День армейской авиации – праздник военных вертолетчиков! День создания армейской авиации россии.
С тех пор армейскую авиацию выделяют в отдельный род войск. При этом самолеты были на вооружении российской, а затем и советской армии и раньше. Вертолетную же авиацию изначально именовали вспомогательной - винтокрылые машины перевозили грузы, обеспечивали связь и корректировку огня.
Впоследствии военная авиация неоднократно переходила из ведения Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. Сейчас она относится к ВВС, которые, в свою очередь, являются частью Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Историю военной авиации хорошо раскрывает документальный сериал «Битва за небо», вышедший в 2017-м. «Битва за небо» затрагивает не только историю воздушных боев после 28 октября 1948, но и более ранние небесные сражения. В сериале «Битва за небо» показана эволюция армейской авиации с начала двадцатого века до наших дней.
Армейская авиация России сегодня представляет собой одну из самых сильных в мире. В ее парке присутствуют несколько тысяч вертолетов, многие из которых практически не имеют аналогов во всем мире. Наиболее часто для авиаподдержки общевойсковых формирований используются разные модификации веролетов Ми-8, Ми-24,Ми-26, Ми-28, а также Ка-50 и Ка-52. Постоянно ведутся новые разработки в этом направлении.
Сейчас в России шесть авиабаз армейской авиации. Планируется, что к 2020 году их число вырастет до восьми, а на вооружение будет поставлено еще более тысячи современных моделей вертолетов.
Армейская авиации используется не только для решения задач Министерства обороны, но и другими ведомствами - МЧС и МВД, в первую очередь.
Советские вертолеты сыграли огромную роль в войне в Афганистане в восьмидесятых годах. В девяностых они эвакуировали из Таджикистана семьи российских военнослужащих, при том, что с земли по ним велся огонь. Позднее они участвовали в решении военных конфликтов на Северном Кавказе. Практически все военные учения проводятся с их участием.
28 октября принимают поздравления все, кто охраняет покой нашей Родины в небе. Это род войск, который пользуется неизменным почетом. Не только праздник, торжества, награды и поздравления, но и подведение итогов, анализ проблем - все это День армейской авиации.
В России находится несколько летных училищ военной авиации, куда могут поступить желающие служить в этом роде войск. Высшие летные училища есть в Борисоглебске, Каче, Краснодаре, Тамбове, Сызрани и еще нескольких городах. Те, кто желает связать свою жизнь с военной авиацией, могут выбрать себе летное училище или школу в разных уголках России. Хотя, разумеется, для поступления придется серьезно подготовиться.
Военная авиация - один из самых эффективных родов войск, неизменно пользующихся уважением в армии. Если у вас есть родственники или знакомые, служащие в армейской авиации, отправьте им 28 октября поздравления.
День, когда в Серпухове появилась первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами, считается днем основания армейской авиации - это 28 октября 1948 года. Именно благодаря эскадрилье авиация стала считаться отдельным родом войск. Изначально вертолетная авиация играла роль вспомогательной, она занималась транспортировкой грузов, снабжением, корректировкой огня, разведкой и отвечала за связь между другими родами войск. Корректировка огня осуществлялась таким образом, что и сама боевая машина была под прицелом сил противника на земле.
Со временем вертолеты стали полноценным мощным оружием. Так как объемы и сложность поставленных задач постоянно увеличивались, требовалась глобальная модернизация организационных структур авиации. Так и состоялся переход вертолетных подразделений от решения второстепенных задач до первостепенных армейских.
Однако, вне зависимости от того, как мощно вооружена армия, большое значение играют люди, мастерски владеющие средствами вооружения. Эти люди должны быть организованы и обучены, от них напрямую зависит исход любой военной операции и решение поставленных задач. Командиры армейской авиации имеют огромный как идеологический, так и организаторский опыт, который был получен в мирных условиях и в условиях боевых действий. Именно внедрение бесценного опыта в военную практику, а также анализ и обобщение способствовало существенному увеличению боевой мощи вертолетных частей и всех Военно-воздушных сил.
За всю историю армейской авиации экипажи побывали в "горячих" точках России и других стран. В 80-е годы это был Афганистан, именно тогда были показаны примеры героизма и высочайшего уровня мастерства. В 90-х годах состоялась эвакуация семей российских военных из Таджикистана. Сегодня эталоны героизма и мужества выполняют боевые задания на Северном Кавказе. В начале 90-х годов авиация покинула состав ВВС России и обрела самостоятельность, а в 2003 году была передана обратно. С 2015 года ВВС России входят в состав Воздушно-космических сил страны.
В мирных условиях авиация сопровождает учения различного уровня, ни одно из мероприятий по подготовке Сухопутных войск не обходится без активного участия боевых, а также транспортных вертолетов. Профессиональный опыт экипажей был полезен во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. К сожалению, даже тогда не обошлось без жертв. В роковой день 2 октября 1986 года погиб капитан В.Воробьев вместе с экипажем, разбившись на Ми-8.
Оснащение армейской авиации России считается одним из самых лучших в мире. Оно насчитывает тысячи вертолетов для различных задач. Некоторые типы боевых машин эксклюзивные и аналогов в мире не имеют. Разработки новых моделей ведутся непрерывно. Вертолетный парк постоянно обновляется и расширяется, ежегодно войска РФ в рамках государственной программы перевооружения получают несколько боевых единиц вертолетов. Они распределяются по различным частям и соединениям.
День армейской авиации подразумевает собой праздничные мероприятия - сюда входят чествования, вручение наград, показательные выступления, парады и смотры, концерты. Каждое мероприятие начинается с минуты молчания.
В этот день также подводятся итоги, выносятся на обсуждение проблемы, проверяются перспективы деятельности. Гарантия мирной и спокойной жизни страны - это верность данной присяге, мужество, храбрость и профессионализм тех, кто в строю, их вера в общее дело. Высокий уровень мастерства, героизм вызывает глубокое и искреннее уважение.
28 октября празднуют не только военные летчики и командиры, а и все, кто имеет непосредственное отношение к армейской авиации: инженеры, конструкторы и другие.
Сегодня отмечается очередная 62–ая годовщина Армейской авиации
, которая представляет один из родов Военно-воздушных сил России. Днём создания Армейской авиации принято считать 28 октября 1948 года
, когда в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащённая вертолётами. Она и положила начало армейской авиации как отдельному роду войск.
Вертолётная авиация сначала именовалась вспомогательной - в её задачи входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь
. Затем, в ходе технической эволюции, вертолёты превратились в грозное оружие. А в начале 70-х годов двадцатого столетия, с принятием на вооружение , чьей основной ролью была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской.
За более чем полувековую историю армейской авиации экипажи её крылатых машин побывали во всех «горячих точках» России и далеко за её пределами. Сегодня они показывают высокие образцы мужества и героизма, выполняя боевые задания на Северном Кавказе. В годы Великой Отечественной войны было такое понятие - массовый героизм. И сегодня в частях армейской авиации в горячих точках он проявляется практически ежедневно.
В мирной обстановке армейская авиация обеспечивает мероприятия боевой подготовки Сухопутных войск. Ни одно из учений различного масштаба не проводится без авиационного обеспечения, без участия боевых и транспортных вертолетов.
За последние десятилетия армейская авиация несколько раз переходила из Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 году Армейская авиация стала самостоятельным родом войск
, а к январю 2003 года была передана в ведение Военно-воздушных сил.
Верность присяге, мужество и профессионализм тех, кто сегодня в строю, - гарантия мирной жизни страны. Воинское мастерство, боевое братство, героизм профессионалов военной авиации вызывают искреннее уважение. Ведь главное достояние армейской авиации, доставшееся нам в наследство от прежних времен и тщательно сберегаемое сейчас - морально-боевые качества российских пилотов. Они - люди чести и долга.
ОСНОВА АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ ВВС РОССИИ
Основу военной вертолётной авиации составляет Армейская авиация ВВС (несколько тысяч вертолетов в различных вариантах применения), в состав которой входят их боевые варианты (в том числе и вооруженные неуправляемым оружием вертолеты Ми-8).
В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований решаются в основном вертолётами , Ка-50, и . Эти вертолёты нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России.
В интересах повышения боевых возможностей (прежде всего выживаемости, мобильности и применимости ) проводятся ОКР по круглосуточным и всепогодным вариантам боевого вертолета Ми-28Н . Военная вертолётная авиация в настоящее время применяется во всех видах и родах Вооруженных сил России и решает при этом широкий спектр задач, в том числе по перевозке личного состава войск и материально-технических средств. Для этих целей используются средние транспортно — десантные вертолеты семейства Ми-8 (Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, МИ-8МТВ-2, Ми-8МТВ-3 ), а также тяжелые вертолеты Ми-26 , не имеющие аналогов в мировом вертолетостроении.
На их базе созданы и разрабатываются новые вертолётные комплексы различного целевого назначения (постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолёты в интересах решения задач инженерных и химических войск, поисково-спасательные вертолёты и другие).
Большое значение в последнее время придаётся созданию вертолетов лёгкого класса грузоподъемностью порядка 1000 кг (лёгкий многоцелевой вертолет). Эти вертолеты будут являться базой для создания на их основе комплексов специального назначения в интересах видов и родов Вооружённых сил (учебно-тренировочных, аппаратурной разведки, медицинских и других). Новыми разработками в этом плане являются учебно-тренировочные вертолёты «» и Ка-60У .
В целом вертолётная авиация и сегодня и в дальнейшем будет применяться не только в интересах Министерства обороны, но и других силовых структур России (МВД, МЧС). При этом вертолётные формирования этих ведомств тесно взаимодействуют с частями и подразделениями МО РФ, обеспечивая тем самым успешное решение задач при ведении боевых действий и в чрезвычайных ситуациях.
С учётом возможности двойного применения вертолётов для решения задач гражданских ведомств и поставок на экспорт их роль постоянно повышается. Это обстоятельство положительно сказывается на потенциальных возможностях совершенствования парка военных вертолетов.
Ночной охотник Ми-28Н станет основой армейской авиации
Как заявил начальник управления Армейской авиации ВВС России генерал-майор Виктор Иванов, перевооружение Армейской авиации ВВС на вертолёты Ми-28Н планируется завершить к 2015 году. «В соответствии с государственной программой вооружений оснащение новейшими машинами Ми-28Н «Ночной охотник» должно завершиться в 2015 году. Планируется, что Ми-28Н станет основной боевой машиной для всей армейской авиации », - подчеркнул Иванов.
Экипаж боевой машины составляет 2 человека. На вооружении вертолёта находится 30-мм пушка, противотанковые управляемые ракеты «Штурм» или «Атака-В», а также пулемёты и гранатометы. Максимальная скорость в горизонтальном полете - около 324 км в час, боевая нагрузка вертолета - 1600 кг.
Ми-28Н «Ночной охотник» имеет особую систему защиты пилотов и может «видеть» врага на расстоянии до 35 километров даже в темноте. Летчики-испытатели называют его «вертолёт-боец», а в народе его уже окрестили «летающим танком». «Это целый комплекс, которой позволяет лётчику воевать ночью, это тепловизоры. В этом вертолёте они реализованы в двух вариантах — для лётчика и оператора, есть очки ночного видения »,- рассказал в интервью РИА Новости заместитель главного конструктора московского вертолётного завода Дмитрий Сергеев.
Как отмечают создатели, вертолёт Ми-28Н оснащён внушительным запасом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка в десять выстрелов может в буквальном смысле разнести на части вражеский бронетранспортер; комплекс управляемых ракет «Игла» предназначен для уничтожения вертолетов и беспилотных самолетов противника.
Однако главная сила «Ночного охотника» — это противотанковые ракеты «Атака-В» , против которых не выстоит ни один танк противника. Ми-28Н оснащён особой системой живучести. Винтокрылая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально защитить экипаж — полностью бронированная кабина выдержит даже прямое попадание пуль калибра 12,7 мм.
Экипаж расположен особым образом – место пилота находится выше места стрелка, таким образом, удалось сделать машину более плоской, а значит, менее уязвимой в бою. Вертолёты Ми-28Н «Ночной охотник» уже поступают на вооружение российской армии. В первую очередь ими оснастят военные округа на Кавказе и дальнем Востоке.
(В статье использованы материалы и фотографии с rian.ru, arms-expo.ru, warfare.ru и narod.ru )
28 октября исполняется 70 лет армейской авиации Военно-воздушных сил России (ВВС, с 1 августа 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС). Именно в этот день в 1948 году в городе Серпухов (Московская обл.) была сформирована авиационная эскадрилья, которую первой оснастили вертолетами Ми-1. В дальнейшем именно из этой воинской части выросла вся вертолетная военная авиация России (авиация сухопутных войск, вертолетные части МВД, военно-морской авиации и пограничных войск).
Поэтому фактически 28 октября – День всех военных вертолетчиков. Это праздник для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов и для всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации.
Первоначально в задачи вертолетной авиации входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка и поддержание связи на поле боя. Уже в 1970-м году вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также использовались для переброски десанта, поисково-спасательных операций и др. Так, советская, а позднее российская армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х годах и в “горячих точках” Северного Кавказа в 1990-х годах.
Фото из архива “афганцев” ГКУ “МАЦ”
В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск в составе Сухопутных войск ВС СССР. Позднее, в январе 2003 году, она была возвращена в состав ВВС России, став одним из видов авиации – наравне с фронтовой, транспортной и дальней.
В программу летной подготовки армейской авиации включена разведка пожароопасной обстановки и тушение пожаров. Военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, принимают участие в спасательных операциях. Так, весной 2016 года армейская авиация тушила очаги лесных пожаров в Забайкалье, летом – отслеживала пожароопасную обстановку в 26 регионах РФ и участвовала в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале, в сентябре – доставляла тепловые пушки и гуманитарные грузы в населенные пункты Приморья, которые пострадали от наводнения.
Фото из личного архива пилотов ГКУ “МАЦ”
В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты
В Московском авиационном центре большинство работников каждый год отмечают День армейской авиации. Ведь, не секрет, что 90 процентов летного состава ГКУ «МАЦ» – бывшие военные вертолетчики. Да и те, кто уже давно не летает, тоже когда-то служили в вертолетной авиации. Многие прошли «горячие точки», дослужились до военной пенсии и нашли себя в гражданской авиации, вложив весь свой богатый прошлый опыт в работу в «МАЦ».
Сегодня те, кто прошел «огонь» и «воду», участвуя в спасательных операциях в Афганистане, в горах Северного Кавказа и т.п. управляют санитарными и пожарными вертолетами Московского авиационного центра. Они каждый день вылетают для спасения людей, нуждающихся в экстренной медицинской помощи; по вызову спешат помочь справиться с крупными пожарами в Москве; в сезоны вылетают на разведку пожароопасной или паводковой обстановки.
Есть среди бывших армейских вертолетчиков в Московском авиационном центре и те, кто обеспечивает полеты по спасению людей на земле, что так же не менее важно.
Сегодня, 28 октября, отмечается ежегодный праздник - день создания армейской авиации. Именно в этот день в 1948 году было закончено формирование первой авиационной эскадрильи, оснащённой исключительно вертолётами. Эскадрилья базировалась в подмосковном городе Серпухов, а её полное название - 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья). Пилоты в эскадрилью отбирались из опытных лётчиков - участников Великой Отечественной Войны.
По началу эскадрилью называли «вспомогательной». В задачи армейской авиации входили:
- Транспортировка людей и грузов
- Обеспечение связи между подразделениями
- Разведывательные вылеты
- Координация артиллерийского огня
Первыми машинами в арсенале армейской авиации были Г-3 (конструктор И. Братухин). К 1951 году на вооружение поступили вертолёты Ми-1, которые первыми в СССР поступили в серийное производство.
Боевое применение армейской авиации
В середине 60-х годов армейская авиация получает в своё распоряжение военно-транспортные вертолёты Ми-8. Эти машины способны выполнять не только роль транспортников и разведчиков. Именно с поступлением этих машин в серийное производство армейская авиация из разряда вспомогательной становится полноценным боевым подразделением.
За свою историю армейская авиация была задействована во множестве локальных и международных конфликтов. Вертолёты российской авиации побывали в Афганистане, Чечне, Грузии, Сирии и других горячих точках. На сегодняшний день практически ни одна операция сухопутных войск не проходит без поддержки и прикрытия военных вертолётов.
Армейская авиация в Афганистане
Во время Афганского конфликта армейская авиация СССР использовала следующие вертолёты:
- Ми-24 - для уничтожения наземных целей противника и оказания поддержки сухопутным войскам, разведки и минирования территории.
- Ми-8 - для перевозки грузов до 12 тонн и высадки десанта, а также, при необходимости, для уничтожения наземных объектов.
- Ми-26 -для перевозки грузов и десанта общей массой до 56 тонн, как внутри кабины, так и на наружной подвеске.
Одной из основных задач бригад армейской авиации в Афганистане, помимо участия в операциях сухопутных войск, являлись самостоятельные вылета с целью уничтожения баз и опорных пунктов противника. Такие вылеты осуществлялись практически ежедневно. В них вертолётам оказывали активную поддержку бомбардировщики и штурмовики.
Армейская авиация РФ в Чечне
В Чеченском конфликте было задействовано 4 эскадрильи армейской авиации. 2 из них были укомплектованы вертолётами Ми-24, а 2 другие - Ми-8 и тяжёлыми транспортниками Ми-26. Основными задачами были разведка, нанесение ударов по позициям и стратегическим объектам боевиков. В боях за Аргун вертолёты осуществляли наводку авиаударов. Также вертолёты применялись для эвакуации раненых с поля боя, доставки продовольствия, оружия и прочих грузов в труднодоступные районы боевых действий.
Вертолёты армейской авиации
В настоящее время на вооружении армейской авиации состоит множество модификаций вертолётов Ми и вертолётов Ка. Кроме того, недавно в распоряжение поступили лёгкие машины Казанского вертолётного завода «Ансат». Многие из них получили широкое применение в сирийском конфликте.
Ка-52 «Аллигатор»
Одной из главных ударных единиц армейской авиации является боевой вертолёт Ка-52 «Аллигатор». Изначально его планировалось использовать в качестве наводчика для авиационных, артиллерийских и ракетных ударов. Но в результате Ка-52 стал универсальной боевой машиной с уникальными лётными характеристиками и огромной огневой мощью. На сегодняшний день в войсках армейской авиации насчитывается около 80-ти таких вертолётов, но в скором будущем планируется практически двукратное увеличение этой цифры.
Вертолёт «Чёрная акула» Ка-50
Ка-50 - одноместный военный вертолёт. Считается одной из самых эффективных машин своего класса во всём мире. Несмотря на то, что первые испытания «Чёрной акулы» были проведены ещё в 1982 году, на вооружение армейской авиации эта машина поступила лишь в 1995 году.
Вертолёт оснащён управляемыми и неуправляемыми ракетами, встроенным и подвесным стрелково-пушечным оружием, а также бомбами ЗБ-500, ФАБ-500, КМГУ-500 и РБК-500.
Кабина вертолёта «Акула» изготовлена из брони, способной выдержать попадание 23-миллиметрового снаряда, а лобовое стекло рассчитано на прямое попадание из стрелкового оружия. Все важные системы и элементы также защищены бронёй и отгорожены друг от друга специальными перегородками, предотвращающими распространение огня, в случае возникновения пожара.
Вертолёт Ми-26
Ми-26 транспортный вертолёт армейской авиации. Он обладает самой большой грузоподъёмностью среди выпускаемых серийно вертолётов по всему миру. Его максимальная грузоподъёмность составляет 56 тонн, а нормальный взлётный вес - 49,5 тонн.
Вертолёты Ми-26 используются для ликвидации катастроф и эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях. В частности, Ми-26 были активно задействованы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Ми-26 широко применялись в Афганистане, во время конфликта в Нагорном Карабахе, во время первой и второй Чеченских войн, Сирийской операции. Известен интересный факт: во время афганского конфликта на внешней подвеске Ми-26 была произведена одновременная эвакуация двух повреждённых вертолётов коалиции - «Чинук» и «Кугуар».
День армейской авиации
День армейской авиации 2018 станет семидесятой годовщиной со дня её формирования. Специально к этой дате выпущена награда - медаль «70 лет Армейской авиации ВКС России». Копию этой медали вы можете приобрести в нашем интернет-магазине. Она станет отличным подарком к празднику 28 октября - Дню армейской авиации или просто интересным сувениром в коллекцию. Поздравьте своих близких с Днём армейской авиации России.