История успеха сталлоне. Сильвестр Сталлоне: тяжелая борьба за успех! О роли щипцов и щеток
Нелёгкая жизнь не смогла сломать Сильвестра Сталлоне, он продолжал бороться за свой успех!
Сильвестр Сталлоне всем известный, как талантливый актер, миллиардер и мастер своего дела!
Но никто незнает, через какие тяжелые испытания и сильные удары судьбы ему стоило пройти, чтобы добиться желаемого успеха, любви и признания общества!
Сильвестр Сталлоне еще будучи маленьким мальчиком давно для себя решил, что будет настоящим актером и на этом точка!
Этой профессией он мечтал вдохновлять людей на что-то большое!
Про что говорит большинство его фильмов, с помощью которых Сталлоне всем доносит, что если мы захотим – мы преодолеем любые трудности и препятствия, главное постоянно идти вперед и не останавливаться!!!
О тяжелой и нелёгкой жизни Сильвестра Сталлоне!
Роды матери Сильвестра Сталлоне были очень тяжелыми, не обошлось без вмешательства докторов!
Сильвестра вытягивали из утробы его матери щипчиками, доктора повредили ему нервные окончания лица.
Язык, губы и щеки остались парализованными на всю жизнь! Вот поэтому Сильвестр Сталлоне так странно и необычно говорит!
Когда Сильвестру было 11 лет:
«Знаете, когда я был еще мальчуганом, мне по-моему было всего 11 лет, я спрыгнул с крыши 3-х этажного дома и сломал себе ключицу. Я просто был слишком мал, и пересмотрел много разных фильмов, хотелось стать героем! Я просто взял зонтик, открыл его и решил спрыгнуть с высотки, чтобы потом взлететь. Наверное каждый ребенок о таком думал. И у меня в итоге ничего не вышло. Я упал в бетонную яму с водой – мой отец строил беседку возле дома. Отец увидел меня лежащим в этой яме, позвал мою мать и сказал: « Посмотри на этого несчастного ребенка, он никогда не будет президентом! Ты родила идиота!» Я приподнял голову и ответил: «Пап, тоже самое говорили и про Эдисона.»
Позже Сильвестр Сталлоне тяжело переживал развод своих родителей.
Сталлоне в свои 13 лет успел сменить 10 школ, его постоянно исключали за плохое поведение.
Почему у него было плохое поведение?
Да потому его постоянно в школе дразнили за странную и невнятную речь, били за его маленький рост, он старался себя хоть как-то защищать!
«Моя мама всегда в меня верила и считала меня талантливым. Когда мне исполнилось 16 лет, она отвезла меня в известный институт Дрексела в Филадельфии, чтобы на меня там посмотрели, протестировали. По окончанию 3-х дневной аттестации, моей маме сказали: «Ваш сын спокойно может идти на водителя или на электрика по лифтам.»
Когда Сильвестру Сталлоне
было 24 года – он работал уборщиком в зоопарке, чистил клетки животных. Позже он работал вышибалой в ночных клубах.
Сильвестр Сталлоне
всегда жил своей сокровенной мечтой: «Я хочу стать актером!»..но, из-за своей странной внешности и дефекта речи – его никто не брал в актеры, все подсмеивались за его спиной.
В своем юном возрасте Сильвестр Сталлоне успел посетить 300 студий, и каждую минимум по 4-5 раз!
К кому бы он не обращался со своей просьбой хотя бы попробовать взять его в актеры, все твердили одно:
«Эх..парень, посмотри на себя! Ты выглядишь очень глупо! Твое призвание не здесь, иди займись чем-то другим! Для тебя никогда не будет места в этой профессии ты никогда не станешь звездой кино. Ну подумай сам, ну никто не будет слушать и смотреть на такого идиота, который говорит через одну сторону рта!»
Все было безрезультатно, никто его не брал даже на другорядные роли.
Но Сильвестр Сталлоне не сдавался!
Он всем говорил твердо и уверенно, что очень хочет сниматься в кино, и он не собирался заниматься чем-то другим!
К 30 годам у Сильвестра Сталлоне даже не было материальных средств, чтобы уплатить за обогрев квартиры, он голодал. Жена постоянно на него кричала, обзывала , просила его наконец-то найти нормальную человеческую работу.
Через время Сталлоне из-за бедности и безденежья, собрал все украшения своей жени и продал их, не поставив ее в известность. После этой ситуации, жена Сталлоне уходит от него и забирает с собой маленького ребенка.
Позже, когда Сталлоне делился своей тяжелой жизни с журналистами, его спросили: «Так почему же тогда Вы не искали себе нормальную работу, а жили в ?», на что Сильвестр Сталлоне ответил:
«Потому что я знал, что если найду себе нормальную работу, у меня опустятся руки, я успокоюсь и потеряю этот зверский голод к свей заветной мечте».
Тогда жена Сильвестра Сталлоне этого всего не понимала, она никогда не поддерживала его желаний, они постоянно из-за этого ссорились…«Помню, когда мы часто замерзали в собственном доме, у нас не было ни копейки…»
Однажды Сталлоне пошел в библиотеку, ради того, чтобы хоть там согреться и посидеть в спокойствии со своими мыслями. Он присел и увидел лежащую на столе книгу.
Сильвестр Сталлоне заинтересовался этой книгой и стал ее читать, она называлась: «История Эдгара По».
И вдруг к нему приходи озарение:
«Так может мне тоже стать писателем?».
Немного позже он начинает пробовать писать сценарии, но все неудачно.
Через некоторое время ему все же удается написать неплохой сценарий, который назывался «Райская Алея», и он сумел продать его за 100 долларов.
P.S. позже был создан фильм «Райская Аллея» по сценарию Сталлоне, и он снялся в нем несколько лет спустя.
Потом дела Сильвестра Сталлоне еще больше ухудшились — сценарии его никто не покупал, денег не было, а кушать хотелось.
Он идет в зоомагазин и продает своего любимого пса всего за 50 долларов, по одной причине – его было нечем кормить.
«Это наверное был самый худший день в моей жизни! Когда я уходил из зоомагазина – по моим щекам ручьем лились слёзы, ведь я продал своего настоящего друга, я его предал.»
Через 2 недели Сильвестр Сталлоне
сидел в баре и смотрел бой боксеров, который его и вдохновил на еще один сценарий.
«Меня в этом боксером поединке поразил белый парень, который весь истекая кровью продолжал наступать, он желал добиться своей цели! И тут бабах…мне в голову пришла безумная идея. Как только бой закончился, я сел писать сценарий. Вы не поверите, но я написал сценарий к фильму всего за 2 дня.»
Через несколько дней Сталлоне выкупает своего любимого пса за 15 000 долларов.
Интересные факты о Сильвестре Сталлоне!
- Сталлоне писал сценарий к фильму «Рокии» в комнате без окон и выкуривая одну за одной дешевые сигареты «Трэмпс»;
- Свои первые физические тренировки Сталлоне начинал на мусорной свалке, поднимая все что там валялось: половину бампера, блок шлакобетона, и т.д;
- Сталлоне – левша;
- Родители Сталлоне были иммигрантами: мать – была еврейкой с одесскими корнями, а отец – итальянцем;
- Сильвестра Сталлоне задержали при незаконном ввозе запрещенных препаратов на территорию Австралии. 48 препаратов с гормоном роста мышечной массы, обошлись бедному Сталлоне в 18 000 долларов.
Секрет успеха Сильвестра Сталлоне!
«Наконец-то я стал тем человеком, кем я есть сегодня, потому что у меня был план!
Знаете, есть огромное количество парней с такой спортивной мускулатурой, которая мне даже не снилась, которой у меня никогда не будет!
Есть огромное количество актеров талантливее меня!
Но…Я знал чего хочу от жизни, я сумел сосредоточить все свои усилия на выполнении своего поставленного плана! Я очень много работал над собой ради своей !
Я много раз через себя переступал, переступал через свою гордость, только бы получить желанное!
И вот он я. Мне помогла моя жизненная мотивация и мой настрой на удачу!
Я могу сказать о себе сейчас, то, что я собой доволен!»
Предлагаю Вашему вниманию мощное видео
с участием Сильвестра Сталлоне о Мотивации!
Сильвестр Сталлоне: «Не опускай руки, всегда борись за свое»!
А Вы довольны собой? Вы добиваетесь своей цели? Что Вы для этого делаете?
Подумайте сейчас о себе.
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
Сильвестр Сталлоне - американский киноактер. Мировую известность ему принесла роль боксера в фильме «Рокки» (1976). Снимался также в фильмах «Первая кровь» (1982), сериале «Рэмбо» (с 1985). Написал сценарии для всех пяти фильмов сериала «Рокки», был режиссером трех из них. Выступает в амплуа сильных и страстных мужчин.
В день 50-летия редакция еженедельника «Стар» преподнесла Сильвестру Сталлоне плод многомесячной работы целой бригады репортеров - специальный номер журнала с именами и фотографиями 595 женщин, с которыми когда-либо встречался актер. «Боже, шесть сотен!» - воскликнул пораженный юбиляр. - И как мне только удалось затащить в постель стольких женщин?»
Действительно, кто мог об этом подумать 6 июля 1946 года, когда у Жаклин Сталлоне и ее мужа сапожника Фрэнка родился первенец. Акушеры повредили ему голосовые связки, левая часть лица оказалась парализованной. Увидев, что случилось с ее сыном, Жаклин устроила такую истерику, что пришлось даже вызывать службу безопасности. От волнения у нее пропало молоко.
Но она не собиралась сдаваться. Наперекор врачам, определившим мальчика в специальное учебное заведение для детей с задержкой умственного развития, Жаклин Сталлоне отдала ребенка в обычную школу. Раз в полгода его выгоняли оттуда за неуспеваемость. Несколько школ в Америке, колледж в Швейцарии - и она своего добилась. Документ о среднем образовании Сталлоне получил.
Прежде чем стать актером, ему пришлось перепробовать множество других профессий. Сильвестр был вышибалой в ресторанах, уборщиком львиных клеток в зоопарке, одно время зарабатывал на жизнь карточной игрой. Только в 1969 году Сильвестр смог получить более-менее приличную работу билетера в маленьком нью-йоркском театре. Вместе с ним работала милая и простая девушка Саша Чак, освещавшая путь запоздавшим зрителям. В Сильвестра она влюбилась с первого взгляда и твердо решила сделать из своего дружка звезду. Вскоре они перебрались в Калифорнию, где летом 1972 года поженились. Саша родила ему двух сыновей. Развод не помешал Сильвестру видеться с детьми. Когда старший, Сейдж, подрос, папа дал ему роль в «Рокки V».
Путь в Голливуд для Сталлоне начался со съемок в порнографическом фильме «Рэнди», где он сыграл русского «медведя». Поскольку ни один из режиссеров не хотел связываться с плохо говорящим актером, ему пришлось обратиться за помощью к логопеду. В течение нескольких месяцев дни и ночи напролет Сильвестр начитывал на магнитофон пьесы Шекспира, книги По и Толстого (а Саша в это время зарабатывала на жизнь, работая официанткой). Знакомство с классикой произвело на Сталлоне такое впечатление, что он взялся за перо и начал писать сценарии своих будущих фильмов. Впрочем, еще студентом Майамского университета он пробовал писать сценарии. Естественно, они сочинялись тогда «в стол».
Однажды он увидел по телевизору матч знаменитых боксеров Мохаммеда Али и Чака Вепнера. И вдруг его озарило: а почему бы не сделать фильм о боксере, который терпел неудачи, но потом полюбил девушку и всех победил? Шесть его сценариев киностудия «Универсал» отвергла с порога, но седьмой под названием «Рокки» приняла на «ура». Продюсеры предложили автору огромные деньги - 350 тысяч долларов. Однако их ждал большой сюрприз: имевший немногим больше 100 долларов и беременную жену Сталлоне отказался, предложив купить сценарий за один доллар и дать ему сыграть главную роль. Именно тогда вице-президент «Универсала» Ирвин Уинклер и дал Сильвестру прозвище Слай (хитрец), заменившее актеру его собственное имя.
Всего за 900 тысяч долларов и 28 дней был сделан «Рокки», лучший фильм 1976 года, собравший 225 миллионов долларов и получивший три «Оскара». Сталлоне стал одним из самых знаменитых актеров мира.
Ошеломляющий успех «Рокки» и продолжение саги о бедном боксере полностью изменили жизнь Сталлоне. Из бедняка он превратился в мультимиллионера, купил роскошную виллу в Санта-Монике. Публика и критики рукоплескали ему, а признанные голливудские красавицы начали настоящую охоту за «Рокки». Первой обольстить супермена удалось популярной актрисе и певице Шер. После трехдневного романа Шер бросила Слая, назвав его «законченным питекантропом».
Однако с каждой новой любовницей у Сталлоне получалось все лучше и лучше. Уже через год актриса Сибил Шепард (знакомая нам по сериалу «Лунный свет») имела все основания сказать о своем свидании со Слаем: «У него в штанах просто вечный двигатель. Мы занимались с ним сексом восемь раз за ночь. А утром он, как ни в чем ни бывало, отправился на пробежку!»
Дальнейшему развитию карьеры секс-гиганта мешало одно обстоятельство - ревнивая жена. Другая бы на ее месте смирилась с похождениями богатого и знаменитого мужа, но только не Саша. И по Голливуду стали распространяться слухи о раздорах и скандалах в семействе Сталлоне. А когда на одной вечеринке Саша с кулаками набросилась на новую подружку Слая - актрису Стефани Бичем, все поняли: браку пришел конец.
«Рокки» достался манекенщице Брижит Нильсен. Длинноногая и пышногрудая Брижит покорила сердце Сталлоне с первого взгляда. «Я с детства мечтал заниматься любовью с высокой блондинкой. Брижит показалась мне воплощением физического совершенства!» - говорил Сталлоне. И уже через четыре месяца после знакомства они сыграли пышную свадьбу. Правда, этому предшествовало заключение весьма любопытного брачного договора, инициатором которого была невеста. Согласно документу Слай обязывался выплачивать супруге 100 тысяч долларов ежемесячно плюс 10 тысяч за каждый половой акт! Договор предусматривал, что супруги должны заниматься любовью не больше пяти раз в неделю в специально оговоренных местах и позах. В случае беременности Брижит получала премию в 5 миллионов долларов. А еще актер обязался снимать свою супругу во всех фильмах, оплачивая по самому высокому тарифу. Сильвестр прожил с Брижит всего 548 дней и со скандалом расстался. А любовь к физическому совершенству обошлась Сталлоне в кругленькую сумму - 16 миллионов долларов.
После двух неудачных браков Сильвестр Сталлоне решил больше никогда не жениться («Брак - выброшенные на ветер деньги») и не встречаться с актрисами («Эти стервы хотят от меня лишь денег и ролей»). Их место заняли молоденькие и стройные манекенщицы.
Своих новых подружек он выбирал двумя способами. Первый: раскрывал каталог моделей «Элит» и тыкал пальцем в первую подвернувшуюся фотографию. А пресс-секретарю оставалось только дозвониться девушке и осчастливить ту известием, что сам Сталлоне хочет с ней поужинать. Второй: организационную работу Слай проделывал сам. Увидев симпатичную модель, актер тут же зажимал ее в угол и предлагал: «Пойдем ко мне или к тебе! Куда угодно, только побыстрее!» Обычно метод действовал безотказно - выбранная «жертва» с большой радостью отправлялась в постель к кинозвезде. По данным «Стар», только за один 1988 год Слай сумел обольстить 88 манекенщиц из всемирно известного агентства «Элит», в том числе юных Линду Евангелисту, Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл ...
Интересно описывает подробности своего романа со Сталлоне 20-летняя дочь австрийского графа манекенщица Андреа Визер. После их первой ночи Слай подарил Андреа платиновую «кредитку» (2 миллиона долларов): «Это для того, чтобы ты никогда не работала». После каждого свидания он дарил ей либо платье от Версаче за 30-35 тысяч долларов, либо костюм от Шанель (от 45 тысяч и более), либо трусики от «Картье» (50 тысяч). А на двухмесячный юбилей совместной жизни подарил подружке пятисотый «мерседес». «Чтобы ты, вава, никогда не ездила на этом противном, вонючем метро!» (Вавой он называл всех постоянных любовниц. Для девушек на одну ночь у него другое слово: крошка).
Однако за золотой дождь Андреа приходилось платить. Стоило ей отправиться в другой город, как Слай начинал донимать подругу звонками. Ночью бывало звонил по 10 раз: «С кем ты сейчас лежишь в постели?» Когда Андреа выезжала из дома, ее постоянно сопровождали два телохранителя, которые следовали за ней даже до туалета. Сталлоне дошел до того, что стал контролировать косметику и одежду любовницы. За неделю до разрыва их отношений Слай купил Андреа огромную квартиру в Милане. Когда манекенщица попыталась протестовать, Сталлоне заявил: «Вава - ты просто дура! Я настолько богат, что могу купить все ночи с тобой до конца твоих дней!» Андреа Визер утверждала, что в этом и заключается секрет успеха Слая: «Он просто покупает понравившихся ему женщин, против таких денег никто не в силах устоять!»
Весной 1990 года Сталлоне познакомился с юной манекенщицей Дженнифер Флавин. Она поразила его красотой, в ней чувствовалась настоящая порода. К тому же Дженнифер, как оказалось, была влюблена в актера. И во время учебы отправила по почте своему кумиру 44 объяснения в любви. Безумно влюбленная в Сталлоне, Флавин отдалась ему уже через час после знакомства.
Поначалу Слай отнесся к Дженнифер как к очередной подружке. Но шло время, и Сталлоне начал осознавать, что не может оставить Флавин, как остальных: «Я впервые встретил женщину, которая так сильно и бескорыстно меня любит. И я понял: мы созданы друг для друга!» Дженнифер оказалась сущим ангелом: она не просила денег каждую минуту, охотно отказывалась от показов мод ради свиданий с любимым и, главное, совсем не ревновала Сильвестра, хотя поводов для этого было множество. Уже через два года совместной жизни с Дженнифер Сталлоне снова стал искать любовных приключений. Только на этот раз он развлекался тайком, не желая травмировать своего ангела.
С Дженнифер Сталлоне прожил почти шесть лет, пока не завел интрижку с актрисой и манекенщицей Дженис Дикинсон . Ей шел тридцать седьмой год, и она была трижды разведена. Через несколько недель Дженис обрадовала приятеля известием о своей беременности. Слай, обезумевший от счастья («Снова буду отцом!»), даже пообещал жениться на ней после рождения ребенка. Но еще оставалась Дженнифер, и с ней Сталлоне решил расстаться. Вместо объяснений он отправил ей факс: «Дженнифер! Между нами все кончено, у меня теперь новая женщина, которая подарит мне сына. Желаю тебе счастья!» И приписка: «У тебя есть два дня, чтобы вывезти все вещи из моего дома в Санта-Монике».
5 июня 1994 года, на следующий день после получения факса, Флавин покинула виллу Сталлоне, предварительно изрезав ножницами все 234 костюма, 567 рубашек и 124 пары обуви бывшего возлюбленного. Так начался, по определению Слая, «самый безумный год в его жизни». Вскоре Дикинсон родила дочку и мягко, но настойчиво потребовала от Слая ее удочерения и свадьбы. Сталлоне был готов, но в дело вмешались адвокаты актера, решившие на всякий случай (учитывая «биографию» мисс Дикинсон) провести анализ крови младенца. И обнаружилось, что отцом ребенка может быть кто угодно, только не Слай. Сталлоне пережил шок. Дженис гордо удалилась, удивленно бормоча под нос: «Ну, не знаю, если не Слай, то чей же это ребенок?»
Уже через две недели после разрыва с Дикинсон Сталлоне увидели в обществе новой красотки - 24-летней манекенщицы Энджи Эберхарт. Роман с Сильвестром ознаменовался помолвкой в Нью-Йорке 10 апреля 1995 года. Через неделю после обручения Энджи заказала у Карла Лагерфельда платье для новобрачной ценой в 300 тысяч долларов (естественно, за счет жениха). И тут она допустила роковую ошибку, потребовав заключения брачного контракта. Слай вспомнил все перипетии брака с ненавистной Брижит Нильсен и передумал жениться.
Сталлоне решил немного передохнуть и вспомнил о той, с которой был по-настоящему счастлив. 5 июня 1995 года он позвонил Дженнифер Флавин, чтобы попросить у молодой женщины прощения. И вскоре манекенщица вернулась на виллу в Санта-Монике. А спустя полгода счастливый Сильвестр объявил всему миру, что скоро станет отцом. На радостях он сделал Дженнифер предложение, но быстро сыграть свадьбу не удалось. Помешал папа Римский, не захотевший предоставить для церемонии Сикстинскую капеллу в Ватикане (только там хотел венчаться Слай!). Поэтому дату венчания пришлось перенести на конец года, после того, как родится ребенок.
Насколько важна для мужчины семья, Слай ощутил только недавно, когда у него родилась дочка. У Софи обнаружили порок сердца, и в возрасте двух месяцев ей сделали операцию. На Сталлоне было страшно смотреть: он считал, что болезнь дочери - Божья кара за все его грехи. После операции он не отходил от нее. Его чувства к Флавин вошли в фазу благоговения. «Я счастлив, что Дженнифер, несмотря на наши ссоры и мои безумства, осталась со мной. Она сильная, спокойная женщина. Она говорит немного, но всегда - по существу. Она внимательнее и, наверное, умнее меня», - сказал Сталлоне о любимой женщине, которая на 20 лет моложе его. В глазах миллионов американцев Слай предстает теперь примерным мужем и любящим отцом. На сегодняшний день у Сталлоне и Дженнифер уже двое дочерей.
Слай - мой друг. Когда я с ним познакомился, мы обедали, и я задал ему вопрос:
Я слышал твою историю от разных людей, и мне она очень понравилась, но я не знаю, что в ней выдумано, а что - правда.
Итак, он рассказал мне, что суть всей его истории в том, что он знал всю свою жизнь, с самой ранней молодости, что он будет делать.
Он хотел быть в киноиндустрии. Точка. Я имею в виду не ТВ, а именно Кино. Почему именно так? Он сказал, что для него это не означало не дать людям избежать реальности, а означало Вдохновлять людей.
И, между прочим, в большей части его фильмов есть этот мотив. Вдохновлять людей на то, что они способны преодолевать препятствия и выходить за рамки своих ограничивающих убеждений, так как в его собственной жизни, как он чувствовал, он сам поступал так. С самого рождения ему приходилось действовать именно так из-за того, как он выглядел, как он разговаривал…
Итак,
- Я очень хотел сделать это. Я знал, ради чего я хотел делать это.
И вот, что произошло дальше (Сильвестр Сталлоне):
- Когда я старался найти работу, я получал в ответ «нет». Они все смотрели на меня и говорили:
«Ты глупо выглядишь, иди займись чем-нибудь другим. С этим бу-бу-бу.. для тебя нет места здесь! Ты никогда не будешь звездой кино. Ты больной на голову! Никто не будет слушать кого-то с таким долби-эффектом, исходящим из его рта!»
Он получал отказ за отказом и слышал «Нет, Нет, Нет, Нет»…
(Сталлоне) сказал:
- Меня вышвырнули более чем из 150 агентств Нью-Йорка.
Я (Тони Роббинс) возразил:
- В Нью-Йорке нет 150 агентств.
(Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Я знаю… я там был по 5, 7, 8, 9 раз.
Он (Сталлоне) сказал:
- Был один парень, он 4 часа делал вид, что не замечает меня, а я не собирался уходить. Он вернулся на следующее утро, а я там сижу, как и сидел.. Так я получил свою первую работу. Парень сказал сквозь зубы: «Заходи». Я зашел, сел, и он дал мне мой первый фильм.
Я (Тони Роббинс) сказал:
- Серьезно? Я думал, Рокки - твой первый фильм!
- Нет, - сказал он (Сильвестр Сталлоне), - это был другой фильм.
- (Тони Роббинс) Я о нем никогда не слышал.
- Сцена около 20 секунд. Я был в эпизоде, который в итоге урезали. Мне они сказали, ну знаешь, что люди не урезали бы сцену, если бы там было что-то хорошее.
И он снялся в трех подобных фильмах. Но, несмотря на это, он продолжал. И опять пошли отказы, отказы, отказы, отказы… Наконец, он осознал, что это не работает! И он изменил свой подход.
Он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Я голодал, между прочим, и у меня не было денег, даже чтобы заплатить за отопление. Моя жена орала на меня каждый день: «Иди инайди работу».
Я (Тони Роббинс) спросил:
- А почему бы тебе и не поискать?
- Если бы я нашел работу, я бы покорился, сбился с пути и утолил свой голод. Я знал, что единственный путь, каким я могу достичь того, что хочу - это сжечь все мосты. Потому что я знал: если у меня появится работа, очень скоро я бы втянулся в обыденный ритм, и меня бы начала удовлетворять моя жизнь, и постепенно мечта бы просто исчезла. Я хотел сохранить этот голод.
Он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Этот голод, как я думал, был единственным моим преимуществом. Моя жена не понимала этого вообще. У нас были ужасные ссоры, и еще было холодно. В общем, я был сломлен, у нас не было денег, и однажды я пошел в общественную библиотеку, потому что там было тепло и можно было хоть что-нибудь почитать. И так, я зашел в Нью-Йоркскую Публичную Библиотеку, нашел место и сел на стул, а кто-то оставил там книгу. И я посмотрел на эту книгу - это были стихи, рассказы Эдгара Аллана По. Я сел читать, и я полностью все знаю теперь про Эдгара По.
А потом в течение 20 минут рассказывал мне про Эдгара По, как он умер, о чем это было, что на самом деле произошло.
Я (Тони Роббинс) спросил:
- Что По сделал для тебя?
Он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- По вывел меня за пределы того, что я думал о себе. Он заставил меня задуматься, как я могу прикасаться к сердцам людей и меньше беспокоиться о себе самом. И я даже задумался, может быть, мне стоит стать писателем.
Я (Тони Роббинс) как раз представил себе: Рокки - писатель…
Я начал писать сцены для экрана, и опять ничего не получалось, ничего не выходило. В итоге у меня даже не было и 50-ти долларов,и, наконец-то, я продал сценарий. Он назывался «Райская Аллея», и много лет спустя я снял фильм по этому сценарию. Но тогда я его продал.
И он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Я продал его аж за 100 баксов! Но 100 долларов - это гора денег! Я чувствовал себя королем. Я на своем пути! Но этот путь пока ни к чему не приводил.
И наконец, - сказал он (Сильвестр Сталлоне), - после многих попыток, когда я все время продолжал двигаться, мы уже настолько были сломлены, что я добрался до украшений моей жены.
Он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Знаете, есть такие вещи в жизни, которые делать НИКОГДА нельзя…В общем, это был конец наших отношений. Она меня так возненавидела. И теперь не осталось ничего: ни еды, ни денег. И последнее, что осталось, что я любил больше всего на свете, была моя собака. Я любил свою собаку, потому что она давала мне безусловную любовь, в отличие от моей жены. И вот что произошло: было настолько все тяжело, что для того, чтобы выжить, мне нечем было прокормить свою собаку. И я пошел в винный магазин - это был самый низкий день в моей жизни. Я стоял возле магазина, пытаясь продать свою собаку прохожим. Я пытался продать мою собаку за 50 баксов. И, наконец, появился один парень, который начал торговаться со мной и купил у меня собаку, МОЕГО ЛУЧШЕГО НА ЗЕМЛЕ ДРУГА, за 25 долларов. Когда я уходил оттуда, я рыдал. Это было худшее, что происходило со мной за всю мою жизнь… Две недели спустя я смотрел бой между Мохаммедом Али и Чаком Вепнером, этим белым, у которого было разбито лицо, но он продолжал сражаться.
И он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- И у меня появилась Идея. Как только закончился бой, я стал писать. Я писал 20 часов подряд, я не ложился спать. Я написал все кино за 20 часов подряд.
Правильно: Посмотрел кино, написал фильм, все вместе, завершено!
Он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Меня трясло в конце, я был так возбужден. Я действительно знал,чего я хочу, я знал, ради чего я хочу этого. Помнишь эту формулу? Я предпринял действия, и пришло время добиться желаемого. И пошел продавать сценарий в агентства, они читали и говорили: «Ты знаешь… это предсказуемо, это глупо, это тупо».
И он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Я записывал все, что они мне говорили, и я прочитал все это в тот вечер, когда нам вручали Оскаров.
(Тони Роббинс) Хорошая идея, правда? Лучшая месть - грандиозный успех.
И он (Сильвестр Сталлоне) сказал:
- Я продолжал и продолжал, пытаясь продавать его. И, наконец, я встретил этих ребят, и они поверили в этот сценарий, они влюбились в него и они предложили мне 125, 000 долларов за мой сценарий.
Я (Тони Роббинс) сказал:
- Господи! Это, наверное, не укладывалось у тебя в голове!
Не укладывалось. Я (Сильвестр Сталлоне) сказал: «Есть один момент, ребята, который нужно учесть».
«Что за момент?»
«Я собираюсь играть в главной роли».
«Тьфу ты! О чем ты вообще говоришь? Ты ж писатель!»
«Нет, я - актер!»
«Нет, нет, нет, ты - писатель!»
«Нет, нет, нет, я - актер! Ребята, это моя история, и я - Рокки. Я буду играть в этом фильме, я буду главным и я буду играть в нем главную роль».
«Так не бывает», сказали они, «никто не будет готов платить за это, нужна звезда!»
И они хотели пригласить Райана О’Нила. (Тони Роббинс): Вот фотография. Можете себе представить? Это тот, кого они выбрали.
(Сталлоне) повторил: «Я буду играть эту роль». И они сказали ему: «Или бери деньги или уходи».
- Я ушел. Ты можешь в это поверить? Ушел, забрав с собой сценарий.
(Тони) Вот человек, у которого нет денег. ВООБЩЕ НЕТ! Полностью сломленный! Ему предлагают 125, 000 долларов, больше денег, чем он видел за всю свою жизнь! Он ушел, потому что он знает, Ради чего и Чему он в действительности привержен.
И он сказал, что они позвонили ему несколько недель спустя, и он вернулся, и они предложили ему четверть миллиона долларов за то,что бы он НЕ снимался в главной роли своего фильма. Он опять отверг 250, 000 долларов. Их последним предложением было 325 000 долларов:«Мы хотим этот фильм». И он спросил: «Без меня?» Они сказали: «Да,без тебя»… В конце концов они нашли компромисс, и дали ему 35 000 долларов и сказали: «Если это происходит - ты будешь нести вместе с нами все риски. Это максимум, что мы дадим, потому что, если мы ничего на тебе не заработаем, то хотя бы не так много потеряем». И вложили миллион долларов в то, чтобы снять «Рокки», и фильм принес 200, 000, 000. Он был очень хорошо снят. Но вот, что еще есть интересного в этой истории…
(Тони) спросил:
- Что ты сделал с 35, 000 долларов, это, конечно же, не четверть миллиона? Это большие деньги, когда у тебя в кармане всего 25 баксов. Что первое ты сделал, после того, как получил эти деньги? Ты праздновал, сделал вечеринку или что?
- (Сталлоне) пошел к тому винному магазину и стоял там 3 дня напролет, надеясь, что мужчина, которому я продал свою собаку,часто туда захаживал. Я хотел обратно выкупить свою собаку.
Тони Роббинс:
- И что же произошло дальше?
Сильвестр Сталлоне:
- На третий день я увидел этого мужчину, выгуливающего Спайя. Я видел и не мог поверить: вот моя собака. И я спросил:
«Сэр, вы помните меня? (а прошло уже около полутора месяцев). Я тот парень, который продал вам собаку».
«Да, да, очень милая собака».
«Послушайте, у меня были очень тяжелые времена, я голодал, это мой лучший друг, и, я уверен, вы его тоже любите, но мне она нужна обратно. Я умоляю вас, пожалуйста, верните ее. Вы купили у меня ее за 25 долларов, я дам вам 100».
А мужчина сказал:
«Нет. Ни в коем случае. Это теперь моя собака, и ты не можешь выкупить ее обратно. Я свое мнение не поменяю».
Слай сказал:
«Я вас прекрасно понимаю и уважаю ваши принципы, но вы могли бы в данном случае отступиться от них, я дам вам 500 долларов».
«Нет, никогда».
«1000 долларов за мою собаку».
«Нет таких денег на земле, за которые ты бы мог купить эту собаку».
И я (Тони) спросил:
- Что ты сделал?
(Сталлоне) сказал:
- Ну, ты же знаешь мой подход в сражениях, я предпринял массированные действия и я получил свою собаку.
- И чего тебе это стоило?
- 15, 000 долларов и участие в «Рокки».
Тони Роббинс:
Этот парень есть в «Рокки». Вы помните собаку по имени Батхед, в «Рокки». Это настоящая собака Слая. Он снял свою собаку в фильме и этого парня, отдав ему 15, 000 из 35, 000, не очень классно, но очень впечатляет!
Сильвестр Сталлоне родился 6 июля 1946 года в Нью-Йорке. Несмотря на то, что родился Слай в США, сам он - чистый итальянец. Дело в том, что его родители эмигрировали в Штаты за лучшей жизнью, однако попали в еще более сложные условия…
Семья Слая жила в райончике под названием «Адская кухня». Сплошь и рядом там кишели наркоманы, воры и убийцы. Разумеется, мальчишка из бедной семьи, растущий в таком злачном месте, просто не мог стать экзистенциональным философом. Он мог стать только хулиганом. И он стал им.
На жизнь Сильвестра Сталлоне так же оказывала влияние его родовая травма: во время родов у матери Слая начались осложнения, и акушеры были вынуждены использовать щипцы. Одно неловкое движение - и слабенький нерв младенца был пережат. Именно по этой причине левая часть лица Сталлоне так и осталась парализованной. Разумеется, юного Слая тяготили насмешки над его уродством, поэтому он и компенсировал внешний изъян хулиганскими выходками и просто наглым поведением.
Усиливал тягу Сталлоне к хулиганству его взрывной итальянский характер, а так же тот факт, что он происходил из неблагополучной семьи. Действительно, в 1956 года его мать, Жаклин, окончательно устав от побоев мужа, подала на развод. Сильвестр тяжело переживал расставание родителей, забросил учебу, а после и вовсе покинул школу. В результате Слай в 15 лет оказался в Военной академии для трудных подростков, где ему был поставлен диагноз «синдром дефицита внимания».
Удивительно, но именно в Военной академии нашлись люди, которые смогли приручить буйный характер итальянского юноши. Именно там он начал усиленно заниматься спортом, и именно там он влюбился в театр.
Краткая биография Сильвестра Сталлоне: путь к успеху
Сильвестр закончил академию с неплохим результатом и поступил в один из швейцарских колледжей. К тому времени он уже твердо знал, что хочет быть актером.
Закончив колледж, Слай вернулся в Америку и начал получать еще одно образование. На сей раз он обучался мастерству театрального драматурга. Но как зарабатывать себе на жизнь во время обучения? Этот вопрос буквально терзал юного Сталлоне, поэтому он скитался то тут, то там, ища себе хотя бы какие-нибудь гроши… Кем только не поработал Сталлоне в те годы. Тренировал в зале молодых спортсменов, играл в любительских театрах, был швейцаром, вышибалой и даже чистильщиком клеток в зоопарке.
В Нью-Йорке никто всерьез и не рассматривал этого амбициозного парня, мечтающего попасть на огромные киноэкраны. Всему виной был итальянский акцент. Сталлоне отказывали даже в мелких эпизодических ролях, ссылаясь на то, что говорит он крайне неразборчиво.
В это сложное и безденежное время Сильвестру предложили столь долгожданную первую роль, но это была роль… в порно. Да-да, в 1970 году Сталлоне, действительно, предложили главную мужскую роль в порно-фильме «Итальянский жеребец», и горячий Слай, которому предложили 200 долларов, просто не мог отказаться.
Позже он вспоминал, что за три недели до этого его выгнали из съемной квартиры за неуплату, и все это время он спал на автобусном вокзале, поэтому тогда ему было совершенно все равно - грабить или сниматься в порно…
Разумеется, такое положение вещей не устраивало мечтательного итальянца. И в то время, когда на свет появлялись первые (пусть и не самые пристойные) фильмы с участием Сильвестра Сталлоне, сам он неустанно занимался с частным логопедом, исправляя свой ужасный акцент.
Сталлоне десятками посылал продюсерам свои сценарии, но их неизменно отвергали…
Что бы ни делал юный Сталлоне, ему всегда говорили одно и то же: нет.
Сильвестр Сталлоне. Фильмы
Работа в зале, работа над актерским мастерством, а так же неустанная работа над собственной речью не могли не дать плодов. И вот юный Сильвестр уже начинает мелькать на экранах в мелких второстепенных ролях. Параллельно с этим он пишет сценарии, но по-прежнему получает отказы.
От отчаяния Сильвестр 24 марта 1975 года пошел на бой Мохаммеда Али и Чака Уэпнера. Вечером, придя домой, он закрылся в своей каморке и не выходил из нее 92 часа. По истечению этого времени на столе Слая лежал готовый сценарий легендарного «Рокки».
Этот-то сценарий и прорвал барьер продюсерского безразличия. Сталлоне предложили 350 тысяч долларов за покупку сценария (по тем временам для Слая это были просто баснословные деньги), однако он отказался, потому что сам, сам, лично хотел сыграть никогда не сдающегося Рокки! Сталлоне согласился сниматься чуть ли не бесплатно, но это, как показала история, стоило того! Да, «Рокки» ошеломил зрителей. Получив 3 «Оскара» и собрав 220 миллионов долларов, этот фильм стал культовым. А Сильвестр Сталлоне, проснувшись одним прекрасным утром, обнаружил себя мега-звездой!
Разумеется, за съемку в сиквелах «Рокки» Сталлоне получал уже миллионные гонорары.
Такие же огромные деньги он получал и за съемку в фильмах о Рэмбо.
Всего за свою жизнь Сталлоне снялся более чем в 50 фильмах, однако киноленты о Рокки и Рэмбо, безусловно, были и остаются его лучшими работами.
Многие интересуются: правда ли, что Сильвестр Сталлоне ушел из жизни? Нет, разумеется, нет. Все это слухи. Сейчас Сильвестру 71 год, он здоров, бодр и готов к новым подвигам! Поэтому ждите! Неутомимый Сталлоне еще скажет свое громкое слово!
Здравствуйте, дорогие читатели. Наверное каждому из нас знаком этот актер,однако мало кто знает историю успеха Сильвестра Сталлоне. И многие даже не догадываются, что иногда путь к мечте крайне сложен, и самое главное не сдаваться, как бы не было тяжело.
Истории таких людей всегда интересны и поучительны, возможно мы найдем для себя ответы на какие-то вопросы, и сделаем какие-то выводы. Так давайте же узнаем как он шел к своей мечте, и что из этого вышло.
Сильвестр Сталлоне, всегда мечтал стать актером, но среди сотен тысяч талантливых актёров его шансы были на нуле, он не имел ни актёрского образования, ни актёрского опыта, ни поддержки жены, ни денег. Эта история жизни Сталоне рассказывает о том, как имея мечту из нищего стать лучшим актером и добиться мировой славы. Вот он настоящий супер герой.
Маленький Сталоне
6 июля 1946 года у Жаклин Сталлоне и ее мужа, итальянского эмигранта работавшего сапожником Фрэнка родился первый ребенок. При родах акушеры повредили Сильвестру голосовые связки, левая часть лица оказалась парализованной. Мягко говоря, мать Сильвестра Жаклин была шокирована.
Сильвестр Энцио Сталлоне народился в печально известном нью-йоркском квартале «адова кухня». Отец моментально отправил его в интернат: лишний едок в семье ему не был нужен. Только после того, как родители развелись, Сильвестр в пять лет переехал, наконец, в нормальный дом: его мать вышла второй раз замуж за владельца местной пиццерии.
Конечно, ребенка с таким именем на улице ждали одни неприятности: самым комическим образом имя «Сильвестр» совпадало с персонажем популярного мультсериала Loony Tunes. Плюс, разумеется, внешность (немного косящие глаза, выступающая верхняя губа), и чудовищный итальянский акцент. Сталлоне рано выучил закон улиц: каждый сам за себя.
Врачи пророчили Сильвестру учебное заведение для умственно отсталых детей, но его мать поступила наперекор всем и отдала его в обычную школу. Сильвестр поменял с десяток школ, из которых его выгоняли за хулиганство и неуспеваемость, и, в конечном итоге попал в колледж для трудных подростков. По мнению его одноклассников, Сильвестр непременно закончит жизнь на электрическом стуле.
Борьба
Прежде чем начать актерскую карьеру, Сильвестр был вынужден пробовать себя в различных сферах деятельности. Он работал вышибалой в забегаловках, убирал за львами в зоопарке, играл в карты на деньги. Только в 1969 году Сильвестр получил сносную работу билетера в маленьком нью-йоркском театре.
Обучаясь в специальной школе для трудных подростков, Сильвестр активно занимался спортом, ходил в тренажерный зал и иногда принимал участие в театральных постановках.
Но жизнь предоставила ему возможность: Сталлоне не на шутку увлекся театром. В 1967-м, 20-летнего актера удостоили стоячей овации за исполнение главной роли в пьесе «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера.
Сильвестр начал сниматься в фильмах. Сначала он выступил в офф-бродвейском спектакле «Счет»: костюм юному артисту не полагался. В тот же год он был показан на большом экране в порнофильме «Итальянский жеребец», в роли этого самого жеребца. 200 долларов за съемки – таков был гонорар за полтора часа позора.
Никто из режиссеров не хотел иметь дела с плохо говорящим актером, ему пришлось обратиться за помощью к логопеду. Несколько месяцев днями и ночами напролет Сильвестр начитывал на магнитофон пьесы Шекспира, книги По и Толстого (а его жена в это время зарабатывала на пропитание, подрабатывая официанткой). Под воздействием классической литературы, Сильвестр начал писать сценарии своих будущих фильмов.
Затем актер отправился на учебу в Швейцарию в Американский колледж, подрабатывая при этом тренером и продолжая играть в театре. Вернувшись в Штаты, и твердо уже решив стать актером, Слай пошел изучать драматическое искусство в Университет в Майами.
Сталлоне не везло с ролями. В большинстве своем он снимался в массовках. Сильвестр не прошел отбор в первую часть «Крестного отца» Копполы. Главной его ролью тогда был секундный эпизод в «Бананах» Вуди Аллена, хотя его имя даже не появилось в титрах. В результате он снимался даже бесплатно: так, на съемках фильма «Божья квартирка» ему заплатили не деньгами, а несколькими десятками футболок. Тогда Сильвестр решил поменять направление своей деятельности. На последние деньги он купил себе печатную машинку, и сел писать сценарии.
Рокки
Начиная с 1970 по 1975 год, Сталлоне написал 16 сценариев. Но успешным стал только «Рокки», который был написан за три дня. Как-то раз он смотрел по телевизору трансляцию боя знаменитого Мохаммеда Али и Чака Вепнера. Его осенило: почему бы не снять фильм о боксере-неудачнике, который полюбил девушку и стал чемпионом? Шесть его сценариев кинокомпания «Универсал» отвергла с порога, но седьмой под названием «Рокки» приняла на «ура». Продюсеры предложили ему огромные деньги – 150 тысяч долларов. Но Сталллоне, у которого была беременная жена и 106 долларов отказался. Он предложил им купить сценарий за один доллар и дать ему сыграть главную роль. Именно тогда вице-президент «Универсала» Ирвин Уинклер и дал Сильвестру прозвище Слай (хитрец), заменившее актеру его собственное имя.
На съемки «Рокки» потребовалось 28 дней и 900 тысяч долларов. «Рокки» был назван лучшим фильмом 1976 года. Этот фильм собрал 225 миллионов долларов и получил три «Оскара». Сильвестр Сталлоне стал одним из самых знаменитых актеров мира.
Грандиозное признание «Рокки» и продолжение серии фильмов о бедном боксере полностью изменили жизнь Слая. Из бедного человека он превратился миллионера, приобрел шикарный дом в Санта-Монике. Это был потрясающий успех.
Сильвестр Сталлоне в то время был третьим за всю историю актером, номинированным на «Оскар» одновременно за лучшую мужскую роль и лучший сценарий. Раньше это удавалось только Чарли Чаплину (Великий диктатор) и Орсону Уэллсу (Гражданин Кейн).
Сильвестр писал сценарий фильма, сидя в комнате без окон и непрерывно куря дешевые сигареты. Когда его спрашивали, как он смог написать такой шикарный сценарий за столь непродолжительное время, он отвечал:
«Меня, напротив, удивляют люди, которые пишут одно и то же произведение по 18 лет. Вот, например, тот парень, что сочинил «Мадам Бовари», не помню его фамилию»
Написать сценарий – это одно, а продать его – совсем другое. Надо сказать, что студии заинтересовались «Рокки» почти сразу же. Они предлагали Сталлоне 150 тысяч – довольно выгодное предложение, если знать, что на его счету в тот момент было всего 106 долларов. На главную роль же хотели взять безусловную звезду, вроде Джеймса Каана. Но Сталлоне был непоколебим: он считал, что написал свою историю, а значит, и играть в ней тоже должен он сам. В конечном результате, продюсеры согласились, но выставили встречное условие, что бюджет фильма не превысит миллиона долларов. Для того чтобы снять фильм Сильвестр заложил свой дом.
Готовясь к роли в «Рокки Бальбоа», Слай начал заниматься в тренажерном зале, бил грушу, и даже работал спарринг-партнером у действующего чемпиона. О великолепной спортивной форме Сталлоне ходят легенды: он небезосновательно гордится, что «вылепил» свое тело сам. За свою карьеру в кино Сталлоне сыграл не только дюжину полицейских, но и футболиста («Победа»), альпиниста («Скалолаз») и гонщика «Формулы 1» («Гонщик»). Это не говоря уже о великом боксере Рокки Бальбоа, с которого брал пример Роберт Де Ниро в фильме «Бешеный бык».
Признание
Дальнейшее, в общем, известно. «Рокки» стал сенсацией, получив десять «оскаровских» номинаций. Великий Фрэнк Капра сказал, что это лучший американский фильм за последние десятилетия. Ведущий критик Роджер Эберт назвал Сталлоне «новым Марлоном Брандо». А президент Рейган заявил: «Если бы у всех была вера, храбрость и оптимизм Рокки Бальбоа, у нас не было бы войн».
В отличие от Рокки, Рэмбо никогда не был любимым героем Сильвестра Сталлоне. Но страна требовала нового кумира, соответствующего духу времени, и Слай придумал ветерана вьетнамской войны Джона Рэмбо. Его имя он позаимствовал у сорта яблок, но в официальном пресс-релизе предпочитают иную трактовку: слово «рэмбо», оказывается, переводится с японского как «насилие». В разных версиях сценария Рэмбо или убивали, или он заканчивал жизнь самоубийством, но продюсеры требовали духоподъемного и пафосного финала, и Сталлоне его им обеспечил. Рэмбо обречен был жить, и жить долго.
История повторилась: сценарий у Сталлоне приняли, но брать на главную роль его не хотели. Предлагались кандидатуры Клинта Иствуда, Стива МакКуина, Аль Пачино, Дастина Хоффмана и даже Джона Траволты. Но Сталлоне опять настоял на том, что главную роль он сыграет сам.
Несмотря на то, что сериал «Рэмбо» был даже успешнее сериала «Рокки», Сталлоне еще пару лет назад говорил, что «Рэмбо мертв и похоронен. И он не восстанет из мертвых, даже если ему придется сражаться с Бен Ладеном». Но уже в следующем году выйдет четвертая честь, «Рэмбо: Жемчужина кобры»: в ней постаревший, но не растерявший прыти солдат борется с мировым терроризмом. Стране снова нужен герой, а Сильвестр Сталлоне любит свою страну.
Воля к победе – это, разумеется, самое главное из его качеств. Когда для съемок фильма «Земля полицейских» ему пришлось поправиться почти на 30 кг, карьеру Сталлоне уже заочно похоронили. Точно также он является абсолютным рекордсменом по количеству «Золотых малин» (одних только номинаций на эту сомнительную награду у Сталлоне три десятка) – после такого на большой экран обычно не возвращаются. Сталлоне многократно пытались вышвырнуть из шоу-бизнеса, объявляли его финансовым банкротом (его рестораны «Планета Голливуд» он продал за долги). У него, возможно, больше провалов и неудач, чем у любого другого актера класса «А». Но как раз, поэтому Слай раз за разом возвращается к самому главному своему герою, который после каждого падения находит в себе силы встать, и снова идти к победе. Возможно, у него получится и в этот раз.
10 фактов о Сталлоне
- Каждый из сценариев Сильвестра Сталлоне – увесистый том в духе «Войны и мира». К примеру, сценарий «Гонщика» насчитывал 220 страниц
- Если фильм снят по чужому сценарию, Слай переписывает слова своего героя заново. Такой дотошностью в Голливуде славится еще только один актер – Эдвард Нортон
- Сталлоне отказался от участия в фильмах «Крепкий орешек», «Роман с камнем» и «Полицейский из Беверли-Хиллз»
- Он мечтает играть на театральной сцене, и даже заимел своего агента в лондонском Вест-энде
- За роль в фильме «Земля полицейских» он взял гонорар в 60 тысяч долларов – против своих обычных 20 млн.
- Американский киноинститут назвал его имя в десятке величайших киногероев всех времен: в компании со Сталлоне оказались, Грегори Пек, Шон Коннери и Хэмфри Богарт
- Он частый гость в Белом Доме: Сталлоне был любимым актером Роналда Рейгана, а сейчас – любимый актер Джорджа Буша-младшего
- Сильвестр Сталлоне выпускает ежемесячный журнал «Слай»: он сам пишет туда статьи, и берет интервью у знаменитостей
- В мае 2005 года он выпустил книжку «Как потерять вес, набраться сил, получить власть, и осуществить свою мечту»
- Кумир Сильвестра Сталлоне – великий Леонардо Да Винчи.
Мечтайте и достигайте свои мечты. Вот он настоящий супер герой.