Занятие «Путешествие в мир живой природы. Путешествие в мир природы (внеклассное мероприятие) Занятие путешествие в мир природы
Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»
Тема: «Что такое природа?»
Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.
Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек
часть природы/.
Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных
человеком/.
Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;
активизация словаря: живая и неживая природа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,
наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».
Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,
Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».
1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?
А кто из вас отдыхал на море?
Кто отдыхал в горах?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, как вы думаете, что такое природа?
Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.
Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.
Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоён.
Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).
Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).
Природа.
А как бы вы назвали эти изображения?»
Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать-
На землю падает опять. (Вода).
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут-
А я всё терплю
И всем добром плачу. (земля, почва).
Голубой платок,
Красный колобок, По платку катается,
Людям улыбается. (Небо, солнце).
В густом лесу, под ёлками,
Осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой. (Еж).
Стоят два дуба.
На дубах - бочка,
На бочке - кочка,
На кочке – лес. (Человек).
Много рук нога одна. (Дерево).
Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.
А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).
Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).
А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).
Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/
Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.
И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?
Стрекозу.
Подводная лодка на кого похожа?
На кита.
2. Физ. минутка.
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:
Что изображено на лепестке?
Из чего оно сделано?
К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).
4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правильности.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучатся нужно.
Нас деревьях всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
Ребята, чему учит нас природа?
А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?
Нуждается.
(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).
Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/
Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?
А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.
Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.
Вы хотите ребята, стать защитниками природа?
Тогда давайте дадим клятву:
Ты дружок смотри не подкачай
Правдивым будь и добрым, обещай!
Не обижай не птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.
«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.
Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.
Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.
Библиотека изображений:
Ольга Никифорова
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»
Путешествие в мир природы .
Цель : формирование правильного отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности, воспитание любви к природе , способствовать эмоционально – ценностного отношения к природе .
Ведущий :
Ребята, знайте вы всегда!
Любить природу надо !
Её хранить, оберегать.
И нигде не засорять.
Чтоб воздух чистым был всегда.
Любить природу будем ? Да
Дети :
Слушают стихотворение
Ребята, о чём это стихотворение? О природе .
Да, правильно. А что такое природа ?
Это воздух, вода, воздух, деревья, трава и т. д.
Природа – это наша планета , это и леса и моря и горы и животные, растения и человек – все это создание природы . А хотите узнать секреты природы ?
Ну что ж, тогда предлагаю вам отправиться в путешествие , в удивительный и богатый мир нашей природы .
Ведущий, вместе с детьми, проговаривает волшебные слова, и оказываются в лесу (показ картины леса; ширма леса; макет…)
Вместе по лесу идем
Вместе по лесу идем
Не спешим, не отстаем
Вот выходим …
Ребята куда же мы с вами попали? В лес.
Что мы видим вокруг? Много деревьев, кустарников.
А какие деревья вы знаете? Дуб, береза, осина, рябина, сосна, ель…
А давайте поиграем в игру : «Подбери дереву листочек»
Дети подходят к столу, перед ними разложены карточки, с изображением деревьев и изображением листьев. Им нужно подобрать своему дереву свой лист.
Все ребята молодцы. Справились легко и быстро.
Физминутка. (звучат звуки ветра)
Представьте, что вы все деревья. А теперь подул слабый ветерок. Ветер начал усиливаться и вот уже дует сильный ветер.
Постепенно ветер утихает.
Дети изображают деревья, которые склоняются под напором ветра.
Ребята, а кто из вас знает как нужно вести себя в лесу? Что можно делать, а что нельзя?
Предлагаю проверить ваши знания. Я вам показываю карточки с изображением действий, если это хорошо, то вы хлопаете, а если плохо, тогда топаете. Договорились.
Рассматривают карточки и выбирают действие. «ломать деревья, давить насекомых, жечь костры, ловить бабочек, бросать мусор…»
Вот теперь я уверена, что вы будете правильно себя вести в лесу, и тогда он отблагодарит вас своими богатствами.
Как вы думаете, какие дары мы можем найти в лесу?
Ягоды, грибы, орехи.
И наши ребята прочитают стихи об этом :
Ребенок 1 :
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки,
И хорошие грибы.
Соберем в корзинки.
Ребёнок 2
Побегу сегодня в лес,
В сопки, по дорожке.
Наберу я ягод разных
Полное лукошко :
Голубику, и чернику,
И морошку, и бруснику –
Всё в корзинку соберу.
Край свой очень я люблю!
Ребёнок 3
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется орех.
Спасибо, вот какой богатый и щедрый наш лес. И чем больше деревьев и лесов, тем лучше для всех нас и для животных.
А кто знает почему?
В лесу, потому что там больше деревьев и больше кислорода.
Да, верно. Отгадайте загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Правильно, это воздух. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Можем ли мы долго не дышать?
Без воздуха человек погибнет. Воздух необходим нам для дыхания, если без еды человек может прожить много дней, без воды несколько дней, а без воздуха не может прожить и несколько минут.
А как вы думаете, где воздух чище в лесу или в городе?
Потому что в городе много машин, заводов, которые выбрасывают в окружающую среду вредные вещества.
А почему в городе воздух грязный?
Ответы детей.
Вы каким воздухом хотели бы дышать?
Предлагаю вам стать волшебниками, подойти к макету нашего города и разместить на нем, то чего, по вашему мнению, не хватает.
«Дети располагают деревья, клумбы с цветами, велосипеды вместо машин, птицы, знаки курение запрещено».
Появляется тучка с каплями дождя и лужами. Звучит музыка дождя и ручейка.
Дети садятся на стульчики, прячась от дождя.
Капли воды.
Что сейчас было? Дождь
А что такое дождь? Вода
А кому нужна вода? Всему живому на земле.
Игра «Верно неверно»
Вода человеку очень нужна? Да
Без воды растение сможет расти? Нет
Вода не нужна когда умываешься? Нет нужна
Животным вода нужна? Да
Можно оставить кран не закрытым? Нет
Воду нужно экономить? Да
В реки можно бросать мусор? Нет
Все верно. Ребята, посмотрите нам письмо. От золотой рыбки. «Здравствуйте ребята, наша река погибает от неправильного поведения людей, они засоряют наши водоемы и отравляют воду. Помогите очистить нашу реку от мусора.»
На полу лежит река, а в ней разнообразный мусор, дети передают друг другу ведро, в которое они собирают мусор из речки.
Молодцы ребята, вы сделали доброе дело, а это значит, что у вас доброе сердце.
Жаль только что также легко и быстро мы не можем очистить все реки и озёра, моря и океаны.
Но зато мы знаем, что воду загрязнять нельзя.
Ну что же, наше путешествие закончилось , мы с вами узнали, что природа наш друг и её надо беречь. А мы её верные помощники.
Публикации по теме:
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы.
Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше.
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром - формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников. Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА.
Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
План по самообразованию «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Соловушка» П Л А Н Работы по самообразованию на 2015.
Конспект НОД
Образовательная область Познавательное развитие
«Путешествие в мир живой природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе родного края.
2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
3.Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «климат», хищник», «пернатые», «перелетные», «зимующие», «травоядные».
4. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
5.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: Компьютер
, мультимедийный проектор, проекционный экран.Музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением геометрических фигур. Материалы для изготовления аппликации «Кормушка».
Помещение для проведения мероприятия:
Групповое помещение.
ИКТ-приложение к занятию:
Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию “Путешествие в мир живой природы».
Предварительная работа:
Совершенствование навыка разгадывания загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание записей голосов птиц. Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е.Чарушина. Составление предложений с предлогом «в» на индивидуальных и подгрупповых занятиях с воспитателем. Разучивание подвижной игры «Вот под елочкой вороны». Разучивание на музыкальном занятии песни «Мы едем, едем, едем…».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Валентина Георгиевна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: - Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты и выбрать машиниста. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Геометрическая фигура на карточке соответствует изображению на стульчике – месте в поезде. Прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Дети быстро называют, что изображено на карточке и занимают «место в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Дети поют первый куплет и припев.
Воспитатель: - Первая остановка, «Лесная». Выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд 2 Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Чтобы не потревожить жителей леса, что нужно делать?
нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд3. Летящие птицы.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под елкой.
Воспитатель: -Посмотрите птицы обронили конверт. Интересно, для кого он? Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает и читает).
- Ребята, разгадайте загадки и скажите отгадки.
«По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, да не лисица….»
Дети: Белка.
Слайд 4. Появляется изображение белки.
Воспитатель: «Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает…»
Дети: Лиса.
Слайд 4. Появляется изображение лисы.
Воспитатель: «Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос….»
Дети: Медведь.
Слайд 4. Появляется изображение медведя.
Воспитатель: «Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, короткий хвосток…»
Дети: Заяц.
Слайд 4. Появляется изображение зайца.
Воспитатель: «Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный?»
Дети: Волк.
Слайд 4 Появляется изображение волка.
Воспитатель: «В клубок свернется, взять не дается»
Дети: Ежик.
Слайд 4. Появляется изображение ежика.
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Расскажите, кто из животных чем питается.
ФОТО животных (ответы)
Рассказ детей о повадках и образе жизни диких животных.
Воспитатель: Как называют животных, которые употребляют в пищу только растения?
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: Как называют животных, употребляющих только мясо?
Дети: Хищные животные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.
У волка- лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю немного отдохнуть и провести физкульт минутку «Вот под елочкой зеленой».
Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют второй куплет и припев.
Слайд 5. Изображение реки.
Воспитатель: Следующая остановка «Речная». Давайте пройдем к реке.
Дети и педагог подходят к экрану.
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь, голец.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно!
(Задание детям)Собрать из нескольких частей изображение рыбы.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют Третий куплет песни и припев.
Слайд 7. Изображение неба.
Воспитатель: Третья остановка «Птичья». Пройдите к экрану и скажите, кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы живут в воздухе, а животные на земле. У животных нет крыльев, а у птиц есть. У животных растет шерсть, а у птиц перья.
Воспитатель: Как можно по другому назвать птиц?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 8. Изображение перелетных птиц.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц. (Дети отвечают).
Почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 9. Изображение зимующих птиц.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Расскажите, чем они питаются.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимующим птицам очень сложно в холодное время года. Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Верно. Предлагаю сделать кормушки для них. Пройдите к столам, на которых приготовлены материалы, из которых мы сделаем кормушки.
Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц»(Аппликация)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня меня очень порадовали. А вам, понравилось занятие? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось? (Ответы детей).
Предлагаю занять места в поезде и вернуться обратно в группу.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»
Открытое занятие
подготовительной группы
«Путешествие в мир живой природы»
Интегрированное занятие
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами здоровья сберегающих технологий.
Ноябрь 2011
Воспитатель: Амирова Г.Р
Цель: формирование умений грамматически правильного употребления предлога «в», расширение словарного запаса у дошкольников.
Задачи: Расширять представления детей о живой природе; учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей; закреплять умение правильно употреблять предлог “в”, при составлении предложений; закреплять в речи названия диких животных наших лесов, и их детёнышей.
Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на материале описательных загадок.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: фауна, климат, хищник, пернатые, перелетные, зимующие.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.
Организация детей: Игровая ситуация – дети сидят в вагоне поезда, которым управляет машинист (сидят на стульчиках по двое.)
Развивающая среда: Предметные картинки с изображением зверей, рыб, птиц; шапочка машиниста поезда; билеты с изображением геометрических фигур; сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба; аудиозапись песни «Голубой вагон»; фонограмма звуков пения птиц, шум реки.
Методы и приемы: обсуждение, рассматривание, пояснение, игровой материал, игровая ситуация.
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.
П еред занятием :
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты-мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
Посмотрю на ваши лица, с кем мне здесь бы подружиться? Я-Галина Ринадовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Дениска, Никитка)
Ход занятия:
– Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна? Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда. (На столе разложены карточки геометрических фигур и головного убора машиниста изображением вниз.) Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами.
– У остальных детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках. Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)
– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)
(Обращаю внимание детей на мультимедийное оборудование, на нем изображен лес.)
– Что изображено на картине? (Лес). Какие животные живут в лесу? (Волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж)
(Показываю на слайд-шоу животных)
– Ой, смотрите, птицы пролетели. (Звучит пение птиц) Ребята посмотрите, конверт какой-то упал. А, что же в нём? Воспитатель читает «Загадки о диких животных». Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.
Отгадывание загадок.
По веткам скачет,
Да не птица.
Да не лисица. (Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный (Волк)
В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёжик)
(сопровождение слайд-шоу)
– Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) Чем питаются животные? (Ответы детей.)
Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (Травоядные.)
Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо? (Хищники.)
Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их называем хищниками.
– Давайте поиграем в игру, « Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
Молодцы. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Вот и хорошо немного отдохнули.
– Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист. (Звучит фонограмма звука «шум реки»)
(Подходим к мультимедийному оборудованию, на которой изображено озеро.)
– Что здесь изображено? (Озеро.)
Кто живет в воде? (Рыбы.)
Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась, сом, окунь.) (Показываю слайд-шоу рыб.)
– Что нужно обитателям воды для жизни? (Вода, кислород, солнце.)
Да, ребята, в любом водоеме кипит жизнь.
(Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)
– А это что за остановка? Давайте посмотрим.
(На слайде изображено небо)
– Что здесь изображено? (Небо.)
– Кто обитать в воздухе? (Птицы)
Чем отличаются птицы от животных? (Птицы живут в воздухе, а животные на земле.)
Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)
Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные.)
Показываю слайд-шоу (скворец, журавль, ласточка, грач)
Почему птицы улетают? (Ответы детей.)
Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)
Показываю слайд-шоу (ворона, сорока, воробей, синица, голубь, дятел, снегирь, синица)
– Чем питаются птицы? (Ответы детей.)
– Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать – зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать. А как, мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки) Хорошо сегодня мы сделаем кормушки из этих коробок. (Показываю приготовленные коробки).
Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?
Что больше всего понравилось?
Мне очень понравилось, как вы работали.