Динозавры которые жили в юрском периоде. Энцеклопедическая короткая информация о юрском период
Легенда гласит, что примерно в 1880 году на берегу Сены был найден труп красивой молодой девушки (для особенной драматичности ее возраст был оценен в 16 лет). На теле девушки не было обнаружено следов насилия, а лицо ее выглядело подозрительно безмятежным. Так на свет появилась Незнакомка из Сены.
Несчастная утопленница была красива настолько, что впечатлительный патологоанатом сделал ее посмертную маску (позже гипсовые копии этой маски стали обязательным атрибутом модных парижских гостиных). Умиротворенное выражение лица девушки списали на то, что она покончила с собой, возможно, из-за несчастной любви, а не стала жертвой насилия.
Самой печальной подробностью всей этой истории было то, что девушки никто так и не хватился. Она так и осталась навсегда безымянной Незнакомкой из Сены.
Безмятежно прожив весь XX век, легенда о Незнакомке обрела второе дыхание благодаря Интернету. В Сети появилась информация о том, что личность Незнакомки установлена. Внимание исследователей привлек старинный снимок, на котором изображена девушка, очень похожая на утопленницу из Сены. Удалось даже выяснить ее имя - Ева Ласло. Она якобы была венгерской авантюристкой и умерла от руки своего ревнивого напарника.
Вскоре, правда, эта версия была названа ошибочной. На фото «Евы Ласло» заметны манипуляции мастеров фотошопа начала XX века (фото лица гипсовой маски топорно вставлено в фото другой дамы, а на закрытых веках нарисованы глаза в лучших традициях жанра постмортем).
В современной Франции популярна другая версия происхождения Незнакомки, которая в данный момент и считается основной.
Известный французский художник XIX века Жюль Лефевр был настоящим знатоком женской красоты и мастером женского портрета. Примерно в 1875 году, по его собственным воспоминаниям, он сделал знаменитую гипсовую маску с лица прекрасной девушки, умершей от туберкулеза (по другим данным, от отравления опиумом, что, впрочем, не отрицает наличия у нее туберкулеза). Несчастная была его натурщицей. Имени натурщицы Лефевр в воспоминаниях так и не оставил. Незнакомка и в этой версии верна своему безымянному прозвищу.
Незнакомка оставила невольный след не только на полотне известного живописца. Альбер Камю сравнивал улыбку Незнакомки с загадочной улыбкой Джоконды, образ Незнакомки упоминается в романе Рильке «Тетрадь Мальте Лауридс Бридж», а Владимир Набоков в 1934 году написал стихотворение «L"inconnue de la Seine»:
Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
всё гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.
Кроме того, в 50-е годы XX века образ Незнакомки был использован неким Асмундом Аэрдапом для создания модульных манекенов-тренажеров. Эти манекены и сейчас применяются для обучения методам оказания первой медицинской помощи.
Манекен назвали «Спасенная Анни», так что, можно сказать, какое-то имя Незнакомка обрела.
Жила в Париже, после смерти стала легендой, через 60 лет была воскрешена в Норвегии, до сих пор спасает человеческие жизни. Имя её неизвестно.
В 1880-х годах парижский морг на острове Ситэ был достопримечательностью — в витринах на черных мраморных столах там выставляли неопознанные трупы. Посмотреть на них приходили люди в поисках пропавших родственников и обычные зеваки. Однажды на таком столе оказалось тело 16-летней утопленницы. Девушку выловили из реки Сены неподалеку от Лувра. Её никто не опознал.
«Незнакомка из Сены». Источник: Wikipedia
Муза модернистов
На теле не нашли следов насилия. Возможно, девушка покончила с собой. Патологоанатом, впечатленный её умиротворенным выражением лица, решил снять посмертную маску. Тогда это было обычной практикой. Гипс зафиксировал мягкие черты и легкую улыбку.
Слепок выставили в витрине морга, и неожиданно он стал очень модным. С маски стали делать копии для продажи. Лик «Незнакомки» теперь считался эталоном красоты. Парижская богема признала его произведением искусства, им украшали стены домов и витрины. Философы размышляли, что выражение лица девушки может рассказать о жизни и смерти. Художники рисовали портреты. В США даже поставили балет. Альбер Камю углядел в лице загадочность Джоконды, а Владимир Набоков посвятил ему стихотворение:
Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
все гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты.
Стихотворение написано в 1934 году. То есть через полвека после гибели «Незнакомка из Сены» продолжала волновать умы. Но ее главная роль была еще впереди.
«Неизвестная Богоматерь из Уркского канала», 1927 год. Фото: Альберт Рудомин / Galerie Michelle Chomette, Paris / Bibliothèque nationale de France, Département des Estampes et de la photographi e
Рот в рот
1958 год. Норвежский кукольник Асмуд Лаердал расширяет свой бизнес в медицинскую сферу: производит резиновые имитации ран и материалы для оказания первой помощи. Он получает заказ на разработку манекена, на котором будущие врачи могли бы отрабатывать реанимационные действия.
Заказчик — австрийский врач Петер Сафар, автор курсов по сердечно-легочной реанимации. Лаердал со всей серьезностью подходит к поручению. За несколько лет до этого он сумел провести искусственное дыхание двухлетнему сыну, захлебнувшемуся во время купания.
Предполагая, что студенты-медики откажутся проводить дыхание «рот-в-рот» на мужских манекенах, Лаердал решил сделать тренажер «женщиной». Лицо он скопировал с маски «Незнакомки из Сены».
Манекен назвали Resusci Anne («Оживленная Анна»). Так неизвестная парижанка обрела имя.
Инструктор показывает технику сердечно-легочной реанимации на манекене. Фото: Depositphotos
Манекен для отработки навыков сердечно-легочной реанимации. Фото: ~aorta~ / Flickr
С тех пор Resusci Anne стала образцом для всех подобных манекенов, и каждый учащийся оказанию первой помощи целует утопленницу из Сены. Таких миллионы, поэтому «Незнакомку» называют самой целуемой девушкой в мире.
Позже появились другие манекены. Например, удаление инородных предметов из дыхательных путей отрабатывают на «Поперхнувшемся Чарли», а украинский манекен для отработки доврачебной помощи назвали «Тарасом».
Тайна ещё не раскрыта
Посмертная слава не дает покоя исследователям личности незнакомки. Современные патологоанатомы утверждают, что маска снята с живой девушки. Криминалисты доказывают, что лица утопленников не бывают такими спокойными.
Маска «Незнакомки из Сены» на выставке «История реанимации». Фото: USC Norris Medical Library / Megan Rosenbloom / Flickr
По одной из версий, маска снята с лица натурщицы французского живописца Жюля Лефевра, умершей от туберкулеза в 1875 году.
Вторая гласит, что «Незнакомка» — это молодая немка, родившая ребенка от изготовителя слепка.
Третья называет её венгерской актрисой Евой Лазло, сбежавшей в Париж от шантажиста, поймавшей её на связи с богатым женатым мужчиной. (Эта версия развенчана.)
Актриса Ева Лазло.
Я уже писала одну историю. Но она далеко не такая страшная, как эта. Это было со мной взаправду… Я до сих пор боюсь в море заходить… Ну давайте всё по порядку.
Было лето. 2010 год. Остров Сахалин (я на нём живу). Со мной, как всегда, мои закадычные подружки. С утра созвонились, собрались и пошли на море. Забыла назвать имена подружек – Алёна и Настя. Давайте дальше. Пришли на море около 10 часов утра. Без родителей (не подумайте, нас отпускают одних). Несмотря на то, что было всего десять часов, на пляже уже собрались люди. Мы разделись, пошли купаться.
Около нас подсела семья. Обычная семья, два ребёнка и отец с мамой. Только приезжие. Я в городе их ни разу не видела. Ну семья и семья. Я им внимания много не уделила. А зря… Ещё кое-что забыла: у нас за зиму в море несколько валунов прикатило. Я сама не знаю как. Просто посреди воды возвышается валун, с небольшого ребёнка.
Дальше. Мы купаемся, радуемся, тут смотрю: на этом валуне сидит та мамаша, которая около нас с семьёй сидела. Сидит, как русалка. Ну, я думаю: человек отдыхает. Мы подальше отплыли и купаемся. Тут слышим вопль: ” Мамы нет!!!”. Смотрим: на валуне никого, а около него мужики ныряют. Мы из воды как ошпаренные вылетели. А из воды ту мамашу вытаскивают… Мы в шоке были. Тут же собрались и побрели домой.
Жалко… Дети на одного отца остались. Потом три дня лил дождь. Говорили, что в сумке у этой мамаши нашли предсмертную записку. Видать, готовилась. Тело этой женщины увезли на родину. Прошло несколько недель. Эта история начала забываться… Мы опять пошли на море всей компанией. На пляже, как и тогда, было много народу. Но мне всё равно было как-то не по себе…
Плюнула на все страхи, пошла купаться. Вода была как парное молоко. Мы с подругами веселимся, я и сама не заметила, как подплыла к тому валуну. Встала на дно. Всё как обычно. Думаю: чего бояться? Тут меня кто-то схватил за ногу. Я как из воды вылечу. Ну думаю: какие могут быть призраки? Да и зачем им меня хватать? Потом, смотрю: на том месте кто-то пузырьки пускает. Так, думаю, или тонут и просто кто-то прикололся. Что делать? Если звать на помощь, то вытащат, а если прикалываются? Зря получается помощь звала? А если и вправду тонут? Получается, дам человеку утонуть? Решила сначала посмотреть что там такое. Позвала быстро подруг, полезли. Нырнули. Вода прозрачная такая. Глаза открыла и меня как будто холодной водой окатили… Там была ТА САМАЯ ЖЕНЩИНА, ЧТО УТОНУЛА НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ НАЗАД!!! Мы чуть не пере****ись!!! Из воды просто летанули. Вещи в сумку комком побросали и мигом домой. Прямо вот так в купальниках и босиком. Ладно ещё по пляжу бежали… А по городу! Босиком, мокрые, перепуганные… Потом целый месяц все поцаны которые нас видели, ржали над нами… Я расказала это приключение маме. Она мне, естесвенно, не поверила. Но мне потом так много раз снился этот сон… Я во сне орала… Меня мама к психологу возила. Но сейчас я вроде нормально это переживаю. Иногда я думаю, может это были глюки?
Настало нам время попробовать раскрыть одну из самых таинственных загадок - тайну Незнакомки из Сены.
Незнакомка из Сены. Даже если вы не слышали про нее, то наверняка видели. Беломраморное лицо девушки с закрытыми глазами с еле уловимой улыбкой на устах.
Это удивительно загадочное и прекрасное изображение волнует людей уже больше века. Кто же автор этого шедевра? Автора нет - это гипсовый слепок, выполненный по посмертной маске реальной девушки.
И вот здесь начинается загадка. Изображение и история «Незнакомки из Сены» кочует из издания в издание, из блога в блог. По мнению многих ее загадка одна из тех тайн, что никогда не будет разгадана, но мы с вами, мой читатель, вооружившись логикой и здравым смыслом попробуем найти ключ и к этой загадке. Точнее я расскажу вам, как искал ответы сам, а вы пройдете со мной все этапы поиска и согласитесь или не согласитесь с моими выводами.
А пока рассмотрим исходные данные для нашего расследования. В свое время много лет назад мне попался под руку глянцевый журнал со статьей, посвященной Незнакомке из Сены с прекрасными иллюстрациями. Приведу здесь примерный текст той статьи.
«Незнакомка из Сены - это неопознанный труп 16-летней девушки, найденный в реке Сена (в Париже), с лица которой был выполнен гипсовый слепок. Слепок стал знаменит как образец женской загадочности и красоты.
Тело молодой девушки было найдено в Сене в конце 1900 года. На теле не было обнаружено никаких следов насилия. В качестве наиболее вероятной причины смерти было предположено самоубийство. Патологоанатом был настолько очарован внешностью девушки, что выполнил гипсовый слепок. Девушка так и не была никем опознана.
На протяжении нескольких лет в Париже распространились копии отпечатка, которые стали модным атрибутом в богемном обществе. Это изображение стало культовым и в Германии. Писатели, поэты и художники черпали вдохновение из образа девушки и посвящали ей свои работы. Альбер Камю сравнивает её улыбку с улыбкой Моны Лизы, поэт и культурный критик Аль Альварес пишет в своей книге, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом. Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение L’Inconnue de la Seine (1934), в котором говорится, в частности:
В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.
Ты со мною хоть в звуках помешкай,
Жребий твой был на счастие скуп,
Так ответь же посмертной усмешкой
Очарованных гипсовых губ.»
С небольшими вариациями этот текст и его фрагменты можно найти, где угодно, с названиями «одна из самых таинственных загадок ХХ века», «мистические тайны без ответов», «десятка таинственных смертей» и тд и тп.
Итак, в чем же загадочность нашей незнакомки?
Сотни, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч людей увидели ее изображение уже в первые годы после опубликования фотографий в газетах и журналах того времени, гипсовые слепки продавались во многих модных магазинах. Казалось бы, при такой известности ее должны были довольно быстро опознать. Однако этого не случилось. Нет, конечно, вроде как всплывали одна за другой истории самоубийств (убийств) молодых девушек в Париже или в его окрестностях. Однако, журналисты каждый раз разоблачали их. Нет, сами истории были вполне реальны, вот только погибшие девушки никакого отношения к Незнакомке из Сены не имели.
Тогда же довольно быстро появилась версия, что маска не является посмертной, а снята с живой модели. Назывались имена, в частности имя одного владельца мастерской в Германии, выпускающих скульптурные изображения этой маски.
Но честно сказать, это версия не казалось тогда и сейчас убедительной по той причине, что и в этом случае девушку опознали бы еще быстрее и с большей вероятностью, чем если бы она была реальной утопленницей. Да и представить отца, продающего изображение дочери в виде посмертной маски французской девушки-самоубийцы, как-то чересчур для Германии тех лет.
Был так же популярен вариант, что на самом деле это подделка, работа безвестного талантливого скульптора, решившего прославить свое творение таким экстравагантным способом. Пожалуй, это весьма убедительная версия. Эта полуулыбка, очарование и красота лица юной девушки – действительно похоже на работу настоящего мастера. И мы с вами обязательно вернемся к этой версии.
А пока нам пора приниматься за работу и попытаться проанализировать столь скупые данные.
Могло ли так случиться, что девушка-самоубийца не была опознана? Ведь и сейчас, и тогда в больших городах находят трупы, которые так и остаются неопознанными. Такое вполне могло быть если бы не ее растиражированное изображение. Ее просто обязаны были опознать! Кто-то скажет, что ее вполне могли узнать родственники, но не стали официально признавать по причине бедности семьи (похороны все же немалые расходы) или просто хотели скрыть позор семьи (самоубийство тяжкий грех).
Ну что же, вполне разумно, однако такое объяснение может объяснить молчание родственников, но никак не объясняет, что никто ДРУГОЙ ее не опознал.
По мне так есть два вполне разумных объяснения, первое, маска на самом деле подделка и такой девушка никогда не существовало, и, второе, маска настоящая, но…
Задумайтесь сами, а почему лицо девушки могли не опознать если посмертная маска была абсолютно реальной? Только в одном случае – маска была снята задолго до 1900 года, минимум, за два-три десятилетия. Вот тогда вполне возможно, что по прошествии стольких лет ее никто не узнал, а если даже узнал, то услышав историю Незнакомки из Сены лишь пожал плечами и подивился поразительному сходству.
Вот теперь самое время обратится к специалистам. Кто же может быть специалистом в этой области? Конечно же, патологоанатом с большим опытом. В свое время я обратился с вопросом к хорошему знакомому моего отца врачу-патологоанатому с 20-летним стажем: может ли быть девушка, изображенная на фото быть утопленницей?
И получил ответ – весьма маловероятно. Не буду приводить список не слишком приятных подробностей, которыми он аргументировал свой ответ, но он был именно таким. Тут же последовал мой второй вопрос, а можно ли определить, снят слепок с живой девушки или с умершей?
Ответ меня озадачил. Патологоанатом уверено указал мне на то, что слепок (если он реальный) доработан в мастерской для большей художественности, настоящие слепки сохраняет кучу мелких деталей, а их здесь нет. Иначе говоря, изображение как будто обработано компьютером, как лица моделей в глянцевых журналах. После такой «обработки» невозможно точно утверждать является ли маска слепком с лица живой девушки или умершей.
Однако он все же добавил пару деталей, которые окажутся достаточно значащими в нашем с вами расследовании. С высокой вероятностью это именно маска, а не просто скульптурное изображение или, как вариант, ее сделал мастер, хорошо знающий как должна выглядеть посмертная маска. Мышцы лица расслаблены и голова девушки при снятии маски располагалась в горизонтальном положении лицом вверх. Если маска снята с лица умершей, то произошло это вскоре после ее смерти (скорей всего не более суток).
Получается, несмотря на романтичность названия, наша Незнакомка из Сены, скорее всего не утопленница и значит история ее нахождения в реке, не более чем легенда. Однако, легче мне не становится, ведь у нас на данный момент две версии, а точнее даже три версии.
Первая – маска искусная подделка скульптора, стилизованная под посмертную маску. Вторая, же заключается в том, что маска на самом деле снята намного раньше 1900 года. Но самое главное - нам по прежнему неясно, снята ли она с живой девушки или с умершей.
На тот момент у меня не было иной информации. Однако время идет, и когда в начале двухтысячных наткнулся в сети на очередную публикацию о Незнакомке из Сены, решил поискать информацию за пределами русскоязычного (тогда еще весьма скудного) сектора интернета. На этот раз улов был куда интересней!
Первое, что я нашел были незнакомые мне ранее фотографии маски. Вы скажете, что с того? Дело в том, что я нашел фото маски начала 1900-х годов и это была фотография НАСТОЯЩЕЙ маски (или ее одной из первых копий) без той самой «художественной» обработки!
И вот тут сразу стало ясно - это именно маска со множеством мелких ненужных деталей, а не скульптурное изображение.
Здесь изображение не столь красиво, лицо кажется вполне заурядным, хотя не лишено привлекательности. А значит теперь можно с большей долей вероятности откинуть версию подделки маски. Однако, однозначно утверждать, что маска посмертная по даже по этим фотографиям все же нельзя.
Второе открытие заключалось в том, что дата, указанная в статье в журнале (осень 1900 года), является самой распространенной, однако проскальзывали и другие даты нахождения Незнакомки из Сены - 1880, 1875 и даже 1870 год.
Столь серьезные расхождения в датах еще раз утвердили меня в уверенности, что история нахождения Незнакомки из Сены не более чем легенда. Скорее всего маска действительно снята с умершей девушки задолго до 1900 года.
Почему же с умершей, спросите вы? А зачем снимать маску с живой модели? Какой-то особой красотой, как видите, девушка не блистала. В то время уже была известна фотография, в Париже было множество художников, которые могли за весьма умеренную цену нарисовать портрет. К тому же снятие маски с умершего было традицией того времени. Единственно в чем можно было быть уверенным, девушка не принадлежала к высшему обществу Парижа. Иначе ее опознали бы достаточно быстро, даже несмотря на то, что маска была снята довольно давно.
На этом первую часть расследования мы с вами закончим.
.
Продолжение следует...
.
© ЛысыйКамрад
.
Что же будет в следующих частях?
Обещаю, что мы с вами сможем заглянуть в глаза Незнакомки из Сены. Увидим ее во всем блеске юной красоты. И да, вы можете не согласиться с выводами моего расследования, не претендую на полную достоверность, но, согласитесь, сама ВОЗМОЖНОСТЬ заглянуть за кулисы тайны более чем вековой давности дорогого стоит.
Страница 1 из 1
Случившееся на границе перми и триаса глобальное вымирание видов дало резкий толчок к возникновению новых и развитию старых и более приспособленных форм животных. Одной из таких форм были древние земноводные, основная разновидность которых (стегоцефалы) также на протяжении последующего триаса вымерли, дав начало новой ветви эволюции, главенствующую роль в которой по праву заняли динозавры.
Ранние динозавры юрского периода
Во второй половине триаса параллельно с вымиранием остатков стегоцефалов, начали прогрессировать ответвления динозаврообразных земноводных. Уже на границе с юрским периодом отслеживается четкое разветвление между основными группами динозавров. К примеру, в южных частях Пангеи обитали такие древние тероподы, как ставрикозавры и эрреразавры (герреразавры), из которых впоследствии и произошли почти все хищные динозавры юрского и мелового периодов . Эрреразавр представлял собой рептилию из разряда ящеротазовых, имевшую 4 м в длину и свободно бегавшую на двух, более развитых чем передние, ногах. Череп данной рептилии был вытянутым, имелся также и массивный хвост, служивший противовесом при беге.
Параллельно с ящеротазовыми особями развивались и множились птицетазовые, основным предком которых являлась древняя рептилия асилозавр. Именно от нее впоследствии появились такие разновидности самых гигантских за всю историю планеты существ - завроподов .
Дальнейшая эволюция динозавров и разнообразие видов
Поскольку все динозавры так или иначе произошли от земноводных, им пришлось впоследствии коренным образом перестроить свой опорно-двигательный аппарат. Древние рептилоиды были весьма неповоротливы, поскольку ноги у них располагались по обеим сторонам туловища, и потому передвигались они неспешно и вразвалку, что было очень неудобно, когда возникала потребность быстро скрыться от опасности, или догнать ту же, к примеру, добычу. С течением времени строение скелета динозавров менялось, ноги все больше отодвигались под туловище, что, в конце концов, дало возможность многим динозаврам стать настоящими спринтерами своего времени. Уже к середине юры разнообразие динозавров достигало невероятного количества. Многие из них были размером со среднюю собаку, но встречались и поистине гигантские виды. Юрский период по праву считается эрой расцвета гигантизма среди позвоночных. Были среди них и двуногие особи, и особи, передвигающиеся исключительно на четырех конечностях.
Именно пресмыкающиеся динозавры юрского периода впервые заполонили обитаемый мир полностью. Если ранее животный мир довлел к водоемам и береговым локациям, то в течение юрского периода динозавры заполонили его полностью. В это время климат чрезвычайно благоприятствовал развитию жизни, и особенный толчок в развитии получили растения, все больше заселяя обширные пространства Земли. И попутно с продвижением растительности, уходили вдаль от водоемов и динозавры. К середине юрского периода они безраздельно властвовали как на суше, так и на море, и в воздухе.
Морские динозавры юрского периода
Некоторым из динозавров еще в конце триаса было суждено вернуться в морские пучины. В каких-то регионах древним предкам динозавров было гораздо легче охотиться на морском берегу, поскольку в море живности было гораздо больше. Все чаще они оказывались в воде, в поисках пищи, и в какой-то момент ящеры и вовсе перестали возвращаться на сушу, а полностью приспособились к жизни под водой. Их конечности превратились в плавники, и всплывали они теперь на поверхность лишь изредка, чтобы пополнить свой запас кислорода.
К морским динозаврам юрского периода можно причислить таких прытких гигантов, как ихтиозавр и плезиозавр . Но самым опасным морским хищником тех времен по праву считается живородящий плиозавр лиоплевродон (рис. 1), достигавший веса в 25 тонн и более чем 10-метровых размеров. Несмотря на то, что в то время в морях жили и охотились огромные разновидности акул, а такие гиганты костных рыб, как лидсихтисы в полтора - два раза превышали водных пресмыкающихся по размерам, за счет своего более совершенного строения и необыкновенной прыткости, свирепости, и, как ученные предполагают, более продвинутого мышления, водные пресмыкающиеся были абсолютными властителями морских и океанических глубин.
Рис. 1 - Лиоплевродон юрского периода
Но эволюция шла разными путями и в какое-то время, в каком-то месте появилась такая экосистема, где пища в большем количестве представлялась в форме летающих и ползающих в траве насекомых. Поиск насекомых и прочих более мелких рептилий был весьма трудоемок, а потому многие заползали на деревья и возвышенности, и оттуда высматривали своих жертв. Но зачастую пока незадачливый археозавр спускался и достигал места, где должна быть высмотренная жертва, та уже ретировалась, и потому все чаще рептилиям приходилось попросту прыгать на них с ветки дерева. В дальнейшем их конечности начали обрастать перепонками, что давало возможность древним ящерам улетать уже на большее расстояние от укрытия, пока в какой-то момент древние архозавры не научились плавать в воздушных потоках.
Среди птерозавров были не только те, кто питался насекомыми. Были и такие, что охотились на более мелких пресмыкающихся, древних предков млекопитающих, а были и курсирующие над поверхностью океанов и питающиеся планктоном. Но основными представителями летающих ящеров юрского периода (рис. 2) были рамфоринхи и птеродактили.
Рис. 2 - Воздухоплавающие динозавры юрского периода
У рамфоринхов имелся длинный хвост - балансир, а крылья были продолговатыми и узкими. Массивный вытянутый череп имел челюсти, усыпанные острыми зубами. Выгибаясь под различными углами, эти острые зубы являлись великолепной смертельной ловушкой для добычи. Из сомкнутых челюстей рамфоринха уже было не вырваться никому. Это были разновидности крылатых ящеров, умевшие взлетать без разгона и прямо с земной или водной поверхности.
Селились они в основном по морским и океаническим берегам и питались крупными насекомыми, такими как стрекозы, и рыбой. Охотились они зачастую как современные чайки. Поднимаясь на внушительную высоту, и высмотрев косяк рыб, они складывали свои перепончатые крылья, и камнем падали вниз, штыком входя в водную гладь, откуда выныривали и взлетали уже с зажатой в цепких зубах рыбой. Они обладали мощными задними конечностями с плоскими и широкими ступнями, при помощи которых отталкивались от водной глади, чтобы взлететь. Найденные в разных местах земного шара останки рамфоринхов говорят о том, что данный отряд был весьма разнообразен. Некоторые особи имели размер тела до 40 см, в то время как размах крыльев самой малой особи едва доходил до 290 мм.
Различны по размерам были и птеродактили , самые малые из которых были величиной с воробья, а самые большие достигали размеров большой вороны. Это были бесхвостые летающие динозавры, в полете для маневренности обходившиеся лишь своими широкими перепончатыми крыльями. Они вели стайный образ жизни и также предпочитали селиться на морских побережьях. Питались в основном падалью и рыбой. Вели они дневной образ жизни, по ночам предпочитая прятаться в листве деревьев, пещерах и прочих укромных местах. Крылья данных птиц не имели совершенного строения и мощи, а потому взлететь они могли лишь основательно разогнавшись, если имелся ощутимый встречный ветровой поток, а в безветренную погоду чтобы взлететь им приходилось взбираться на ощутимые возвышенности, откуда можно было при падении начать планировать в воздушных потоках, на манер сегодняшних дельтапланов.
Еще одним представителем летающих птиц являлись различные виды археоптериксов , кожа которых была покрыта оперением. Несмотря на то, что эти древние динозавры были наиболее всех схожи по виду с птицами, ученые долгое время считали, что именно они и стали родоначальниками птиц. Впоследствии было доказано, что данная ветвь была тупиковой. Археоптериксы скорее вовсе не умели летать, а крылья им нужны были лишь для того, чтобы перепархивать с ветви на ветвь. Они имели челюсти, усыпанные мелкими зубами, и питались в основном насекомыми.
Среди динозавров юрского периода (рис. 3), ведших наземный образ жизни, наибольшим количеством отличались прозауроподы, во второй половине юрского периода давшие разнообразие последующим разновидностям различных зауроподов. Среди них были такие «жирафы» прошлого, как, к примеру, апатозавры.
Рис. 3 - Сухопутные динозавры юрского периода
Апатозавры , при всем своем гигантизме (до 25 м в длину), вели стадный образ жизни, а потому для растительности нашествие стад этих огромных пресмыкающихся превращался поистине в бедствие. Эти рептилии съедали всю зелень на своем пути, зачастую включая и ветви деревьев. Для того чтобы прокормиться, эти животные были вынуждены круглосуточно поглощать зеленую пищу.
Как предполагают ученые, брахиозавры были живородящими, поскольку отложенные ими яйца попросту не смогли бы успеть вылупиться, пока стадо, постоянно вынужденное передвигаться в поисках пищи, не ушло на внушительное расстояние от места кладки. А многочисленные следы свидетельствуют, что молодняк путешествовал со своими родителями, а потому резонно будет предположить, что только что родившиеся особи сразу же вставали на ноги и бежали следом за взрослыми наподобие современных лошадей.
Наиболее распространенными хищниками начала юры были мегалозавриды , достигавшие порой веса в 1 тонну. Их челюсти были усыпаны огромными острыми зубами, и для прозауропод они представляли весьма серьезную опасность, равно как и их еще более развитые потомки, такие как алозавры и тираннозавры представляли постоянную опасность для зауропод. Они стаями набрасывались на стадо апатозавров, отгоняя одну особь от основного числа, и раздирали ее на куски своими мощными челюстями. Отдельные особи отгоняли от стада молодняк.
Отличную цель для охоты представляли собой и более мелкие зауроподы - гадрозавры . Но поскольку они были намного маневреннее и быстрее, охотиться на них было сложнее в разы. А потому зачастую жертвами хищников становились именно гигантские растительноядные.
Охота же на таких представителей, как трицератопсы или стегозавры и вовсе представлялась опасной затеей, поскольку несмотря на свои размеры, они не только имели довольно крепкую и толстую кожу, местами защищенную роговыми щитами, но и оборонительные элементы, выраженные, в случае трицератопсов - острыми рогообразными выступами на передней части черепа, а в случае стегозавров - массивным хвостом, на краю которого имелось утолщение - своеобразную естественную палицу, усеянную острыми шипами.
Заключение лекции
Таким образом, в меловой период динозавры вступили уже развитым и необычайно размножившимся надотрядом позвоночных, который и далее еще на протяжении около 80 млн. лет успешно прогрессировал, занимая среди всех видов млекопитающих главенствующее положение.
Более подробно динозавры юрского периода будут рассмотрены в следующих лекциях .
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде