Андрей высоцкий биография. Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий всю жизнь страдал от двух зависимостей. Он много курил, а с возрастом стал все чаще выпивать, периодически уходя в самый настоящий запой.
От острой алкогольной интоксикации у известного актера и барда развились сердечная и почечная недостаточности. Родные Высоцкого пытались справиться с проблемой и периодически уговаривали его лечиться.
Наркотическая зависимость
Врачи, чтобы вывести Владимира Семеновича из особо критических состояний, нередко применяли мощные стимуляторы наркотического ряда. Этим они оказали Высоцкому настоящую медвежью услугу, превратив сильно поддающегося зависимостям актера в закоренелого наркомана.
С середины 1975-го Высоцкий практически перестал пить. Алкоголь теперь ему заменили более мощные вещества – морфий и амфетамин. Спустя 2 года актер стал употреблять эти препараты уже на постоянной основе, не в силах справляться с ломками. Его здоровье все сильнее ухудшалось. Врачи предрекали Высоцкому скорую смерть, если он не откажется от наркотиков.
Эти предсказания полностью оправдались. В 1979 году Владимир Семенович во время гастролей в Бухаре пережил первую клиническую смерть. Через год у Высоцкого опять случился кризис из-за проблем с покупкой наркотиков.
Ожидаемая смерть
Владимир Высоцкий в последние годы неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Наркотики сделали свое дело, и в 1980-ом Владимир Семенович умер во сне от обширного инфаркта. По другой версии, он задохнулся (второй диагноз: асфиксия). Все близкие и друзья, как один, сделали вывод: наркотики все-таки убили Высоцкого.
Отец барда не позволил произвести вскрытие, поэтому точная причина смерти так и не была установлена. По свидетельствам близких, Высоцкий в последние дни очень плохо себя чувствовал, жаловался на сильные боли в области сердца и нехватку воздуха. Его нужно было срочно госпитализировать, но врачи почему-то тянули.
Анатолий Федотов, личный врач певца, рассказывал, что его собирались перевести на аппарат искусственного дыхания. Но Владимир Семенович так и не дождался помощи, в которой так сильно нуждался. Он очень мучился, но получил только укол снотворного, от которого впал в умиротворяющий сон. Через несколько часов, глубокой ночью 25 июля он скончался.
Одни знакомые осуждали врачей Высоцкого, которые сначала «посадили» его на наркотики, а затем буквально проспали момент, когда певца нужно было от них спасать. Другие считали, что Владимир Семенович целенаправленно убивал себя, используя для этого сначала алкоголь, а затем – амфетамин. Так ли это, сейчас установить уже невозможно.
После его трагической гибели по Москве поползли слухи, один другого невероятнее. Одни обыватели говорили, что Высоцкий покончил с собой. Другие – что умер в результате несчастного случая, подавившись за обедом рыбной костью.
Читайте также: выбор редакции "Русской Cемёрки "
Биография и эпизоды жизни Владимира Высоцкого . Когда родился и умер Высоцкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, поэта и актера, фото и видео.
Годы жизни Владимира Высоцкого:
родился 25 января 1938, умер 25 июля 1980
Эпитафия
«Он из самых последних жил не для славы и пел и жил,
Среди общей словесной лжи он себя сохранил.
И на круче без удержи все накручивал виражи,
Видно, мало нас учит жизнь - тот убит, кто раним».
Из песни Александра Градского «Песнь о друге» памяти Высоцкого
«Спи, шансонье. Всея Руси,
отпетый.
Ушел твой ангел в небеси
обедать».
Из стихотворения Владимира Вознесенского
«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним».
Последние стихи Высоцкого
Биография
Владимир Высоцкий - великий российский поэт, музыкант и актер, оставивший огромный след в русской культуре. Биография Высоцкого, трагическая судьба Высоцкого до сих пор вызывают огромный интерес не только у его современников, но и тех, кто не застал Владимира Высоцкого при жизни. Для многих людей Высоцкий жив и по сей день - в его песнях и его актерских работах.
День рождения Высоцкого - 25 января 1938 года. Он родился в Москве, незадолго до войны, в которую его семья была эвакуирована на Урал. После войны Высоцкий некоторое время жил в Германии, где служил отец. Тогда же под руководством второй жены отца Высоцкий начал заниматься музыкой, но после школы поступил на механический факультет, видимо, в надежде получить более востребованную профессию. Впрочем, уже через семестр Высоцкий оставил институт, а через год поступил в Школу-студию МХАТ, после окончания которой пробовал играть в нескольких театрах и, наконец, нашел свой театр, тот, который и по сей день ассоциируется с именем Высоцкого - Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Начиная с конца 1950-х годов Высоцкий также активно снимался в кино, а в середине 60-х он становится и автором песен и музыки для кинофильмов и спектаклей. Творчество Высоцкого поражало своей плодотворностью и масштабами - песни Владимира Высоцкого звучали в кинофильмах, он выступал с авторскими концертами, писал музыкальные сказки, музыку к спектаклям, пробовал себя в роли писателя, записывал радиоспектакли, работал над киносценариями. Нередко в песнях музыканта находили отражение не только события личной жизни Высоцкого, но и в основном политические события и настроения в стране, что нередко служило причиной критики Высоцкого официальной прессой.
Личная жизнь Владимира Высоцкого складывалась непросто - первой женой Высоцкого была Иза Жукова, с которой Высоцкий прожил около четырех лет. Второй женой Высоцкого стала Людмила Абрамова, родившая Владимиру двух сыновей, Аркадия и Никиту. Также у Высоцкого есть внебрачная дочь Анастасия Иваненко. Большую роль в жизни Высоцкого сыграла французская актриса Марина Влади, которая прожила с артистом около десяти лет, они были женаты до самой смерти Владимира Высоцкого.
В 1970 году в Театре на Таганке начались репетиции спектакля «Гамлет» с Высоцким. Роль Гамлета стала яркой вехой не только в актерской биографии Высоцкого, но и в поэтической. В семидесятых годах творчество Высоцкого достигло своей макcимальной зрелости, но, увы, смерть Высоцкого оборвала этот яркий творческий путь.
Высоцкого не стало 25 июля 1980 года, он умер во сне. Причиной смерти Высоцкого по разным версиям стал инфаркт миокарда или асфиксия. По уверениям Марины Влади, последние годы Высоцкий страдал от алкогольной и наркотической зависимости, что усугубило его проблемы со здоровьем. Похороны Высоцкого прошли 28 июля, в этот день проститься к Театру на Таганке и почтить память Высоцкого пришло множество людей, заполнены были даже крыши здания вокруг Таганской площади. Могила Высоцкого находится на Ваганьковском кладбище, там же в 1985 году установили памятник Высоцкому, по поводу которого среди близких Высоцкого возникло немало споров, настолько он реалистичный. Как бы то ни было, могила Высоцкого и по сей день утопает в цветах от поклонников русского артиста. День Высоцкого отмечается каждый год в день рождения Владимира Семеновича - 25 июля.
Линия жизни
25 января 1938 г.
Дата рождения Владимира Семеновича Высоцкого.
1941-1943 гг.
Жизнь в эвакуации.
1947 г.
Развод родителей, переезд в Эберсвальде (Германия) с семьей отца.
1956-1960 г.
Учеба в Школе-студии МХАТ имени Немировича-Данченко.
25 апреля 1960 г.
Брак с Изой Жуковой.
1960-1964 гг.
Работа в Московском драматическом театре имени Пушкина.
25 июля 1965 г.
Брак с Людмилой Абрамовой.
29 ноября 1962 г.
Дата рождения сына Аркадия.
8 августа 1964 г.
Дата рождения сына Никиты.
1964 г.
Поступление на работу в Театр на Таганке.
июль 1967 г.
Знакомство с Мариной Влади.
декабрь 1970 г.
Брак с Мариной Влади.
1971 г.
Премьера спектакля «Гамлет» с Высоцким в главной роли.
16 апреля 1980 г.
Последняя съемка концерта Высоцкого.
18 июля 1980 г.
Последнее появление Высоцкого на сцене театра в спектакле «Гамлет».
25 июля 1980 г.
Дата смерти Высоцкого.
28 июля 1980 г.
Похороны Владимира Высоцкого.
Памятные места
1. Бывший роддом № 8 (ныне здание МОНИКИ), где родился Высоцкий.
2. Бывшая школа № 186 (ныне здание Российской правовой академии Минюста), где учился Высоцкий.
3. Дом Высоцкого в Большом Каретном переулке, где Высоцкий жил в 1949-1955 и где сегодня установлена мемориальная табличка.
4. Московский государственный строительный университет (бывший Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева), где Высоцкий проучился семестр.
5. Дом Высоцкого на проспекте Мира в Москве, где он жил с матерью.
6. Московский драматический театр имени Пушкина, где работал Высоцкий.
7. Дом Высоцкого на улице Шверника в Москве, где он жил с 1963 года.
8. Дом Высоцкого на Малой Грузинской улице в Москве, где он жил с 1975 года.
9. Большой драматический театр им. Товстоногова, где состоялась последняя съемка концерта Высоцкого.
10. Ваганьковское кладбище, участок № 1, где похоронен Высоцкий.
11. Памятник Высоцкому на Страстном бульваре в Москве.
Эпизоды жизни
Во время отдыха Высоцкого в Сочи его номер обворовали - украли вещи, одежду, документы. Высоцкий, обнаружив пропажу, пошел в отделение милиции и написал заявление. Но когда он вернулся в гостиницу, то в номере его уже ждали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».
В 1979 году Высоцкий приехал в США. Журналисты, конечно же, стали задавать ему провокационные вопросы об «ужасах советского режима» и его бесчеловечности, на что Высоцкий ответил: «Неужели вы думаете, что если у меня есть проблемы с моим правительством, я приехал решать их здесь?». Больше его никто не провоцировал.
По рассказам современников Высоцкого до своей смерти он пережил, как минимум, две клинические смерти. Одну - в 1969 году, когда у него лопнул в горле сосуд и он был госпитализирован в институт Склифосовского. Алла Демидова рассказывала, что Высоцкий делился с ней своими ощущениями возвращения к жизни: «Сначала темнота, потом ощущение коридора, я несусь в этом коридоре, вернее, меня несёт к какому-то просвету, свет ближе, ближе, превращается в светлое пятно, потом боль во всём теле, я открываю глаза - надо мной склонившееся лицо Марины». Вторую клиническую смерть Высоцкий перенес во время гастролей в Бухаре, этот эпизод описан в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Это произошло за год до настоящей смерти Высоцкого.
Заветы
«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».
«Любовь - это вечно любовь, даже в будущем вашем далёком».
Документальный фильм о Высоцком «Неизвестный, которого знали все»
Соболезнования
«Что о нем самое существенное хотелось бы сказать? Что это явление, конечно, удивительное. И при жизни многими, к сожалению, непонятое, - многими его товарищами, коллегами и поэтами. Он рожден был поэтом. Имел дар божий - поэта. Это был замечательный русский поэт. И это было во Владимире самое ценное».
Юрий Любимов, режиссер Театра на Таганке
«Такой был человек, что у него душа за все болела. Видимо, поэт - это не только стихи, это открытое всем людям сердце. Вот оно у него и не выдержало».
Валерий Золотухин, актер
«В Высоцком, как ни в одном из известных мне людей, сочетались разные таланты. Проявления чисто человеческие. Талант дружбы, где он был преданным и нежным. Талант любви при полнейшей самоотдаче. Талант работы. Причем все на предельном самовыявлении. Его сжигала какая-то внутренняя неуспокоенность, ненасытность, стремление рваться вперед и выше. Постоянное предчувствие конца и страх, что не успеет выразить все, что задумал, - свое кредо. Противоречие между высоким долгом и реальной жизнью, бытом, в конце концов, сломало его. Его жизнь - это буйство страстей. Постоянное ощущение, что мог бы сделать больше…»
Станислав Говорухин, режиссер
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941 – 1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии. В конце 1949 году возвращается в Москву.
Обучение, первые роли
В 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва».
В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный.
В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»).
Актер и музыкант
Окончив обучение, с 1960 года Владимир Семенович работает в Драматическом театре им. Пушкина в Москве. В 1961 году Высоцкий пишет свою первую песню – «Татуировка».
Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке. В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»».
В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира .
Последние годы
В феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити.
В краткой Высоцкого биографии стоит упомянуть, что в последние годы жизни актер пристрастился к наркотикосодержащим препаратам, много курил, выпивал. В 1979 году, во время выступления в Бухаре, у Владимира Семеновича случилась клиническая смерть.
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.
Другие варианты биографии
Тест по биографии
А вы хорошо знаете краткую биографию Высоцкого? Попробуйте пройти тест.
Биография
В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.
Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б. И. Масальского и А. М. Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, затем в театр Миниатюр.
В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».
Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л. Абрамовой родился первый сын - Аркадий.
По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.
С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.
В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.
Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).
В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.
В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.
Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».
В июле 1969 года первая клиническая смерть.
Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого
Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.
10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.
1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».
«Гамлет».
Сверху - маюсь между…"
Грузинской, 28.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио
Снимался в фильмах:
- „Сверстницы“ (Петя)
- „Карьера Димы Горина“ (Софрон)
- „Грешница“ (корреспондент)
- „713 просит посадки“ (американский моряк)
- „Увольнение на берег“ (Петр)
- „Живые и мертвые“ (Веселый солдат)
- „Штрафной удар“ (Александр Никулин)
- „Наш дом“ (механик)
- „На завтрашней улице“ (Петр Маркин)
- „Стряпуха“ (Андрей Пчелка)
- „Я родом из детства“ (Володя)
- „Вертикаль“ (Володя)
- „Короткие встречи“ (Максим)
- „Служили два товарища“ (Бруснецов)
- „Хозяин тайги“ („Рябой“)
- „Опасные гастроли“ (Николай Коваленко)
- „Белый взрыв“ (политрук)
- „Эхо далеких снегов“ („Серый“)
- „Четвертый“ (он)
1973 - „Плохой хороший человек“ (Фон Коррен)
- „Единственная дорога“ (Солодов)
- „Бегство мистера Мак-Кинли“ (Билл Сеггер)
- „Единственная“ (Борис Ильич)
- „Как царь Петр Арапа женил“ (Ибрагим Ганнибал)
Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)
- «Маленькие трагедии"
Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.
Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:
«…Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа.
Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.
Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.
Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.
Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.
«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю. Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.
Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.
Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей
Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.
Можно любить или не любить поэзию В. С. Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.
Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.
Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.
Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.
В своих пророчествах В. С. Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».
Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.
Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5
Дней до смерти:
И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.
Лучше всего, на мой взгляд, творчество В. С. Высоцкого охарактеризовал
Евгений Евтушенко:
Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Родители Володи разошлись, когда ему было пять лет. Из-за постоянных размолвок с отчимом, уехал с отцом и его новой женой в 1947 году в город Эбервальд (Германия), откуда вернулся в 1949 году. Тогда же у Володи диагностировали шумы в сердце.
В 1955 году поступает в Московский инженерно-строительный институт, но через несколько месяцев сам забирает оттуда свои документы. В 1956 году начал обучение в школе-студии МХАТ и через два года была сыграна свадьба со студенткой Изольдой Жуковой.
1959 год был отмечен первой ролью в кинофильме. 1960 год ознаменовался окончанием школы и началом работы в Московском драмтеатре Пушкина, где актер был задействован все время только в массовке. В 1962 и 1964 году у Владимира родились два сына.
1964 год - переход в театр драмы и комедии на Таганке, где спустя два года Володя сыграет свою первую главную роль в постановке «Жизнь Галилея». В 1965 году Владимир даёт первые сольные концерты, репертуар на то время насчитывал уже более сотни песен, первые аншлаги, активно снимается в кинофильмах.
В 1967 происходит судьбоносная встреча с уроженкой Франции Мариной Влади, с которой он поженится через два года. В 1969 году Владимир Семёнович переживает свою первую клиническую смерть, как следствие - полностью отказала одна почка и разрушена печень, что произошло из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю. 1971 год – Владимир играет главную роль в пьесе «Гамлет».
В 1973 году едет с первыми гастролями во Францию и выпускает два диска в США. 1978-1979 года знаковая роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». 25 июля 1979 года актер переживает свою вторую клиническую смерть в Бухаре, и только благодаря его доктору и друзьям, которые были неподалеку, Владимир возвращается к жизни. Умер Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в своей квартире, погребен на Ваганьковском кладбище.
Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) - советский поэт, музыкант, актёр, автор сотен песен на собственные стихи.
В качестве автора и исполнителя под гитару песен собственного сочинения завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались.
Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около 30-и ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, исполнял блатные песни), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне - всё это и принесло ему широкую популярность.
Детство
Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916 -- 1997), - кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912 - 2003), - по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947-1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне - "Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!.."
Карьера артиста
С 1953 г. Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 г. закончил среднюю школу № 186 и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.
С 1956 по 1960 г. Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем - у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. 1959 г. ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание") и первой ролью в кино (фильм "Сверстницы", эпизодическая роль студента Пети). В 1960 г. произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева "Девятнадцать из МХАТ" ("Советская культура", 1960, 28 июня).
В 1960-1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном - эпизодических.
В 1961 г. на съёмках кинофильма "713-й просит посадку" познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня "Татуировка", написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр "Современник". В 1964 г. Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.
В июле 1967 г. познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.
В 1968 г. послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка "Песни из кинофильма "Вертикаль"".
В 1975 г. Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975).
В 1978 г. записывается на ТВ ЧИАССР. В 1979 году участвует в издании альманаха "МЕТРОПОЛЬ".
Вместе с актёрами "Театра на Таганке" ездил с гастролями за границу - в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.
Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе "Богатырь монгольских степей", "Каменный гость", "Незнакомка", "За Быстрянским лесом"). Дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.
22 января 1980 г. записывается на ЦТ в программе "Кинопанорама", фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 г., а целиком выйдет только в 1986 г.
Последние дни и смерть
14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен "Грусть моя, тоска моя... Вариация на цыганские темы" в НИИ Пастера (Москва). Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв).
18 июля 1980 г. Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в "Театре на Таганке", в роли Гамлета - одноимённой постановке по Шекспиру.
25 июля 1980 г. Высоцкий скончался в своей московской квартире от сердечного приступа (официальная версия; по свидетельству ряда близких к Высоцкому людей, причина его смерти - злоупотребление алкоголем и наркотиками).
Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьезное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в "Вечерней Москве" 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в "Советской России", для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по "Голосу Америки", например, прозвучала "Тот, кто раньше с нею был"). И тем не менее у театра "На Таганке", где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади).
Посмертное признание
В 1981 г. был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, "Нерв". В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен - присуждена Государственная премия СССР. В 1989 г. Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве.
Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм "Четыре встречи с Владимиром Высоцким". Высоцкий умер в квартире связанным своими друзьями, которые хотели отучить его от наркотиков.