Конспект нод старшая группа лиственные деревья. Конспект НОД познавательное развитие «Свойства дерева» в старшей группе
Ольга Комарова
Цель :
Обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев .
Обогатить представления о жизни обитателей леса.
Формировать умение рисовать дерево нетрадиционной техникой
Задачи :
Образовательные
Обобщить представления о строении дерева ;
Закрепить названия деревьев (дуб, тополь, клен, береза, ель) ;
Уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет) ;
Закрепить правила поведения в природе;
Активизировать словарь (дышит, питается, растет, крона, примакивание, обведение контура) ;
Учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев;
Учить рисовать дерево нетрадиционной техникой : обведение контура руки, рисование губкой.
Развивающие
Развивать внимание;
Творческое начало;
Логическое мышление;
Умственную операцию «обобщение» ;
Мелкую моторику рук.
Воспитывающие
Воспитывать у детей потребность в общении с природой;
Воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром;
Воспитывать эстетическое восприятие мира природы.
Методы и приемы :
Моделирование из мягкого конструктора, артикуляционная гимнастика, дидактические игры : «С какой ветки детки» , «Угадай – ка?» ; «Правила друзей леса» ; беседа; сюрпризный момент, художественное слово, пальчиковая гимнастика, приемы обведения контура и примакивания, исполнительская деятельность детей и педагога (рисование березовой рощи) .
Оборудование :
Интерактивная доска, презентация, билеты с изображением картинок «Что нельзя делать в лесу» , мягкий конструктор, аудиозапись фонограммы «Звуки леса» , простые карандаши, гуашь, кисточки, бумага формата А4, поролоновые тампоны из губки, салфетки, мальберт.
Предварительная работа :
Рассматривание серии картинок «Деревья » , чтение художественной литературы о лесе и деревьях , рисование осеннего леса, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы , беседа : «Мы – друзья леса» .
Ход НОД.
В. - Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотели бы отправиться в сказочный лес? (Да.) Давайте попробуем с вами угадать, кто - же приглашает нас в своё сказочное царство – государство? Сначала послушайте, а потом скажите. Дети стоят возле воспитателя и слушают.
Лесовичок.
Я пришел вас навестить,
В гости к другу пригласить -
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес!
(Старичок – лесовичёк .)
В. - А поедем мы с вами в волшебный лес на поезде. Тогда нам нужно получить билеты, которые приготовил старичок – лесовичок . Воспитатель раздаёт детям билеты с изображение правил поведения в лесу.
Посмотрите, а на билетах что- то нарисовал лесовичок, как вы думаете, что? (Правила друзей леса) . Дети рассказывают по картинкам правила друзей леса.
игра «Правила друзей леса»
В. - А сейчас проходите в вагончик и занимайте те места, которые соответствуют вашему билетику. На стульях расположены цифры от 1 до 10. Осторожно, двери закрываются.
Артикуляционная гимнастика
В. - Итак, мы отправляемся в путь! Застучали колеса, сначала тихо и медленно : «Так – так – так – так – так – так» , (меняется темп, сила голоса, высота) . Поезд набирает скорость, произносим погромче и быстрее : «так – так – так – так – так» . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди. Поезд останавливается Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) . Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов.
В. - А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками» , перепрыгиваем через валежник (прыжки, вот мы и пришли в лесное государство, волшебный мудрый лес. Ох, лесовичок, мы с детьми проделали долгий и трудный путь, немного устали. Давайте присядем на лесную полянку, отдохнем и послушаем музыку леса.
Садимся на подушки и слушаем музыку.
Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, голоса зверей) .
Художественное слово
Мы пришли в осенний лес!
Сколько тут вокруг чудес!
Вот деревья здесь стоят
И листвой шелестят
В лесу так красиво и тихо кругом,
Мы в лес осторожно, спокойно войдём.
В лесу мы не будем шуметь и кричать.
Законы природы нельзя нарушать!
Кто немного помолчит,
Для тех лес вдруг зазвучит.
В. - Ребята, нас зовёт лесовичок, давайте дальше продолжим наш путь.
Проходим садимся на стульчики.
Лесовичок
Ребята, послушайте загадку :
Есть главные жители в царстве моем.
А как же мы жителей этих зовем?
(Деревья .)
Беседа о деревьях .
В. - Что такое дерево ? (Дерево - самое большое растение.)
Как вы думаете, дерево живое ? (Да.)
Почему? (Оно растет, дышит, питается.)
Ребята, Дерево - это дом для множества живых существ.
В ветвях деревьев вьют гнёзда - птицы , в дупле дерева могут жить белки , совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам.
В. - Назовите части дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева ). Давайте попробуем из мягкого конструктора создать макет дерева . Сначала определим последовательность строения дерева . Корни из каких деталей построим (из треугольников, ствол из чего построим (из прямоугольников, из чего будут ветки (из узких прямоугольников, какие детали пойдут на листья (круги) .
Дидактическая игра «Построй дерево » .
Есть у дерева крепкие корни ,
Глубоко сохранились в земле,
Что бы дерево крепко стояло ,
Что бы ветки и листья питало.
Есть ствол, а на стволе – кора,
Ствол защитит от мороза она.
Есть крона - если жара –
То от солнца укроет она.
В. - Молодцы, с заданием справились.
В. - Вот они главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.
Творческая мозаика
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой.
Каждый год на мне с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клен.)
Небольшие те деревья ,
Но красивы, как царевны.
Бусы красные на ветках,
Ну-ка угадайте детки?
(Рябина)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Я дерево могучее , я леса санитар.
И знает это дерево любой -
и млад, и стар .
Расту до самой старости -
и сто, и двести лет,
Любому дам я силу и всем, конечно, люб.
Меня узнали, дети? Ведь я могучий ….
(Дуб.)
У него в июле с веток
Тёплым снегом пух летит,
В сентябре он жёлтый, светлый
Словно солнышко блестит.
(Тополь.)
В. - Ай да молодцы! Все деревья узнали !
В. - Ребята, лесовичок очень любит играть и предлагает поиграть в игру «С какой ветки детки» .
Интерактивная игра «С какой ветки детки» .
В. - Ай, да молодцы!
Лесовичёк
Ребята расскажу вам одну истину : «Лес богатство и краса, береги свои леса» .
В. - Ребята, давайте подарим лесовичку клятву : «А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещанье :
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!»
В. - А что же - мы еще в лесу?
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки,
Открываем - мы не в сказке.
В. - Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да.) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.
В гости к пальчику большому
(руки в кулачок, двигается большой палец)
Приходили прямо к дому :
(к большому пальцу прижимают указательный и т. д.)
Указательный, средний,
Безымянный и последний.
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимают и разжимают кулачки)
В домик спрятались опять
(сжимают в кулачки)
Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом . В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! Кладем левую руку на лист бумаги и обводим ее простым карандашом. (Выполняет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т. п.) А на дерево ? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами. Дети обводят свои ладошки (воспитатель при необходимости оказывает помощь ) . Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Будем нашим деревьям листья рисовать ? (Да) Крону будем рисовать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это делается. Опускаем тампон в гуашь и примакиваем к листку бумаги. (Показ.) Приступаем.
Выполненные детьми рисунки раскладывает на столе - это лес.
В. - Какой красивый лес получился.
Рефлексия
В. - Чем занимались на занятии?
Что было интересного?
Что больше всего запомнилось?
В. - Лесовичок оставил нам гостинцы,
Подходите, не стесняйтесь,
Угощайтесь, угощайтесь!
Программное содержание:
Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки.
Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
Продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы.
Закрепить употребление предлогов в предложениях.
Развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься.
Словарь: дерево, лес, липа, береза, сосна, листья, хвоя, лесник.
Признаки: дубовый, березовый, липовый, сосновый, рябиновый, лиственный, хвойный
Глаголы: шумит, трясется, растет, опадают, качаются, шелестят.
Материал. Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев, листьев, кустарников.
Интеграция: познание, здоровье, коммуникация, художественная литература.
Методические приемы: беседа, речевой диалог, прослушивание, двигательные упражнения, игры – упражнения
Ход. 1. Организационный момент.
Загадать загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Древо.)
2. Беседа о деревьях.
- Ребята, а какие деревья растут у нас на участке.
- Деревья бывают не только лиственные, но хвойные. Лиственные деревья имеют листву, а у хвойных деревьев вместо листьев иголки. Осенью листья на деревьях желтеют, и опадают, а хвойные – остаются зелеными, сохраняют хвою.
- Назовите лиственные деревья.
- Назовите хвойные деревья.
- Где растут деревья?
- Что есть у дерева?
3. Работа по картинкам. Рассматриваем по картинкам деревья и рассказываем о каждом дереве.
- Как называется это дерево? Какой у нее ствол, ветки, Листья?
У березы – ствол тонкий, белый с черными точками, ветки тонкие, свисающие, листья маленькие округлые.
(Дуб, сосна, осина).
4. Физкульминутка.
Пальчиковая гимнастика. Чтение стихотворения с движениями.
1,2,3,4,5,
Будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины, листья клена,
Листики дуба мы соберем.
Букет маме отнесем.
5. Подбор слов – действий.
Деревья что делают?
Деревья – качаются, стоят, шумят, растут.
Листья – желтеют, осыпаются, увядают шелестят.
6. Игра «Какой листок?»
- Лист клена. Лист какой? – Кленовый. (Лист березы, дуба, осины, липы).
- Как называется явление в природе, когда падают листья?
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
7. Составление предложений с предлогами по картинкам.
8. Дидактическая игра «Отгадай».
Стоит Аленка – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Зимой и летом одним цветом.
Никто не пугает, А вся дрожит.
9. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие деревья вы знаете?
- где они растут?
- А зачем нам нужны деревья?
детей. Оценка деятельности
Литература
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. Пособие по развитию речи детей 3 07 лет. – М.; Сфера, 2005. – 208с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.; Просвещение, 1985, - 207с.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: активизация знаний по теме “Деревья”.
Образовательные задачи:
Активизировать, пополнить словарный запас по теме “Деревья”;
Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;
Развивать умение подбирать слова с противоположным значением.
Коррекционные задачи:
Развивать дыхание;
Развивать слуховое внимание;
Развивать буквенный гнозис, праксис;
Развивать зрительно-пространственные представления;
Развивать навык чтения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать умение слушать ответы других детей.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Оборудование: предметные картинки (дуб, береза, осина, рябина, клен, каштан), листочки из цветной бумаги, макет “Части дерева”, игра “Расставь буквы по размеру”, мяч, презентация.
План и ход НОД
1. Орг.момент.
Под музыку дети входят в кабинет.
2. Сообщение темы.
Посмотрите, кто это? (Нюша). Послушайте, куда она вас приглашает:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы листочки соберем?
Дети проходят на коврик, садятся полукругом напротив разложенных заранее листочков.
3. Развитие дыхания
Ветер северный подул:
“Ф-ф-ф” - и все листочки сдул.
Дети сидят на ковре, подбирают листочки и сдувают с ладони.
4. Активизация лексики. Загадки.
А теперь давайте сядем за стол и отгадаем загадки.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (дуб)
На наборное полотно выставляются картинки.
Какие еще деревья вы знаете? (по картинкам) (дуб, береза, осина, рябина, клен, каштан)
5. Назови листочек. Слайд №3
Нюша набрала много листьев. Давайте назовем их.
- У дуба листочек – ... дубовый
- У береза листочек – березовый
- У осины листочек – осиновый
- У рябины листочек – рябиновый
- У клена листочек – кленовый
- У каштана листочек – каштановый
6. Игры с буквами. (Слайды 4-7, 8-11)
Оказывается Нюша собрала не простые листики, а листики с буквами. Давайте поиграем с ними.
Слайды 4-7 “Найди правильно написанную букву”
Нюша спряталась под листочком с той буквой, которая написана неправильно.
Где спряталась Нюша?
Под березовым листочком.
(По щелчку неправильно написанная буква убирается)
Слайды 8-11 “Найди на листочке букву”
Посмотрите внимательно на листочек, какая буква там “спряталась”?
(По щелчку появляется ответ)
7. Физминутка (речь с движением)
8. Части дерева. (Слайд 12)
Возле какого дерева стоит Нюша? (дуб)
Какие части есть у дерева? Чтобы это узнать, надо выполнить задание: расставить буквы по размеру и прочитать слова. (корни, ствол, ветки, крона) (Рис.1)
Дети составляют слова, собирается макет дерева.(рис.2)
9. Подбор антонимов (сопоставление дуба и березы) (с мячом)
- Дуб огромный, а береза... (стройная)
- Ствол у дуба толстый, а у березы... (тонкий)
- Кора у дуба темная, а у березы... (светлая)
- Ветки у дуба толстые, а у березы... (тонкие)
- Листья у дуба темно-зеленые, а у березы... (светло-зеленые)
- Листья у дуба крупные, а у березы... (мелкие).
10. Подведение итогов
Какое дерево вам понравилось больше всего? Почему?
11. Организованное окончание НОД.
Программное содержание:
- Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
- наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
- чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
- рассматривание иллюстраций о лесе;
Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
- ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
- иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
- хвоя сосны и ели в тарелочках;
- шишки сосны и ели в контейнерах;
- иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
- мяч для игры;
- раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
Ход занятия:
Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.
А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».
А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
А кто хозяин леса?
Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
Правильно, правило поведения в лесу.
1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.
Хотите послушать сказку про деревья?
“Жили – были деревья – подружки:
Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа
Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись.
По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.
(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)
“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.
Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.
(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)
Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.
Задание 1
1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.
5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)
Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
Задание 2
Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?
У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
Чем еще отличаются эти деревья?
Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
На ветвях этих деревьев растут листочки.
Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?
Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?
Какие деревья растут в хвойном лесу?
Сосны, ели.
Кто знает загадку про ель и сосну?
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
Почему эти деревья стоят зеленые?
Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
Что вы можете рассказать о ёлочке?
Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
Какой ствол у сосны?
Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
Чем они похожи?
Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
Иголочками.
По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
Скажите, почему хвойный лес так называется?
Какие хвоинки у сосны?
Длинные, мягкие, светлые.
Короткие, колючие, темные.
Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
Какие шишки у ели?
Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
Что вы расскажете про сосновые шишки?
Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).
Входит старичок-лесовичок
Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.
Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись.
Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)
Литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
- Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
- Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного на тему: Деревья
Краткое описание работы : данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Назначение материала: конспект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями.
Тема: Деревья.
Цель: Расширить знания детей о деревьях.
Задачи:
- познакомить с изменениями в жизни растений осенью;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе:
- закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.
Вид детской деятельности : познание, коммуникация.
Планируемые результаты: дети знают строение дерева и различает их по внешним признакам.
Словарная работа : ствол, ветки, корень, крона, лес, деревья, дуб, клен, осина, береза, ель, сосна.
Оборудование: картинки деревьев, части дерева, листочки и плоды деревьев.
Ход занятия
Организационный моментИгра «Повтори, не ошибись».
Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, береза-дуб-рябина, ель-дуб-клен, дуб-клен-ель, ель-клен-береза.
Основная часть.
Беседа.
Дефектолог: Что вы назвали? (деревья)
Дефектолог: Какую пользу приносят деревья? (они очищают воздух)
А теперь мы посмотрим, какие деревья растут в наших лесах.
Дефектолог: Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Красная ягодка летом - горька, зимой сладка. На каком дереве растет? (рябина)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)
У какого дерева все детки с рождения в беретиках, когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)
У какого дерева разные листья летом и ранней осенью зеленого цвета, а поздней осенью - желтого и красного? (клен)
Дефектолог выставляет на доску картинки - отгадки.
Дефектолог
: Чем похожи все деревья между собой? (у них есть ствол, ветви, листья, корни.)
Игра "Собери дерево
"
Дефектолог раздает детям по одной части дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: желуди, шишки, сережки, ягоды рябины, семена клена). Дети составляют на доске дерево из картинок.
Физкультминутка.
Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
Игра "Угадай, с какого дерева лист и плод"
На столе лежат картинки листья с плодами деревьев, детям необходимо подобрать к какому дереву это относится.
Составление рассказа - описания дерева:
"Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Плоды березы - сережки. Листья березы весной и летом зеленые, а осенью - желтые."
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Источники:
1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.