Что значит мертвым. Значение слова «мёртвый
Слово "пассионарность" образовано от прилагательного "пассионарный". В переводе с латинского "passio" - страсть, что как раз и является движущей силой пассионарного человека.
Что значит пассионарный человек
Такую личность называют "пассионарий". Это герой по натуре, которого ничего не может остановить на пути к выполнению своей миссии. Простой образ жизни его не привлекает. Страдания, трудности, лишения - это его стихия.
Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.
Пассионарий может обладать даже минимальными способностями, может быть высоким и низким, уродливым и прекрасным - абсолютно любым, но обязательно - неравнодушным и энергичным.
Пассионарный человек может действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того,что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно известных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, знаменитый физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Петр I, национальная героиня Франции Жанна Д"Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, а также Адольф Гитлер.
Пассионарность по Гумилёву
Появление слова "пассионарность" в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. "Пассионарная теория этногенеза" Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от "подъема до "реликтовой фазы", когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.
По Гумилёву, пассионарность можно представить как шкалу, на одном конце которой находятся пассионарии, а на другом - субпассионарии, т.е. люди, которые являются полной их противоположностью: абсолютно равнодушные к каким-либо жизненным проявлениям, живущие ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей бродяги, пьяницы, преступники.
Посередине шкалы между пассионариями и субпассионариями располагаются гармонические личности - гармоники, каких болишинство. Их стремление к свершениям и инстинкт самосохранения находятся в равномерной пропорции. Именно от соотношения пассионариев и субпассионариев каждого этноса зависит будущее народа и ход истории.
Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.
Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.
Пассионарность
понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.
П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".
П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.
Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.
Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .
Синонимы :Смотреть что такое "пассионарность" в других словарях:
ПАССИОНАРНОСТЬ - [Словарь иностранных слов русского языка
пассионарность - сущ., кол во синонимов: 1 стремление (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПАССИОНАРНОСТЬ - Сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Пассионарность - Пассионарная теория этногенеза историко этнологическая теория Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых… … Википедия
Пассионарность - (фр. – страстность) – это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность – это жертвенность ради какой то цели. Она… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко как отказ от удовлетворения ближайших потребностей,… … Экология человека
ПАССИОНАРНОСТЬ - понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Пассионарность - (от фр. passion страсть) в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций … Начала современного естествознания
пассионарность - пассион арность, и … Русский орфографический словарь
ПАССИОНАРНОСТЬ - (от лат. страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Книги
- Борьба Польши с казачеством во второй половине XVII и начале XVIII века , Волк-Карачевский Василий Васильевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Свою небольшую, немного эмоциональную работа, 25-летний ученый, только недавно закончивший Киевский…
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:
хотя и могут ими быть.
Этнические системы
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Формы этнических контактов
Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]
Этнические антисистемы
Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]
Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности , включающую девять её уровней.
Уровень | Название | Пояснение | Описание |
---|---|---|---|
6 | жертвенный | высший уровень | человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью . Примерами таких личностей являются Ян Гус , Жанна Д"Арк , протопоп Аввакум , Иван Сусанин |
5 | человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон , Иосиф Сталин и др. | ||
4 | уровень перегрева / акматической фазы / переходный | То же самое что 5, но в меньшем масштабе - стремление к идеалу успеха . Примеры - Леонардо да Винчи , А. С. Грибоедов , С. Ю. Витте , Наполеон Бонапарт , Александр Суворов . | |
3 | фаза надлома | стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо - это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д. | |
2 | поиск удачи с риском для жизни | Это искатель счастья , ловец фортуны, колониальный солдат , отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью. | |
1 | пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни | ||
0 | обыватель | нулевой уровень | тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности)), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса. |
-1 | субпассионарии | ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту | |
-2 | субпассионарии | не способны на действия, изменения. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники (обыватели). |
Л. Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев - «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамент: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.
Пассионарные толчки
Время от времени происходят массовые мутации , повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.
Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):
I (XVIII век до н. э.).
- Египтяне -2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство . Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию.
- Гиксосы (Иордания. Северная Аравия).
- Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттуссы . Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.
- Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере.
- (?)Скифы (Центральная Азия).
- Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита.
- Самниты (Италия).
- Эквы (Италия).
- (?)Галлы (южная Франция).
- Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни,
- Киликийцы (Малая Азия).
- Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен - основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.
- Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий.
- Кушаны -согдийцы (Средняя Азия).
- Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем.
- Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.
- Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе.
- Славяне . Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей.
- Даки (современная Румыния).
- Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи.
- Иудеи -2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи.
- Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.
- Арабы -мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира.
- Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну.
- Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай.
- Китайцы -2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии.
- Корейцы . Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка.
- Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.
График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка , послужившего причиной появления этноса.
По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах:
1) в качественных характеристиках от уровня P2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);
2) в шкале "количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д., где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;
3) в шкале «частота событий этнической истории».
Данная кривая является обобщением 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных суперэтносов , возникших вследствие различных толчков.
VII (VIII век).
- Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др.
- Саксы . Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви.
- Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности [ ] . Оттеснение лопарей в тундру.
- Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства - Ясы и письменности. Расширение улуса от Жёлтого до Чёрного моря.
- Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.
- Самураи в Японии. После этого Япония иллюстрирует интерференцию ПТ VII и XI веков и в конечном итоге переход японского этногенеза с линии ямато на самурайскую линию. Например революция Мэйдзи и отстранение самураев от власти это признак надлома самурайского этногенеза.
- Литва . Создание жесткой княжеской власти. Расширение ВКЛ от Балтийского до Чёрного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей .
- Великороссы . Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы.
- Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко.
- Эфиопы (амхара , Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия . Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.
Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов, и др. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов или сопротивление Ирландии завоеванию.
Пятый век, ПТ по линии Ирландия-Уэльс-Западная Африка (Сопротивление Уэльса нормандскому завоеванию и захват Уэльса на стадии надлома)
В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века . Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония - Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) - по вертикальной линии, проходящей через Кавказ . Если не забывать о том, что толчок точно доказано прошел через территорию Зулусов, то меридиальный характер ЮАР-Грозный-Ориенбург и время середины 17 века будет вернее. По мнению Пенежина В. А. имеют место два отдельных меридиальных пассионарных толчка. Азиатский просматривается время- середина XVI века и линия Маньчжурия -Китай-Вьетнам-Кампучия-Сингапур-Малайзия (Захват маньчжурами Китая, начало широкого распространения ислама в Индонезии)
Этногенез
Начальные условия
Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:
- нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
- сочетание двух или более ландшафтов на территории,
- присутствие двух или более этносов на территории.
Протекание
Типичный этногенез состоит из следующих стадий:
Срок | Название | Примечания |
---|---|---|
0 лет (начало отсчёта) | Толчо́к или дрейф | Как правило, не отражён в истории. |
0-150 лет | Инкубацио́нный пери́од | Рост пассионарности. Отражён только в мифах . |
150-450 лет | Подъём | Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. |
450-600 лет | Акмати́ческая фа́за , или перегре́в | Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. |
600-750 лет | Надло́м | Резкий спад пассионарности. Гражданские войны , раскол этнической единицы. |
750-1000 лет | Инерцио́нная фа́за | Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. |
1000-1150 лет | Обскура́ция | Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация . |
1150-1500 лет | Мемориальная | Сохранение только памяти о жизни этноса. |
1150 лет-неопределённо долго | Гомеоста́з | Существование в равновесии со средой. |
Взаимодействие этносов
Способы, которыми взаимодействуют этносы , определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз , ксению и химеру .
Критика пассионарной теории этногенеза
Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».
Теории «химер», «антисемитизм»
Согласно Л. Н. Гумилеву,
…экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.
Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .
В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:
Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.
- «Византизм и славянство » (Леонтьев)
- «Россия и Европа » (Данилевский)
- «Закат Европы » (Шпенглер)
- «Постижение истории » (Тойнби)
- «Ноосфера » (Вернадский)
Примечания
- Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..
- Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «
Как вы думаете, многие ли из наших современников смогут ответить на вопрос о том, что такое пассионарность? Думается, что нет. А между тем это очень любопытное явление, о сути которого мы и поговорим в небольшой статье.
Что обозначает данный термин?
Данный термин, созданный Л. Н. Гумилевым, обозначал, что в истории человечества находятся люди, которые выделяются из общей массы своей неуемной жаждой деятельности и активного преобразования внешнего мира. Это как бы круг избранных людей, которые изменяют окружающую им жизнь.
Среди пассионариев много великих завоевателей и политических деятелей, есть поэты, литераторы, музыканты, деятелей искусства. Эти люди сознательно идут против традиций и норм поведения в обществе. Они несут новые знания, новую веру, новую идеологию, которая способна разрушить идеологию прежнюю.
По каким признакам человека можно назвать пассионарием?
Человек данного типа всегда выделяется смелостью своих взглядов и умением служить во благо обществу. Он как бы создает энергию для общественного развития, а не растрачивает ее, как это делают обычные потребители.
Таким образом, рассмотрев термин «пассионарность», значение которого исходит из теории этногенеза, можно сделать вывод о том, что люди этого типа, как правило, вступают в конфликт с обществом.
Они сознательно идут на этот конфликт, завершают его, собирают вокруг себя единомышленников и создают либо новое религиозное учение (как это сделал пророк Мухаммед), либо новый этнос (примеров этого огромное количество в истории человечества).
Научная концепция пассионарности
Фактически пассионарность можно рассматривать как свойство психики человека, настроенного на создание совершенно новых общественных отношений. Почему рождаются такие люди, автор теории этногенеза объясняет в своих многочисленных научных работах. Много книг посвятил своему открытию Л. Н. - это своеобразный ключ к пониманию его научной концепции.
Итак, ученый на основе методологического анализа различных источников, используя методы логики и синтеза, приходит к выводу о том, что любой этнос представляет собой не только социальное, но и биологическое явление. Этнос рождается, живет и умирает под воздействием внутренних и внешних обстоятельств. При этом каждый этнос устанавливает свои отношения с окружающей его средой. Кратко рассмотрим эти отношения, которые назовем характерологическими признаками его жизни.
Характерологические признаки жизни этноса: ландшафт
Концепция пассионарности предполагает, что важно изучать отношения этноса и окружающего ландшафта. Он может быть степным, равнинным, лесным, горным, приморским. В зависимости от его природных особенностей и формируются национальные черты того или иного народа и особенности его ментальности.
Горцы воинственны и сильны, они привыкли рассчитывать на себя и не формируют суперэтносы потому, что социальные связи в данном типе природы затруднены.
Приморцы открыты к контактам извне, они удачные завоеватели и покорители новых земель (к слову сказать, приморцы могут формировать суперэтносы).
Представители степи также стремятся к покорению народов, но они, как правило, ведут кочевой образ жизни, слабо владеют технологиями, поэтому их исторический век недолог.
Все эти этносы создаются пассионариями, которые готовы уйти от сложившегося образа жизни и уже понятного ландшафта для того, чтобы основать новый этнос смешанного ландшафтного типа.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое пассионарность, важно изучить проблему времени существования этносов.
Время жизни этноса по Л. Н. Гумилеву
Ученый полагал, что у каждого этноса есть свое историческое время. Он описывал эту фазу сроком от 1200 до 1500 лет. Также он предполагал, что любой этнос может последовательно переживать несколько периодов: подъем, фазу становления, возможно, фазу надлома, период застоя и фасу упадка и гибели.
К слову сказать, необязательно должен закончиться фазой гибели. Если этнос сможет найти в себе силы родить определенное количество людей пассионарного типа, то этнос может вновь вернуться к временам стабильности либо видоизмениться.
Что такое пассионарность: признаки рождения этноса в истории человечества
Последователи Гумилева выделяют в своих работах восемь признаков создания нового этноса. Кратко рассмотрим эти признаки:
- Признак первый - наличие людей пассионарного склада. Это самый важный признак. Именно пассионарии закладывают основы новой идеологии, которая приводит членов сообщества к созданию прочной основы для нового этноса.
- Признак второй - новый тип поведения. В данном случае речь идет о том, что этнос развивается в технологическом плане: кочевники усваивают оседлый образ жизни, жители приморских районов осваивают торговлю и земледелие.
- Признак третий - миграция. Это явление позволяет этносу привнести свои ценности для других народов и людей, которые они могут постепенно сделать своими по духу.
- Признак четвертый - демографический подъем. Все вышеперечисленное позволяет этносу достаточно быстро увеличиваться в количествах, что и приводит к тому, что сама пассионарность этноса увеличивается.
- Признак пятый - создание системы общественных отношений. Это также важный шаг навстречу формированию нового этноса. Четкая система общественных взаимоотношений регламентирует социальные взаимосвязи и упрочняет власть пассионариев в данном этническом сообществе.
- Признак шестой - активное государственное строительство. Именно государственность позволяет этносу благополучно существовать на протяжении столетий и даже тысячелетий.
- Признак седьмой - пассионарность культуры. Наряду с государственностью начинает активно развиваться и культура, поддерживая существующую государственную модель управления.
- Признак восьмой - наличие всего вышеперечисленного в динамике.
Таким образом, мы можем дать четкий ответ на вопрос о том, что такое пассионарность. Это психологическое качество избранных членов этноса, которые способны превратить свой народ в великий этнос, создать могущественную державу и навсегда оставить свой след в истории человечества.