Что такое гололед определение. Что такое гололед и гололедица
Нам часто приходится слышать из зимних прогнозов погоды о том, что в ближайшее время ожидается гололед, а временами — гололедица. Есть ли разница между этими понятиями? В чем она заключается? И как отличить гололедицу от гололеда? Обо всем этом в нашем рассказе. Устраивайтесь поудобнее — будет не скользко!
Что такое гололед?
Гололед — это осадки в виде плотного слоя стекловидного льда, который образуется на поверхности земли, растениях, предметах. Частицы осадков намерзают (морось, дождь, крупа), соприкасаются с поверхностью земли, имеющей низкую температуру, в результате чего образуется ледяная корка именуемая гололедом.
Явление наблюдается при температуре от 0 до минус 10-15 градусов ниже нуля, а также при плюсовой температуре — от 0 до +3°.
Как правило, толщина гололеда небольшая, но в некоторых ситуациях может достигать 1 см и больше, что приводит к серьезным последствиям — массовому падению деревьев, обрыву линий электропередач, человеческим травмам, авариям.
Гололед нарастает в течение всего времени, пока выпадают переохлажденные осадки. Отложившийся гололед может сохраняться на протяжении многих суток. По сравнению с гололедицей именно гололед приносит большой экономический ущерб.
Гололед и гололедица — это не одно и то же, но они одинаково опасны для человека, поскольку при таких природных явлениях возникает большая угроза жизни и здоровью.
На территории России гололед вместе с ледяным дождем чаще всего наблюдаются в Поволжском, Южном, Центральном федеральных округах. Кстати, для Санкт-Петербурга гололед также весьма актуален. Гораздо реже явление встречается в Западной Сибири.
Как не пострадать от гололеда?
Падения во время гололеда — явление более чем просто распространенное. В случае падения старайтесь максимально сгруппироваться в комок, руки подберите, голову втяните в плечи, старайтесь падать на бок. Тогда вы отделаетесь лишним ушибом, синяком или ссадиной, а не закрытым или открытым переломом руки и т.д.
Гололедица — далеко не синоним гололеда
Гололедица представляет собой слой бугристого льда (тонкая ледяная корка) или же обледеневшего снега, который образуется на земной поверхности после замерзания талой воды, когда после периода оттепели температура воздуха и почвы заметно снижаются.Гололедица может быть исключительно на поверхности земли (а не на других предметах, как гололед), чаще всего на тротуарах, дорогах, тропинках. Гололедица может длиться на протяжении многих дней, пока не растает полностью или не будет покрыта свежевыпавшим снегом. Явление возникает на местах, где перед заморозками была вода или же там, где вследствие большого потока транспорта либо прохожих уплотняется выпавший снег.
Что общего и в чем отличие гололеда от гололедицы?
И гололед, и гололедица одинаково являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций — как для пешеходов, так и для транспортных средств.
Если рассматривать опасность этих явлений с точки зрения устойчивости или управляемости автомобиля, то на дорогах гололед более опасный, чем гололедица. Это заметно проявляется в скоростных ограничениях. Так, при гололеде максимальная скорость движения машин на трассе должна составлять 30 — 40 км/час, а при гололедице — от 60 до 70 км/час соответственно.
В гололедицу водителю легко найти на дороге поверхность, на которой перед морозом не было воды или же часть проезжей части, которую другие авто успели отполировать. Ну и, как мы уже отмечали, гололед покрывает поверхность земли и других предметов, а гололедица бывает только на дороге.
Как не попасть в число пострадавших от гололеда и гололедицы?
Что касается автомобилистов, для них есть свои правила техники безопасности при гололеде и гололедице. Нельзя делать резких движений, резкие удары по тормозам могут заблокировать колеса.
Если вы ходите пешком и ездите на общественном транспорте, обратите внимание на свою обувь. Подбирайте модели на микропористой основе, без каблуков и танкеток (для женщин). Сегодня продаются специальные насадки на обувь, которые улучшают сцепление с обледенелым асфальтом. Кстати. модные нынче «угги» идут с каучуковой подошвой, которая очень скользкая — поэтому в гололед и гололедицу лучше выбирать другую обувь.
Руки по возможности должны быть свободны, но не в карманах — это увеличивает вероятность травмы при падении. Старайтесь падать на бок, как мы уже говорили выше, ибо падения на спину — самые опасные, можно травмировать позвоночник и головной мозг. И гололед, и гололедица — одинаково опасные, потому в это время следует проявить особенную бдительность, а если есть возможность — сократить количество времени, проводимого на улице в так называемых «опасных зонах»: на тротуарах, остановках, проезжей части, возле парадных и т.д.
Итак, за окном зима и все покрыто снегом. Однако главной опасностью на дороге является не снег, а гололедица. Это природное явление может стать проблемой даже для опытного водителя. Данная статья научит вас справляться с ним.
Шаги
- Следите за знаками, указывающими на гололедицу. Если машина, идущая впереди вас, неожиданно и странно повела себя, то вполне возможно, что гололедица была тому причиной.
-
Иногда гололедицу можно увидеть невооруженным глазом. Поскольку она полностью прозрачна, увидеть ее можно лишь при особых световых условиях. Почти всегда она выглядит как гладкий и блестящий участок дороги. Если раньше вы ехали по полностью черному асфальту, а сейчас впереди появилось блестящее пятно, то, возможно, это и есть гололедица. Не волнуйтесь и следуйте дальнейшим инструкциям.
- Этот способ не подойдет для ночного вождения, но вполне может помочь при дневном свете.
- Если вам не понятно, что означает «блестящий», то представьте себе свежеокрашенный и отполированный кузов вашей машины - это выглядит именно так.
- Вы не всегда сможете увидеть гололедицу на дороге, но пытаться это сделать - это не бесполезное занятие. Оно поможет вам оставаться внимательным за рулем. Главное - следите не только за поверхностью дороги, но и за всей дорожной ситуацией.
-
Практикуйтесь в вождении по скользким поверхностям. Если есть возможность, то потренируйтесь в вождении по льду в безопасных условиях. Вам понадобится просторная и пустая стоянка, где есть обледеневшие места. Потренируйтесь в езде и торможении на льду, научитесь чувствовать поведение своей машины. Если у вас есть ABS, то почувствуйте, как машина тормозит на льду с ней. Такая практика может быть не только полезной, но и веселой!
Как вести себя на льду. Если вы попали на лед, то важнее всего сохранить спокойствие. Главное правило при попадании на лед - делать как можно меньше движений и позволить машине самой преодолеть это место. Не тормозите и держите руль прямо. Если чувствуете, что зад машины начало заносить вправо или влево, то мягко поверните руль в сторону заноса. Если повернуть руль в противоположную сторону, то вас может занести и развернуть.
Затормозите, не нажимая на педаль тормоза. Уберите ногу с педали тормоза, и не меняйте положение руля. Таким образом вы сможете лучше контролировать машину и избежать лишних повреждений.
- Не жмите на тормоз. В противном случае вас, скорее всего, занесет. Смысл в том, чтобы просто проехать участок с гололедицей, не теряя управления. Обычно он не длиннее 6 метров.
-
Если можете, переключитесь на пониженную передачу. Это позволит вам снизить скорость и лучше контролировать автомобиль.
Найдите место, где сцепление с дорогой будет лучше. Хотя гололедица и невидима, но вы можете найти место, где ее точно не будет. Попробуйте выехать на снег, песок и т.д.
Если вас занесло, не паникуйте. Гололедица обычно идет участками, и довольно скоро машина опять найдет сцепление с дорогой. Как можно меньше пользуйтесь педалью тормоза. Но, если придется, следуйте следующим советам:
Если вы съезжаете с дороги, направьте машину так, чтобы избежать больших повреждений. Идеальным будет выехать на пустое поле или въехать в мягкий сугроб. Конечно, у вас может не быть большого выбора, но попытаться стоит.
После преодоления гололедицы сохраняйте спокойствие и не паникуйте, худшее позади. Если вам нужно продолжать ехать, двигайтесь очень медленно. Предупредите других водителей о своей низкой скорости, включив "аварийку" или мигая фарами.
-
Съедьте с дороги. В таких условиях продолжение движения может быть опасно. Остановитесь в придорожном кафе и выпейте чего-нибудь горячего. Это поможет вам успокоиться и продумать дальнейшие действия.
- Очень редко гололед приводит к массовым ДТП. Если вы попали именно в такую ситуацию, то вам нужно быстро выбрать: остаться в машине (где вы в относительной безопасности) или покинуть ее (вы сможете избежать дальнейших столкновений, но будете вынуждены находиться на холоде и рискуете попасть под другую машину, которую занесло на льду). Оцените свои силы, погоду и расстояние до населенного пункта. Сделайте выбор исходя из этого.
-
Предотвратите будущие встречи с гололедицей. Есть несколько способов свести до минимума неожиданные встречи со льдом на дороге. Знание, как вести себя на льду, остается первостепенным, но есть и другие:
- Если у вас установлена ABS, вы должны знать, на что похоже ее действие. По тому, как она пришла в действие, вы сможете распознать возможность заноса.
- Если погода располагает к появлению гололедицы, лучше остаться дома и не использовать автомобиль.
- При зимнем вождении всегда избегайте резких движений. Попытки быстро повернуть, набрать или сбросить скорость могут привести к потере сцепления с дорогой. Представьте, что между вашей ступней и педалью находится воображаемое яйцо. Нажимайте на педаль так, как будто боитесь его раздавить. Очень скоро вы заметите, что стали водить более аккуратно.
- Не отвлекайтесь на мобильный телефон и радио. Концентрируйтесь только на дороге.
- Гололедица может доставить немало проблем пешеходам и велосипедистам. Всегда учитывайте, что они могут поскользнуться и попасть под ваши колеса.
- Смените резину на зимнюю, прежде чем температура упадет ниже нуля. Это особенно важно для загородных поездок, где температура ниже, а дороги совсем незнакомы.
Предупреждения
- Никогда не используйте круиз-контроль в снежную погоду.
- Внедорожники, грузовики и фургоны имеют высокий центр тяжести и от этого очень нестабильны. Занос на оледеневшей дороге может легко привести к их опрокидыванию.
- Не важно, какой у вас привод или резина, если нет сцепления с дорогой. Соблюдайте осторожность за рулем всегда.
- Если вы не уверенны, в какую сторону нужно повернуть руль во время заноса, то: «Если вы видите, что перед машины разворачивает вправо или влево, то мягко поверните руль в противоположную сторону» означает то же, что и «Если вы чувствуете, что зад машины заносит, то мягко поверните руль в сторону заноса».
Гололедица очень похожа на обычный лед. Она представляет собой тонкую корку льда, которая осталась после замерзания дождевой воды или растаявшего и потом снова замерзшего снега, воды или льда. Такой вид льда формируется без образования воздушных пузырьков, что делает его почти невидимым и позволяет сливаться с почти любой поверхностью. Эта особенность и делает поверхности дорог, тротуаров и перекрестков особо опасными в гололедицу.
Знайте, где стоит ожидать гололедицу. Обычно она формируется при температуре воздуха, примерно ноль градусов Цельсия. На зимнем шоссе он может также возникнуть из-за тепла шин, которые на большой скорости плавят снег и тот сразу же застывает. Обращайте внимание на погодные условия и дорожные сводки.
Знайте, когда стоит ожидать гололедицу. Гололедица чаще всего образуется ранним утром и вечером. В дневные часы дорожное полотно обычно теплее и менее подвержено образованию льда. Однако помните, что «менее подвержено» не значит, что лед там не образуется. Всегда будьте настороже.
В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.
Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений. Поэтому, разберем данную тему более детально.
Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы
Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.
Что такое гололед?
- Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
- Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
- Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
- Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
- деревья
- растения
- машины
- бордюры
- и прочие предметы
- даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
- но самое опасное место – это провода
- кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
- Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.
Интересно! Иногда такое бывает даже при – 15 °C. Но это крайне редко случается, поскольку толчком для этого должен послужить резкий перепад температуры. То есть, с сильного мороза до нулевого значения. В данной ситуации воздух немного прогрелся (его температура колеблется от — 3°C до + 0,5 °C), а вот остальные поверхности еще сохранили в себе тот большой минус.
- Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
- Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
- Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
- Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
- А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
- Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.
ВАЖНО: При устойчивых низких температурах гололед бывает крайне редко.
Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:
- образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
- гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
- приводит к травмам людей;
- приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
- наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.
Интересные факты! Гололед больше нарастает в тех местах, которые расположенные поперечно его движению. То есть, если фронт движется с запада, то толще корка будет на проводах, расположение которых в меридиональном направлении. Если же движение воздушных масс происходит наоборот (имеют меридиональные потоки), тогда отложений будет больше по широте. Кстати, разница немаленькая. Иногда отличие может быть примерно в 3-4 раза.
- А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
- Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
- Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
- А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
- Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.
ВАЖНО: Гололед наносит большой экономический ущерб.
А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.
Так что же тогда гололедица?
Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.
- Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
- Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
- Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
- Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
- Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
- Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
- Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
- Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.
Вред от гололедицы тоже немал:
- она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
- а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
- кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
- но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
- а это тоже немалый удар по экономике страны
Для борьбы с гололедицей:
- Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
- Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
- Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
- После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
- в твердом
- и в жидком состоянии
- Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
- Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
- Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
- От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
- Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
- В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами
Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?
Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений. Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.
- Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
- Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
- Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.
- Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
- Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
- Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
- Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).
Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?
В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.
- Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
- Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
- подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
- обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
- кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
- подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
- носок обуви должен быть широким и закругленным
- Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
- на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
- или заменить его поролоном
- а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
- Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
- Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.
ВАЖНО: Руки нельзя держать в карманах. Так увеличивается шанс травмироваться.
- Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.
Отличие в мерах безопасности в том, что:
- пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
- не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
- и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
- с гололедицей в этом плане проще и безопасней.
Как правильно говорить: гололед или гололедица?
Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.
- То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
- Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
- Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
- Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами
А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!
Видео: 7 правил поведения в гололед
Зимой мы слушаем прогноз погоды и часто слышим о том, что ожидается гололедица или гололед. Никто и никогда не задумывался над тем, что это абсолютно разные явления. Об этом и поговорим сегодня в нашей статье.
Что такое гололедица?
Именно о ней сообщают радиостанции, чтобы предостеречь бдительных автолюбителей от аварии на дорогах.
Гололедица - это не что иное, как лед, который может возникнуть на дорожном полотне, крыше домов, тротуарах, почве и так далее. В народе имеет второе название «скользкая дорога». Образуется на поверхности земли вследствие оттепели или от дождя при резком понижении атмосферного давления (похолодании).
Случается гололедица по причине таяния снежного покрова или льда из-за резкого потепления. Часто происходит при изменении температур около 0 градусов по Цельсию. Гололедицей также называется утрамбованный ногами и шинами автомобилей снег и снежная каша (снег с водой), а также замерзшие лужицы.
Поэтому, когда СМИ сообщают о предстоящей гололедице, необходимо аккуратно передвигаться по улицам, автолюбителям быть осторожными на дорогах. Может продолжаться долго, пока скользкую дорогу не накроет свежий снег либо не произойдет оттепель. Теперь понятно, что такое гололедица.
А что такое гололед?
Абсолютно другое явление также характерно для холодного времени года, но держится недолго. Это наслоение льда на открытых поверхностях. Образуется от намерзших капель после выпадения переохлажденных осадков, только при низких температурах атмосферного давления.
Простыми словами, это замерзание льда на ветвях деревьев, земле, проводах и так далее, связанное с оледенением осадков, которые выпали на холодную поверхность при минусовой температуре.
Таким образом, гололед и гололедица - два разных понятия. Появляются при температуре воздуха от 0 до -12 и от 0 до +3 градусов по Цельсию соответственно.
Какой он, гололед?
Как правило, ледяная толща достигает одного и более сантиметров. Если норма превышена, оледенение может причинить огромный вред:
- Оборвать линии электропередач.
- Покрыть коркой автомобили.
- Ломать деревья.
- Может сопровождаться травмированием людей.
- Провоцирует автоаварии.
Ледяная кора наслаивается на протяжении всей зимы, пока падают переохлажденные капли. Образовавшийся лед на домах, машинах, деревьях может сохраняться до нескольких суток. Нарастание происходит не более шестидесяти минут, а вот тает только при испарении.
В чем разница между гололедом и гололедицей
Общее у них - опасность для людей. А что касается отличий, то они следующие: гололед образуется от выпадения переохлажденных осадков, а гололедица - не что иное, как замерзшая вода, которая уже образовалась на поверхности земли от разных источников.
Например, земная поверхность, временная оттепель. Гололедица - более частое явление, нежели гололед. Вот в чем отличие двух явлений.
Синоптики предвещают гололед или гололедицу: что делать?
Нужно соблюдать правила безопасности. Рассмотрим их:
Зимние проявления природы горожан нынче затрагивают постольку, поскольку мешают им добраться на работу или домой. Исходя из этого, многие путаются в чисто метеорологических терминах. Вряд ли кто-нибудь из жителей мегаполисов сможет ответить на вопрос о том, чем отличается гололед от гололедицы. А между тем понимание различия этих терминов поможет людям после прослушивания (или прочтения) прогноза погоды лучше подготовиться к тому, что ждет их зимой на улице.
Отличительные признаки гололеда
Начнем с того, что метеорологи связывают его с атмосферными осадками, такими как дождь, град и снег. Хотя, конечно, именно в окончательном варианте гололед с неба не «поступает». Он является неприятным сопровождением других тумана, мороси или дождя - когда температура за окном ноль или чуть ниже (до минус трех). Однако работают стереотипы: большинство людей в ответ на вопрос о том, чем отличается гололед от гололедицы, скажут, что гололед - это на земле, и от него падают, а гололедица - это все остальное. Что в корне неверно. Прежде всего, гололеду сопутствует обледенение веток кустов и деревьев, проводов и выступающих частей строений. Но самое главное - он длится только тогда, когда наличествуют вызвавшие его осадки (туман, к примеру), и ледяная корочка, образованная гололедом, очень тонка. Хотя, если подходящая погода держится долго, намерзание может быть значительным; тогда обрываются линии электропередачи и ломаются антенны, ветки и деревья.
Положительные стороны гололеда
Конечно, это природное явление сопровождается неприятными последствиями для людей и их имущества (коммуникаций, зеленых насаждений и т. д.). Но есть и приятный признак того, чем отличается гололед от гололедицы. Как уже говорилось, он длится ровно столько, сколько выпадают осадки. Если они быстро завершились - нарастание наледи прекращается, а тонкий слой образованного льда быстро тает. Еще одним достоинством гололеда является то, что в чистом виде он встречается крайне редко. Все же должно совпасть много условий: зима и не снег, а дождь или туман, температура - не ниже трех градусов мороза. Так что встреча с последствиями именно этого проявления стихии случается нечасто.
Гололедица - что же это такое?
Поскольку людей больше интересует состояние тротуаров и шоссе, на предметы, поднятые над землей, внимания они обращают мало. Разве что за сосульками следят бдительно: их падение может серьезно навредить здоровью, а то и прервать жизнь. В принципе, оба явления проявляются почти одинаково. Основное, чем отличается гололед от гололедицы - последняя наращивает ледяную корку на утрамбованном снегу чаще всего после дождя или оттепели, когда грянуло похолодание. Большая часть воды в этом процессе скапливается на земле, в связи с чем антенны, ветки и прочее меньше обременяются весом. Так что можно указать на весомое отличие гололеда от гололедицы, принципиальное для горожан: во втором случае больше страдают передвигающиеся по земле и меньше - насаждения и коммуникации.
Коварность гололедицы
Если первое упомянутое явление природы имеет некоторые преимущества, то гололедица - сплошные недостатки. Хуже всего то, что для ее наступления осадки не обязательны. Любой город сам по себе испаряет воду. Мало того, прорывы труб - не редкость для нашей местности. Вот тут-то и начинаешь осознавать, как важны причины, по которым образуются гололед и гололедица - разница просто поражает. Первому явлению, как бы то ни было, нужны осадки. А гололедица сразу воспользуется подвернувшейся возможностью, и оттого что рядом просто неплотно прикрыт люк теплоснабжения, неподалеку появляется незапланированный каток.
Мало того, образованный гололедицей слой держится предельно долго - он же не зависит от выпадения осадков. Самый распространенный вариант - лед накрывается выпавшим снегом. На втором месте - очередная оттепель (или весна). И в случае нечаянного потепления остается только надеяться на то, что корка успеет растаять до следующего похолодания.
Как с этим бороться
Поскольку и гололедица, и гололед проявляются приблизительно одинаково, методы борьбы с ними тоже не очень отличны друг от друга, и связаны, в основном, с преодолением скользкости прохожих и проезжих поверхностей города. Основными способами остаются песок, щебенка, мелкий строительный мусор, крошка из гранита и соль. Нельзя сказать, что это очень действенные методы. Прежде всего, соль разъедает материал, из которого сделана обувь. Дольше всего держатся резиновые боты и сапоги, но в них по холоду долго не проходишь. Остальные материалы часто не выдерживают и месяца. Не слишком хорош и песок: он зачастую при подтаивании просто тонет в получившейся каше и мало способствует сопротивлению при скольжении.
Современные реагенты используются в некоторых (особенно крупных) городах, но их эффективность и безопасность еще остаются под вопросом.
А борьба с намерзанием надземных ледообразований до сих пор ограничивается тем, что сосульки с переменным успехом сбиваются уставшими дворниками. Все же люди приучены больше смотреть под ноги, чем на то, что свисает сверху.
Необычные американские методы
И гололедица, и гололед в последние годы реально обеспокоили американцев. И недостаток опробованных методов борьбы с ними весьма развили у жителей далекого континента фантазию и изобретательность. Так, в Висконсине трассы поливаются сырным рассолом - отходами от производства сыра. Запах вкусный, но навязчивый, и преследует путешественника на расстоянии многих километров. Но колеса не скользят, и аромат становится второстепенным.
Пенсильвания и Нью-Йорк тоже «солят» дороги, однако добавляют в соль сок свеклы (там производят сахар). И запах сыра отсутствует, и обувь куда меньше портится.
Гололед или гололедица - не так важно, главное - не падать, и чтобы машину не заносило!