Ф 22 против су 35 кто лучше. На чьей стороне преимущество? Что за машины
Истребитель Су-35 является самым современным самолетом, выпускающимся российским оборонно-промышленным комплексом. Он условно относится к четвертому поколению, но обладает некоторыми признаками самолетов пятого поколения.
Американское руководство возлагает большие надежды на самолет F-35, который должен стать основой флота тактических истребителей ВВС США. Предлагаем сравнить два этих самолета.
Истребитель Су-35 является потомком знаменитого советского и российского Су-27, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Су-35 обладает усовершенствованной авиационной электроникой, двигателем и корпусом. Эта машина активно поступает на вооружение частей и соединений ВКС РФ. При этом недавно был подписан первый экспортный контракт на продажу этих истребителей.
Самолет F-35 еще не начал полноценную службу, - на данный момент завершается доводка нового истребителя. При этом на F-35 со всех сторон продолжает сыпаться критика. Основной проблемой является стоимость программы разработки и производства этой машиной. Один F-35 стоит более 100 миллионов долларов, хотя изначально истребитель должен был стоить около 30 миллионов. Отметим, что один экземпляр Су-35 обходится Минобороны РФ в 13 миллионов долларов. Что касается технических особенностей, то вопросы у специалистов вызывают силовые агрегаты, авионика и даже шлемы пилотов F-35.
Главным преимуществом Су-35 над F-35 является маневренность. Мощный двигатель Су-35 позволяет летчикам выполнять все виды сложнейших маневров, в то время как американские конструкторы понадеялись на стелс-технологии, явно позабыв, что «невидимость» самолетов зависит в первую очередь от сверхманевренности. Ряд экспертов отмечают, что высокая маневренность Су-35 может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника. Для гарантированного уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен к нему максимально приблизиться, тем самым подвергнув себя риску быть обнаруженным. При этом Су-35 не оставит ни единого шанса F-35 в ближнем бою.
Российская машина оснащена более совершенным оружием, - в частности, дальность некоторых ракет достигает 400 километров. Американская машина может брать на борт лишь небольшое число ракет, которые обладают намного меньшей дальностью.
Несколько лет назад было проведено моделирование воздушного боя Су-35 с американскими машинами пятого поколения F-35 и F-22. По словам австралийского парламентария Дениса Дженсена, который присутствовал во время моделирования, российский истребитель не оставил ни единого шанса американским машинам. Дело в том, что Австралия собирается приобрести партию американских самолетов пятого поколения, но по итогам множества испытаний делает ставку на F-22.
Австралийские эксперты, кстати, относят F-35 к четвертому, а не пятому поколению из-за большой заметности и других недостатков. Интересно, что отказались от покупки F-35 и канадцы. Вместе с тем ВВС США, конечно, уже не имеют права отказаться от машины, на разработку которой были потрачены огромные деньги, - точка невозврата давно пройдена. Таким образом, Военно-воздушные силы заокеанской державы будут оснащаться дорогим самолетом с кучей проблем.
Истребитель F-35, несмотря на высокую стоимость, не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются ВВС всех стран мира. В свою очередь, Су-35 лучше своего оппонента по ряду ключевых параметров. Из этого можно сделать вывод, что российский истребитель превосходит американский.
Является ли наиболее скрытный американский боевой самолет F-35 легкой добычей истребителя Су-35?
Некоторые считают, что это совершенно верное утверждение.
Было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок».
Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии.
Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».
Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью. Очень дорогие западные истребители оказываются в роли «тарелочек» для ружейной стрельбы.
Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» (Pancake - горизонтальный разворот практически на месте на 360 град без потери скорости - «без потери скорости» это сомнительное утверждение - прим. «ВП»).
Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день». Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.
Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. «В 1940–1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.
Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.
F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» - knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного оружия, повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.
Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».
Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.
Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом - какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет - прим. «ВП»).
Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам - «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. «В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.
В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5 М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций - прим. «ВП»). Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6 М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».
В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.
Су-35 против F-35: Кто победит?
Су-35 и другие современные "Фланкеры" - это очень боеспособные самолеты. Американские истребители четвертого поколения уже не обладают теми неоспоримыми техническими преимуществами, какие были у них в прошлом. Соединенные Штаты должны вкладывать деньги в истребители следующего поколения, чтобы как можно скорее заменить действующий парк авиации
Российский истребитель Су-35 явно произвел фурор в военных средствах массовой информации Запада - и не без причины.
Несмотря на мощные санкции и на слабость экономики, которая определенно видела и лучшие времена, Москва продолжает одну за другой создавать новые боевые системы, такие как танки, подводные лодки, платформы для ядерного оружия и так далее.
Конечно, многие образцы этой техники были запланированы и сконструированы еще до введения санкций, но Россия прилагает большие усилия в рамках модернизации своих вооруженных сил, и особенно ВВС, отказываясь от старых советских систем. Наглядным примером таких усилий является Су-35.
Как же выглядит Су-35 в сравнении с лучшими американскими самолетами? Каковы его шансы в борьбе с ВВС США, которые определенно являются лучшими в мире? Например, как поведет себя Су-35 в боевой обстановке, когда ему будет противостоять истребитель F-35 компании Lockheed Martin? И как покажет себя новый российский самолет, столкнувшись с более старыми американскими машинами, такими как F-15 или F-16?
Новости по теме
Такие сценарии важны, причем не только в контексте противостояния России - НАТО или ситуации на Ближнем Востоке. Сейчас, когда Россия собирается поставлять Су-35 в Китай, эти сравнения обретают еще большее значение. В мире есть много мест, где могут пересечься пути этих смертоносных машин, а посему сравнения такого рода весьма актуальны.
Ниже приводится подборка из трех статей, написанных в прошлом году редактором The National Interest по военной тематике Дейвом Маджумдаром. В них эти вопросы рассматриваются глубоко и подробно, и мы объединили эти статьи в одну, чтобы доставить удовольствие читателям. Итак, да начнутся дебаты.
Единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin должен стать основой парка тактических истребителей Пентагона. Однако далеко не каждая страна в мире может позволить себе применение дорогих истребителей пятого поколения.
Даже Россия и Китай вряд ли будут пытаться создать целый авиационный парк из таких истребителей. Вместо этого в обозримом будущем основой их тактической авиации будут различные варианты истребителя Су-27, разработанного ОКБ Сухого и предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Самый эффективный самолет из семейства "Фланкеров" (Flanker - так в НАТО называют серию образцов самолетов Су - прим. пер.) Су-35, обладающий серьезно усовершенствованной электроникой, двигателями и корпусом. В ближайшие годы эта версия российского истребителя, скорее всего, получит большое распространение в мире.
Фото из открытых источников
Для противодействия различным вариантам "Фланкеров" ВВС США, морской пехоте и (в меньшей степени) ВМС США придется полагаться на различные модификации F-35, хотя для достижения превосходства в воздухе он никогда не предназначался. F-35 был и остается ударным самолетом с расширенными возможностями по защите от истребителей противника, хотя Пентагон и рекламирует его как многоцелевой истребитель.
Как поведет себя четверка F-35, столкнувшись с четверкой Су-35? Скорее всего, она изменит курс и вызовет F-22 ("Раптор") и F-15С, в задачи которых входит установление и поддержание превосходства в воздухе, а сама радостно полетит дальше к назначенным целям.
Однако, как показывает история, на войне не всегда получается выбрать оптимальное решение. Даже если F-35 придется обходиться собственными силами, у них будут неплохие шансы справиться с Су-35 - просто для этого им потребуется правильно разыграть свои карты. Летчикам F-35 нужно будет умело использовать сильные стороны своих истребителей, такие как малозаметность, бортовые приборы обнаружения и хитрую тактику - и не позволять противнику воспользоваться их недостатками. А это значит, что им при помощи малозаметности и приборов обнаружения нужно будет вести бой за пределами видимости, избегая более близкого контакта, при котором они станут уязвимыми.
Новости по теме
В отличие от "Раптора", который с самого начала разрабатывался преимущественно для воздушного боя, F-35 для этого не предназначен. В F-22 сочетается малозаметная конструкция, большая предельная высота полета и сверхзвуковая крейсерская скорость (более 1,8 Маха). Между тем, F-35 едва достигает 1,6 Маха на полном форсаже. Кроме того, F-22 обладает отличной маневренностью в бою в пределах прямой видимости. Он превосходит соперников по угловой скорости разворота, радиусу, углу атаки и ускорению на всех высотах.
Четверка "Рапторов", летящая на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 15,2 км, по сути дела сама может выбирать, где и когда ей сражаться; а четверка сравнительно медленных F-35, летящих ниже, может столкнуться с необходимостью вступить в бой с превосходящими ее по характеристикам самолетами противника (если летчики будут недостаточно осторожными).
Более того, скорость F-35 и высота, которую он набирает, не позволяют ему придавать своим ракетам AIM-120 такую же энергию, как при запуске с F-22. Соответственно, при пуске с F-35 дальность ракет будет меньше. Кроме того, F-35 не может нести на борту такое же количество ракет "воздух-воздух", что создает проблемы, так как средства радиоэлектронного подавления с цифровым запоминанием высоких частот вполне способны нарушить работу системы наведения AIM-120.
В воздушном бою F-35 не обладает маневренностью "Раптора" - и даже F-16 или F/ A-18. Если ему придется вступить в бой на малой дистанции, спасти самолет сможет только превосходство пилота над противником в опыте и навыках. Далее, F-35 с характеристиками малозаметности оснащается только внутренним вооружением и не может нести ракеты AIM-9X, которые способны поражать цели со смещением от линии визирования. Если же оружейные отсеки F-35 когда-то будут приспособлены под AIM-9X, истребителю придется пожертвовать ракетами AIM-120, которые лучше подходят для его основных задач. Таким образом, пилот F-35 должен любой ценой избегать ближнего боя.
Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит перед F-35 задачу по завоеванию господства в воздухе, если у него будут другие варианты. Однако, так как "Рапторов" у США мало, а F-15C становится все меньше, вполне возможно, что командование будет вынуждено идти на такие меры, применяя F-35 для завоевания превосходства в воздухе. Впрочем, в любом случае в большинстве регионов мира главной угрозой для американской авиации остаются современные комплексы ПВО, а не самолеты противника.
Истребитель F-15C Eagle компании Boeing находится на вооружении военно-воздушных сил США вот уже почти 40 лет и, судя по всему, будет использоваться еще в течение нескольких десятилетий. За эти годы мощный F-15 неоднократно модернизировался с учетом растущих угроз; но обладает ли почтенный Eagle теми качествами, которые необходимы для завоевания господства в небе?
Новости по теме
Ответ будет такой: да, несомненно. Наверное, F-15 уже не молод, однако он по-прежнему остается одним из лучших истребителей завоевания превосходства в воздухе. Единственным действующим самолетом, превосходящим F-15 по большинству показателей, является производимый компанией Lockheed Martin F-22 Raptor. Другие машины обладают преимуществами в некоторых аспектах, однако F-15C в целом сохраняет свою конкурентоспособность, что бы ни говорили по этому поводу представители отделов по привлечению клиентуры из различных компаний-конкурентов.
Американский истребитель F-15E Strike Eagle на авиабазе Инджирлик, Турция Reuters
Пожалуй, самую серьезную угрозу для F-15 представляет российский истребитель Су-35. Хотя сегодня в стадии разработки находятся и другие, более современные самолеты, они, скорее всего, будут слишком дороги для массового производства. Истребитель Су-35 не является самой распространенной потенциальной угрозой, однако весьма велики шансы на то, что их количество будет быстро расти. По имеющимся данным, Индонезия решила закупить самолеты Су-35, и, кроме того, нам известно, что вопрос о его приобретении обсуждают китайцы.
Су-35 - это действительно опасная боевая машина, и по многим параметрам российский самолет не уступает самым последним версиям F-15 или даже превосходит их. С точки зрения чисто кинематических возможностей, Су-35 немного проигрывает в максимальной скорости F-15, однако он превосходит его по ускорению, что достигается благодаря его мощным спаренным двигателям (изделие 117С компании "Сатурн"), каждый из которых создает тягу в 14500 килограммов. Кроме того, когда этот самолет имеет относительно небольшую нагрузку, он способен сохранять сверхзвуковую скорость, не прибегая к использованию форсажных камер.
Хотя великолепные показатели ускорения до сверхзвуковой скорости на больших высотах являются огромным преимуществом, истребитель F-15C тоже далеко не увалень - и в результате это превосходство российского самолета не будет решающим. Однако на низких скоростях Су-35 имеет непреодолимое преимущество. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги и невероятной маневренностью на малых скоростях. Однако использование нашлемных систем отображения и прицеливания, а также ракет с большими углами целеуказания, таких как AIM-9X и российской Р-73 при близком визуальном контакте чаще всего будет приводить к ситуации "обоюдного уничтожения", что подтверждают многие пилоты. Вместе с тем, немало будет зависеть от умений летчика и, если честно, от удачи.
На больших дальностях F-15C и F-15E сохраняют превосходство над Су-35, что объясняется наличием у них РЛС и антенных решеток с автоматическим электронным сканированием. Радары Raytheon APG-63 (v) 3 и APG-82 (v)1, устанавливаемые на F-15C и F-15E, все еще значительно превосходят по своим возможностям "тихомировскую" радиолокационную станцию с пассивной фазированной антенной решеткой "Ирбис-Е", которыми оснащаются Су-35. Российский истребитель пока имеет незначительное преимущество в области пассивных датчиков, поскольку обладает встроенной инфракрасной системой поиска и сопровождения, однако самолеты F-15 получат весьма совершенную систему поиска и сопровождения уже в ближайшем будущем, что сведет на нет преимущества российского "Фланкера".
В чем Су-35, судя по всему, удерживает превосходство, так это в средствах радиоэлектронной борьбы. Су-35С может похвастаться мощной системой радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания, которая способна сбить с курса американскую ракету AIM-120 AMRAAM. Хотя эти американские ракеты в конечном итоге, скорее всего, смогут преодолеть защиту российского самолета, для уничтожения цели потребуется больше ракет, чем рассчитывали конструкторы. Кроме того, Су-35 несет на борту огромный арсенал ракет "воздух-воздух", тогда как F-15 оснащен устаревшей оборонительной электроникой. Военно-воздушные силы США прекрасно осознают эти проблемы, и именно поэтому так много внимания уделяется проекту модернизации системы пассивно-активного предупреждения и выживания (EPAWSS) для F-15, на которую предполагается потратить 7,6 миллиарда долларов.
Истребитель-бомбардировщик F-35 "Лайтнинг" II Reuters
Настоящая проблема состоит в том, что Су-35 и современные модели F-15 Eagle сопоставимы по своим характеристикам - и именно это вызывает беспокойство у командования военно-воздушных сил США. Американские летчики привыкли к ведению боевых действий в ситуации, когда они обладают огромным техническим превосходством, тогда как в случае с Су-35 такого превосходства нет, а в некотором отношении российский самолет даже превосходит F-15. В целом, при прочих равных условиях даже полностью модернизированному и оснащенному новейшим радаром с активной фазированной антенной решеткой F-15C будет очень трудно в противоборстве с Су-35. Однако подобная ситуация возможна в том случае, если Соединенные Штаты будут вести войну против России или против какой-нибудь другой великой державы - такой как Китай. Но это маловероятно.
Скорее, F-15 может столкнуться с Су-35, состоящим на вооружении у какого-нибудь деспота из третьего мира. Пилоты из такой страны вряд ли будут обладать подготовкой, тактикой и опытом, необходимыми для того, чтобы вести бой против американских летчиков, и поэтому реальных шансов на победу у них не будет. Кроме того, российские истребители, как известно, не отличаются особой надежностью, и если к этому добавить плохо подготовленный технический персонал и отсутствие запасных частей, то какая-нибудь заштатная страна третьего мира не сможет постоянно поддерживать истребитель в работоспособном состоянии. Важно еще и то, что у потенциального противника - если не считать Россию и Китай - скорее всего, не будет системы АВАКС и полноценных наземных комплексов перехвата, что создаст для них дополнительные проблемы.
Вывод таков: если F-15 не придется участвовать в третьей мировой войне, то военно-воздушные силы страны будут использовать его еще в течение двух десятилетий. Возможно, того одностороннего преимущества, к которому привыкли американские летчики, уже не будет, но, тем не менее, потеря превосходства в воздухе Соединенным Штатам пока не грозит.
Самолет компании Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon на протяжении многих лет составляет основу ВВС США и их союзников. С годами из легкого истребителя воздушного боя он превратился в мощную многоцелевую машину, выполняющую широкий круг задач, начиная с подавления ПВО противника и кончая борьбой за превосходство в воздухе. "Гадюка", как F-16 называют американские летчики, состоит на вооружении с 1980 года, но этот самолет продолжает совершенствоваться и останется на вооружении в ВВС США и других стран еще несколько десятилетий. Но хотя F-16 остается грозным истребителем, вероятный противник начинает его догонять. Новейшие образцы российских самолетов типа Су-35 во многих отношениях не отстают от F-16 и даже превосходят его.
Су-35 в большей степени является аналогом F-15 Eagle компании Boeing, однако Россия продает по всему миру гораздо больше "Фланкеров", чем самолетов МиГ-29. Надо сказать, что во время крупных учений типа Red Flag или Red Flag Alaska ВВС США в качестве самолетов противника используют копии "Фланкера" (обычно это Су-30МКК), а не МиГ-29. Все дело в том, что у американских летчиков больше всего шансов встретиться в воздухе с этим массивным двухмоторным российским самолетом, а не с каким-то другим.
Су-35 - это не самый распространенный вариант "Фланкера", но самый боеспособный из числа созданных на сегодняшний день. Попав в хорошие руки (подготовленные пилоты, поддержка со стороны наземных операторов или самолетов ДРЛО), Су-35 может создать мощную угрозу любому западному истребителю за исключением F-22 Raptor. Наверное, F-35 тоже покажет себя неплохо - если летчики будут грамотно использовать его характеристики малозаметности, датчики и сетевые возможности. Здесь важнее всего тактика и уровень подготовки.
Су-35 Фото из открытых источников
А как насчет рабочей лошадки F-16? У "Гадюки", в отличие от последней модернизированной версии F-15C, нет массивной РЛС с активной фазированной антенной решеткой, и он обычно не может осуществлять пуск ракет AIM-120 на тех скоростях и высотах, которых достигает Eagle. Но F-15C создавался специально как истребитель завоевания превосходства в воздухе. У большинства состоящих на вооружении F-16 вообще нет АФАРов. Модернизированные F-16E/F Объединенных Арабских Эмиратов имеют АФАР APG-80, обладающую прекрасными возможностями, но таких самолетов очень мало. В американских ВВС F-16 в настоящее время не оснащаются АФАР, что ставит их в чрезвычайно невыгодные условия в сравнении с Су-35 и другими вариантами "Фланкеров".
В ВВС США прекрасно осознают эту проблему. Командование намеревалось модернизировать примерно 300 машин F-16, установив на них в рамках программы CAPES бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Но эту программу отменили из-за секвестра, как называют автоматическое сокращение статей бюджета. Тем не менее, в ВВС знают, что им надо срочно оснащать F-16 новыми РЛС, и чем раньше, тем лучше.
Новости по теме
В это году авиация Национальной гвардии подала срочную заявку, потребовав установить АФАР на своих F-16, которые выполняют задачи по защите страны. Эти РЛС нужны для отслеживания крылатых ракет и прочих маленьких и труднообнаруживаемых целей. В ВВС также знают об этой проблеме, и командование в марте месяце подало запрос на получение информации о новой РЛС для F-16. В том же месяце начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш (Mark Welsh) заявил в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей: "Нам нужно разработать план модернизации АФАР для всего парка авиации".
ВВС США в основном не применяют F-16 как истребитель завоевания превосходства в воздухе, и воздушный бой для него является вспомогательной задачей. АФАР нужен этому почтенному самолеты для того, чтобы он не утратил свою актуальность. Имея АФАР, F-16 наверняка выстоит в бою с Су-35 и на большей дальности, хотя это все равно будет трудно.
На меньшей дальности все будет определяться мастерством пилота и характеристиками ракет с непрямой наводкой каждого из самолетов. С появлением таких ракет как Р-73 и AIM-9X воздушный бой на дальности прямой видимости будет неизменно проходить по сценарию взаимно гарантированного уничтожения. Во время учебных вылетов такое случается нередко. Хотя управляемый вектор тяги Су-35 дает ему преимущества на очень низких скоростях (надо помнить, что низкая скорость означает низкое энергетическое состояние), он не является непреодолимой преградой для опытного летчика F-16, который знает, как в полной мере использовать сильные стороны своей машины.
иАмериканский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.
Отдавая дань сверхманевренности и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale. Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.
В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам. По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.
Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе. С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным. И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.
Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35 . И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги. Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях - вертикальной и горизонтальной.
Самый маневренный из американских «пятерочников» - F-22 Raptor - способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости. Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится. То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».
Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника. И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35. И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.
Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.
Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние - Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.
Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км. Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.
Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех. Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН. По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля. Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН. И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.
При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть - не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.
То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.
Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС - 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.
F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.
Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения приобрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».
Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США - AIM-9X Sidewinder.
Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным - самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты - управляемый вектор тяги.
Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.
К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 - . В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.
Сразу многие сетевые СМИ России опубликовали заметки о том, что "летные испытания нового российского истребителя Су-35 показали, что по своим техническим характеристикам самолет превосходит основные зарубежные аналоги, включая французский Rafale, Eurofighter Typhoon, а также американские F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18E/F Super Hornet и F-35 Lightning II."
Эти и им подобные заявления появлялись много-много раз, но, кроме скепсиса, мало что вызывают.
Начнем с того, что "сравнение" произведено некорректно. Су-35, являющийся модификацией семейства Су-27, является по российской классификации "тяжелым истребителем", а по классификации НАТО - "истребителем завоевания превосходства в воздухе". В этом классе истребителей есть F-22 Raptor и семейство истребителей F-15 Eagle. Все остальные, перечисленные истребители относятся по российской классификации к классу "легких" или "средних", а по НАТОвской - к классу истребителей-бомбардировщиков или "многофункциональных" истребителей. Если сравнивать Еврофайтеры, Рафали, F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, то в российской номенклатуре ВВС они в классе семейства истребителей МиГ-29. А F-35 Lightning II вообще нельзя включать в этот список, поскольку он не только другого класса, но и другого поколения.
Кстати о спорах про то, что же такое это самое пресловутое "пятое поколение".
Понятно, что в зависимосто от типа истребителя, является ли он истребителем "завоевания превосходства" или истребителем-бомбардировщиком, к его тактико-техническим возможностям и тактике применения предъявляются различные требования. Не весом единым, как говорится.
Тактика применения истребителей завоевания превосходства 4-го поколения требовала подавляющего преимущества в воздушном бою на дальней и средней дистанции за счет лучшего БРЭО (Бортового Радиоэлектронного Оборудования) и ракетного вооружения, преимуществ в ближнем воздушном бою за счет лучшей маневренности, управляемости и пушечного вооружения. Кроме того, к истребителям 4-го поколения предъявлялись повышенные требования по выживаемости, то есть способности переносить серьёзные повреждения в ходе выполнения боевых вылетов.
По таким требованиям создавались в 70-х годах F-15 Eagle.
В 1982 году ВВС Армии Обороны Израиля первыми применили в воздушных боях эти самолеты и поразили весь мир их превосходством. В битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, они сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Сушек, без единой потери со своей стороны. Один израильский F-15 был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Этот самолет получил ракету Р-60 прямо в сопло одного двигателя, но сработала заложенная выживаемость и машина смогла вернуться на свой аэродром.
Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем Скайхок во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но всё-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
В то время, когда истребители 4-го поколения только начали "становиться на крыло", в США были достигнуты серьёзные успехи в области создания самолетов по технологиям Стелс - ровно за год до сражения над Бекаа, свой первый полет совершил F-117 Nighthawk. Когда военные теоретики убедились в преимуществах малозаметности, естественным образом родилась идея совместить высочайшие боевые возможности истребителей 4-го поколения с малозаметностью технологии Стелс. Так появилась концепция истребителя 5-го поколения. В мае 1981 года Пентагон обратился к авиастроительным компаниям с запросом по программе Advanced Tactical Fighter (ATF). Через пять лет, в 1986 году в финал конкурса вышли проекты Локхид Мартин YF-22 и Нортроп Груманн YF-23. Оба самолета сочетали развитые возможности F-15 с малозаметностью не хуже, чем у F-117.
Через 4 года, 27 августа 1990 года впервые взлетел Нортроповский YF-23, а месяц спустя и Локхидовский YF-22. Окончательную победу в конкурсе одержал проект Локхида и 7 сентября 1997 года первый летный экземпляр Раптора F-22 совершил свой первый полет.
8 лет испытаний и первые же "пробы" в учениях показали, что тактику применения придется срочно и полностью переосмысливать. Иннерция мышления военных теоретиков привела к "избыточным" возможностям, которым в новой тактике не находилось применения. К таким "избыточным" характеристикам пришлось отнести сверхманевренность.
Малозаметность истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения позволяет ему не вступать в бой на ближних и средних дистанциях с истребителями противника, а появление ракетного вооружения всеракурсного применения вообще сделали маневренность малозначительным фактором. В тоже время, применение управляемого вектора тяги значительно усложнило и конструкцию самолета, и программное обеспечение бортовых компьютеров, плюс сделало самолет значительно дороже.
Тактика применения F-22 заключается в барражировании на очень большой высоте (18-22 км) и на сверхзвуковой скорости (крейсерский сверхзвук) вне радиуса обнаружения воздушными и наземными средствами обнаружения противника. Одновременно, благодаря очень мощному радару с АФАР, который очень трудно обнаружить пассивными средствами радиолокации, а также сетевым возможностям и мощному ракетному вооржению, F-22 способен гарантированно поражать истребители противника, не вступая с ними в боевое соприкосновение. Коротко этак концепция выражается фразой "первым увидел - первым сбил".
Сверхманевренность осталась "не у дел".
Ошибку с сверхманевренностью учли при проектировании второго истребителя 5-го поколения. На этот раз проектировали истребитель-бомбардировщик.
Понятно, что требования к самолету, который больше "заточен" работать против объектов противника на поверхности, чем сбивать истребители противника, должны быть совершенно другими, чем к "истребителю истребителей". Тактика применения иная, требуемые характеристики тоже иные.
Сверхманевренность заменили сферической информационной осведомленностью очень большого радиуса и всеракурсным ракетным вооружением. С этим вопросов не возникает. "Садиться на хвост" такому истребителю столь же смертельно опасно, как и иметь его на своём хвосте.
Но нужен ли этому истребителю крейсерский сверхзвук? Какая скорость ему требуется при выполнения основных задач - поддержки войск и уничтожения систем ПВО противника? Оказывается, что оптимальная скорость не превышает 800-900 км/час. Так его и построили, с крейсерской скоростью 850 км/час.
Назначение малозаметности у F-35 тоже другое. F-22 малозаметен, чтоб с бОльших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может "работать" по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.Возвращаясь к концепции "истребитель 5-го поколения, снова отмечу, что глупо предъявлять к истребителям разного назначения одинаковые требования. Так крейсерский сверхзвук - это требование к "истребителю истребителей" и соответствует тактике его использования. В тоже самое время эта характеристика абсолютно не требуется для истребителя бомбардировщика 5-го поколения, а значит "требованием к 5-му поколению" являться не может. Сверхманевренность вообще перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только "излишнее" качество, но и довольно вредное. Нельзя забывать о том, что эти самолеты ещё не беспилотные, а человек - не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении "сверх"-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потери сознания и аварии (пример - F-22, разбившийся 25 марта 2009 года, когда опытнейший пилот-испытатель компании Локхид, полковник ВВС в отставке David Paul Cooley потерял сознание при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g на малой высоте).
Сверхманевренность очень зрелищна на всяческих "показах" для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это "трюкачеством". Надо отметить, что в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности. Были разработаны устройства 3-осевого управления вектором тяги двигателей, которые устанавливались на экспериментальные истребители 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.
Испытания F-15 ACTIVE (с управляемым вектором тяги и ПГО) ВВС завершили ещё в 1991 году, передав самолет НАСА для их исследовательских работ. Дальнейшего развития тема управляемого векторя тяги в США не получила. Вернемся к новейшему истребителю НПО Сухой Су-35, с которого я начал эту статью. Су-35 является модификацией истребителя Су-27 и его наследника Су-30МКИ, который поставляется для ВВС Индии. По сути, кроме некоторого эволюционного развития некоторых систем БРЭО и (обещанных) новых двигателей (двигатели Су-30МКИ с управляемым вектором тяги на поверку оказались безобразно плохими), эта машина ничем новым не отличается. Всё тоже направление на развитие характеристик маневренности, от которых Западная школа самолетостроения отказалась ещё 10-12 лет назад. Пару лет назад индусы принимали участие в учениях Красный Флаг, которые проводятся в США и прилетали на своих Су-30МКИ. Несмотря на бравурные рапорты индийской прессы, в интернет просочилась видеозапись разбора учений, который проводил инструктор-полковник ВВС США. Не знаю, сработает ли, но попробую поставить видео:
Американцы оказались сильно разочарованы этой Сушкой. Указывалось на отвратительное качество двигателей, крайне низкая надежность, очень слабые программы бортовых компьютеров, управляющих полетом. Очень быстро пилоты американских F-15 разработали тактические приемы, которые заставляли индийских пилотов маневрировать с использованием управления вектора тяги, что приводило к резкому снижению скорости и "просадкой" Су-30МКИ на хвост. В результате, в ходе учебных ближних боёв все Су-30 оказались условно сбиты, не нанеся урона условному противнику. Много хлопот доставили двигатели Сушек организаторам учений. Для взлета с одной ВПП Сушкам требовался интервал не менее 4 минут. В противном случае двигатели могли выйти из строя или мог возникнуть "помпаж". Ценой больших усилий американцам удалось добиться сокращение интервала взлетов до 2 минут, но и это неприемлимо, если в воздух должны подняться сотни машин. К концу 3 дня полетов ВСЕ двигатели вышли из строя и требовали замены, а транспорт с сменными движками опаздывал. Когда, наконец, двигатели прибыли, оказалось, что их замена займет несколько дней (на F-15 норматив времени работ по замене двигателя - 8 часов для бригады техников из 3 человек. Кстати, на F-22 этот норматив всего 4 часа и для 2 человек). Много нареканий вызвала гидравлика механизма уборки шасси - постоянные протечки, лужи, доливы жидкостей при обслуживании и т.д. В результате массовых поломок, индусы отказались от продолжения участия в учениях. Хочется думать, что на Су-35 в значительной степени смогли избавиться от этих болезней.
Далее, в российских СМИ пишут, что радар Су-35 может обнаружить цель на дистанции около 400 километров. При этом не говорят о том каковы характеристики этой "цели". Это, видимо, в рассчете на лохов из ура-патриотической публики. Во всем мире давным давно принято указывать дальность действия радара в отношении целей по группам ЭПР: менее 1 кв.м; 1-5 кв.м.; 5-10 кв.м. и более 10 кв.м. Иначе эти цифры бессмысленны. Так радар Раптора с АФАР - AN/APG-77 доказал свою способность обнаруживать, идентифицировать и сопровождать цель с ЭПР до 1 кв.м. на расстоянии до 150 морских миль (270 км). Этот радар готовятся модифицировать для увеличения дальнодействия по ЭПР менее 1 кв.м. до дистанции 250 морских миль (450 километров). Повторяю, это всё в отношении цели с ЭПР до 1 кв.м. Чтоб было понятней, ЭПР Су-30 в фронтальной проекции свыше 12 метров, а наиболее "вылизанный" из российских истребителей МиГ-35 имеет фронтальную ЭПР около 5 метров.
Соответственно, Рапотр, согласно официальным сообщениям Локхида и компании, проводившей тестирование по заказу Пентагона, имеет фронтальную ЭПР 0,0001 кв.м. - примерно ЭПР металлической бусинки. Удивляет, конечно товарисч Погосян, который "афтаритетно" заявил, что ЭПР Раптора 0,5 кв.м., хотя откуда он это взял - можно только догадываться. Скорее всего он так решил, посовещавшись с товарисчем Сурковым. Интересно, конечно, было бы узнать реальные, а не бумажные, данные радара, который ставится на Су-35 и интересно, какого типа этот радар. Если это не АФАР, то это уже будет не радар, а "радиомаяк сбей меня" - слишком велика мощность излучения, слишком легко его обнаружить пассивными сенсорами. Надеюсь, что это всё-таки давно обещанный АФАР-радар, хотя тот, что заявляли, имеет меньше 1000 трасмиттеров-приемников против 1800 у американского радара. Пока официально заявляли, что радар на Су-35 ставится уже известный Ирбис-Е (устанавливается на индийские Су-30МКИ. Ирбис - радар с пассифной фазированной решеткой (ПФАР), его характеристики известны более-менее точно, 350-400 км. дальнодействия он имеет по целям с ЭПР около 5 кв.м. С уменьшением ЭПР его дальность резко падает и цель с ЭПР менее 0,5 кв.м. он ни фига не видит дальше 30-40 км. при самых благоприятных условиях. F/A-18 Super Hornet с ЭПР около 0,25 кв.м он, возможно, засечет километрах на 90-100, но... не поздновато ли будет? Американцы ведь давно малозаметностью увлеклись... Даже старенькие В-1В имеют фронтальную ЭПР меньше 1 кв.м. Несколько месяцев назад как раз было интервью главкома ВВС, в котором он сетовал на "отставание" по БРЭО именно Су-35.
Заметьте, что американцы не стремятся сколько-нибудь улучшить маневренные характеристики своих истребителей. Нет - они снижают радиозаметность, они снижают тепловую заметность, они совершенствуют и так уже очень сильное БРЭО.
У нового Игла ЭПР резко снижена - по заявлениям изготовителя, фронтальная ЭПР примерно такая же, как у F-35 (-35 dB, 0.0015 кв.м.?). Вооружение упрятано во внутренние объёмы, на самолет ставится новейший радар с АФАР APG-82(V)1.
Cудя по всему, Су-35 должен бы был позиционироваться соперником именно этой машине, но, похоже, не потянет. Eagle увидит Сушку значительно раньше и шансов ей вряд ли оставит. Так по каким-же таким характеристикам новейший Су-35 кого-то там превзошел?