые модели, такие как Diamond Aircraft DA42 и Cirrus Design SR20 и SR22 предлагаются только со стеклянной кабиной.
Применение
В коммерческой авиации
В отличие от стеклянных кабин первого поколения, в которых инженеры просто копировали внешний вид и поведение обычных электромеханических приборов на электронно-лучевые трубки, новые дисплеи являются значительным шагом вперёд. Они передают информацию подобно обычным компьютерам, в них есть окна и возможность перемещать данные с помощью устройств, схожих по принципу действия с компьютерной мышью. Они также могут отображать карту местности, схемы захода на посадку, карту погоды, вертикальный индикатор трёхмерные навигационные подсказки.
Технологический прогресс позволяет авиационным инженерам подбирать необходимую компоновку кабины в гораздо более широких пределах, чем ранее. Все авиапроизводители выбрали такой путь построения кабины пилотов - в новых системах в качестве устройства ввода используются трекбол , манипулятор под большой палец или джойстик . Предлагаемые авиапроизводителями системы повышают ситуационную ориентацию пилота и повышают безопасность полётов путём оптимизации интерфейса «пилот-машина».
Современные стеклянные кабины могут включать системы технического зрения (Synthetic Vision System) или системы ночного видения (Enhanced Vision Systems). Системы технического зрения передают реалистичную трёхмерную картинку окружающего мира (как в авиасимуляторах) на основании заложенных в них баз данных о геофизических особенностях местности в сочетании с информацией о пространственном положении самолёта, получаемой от навигационной системы. Системы ночного видения в масштабе реального времени добавляют информацию от внешних источников, таких как инфракрасные камеры.
Все новые авиалайнеры, такие как Airbus A380 , Boeing 787 и бизнес-самолёты, такие как Bombardier Global Express и Learjet оснащаются стеклянными кабинами.
В авиации общего назначения
Некоторые самолёты авиации общего назначения, такие как 4-местные Diamond Aircraft DA40, DA42 и DA50 и 4-местный Cirrus Design SR20 и SR22 можно заказать со стеклянной кабиной. Комплекс Garmin G1000 устанавливается на многие небольшие самолёты, включая Cessna 172 . Некоторые производители разработали программы установки стеклянных кабин на уже выпущенные самолёты с обычными приборами.
Стеклянные кабины также устанавливаются на бизнес-самолёты предыдущих поколений, такие как Dassault Falcon, Raytheon Hawker, Bombardier Challenger, Cessna Citation, Gulfstream, King Air, Learjet , Astra и многие другие. Компании, предоставляющие услуги по обслуживанию авиатехники, в сотрудничестве с производителями авиационного оборудования могут произвести такую замену по требованию клиента.
Безопасность
При отказе одного прибора пилот может воспользоваться резервным или лететь по остальным приборам. При отказе «стеклянной кабины» теряются сразу несколько приборов (а иногда и вся кабина), поэтому остро встаёт вопрос подготовки пилотов к отказам оборудования.
В 2010 году NTSB опубликовало исследование, объектом которого стали 8 000 лёгких самолётов авиации общего назначения. Исследование позволило сделать вывод о том, что самолёты, оборудованные стеклянными кабинами, имеют меньший уровень аварийности, однако вероятность аварии с тяжёлыми последствиями на них выше.
Первые самолёты (часто пишут A32x или A320f) начали летать в конце 1980-х годов (1987-1988 годы) и для того времени это был, пожалуй, революционный самолёт (широкое использование композитов, электродистанционная система управления, многочисленные компьютеры).
A32x до сих пор остаются очень современными и одними из самых популярных коммерческих самолётов. Их с большим удовольствием покупают во всём мире, в том числе и в США, где и своих авиастроителей и их продукции - выше крыши.
Кабина, разработанная для A320, до сих пор остаётся стандартом для лайнеров этой компании и общая её компоновка применяется с тех пор для всех самолётов Airbus (и для больших) с минимальными изменениями.
В комментах к одному из предыдущих постов один товарищ неосторожно захотел глянуть, что там в кабине у Airbus творится.
И никто его не остановил.
Ну что же... за ошибки надо платить...
и пусть проигравший плачет.
Отмазы:
1. фото не питьевые, а технические; так что красивостей не ждите - снималось страшно(й) тёмной ночью.
2. все названия на иностранной технике английские. Я буду приводить примерные русские соответствия, а где не получится - придётся напрячь английскими названиями.
3. довольно трудно рассказать связно и плавно обо всём и в целом и в подробностях; плюс к этому вещать буду по памяти, так что - как уж получилось...
Итак, поехали:)
Кабина очень эргономичная
, в отличие от, например, Боингов:)
Кабины Боингов, даже самых современных 777, близки российскому человеку эдаким живописным беспорядком в расположении ассорти из переключателей и тумблеров на панелях (да и самих панелей тоже).
Но сейчас - не о Боинге (вот, кстати, ). В Airbus панели сделаны с кнопками в одном уровне с поверхностью (а не торчащими, как кое-где:)), с возможным минимумом торчащих частей.
Основные части того, что видно на фото:
вверху - козырёк приборной доски,
слева и справа - приборные доски капитана и второго пилота,
посредине - центральная панель приборов,
посредине внизу - центральный пульт (или пьедестал).
Слева от КВС (капитана воздушного судна) и справа от 2П (второго пилота), под форточками, находятся то, что обычно называют джойстиками (на этом фото их нет).
По-английски эти органы управления называются , или "боковая ручка".
Над пилотами находится потолочная панель.
Приборная панель КВС находится прям перед ним
На ней расположены (слева направо):
панель с регуляторами яркости дисплеев и переключателем подсветки боковых стенных панелей и пола.
Под регуляторами приклеена таблица соответствия футовых эшелонов полёта метровым эшелонам.
Так как на этом самолёте применена EFIS (система электронных приборов), то вместо обычных стрелочных приборов размещены дисплеи.
Сейчас слева виден основной полётный дисплей, а справа - навигационный дисплей.
Картинки на них могут меняться местами при нажатии круглой кнопки слева, на панели подсвета.
Всего дисплеев на самолёте шесть, и все они взаимозаменяемы. Заменяются просто - надо открыть две защёлки для снятия декоративной пластиковой панели, две защёлки на рукоятке для переноски дисплея, и . Разъёмы на задней стенке дисплея выходят из разъёмов на раме при вытаскивании дисплея.
Применение дисплеев позволяет гораздо гибче размещать информацию и повысить насыщенность ею основных приборов.
Два круглых отверстия в нижних углах дисплеев содержат датчики освещённости, которые также управляют яркостью дисплеев.
Второй пилот оборудован точно такой же панелью приборов:
На навигационном дисплее отображается маршрут полёта, картинка с погодного локатора и символы близлетящих самолётов от системы предупреждения столкновений TCAS.
На основном полётном дисплее, кроме символического изображения авиагоризонта, слева отображается полоска воздушной скорости, справа - вертикальной скорости, выставленное давление аэродрома и данные радиовысотомера.
В случае подхода какого-либо параметра к опасной границе это будет показано изменением цвета полоски.
Панель управления автопилотом находится на козырьке приборной доски:
На ней выставляются, например, давление аэродрома и параметры полёта, которые нужно выдерживать автопилоту: вертикальная скорость, курс, высота полёта, скорость.
Также здесь находится управление масштабом изображения карт на навигационных дисплеях и видом их отображения, кнопки включения автопилота и автомата тяги.
И некоторые другие органы управления:)
Самый цимес - центральная панель приборов.
Тут мы разгуляемся:)
В левой части ея находятся все четыре настоящих механических прибора, которые есть у этого самолёта.
Все они - только запасные, на случай чего. Сверху вниз и слева направо:
указатель воздушной скорости, высотомер,
авиагоризонт, указатель направлений на радиомаяки.
Под высотомером - кнопка вывода на навигационный дисплей карты поверхности.
Над авиагоризонтом - табличка ограничений по скорости для выпуска различных железяк - кажется, шасси и механизации.
Вверху центральной части - дисплей параметров двигателей, предупреждающих и информационных сообщений.
Чуть подробнее его можно глянуть в одном из моих более ранних постов:
Там ещё есть кое-что интересное по работе с MCDU (его покажу ниже).
Как правило, цвет информации на дисплее показывает состояние системы, к которой относится информация:
зелёный или белый - всё в порядке,
жёлтый - ненормально,
крестики - нет данных,
красный - нам кранты.
В данном случае тот дисплей нам показывает, что нет данных о параметрах работы двигателей (потому что двигатели не запущены и выключены их электронные блоки). Это в первой четвертушке.
Во второй четвертушке, правее, написано количество топлива на борту в фунтах и положение механизации крыла.
В четвертушке внизу слева - предупреждающее сообщение о том, что на задней панели отключен один автомат по питанию. В данном случае это замок кабины экипажа.
И в крайней четверти - информационные сообщения: стояночный тормоз включен, TCAS в режиме ожидания, ВСУ работает, третья радиостанция в голосовом режиме.
Под этим дисплеем находится системный дисплей. Он отображает состояние систем самолёта.
Сейчас на нём страница топливной системы и видна информация о различных баков (крыльевых и центрального - фюзеляжного), о количестве топлива в них и израсходованном топливе за время крайнего полёта, о температуре топлива в баках и воздуха за бортом.
Прямо под дисплеем, на центральном пульте, находится панель управления этим дисплеем и переключением других дисплеев:
В верхней части панели - переключатели для смены компьютеров, выдающих данные на дисплеи, на запасные, при отказе основных компьютеров.
Ниже, слева - регуляторы яркости двух упоминавшихся дисплеев.
Правее них - кнопки выбора страницы на системном дисплее:
Engine - двигатель
Тут мы видим информацию о в маслобаках и давлении масла в маслосистемах двигателей, о его температуре, о вибрации двигателей, о расходе топлива, и внизу - температуры воздуха за бортом, высота аэродрома над уровнем моря и мировое время.
APU - ВСУ
Параметры работы: обороты в процентах, температура газов после турбины, давление воздуха в системе отбора,
частота, напряжение и процент загрузки генератора переменного напряжения.
Входная створка , как ни странно, открыта:)
Bleed - отбор воздуха
Состояние различных частей паков (установок) кондиционирования воздуха - температуры и давления внутри, положение и .
Conditioning - кондиционирование
Температура поступающего воздуха и в различных зонах салона, в заднем и в кабине пилотов, положение заслонок.
Температура - в Фаренгейтах или Цельсиях (это может быть изменено программированием систем).
Cabin pressure - давление в салоне
По системе регулирования давления воздуха:
превышение аэродрома посадки,
перепад давлений с окружающей средой, вариометр скорости изменения "высоты в кабине", сама "высота в кабине" :)
Наверное, надо пояснить:)
Высота в кабине - это высота, на которой давление воздуха будет таким же, как давление в кабине.
То есть, высота в кабине 2 км означает, что давление воздуха внутри самолёта такое же, как на высоте 2 км.
Говорят, стюардессы очень сильно задумываются, когда им на учёбе пытаются разъяснить этот термин. С неизвестным результатом:)
Да, ну и положение клапанов системы охлаждения электроники и некоторых компьютеров по этой части тоже тут показываются.
Doors/Oxygen - двери/кислород
Положение входных, сервисных и дверей, а также люков технических отсеков. Состояние (подготовлен к автоматическому надуванию или нет).
Давление кислорода в баллоне пилотов.
Hydraulics - гидросистемы
На самолёте три гидросистемы: зелёная, синяя, жёлтая. Это - условные названия Airbus, и с цветом жидкости они не связаны.
Сейчас давления в системах нет, потому что не работают ни двигательные насосы, ни электрические.
Если насос жёлтой или зелёной систем не работает, но уровень жидкости нормальный, то давление может создаваться с помощью PTU, используя давление в исправной системе. PTU - это гидромотор и гидронасос на одном валу.
В случае потери всех насосов давление в синей системе можно создать, выпустив , вращающийся набегающим потоком воздуха. От этого давления также запитывается аварийный электрический генератор.
Уровни жидкости в гидробаках - буквой ">".
Flight controls - управление
Схематично подвод давления к гидроприводам поверхностей управления, положение этих поверхностей, состояние управляющих компьютеров.
Как видите, разные поверхности запитываются разными системами в разных комбинациях (G, B, Y).
Fuel - топливо
Справа от заголовка - единицы измерения (в данном случае - LBS = фунты; могут быть кг)
Ниже - использованное топливо каждым двигателем. Значение сбрасывается при запуске двигателя.
В рамке - общее количество топлива на борту.
В кружочках - положение и ВСУ. Средний клапан с вертикальной чертой - клапан кольцевания (чтобы можно было вырабатывать топливо из баков одной стороны на другую сторону).
Линии показывают схематически топливные магистрали.
Оранжевые прямоугольники - баков. Сейчас они выключены. Если включены, и всё нормально, то они зелёные. Если включены, но нет давления топлива после насоса, - будет оранжевая надпись LO (низкое давление).
Ниже - распределение топлива по бакам: два крыльевых и центральный. Крыльевые баки имеют ещё отсеки ближе к консоли крыла, сообщаемые с объёмом основного крыльевого бака с помощью клапанов. Сейчас клапаны закрыты, и это показано вертикальной зелёной чертой. Когда клапаны открываются для перелива топлива в основной объём бака, это будет видно на экране.
Температура топлива в каждом из баков показывается снизу него.
Все эти страницы в полёте вызываются автоматически, без нажатия кнопок на пульте. Потому что самолёт сам отслеживает фазы полёта и показывает нужную в данный момент информацию.
Разумеется, это не исключает возможности ручного вызова страниц.
Ну вот, с системами почти разобрались; и теперь осталось осмотреть совсем немного - чуть больше половины:)
В правой части центральной приборной доски:
Индикаторы положения шасси,
кнопки включения различной интенсивности автоматического торможения (тормозами), выключатель систем антиюза и управления разворотом передних колёс.
Модные часики
и опять же включатель режима отображения поверхности на навигационном дисплее (теперь уже для второго пилота).
Ниже -
рукоятка выпуска-уборки шасси (система управления чисто электрическая, никаких кранов в кабине),
индикаторы давления гидроаккумулятора тормозов и давлений в тормозах.
По пьедесталу пробежимся кратенько.
Левая и правая сторона практически одинаковы:
(сверху вниз)
торчат нижние части MCDU,
Посредине - блок рукояток управления двигателями (РУД) с рукоятками управления (РУР) на них.
По бокам от них - колёса ручного управления перекладкой стабилизатора с индикацией положения.
Нижняя часть пульта:
Здесь вверху - то, чем отличались левая и правая части предыдущего фото:
слева - пульт управления погодным локатором, справа - пульт управления TCAS.
Между ними, посредине - главные выключатели двигателей и переключатель запуска (прокрутка - нормальное положение селектора - запуск и зажигание).
В середине, сверху вниз:
триммер руля направления,
стояночный тормоз,
рукоятка механического привода аварийного выпуска шасси.
Вообще, на этом самолёте только три троса (для запасного ручного управления) - аварийный выпуск шасси, в управлении рулём направления и в управлении стабилизатором. Всё остальное управляется только электродистанционно, хотя приводы, как правило, гидравлические.
Справа, сверху вниз:
рукоятка выпуска закрылков,
принтер.
В самых низах - резиновые накладки для размещения ног третьего оккупанта (да-да, именно так он и называется), сидящего на складывающемся кресле возле входной двери кабины экипажа.
Упоминавшиеся MCDU - это многофункциональный пультик такой, откуда очень много чего делается (ввод маршрута полёта, тестирование систем).
Опять же ссылка на то, что через них можно делать при обслуживании -
Посмотрим наверх: там второе по вкусности - потолочная панель.
Начнём со средней части, снизу вверх:
Снизу слева - выключатели : рулёжных, посадочных фар, проблесковых маячков, стробов, освещения крыла и логотипа, навигационных огней.
Внизу справа - подсвет самой потолочной панели, освещение кабины пилотов, подсвет кнопок, магнитного компаса, выключатели аварийного освещения и сигнальных табло про застегнуть ремни.
Между ними - основной выключатель ВСУ и кнопка её запуска.
Выше:
слева - управление противообледенительной системой,
справа - давлением воздуха внутри самолёта.
Ещё выше - управление электричеством.
Посредине - выключатели батареек (аккумуляторов то есть) с индикацией их напряжения.
Ext Pwr = .
Генератор ВСУ при запуске её подключается автоматически.
Комп отслеживает параметры подаваемого напряжения, и если оно выходит за пределы, то питание не подключается. Поэтому отечественные источники питания этот самолёт не ест - у наших источников напряжение и частота гуляют сами по себе.
Под красным колпачком - управление механическим рассоединением вала привода генератора двигателя и выходного вала коробки приводов.
Ещё выше:
Сверху вниз:
управление пожарными кранами и пожаротушением двигателей (по бокам) и ВСУ (посредине),
гидросистемами (под колпачком - ручной выпуск ветряка),
топливной системой (насосы, клапаны).
Боковые потолочные панели:
левая
сверху вниз (управление):
инерциальные навигационные системы,
компьютеры поверхностей управления,
сигнал эвакуации,
аварийное электропитание,
система предупреждения близости поверхности,
речевой накопитель,
включение пассажирской кислородной системы (точнее, только выброс масок),
вызовы проводников и наземного персонала,
стеклоочиститель.
правая:
сверху вниз:
компьютеры поверхностей управления (кнопка светится при неисправности компа, и ей же можно отключить его),
обогрев заднего багажника,
система про задымление багажников,
вентиляторы отсека электронного оборудования и в кабине и салоне,
запуск двигателей врукопашную,
стеклоочиститель 2П.
Ну, и завершаем экскурсию...
К борту от каждого из пилотов есть Sidestick:
Этой штукой пилот может управлять креном влево-вправо и тангажом вверх-вниз.
Слева виден динамик на передней панели - оттуда говорит диспетчер.
Чуть правее ручки (это 2П) - управление разворотом колёс передней ноги для руления. На Airbus рулить может как КВС, так и 2П.
И справа, с оранжевой кнопкой, - микрофон для пугания пассажиров и флирта с диспетчерами.
На самом sidestick есть красная кнопка для это включения приоритета управления.
В обычном режиме сигналы с обоих сайдстиков алгебраически суммируются. Если кто-то один хочет управлять самолётом, он должен известить об этом другого пилота словами "I have controls" (Я управляю) и может нажимать кнопу (или наоборот, сначала нажать, если времени предупредить нету). После нажатия будет работать только его сайдстик, а самолёт человеческим голосом скажет об этом и индикацией на козырьке приборной доски покажет обоим.
Ещё спереди sidestick-а есть клавиша включения микрофона гарнитуры в разговор (или на передачу). Нажимается, когда надо сказать что-то в эфир.
Имеют электропривод и могут регулироваться как вперёд-назад, так и по высоте и по отклонению спинки (там ещё всякие подпоры поясничные регулируются, но это не про сейчас).
Кресла очень эргономичны не только по посадке, но и внешнему виду и по дополнительным функциям.
На Боинге, например, кресла так до сих пор и остаются как на бомбардировщиках:) - клёпаной конструкции из металлического листа и с различными рычагами и барабанчиками по бокам.
Здесь же мы видим аккуратную продуманную конструкцию с минимумом острых выступающих углов. Подлокотник убирается в свою нишу, на спинке есть отсек для спасательных жилетов. Спинная подушка съёмная и с ней можно плавать в случае чего.
Подлокотник кресла также регулируемый и его располагают так, чтобы удобнее лежала рука при управлении самолётом:
Иногда возникают вопросы, не трудно ли капитану рулить левой рукой.
Не знаю. По разговорам пилотов, подсмотренным в интернете, это всего лишь дело привычки.
Думаю, так и есть, потому что:
1. КВС, как правило, рулит даже лучше второго.
2. штурвалом тоже рулят одной рукой (вторая - на РУДах).
3. огромное количество народу на машинах рулит тоже левой рукой, а правой переключают передачи.
Главным отличием Airbus от Boeing, несоменно, является :)
У Boeing на этом месте зачем-то растёт большой штурвал, так что и ни поесть толком, ни письмо маме написать.
Сбоку от пилотского кресла, у стены, есть места для кислородных масок экипажа
Снизу - огнетушитель, а сзади - бардачок для документов, где обычно лежит куча книг о том, как летать (если забыл, всегда можно догнаться).
И, наконец, на задней стенке находится панель (как это по-русски?..) (АЗС).
По бокам у рядов нанесены буквы, а снизу - числа. Так что получается система координат для простого нахождения нужного АЗСа.
Часть АЗСов отслеживается самолётом, и при их выбивании на верхнем среднем дисплее будет сообщение об этом. Такие АЗСы - зелёного цвета.
Если часть систем на самолёте отключена или была снята (хотя была установлена), то выдернутые АЗСы этих систем закрепляются. Тут они видны как имеющие красные ободки (а некоторые не видны, потому что с чёрными скобками).
Например, это могут быть такие системы как индикация давления в колёсах на дисплеях в кабине, развлекательные системы, второй локатор, и так далее.
Ну что же, на сегодня, пожалуй, всё. Получилось не только о кабине.
Если у кого-то ещё и теперь остались вопросы, - убью!
задавайте... :)
p. s.
и если вдруг это получилось интересно - отметьтесь, пожалуйста, в комментариях (ну, там что-то вроде "пеши есчо" или просто плюсик), а то иначе таких объёмных постов (во всю ночь) не буду писать.