Актриса татьяна скороходова личная жизнь дети. «Страх потерять свободу»: романы и единственный брак Дмитрия Марьянова
Лена училась в спецшколе имени Ромена Роллана , где некоторые предметы читали на французском языке. Девочка увлечённо занималась фигурным катанием. Её учителем была Елена Чайковская . Елена даже стала мастером спорта. Но дальше заниматься не стала, однако этот спорт повлиял на становление её характера. Математикой дочку увлёк отец, всё, о чём бы они не говорили, он умел перевести в область математики и объяснить с этой точки зрения любое жизненное и природное явление.
Когда девочке было тринадцать, она приняла участие в съёмках документального фильма о фигурном катании «Лёд и фантазия», которую снимал Владимир Коновалов . В картине рассказывалось о подготовке фигуристов к Олимпиаде. В старших классах Елена увлеклась кино и театром, окончив школу, стала студенткой Щукинского училища. Скороходова попала на курс Юрия Катина-Ярцева. Закончила она его с отличием.
Начало карьеры Елены Скороходовой, первые роли в театре и кино
Театром, где начинающая актриса начала свою деятельность, был драматический театр имени Пушкина. Дебют в кино был ещё в студенческие годы. Это произошло в 1981-ом году. Елена сыграла главную роль в короткометражке «Шутка?!..» Героиня Скороходовой в этой картине – лаборантка НИИ Жанна.Позже Елена принимала участие в съёмках кинофильма «Одиноким предоставляется общежитие», там она появилась в роли Галины. В этой картине также снимались такие легенды советского кино, как Наталья Гундарева , Тамара Семина , Фрунзе Мкртчян и другие легенды советского кино.
Потом были съёмки в «Зловредном воскресенье», молодая актриса сыграла Олимпиаду. Учительницу музыки Ирину она сыграла в картине «Ищу друга жизни» и Зою в комедии «Где находится нофелет?». В образе валютной проститутки Алёны она появилась в «Бабнике». Все эти картины вышли на экран в восьмидесятые-девяностые годы.
Чемпионат Лягушат - Елена Скороходова Интересный опыт у Лены был на Центральном телевидении, где она вела комплекс ритмической гимнастики. Это был 1985-ый год.
В театре было сыграно много ролей, там актриса служила шестнадцать лет. В конце девяностых ей пришлось уволиться. Дело в том, что в те сложные годы, чтобы прокормить себя и ребёнка, Елена написала и поставила спектакль о Пушкине, который показывался в школах, график был расписан на месяц вперёд. В театре же её поставили в массовку, требующую ежедневных репетиций. Скороходова уволилась, оказавшись в «свободном плавании». После рождения ребёнка из съёмок актриса выпала, хотя в те годы очень мало снималось фильмов. В кинематограф она вернулась уже в новом веке. Скороходова приняла участие в съёмках нескольких серий телесериала «На углу у Патриарших», сыграв Люсьен. Следующим сериалом, где появилась актриса, стал фильм «Виола Тараканова». Елена сыграла в нём Ольгу Звереву.
Елена Скороходова «Скажи» Мелодрама «Большая разница» стал фильмом, который был снят по её сценарию, Елена сыграла в нём главную роль. По сюжету бизнес-леди по фамилии Елена Ломоносова – успешная в карьере и делах, но одинокая женщина, в жизни которой нет любимого человека. В 2007-ом по сценарию Елены был снят фильм «Женская дружба». Актриса снялась в более чем сорока фильмах.
Елена начала писать пьесы. Так «Не бросайте пепел на пол» поставлен в четырёх театрах, в том числе в Канаде и в Киеве. Пьеса затрагивает тему пьянства. Это некое размышление о причинах возникновения этой пагубной привычки и о методах борьбы.
Личная жизнь Елены Скороходовой
Елена вышла замуж за Андрея Ташкова . Вместе они работали в театре. Как она говорит в свих интервью, они решили пожениться не от того, что любили друг друга, а из-за общих интересов и целей. Эти чувства они приняли за любовь. Елена взяла фамилию мужа. Они венчались в церкви. У Скороходовой это был второй брак, у Ташкова – третий. В браке родился их сын Иван.По словам Елены, она как глубоко верующий человек, хотела помочь Ташкову избавиться он пристрастия к алкоголю, помочь ему прийти к вере. Сначала всё получалось, муж перестал пить, чему Елена была очень рада. Однако вскоре он всё-таки вернулся с тарой компании, а Елена осталась одна с ребёнком.
Сына она воспитывала в строгости и в понимании веры. Замуж Скороходова решила больше не выходить, она ведёт аскетический образ жизни. Скороходова сожалеет, что у неё один сын, так как, по её мнению, сложно правильно воспитать ребёнка, когда он единственный, так как он непременно вырастет эгоистом. Отец всегда интересовался сыном, помогал Елене его воспитывать. Надо отметить, что Иван – его единственный сын. Они проводят вместе время.
К вере Елена пришла очень рано. Будучи эмоциональным и увлекающимся человеком, она произвела попытки воцерквления всех знакомых и родственников, что было принято ими немного в штыки, так как делала она это агрессивно и с напором. Позже она немного успокоилась и сейчас предпочитает жить, не вмешиваясь в чужую жизнь.
Скороходова – писательница и драматург. В своих произведениях она всегда старается выставить акценты так, чтобы стало понятно, что плохо, а что хорошо. В творческие поиски Елена посвящает своего духовника отца Николая.
Ежегодно скороходова ездит на море. Она считает, что без погружения в морскую воду и любования линией горизонта хотя бы раз в году она не сможет жить. Обычно Елена отдыхает в Сочи.
В биографии и личной жизни Татьяны Скороходовой произошли большие перемены, за несколько лет работы в кадре ей удалось пополнить свой список ролей.
Татьяна Александровна Скороходова родилась 2 августа 1968 года в Иркутске. С раннего детства она любила декламировать стихотворения и выступать на публике. 1991 год для Татьяны стал знаковым, она окончила театральное училище имени Б.В.Щукина, курс Авшарова Юрия.
Восхождение на Олимп успеха Таня начала с работы в театре «Учёная обезьяна», в котором принимали активное участие выпускники курса Авшарова.
Актёрами стали пока неизвестные на то время Скороходова и Марьянов, они также принимали активное участие в передаче, под названием «Сам себе режиссёр», в которой ребята предстали в комедийном амплуа. Зрительской аудитории они запомнились по небольшим телерепризам. Первая главная роль актрисы – она сыграла девушку по имени Дина в одноимённом фильме.
Татьяна Скороходова в фильме «Риск без контракта»
Эта мистическая драма режиссёром, которой выступил Фёдор Петрухин, приковала к себе взгляды миллионов зрителей.
Затем последовали предложения сняться в других картинах, среди которых оказались: «Наш человек в Сан-Ремо», мелодраматическая история «Любовь», боевик «По прозвищу «Зверь», комедия «Альфонс», «Риск без контракта», «Любовь по заказу».
Татьяна Скороходова в фильме «Наш человек в Сан-Ремо»
В 1993 году Татьяна Скороходова сыграла вместе с Дмитрием Певцовым в боевике «Мафия бессмертна». Это была последняя заметная работа актрисы и потом на долгие годы о ней все забыли. Уход из кинематографа ознаменовал собой новый этап в жизни Скороходовой, пусть она и не успела реализовать себя как актриса.
Татьяна Скороходова в фильме «Альфонс»
В советском киноискусстве произошёл застой, и своего рода чёрная полоса, Татьяна, словно интуитивно почувствовала приближение бури и решила попробовать раскрыть другие свои таланты.
Новый этап, в карьере спустя много лет
Татьяна познакомилась с оператором Андреем Закаблуковским, с которым создала крепкую семью. Они уехали из столицы в Иркутск, где она начала принимать участие в фотосессиях, стала моделью, а также ведущей на компании «АИСТ» и даже баллотировалась в депутаты госдумы в Иркутске. Она посвятила себя детям, личная жизнь и биография Татьяны Скороходовой наполнена яркими событиями, даже, несмотря на то, что она совсем перестала появляться в кадре. Вместе с супругом Андреем актриса воспитывает четырёх детей: дочерей Аню и Марику, сыновей – Дарика и Данила.
Татьяна заняла место главного редактора в местном журнале, под названием «Стольник», она ежедневно просыпается вместе с любимыми зрителями, являясь ведущей на радио МсМ.
Вместе с коллегой по работе Константином Озеровым Скороходова рассказывает новости и делится своими впечатлениями о новых фильмах и сериалах, которые только недавно появились на экране.
С недавнего времени Татьяна снова снимается в кино, в 2011 году вышел фильм с её участием «Сатисфакция», а затем последовала картина «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Последний фильм был, снят в Иркутске и актриса этим очень гордится. Местный кинематограф позволяет ей удивлять зрителей. Скороходова считает, что на отечественном телевидении не хватает фильмов для взрослой аудитории, так как обычно снимают комедийные истории для подростков, а старшему поколению совсем нечего смотреть.
Татьяна была весьма удивлена, когда узнала, что креативными директорами, операторами и продюсерами новых фильмов выступают представители молодого поколения. Она совсем не против такого плодотворного сотрудничества и всегда готова прислушиваться к мнению талантливых людей. Фото из личной жизни Татьяны Скороходовой и её биографии можно отыскать на просторах интернета.
Часто актрисе задают вопрос, какую бы роль она хотела сыграть? Татьяна мечтает о драматической картине, где она предстанет брюнеткой с характером, которая попадает в непростые жизненные ситуации и старается справляться с трудностями.
По иронии судьбы ей всегда достаются роли блондинок, лёгких на подъём, жизнерадостных и свободолюбивых личностей.
Скороходова считает, что блондинкой быть намного легче, веселее и оптимистичнее, чем брюнеткой. Из-за Татьяны Андрей бросил свою супругу Ларису, и актриса считала себя виноватой в том, что случилось. Но Закаблуковский не отступил, каждые выходные пока актриса жила и работала в Москве, он летал в гости и они проводили эти драгоценные минутки наедине друг с другом. Биография и личная жизнь Татьяны Скороходовой, фото детей она не скрывает. Женщина благодарна супругу за большую и крепкую семью, которой она очень дорожит.
Андрей часто радует её оригинальными подарками, этот мужчина сумел завоевать её доверие и сделать всё возможное, чтобы сохранить отношения трепетными и необычайно искренними. Эта пара заслужила гордое звание одной из образцово-показательных семей отечественного кинематографа.
«Конкурент» беседует с известной российской актрисой. Яркая, лучезарная и просто красивая женщина. В прошлом актриса российского кино, на пике своей карьеры она уехала из Москвы вслед за любимым в далёкий Иркутск. Сегодня замечательную пару - семью Андрея Закаблуковского и Татьяны Скороходовой - знают все. Творческие, интересные люди. Удивительно, но интерес к этой паре не угасает. Татьяна сегодня не снимается в кино, не играет в театре, и телевидение в прошлом, но ее всегда с удовольствием приглашают на любые интересные проекты, будь то фотосессии для модных журналов или передачи на федеральных каналах. Почему? Наверное, потому, что в этой удивительной женщине сочетаются оптимизм и харизма. Она олицетворяет образ хранительницы домашнего очага. Семья живёт за городом, в большом и красивом доме, где почти всё сделано руками отца семейства. Татьяна - многодетная мама (в семье пятеро детей), любящая и любимая женщина.
Татьяна, вы живёте за городом. Про ваш удивительный, большой и гостеприимный дом знают многие. Но жизнь за городом сложностей не приносит? Как строится ваш день?
- У меня сейчас трое детей-школьников, поэтому расписание очень сильно зависит от них. Без городской квартиры, конечно, стало трудновато. Ведь дети подрастают, и кроме школы у них еще много дел. Бывает, что мы всей семьей приезжаем в город к восьми утра и уезжаем в девять вечера.
- В каком-то смысле ваша жизнь подчинена распорядку ваших детей?
- (Улыбается.) Да ни в каком-то, а абсолютно в прямом. Они ведь не виноваты, что мы так далеко живём.
- А какая вы мама? Как воспитываете детей?
- Любовью и доверием. (Улыбается.) Правда, когда у очередного ребенка начинается переходный возраст, мне каждый раз кажется, что я ничего не смыслю в воспитании. Конечно, мы стараемся в любых ссорах между детьми объяснить, что это их брат или сестра, в детстве все ссорятся, потом вы будете самыми близкими друг другу людьми. Младшие целых пять минут после ссоры клянутся, что это совершенно невозможно в их случае!.. Ну а главный принцип, который я считаю основным и, пожалуй, даже достаточным, это высказывание Камю: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
- А ваше детство как проходило? Расскажите о своих родителях.
- С удовольствием. Папа мой был инженером. Спасибо ему большое, он был прирождённым педагогом. Благодаря ему я хорошо разбираюсь во всех технических дисциплинах. И легко сдавала пресловутый сопромат, учась в одном из своих многочисленных институтов. Папа совершенно просто, буквально на пальцах мог рассказать обо всех физических процессах, происходящих в мире. Мама у меня очень творческий человек. Как она попала в медицину, для меня большая загадка! В своё время, видимо, ей просто развернуться было негде. Но она с лихвой компенсирует это на домашних мероприятиях. (Смеётся.) Потому что семейные праздники у нас так весело проходят! Недавно отмечали юбилей моей бабушки - девяносто лет. Был такой замечательный праздник, потрясающий домашний концерт. Все настолько были этим увлечены, что тётя моя даже в шутку немного расстроилась - гости ведь ничего не съели, все были увлечены шоу. Мама обожает устраивать театрализованные представления и сама выступает в множестве ролей. Она сейчас живёт в Иркутске. А раньше мы с родителями жили на Крайнем Севере, в Якутии. Одно из самых ярких воспоминаний детства - это как мы весной ходили за подснежниками с родителями. Также помню представления кукольного театра, которые мы часто устраивали дома.
- Татьяна, а как вас, любимую дочку, отпустили в Москву поступать в театральный вуз? Ведь существует у многих родителей определенный стереотип об этой профессии.
- (Улыбается.) Меня, можно сказать, вытолкали! Хотя папа почему-то думал, что я буду поступать на биофак в Иркутске. Почему? Для меня это осталось загадкой. И он очень удивился, когда узнал, что мы с мамой билеты в Москву уже купили и я лечу на экзамены в театральный. Мама, видимо, брала реванш за свою нетеатральную карьеру. С выпускного вечера я вернулась в шесть утра, а в восемь мы уже вылетели в Москву. В четыре утра прилетели, а в восемь уже были в Щепкинском училище.
- Выход на экран первого фильма с вашим участием для ваших родителей, безусловно, стал очень знаменательным событием.
- Да. Но так получилось, что они и на съёмках у меня бывали, папа часто летал в командировки, и мама прилетала, они с удовольствием приходили на съёмочную площадку.
- Татьяна, наверное, вопросы журналистов и вообще тема вашего актёрского прошлого вам поднадоела?
- Да, честно говоря, приятно это вспоминать лишь иногда. Чтоб не забыть. Живу я ведь сегодняшним днём, в другом настоящем. Друзья актёры остались, с удовольствием общаемся. Эдик Радзюкевич, Саша Жигалкин, Дима Марьянов. С Марией Порошиной переписываемся, всё никак в Москве не совпадём.
- И в Иркутске вы нашли для себя интересное занятие. Были телеведущей, снимались в рекламных роликах. Начали курсы этикета преподавать.
- Пока не преподавала, потому что не набрана группа. Но как только - я сразу готова к этой работе приступить. Ко мне обратились представители одного учебного центра, который занимается организацией и проведением различных курсов, спросили, не хочу ли я попробовать. Мне показалось это очень интересным, хотя официально я этим не владею. Но направление интересно, в связи со всеобщей безграмотностью населения. Не в прямом смысле этого слова, конечно.
- Тогда об уровне культуры нашей. Вот вы идёте, например, по улице, видите людей, их общение, диалоги. Есть моменты, которые вам не нравятся прямо жутко?
- Вообще всё меняется, конечно, к лучшему. Десять лет назад, когда я впервые приехала в Иркутск, когда Андрей меня сюда привёз и сказал: «Давай здесь будем жить», я немного растерялась. Мы приехали, я пошла погулять по городу, зашла в несколько мест, посмотрела, вернулась вся в слезах и сказала: «Я не смогу здесь жить». Меня шокировала в первую очередь грубость. Причём Андрей попросил меня прямо детально рассказать, что, например, мне сказали в магазине и как я ответила. Выслушав, он долго смеялся и сказал: «Тебе никто не нагрубил, здесь просто так разговаривают». Я не поверила: «А тон, которым это было сказано?..» Потом я поняла, что это действительно просто местная манера, такая интонация в голосе, как будто на тебя наезжают. Не знаю почему, может, из-за трудных условий жизни. И Андрей мне сказал: люди здесь очень добрые, просто немного грубые. Не нравится мне и общее нежелание сдерживать себя. На днях в одном дворике на детской игровой площадке наблюдала картину, как одна молодая мама ругала детей, катающихся на карусели. На площадках ведь нигде не написано, что детям, допустим, старше одиннадцати-двенадцати лет там запрещено играть. И вот эта женщина при своём же маленьком ребёнке в самой несдержанной, грубой форме начала делать этим большим детям замечания: «Что вы тут делаете? Вам здесь не место». У меня внутри возник вопрос: кто сказал, что им здесь не место? Если они соблюдают правила вежливости, ведут себя аккуратно, почему им не место на детской площадке? Это мелочи, конечно, но я подмечаю такие моменты, и думаю, что в этом направлении просто поле непаханое.
- А когда вы уезжали из столицы вслед за мужем, что он вам обещал?
- Ничего он мне не обещал. Мы вообще как-то сказали друг другу: никогда не говори «никогда» или «навсегда». Потому что мы живые люди, время вокруг нас течёт, и всё меняется. Мы решили, будем вместе, пока нам вместе хорошо, и всё. Андрей просто через некоторое время загрустил в Москве. У него там всё было замечательно, он открытый, хороший человек, в сочетании с тем, что он ещё и профессионал своего дела. А это просто чудесно действует на людей. Кто хоть раз с ним поработает, уже больше от него отказаться не может. У него и в дальнейшем всё удачно складывалось бы в Москве в плане работы, но он прямо затосковал. Всё время говорил, что хочет сюда, и на рыбалку, и на охоту. И передо мной в тот момент встал выбор: либо я остаюсь в Москве без Андрея, либо с ним еду в Сибирь.
- Ваш выбор, наверняка, шокировал коллег, знакомых.
- Все до сих пор удивляются. Ведь объективно это решение нельзя назвать умным. Потому что Иркутск - это место, куда долгое время ссылали людей, здесь сложный климат для жизни. Но тем не менее любовь, личное счастье были для меня на первом месте. После уже какой-то сложившейся карьеры мне показалось, что я могу себе позволить пойти на поводу у своих чувств.
- Ваш муж востребован в своей профессии и в Иркутске. Скоро состоится премьера «Сатисфакции», фильма Анны Матисон, в съёмках которого участвовали и вы с Андреем.
- Да, Андрей был задействован как оператор, а я - линейный продюсер. Кстати, этот фильм входил в программу последнего «Кинотавра».
- Татьяна, а вообще о российском кино что можете сказать? Вам оно нравится?
- Из того, что посмотрела недавно, очень понравился фильм «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Не можем мы соревноваться с Голливудом в производстве блокбастеров, и ведь без этого можно обойтись, снимать своё кино, по-другому. И это «по-другому» в «Диком поле» настолько меня за душу взяло… Советую посмотреть. Фильм, как Андрей сказал, мечта оператора, планы такие медленные, длинные. Красивые пейзажи, горы. Где-то даже с моим северным детством перекликается. И ворох прекрасных актёрских работ, живые и неожиданные сцены.
- Получается уже сейчас смотреть кино просто как зритель, а не профессионал? Или всегда глазами актрисы?
- Я всю жизнь, всегда смотрю кино как простой зритель. Если мне фильм очень понравился, я могу его второй раз и даже третий пересмотреть, и тогда уже да, я буду смотреть заинтересованно, отмечать для себя какие-то моменты. А первый раз смотрю как зритель и больше никак - плачу, смеюсь. (Улыбается.) Плачу, кстати, где положено и не положено.
- Какие у вас планы на лето?
- Это лето будет такое «неотдыхательное». (Улыбается.) Есть рабочие планы. Есть собственное помещение, в котором мы хотим кое-что открыть. Но для этого нужно ещё очень многое сделать. Пока о деталях говорить рано, но это творческий проект, связанный с детьми. Надеюсь, он найдёт отклик в сердцах людей. Поездки, путешествия пока отложены, потому что на первом месте дело. К сентябрю мы уже должны что-то запустить в работу, привести в нужный вид. А так буду отдыхать дома, у нас за городом это получается очень даже неплохо.
- Ваш внутрисемейный проект - «Автопробег Семья», путешествие по городам России через Казахстан, с кучей детей. Когда повторите и вновь подадите пример семьям с детьми, как надо отдыхать?
- Вообще это мероприятие организационно трудное и финансово тоже непростое. Но я и наша семья хотели бы, конечно, совершить что-нибудь в этом духе. Тогда мы проделали пятнадцать тысяч километров. Старт был в Иркутске, далее по маршруту были Казахстан, Волгоград. Планировали в Крым, но после Казахстана не захотели туда ехать, различные пограничные мероприятия нас остановили. И мы остались под Геленджиком, в трёх метрах от моря поставили машину, платку и отдыхали. После поехали в Москву, но позвонила моя подруга из Минска, и мы решили заехать к ней. Потом выяснилось, что забыли вещи в Геленджике, созвонились с ребятами, с которыми там отдыхали, и поехали забирать вещи в Смоленск. Оттуда в Москву. В планах было посещение Питера с музейной программой, чтобы приобщить детей к культурному наследию. (Смеётся.) Но дети взмолились о пощаде. Действительно все подустали. В Москве ещё недельку пожили и поехали домой. О своем путешествии мы сняли фильм, почти всё время у нас была включена видеокамера. В общем, теперь надо начать с Питера.
- О дорогах что можете сказать?
- Дороги плохие, но, думаю, за четыре года что-то изменилось, возможно, они стали лучше. Вот в Белоруссии просто шикарные дороги. А когда у нас будут хорошие дороги, сказать сложно. Ведь для этого нужно большое количество денежных средств в бюджете. И чтобы не воровали. Но я оптимистка и до сих пор верю, что это возможно.
- Деньги и вообще материальные ценности в вашей жизни какое место занимают?
- Я никогда о деньгах не думала, потому что они как-то всегда были - не много и не мало, а в самый раз, чтоб не требовать к себе пристального внимания. Сейчас, конечно, приходится о них задумываться, потому что дети уже подросли, но еще не выросли. В детстве в моей семье папа достаточно зарабатывал, и мы могли себе всё позволить, в пределах разумного. Мама очень редко могла сказать «нет». Когда я была студенткой и жила в Москве, я тоже никогда не чувствовала острого дефицита в деньгах. Была стипендия, немного присылали родители. Я ходила в комиссионные магазины, долго выискивала нечто особенное - и в результате выглядела что надо. Самый худший в плане имиджа период моей жизни пришёлся на то время, когда я была баснословно, неприлично богата. Сейчас, когда я пересматриваю фотографии тех лет, понимаю это. Я просто заходила в открывшийся тогда бутик на Киевской, покупала первый попавшийся костюм за сумасшедшие деньги. Думаю: «Что мне мучиться, ходить искать, придумывать?» Вещи были в моём гардеробе очень дорогие. (Улыбается.) Но сейчас смотрю фото и понимаю, что со вкусом в тот период было не особо.
- Момент самокритики - он для вас допустим?
- Совершенно необходим! Я ведь должна делать выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.
- Татьяна, что можете назвать своими интересами, увлечениями? Кто-то марки собирает, кто-то танцами увлекается. Есть что-то такое в вашей жизни?
- Увлечение не оригинальное: я играю на рояле. Когда-то закончила музыкальную школу, потом лет пятнадцать, если не больше, не подходила к инструменту. А потом мне вдруг так сильно захотелось играть, я вдруг поняла, какая это для меня отдушина. Сейчас учу ноктюрн Шопена - очень-очень трудный, пальцы можно сломать. Люди по-разному ведь отдыхают. (Улыбается.) Ну, не телевизор же смотреть, в конце концов! У меня в доме три телевизора, и большую часть времени дома я посвящаю их выключению.
- К телевизору почему такая нелюбовь?
- А что там хорошего? Мне кажется, телевидение выплескивает очень много злого и нехорошего. Во время беременности я, например, вообще не могла смотреть новости. Домой запретила приносить газеты. Не все, конечно. Есть список, которые можно. Я когда камин растапливаю, беру газету, и даже если случайно наталкиваюсь на какую-то плохую новость, хожу потом больная несколько дней. Имею в виду новости, которые касаются каких-то происшествий, ужасных случаев, связанных с детьми, и прочее и прочее. И телевизор поэтому не смотрю. Знаете, как-то давно один мой знакомый журналист, американец, сказал про своих соотечественников: «Я их терпеть не могу!» Я так удивилась и спрашиваю: почему? Он мне ответил: потому что они все ленивые, ничем не интересующиеся, им не важно ничего, кроме того, что происходит на их улице. Я тогда его поддержала. Действительно, как это можно быть такими ограниченными? А сейчас я их понимаю, потому что если ты хочешь кому-то помочь, у тебя есть силы, душевный порыв - оглянись вокруг, и ты найдешь, кому нужна твоя помощь. А когда по телевизору или в газете ты узнаёшь о чьём-то горе, ты ведь, как правило, не можешь помочь. Я когда вижу, что где-то в мире происходит горе, а я не могу помочь, я действительно страдаю от этого. Может, у меня это как-то гипертрофированно выражается.
- А Интернет?
- Он к людям как-то добрее. Конечно, бывают плавающие окна, но с ними можно справляться. А в целом ты сам в Интернете выбираешь, что тебе смотреть и читать.
- Домашние дела много времени у вас занимают?
- Домашнее хозяйство по меркам частного дома у нас сведено к минимуму. Конечно, преимущественно это уборка. Детей в доме много, они и помогают, за одними закреплён первый этаж, за другими второй.
- А сад, огород?
- Никого ничем не заставляю там заниматься. Потому что это противно, когда тебя заставляют. Если детям хочется малины или щавеля, они сами спрашивают весной: «А где у нас щавель будет расти?» Я говорю: «Вот если эту грядку перекопать, будет щавель». Перекопают. Или спрашивают: а что там с горохом? Я говорю: он травой зарос. Пойдут прополют...
- Цветы?
- Не очень много. (Улыбается.) У нас ведь живут лошади, и цветы много раз уже они съедали. Дело в том, что участок у нас довольно большой, и для того чтобы был красивый безупречный газон, я их выпускаю, и они аккуратненько травку всю лишнюю съедают. Я не люблю газонокосилку, она у нас есть, но я не могу, когда пахнет бензином. И вот когда выходят лошадки, я несколько цветочков пледом накрываю, чтобы они не съели. А остальное на участке - деревья, сосны, кедры, кустарники разные.
- В чём секрет вашей популярности у журналистов, общественности? Вы ведь давно не снимаетесь, но всё равно время от времени вы появляетесь и на ТВ, и на страницах журналов, газет.
- (Смеётся.) Для меня самой это большая загадка. Иногда сама удивляюсь, что же такое я распространяю вокруг себя. Недавно задумывалась об этом. У каждого человека своя миссия на земле. Пусть это такое громкое слово, но я его не стесняюсь. У кого-то миссия стать президентом и работать на благо своей страны. Для кого-то миссия - построить красивый торгово-развлекательный центр. Кому-то необходимо спасать людей или быть врачом. Когда я подумала о своей миссии, я поняла, что это точно не съёмки в десятке фильмов. Да, было неплохо, интересно, но назвать это миссией нельзя. Кого изменили эти фильмы, чью-то судьбу? Может, просто мне не повезло, и в моей карьере не было таких лент. Но после нашего путешествия «Автопробег Семья» ко мне в течение двух лет подходили люди на улице и спрашивали: это вы, те самые люди? И говорили: «Спасибо! Мы решили завести ещё одного ребёнка. Мы так боялись, нам казалось, что это невозможно и мы не справимся. Но посмотрели, как вы легко справляетесь». И таких людей было даже не пять и не десять, а гораздо больше. (Улыбается.) Можно сказать, я улучшила показатель рождаемости и показала людям, каким счастливым становишься, имея большую семью.
После очередного расставания актер с репутацией ловеласа начал выходить в свет с девушкой по имени Ксения. И, как он признался, на этот раз все серьезно.
Дмитрий Марьянов с нынешней девушкой Ксенией. Фото: Fotodom.ru.
Для изданий, что рассказывают о личной жизни знаменитостей, Дмитрий Марьянов — настоящий ньюсмейкер. Не успеют обсудить один его громкий роман, как начинается другой. Сам актер, как правило, никаких комментариев не дает, поэтому вокруг его персоны возникает огромное количество сплетен. После расставания с Ириной Лобачевой Дмитрий стал выходить в свет с симпатичной блондинкой по имени Ксения. И, как он признался, на этот раз все серьезно.
Раньше он говорил так: «Я холостой. Сложно найти женщину, которая будет безропотно терпеть мужа-актера. А муж-актер — это ночные съемки, невыдержанные поклонницы, а иногда еще может творческий кризис посетить, который рука об руку шагает с кризисом материальным… Одна лишь женщина способна все это выдержать — моя актерская судьба». Первая настоящая любовь Дмитрия — однокурсница по Щукинскому училищу Татьяна Скороходова, красавица, в которую были влюблены все поголовно. Удивительно, что среди своих поклонников она выбрала именно Марьянова, который был на два года ее моложе и не мог в ту пору похвастаться ни известностью, ни финансовой состоятельностью. Их студенческий гражданский брак так и не превратился в официальный. После расставания Татьяна уехала в родной Иркутск, вышла замуж и родила троих детей… Другое серьезное увлечение Марьянова — бывшая манекенщица Ольга Аносова. Они встретились, когда девушка поступила на режиссерский факультет ВГИКа. Эти отношения длились несколько лет. Ольга родила сына Данилу, но ветреный актер снова оказался не готов к роли примерного семьянина. Пара рассталась, впрочем, Ольга никогда не препятствовала общению Дмитрия с сыном. Тот же заслужил славу ловеласа, меняя женщин как перчатки. Среди его любовниц были Евгения Хиривская (нынешняя жена Валерия Тодоровского), танцовщица Ольга Силаенкова, фигуристка Ирина Лобачева. С Ирой актер познакомился на съемках «Ледникового периода», их отношения длились два с лишним года. В прессе даже стали поговаривать о свадьбе, но и на этот раз что-то не сложилось. Ирина рассказывала в интервью, как трудно встретить подходящего для семейной жизни человека, а у Дмитрия завязался новый роман…
Ваши поклонницы пишут на сайте: спасибо за созданные в кино мужские образы — сильные, уверенные в себе и чувственные. Это все-таки образы или вы в них часть своей натуры вкладываете?
Дмитрий Марьянов
: «Думаю, пятьдесят на пятьдесят. В каких-то жизненных ситуациях я прямо-таки горжусь собой, а в других понимаю, что поступил как настоящая размазня. Причем бывает и так: я-то хотел помочь, искренне сделать доброе дело, а со стороны это видится как слабость».
Вы согласны с классиком: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?
Дмитрий
: «Это сказал Жванецкий?»
Нет, Александр Сергеевич Пушкин.
Дмитрий:
«А то у Жванецкого тоже было: „Чем меньше женщину мы больше, тем больше меньше она нам“. Чем меньше любим, тем легче нравимся? Не могу сказать, что это аксиома. Я думаю, каждая ситуация диктует свои принципы действия. Недавно прочитал рассказ Аверченко — там один мужчина спрашивал совета у другого, как добиться взаимности у своей избранницы. И тот сказал, что надо последовательно выполнить некие семь пунктов — и тогда „крепость падет“. Вот только последний пункт не назвал. Очень смешная история и трагичная. Формулы любви нет».
Вам приходилось прикладывать усилия, чтобы завоевать женщину?
Дмитрий:
«По-разному. Бывало и так, что само в руки шло, а бывало, что боролся».
Сколько длились самые долгие ухаживания?
Дмитрий:
«Помню, одна газета написала довольно-таки мерзкую статейку, что Марьянов через каждые три года меняет любовниц. Мол, не хватает его на долгие отношения. Когда-то действительно было три года, когда-то больше».
Есть темы, которых вы избегаете в интервью?
Дмитрий:
«Для меня степень откровенности зависит от умных вопросов и комфортного общения с собеседником. Бывает, приходит журналист и говорит: вот в одном интервью вы рассказывали, как прыгали с парашютом… Да, вот именно, я это уже говорил. Спросите меня что-то новое, тогда мне будет интересно».
Кстати, про три года писал Фредерик Бегбедер — мол, именно столько и живет любовь.
Дмитрий:
«Я не думаю, что это правда. У меня перед глазами пример моих родителей — они прожили вместе сорок два года. К сожалению, уже шесть лет, как нет мамы, но мы часто ее с папой вспоминаем. И я помню, как они жили — душа в душу. Три года — это, наверное, период притирки, адаптации друг к другу. Есть такой срок, но он не касается любви, это просто физиологические, социальные, бытовые привыкания: например, кто-то тюбик с зубной пастой не закрывает. Но три года — это не есть проверка на любовь. Если это действительно настоящее чувство, люди не расстаются и после».
Вы человек влюбчивый?
Дмитрий: «Раньше был. Сейчас все по-другому. Мне уже давно неинтересно трахать все, что движется. По-моему, это Брэд Питт сказал: „Если у тебя уже есть женщина, появляется другая и стоит выбор — кого предпочесть, выбирай сразу вторую. Если бы ты любил первую, то вторую даже не заметил бы“. Хорошая фраза. Раньше — да, я все смотрел по сторонам, а сейчас понял, что, во-первых, из-за собственного легкомыслия терял то хорошее, что было в моей жизни. Просто захотелось тупо с кем-то переспать, и из-за этого тот человек, который был рядом, перестал мне доверять. Отношения разрушились. И снова начинается долгий поиск, который не всегда заканчивается удачно. А во-вторых, я тратил время, которое можно было бы отвести на счастливую совместную жизнь».
У вас была так называемая бракофобия?
Дмитрий: «Конечно. Поэтому я до сих пор и не женился. Дело даже не в штампе в паспорте. Есть такое дурацкое понятие — страх потерять свободу. А о чем на самом деле шла речь? Я боялся потерять сексуальную разнузданность. Самое страшное — это начать говорить правду самому себе. Человек — он же хитрое существо. Он оправдать себя способен в любом случае. Я могу вам сейчас каких угодно красивых слов о себе наговорить, и вы мне поверите. А себя не обманешь — ты точно знаешь, где ты врешь. Не так давно произошел эпизод, о котором мне неприятно вспоминать. Было уже поздно, я спешил на встречу с друзьями. На безлюдной дороге стояла женщина, голосовала. Дорога была прямая, я вполне мог бы ее подвезти. Но я хотел как можно скорее добраться до места и не остановился. Потом, уже проехав мимо, стал себя ругать: „Дима, что же ты, стыдно! Хотел побыстрее съесть шашлык, выпить рюмку вина?“ И тут же моментально я нашел себе оправдание — что мог попасть в пробку, что меня ждали люди. Нет чтоб сказать честно: „Признайся, что ты скотина, ты просто поленился“. Разговор с собой — это очень полезно, массу интересного начинаешь про себя, любимого, узнавать».
У вас скоро выйдет фильм, который так и называется — «Игра в правду». Не он ли заставил вас пересмотреть взгляды на жизнь?
Дмитрий: «А до этого я шесть лет играл в одноименном спектакле. Это был наш вариант французской пьесы Филиппа Лелуша. Все диалоги мы писали сами: я, Витя Шамиров, Костя Юшкевич, Гоша Куценко. От оригинала там мало что осталось. Юмор и менталитет французов очень сильно отличаются от наших. Возможно, игра в этом спектакле стала своего рода внешним толчком к тому, что я стал больше общаться с собой. Но все-таки к необходимости такого разговора по душам привели жизненные обстоятельства». (Сюжетная линия такова: трое бывших однокурсников встречаются спустя много лет для того, чтобы побороться за сердце той единственной и неповторимой, которую они когда-то любили. — Прим. авт.)
Видимо, из-за того, что спектакль оказался удачным, возникла и идея киноверсии?
Дмитрий: «Сначала экранизацию пьесы Лелуша решили делать французы. И они долго не давали нам права. Но потом все-таки согласились. Мы переделали все. На мой взгляд, наша версия получилась острее, трогательнее и искреннее. Я видел реакцию зала. Самое сложное было переключиться со сценического состояния на киношное. Это приводило Витю (режиссера Виктора Шамирова. — Прим. авт.) в возбужденное состояние, он горячился и кричал: „Неужели нельзя понять элементарных вещей?!“ А у нас за шесть лет многое дошло до автоматизма. И вот теперь надо было убрать шестилетний опыт игры и ту же самую фразу сказать по-другому. Я первый из ребят попал на девятнадцать дублей. Никак не давался тот момент, где я говорю: „Майя, как же она мне нравилась!“ И про поцелуй — там что-то все никак не срасталось. Некоторые сцены вообще пришлось убрать, диалоги урезать. Как у лампочки накаливания: стукнешь по ней — и она ярче светит. Произошла такая же очистка, многое подправилось в моем персонаже, хотя кое-что я все-таки перенес со сцены на экран. Посмотрим, что получится. Все мои знакомые, которые смотрели спектакль, говорят, чтов любом случае придут в кино, чтобы сравнить».
Вы уже видели финальный результат?
Дмитрий: «Нет. Очень волнующе все это… Могу честно сказать, не кривляясь: когда я смотрю свои фильмы в первый раз, делаю это вот так — зажмурясь, сквозь пальцы. Мне сразу все категорически не нравится. Сижу и занимаюсь самоедством: здесь можно было бы сыграть ярче, придумать еще какую-нибудь выразительную деталь. А вот здесь явно под-устал, надо было отдохнуть, попросить режиссера сделать паузу. А я, наверное, спешил домой. Я же вижу, что себя обманывать? Но потом, по прошествии времени, все меняется, некоторые свои фильмы я даже с удовольствием пересматриваю».
Правда ли, что своих персонажей в пьесе, а потом и в фильме вы выбирали по принципу лотереи — тянули спички?
Дмитрий: «Правда. Выбрал — вот и люби его. (Смеется.) Когда мы начали работать над сценарием, еще не знали, как будем выписывать характеры. Единственное, мой герой был отмечен как финансово состоятельный человек. Так что все придумывалось в процессе. Монолог про собаку получился очень смешной. Мы договорились, что собираемся вместе на репетиции и пишем. А я опоздал на полтора часа из-за оформления сделки на жилье. Пришел, все сидят со страшно недовольными лицами. Я сказал: „Ребята, простите, не каждый день я покупаю себе квартиру“. Они: „Ок, проехали“. Но за полтора часа моего отсутствия успели сочинить для меня этот огромный монолог — чтобы дать мне большое количество текста и я заколебался его учить. Коллектив-то добрый. (Смеется.) Вот еще пример дружеского прикола. Я больше двадцати лет не ел мяса. Из-за этого у нас на съемках на столе всегда была курица. Не знаю, что произошло со мной за последние несколько месяцев, но курицу я теперь просто видеть не могу. У меня от одного этого слова возникает рвотный рефлекс. И что делают эти гады? По сценарию Костя Юшкевич стоит с блюдом с курицей, я отодвигаюсь от него все дальше. Потом специально выхожу на балкон, потому что меня уже мутит от этого запаха, а он идет за мной. А Гоша Куценко при этом начинает с аппетитом рвать птицу зубами».
Ваш герой — самый успешный из троицы…
Дмитрий: «Он успешный в финансовом плане. А на самом деле это трагичный персонаж. Внешне стремится показать, что все ему дается легко. Прикрывается бравадой: „Жена? Да пошла она!“ Ходит по кабакам, снимает проституток и заливает алкоголем боль и страх перед тем, что жизнь не удалась. Он хочет жить так, чтобы не изменять жене. Хочет быть счастливым в любви, но у него не получается. Или не хватает сил. Но в итоге он все-таки приходит к тому, что нужно работать над собой».
Внутренне он вам близок?
Дмитрий:
«Временами. Все, что мы писали с ребятами, так или иначе происходило с нами самими. Это ситуации из нашей жизни, которые мы распределяли между героями. Поэтому они и получились такими правдивыми. История про крестик, который женщина сняла, когда полюбила другого мужчину, — реальная. Мужчина, которого предали, — я. Это было давно. Мы просто отдали этот сюжет персонажу Кости Юшкевича, потому что ему он больше подошел».
Все три друга влюблены в героиню Ирины Апексимовой, первую красавицу курса. Такой же была и ваша любимая женщина — Татьяна Скороходова…
Дмитрий
: «Да, тем не менее мне удалось ее завоевать. Конечно, возникают определенные аналогии. Каждый из нас рассказывал про ту любовь, которая была у него когда-то. Придумывать не очень выгодно, когда есть задумка показать всю искренность своего персонажа. И ты вспоминаешь, как это было с тобой, как переживал, страдал. После разрыва с Таней я поседел за неделю. Натурально вся челка стала седая».
Почему вы разошлись?
Дмитрий:
«Когда люди расстаются, в этом всегда виноваты оба: и моя вина была, и ее отчасти. Но, в общем, все происходило достаточно болезненно. Мои друзья и одноклассники, которые приходили на спектакль, признавались, что у них тоже возникало щемящее чувство ностальгии по прожитым годам, по чему-то недоделанному. Хотелось сгладить в своей голове воспоминания о каких-то событиях».
Вам не кажется, что идея фильма в чем-то перекликается с картиной «О чем говорят мужчины»?
Дмитрий:
«Мы поставили спектакль. А они первыми сделали кино. Я видел „О чем говорят мужчины“, мне понравилось. Наверное, идея, что называется, витала в воздухе. Ведь мы точно так же с друзьями собираемся, обсуждаем жизнь, политику, женщин».
То есть у вас тоже есть теплая компания, в которой можно вести задушевные беседы?
Дмитрий:
«Да, у меня есть друзья детства. Я, Родион Белецкий, Юра Бобров жили в одном дворе, только в разных подъездах. Потом вместе учились в театральной школе, затем ушли в армию. И сейчас общаемся, вспоминаем какие-то события из нашего прошлого».
Вы с ними «играете в правду»?
Дмитрий:
«Как сказал персонаж Гоши Куценко, «не надо, это может быть очень опасно». (Смеется.)
Говорят, что у вас существовал некий договор с друзьями: когда в вашей жизни появится женщина, которая начнет вами манипулировать, друг обязан на это указать…
Дмитрий:
«Да, это правда. Мы с Мишей Шевчуком (актер, режиссер. — Прим. авт.) давным-давно заключили такой «пакт». И это было правильно. Когда мы влюблены, то перестаем адекватно воспринимать себя, свои поступки, не замечаем тех изменений, которые с нами происходят, и иногда это может привести к печальным последствиям. А со стороны, как говорится, виднее. Мне вот папа иногда говорит: «Дима, не надо так делать, не надо».
И как?
Дмитрий:
«Помогает».
У вас был кризис среднего возраста?
Дмитрий:
«Да, депрессуха конкретная. Ничего не добился, семьи нет, с любимой опять расстался, надо кого-то искать. Сейчас понемногу выкарабкиваюсь из этого состояния. Стал умнее и мудрее. И понимаю, что не хочу терять ту женщину, которая рядом со мной».
Вы говорите о Ксении?
Дмитрий:
«Да. Она из Харькова, по образованию психолог, защищает диссертацию. Вот с ней мы сейчас и говорим о правде. (Смеется.) Но, наверное, не всегда нужно раскрывать детали своего прошлого. Лучше, конечно, ничего предосудительного не делать, чтобы потом врать не пришлось».
Когда, в какой момент вы поняли, что надо остепениться? Столько ярких историй у вас было…
Дмитрий
: «Я еще не до конца это понял, но к этому иду. (Смеется.) Я же говорил: я сам, по своей глупости терял то, что создавал. Сейчас мы с Ксенией вместе, нам хорошо. Она во многом мне помогает. Профессия психолога тесно связана с актерской. Есть такие понятия — «психологический жест», «мотивация поступков», «разбор сцен». Не так давно Ксения присутствовала на съемочной площадке. По сценарию я дрался с маньяком. Она все внимательно посмотрела и говорит: «Дима, маньяк не станет так эмоционально, агрессивно нападать. Он будет убивать спокойно, холодно и расчетливо, потому что совершал это уже много раз и уверен в своей правоте. Он воспринимает тебя не как человека, а как кусок мяса». Ксения мне это с точки зрения психологии объяснила. Я сказал об этом режиссеру, и он согласился: «Очень любопытное замечание». Мы вместе поправили эту сцену».
Она вас за человеческие качества полюбила или все-таки сыграло роль то, что вы известный актер?
Дмитрий:
«Она признавалась, что сначала вообще не хотела со мной знакомиться — именно из-за того, что я актер, публичная персона».
К тому же у вас репутация человека непостоянного…
Дмитрий:
«Ну да, да… Она уезжает из Москвы надолго и говорит: «Что-то неспокойно мне тебя оставлять». И я ее понимаю. Бросить меня одного на десять дней — чревато. Изначально по привычке я пытался смотреть налево. А потом сам себя стал останавливать: «Что? Опять наступаешь на те же грабли?!» Теперь Ксению успокаиваю: «У меня нет желания тебе изменять и погубить тем самым наши отношения».
У вас есть ощущение, что Ксения — именно та женщина, с которой вы можете прожить остаток жизни, вырастить и воспитать детей?
Дмитрий:
«Давайте на этот вопрос я буду отвечать в присутствии Ксении, потому что ответ зависит не только от меня и моих желаний».
Вас эти отношения изменили?
Дмитрий:
«Да. Мне знакомые говорят: «Дима, когда Ксения приезжает, ты становишься другим». Меньше во мне взрывного, нервного, дерганого — это точно».
И хочется любить весь мир и делать добрые дела?
Дмитрий:
«Я хочу создать приют для бездомных животных. Понимаю, что есть люди, которые нуждаются, есть больные дети, но им и так многие помогают. Животных жалко по той причине, что они сами не могут себя защитить от злобы и агрессии. Нашу первую кошку мы с братом нашли под слоями толя, которым покрывали крышу. Мы услышали мяуканье и обнаружили симпатичного трехцветного котенка, черно-рыже-белого. Взяли домой. Эта кошка долго прожила с нами. И потом у нас всегда были домашние животные. Сейчас у папы есть кошка, у меня попугай».
Каков для вас образ идеальной семьи?
Дмитрий:
«Я буквально вчера закончил пересматривать трилогию «Крестный отец». Ужас. Финальный кадр потрясает. Голливуд оглох от беззвучного крика Аль Пачино, когда убили его дочь. Он сам все разрушил. Но так же мог и создать. Кто-то говорит — семья в жизни главное, а кто-то считает, что работа, бизнес. Надо найти золотую середину. Я всегда восхищался Жераром Депардье, который в какой-то момент сказал своему агенту: «Оставьте меня в покое на год!» И уехал в кругосветное путешествие. Он знаменитость, всего добился сам, у него есть средства, чтобы содержать себя и семью. Но завидую. Тоже так хотелось бы».
В кругосветное путешествие?
Дмитрий:
«Ага!»
Вы байкер. Иван Охлобыстин рассказывал, что перестал гонять на мотоциклах после рождения третьего ребенка…
Дмитрий:
«Ну, может, и я после рождения третьего завяжу. Психолог вам скажет, что все взаимосвязано. Весь мой образ жизни, байкерство означали одно — что я боюсь ответственности и прикрываюсь красивыми словами о внутренней свободе. Сел на мотоцикл — и уехал от своих проблем. Только ведь на самом деле ничего не изменилось, поменялось только место разговора с самим собой. А какая разница, где в конце концов придется это делать: дома в Москве или в мотельчике под Москвой? Если почаще разговаривать с собой, может, и мотоцикла никакого не понадобится».
Вы в быту придирчивый человек?
Дмитрий:
«Если я долго живу с одной женщиной, то начинаю придираться: нужен обед, и выглаженные рубашки, и порядок в доме. А если я один, приходит ко мне домработница, а у меня по полу среди пыли стелются три дорожки: из коридора на кухню, в спальню и туалет. (Смеется.) Хотя когда я сделал ремонт в новой квартире, никто из гостей не остался равнодушным к тому, что получилось».
Своими руками?
Дмитрий:
«Нет. Но я это финансировал. Квартира выглядит потрясающе: камень, дерево, медь, бронза и латунь. Италия 30-х годов. Этот дизайн мне подарил мой близкий друг на день рождения. Игорь Северцев — он очень хороший дизайнер. У меня даже есть медные сковородки и кастрюли, которыми я пользуюсь и сам их чищу».
Вы, кстати, говорили, что много лет не ели мяса. С чем это связано?
Дмитрий:
«Да, лет двадцать не ел мяса, только курицу и индейку. Дело было так. Я держал пост. Потом на Пасху съел кусок свинины, и мне стало плохо. После этого я вообще не мог смотреть на мясо. Но сейчас я более лояльно к этому отношусь».
Если бы вам вернули молодость, что бы вы сделали по-другому?
Дмитрий:
«Наверное, бросил бы курить. То, что сейчас происходит со мной, меня более чем устраивает. Благодарен тем женщинам, которые меня любили, тем людям, которых встречал. Я ни о чем не жалею, хорошо, что все это было».
Актер Дмитрий Марьянов был известен не только ролями в кино и театре, но и бурной личной жизнью. Он женился только в 45 лет на психологе Ксении Бик, а до этого жил с фигуристкой Ириной Лобачевой, встречался с актрисой Евгенией Брик и завел ребенка с моделью Ольгой Аносовой.
Фото: РИА «Новости» / Илья Питалев
Первый серьезный роман Марьянова случился во время учебы в Щукинском училище, объектом симпатии стала однокурсница Татьяна Скороходова. Девушка была на два года старше и несколько месяцев не обращала на Дмитрия внимания, пишет eg.ru .
«Оказывал знаки внимания смешно и одновременно трогательно. Когда наш роман закрутился, в основном ведущей в паре была я», - вспоминает Татьяна. Влюбленные вместе жили в общежитии и часто ссорились, но быстро мирились, говорит Скороходова.
Особенно меня раздражало его состояние после попоек с друзьями. А кому пьяный мужик понравится?
Татьяна Скороходова.
Отношения Татьяны и Дмитрия длились три года, но браком так и не закончились: Дмитрий не хотел связывать себя семейными узами, хотя Татьяна говорит, что воспринимала его как супруга.
По сюжету фильма «Любовь», где мы с Димой снялись вместе, я выхожу за него замуж. Наши ребята сразу заявили: «Плохая примета! В жизни не поженитесь». Так и получилось
Татьяна Скороходова.
Расставание далось Дмитрию очень тяжело: «После разрыва с Таней я поседел за неделю. Натурально вся челка стала седая», - вспоминал он в интервью Womanhit .
Следующей пассией Марьянова была модель Ольга Аносова. Они познакомились в 1994 году, когда девушка вернулась после работы в Париже и поступила на режиссерское отделение ВГИКа. В то время Марьянов служил в «Ленкоме» и часто уезжал на гастроли, а Ольга посвящала все время учебе.
Когда у пары в 1996 году родился сын Даниил, Дмитрий не стал менять свой образ жизни, ребенком занималась мать. В итоге Ольга выгнала Марьянова из квартиры. Но бывшие сожители поддерживали дружеские отношения, отец оплачивал Даниилу частную школу.
Стандартное обвинение с его стороны: «Зачем ты воспитываешь из нашего сына девчонку?!" А я: «А как женщина еще может его воспитывать? Не нравится, приезжай и давай сам». - «Ну да, ты права». И все! Конфликт исчерпан
Ольга Аносова.
У Дмитрия был роман с актрисой Евгенией Брик (Хиривской), которую у Марьянова «увел» режиссер Валерий Тодоровский, вспоминает Аносова.
Очень хорошая девушка из интеллигентной семьи. Валерка сразу оценил ее по достоинству и у Димки отнял
Ольга Аносова.
Следующей партнершей Марьянова стала танцовщица театра Моссовета Ольга Силаенкова. Пара сходилась и расходилась несколько раз и в итоге, по словам Ольги Аносовой, рассталась из-за постоянных сцен.
Очень вульгарная особа. Девочка ничего из себя не представляла и, как только у нее появился Димка, тут же уселась ему на шею
Ольга Аносова.
Роман Дмитрия и известной фигуристки Ирины Лобачевой закрутился на съемках программы «Ледниковый период». В 2007 году спортсменка развелась с мужем и партнером Ильей Авербухом и призналась , что Марьянов поддержал ее в тяжелое время.
Долгое время мы просто дружили. И он как друг знал о моих связях с другими мужчинами, которые у меня были сразу после развода. А потом я его разглядела, поняла - он больше, чем просто друг
Ирина Лобачева.
Лобачева очень хотела родить второго ребенка (первый сын Мартин рожден в браке с Авербухом) и была готова не вступать в официальных брак с Марьяновым. Однако, по данным прессы , именно отказ Дмитрия от серьезных обязательств стал причиной их расставания в 2011 году.
Долгие годы Дмитрий называл себя убежденным холостяком, говорил, что не хочет потерять свободу, а его несносный характер невозможно выдержать. Обсуждать подробности своих романов в прессе он наотрез отказывался и однажды высадил журналиста , который брал у него интервью в машине.
Дело даже не в штампе в паспорте. Есть такое дурацкое понятие - страх потерять свободу. А о чем на самом деле шла речь? Я боялся потерять сексуальную разнузданность
Дмитрий Марьянов.
Но все изменилось с появлением в жизнь Марьянова психолога Ксении Бик. Девушка из Харькова стала первой и единственной официальной супругой актера, он женился в 45 лет, в 2015 году. Ксения на 17 лет младше мужа, у нее есть дочь Анфиса.