Экология и экологическое воспитание в начальной школе.
Программные задачи
· Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
· Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
· Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?
Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы свами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель: Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята:
«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны и цветы, и, конечно я и ты».
Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)
Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.
Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)
Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?
Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.
Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.
Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.
Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?
Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:
Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)
Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)
Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.
Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.
Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.
Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу.
Воспитатель:
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
Используемая литература: Дыбина О.В. Новая книга по ФГОС ДО
Сценарий экологической беседы для младших школьников «Ландыши»
Поминчук Данила ученик 10 Б класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска
Руководитель: Матвеева Светлана Николаевна
Описание работы: В рамках проекта «Сохраним нашу Землю!» и акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» предлагаем Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о ландышах – редких растениях, занесённых в Красную Книгу. Данная беседа будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста.
Цель: знакомство с редкими растениями – ландышами.
Задачи:
- уточнить знания детей о ландышах;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к окружающему нас миру.
Ход беседы
Учитель:Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
Учитель: Весна – это время года, когда тает снег, текут ручьи, всё вокруг распускается и зеленеет, растёт и благоухает! Но в последнее время всё чаще с приходом весны под талым снегом оказываются горы мусора. Как Вы думаете, можем ли мы изменить ситуацию?
Учитель: Верно, нам под силу сделать нашу Землю чистой и по-весеннему свежей. Мы можем начать с малого. Навести порядок в своём доме, во дворе, на улице, в школе, то есть в тех местах, которые нас окружают. И тогда воздух, которым мы дышим, станет экологически чистым.
А Вы знаете, что такое экология ?
(Следуют ответы и рассуждения детей).
Учитель: Наша земля - это наш дом. Экология - это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, а также влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Экология очень важная и нужная наука! Необходимо любить и беречь всё, что создано матушкой природой. И конечно бережно использовать все её природные богатства.
Леса, чистый воздух и воды –
Красная книга природы.
Не нужно, друзья, помогать
Страницы в неё добавлять!
А кто из Вас слышал и знает, что такое Красная Книга ?
(Следуют ответы и рассуждения детей).
Учитель: Красная книга - это книга, в которую занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.
Почему она Красного цвета, догадались?
(Следуют ответы и рассуждения детей).
Учитель: Красный цвет – предупреждает нас об опасности, как и сигнал светофора, говорит нам: «Стоп!». Сегодня мы с Вами поговорим об одном таком растении, занесённом в Красную Книгу. А узнать о каком растении пойдёт речь, Вы сможете, разгадав загадку:
Белые горошки
На зелёной ножке?
(Следуют ответы и рассуждения детей).
Учитель: Конечно же, это ЛАНДЫШИ ! Посмотрите, какие они красивые! Ландыш майский - вид травянистых цветковых растений. Является единственным видом рода Ландыш.
Учитель:
Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью…
Предлагаю Вам попробовать нарисовать эти замечательные цветы – ландыши.
(Дети рисуют).
Учитель: Ландыши растут в лесу, там, где есть тень от деревьев.
(Далее следует показ презентации).
Учитель: На территории нашей страны ландыши растут, в основном, в европейской части, встречаются они и в лесах нашей области.
Весной ландыши прорастают из земли острыми стрелками, и уже к маю на стебельке появляется множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета.
Плод ландыша - круглая оранжево-красная ягода.
Ландыш дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок ядовит! И хотя всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
Ландыш занесён в Красную Книгу России!
Благодарим за внимание!
Презентация на тему: Ландыши
коммуникативная
- регулятивная
- личностная
Оборудование:
- Бытовой фильтр
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
-…, ты меня слышишь?
Какое сегодня число?
Сегодня…
Речевая зарядка
- Повторяйте за мной: Р___
Р___О ро здоровье
ГР__И гри загрязнять
ГР__Я гря грязный
ПР__И при природа
Слабое здоровье
Грязный воздух
- Послушай, скажи правильно.
Люди загрязняют природу
Работа по теме
- Вступительная беседа
-
- Сообщение темы занятия
- Постановка целей
- Словарная работа
Экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязненной среды.
Прочитаем слова вместе.
Нина, прочитай слова.
Олег, прочитай слова.
- Беседа по теме
Главное для общества - охранять воздух, воду, почву. Для этого многое делается. но решить эту задачу пока трудно. Поэтому каждому человеку нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
6. Закрепление темы
Защита от вредного действия испорченной среды.
Как нужно очищать воду?
Рефлексивно-оценочный этап
Какая тема занятия?
Тема занятия «Экологическая безопасность»
Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: "Экологическая безопасность" »
Беседа на тему: «Экологическая безопасность»
Цели:
познавательная
познакомить детей с понятием «Экологическая безопасность», рассказать о правилах соблюдения личной экологической безопасности;
коммуникативная
формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр);
регулятивная
развитие внимания, самоконтроля
личностная
экологическое воспитание
Оборудование:
картинки по теме «Экологическая безопасность»
Бытовой фильтр
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап
Здравствуйте, ребята!
-…, ты меня слышишь?
Какое сегодня число?
Сегодня…
Будем говорить правильно, отвечать на вопросы.
Речевая зарядка
- Повторяйте за мной: Р___
Р___О ро здоровье
ГР__И гри загрязнять
ГР__Я гря грязный
ПР__И при природа
Слабое здоровье
Грязный воздух
- Послушай, скажи правильно.
Люди загрязняют природу
Работа по теме
Вступительная беседа
- Вы знаете, что люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду. Это все плохо влияет на самих же людей.
Сообщение темы занятия
Тема занятия «Экологическая безопасность»
Постановка целей
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об экологической безопасности
Словарная работа
Что такое «Экологическая безопасность»? Вы знаете?
Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной среды.
Прочитаем слова вместе.
Нина, прочитай слова.
Олег, прочитай слова.
Беседа по теме
Как вы думаете, что является источником загрязнения?
Источником загрязнения являются заводы, фабрики
Они загрязняют воздух, землю и воду, потом из воздуха, воды и почвы загрязняющие вещества попадают в растения, организм животных. Затем оказываются в продуктах питания. Это все плохо сказывается на организм человека.
Человек дышит загрязненным воздухом, пьет загрязненную воду, употребляет продукты питания, в которых есть эти загрязняющие вещества. Рассмотрите внимательно картинку.
Это называется цепью загрязнения.
Может ли человек при этом оставаться здоровым?
Человек не может оставаться здоровым.
Что же такое Экологическая безопасность? Прочитай, …
Защита от вредного действия испорченной среды.
Главное для общества – охранять воздух, воду, почву. Для этого многое делается. но решить эту задачу пока трудно. Поэтому каждому человеку нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
Например, вы идете по дороге. Если здесь воздух загрязнен машинами, мало деревьев, стоит ли продолжать свой путь по такой дороге? Что можно сделать?
Можно найти другую дорогу, где меньше транспорта и деревьев больше.
Если дома кто-то курит из взрослых, что ты можешь сделать?
Нужно попросить не курить в квартире или уйти в другую комнату
Представьте, что вы с друзьями играете во дворе. Вдруг въехал автомобиль, и его водитель ушел, не выключив двигатель. Как вы поступите?
Если водоем или речка недостаточно чистые, стоит ли там купаться?
Если река или водоем грязные, там нельзя купаться.
В наши дома вода поступает очищенной, ее очищают хлором, но полностью ее очистить не удается. Некоторые вредные вещества в ней остаются. Хлор вреден для человека и его можно определить по запаху, поэтому пить воду из-под крана нельзя. Можно отравиться. Что нужно делать с водой из-под крана, чтобы она не была грязной?
Чтобы вода не была грязной, ее нужно кипятить.
А что нужно использовать чтобы полностью очистить воду?
Чтобы полностью очистить воду, нужно использовать бытовой фильтр.
При этом не забывайте менять специально средство для очистки.
А еще всегда мойте овощи и фрукты. Это нужно не только, чтобы очистить от микробов, но и удалить ядохимикаты, которыми их обрабатывают.
6. Закрепление темы
Что такое экологическая безопасность?
Защита от вредного действия испорченной среды.
Какими путями в организм человека поступают вредные вещества?
Вредные вещества попадают в организм через воздух, воду, пищу.
Как нужно очищать воду?
Нужно кипятить воду или использовать бытовой фильтр
Рефлексивно-оценочный этап
Какая тема занятия?
Тема занятия «Экологическая безопасность»
О чем мы сегодня с вами беседовали?
Сегодня на занятии мы беседовали об экологической безопасности
Все вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо.
Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».
Ход беседы
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)
Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)
Один из школьников читает стихотворение:
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )
Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.
Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )
Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )
Ранней весной можно увидеть такую картину.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )
Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.
Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )
Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)
Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.
1-й ученик.
Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
2-й ученик.
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)
Найдутся дела у школьников и летом.
А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)
Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)
Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.
Знаете ли вы, что…
Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.
Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)
Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)
Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.
О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)
«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.
Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.
Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.
Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.
Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».
Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)
Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».
«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!
В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!
На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.
Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»
Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.
Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)
В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.
Список использованной литературы
- Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
- Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
- Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.