Фокусник гарри. Таинственная смерть на Хэллоуин: почему умер Гарри Гудини? Смотреть что такое "Гудини" в других словарях
Среди фокусников существует негласное правило: никогда не раскрывать секреты своих трюков. Потому, когда были раскрыты некоторые фокусы Гудини, иллюзионисты возмутились таким нарушением профессиональной этики. Многие из них утверждали, что сами до сих пор используют приёмы известного фокусника. Но Гарри мёртв уже почти 90 лет, а современные иллюзионисты вряд ли пользуются его устаревшими методами.
1. Радио 1950 года
Гудини разработал этот фокус в 1925, за год до своей смерти. На столе располагалось огромное радио размером 2х1 м с ручками-регуляторами и двойными дверями. Продемонстрировав зрителям то, что внутри никого нет, Гудини настраивал нужную ему радиостанцию, и из коробки радио появлялась его ассистентка. «Настройте радио на нужную волну и получите девушку вашей мечты, – объявлял Гудини и добавлял. – Нет, джентльмены, радио не продаётся!»
Секрет фокуса заключался в столе, у которого была двойная столешница. В верхней столешнице был люк. Ассистентка находилась внутри радио, которое устанавливалось на столе, затем она пряталась в верхней части стола и ждала, пока Гудини показывал зрителям пустые внутренности радио, а когда фокусник настраивал радиостанцию, она быстро забиралась назад в радио.
2. Метаморфоза
«Метаморфоза» был одним из его первых фокусов 1894 года. Гудини не был его автором, а усовершенствовал более ранние версии, исполняя свой вариант вместе с женой. Фокус был достаточно сложным. Руки Гудини были связаны за спиной, а сам он сидел в завязанном мешке. Мешок помещался в ящик, ящик закрывался, обвязывался верёвкой и помещался в шкаф с занавесом. Жена Гудини заходила в шкаф, закрывала занавес и три раза хлопала в ладоши. После третьего хлопка занавес уже открывал Гудини, а его жена оказывалась вместо него со связанными руками в мешке.
Секрет на удивление прост: практика. Гудини был экспертом по канатам и узлам. Когда мешок завязывали, его руки были уже свободны. Когда мешок помещали в ящик, он изнутри ослаблял верёвки. Когда жена задёргивала занавес, Гудини выбирался из ящика через заднюю стенку. Три раза хлопал в ладоши он, а не жена. После первого хлопка она забиралась в ящик, не нарушая замки и верёвки. После третьего хлопка Гудини открывал занавес. В то время как он развязывал и отпирал ящик, его жена «упаковывалась» в мешок и засовывала руки в узлы верёвок. Гарри и Бесси настолько отработали этот фокус, что ухитрялись меняться местами всего за три секунды.
3. Освобождение подвешенного человека, одетого в смирительную рубашку
Младший брат Гудини Хардин тоже был фокусником, и оба брата демонстрировали одинаковый трюк освобождения из смирительной рубашки. Гудини решил, что превзойти брата, и усложнил фокус. Обычно он выполнял его на улице перед большой толпой. Его облачали в смирительную рубашку и связывали лодыжки, а затем кран поднимал его на определённую высоту.
Секрет фокуса раскрыл сам Гудини в своей книге «Освобождение из наручников» (1910). Он заключался в небольшом ослаблении рубашки, завязанной на нём. Руки были скрещены на груди, причём правая рука сверху. Когда рубашку затягивали, он делал глубокий вдох, чтобы при выдохе ткань была ослаблена, затем с помощью этого зазора Гудини освобождал руки – а дальше уже дело техники. Говорят, что в редких случаях фокуснику даже приходилось вывихивать плечо. Гудини настолько отработал этот трюк, что сумел сократить время освобождения с получаса до 3 минут.
4. Прохождение через кирпичную стену
Гудини показал этот фокус только несколько раз в Нью-Йорке в июле 1914 года, но данное представление стало настоящей сенсацией. Рабочие строили стену в 3 метра высотой и 3.5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости. Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.
Секрет фокуса заключался в ковре. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Кроме того, Гудини использовал разные вариации выполнения фокуса, например, помещая крепкое стекло под стену, чтобы исключить сомнения зрителей насчёт лаза под стеной, а в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.
5. Фокус с освобождением из наручников
Одним из первых фокусов Гудини был фокус освобождения из наручников. Трюк имел огромный успех, и благодаря ему фокусник получил свой первый контракт на выступления вместе с театром водевиля.
У Гудини было несколько секретов этого фокуса. Иллюзионист изучал замки всю жизнь и обладал энциклопедическими знаниями о наручниках. С одного взгляда он сразу понимал, какой ключ к ним нужен. Позднее Гудини изобрел специальный пояс из гибкой стали, который мог вращаться движением локтя, в ремне было несколько отсеков с различными ключами на выбор. Некоторым наручникам не требовался ключ, достаточно было ловко постучать ими о твёрдую поверхность. Ещё от одного вида наручников можно было избавиться с помощью проволочной петли, отмыкавшей замок.
7. Освобождение из ящика под водой
Всевозможные трюки с освобождением из закрытых ящиков или других ёмкостей стали «фишкой» Гудини. Когда трюки с наручниками ему поднадоели, он переквалифицировался на «тюремные побеги», начав активно их практиковать. Его первое освобождение из ящика под водой было продемонстрировано в Нью-Йорке, в реке Ист-Ривер. На Гудини были надеты наручники, сам он находился в деревянном ящике. Ящик был забит и обмотан цепями, а затем опущен в реку. Гудини всплыл на поверхность через 150 секунд.
Секрет, конечно, заключался в конструкции ящика. Во-первых, в нём были мелкие отверстия, чтобы Гудини мог дышать, пока ящик забивали, обматывали цепями и опускали в воду, а он в это время освобождался от наручников. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть, причём как можно быстрее, пока ящик не упал на дно, когда возникал риск, что он упадёт именно на ту сторону, где были эти две незакреплённые доски.
8. Исчезновение слона
Фокус был исполнен только один раз 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром». Этот трюк был самым зрелищным, сравнимым только с фокусом под названием «Китайская камера для пыток водой». Гудини завёл слона в большой ящик, а потом слон исчез. Секрет этого фокуса тоже исчез. Ящик был утерян, а поскольку трюк выполнялся один раз, то посвященных в него людей практически не было. Считалось, что разгадка утеряна для истории.
Тем не менее, она нашлась. Начнём с театра «Ипподром». В нём было 5697 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не имели возможность хорошо видеть слона в ящике, поскольку он был далеко от края сцены. Мало того, есть предположения, что ящик был обычной, хорошо замаскированной клеткой, а исчезновение слона просто визуальной иллюзией, созданной с помощью ограниченного освещения и занавеса, который по цвету был идентичен задним шторам на сцене. В нужный момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, и в это время перед слоном молниеносно поднимался маскирующий занавес. Появилось даже описание ящика: он был продолговатый, на колесах, с двойными дверями с одной стороны и огромным занавесом с другой.
9. Китайская камера для пыток водой
В отличие от ящика для слона, китайская камера для пыток водой до сих пор существует, и мы знаем, как она работает. Великий маг заказал это приспособление за 10 тысяч долларов и запатентовал его. Камера напоминает продолговатый аквариум, выполненный из красного дерева и никелированного стального каркаса, а детали – из меди. Размеры: 67 см в ширину и 150 см в высоту; вес 3000 кг; объём 950 л воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла шириной 1,5 см. Руки Гудини были в наручниках, лодыжки опутаны цепями, а затем его очень медленно опускали в этот резервуар вниз головой. Камеру закрывали занавесом, а через пару минут из-за него появлялся Гудини. Вариантов данного трюка было несколько, маг любил усложнять и усовершенствовать его.
Для фокуса были важны два момента. Во-первых, хитроумные детали камеры и банальное вытеснение воды телом оставляли небольшой запас воздуха (воздушный карман) в резервуаре. Во-вторых, Гудини отлично умел освобождаться от наручников и цепей, мастерски владея телом, а затем выбирался наружу.
Злые языки утверждали, что однажды Гудини не повезло, и он утонул во время этого фокуса. Это не так. Он умер на больничной койке от воспаления аппендикса, который осложнился перитонитом. Ускользнуть от этой опасности великий маг, увы, не сумел.
Жизнь и смерть Гарри Гудини до сих пор окутаны тайнами. Существует множество версий и причин гибели великого фокусника, ловкого трюкача и мастера освобождения. Завистники утверждают, что Гудини утонул во время выполнения трюка с освобождением из заточения под водой. Но это не так. Гибель иллюзиониста произошла из-за нелепой случайности.
Предыстория
Гарри Гудини, настоящее имя которого Эрик Вайс, иммигрировал в Соединенные Штаты из Венгрии, когда ему было 4 года. Он взял псевдоним в честь двух своих кумиров: американского фокусника Гарри Келлара и французского иллюзиониста по имени Жан Юджин Роберт-Гудин.
Гудини прославился благодаря сложным трюкам с побегами и освобождением. Самым знаменитым была "Китайская камера для пыток водой". Во время трюка его ноги были надеты наручники, а сам иллюзионист находился вверх ногами в стеклянном контейнере, наполненном водой. Каждый раз Гудини с успехом и овациями удавалось выбраться из этой западни.
Предшествующие события
Во время гастролей в Монреале во второй половине дня 22 октября 1926 года в раздевалку Гудини зашли два студента из университета Макгилла. В этот момент иллюзионист просматривал свою почту. Один из молодых людей, Дж. Гордон Уайтхед, был начинающим боксером. Он спросил Гарри, сможет ли тот выдержать удар в живот, как заявлял ранее. Гудини ответил утвердительно, но ему было необходимо время, чтобы подготовиться. В этот момент Уайтхед нанес четыре удара в живот, застав врасплох фокусника.
В течение всего вечера Гудини чувствовал сильную боль, но выступал, несмотря на дискомфорт. Он не мог уснуть и терпел в течение следующих двух дней, не обращаясь за медицинской помощью. Когда иллюзионист, наконец, посетил врача, ему диагностировали острый аппендицит. Гудини требовалась срочная операция. Тем не менее маг решил завершить свое шоу, как и планировалось в ту ночь.
Последнее выступление
Во время выступления температура фокусника поднялась до 40 градусов. Он очень устал и был изнеможен от постоянной боли. К середине третьего акта Гудини попросил своего помощника опустить занавес, так как не мог продолжать выступление. Когда занавес закрылся, Гарри рухнул там, где стоял. Но продолжал отказываться от медицинской помощи до следующего утра. В тот момент его жена Бесс настояла, чтобы Гудини обратился в больницу. Но было уже поздно: аппендикс лопнул, и начался перитонит. Врачи провели операцию, однако надежды на выживание не было. В то время антибиотиков еще не существовало, поэтому провести необходимую медикаментозную терапию не представлялось возможным. 31 октября 1926 года, в день празднования Хэллоуина, в окружении близких родственников, жены и брата, Гарри Гудини скончался.
Похороны великого мастера состоялись 4 ноября 1926 года, где присутствовало более 2000 человек. Он был погребен в Квинсе, Нью-Йорк, на кладбище Махпела. На надгробном камне был нарисован герб Общества американских магов. Каждый год в ноябре последователями Гудини и членами общества магов на его могиле проводится церемония "Broken Wand".
Жена иллюзиониста Бесс Гудини умерла в 1943 году. Несмотря на ее просьбы пару похоронили на разных кладбищах из-за еврейского происхождения супруги.
После смерти
В настоящий момент театра Гарри Гудини больше нет. Больница Грейс в Детройте, в которой умер иллюзионист, также разрушена в 1979 году.
Что стало с Дж. Гордоном Уайтхедом, который по нелепой случайности стал причиной смерти великого фокусника? После инцидента Уайтхед бросил колледж и стал отшельником. Он умер от голода в 1954 году. Уайтхед похоронен в безымянной могиле на кладбище в Монреале. Существует теория, согласно которой молодой человек был специально нанят для убийства Гарри Гудини. Но никаких доказательств этой версии нет.
В течение долгих лет после смерти иллюзиониста его жена проводила множество сеансов в попытке связаться со своим мужем. Что не удивительно, у нее ничего не получилось. Особенно учитывая тот факт, что при жизни Гудини считал спиритизм мошенничеством. До сих пор поклонники паранормальных явлений пытаются вызвать дух иллюзиониста. Но все их попытки тщетны.
Биография
Как свидетельствуют документы, будущий фокусник родился в Будапеште в семье раввина , хотя сам Гудини утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года , когда Эрику было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец - Меер Сэмюэл (Шамуэль) Вайс (1829-1892) - получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В 1887 году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия (Цецилия) Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр. В семье говорили на идиш, немецком и венгерском языках.
Гарри публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Удена (фамилию которого он по ошибке прочитал в соответствии с правилами английского, а не французского языка). Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя по свидетельствам близких уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie ) или Гарри (Harry ). Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.
Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г. Вновь гастролировал по России в 1908 г., демонстрируя самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Вот как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .
C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .
В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалование почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.
Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .
Смерть иллюзиониста
Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гудини не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит . В 1926 г. антибиотиков не существовало, и 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте .
Гудини оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».
Weiss with mother and wife.jpg
Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс (Элизабет) в 1907 году
HarryHoudini-1899.jpg
Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением, 1899 год
Mastermystery-1919poster.jpg
Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли
Houdini Gravesite 1024.jpg
Могила Гарри Гудини
Премия Гарри Гудини
В 2015 году в России была учреждена премия имени Гарри Гудини , призванная привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей.
В искусстве
Гудини - один из героев бестселлера Э. Л. Доктороу «Рэгтайм», переведённого на русский в 1975 году Василием Аксёновым . В 1998 г. по мотивам романа был поставлен мюзикл , в котором Гудини является второстепенным персонажем.
Кинематограф
- 1953 - «Гудини» (в роли Гудини: Тони Кёртис)
- 1976 - «Великий Гудини» (в роли Гудини: Пол Майкл Глейзер)
- 1987 - «Молодой Гарри Гудини» (в роли Гудини: Уил Уитон)
- 1998 - «Гудини» (в роли Гудини: Джонатон Шэк)
- 2007 - «Смертельный номер » (в роли Гудини: Гай Пирс)
- 2008 - «Чудеса Гудини» (в роли Гудини: Эрнест Боргнайн)
- 2014 - «Гудини» (в роли Гудини: Эдриен Броуди)
- 2016 - «Гудини и Дойл » (в роли Гудини: Майкл Уэстон)
Напишите отзыв о статье "Гарри Гудини"
Примечания
Ссылки
- Журнал «Вокруг Света», № 6 (2597) | Июнь 1975
Отрывок, характеризующий Гарри Гудини
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.
В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.
Гарри Гудини несомненно можно назвать одним из величайших фокусников современности. Многие его трюки были настолько опасными, что их не рискуют повторять спустя почти столетие. Сам Гарри не раз попадал в больницу после своих выступлений. Он умер в 52 года, во время гастролей. Злые языки утверждали, что Гудини не повезло, и он утонул во время фокуса с освобождением из оков в аквариуме, однако это не так. Смерть великого фокусника была нелепой и трагичной...
22 октября 1926 года (по другим сведениям, на день или два раньше) Гарри был на гастролях в Монреале. Он только что отыграл свое новое шоу «Три-в-одном: Магия, освобождение и иллюзия с воздействием», включавшее самые эффектные, самые сложные номера. Гарри отдыхал в гримерной, лежа на диване. Напротив со своими карандашами копались два студента монреальского художественного училища Джек Цена и Сэм Смайли, которые с разрешения Гудини рисовали его портрет.
В этот момент дверь гримерной распахнулась. В гримерной появился розовощёкий крепыш, представившийся Гордоном Уайтхедом, студентом университета Мак-Гилл. Он задал какой-то вопрос, которого погруженный в себя Гудини не расслышал. Гарри даже не удивился появлению непрошеного гостя, полагая, что тот товарищ молодых художников. А Уайтхед спросил: - Мистер Гудини, правда, что вы можете выдержать любой удар в живот? Говорят, у вас железный пресс... Разрешите попробовать? Уайтхед шагнул к дивану. Гудини инстинктивно поднялся. И тут... молодой человек (как оказалось, боксер-любитель, который хотел овладеть таким же непробиваемым прессом, какой был у Гарри) нанёс Гудини три коротких удара. Гудини схватился за живот и сдавленно застонал. В этот момент у него лопнул аппендикс, который был воспалён уже несколько дней. Гудини просто не обращал внимания на боли в правой нижней части живота. Полудрёма слетела с Гарри в мгновенье ока. - Подождите, - прохрипел он. - Я же должен сосредоточиться. Он справился с приступом боли. Выпрямился. И, глядя в глаза Уайтхеду, сказал: - Теперь бейте. Студент нанес ещё несколько ударов и... затряс ушибленным кулаком. Пресс у Гарри был стальной...
Гастроли в Монреале закончились. Гарри дал еще несколько представлений, собрал реквизит и вместе с Бесс сел на поезд, идущий в Детройт, где у Гудини были назначены следующие концерты в «Гэррик Тиэтр». Несколько дней его мучили ужасные боли. Но Гудини привык выносить любую боль. И не показывал виду. Обеспокоенная Бесс (жена – Прим. И.Л. Викентьева), тем не менее, заметила неладное. У Гудини резко подскочила температура. В Детройт он приехал, уже пылая от горячечного жара. Но он вышел на сцену и принялся играть свою роль фокусника-волшебника. Во время исполнения номера с освобождением из смирительной рубашки Гарри упал в обморок. Бесс в ужасе бросилась к нему. Но... Гарри открыл глаза и, поймав взгляд Бесс, улыбнулся супруге. Сразу по окончании шоу его отвезли в «Детройте Грейс Госпиталь». Температура 40 градусов. Короткое обследование врачей. И чудовищный диагноз - перитонит. Гудини был срочно госпитализирован в палату номер 401.
Он умирал несколько дней. Успел оставить Бесс завещание. Успел поговорить с ней напоследок. Вечером 30 октября 1926 года, накануне Хэллоуина, Гудини впал в беспамятство и в себя больше не приходил. Новость потрясла всех, но особенно остро отреагировали коллеги Гарри. Вскоре после его кончины было созвано внеочередное заседание Общества американских магов. На повестке дня стоял один вопрос - смерть Гудини. И взрослые, видавшие виды люди, привыкшие к боли и опасностям, самой профессией превращённые в отпетых циников - иллюзионистам иначе и нельзя, - целый час стояли в арендованном для заседания нью-йоркском зале и... беззвучно рыдали. Гудини умер... Боже, какая несправедливость. И американские газеты, которые всегда с трепетом относились к Гарри, обожая его за прямоту, смелость и яркий талант, вышли с траурными заголовками. Гудини умер... Великий Гудини. Да, именно в эти ноябрьские дни 1926 года прозвучало «великий», «гений», «волшебник».
И это уже было нестыдно и вполне справедливо. Действительно великий волшебник. Ведь Гарри уже стал частью американской истории. А это значит, что уже можно назвать его и так... Похороны Гудини были назначены на 4 ноября. Его тело было заключено в бронзовый сундук, который он подготовил для будущего номера с освобождением из песочного плена, и отправлено в Нью-Йорк...
Надеждин Н.Я., Гарри Гудини: «Просто волшебник», М., «Майор», 2010 г., с.166-170.
Великий фокусник, иллюзионист 20 века, ловкий трюкач и мастер побега, которому подчинялись любые замки, человек-загадка.
Его звали Эрих Вайс, но мир знал его как Гарри Гудини. Почти как Гудвин-волшебник Изумрудного города. Ведь недаром ему и впрямь приписывали сверхъестественные способности. Это по большей части, веселило его. Он и сам любил подзадорить своих поклонников, окружая себя и свое искусство ореолом таинственности.
Смерть волшебника
Гудини умер 31 октября 1926 года на Хэллоуин. Словно в шутку над теми, кто и впрямь считал его магом, выбрав для своего ухода именно этот мистический праздник - День всех святых.
Что же произошло на самом деле? Спустя почти век его смерть оставляет много загадок, как в прочем и он сам. Была ли это случайность, несчастный случай или же убийство по сговору. Или может, быть волшебник просто устал от мира обычный людей и ускользнул, куда-то в свое тайное измерение, откуда черпал всегда свои силы?
Монреаль. Последние гастроли. Гудини блестяще отыграл свою новую программу, которая включала в себя самые сложные номера мастера.
В гримерную, где отдыхал иллюзионист, в то время как двое студентов художников работали над его портретом, постучались. Это был крепкий молодой человек по имени Гордон Уайтхэд - начинающий боксер, как выяснилось много позже. В гримерку он пришел не ради автографа. К фокуснику его привел спортивный интерес, в буквальном смысле слова.
Правда ли, что Великий Гудини обладает стальным прессом и способен выдержать любой удар?
Фокусник не стал отрицать этот слух, да и не слух это был вовсе. И тогда парень нанес ему три точных удара в грудь, еще прежде, чем Гудини успел подготовиться к демонстрации своих сил. Фокусник согнулся от нестерпимой боли. Но, все же скоро приведя себя в порядок, он отнюдь не выгнал прочь нетерпеливого наглеца, а напротив, попросил у него немного времени, чтобы сосредоточиться. Усмирив боль, он выпрямился и отдав команду принял на себя еще два удара. Фокус удался. Уайтхэд вывихнул кисть о стальной пресс волшебника.
Отыграв французские гастроли, Гудини вернулся домой в Америку, скрывая ото всех свое недомогание, которое усиливалось с каждым днем и перерастало в серьезную форму.
Трюк с освобождением из смирительной рубашки стал его последним выступлением на публике. Гудини стало плохо еще во время представления и его доставили в больницу города Детройт с сильнейшим жаром в полуобморочном состоянии.
Диагноз был неутешителен - перитонит и разрыв аппендикса, последнее как результат знакомства с Уайтхэдом. Вопреки заключению опытных врачей, отсчитавших Гудини всего сутки, волшебник (тут уж никак не иначе) продержался дольше, еще несколько дней. Все закончилось 31 октября в ночь на Хэллоуин.
Но закончилось ли?
Все вышеописанное только лишь официальная версия событий. И действительно ли она привела к такой трагической развязке?
Уже в наше время потомок Гудини, его внучатый племянник Джордж Хардин заинтересовался в эксгумации тела великого фокусника и проведении надлежащей экспертизы. Ведь, тогда в 1926, после смерти, вскрытие не было сделано. Почему же?
Версии о заговоре с целью убийства, возможно даже отравлении, предложили в своей книге «Тайная жизнь Гудини» двое ее авторов - Уильям Калуш и Ларри Слоуман. Их рукопись и побудила Хардина взяться за расследование.
Если верить книге, в ходе написания которой, авторы пользовались дневниками британского разведчика Уильяма Мелвила, Гарри Гудини неоднократно оказывал посильную помощь как Скотленд-Ярду так и спецслужбам, в частности. Месть представителей криминального мира здесь была бы вполне очевидной.
Кроме того, зуб на фокусника имели и поклонники спиритизма, высмеивать и разоблачать, которых в шарлатанстве он весьма любил. Выдавая себя за полисмена, Гудини частенько организовывал, такие себе, облавы на их «шабаши».
Занятный факт, что перед смертью, фокусник якобы оставил своей жене секретный код, без которого его «дух» нельзя будет призвать на спиритических сеансах.
Когда мифы порождают новые мифы добраться до истины становиться очень сложно. Откроет ли волшебник Гудини когда-нибудь свои секреты? Спрятаны ли они в бронзовой гробнице Нью Йоркского кладбища или же Великий волшебник надежно спрятав их в кармане своего сюртука унес в свое следующее измерение. Туда где его новые поклонники, под оглушительный гром аплодисментов ждут его выход на сцену. Кто знает…
|