Дерево с самой твердой древесиной. Твердые породы древесины
Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.
Основные причины отмены крепостного права:
- Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;
- Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;
- Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;
- Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.
Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I , но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.
Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.
В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.
19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».
Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.
Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!
В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.
Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.
Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.
Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».
Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.
Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.
Отмена крепостного права (кратко)
В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне.
Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства.
В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу».
Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства.
Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России.
Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр II начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И.Ростовцев, Н.А.Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей».
В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.
Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.
Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации.
Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.
Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства.
Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную инициативу наиболее инициативных ее членов.
Иллюстрация:
Твёрдость древесины зависит, главным образом, от сорта дерева. В этой статье мы рассмотрим различные породы древесины и выясним, какая древесина тверже других.
Твёрдость лесоматериалов — это их способность сопротивляться внедрению более твёрдых тел, к примеру, гвоздей, саморезов.
Твёрдость дерева различается в разных направлениях среза. Выделяют такие типы твёрдости:
- торцовая. Этот тип твердости определяется при помощи вдавливания металлического штока, который имеет полусферический конец диаметром 11,28 мм. Шток вдавливают на глубину радиуса 5,64 мм постепенно на протяжении 2-х минут. Размер отпечатка равен 1 квадратному сантиметру и, поэтому твёрдость измеряется в кг/см2
- радиальная
- тангенциальная.
Боковая твёрдость у хвойных сортов лесоматериалов, чаще всего, на 40% ниже торцовой, а у лиственных сортов, примерно на 30%. Тангенциальный тип твёрдости, к примеру, дубовых, буковых или ильмовых лесоматериалов выше торцевого почти на 5 -10 %. Большая часть сортов древесины имеет примерно одинаковую тангенциальную и радиальную твёрдость.
Для того, чтобы создать из древесины изделие высокого качества необходимо определить твердость используемого сорта дерева. Чаще всего для определения твердости пользуются методом Бриннеля. Смысл этого способа состоит во вдавливании металлического шарика диаметром 10 мм в поверхность заготовки с силой 100 кг. По типу деформации и диаметру получившегося углубления определяется величина твердости.
Кроме этого опытные мастера обязательно принимают во внимание изменения в твердости, которые могут произойти во время работы с заготовками. К примеру, показатель твердости лесоматериалов изменяется в зависимости от типа его распила.
Самая твердая древесина у дерева ятоба, которое растет во влажных тропических лесах Южной и Центральной Америки. Твердость древесины этого дерева составляет 7 баллов по шкале Бриннеля. Лесоматериалы довольно светлые, с сероватой заболонью. При этом сердцевина окрашена в красный, красно-коричневый или темный оранжевый цвета. Распил ствола становится темнее на протяжении 6 -7 дней, после чего приобретает кирпично-красную окраску. Дерево вырастает до 40 метров в высоту. Из лесоматериалов создают мебель, паркет, а также декоративные элементы отделки интерьера.
Второе место в рейтинге твердости занимает сукупира. У нее показатель твердости составляет 5,6 баллов. Это дерево растет исключительно в тропических лесах Амазонии. Взрослое дерево имеет высоту около 30 метров. В центре ствола красно-коричневая «тусклая» древесина. К краям древесина светлеет и становится белесой. При распиле четко выделяются желтые полосы паренхимной материи. Текстура таких лесоматериалов достаточно своеобразна. Благодаря большому количеству маслянистых веществ, находящихся в древесине, изделия устойчивы к поражению жуками древоточцами и микроорганизмами. Из такой древесины изготавливают напольную доску, паркетную доску и мебель. Лесоматериалы очень сложно пилятся, однако хорошо шлифуются и полируются.
Показатель твердости ярры амазонской составляет почти 6 баллов, растет она в Южной Америке. Древесина темно красного или сливового цвета в сердцевине. Заболонь при этом имеет светлый желтоватый или коричневый оттенок. Лесоматериалы этого дерева становятся темнее при действии влажности и доступа воздуха. Ярра амазонская сложно поддается обработке, однако отлично полируется и гнется. Из такого материала строят лодки и здания, создают различные предметы мебели и сувениры.
На территории влажных тропических лесов Западной Африки растет дерево мутения, достигающее 60 м в высоту. Его уровень твердости составляет 5 баллов. Лесоматериалы мутении имеют коричневый цвет, очень похожий на грецкий орех, оливковый с коричневатым оттенком. Уникальную привлекательность древесине придают «лучи» фиолетового цвета. Из такого дерева делают напольную доску, мебель и элементы интерьерной отделки помещений.
Орех европейский или грецкий произрастает на южной территории Европы и в Малой Азии. Твердость этого дерева также составляет 5 баллов. У ореха дорогостоящая древесина, ее очень ценят любители натуральных материалов. Структура волокон ровная и параллельная, иногда наблюдаются волнообразные искривления. Из древесины делают дорогую мебель, паркет и шпон, а также сувенирную продукцию. Готовые изделия поражает жук древоточец.
Лесоматериалы мербау имеют твердость 4.9 балла по шкале Бриннеля. Растет это дерево во влажных тропиках Папуа и Новой Гвинеи, а также в лесах юго-востока Азии. Вырастает дерево до 30 метров. Лесоматериалы достаточно плотные, один кубический метр такого материала весит порядка 800 кг. Сердцевина имеет светлый оранжевый оттенок или желтый цвет. Заболонь отличается светло-желтым цветом. Древесина со временем становится темнее, приобретает бронзовый или коричневый оттенок, с серебристым переливом. Древесина имеет привлекательную текстуру за счет наличия прямых и извилистых волокон. Мербау не боится влажности, его можно использовать в ванных комнатах.
Ясень имеет показатель твердости около 4. Он очень распространен на территории Европы и Азии, а также в Америке. Взрослое дерево достигает свыше 35 м в высоту. Лесоматериалы из молодых стволов однородные, светлые, слегка сероватые. А взрослые деревья имеют бурый, коричневый цвет сердцевины. Несколько видов ясеня отличаются красноватым ядром. Структура древесины схожа с дубовой. Хорошо выделяются годичные кольца, они формируют полосчатый узор. Из этих лесоматериалов делают доски разных размеров, фанерные листы, предметы мебели, шпон. Несколько столетий назад из ясеня создавали оружие, охотничьи инструменты, и катапульты.
Твердость дуба достигает 3.8 балла. Существует около 600 видов этого дерева. Лесоматериалы не подвергаются гниению под действием влаги. Древесина белого, желтоватого оттенков. Годичные кольца отлично выражены. Заболонь имеет более светлый цвет, чем ядро. Дуб, пролежавший пару веков на дне водоема, не гниет и не разлагается. Наоборот он становится более прочным и твердым, приобретает темно-коричневый оттенок. Дуб является достаточно ценной породой. Очень популярны дубовые бочки и детали автотранспорта из этого материала.
Из хвойных лесоматериалов самым твердым является лиственница. Ее твердость - 2.6 балла по шкале Бриннеля. Древесина отличается темно красным ядром. Заболонь имеет более светлый желтовато-красный цвет. Заболонь отделена от ядра четкой границей. Здания из такой древесины не гниют на протяжении сотен лет. Древесина лиственницы имеет высокую вязкость, потому ее обрабатывают медленно. Действие влаги только увеличивает показатель твердости древесины. Вымоченные лесоматериалы по твердости можно сравнить с камнем.
Название породы |
Плотность, кг/м 3 |
Твердость (коэффициент Бринелля) |
Цвет |
Свойства |
Акация |
заболонь светло-коричневая, ядро-красно-коричневое с черными прожилками |
существует много видов акации, которые используются в производстве паркета, мебели, предметов обихода, музыкальных инструментов (гитар), ружейных прикладов |
||
Амарант |
фиолетовая, фиолетово-красная (однотонная) |
произрастает в Центральной и Южной Америке; амарант ценится за насыщенный пурпурный (фиолетовый) цвет; поставки на российский рынок крайне ограничены |
||
Афрормозия |
желтовато-коричневый (коричнево-золотистый), с темными прожилками |
красивая, декоративная порода; афрормозия зачастую применяется в качестве вставных элементов мозаичных полов |
||
Балау (бангкирай) |
от светло-коричневого до темно-коричневого с красноватым оттенком |
произрастает в Юго-Восточной Азии; рисунок едва различим; древесина практически не подвержена гниению; используется в качестве террасной доски (декинга), пола для ванной, садовой мебели |
||
Бамбук |
золотисто-соломенный, перемежающийся более темными поперечными полосами в местах расположения узлов стебля |
одревесневший стебель бамбука обладает всеми свойствами высококачественной древесины твердолиственных пород |
||
Береза карельская |
светло-желтоватый с более темными волнистыми переливами |
карельская береза - совершенно уникальное дерево с рисунком напоминающим мрамор; множество волнистых переливов светло-желтых оттенков с темными полосками, одним словом, это надо видеть; паркет и мебель из карельской березы смотрятся восхитительно, но материал очень редкий и дорогой |
||
Береза черная |
нежная цветовая палитра: темные лучи как русла рек врезаются в желтое золото текстуры |
паркет из этого вида даевесины будет "бросаться" в глаза, что нужно учитывать при выборе интерьера; массив этого дерева не обладает высокой плотностью и твердостью, следовательно его не стоит использовать в помещениях с очень высокой нагрузкой |
||
Билинга |
от золотисто-желтого до оранжево-красного |
произрастает билинга в экваториальной Африке; древесина крайне устойчива к влаге, гниению, воздействиям вредителей благодаря высокому содержанию танинов и натуральных масел; мебель и паркет из билинги высоко ценятся за золотистый цвет и приятную текстуру древесины |
||
Бубинга |
красно-коричневый |
бубинга - редкое африканское дерево, текстура неровная волокнистая; красота древесины проявляется после нанесения покрытия; поставки на наш рынок очень редки |
||
светлый, с красноватым оттенком |
за счет однородной структуры древесины буковый пол зрительно выглядит спокойным, теплым, даже мягким, хотя бук - твердое прочное дерево; бук хорошо обрабатывается режущим инструментом, хорошо шлифуется |
|||
Венге |
крупная, ровноволокнистая, очень декоративная порода; тяжелая, устойчивая к давлению, изгибу; в порах древесины венге содержится много минеральных и маслянистых веществ, затрудняющих обработку, например, покрытие лаком |
|||
Вишня |
розово-коричневый, иногда розово-серый |
ровноволокнистая с относительно равномерной текстурой древесина; очень декоративная, имеет красивый теплый оттенок, но со времени темнеет; вишня существенно мягче дуба, хорошо поддается всем видам обработки |
||
от серо-коричневого до темно-коричневого с красными прожилками |
вяз имеет широкое распространение в Северной Америке и Европе; годичные кольца древесины ярко выражены, благодаря чему вяз считается одной из красивейших европейских пород; из вяза изготавливают мебель, предметы обихода, бумагу |
|||
Гонкало (тигровое дерево) |
очень необычная, крайне декоративная древесина с резкими переходами от светлых тонов к темным (как полосы у тигра, благодаря чему и названо тигровым деревом) |
|||
Граб |
блестящий, жемчужно-белый (или цвета тающего снега),с тонкими песочными нитями |
граб - родственник березы, имеет скрученные волокна (свилеватость), что мешает его обработке; годичные кольца выражены слабо; древесина тяжелая, вязкая |
||
Гикори (хикори, пекана) |
коричневый, с гармонично сменяющими друг друга светлыми и темными участками |
прочная, упругая древесина; прекрасно переносит большие перепады температур; в старину использовалась для производства колес |
||
Груша |
имеет розоватый оттенок |
текстура древесины тонкая, поры и рисунок годовых колец выражены слабо; сильная тенденция к короблению, поэтому сушка должна производиться достаточно медленно |
||
Дару |
золотисто-бежевый или золотисто-розовый |
древесина дару обладает приятным устойчивым запахом, особенно на срезе |
||
Доуссия (дуссия) |
красно-коричневый или желтовато-коричневый |
очень декоративная порода; доуссия содержит значительное количество маслянистых веществ, что необходимо учитывать при выборе лаков; хорошо шлифуется, полируется; устойчива к внешним воздействиям |
||
от светло-коричневого до желтовато-коричневого с красивой текстурой на срезе |
древесина широко используется для изготовления паркета и досчатых полов; прочная, долговечная, устойчивая к внешним воздействиям древесина; высыхает сравнительно медленно, при ускоренной сушке склонна к трещинообразованию; со временем дуб немного темнеет, что придает оттенок благородной старины длительное время находящемуся в эксплуатации |
|||
Зебрано |
выраженный двойной цвет: на общем фоне от серо-коричневого до желто-коричневого ярко выделяются частые темно-коричневые полосы, расположенные в продольном направлении |
порода декоративна; хорошо шлифуется, полируется; покрытие из данной породы яркое, солнечное, энергичное, получило название благодаря полоскам, прямо как у зебры:) поставки в Россию производятся крайне ограниченными партиями, так как дерево находится на грани исчезновения |
||
Ироко (камбала ) |
желтовато - коричневый |
порода устойчива к изменениям микроклимата и различным вредителям; ироко нередко используется как заменитель тика, так как крайне устойчива к воздействию влаги |
||
Каштан |
заболонь - светлая, ядро - темно-коричневое |
каштан распространен по всей Европе; текстура древесины напоминает дуб, с четкими тонкими годичными кольцами; однако по физико-механическим свойствам каштан значительно уступает дубу |
||
Кекатонг |
розово-коричневый, с лилово-рыжими прожилками; рисунком напоминает орех |
редкая порода древесины, которая обладает высокой твердостью и стабильностью; не боится влаги, поэтому часто используется в качестве палубного покрытия и террасной доски |
||
Кемпас |
яркий, от золотисто-красноватого до темно-оранжевого |
равномерная, плотная древесина, довольно тяжелая, твердая; низкая устойчивость к деформациям при воздействии влаги |
||
Керанжи |
от золотисто-оранжевого до красного |
произрастает керанжи на побережье Индийского океана; текстура древесины - волнисто-полосатая, выражена довольно ярко, поверхность - блестящая, благодаря чему из керанжи получаютя очень красивые паркет и мебель |
||
Клен |
белый, иногда со слегка желтоватым оттенком; со временем желтеет |
клен - изысканный материал для внутренней отделки помещений, создающий подчеркивающе контрастный светлый фон для темной мебели; клен склонен к трещинообразованию, поэтому он требует тщательного соблюдению режима сушки |
||
Кокоболо |
заболонь - светлая, ядро - от оранжево-красного до красно-коричневого |
экзотическая порода древесины, произрастающая вдоль побережья Тихого океана; обладает уникальной текстурой - множество волнистых черных линий на бордовом или темно-красном фоне; используется для изготовления мебели, паркета, музыкальных инструментов (барабан, гитара), статуэток, бильярдных киев и др. |
||
Кокосовая пальма |
от оранжево-красного до темно-коричневого - чем старше дерево, тем темнее |
древесина кокоса вся испещрена мелкими темными прожилками, что придает ей оригинальный внешний вид (она как будто покрыта шерстью); важная особенность - чем темнее древесина кокоса, тем выше ее качество |
||
Кулим |
от красно-коричневого до темно-пурпурного |
произрастает в лесах Таиланда, Индонезии и Малайзии; текстура древесины кулим умеренно ровная с плавными переходами от светлых тонов к более темным; хорошо поддается столярной обработке |
||
Кумару |
золотисто-коричневый с темными, слегка волнистыми продольными прожилками |
мелкопористая, очень плотная древесина; устойчивость к внешним воздействиям - высокая; благодаря прекрасному внешнему виду может использоваться для покрытия дорожек в саду, площадок у бассейна, беседок и т.п. |
||
Кумьер (кумье) |
от золотисто-красного до красно-коричневого |
кумьер произрастает в Юго-Восточной Азии, по свойствам близок к кемпасу, имеет ярко выраженную текстуру; используется, как правило, в виде инкрустаций в художественном паркете |
||
Лапачо (ипе) |
оливково-серый, местами с чередованием светлых и темных участков; с течением времени темнеет |
тяжелая, прочная древесина, содержит маслянистые вещества; лапачо легко поддается сушке, но имеет значительную поддатливость короблению |
||
Мербау |
коричневый, от светлого до темно-коричневого, местами с вкраплениями желтых прожилок |
очень твердая, устойчива к воздействию влаги древесина, мало рассыхается; мербау используется, например, для устройства палуб, отделки помещений на морских судах и яхтах; в паркетных полах мербау отлично сочетается с дубом |
||
Мутения |
от бледно-кофейного до оливково-коричневого с яркими лиловыми лучами |
мутения словно специально создана для того, чтобы стать паркетом или мебелью: блестящая, эффектная |
||
Олива |
желто-белый, иногда с красноваты оттенком, c характерными нерегулярными темными лучами |
тонкая текстура; очень декоративная, плотная, мало подверженная усыханию порода; олива отлично шлифуется, дает красивую гладкую поверхность |
||
Ольха |
невысокая |
золотисто-розовый |
древесина мало деформируется при сушке, благодаря чему паркет из нее стабилен к перепадам влажности; ольха не слишком тверда, имеет тонкую структуру |
|
Орех |
коричнево-серый, с более темными вкраплениями |
порода очень декоративна, давно широко применяется для отделки интерьеров и изготовления мебели; орех сравнительно тверд, но достаточно легко обрабатывается; орех устойчив к деформации, трещинообразованию при сушке |
||
Падук африканский |
яркий кораллово-красный |
падук несет эстетическую ценность |
||
Палисандр |
темно-коричневый, с фиолетовым или сиреневым оттенком, а также отдельными включениями розового, желтого и даже зеленоватого |
древесина палисандра содержит много маслянистых веществ; считается, что палисандр обладает особой положительной энергетикой; сушка палисандра связана со значительными трудностями, т.к. при ускорении этого процесса возникает интенсивное трещинообразование |
||
Панга-Панга |
от золотисто-коричневого до очень темно-коричневого с черными прожилками |
крупная, ровноволокнистая древесина, очень декоративна; тяжелая, устойчивая к давлению, изгибу; в порах древесины содержится много минеральных и маслянистых веществ, затрудняющих обработку, например, покрытие лаком |
||
Пинкадо |
красновато-коричневый с прожилками от темно-коричневого до фиолетово-коричневого |
древесина тонковолокнистая, перевитая, плотная, вследствие чего она достаточно устойчива к деформации; пинкадо не колется, не расслаивается при обработке |
||
Сапеле |
красно-коричневый, с красивым золотистым блеском |
очень декоративная древесина; сапеле хорошо поддается шлифовке, полировке |
||
Сукупира |
шоколадно-малиновый, испещренный охристыми желтыми прожилками |
древесина обрабатывается тяжело, зато легко шлифуется, полируется |
||
Тауари (бразильский дуб) |
светло-соломенный с желтым оттенком |
древесина стойкая, долговечная; тауари применяется для изготовления паркета, декоративных деталей мебели, музыкальных инструментов; ровный рисунок массива доски тауари идеально подходит для отделки пола в спальных помещениях |
||
Тигровое дерево (гонкало) |
коричневые, темно-коричневые нерегулярные полосы, продолговатые пятна на общем бежевом или желтовато-оранжевом фоне |
древесина тигрового дерева очень декоративна и эффектна |
||
золотисто-коричневый с темными вкраплениями или участками |
текстура тика хорошо выраженная, направление волокон ровное или слегка волнистое; имеет высокое содержание маслянистых веществ, поэтому практически не гниет и может сохраняться при благоприятных условиях сотни лет; тик хорошо поддается всем видам механической обработки; тик очень устойчив к нагрузкам, внешним воздействиям, поэтому издавна применяется в судостроении |
|||
темно-коричневый с более темными прожилками |
очень плотное и тяжелое дерево, износостойкость крайне высокая, из-за чего дерево че тяжело шлифуется; но, вместе с тем, столярная обработка че не является таким затруднительным процессом; обычно че используется как инкрустация в художественном паркете |
|||
Эбен |
глянцево-чёрный с более светлыми продольными прожилками темно-серого цвета |
древесина очень декоративна и эффектна, особенно в хорошо отполированном виде |
||
Ярра |
все оттенки красного цвета, преимущественно от клубничного до темно-красного |
древесина очень твердая, прочная, устойчивая против всех видов вредителей; ярра трудно обрабатывается, но хорошо шлифуется, полируется; при быстром высыхании древесина коробится, закручиваясь в направлении волокон, поэтому процесс сушки материала должен строго отслеживаться |
||
Ясень |
светлый, слегка желтоватый, с хорошо выраженным характерным рисунком текстуры на срезе |
ясень по твердости превосходит дуб, но при этом очень эластичен, поэтому часто используется для спортивных объектов; ясень хорошо поддается механической обработке; древесина склонна к трещинообразованию, поэтому сушка должна поводиться достаточно медленно и тщательно |
||
Ятоба (курбарил) |
от оранжево-коричневого до фиолетового и темно-коричневого |
древесина тяжелая, прочная, твердая, при этом относительно эластичная; ятоба трудно обрабатывается, но шлифуется и полируется почти до зеркального блеска; при шлифовке в отдельных случаях может проявляться окраска пор древесины от почти белой до желтовато - лимонной; сушка должна проводиться достаточно медленно, чтобы избежать образование трещин |
Основные параметры, по которым выбирается деловая древесина для производства мебели: прочность, устойчивость к деформации, износостойкость. Все эти три качества объединяют в один показатель – плотность древесины, то есть, отношение массы дерева к его объему.
Виды древесины в зависимости от плотности:
А) Мягкая (до 540 кг/м 3) – ель, сосна, осина, липа, пихта, тополь, каштан, ольха, кедр;
Б) Твердая (550-740кг/м 3) – лиственница, береза обыкновенная, дуб, ильм, бук, платан, грецкий орех, клен, яблоня, ясень;
В) Очень твердая (от 750 кг/м 3) – береза железная, рябина, белая акация, граб, кизил, самшит, фисташковое дерево.
Рассмотрим породы, наиболее востребованные в мебельном производстве:
1. Сосна
Цвет древесины – бурый, бежево-желтый, белый с легкими розовыми разводами. Лучшим материалом для изготовления мебели считаются сосны, растущие на возвышенности с песчаными почвами или на сухих холмах. У такой древесины годичные слои будут выраженными и узкими, близко расположенными друг к другу. Сосна, выросшая в местности с повышенной влажностью, будет иметь рыхлую структуру, а заготовки из неё придется долго сушить, перед тем как пустить в производство.Древесина сосны мягкая, легко царапается и повреждается.
Плюсы:
- податливость в обработке. Сосна легко строгается вдоль волокон, но с трудом – в поперечном направлении. При распиле все наоборот – поперек бревно режется легко, а вдоль – плохо.
- легко склеивается;
- в зависимости от окраса и структуры древесины, сосну используют как для изготовления мебели с последующей лакировкой, так и для каркасов, и различных конструкций с облицовкой шпона из твердых пород;
- как и все хвойные, имеет приятный запах, выделяет фитоцинды, которые считаются лечебными.
2. Ель
Древесина ели мягче сосновой.
Кроме того, в стволе имеется большое количество сучков, затрудняющих обработку древесины для изготовления мебельных щитов. По сравнению с сосной, ель лучше впитывает влагу и начинает быстрее гнить. Благодаря маловыразительной текстуре и невысокой прочности, ель чаще всего используется для мозаичной отделки или в конструкциях, которые не испытывают значительных нагрузок при эксплуатации.
Плюсы:
- древесина ели практически не подвержена короблению;
- отлично склеивается.
Наравне с елью применяется и сибирская пихта - эти два дерева имеют сходные показатели.
3. Лиственница
Древесина этого хвойного дерева ценится за необычный красновато-бурый оттенок и высокие эксплуатационные показатели. Из недостатков лиственницы – большое количество смол, что быстро выводит из строя инструменты и вызывает трудности в обработке. При неправильной сушке на древесине лиственницы образуются внутренние трещины.
Плюсы:
- высокая влагостойкость;
- отличные показатели прочности (лучшие среди хвойных пород);
- мало подвержена короблению;
- используется для изготовления резных деталей.
4. Кедр
Желтовато-белая древесина кедра не отличается высокой прочностью и плотностью, поэтому не выдерживает больших нагрузок.
Плюсы:
- стойкость к гниению и червоточине;
- подходит для резьбы;
- имеет специфический древесный аромат.
5. Тис
Красно-бурая со светлыми и темными прожилками древесина тиса обладает высокой прочностью, но и большим количеством сучков.
Плюсы:
- не подвергается червоточине,
- легко строгается и шлифуется,
- малочувствителен к атмосферным переменам.
6. Дуб
На радиальном разрезе дубового ствола четко видны крупные сердцевинные лучи и светлую заболонь. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет), его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.
Плюсы:
- несмотря на высокую вязкость древесины, обрабатывается довольно хорошо;
- легко гнется;
- устойчив к гниению;
- хорошо поддается приемам искусственного старения.
7. Ясень
Древесина по многим качествам похожа на дубовую , но более светлая и не имеет выраженных сердцевинных лучей. Ясень обязательно подвергаются антисептической обработке, поскольку в условиях влажности древесина быстро повреждается червоточиной. Плохо полируется.
Плюсы:
- отлично гнется после пропаривания;
- мало трескается при сушке;
- при обесцвечивании приобретает необычный оттенок седины.
8. Бук
Древесина бука по прочности не уступает дубовой
, но отличается высокой гигроскопичностью, поэтому не рекомендуется для изготовления мебели, которая будет эксплуатироваться в условиях повышенной влажности (ванна, кухня). Плохо полируется.
Плюсы:
- высокие декоративные качества: красивая текстура как при радиальном, так и тангенциальном разрезе,
- быстрый в просушке, не трескается;
- легок в обработке: колется, пилится, режется, гнется;
- отлично отбеливается и окрашивается с помощью специальных растворов, — практически не изменяет красивый природный оттенок при лакировании.
9. Граб
Имеет твердую плотную древесину серовато-белого цвета. Его часто называют белым буком, но у граба текстура не столь выражена и нередко имеет косослойное строение, из-за которого дерево плохо колется.
Плюсы:
- после качественной просушки граб становится тверже дуба;
- не подвержен короблению;
- хорошо поддается травлению и отделке.
10. Береза обыкновенная
Древесина березы , несмотря на высокую плотность, неустойчива против гниения, поэтому применяется преимущественно для изготовления фанеры, лущеного шпона, ДСП. Долго и плохо сохнет, подвержена червоточине, сильно трескается, коробится.
Плюсы:
- однородное строение и красивый цвет древесины;
- хорошо гнется;
- в производстве мебели из массива используется в качестве имитации ценных пород (хорошо окрашивается при травлении).
Отдельно выделяют карельскую березу, которая имеет более высокие эксплуатационные показатели, известна необычной фактурой и розовым цветом древесины. Стоит дорого, поэтому применяется, в основном, для облицовки шпоном мебели из массива.
11. Клен
Несмотря на то, что плотная древесина клена крайне редко трескается , он нестоек против сырости . Наиболее ценится клен породы «птичий глаз» и «сахарный» из-за характерной красивой структуры.
Плюсы:
- легко колется, хорошо обрабатывается: режется, полируется;
- имеет однородную структуру без выраженных волокон;
- при окрашивании удачно имитирует ценные породы;
- древесина клена не имеет выраженного ядра, поэтому легко окрашивается, лакируется, покрывается морилкой.
12. Ольха
Мягкая порода, без ярко выраженной структуры. Древесина ольхи быстро темнеет на воздухе, поэтому используется преимущественно в окрашенном виде (под черное или красное дерево). Особенность ольхи: подвергается червоточине в сухих местах, но устойчива к гниению во влажных условиях.
Плюсы:
- быстро сохнет,
- легко поддается столярной обработке,
- хорошо полируется,
- коробится незначительно.
13. Акация белая
Самая твердая лиственная порода, поэтому имеет высокое сопротивление трению, отличается упругостью. В сухом виде плохо поддается обработке, поэтому применяется, в основном, для облицовки мягких пород.
Плюсы:
- прекрасно полируется;
- на воздухе древесина темнеет, отчего текстура приобретает яркий желто-коричневый цвет и выразительную текстуру.
14. Грецкий орех
Чем старше дерево, тем ценнее и темнее его древесина. Самый дорогой сорт – американский черный орех.
Плюсы:
- большое разнообразие оттенков;
- плотная, но податливая к обработке древесина;
- легко окрашивается, благодаря высокому содержанию дубильных веществ (от тонировки под черное дерево до ровного белого цвета).
15. Липа
Применяется в производстве для изготовления фигурных точеных элементов. Содержит мало дубильных веществ, поэтому практически не окрашивается, зато отлично поддается морению (при правильной концентрации раствора, липовой древесине можно придать вид более ценных древесных пород). Нуждается в антисептической пропитке, так как сильно подвержена червоточине.
Плюсы:
- хорошо противостоит сырости,
- древесина прочна и пластична,
- имеет красивый белый и сливочный оттенок.
Как видите, у каждой древесины есть свои достоинства и недостатки, ориентируясь на которые можно выбрать определенный сорт для изготовления мебели из массива.