И забота одни из главных. В чем должна выражаться забота МЧ обо мне? Как я могу понять, что забота есть, и он не врет
Что такое забота? Вроде бы мы с детства знакомы с этим словом, но иногда все же бывает довольно трудно дать ему определение. Не путаем ли мы заботу с оказанием внимания? Под этим термином принято понимать какие-либо действия, целью которых является защита и благополучие каких-либо живых существ, часто беззащитных или слабых. Но круг подопечных может быть истолкован очень широко, размыто. Бывает даже забота о предметах, которые требуют сложного ухода, например, о компьютерах или автомобилях. Но в этой статье мы сосредоточимся в основном на внимании к живым существам.
Историческое определение
О том, что такое забота, знали еще древние римляне. В латыни есть даже целых два слова, обозначающих эти действия. Это tutio и tueor. Первое из них означает охрану, защиту, попечение. Суть второго сводится к понятиям «присматривать, наблюдать». В римском праве большее значение придавалось именно «хозяйскому глазу». Дело в том, что в этой античной империи огромное значение имело имущество. Его трактовали очень широко, часто включая в это понятие детей, рабов и семью в целом. Рачительное отношение к имуществу, в том числе и живому, было чертой не только хорошего хозяина и господина, но и римского гражданина как такового. Еще Цицерон писал о том, что человек, который не заботится о своей маленькой общине, то есть семье, не будет ценить и благо государства. Поэтому расточитель имущества - «блудный сын» из Евангелия - приравнивался к умалишенному.
Философское определение
Что такое забота с точки зрения мыслителя? В немецкой философии этот термин перешел из разряда этики к категории универсальных. Особенно это характерно для экзистенциализма. Забота в этом философском направлении была впервые рассмотрена Хайдеггером, который признал ее основным чувством человеческого существования. Люди постоянно пребывают в тревоге и опасении за себя, своих близких, имущество и планы. Поэтому забота является главным модусом и причиной их деятельности, иногда совершенно бессмысленной. После Хайдеггера об этом этическом понятии стали писать и другие европейские философы данного направления, в частности Сартр и Камю, но придавали ему более практический смысл. Понятие «последней заботы», то есть беспокойства об окончательной цели жизни, характерно и для теологии позднего протестантизма. Много об этом говорит, в частности, Пауль Тиллих. Именно поэтому забота имеет как бы два определения - позитивное (хлопоты, попечение) и негативое (беспокойство, опасение). Оба они отражены в толковых словарях.
Политическое определение
Современное государство - это не только и не столько аппарат насилия. Оно тоже должно проявлять заботу о людях. Прежде всего это особое внимание к потребностям тех групп населения, которые являются беззащитными и не слишком конкурентоспособными по отношению к другим. Это дети, старики, люди с инвалидностью, больные, меньшинства, которые могут сделаться жертвами дискриминации. По тому, как общество, окружающие относятся к таким группам, можно судить об уровне их цивилизованности. Недаром во многих странах есть волонтеры, которые навещают больных, детей в приютах, бескорыстно оказывают им помощь. Особенно это ценно в тех случаях, когда государство не имеет средств или политической воли охватить всех нуждающихся своей опекой.
У этого слова много синонимов, каждый из которых отражает какой-то его аспект. Это и уход, и рвение, и внимание, и желание помочь. Все эти термины говорят о готовности человека творить добро, о его отзывчивости и эмпатии к другим. Внимание к тому, о ком заботятся, свидетельствуют также о любви и уважении к нему. Недаром писатели и философы неоднократно утверждали, что эти качества помогают человечеству оставаться в единстве и дают нам хоть крохотную, но надежду на существование общества, основанного если не на любви, то хотя бы на взаимоуважении. Но есть между этими синонимами и отличие. Например, если забота может проявляться инстинктивно, то внимание, как правило, оказывается целенаправленно. Кроме того, забота содержит в себе и негативные мотивы, например, страх. Он зиждется на боязни утратить что-либо сейчас или в будущем.
Это один из основных инстинктов как у человека, так и у животных. Слабые и беззащитные малыши не выжили бы без опеки родителей и старших. Можно сказать, что наличие этого инстинкта является предпосылкой к сохранению рода или вида. Психологи замечают, что такая забота чаще всего свойственна женщинам. Она идет изнутри, а не извне, и осуществляется в результате сильного желания. Когда речь идет о мужчинах, то они нередко в таких случаях больше говорят о долге и об ответственности. Но, конечно, человеческая забота о потомстве - это не только инстинкт. Любовь, культурная парадигма и социальные образцы для подражания - все это может быть механизмами проявления попечения о детях.
Все мы подвержены старению. Даже очень активные родители, когда приходит старость или одолевают неизбежные болезни, становятся медлительными, им трудно иногда даже самостоятельно передвигаться. Тогда они становятся зависимы от нас. И дело не в деньгах, а в нашем присутствии, добром слове. Люди, которые шаг за шагом приближаются к смерти, очень нуждаются в нашей любви. И нам приходится принимать на себя опеку над ними, входить в инверсивную роль, самому становиться родителем собственных отца или матери. А быть заботливыми и нежными по отношению к ним нам не всегда удается. Ведь современное общество - это часто собрание одиноких эгоистов. И нам постоянно некогда, у нас свои тревоги, мы отмахиваемся от престарелых родителей, перенося все на «потом». А этот момент может никогда не настать. Поэтому по-настоящему заботливая мама не должна забывать о том, чтобы развивать в своих детях сочувствие и желание опекать слабых и помогать им.
Забота о домашних любимцах
Этот вид внимания и любви - чрезвычайно необходимое качество. Ведь ваши домашние любимцы - это все равно что полностью зависимые от вас дети, которые никогда не вырастут. Собак и кошек надо регулярно расчесывать, правильно и сбалансированно кормить, регулярно водить к ветеринару, не бить, разумеется, а воспитывать. И самое главное - уделяйте им внимание, разговаривайте с ними, играйте, гуляйте и помните, что вы за них в ответе! Такая забота чаще всего оказывается бескорыстно. Если в ситуации с уходом за детьми или родителями можно говорить об инстинкте или общественном уважении, то есть о переживаниях о своем будущем или статусе, то, заботясь о собаках и кошках, особенно больных и старых, люди часто не получают ни социальных, ни материальных благ, а наоборот, теряют их. Это значит, что в основе своей забота имеет бескорыстные мотивы.
К чему приводит отсутствие заботы или ее избыток
Нехватка внимания и снижение порога ответственности, особенно по отношению к детям и животным, может обернуться катастрофическими последствиями. Это тезис, который не нуждается ни в каких доказательствах, он очевиден. Мы созерцаем каждый день результаты такого поведения. Безнадзорные дети и брошенные животные - это только верхушка айсберга. Болезни, смерть, в том числе ранняя, агрессивность, скрытая или явная ненависть к себе подобным - вот главные последствия недостатка внимания к живым существам. Но если забота проявляется слишком усиленно и не к месту, то это тоже может привести к негативным последствиям. Часто тот, кому уделяется подобное внимание, относится к этому как к должному и перестает думать о самостоятельной жизни. Такой человек может сделаться настоящим домашним тираном. С другой стороны, слишком заботливая мама, опекающая детей на каждом шагу и не желающая смириться с тем, что они взрослеют, подавляет их волю. Они либо вырастают бесхребетными и неспособными к принятию самостоятельных решений, либо начинают протестовать в подростковом возрасте, и тогда в доме начинаются самые настоящие семейные войны. Поэтому забота не должна перерастать в унижение ни того, кого опекают, ни того, кто проявляет внимание.
деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. 3. проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии. Пример наиб. полной и бескорыстной 3. - материнство. В отношениях между людьми 3. всегда выражается как солидарность. Однако в психол. и этич. плане люди, вступающие в отношения 3., не могут быть равноправными, т. к. 3. как бы предполагает покровительство, с одной стороны, и иждивенчество, с другой. Поэтому осуществление 3. требует от людей поведения, гарантирующего сохранение нравств. достоинства лица, к-рому оказывается 3., и того, кто ее проявляет. Р. Г. Апресян.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЗАБОТА
непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего-либо). Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные институты. З. также характеризует отношение человека к самому себе и к другим людям. Трактовка З. как деятельно-заинтересованного отношения к другому (другим), противоположного враждебности, эгоизму, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных культурных традициях. Например, в античной культуре тема З. как особого отношения между людьми возникает гл.о. в контексте рассуждений о достоинстве каждого свободного человека. Образцом нравственно прекрасного единения, согласно античным философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность. Высшей ценностью в дружеских отношениях наделяется сам друг. В христианстве заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь, которая характеризуется самопожертвованием, составляет его фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в его опосредовании абсолютным идеалом - любовью к Богу. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием и преображается в любовь к ближнему. В новоевропейской моральной философии З. также являлась объектом исследований. Например, с точки зрения И. Канта, любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, которое опосредуется осознанием морального долга. Вместе с тем Кант не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как "женской", прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной - "мужской", возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. Анализ З. в контексте противопоставления женской моральной позиции как заботливой и мужской - как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике.
Трактовка Заботы как деятельно-заинтересованного отношения к другим, основанного на осознании значимости связи между людьми , имеет корни в различных культурных традициях. Например, Конфуций главным качеством «благородного мужа», мерой всех добродетелей считал человеколюбие - «Жень». В античной философии Забота выступает как особое отношение между людьми, имеющее целью поддержание и укрепление единства человеческого рода, основанное на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, «узы между людьми» поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью).
Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы повседневности. Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстие.
Сенека именно благодеяние считал «главнейшим связующим звеном» для общества и «содружества человеческого рода» вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить. Таким образом, наиболее важным ключом в работе над собой и в заботе о других является поддержание правильного СОСТОЯНИЯ души, когда невозможно проявление неделикатности, холодности, а сам человек в этот момент есть тепло, забота, понимание, любовь.
В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ. "Бессмертие может быть достигнуто лишь постоянными добрыми делами; и совершенство достигается лишь через сострадание и милосердие". Сострадание и целесообразность ярко выражены в следующем диалоге:
— Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно?
- Нет.
- Если оно истинно, губительно и неприятно
- Тоже нет.
- Если оно истинно, полезно и неприятно?
- Да, когда он находит это нужным.
- Если истинно, полезно и приятно?
- Да, когда он находит время подходящим.
- Почему действует он так?
- Ибо он сострадает всем существам.
Необходимую степень сострадания раскрывает цитата из "Голоса Безмолвия", обнародованного Еленой Петровной Блаватской (в строки этой книги, написанные когда-то на тибетском или на еще более древних языках, вчитывались очень многие глаза, искавшие и ищущие одно — Путь):
"Да внимает душа твоя каждому крику страдания подобно тому, как священный лотос обнажает сердце твоё, чтобы упиться лучами утреннего солнца.
Не допускай, чтобы палящее солнце осушило хоть единую слезу страдания, прежде чем ты сам не сотрёшь её с очей скорбящего. И да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребывает она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее родившая".
"Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам". «Что бы не говорили люди о вас, будь то справедливо или несправедливо, учтиво или неучтиво, умно или глупо, с добротою или со злобою, мои ученики, вы должны приучать себя к этому. Ваш ум должен оставаться чистым, незапятнанным. Также и злое слово не должно исходить из ваших уст. Добрыми и сострадательными должны вы пребывать, сердцем любящими и не таить в себе ненависти. Окружите человека непрекращающимся потоком любвеобильной мысли. И, продолжая от него, наполните весь мир постоянными мыслями любвеобильной доброты, мыслями широкими, растущими и неизмеримыми, как мир, свободными от ненависти, свободными от злобы. Так, ученики, должны вы воспитывать себя". (Гаутама Будда)
«Обойдя все круги Дантовы, придем мы к сотрудничеству. Сотрудничество, сострадание - та же любовь. Заповеданная всеми иероглифами сердца любовь - Матерь Мира. Неисчерпаема любовь творящая, создавшая племя Святых, людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».
ЗАБОТА, -ы, ж. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. 3. о человеке. 3. Внимание, попечение, уход.. Окружить кого-н. заботой. 4. заботами кого, в знач. предлога с род. п. Благодаря чьим-н. усилиям, стараниям. Заповедник создан заботами ученых. * Не било заботы (разг.) - выражение недовольства по поводу чего-н. Не моя забота (разг.) - не мое дело, меня не касается. Мне бы ваши заботы (разг. шутл.) - говорится в знач.: мои заботы, огорчения гораздо серьезнее ваших. Что за забота! (разг.) - неважно, несущественно. Он сердится, а мне что за забота!
Смотреть значение ЗАБОТА в других словарях
Забота 1
— попечение
попечительство
опека
Словарь синонимов
Забота 2
— печаль
Словарь синонимов
Забота
— ж. заботка, заботушка, заботанька; заботишка; заботища; усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем; гребта. Всякому дню подобает забота........
Толковый словарь Даля
Забота
— заботы, ж. 1. Беспокойство, опасение. Отца угнетала забота о дальнейшей судьбе сына. Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь. Пушкин. 2. только мн. Хлопоты.........
Толковый словарь Ушакова
Забота
— Беспокойство, хлопоты о ком-, чем-либо; попечение о ком-либо.
О значимости, характере.
Безоглядная, бескорыстная, болезненная, будничная, великая, великодушная,........
Словарь эпитетов
Забота Ж.
— 1. Беспокойство, опасение. 2. Хлопоты о ком-л., чем-л. // Попечение, уход. 3. разг. Неотложное дело, задача.
Толковый словарь Ефремовой
Забота
— -ы; ж.
1. о ком-чём. Беспокойная мысль о чём-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности. Жить без забот. Много забот у кого-л.........
Толковый словарь Кузнецова
Забота
— Древнерусское образование от глагола зобатися. Написание забота возникло в связи с закреплением аканья на письме. Глагол зобатися образован от существительного зобь,........
Этимологический словарь Крылова
Забота О Потомстве
— действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. Иногда 3. о п. ограничивается созданием убежища и заготовкой корма (превентивная 3.........
Биологический энциклопедический словарь
Забота
— (Care). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.
Психологическая энциклопедия
О Себе, Забота
— 1. Наблюдение за собой. 2. Высокое чувство собственного достоинства. 3. Забота о своих личных интересах.
Психологическая энциклопедия
Забота
— - активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета........
Философский словарь
Забота ж. заботка, заботушка, заботанька; заботишка; заботища; усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем; гребта. Всякому дню подобает забота его. День придет, и заботу принесет. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Работы без заботы нет, а забота и без работы живет. Не работа сушит, а забота. Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет! Работнику работа, хозяину забота. Лишние деньги - лишние заботы. От пятницы до суботы носи сапог без заботы, твер. дразнят кимряков. Заботный, сопряженный с заботами, хлопотливый. Легко, да заботно, измает пуще лому, тяжелой работы, Зботливый, заботящийся, попечительный, усердный, Зботяш,ий человек, сев. то же. Руки под голову, заботливый спит. Заботность ж. свойство, принадлежность заботного. Заботливость ж. принадлежность заботливого человека. Заботить кого чем, озабочивать, заставлять заботиться, причинять заботы. Иного все заботит, другому все нипочем. -ся, о чем, быть озабочену чем, хлопотать, стараться, печься, радеть; беспокоиться. опасаться. Заботник м. -ница ж. попечитель, старатель, радетель, кормилец. В свадебн. песнях отец и мать невесты.
Забота , -ы, ж. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. 3. о человеке. 3. Внимание, попечение, уход.. Окружить кого-н. заботой. 4. заботами кого, в знач. предлога с род. п. Благодаря чьим-н. усилиям, стараниям. Заповедник создан заботами ученых. * Не било заботы (разг.) - выражение недовольства по поводу чего-н. Не моя забота (разг.) - не мое дело, меня не касается. Мне бы ваши заботы (разг. шутл.) - говорится в знач.: мои заботы, огорчения гораздо серьезнее ваших. Что за забота! (разг.) - неважно, несущественно. Он сердится, а мне что за забота!
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны