От кого родила адель фуше. Чем страдала дочь Виктора Гюго? Настоящая любовь писателя
Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.
Детство и юность
Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.
Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».
Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.
Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.
Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.
Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.
Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.
Литература
Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.
Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.
Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.
Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.
Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.
В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.
Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.
Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.
Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.
Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.
Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.
Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.
"Отверженные"
Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.
Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.
Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"
Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.
По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.
Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"
Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.
"Собор Парижской Богоматери"
Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.
Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.
Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).
Личная жизнь
Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.
Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.
У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.
Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.
Смерть
Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.
Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.
Библиография
- «Отверженные»
- «Собор Парижской Богоматери»
- «Человек, который смеется»
- «Последний день приговоренного к смерти»
- «Девяносто третий год»
- «Козетта»
- «Труженики моря»
- «Гаврош»
- «Клод Ге»
- «Эрнани»
Цитаты
- «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
- «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
- «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
- «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
- «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
- «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».
Адель Фуше
Весьма активная рогоносица
Заниматься любовью с собственной женой – это то же самое, что стрелять в неподвижных уток.
Гручо Маркс
Аде? ль Фуше? (1803–1868) – дочь соседей французского писателя Виктора Гюго, на которой он женился.
Пабло Чакон в «Личных конфликтах знаменитых людей» рассказывает историю Адель, жены писателя Виктора Гюго, описывая ее как смесь псевдомазохизма, нежности, пособничества и истерии. С самого начала она была подавлена сексуальным напором романиста, который в первую брачную ночь обладал ею до восьми раз, и в конце концов решила принимать его без сопротивления, таким, какой он есть, и помогать ему вести переписку с его любовницами. Дело не только в том, что она следила за тем, чтобы он пунктуально отвечал им всем, а ее оставил в покое, она при этом была счастлива, что это поддерживало хорошее сексуальное здоровье ее мужа, которого она считала одним из самых значительных людей в мире.
Это была настоящая женщина своего времени, которая сумела до последнего момента сопровождать своего эгоистичного и сладострастного мужа. Более того, она сама, ощущая приближение конца, озаботилась тем, чтобы подыскать себе заместительницу, и вежливо попросила эту любовницу мужа, чтобы та пришла ей на смену и взяла на себя заботу о нем.
Литераторы - это пленники вдохновения. В своих избранницах они упорно хотят видеть неземных созданий, единомышленниц и античных богинь, и романтически страдают, обнаруживая в них всего лишь женщин. Не был исключением из правила и великий французский писатель Виктор Гюго.
Первое сильное чувство Гюго испытал будучи еще подростком, когда по уши влюбился в соседскую дочку, Адель Фуше - буржуазную и благопристойную девицу из весьма состоятельного семейства. Однажды, сидя под высокими каштанами, молодые люди признались друг другу в той вечной любви, которую так охотно описывали поэты-сентименталисты. Как говорил сам Виктор, «сердечная склонность обратилась в неодолимое пламя». Зимой 1820 года между влюбленными завязалась страстная переписка, которая привела к обоюдному желанию пожениться. Семья Фуше была не прочь породниться с сыном генерала наполеоновской империи, но мать Виктора видела в этом браке опасность для будущей карьеры своего любимца. Разрыв стал неизбежен - между влюбленными пролегла горькая полоса молчания.
Через год Гюго вновь встретился с Аделью Фуше, и прежнее чувство вспыхнуло с новой силой. Развязка романа произошла неожиданно. В июне 1821 года скончалась мать Виктора. После того как были исполнены все горестные обязанности, у влюбленных появилась возможность подумать о своем будущем. Вскоре они получили согласие родителей Адели на помолвку, а в октябре 1822-го в соборе Сен-Сюльпис состоялось их бракосочетание. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней законной супругой великого литератора, матерью пятерых его детей, в том числе любимой дочери Леопольдины. «Важнее всего на свете, важнее дочери, важнее Бога - твоя любовь», - говорил Гюго, однако эти его слова были уже обращены не к жене, а к любовнице - очаровательной актрисе Джульетте Друэ. Что же заставило счастливого мужа Адели Фуше обзавестись любовницей?
Слава пришла к Виктору Гюго так рано, как редко приходит к поэтам и мечтателям. Он намеревался устроить революцию «во французской музе», и ему это удалось. Его поэтические сборники и драмы - «Оды и баллады», «Кромвель», «Восточные мотивы» - поражали современников виртуозностью, мастерством, богатством поэтических находок. Если и было время, когда Гюго казался самым счастливым человеком на свете, то именно в конце 1820-х годов. Семейная жизнь была преисполнена любви и обожания, у супругов Гюго росли уже двое детей, издатели хорошо платили за книги. А просторный особняк, снятый отцом семейства, оказался «поистине обителью поэта, притаившейся в конце тенистой аллеи, за которой зеленел романтический сад с очаровательным прудом и деревенским мостиком».
Единственное, что печалило Гюго в то благополучное время, - странные отношения его Адели с поэтом и другом семьи Сент-Бёвом. Оказалось, что Сент-Бёв был безумно влюблен в жену Гюго, а возможно, и завидовал его славе. А завидовать было чему. С появлением «Эрнани» «Собора Парижской Богоматери», сборника стихов «Осенние листья» Виктор, бесспорно, стал первым, что не доставляло особой радости другим литераторам. Он прекрасно понимал душевное состояние друга, но в данной ситуации это служило слабым утешением. Вскоре Гюго стало известно, что банальная история, случающаяся со многими мужьями, произошла теперь и с ним: жена всерьез увлеклась Сент-Бёвом.
Тонкая и ранимая натура творца не позволяла Виктору смириться с предательством близкого человека. Он тяжело переживал измену жены с другом, и только литература спасала его. Именно в этот сложный период писателя в его жизни и появилась Джульетта Друэ. Судьба свела будущих любовников в одном из парижских театров, где Гюго работал над постановкой своей новой пьесы «Лукреция Боржиа». Небольшую роль принцессы Негрони в спектакле должна была играть одна из самых блистательных красавиц Парижа того времени - Жюльетт Друэ. Очарованный красотой и манерами молодой актрисы, мэтр не смог сдержать своих чувств. Его страдающая душа жаждала утешения. Через четыре дня после премьеры они бросились друг другу в объятия.
Много лет спустя в письме к Джульетте Гюго признался, что в тот момент она буквально вернула его к жизни: «У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля 1833 года. Первое рождение дало мне жизнь, второе дало мне страсть». Их связь длилась целых полвека. И в кого бы потом ни влюблялся Гюго, он всегда возвращался к Джульетте, ставшей ему и любовницей, и другом. При этом он сумел сохранить теплые отношения с Аделью и дружбу со своими детьми.
Настоящая фамилия Джульетты - Говен. Ее родители умерли, когда она была еще младенцем. Заботу о ребенке взял на себя дядя, чье имя - Друэ - и стало впоследствии ее сценическим псевдонимом. Воспитывалась девочка в католическом пансионе, где получила неплохое по тем временам образование. Со временем Джульетта пришла к мнению, что девушка, вышедшая из низов, может обратить на себя внимание не только красивой внешностью, но и образованностью. Поэтому она много читала и к моменту окончания обучения уже знала, чего хочет от жизни.
Оказавшись за воротами пансиона, Джульетта решила, что непременно станет актрисой. В то время это была не столько профессия, сколько образ жизни. Представительницы ее должны были уметь красиво одеваться, тратить деньги, брать кредиты, делать долги и тонко играть на чувствах богатых мужчин, которые бы все это оплачивали. Джульетте, с ее врожденным чувством юмора и элегантной внешностью, все это удавалось без особого труда. Она никогда не скрывала своего простого происхождения, наоборот, подчеркивала его и кокетливо использовала в своих отношениях с мужчинами. Поэтому у нее никогда не было проблем с деньгами: всегда находился кто-то, кто мог бы за нее заплатить. Работа в театре на первых порах тоже приносила определенный доход, но Друэ была достаточно умна, чтобы понимать, что так не может продолжаться всю жизнь, ведь молодость не вечна.
К моменту знакомства с Гюго Джульетте исполнилось уже 26 лет. Она привыкла к тому, что знакомые мужчины были в восторге от ее жгучего темперамента и импульсивности. Каких взглядов на жизнь придерживалась Друэ, можно судить по ее знаменитому высказыванию: «Женщина, у которой всего один любовник, - ангел, у которой два любовника, - чудовище. Женщина, у которой три любовника, - настоящая женщина». За время жизни в Париже Друэ стала типичной куртизанкой, жившей за счет своих богатых обожателей. Среди ее любовников был знаменитый французский скульптор Д. Прадье, для которого вначале она служила моделью, а через два года стала матерью его ребенка. Джульетта покорила Прадье своей неподражаемой улыбкой. В такие минуты она превращалась в ребенка, ее лицо излучало наивность и чистоту. Именно эта улыбка и свела с ума великого Гюго.
Очень скоро Виктор понял, что посредственная актриса Друэ может быть чудесной любовницей и все понимающей подругой. Она не настаивала на разводе, а требовала только любви. Недавняя натурщица была женщиной не только очень красивой, но и очень чувственной. Нескрываемое равнодушие супруги писателя к «радостям любви» не выдерживало никакого сравнения с веселой вседозволенностью молодой подруги. Гюго снял для нее жилье оплачивал все расходы, а взамен требовал безоговорочного послушания. Ради него Друэ покинула театральную сцену, отказалась от светской жизни и своих многочисленных поклонников, превратившись в «тень гения». Это была его Муза, вдохновлявшая на творческие подвиги.
Страстные чувства к Джульетте проявились в поэтической лирике Гюго, которая приобрела в ту пору очень личностный характер. Он воспевал обычные радости семейной жизни, домашнего очага, красоту природы, величие любви, счастье иметь детей. Эти темы впервые появились в его творчестве именно теперь, ранее он интересовался только средневековой историей и междоусобными войнами.
Летом 1834 года Гюго, соблюдая светские приличия, отдыхал с семьей в провинции. Но он не представлял уже себе жизни без Джульетты, поэтому она жила рядом, в нескольких километрах. Любовники часто уединялись вдали от любопытных глаз, а когда встреча была невозможна - обменивались нежными письмами.
Почтовым ящиком служил старый каштан. «Да, я пишу тебе! И как я могу не писать тебе... И что будет со мной ночью, если я не напишу тебе этим вечером?.. Моя Джульетта, я люблю тебя. Ты одна можешь решить судьбу моей жизни или моей смерти. Люби меня, вычеркни из своего сердца все, что не связано с любовью, чтобы оно стало таким же, как и мое. Я никогда не любил тебя более, чем вчера, и это правда... Прости меня. Я был презренным и чудовищным безумцем, потерявшим голову от ревности и любви. Не знаю, что я делал, но знаю, что я тебя любил...» - писал любовнице Гюго. Ответы Джульетты столь же страстны: «Я люблю тебя, я люблю тебя, мой Виктор; я не могу не повторять этого снова и снова, и как сложно объяснить то, что я чувствую. Я вижу тебя во всем прекрасном, что меня окружает... Но ты еще совершеннее... Ты не просто солнечный спектр с семью яркими лучами, ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь. Это все ты, а я - я смиренная женщина, которая обожает тебя. Жюльетт».
Адель, официально оставаясь мадам Гюго, закрывала глаза на «шалости» мужа. Казалось, чисто номинальные отношения устраивали их обоих, к тому же любовница не требовала развода. Она просто стала спутницей жизни знаменитого литератора и вдохновительницей его творчества. Друэ жила в уединении, занимаясь обработкой рукописей, и первой узнавала обо всех новых творениях своего гениального любовника. Дом она покидала только летом, время совместных путешествий по Европе. Гюго, ввиду большой занятости, не мог навещать ее каждый день, но всегда присылал записки. Со временем отлучки становились рее продолжительней, все чаще письма заменяли встречи: «Ты самый великий, самый прекрасный... Любимый, прости мне мою безмерную любовь к тебе... Видеть тебя - значит жить; слышать тебя - значит мыслить; целовать тебя - значит возноситься к небесам... Здравствуй, мой возлюбленный, здравствуй... Как ты себя чувствуешь нынче утром? Я же могу только одно: благословлять тебя, восторгаться тобой и любить тебя всей душою...»
Яркая личность и слава Гюго, словно своеобразный нектар, привлекали парижанок, и писатель всегда был окружен толпами поклонниц. Частенько он увлекался той или иной молоденькой почитательницей его таланта. Этой привычке он не изменил до глубокой старости. Бывало и так, что, увлекшись очередной женщиной, Гюго среди утренней почты искал конверт, надписанный вовсе не рукой стареющей Джульетты. Ее письма оставались непрочитанными. Последние записи о его «подвигах» в возрасте 83 лет встречаются в дневнике писателя за четыре месяца до его кончины.
Случались и курьезы. Одно время дамой его сердца была молодая блондинка Леони д"Онэ, жена придворного художника Огюста Биара. Однажды по просьбе мужа, подозревавшего измену, в укромную квартирку Гюго, предназначавшуюся для тайных свиданий, нагрянула полиция и застала любовников «за интимным разговором». В то время во Франции адюльтер сурово карался. Леони была арестована, а Гюго отпущен, поскольку, будучи пэром, он имел статус неприкосновенности. Над этой комичной ситуацией немало поиздевались газеты: любовница оказалась за решеткой, а ее соблазнитель остался на свободе. Дело дошло до короля. Тот посоветовал писателю уехать на время из Парижа. Но Виктор предпочел спрятаться у верной Джульетты.
И все же, несмотря на все свои романы, лишь Джульетту Гюго всегда называл своей «истинной женой». Это она поддержала писателя в сентябре 1843 года, когда его любимая дочь Леопольдина утонула вместе со своим мужем Шарлем Вакери, катаясь в лодке по Сене. Гюго с Друэ совершал тогда трехнедельное путешествие по Испании и узнал о трагедии из случайно попавшейся на глаза газеты. Горе его было бесконечным, но Джульетта была рядом, и постепенно боль утраты притупилась.
В 1848 году в связи с избранием Гюго депутатом Парижа началась его политическая карьера. Сначала писателю удавалось удачно лавировать между республиканцами и монархистами, но когда нужно было принять судьбоносное решение, он отказался поддержать кандидатуру будущего короля, Наполеона III, племянника великого Бонапарта и героя его будущего сатирического памфлета «Наполеон-малый». Это стоило писателю двадцати лет жизни вдали от родины.
После государственного переворота 1851 года Виктор узнал, что его голова оценена в 25 тысяч франков, а позднее Бонапарт дал понять, что «изменника» могут «случайно» убить на месте в случае поимки. Некоторое время Гюго жил на нелегальном положении, а 11 декабря с добытым Джульеттой Друэ фальшивым паспортом спешно покинул Париж и направился в Брюссель. Джульетта в очередной раз простила своему любовнику многочисленные измены и тайно последовала за ним сначала в Бельгию, а затем в Англию. В такие минуты именно для нее писал Виктор Гюго стихи, в которых старался определить, чем стала их любовь за это время:
Два сердца любящих теперь слились в одно.
Воспоминания сплотили нас давно,
Отныне нам не жить отдельно друг от друга.
(Ведь так, Джульетта, так?) О, милая подруга,
И вечера покой, и луч веселый дня,
И дружба, и любовь ты все, все для меня!
За границей Гюго стал символом интеллектуального сопротивления наполеоновской диктатуре. Декретом от 9 января 1852 года он был объявлен «писателем в изгнании». Но благодаря влиятельным связям жене Гюго удалось добиться сохранения за ним авторских прав и жалованья академика, однако помешать распродаже с торгов движимого имущества Адель не смогла. Для Виктора и Джульетты началось пятилетнее существование на съемных квартирах, которое окончилось, лишь когда писатель приобрел виллу на острове Гернси.
Но туда к изгнаннику приехали мадам Гюго с дочерью Аделью, старший сын Шарль а чуть позже, после выхода из тюрьмы, к семье присоединился второй сын писателя - Франсуа Виктор. Здесь, как и в Париже, Гюго жил, подчиняясь строгой дисциплине. Вставал он очень рано, обливался холодной водой, а после завтрака, состоявшего из двух яиц и черного кофе, каждый день совершал необычный ритуал: посылал воздушные поцелуи в направлении соседнего дома, где жила Джульетта Друэ, и в знак того, что ночь прошла хорошо, вывешивал на перилах балкона белую салфетку. Затем Гюго работал до полудня, а после второго завтрака встречался с Джульеттой, и они вместе отправлялись на прогулку по живописным местам острова. Можно сказать, что писатель был вполне доволен жизнью в изгнании.
В отличие от Гюго, его близким не нравилось уединенное существование на острове. И хотя в течение трех лет родные полностью разделяли судьбу писателя, давалось им это нелегко. Гернсийское общество не захотело принимать изгнанников в свои ряды. Вскоре сын Шарль сообщил отцу, что решил покинуть остров и не играть более «комедию ссылки». Мадам Гюго последовала за ним и поселилась в Брюсселе. Вслед за этим на писателя обрушилась новая беда: неврастения его дочери Адели прогрессирует и переходит в безумие. Она убегает из дома, преследуя молодого англичанина, лейтенанта Пинсона, в полной уверенности, что тот должен на ней жениться. Следы ее теряются в Канаде. (И только в 1872 году Адель в совершенно невменяемом состоянии привозят на родину и помещают в лечебницу, где она и находилась до самой смерти.)
Писатель мужественно переносил все удары, ниспосланные судьбой. В письме в Париж 22 февраля 1852 года Гюго пишет: «Надо достойно пройти парадом, который может окончиться быстро, но может быть и долгим». Все это время преданная Джульетта была рядом с ним. Из любовницы она превратилась в единомышленника, секретаря и архивариуса. Связь любовников стала настолько тесной, что даже Адель перед своей смертью просила прощения у мужа и у Джульетты. За месяц до кончины, летом 1868-го, она разрешила подруге Виктора войти в круг их семьи, смирившись с его неотделимой «тенью».
Через три года после смерти жены 70-летний Гюго вместе со своей верной подругой вернулся на родину. Франция встретила его восторженно, окружив прославленного писателя почитанием, любовью и восхищением. Джульетта по праву разделила с ним эти почести. Впрочем, теперь это было для нее не столь важно. Она прожила со своим кумиром почти целую жизнь в качестве любовницы и давно свыклась со своим положением, не претендуя на большее. Тем более, что свои привычки в отношении противоположного пола престарелый Фавн никогда не оставлял. Как писал его биограф Андре Моруа: «До конца жизни в нем не угасала требовательная, неутолимая мужская сила... В своей записной книжке, начатой 1 января 1885 года (в год его смерти), Гюго еще отметил восемь любовных свиданий, и последнее произошло 5 апреля».
Последние годы жизни великого писателя прошли в атмосфере всеобщего почитания и материального благополучия благодаря бесконечным переизданиям всемирноизвестных романов. В январе 1876-го его избрали в Сенат, однако возраст брал свое. Летом 1878 года у Гюго произошло кровоизлияние в мозг, от которого он вскоре оправился, но после этого практически ничего не написал. Теперь большую часть времени он проводил дома, принимая знатных иностранцев, желающих посмотреть на знаменитость. И тем не менее умудрился-таки соблазнить замужнюю Жюдит Мендес, 22-летнюю дочь писателя Теофиля Готье.
28 февраля 1882 года Гюго отметил свое восьмидесятилетие. В этот день мимо дома французского гения на проспекте Эйлау прошло более 500 тысяч человек, приветствуя его, а вечером состоялось сотое представление драмы «Эрнани», в котором роль доньи Соль играла знаменитая Сара Бернар. (Кстати, ее, похоже, не без оснований тоже считали любовницей Виктора.)
А его верная подруга Джульетта Друэ теперь почти не расставалась со своим любимым. Вместе с тем они сохранили привычку по всякому поводу посылать друг другу письма. Зимой 1883 года, поздравляя спутника жизни с Новым годом, Джульетта писала: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счастлива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: "Я люблю тебя"». Это было последнее из |5 тысяч писем, написанных ими за полвека любовных отношений. В мае того же года Джульетты не стало - она скончалась от рака. В последние дни Гюго успел подарить подруге свою фотографию с дарственной надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков».
Писатель был раздавлен горем, у него не нашлось сил даже присутствовать на похоронах своей Джульетты. Жизнь потеряла смысл, ведь вместе с Друэ ушло все его прошлое. Ее красота и память о счастливых днях, проведенных вместе, теперь представлялись ему сказкой.
Смерть унесла и обоих сыновей Гюго. На старости лет не остался одиноким дедом двоих внуков - Жоржа и Жанны. Оказавшись в одиночестве, Виктор Гюго практически ничего больше не написал. В его записной книжке были найдены лишь грустные слова: «Скоро я перестану заслонять горизонт».
Великий французский писатель, вождь и теоретик французского романтизма умер 22 мая 1885 года. По роковому стечению обстоятельств это произошло в день именин его верной подруги - Джульетты Друэ.
© Все права защищены.
Любовная связь писателя Виктора Гюго и актрисы Жюльетты Друэ продлилась пятьдесят лет. Иногда — очень редко — до полувекового юбилея можно дожить в счастливом браке. Но почти невозможно любить полвека без надежды соединить судьбы, любить с неутихающей страстью, превозмогая отчаяние и ревность.
Они познакомились в конце 1832 года. Гюго достиг тридцатилетия, он был популярным поэтом и драматургом. Мадемуазель Друэ тогда было двадцать шесть лет, она прославилась своей красотой и была вполне успешной актрисой.
Пьесу Виктора «Лукреция Борджиа» ставили на сцене театра Порт-Сен-Мартен, в труппе которого состояла Жюльетта. Ей досталась до обидного крохотная роль принцессы Негрони: всего один выход, лишь несколько реплик.
Но актриса сказала драматургу, что «В пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает».
Гюго счел это остроумным, с интересом посмотрел на молодую женщину, она ответила ему прямым смелым взглядом. И. как это часто случается в романах и почти никогда в жизни, — между ними вспыхнула первая искра чувства.
Виктор-Мари Гюго ко времени знакомства с Жюльеттой был женат на Адели Фуше, с которой был знаком с девяти лет. Вернее, почти женат, в чем невольно повторил судьбу своего отца, Жозефа Гюго, капитана революционной армии.
Брак между этим веселым, благодушным и легкомысленным офицером и серьезной, образованной, волевой мадемуазель Софи Требюше удивил всех их знакомых и очень быстро стал несчастливым — слишком уж различны были супруги по происхождению, характеру и привычкам.
Софи разочаровалась в муже вскоре после того, как родила первого сына, Абеля, влюбилась в другого мужчину — в изысканного, спокойного и во всём ей подходящего полковника Лагори, когда ждала второго сына, Эжена.
И все же расстаться с мужем не сумела, поэтому 26 февраля 1802 года на свет появился третий и последний сын: Виктор-Мари Гюго. Встречи родителей становились все более редкими. Жозеф Гюго, сделавший блестящую карьеру в наполеоновской армии, стал генералом, прошел через Италию и Испанию, где завел ceбе «походную жену», авантюристку, именуемую «графиней де Салькано».
Софи Гюго во Франции ответила на чувства Лагори: его обвиняли в участии в заговоре против Наполеона, ему приходилось скрываться, и это придавало ему очарование в глазах романтически настроенной женщины. Скрывался Лагори, которого в 1812 году все-таки арестовали и вскоре казнили, большей частью в Париже, в доме Гюго на улице Фельянтинок.
Сыновья его возлюбленной видели в нем отца. Особенно выделял Лагори Виктора, живого, решительного и умного. Лагори дарил мальчику книги с роскошными иллюстрациями и способствовал тому, чтобы Виктор как можно раньше начал учиться. Он восхищался первыми стихотворными опусами Виктора, предсказывая ему блестящее литературное будущее. Когда Виктору исполнилось пятнадцать, его стихи были отмечены на конкурсе Французской Академии.
В семнадцать лет он получил две премии на конкурсе молодых поэтов, успешно издавал журнал «Литературный консерватор», в котором печатал свои произведения под разными псевдонимами.
Одна из его статей, «Ода на смерть герцога Беррийского», заслужила одобрение Людовика XVIII, но это молодого автора а взволновало куда меньше, чем объяснение в любви с Адель. В детские годы Виктор не питал никакого интереса к соседской девочке, которая была на год его младше. Лишь в семнадцать лет юноша вдруг разглядел красоту девушки, влюбился, признался получил ответное признание…
Но все его мечты оборвал суровый запрет матери: гордая аристократка, свободолюбивая вольтерьянка не желала даже слышать о браке между сыном и девушкой из семьи буржуазной, полумещанской и не в меру религиозной. Виктор не мог ослушаться мать, но продолжал любить Адель, писал ей бесчисленные письма, ходил по улицам следом за ней, ревновал к прохожим, которые осмеливались излишне откровенно ею любоваться.
Виктор боготворил целомудрие своей избранницы. Он был юношей здоровым и очень страстным. Но свою страстность, то плотское вожделение, которое он испытывал к Адели — и к женщинам вообще, — Виктор считал проявлением низменным. Он всю жизнь будет чтить целомудрие и бороться с похотью. Сам он борьбу проиграет, но всех своих выдающихся героев сделает непорочными. И чистоты будет требовать от всех женщин, которых полюбит…
В 1821 году Софи Гюго скоропостижно скончалась от воспаления легких. Виктор отчаянно горевал, но — у него появилась возможность возобновить ухаживания за Аделью Фуше.
С отцом, который едва овдовев, женился на своей давней возлюбленной «графине де Салькано», ни он, ни братья отношений не поддерживали: отказались от его помощи и какое-то время пытались выживать самостоятельно, то есть — практически в нищете. Разумеется бедность была препятствием и для брака с Адель Фуше, но девушка дала Виктор клятву верности, и в письмах они называли друг друга «мужем и женой».
С отцом Виктор в конце концов примирился и даже полюбил его, даже с мачехой установились хорошие отношения.
Признанный сын генерала Гюго сразу стал желанным зятем для семьи Фуше, а тут еще сборник стихов принес юноше ощутимую прибыль, а король Людовик XVIII решил поддержать Гюго и определил ему содержание 1000 франков в год. 12 октября 1822 года Виктор и Адель обвенчались.
Увы, их бракосочетание сопровождалось вторым после смерти матери серьезным несчастьем в жизни Виктора: его брат Эжен, неудачливый поэт, завидовавший успехам младшего и так же влюбленный в Адель Фуше, от переживаний сошел с ума.
Виктор же получил сильнейший комплекс вины, и с тех пор в его драмах то и дело появлялись братья-соперники и братья-предатели. Виктор одновременно стремился к славе, наслаждался ее плодами и переживал из-за того, что ему казалось — он похитил у Эжена его часть удачи.
Ведь мало у кого из писателей была такая счастливая литературная судьба, как у Виктора Гюго. Как поэт, он пользовался популярностью, его роман «Собор Парижской Богоматери» принес славу, его пьесы в театре шли с неизменным успехом.
Виктор считал свое супружество с Аделью идеальным, он обожал жену и, несмотря на молодость, стал нежным и заботливым отцом. Госпожа Гюго в первые десять лет брака все время или носила во чреве ребенка или кормила очередного новорожденного, и порядком утомилась от материнского бремени.
У нее не хватало сил отвечать на пылкость своего мужа, супружеские обязанности превратились для нее в тяжелую повинность.
Кончилось все тем, что она влюбилась в друга Гюго, поэта и критика Сент-Бева, который из-за физического изъяна не мог претендовать на телесную близость с ней, зато завладел ее сердцем, культивируя «возвышенную любовь».
Для Гюго это было равносильно измене. Его отвергли и предали те, кого он считал самыми близкими: жена и друг. Именно в этот тяжелый для себя период Виктор Гюго познакомился с Жюльеттой Друэ.
Жюльетта родилась в 1806 году, в Фужере. Ее мать умерла рано, Жюльетта не помнила ее, да и отца тоже: Жюльен Говэн, портной по профессии, ушел в банду контрреволюционеров-шуанов. Жюльетта воспитывалась в пансионе при монастыре бенедиктинок и, будучи натурой впечатлительной, так прониклась красотой «католических обрядов и целомудренного самопожертвования, что едва не стала монахиней.
Отговорил ее, как ни удивительно, архиепископ парижский монсеньер де Ладана: он исповедовал девиц, желавших дать монашеский обет, и счел, что Жюльетта не подходит для монастыря. Архиепископ оказался прав: прямо из монастырских стен эта красавица с изумительной фигурой попала в мастерскую скульптора Жан-Жака Прадье.
Она позировала ему обнаженной для нескольких статуй. Он стал ее первым любовником и отцом ее единственной дочери Клер. Прадье не признал дочь и не собирался жениться на Жюльетте, но претендовал на роль друга и советчика в житейских делах. Прадье убедил девушку сменить отцовскую фамилию на материнскую, более изящную и звучную.
Следуя его наставлениям, Жюльетта стала актрисой и известной куртизанкой. Она сделала блестящую карьеру в обеих сферах: в театре получала все более заметные роли, а на содержание ее брали все более богатые и знатные люди.
Андре Моруа в книге «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» перечислил тех ее любовников, чьи имена сохранила история.
При этом Жюльетта была достаточно романтична, чтобы желать возвышенной любви. Он утверждала, что мечтает стать «страстно любящей подругой честного человека».
Альфонсу Карру она писала: «Гордость не позволяет мне лгать: я вас оставлю, брошу вас, покину и землю и даже жизнь, если найду человека, чья душа будет ласкать мою душу также, как вы любите ласкать мое тело…»
Она нашла своего героя 17 февраля 1833 года. Первая же ночь стала для целомудренного Виктора Гюго ночью откровений. Он не только заполучил женщину, в которую был влюблен, редкостную красавицу
«с глазами ясными и сверкающими, как алмазы, с чистым, светлым челом… ее шея, плечи и руки поражают чисто античным совершенством линий; она достойна вдохновлять ваятелей и быть допущенной на соревнование красавиц вместе с молодыми афинянками, когда они сбрасывали с себя покровы перед Праксителем, замыслившим изваять Венеру…»
Что еще важнее — впервые оказался с женщиной, искушенной в постельных играх. Сам по природе пылкий, со своей невинной и холодной супругой Гюго никогда не получал такого удовольствия от близости, какое дала ему Жюльетта. И влюбленность превратилась в ревнивую страсть собственника. Ему повезло: в Жюльетте он встретил столь же сильное желание отдать себя без остатка.
Весь Париж судачил о любовной связи знаменитого поэта с куртизанкой. Наиболее добродетельные друзья Гюго пытались упрекнуть его за грехопадение, но он чувствавал себя слишком счастливым, чтобы сожалеть об этом.
Адель Фуше знала, что у ее мужа приключился роман, но, поскольку сама в ту пору еще находилась в плену своих чувств к Сент-Беву, с легкостью изображала всепрощающую подругу.
Жюльетта боготворила Виктора. Она наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Она была горда и счастлива тем, что Виктор выслушивает ее воспоминания о деревенском детстве и становится поверенным в ее исповеди.
Она искренне и с наслаждением раскаивалась во всех своих грехах. А Виктор хотел помочь любимой женщине искупить проступки юности. Он твердил Жюльетте о любви «полной, глубокой, нежной, пламенной, неистощимой», он рвался на свидания с ней, а если не мог встретиться — каждый день пoсылал ей многословные письма, он посвящал ей стихи…
И вместе с тем — очень много от нее требовал. В первую очередь – чистоты, Гюго презирал продажных женщин. Его возлюбленная не должна была состоять на содержании у богачей! Правда, сам он не мог дать ей достойного содержания. Но что такое богатство и комфорт по сравнению с любовью? Виктор был уверен, что Жюльетта легко и с удовольствием принесет в жертву любви свое материальное благополучие.
Он ждал этого от нее. И когда она это сделала, отказавшись от всех своих порочных связей, отказавшись от квартиры, которую оплачивал для нее Демидов, Гюго принял ее жертву как нечто само собой разумеющееся. С тех пор в его романах и пьесах регулярно будут появляться влюбленные и раскаявшиеся куртизанки. Он словно самому себе доказывал, что и блудницы могут быть достойны любви.
Мадемуазель Друэ, отказавшись от состоятельных покровителей и оставив театр, впала практически в нищету. Она не умела экономить, ее осаждали кредиторы, и уже в январе 1834 года ей пришлось заложить в ломбард гардероб, и все равно оставались долги.
Когда Жюльетта призналась в них любовнику, Гюго сначала возмутился — он привык экономить и не понимал, как другие могут быть расточительны, — потом помог все-таки любимой женщине расплатиться, не скрывая, впрочем, что ему это дорого стоило, и сопроводил присланные ей деньги драматическим письмом.
Жюльетта раскаивалась снова и снова. Она стала вести учет расходов и отчитываться любовнику в каждом потраченном сантиме. Гюго считал, что просто давать Жюльетте деньги на жизнь было бы безнравственно, это вернуло бы ее в прежнее постыдное положение содержанки. Он «нанял» свою возлюбленную в качестве секретарши, поручил ей переписывать набело описи.
Жюльетта была в восторге от оказанной ей чести. Она вообще проявляла к творчеству Виктора куда больше интереса, чем его законная жена. Адель была безразлична ко всему, кроме достатка и славы, приносимых литературной деятельностью Гюго, а Жюльетта сохраняла его черновики, обсуждала с ним сюжеты будущих книг.
С нею первой Гюго говорил об «Отверженных», когда величайший его роман был не более чем смутной идеей. Получала она и другие награды: духовного, особенно ценимого Жюльеттой свойства. Гюго подарил ей альбом, в котором каждый день, когда бывал у любовницы, оставлял запись.
Между тем жилось его богине все труднее. Экономить у мадемуазель Друэ не получалось. Она снова влезла в долги, но теперь боялась рассказать о них строгому любовнику. Гюго снимал для нее скромную квартирку в Париже, в доме №14, в квартале Марэ.
Жюльетта превратила ее в уютное гнездышко, где Виктору работалось едва ли не лучше, чем в роскошном кабинете дома. Жюльетта научилась идеально очинять для него перья. Гюго писал, сидя за столом, а она лежала на кровати и неотрывно им любовалась.
Когда он уходил, Жюльетта разбирала его черновики и переписывала то, что он поручал ей переписать, и в этих занятиях находила высший смысл жизни и главную свою радость.
Чтобы угодить Виктору, Жюльетта вела очень замкнутый образ жизни. Гюго не желал, чтобы кто-то видел ее, чтобы она заводила какие бы то ни было знакомства. Поначалу Жюльетта пыталась протестовать. Потом смирилась: раз так хочет ее божество — да будет так, она принесет ему в жертву еще и свою физическую свободу.
Это было тем более мучительно, что Гюго, окончательно распрощавшись с пестуемым им целомудрием, стал охотно отвечать на заигрывания всех хорошеньких и доступных женщин, с которыми его сводила жизнь. Был период, когда он настолько увлекся этими «опасными связями», что почти перестал посещать мадемуазель Друэ.
Однако по-прежнему требовал от нее добродетели и самоотречения. Она должна была хранить чистоту и принадлежать только ему. Себе же он не отказывал в праве увлечения.
Интересно, что Адель Фуше, возненавидевшая Жюльетгу, не выступала против других любовных связей мужа, а одной из его любовниц, кокетливой Леони Биар, она взялась даже покровительствовать. Адель понимала, что на самом деле ни одна из этих легкомысленных дамочек не может быть для нее серьезной соперницей. Только бескорыстная и преданная Жюльетта похищала у нее любовь мужа.
Утешением и наградой были для Жюльетты путешествия, в которые Гюго брал ее с собой каждое лето, отправив семью отдыхать в загородное поместье. Он любил путешествовать, как студент, практически без багажа, без комфорта, любил забираться в горы, карабкаться по развалинам, ночевать в придорожных трактирах.
Жюльетта была готова приспособиться к любым неудобствам, она была восторженным и внимательным слушателем и посему лучшего попутчика, чем она, Гюго не мог бы себе найти. Для нее же в этих поездках появлялась возможность длительной близости с любимым, даже более того: иллюзия брака. Эти летние путешествия давали ей пищу для сладостных воспоминаний на целый год и силы дожить до следующего лета.
Годы шли, но любовь мадемуазель Друэ не угасала. Именно ровный и сильный пламень любви Жюльетты подпитывал страсть Гюго, когда она оказывалась на грани затухания, а это случалось не раз. Слава его росла, росли и амбиции. Он стал членом Французской Академии.
У него появлялись все новые любовницы. Жюльетта мучительно ревновала, хотя понимала, эти измены — неизбежность. В конце концов, если она сходила с ума от Гюго, то естественно, что другие женщины в него влюбляются. Ну а от него требовать верности не приходится, он же всего лишь мужчина…
Гюго уже не пылал, как прежде, страстью к Жюльетте, преждевременно поседевшей, неизменно бледной, убого одетой. Он пытался уговорить ее стать для него другом, пытался перевести их отношения в область возвышенную и уже не требующую страсти:
«Долгие годы ты была моей радостью, теперь ты для меня утешение… Будь столь же счастлива, сколь благословенна. Отгони от своего прекрасного чела и своего большого сердца мелкие горести. Ты заслужила свет неба…»
Жюльетту это не устраивало. Она хотела быть его любимой, раз уж не может быть женой. Любимой — или никем. Мадемуазель Друэ отказалась принимать от Гюго те скромные суммы, которые он давал ей на жизнь. И снова благородство души и сила любви Жюльетты поразили писателя, и снова он вернулся к ней.
Виктор даже согласился на то, о чем она так мечтала: дать тайный обет перед Господом в том, что они — духовные супруги, пусть даже не могут быть супругами в миру. Для Жюльетты это было важнейшим событием за многие годы ее сожительства с Гюго.
Беда, едва не сокрушившая их многолетнюю связь, пришла извне — погибла Леопольдина, старшая и любимая дочь писателя. Гюго совершал очередное путешествие в обществе Жюльетты, когда узнал из газеты о постигшей его утрате. Он спешно вернулся к семье: ему казалось, небеса покарали его за беспутство, за измену…
Их вновь сблизил военный переворот 1851 года, когда к власти пришёл Наполеон III, а недовольные парижане вышли на баррикады. Гюго, давно лелеявший мечту о революции, решил, что вот она — возможность по — настоящему изменить жизнь во Франции. Он стал aктивным участником восстания, он агитировал на улицах, стоял под пулями…
А рядом с ним находилась Жюльетта. Она не покинула его ни на мгновение. Если бы нужно было заслонить его от пули или штыка — она бы сделала это не сомневаясь. А когда восстание было подавлено, когда Виктора Гюго разыскивали, чтобы арестовать, — именно Жюльетта прятала его у своих старых знакомых, приносила ему еду и новости, в том числе о его семье.
Гюго вместе с Жюльеттой эмигрировал сначала в Брюссель, потом на остров Джерси, а в 1855 году — на соседний Гернси. Адель снова пыталась повести борьбу против присутствия Жюльетты в жизни мужа. Но на этот раз Гюго жестко встал на защиту любимой. Впрочем, несмотря на все уважение, которое Гюго питал к своей преданной возлюбленной, он по-прежнему не мог устоять против женских чар.
Среди его любовниц были как простые служанки, так и знатные дамы. Гюго был самым знаменитым изгнанником и при этом самым любимым писателем во Франции. Книги приносили ему огромную прибыль. И далеко не всех поклонниц прельщали его ум и харизма: теперь барышни интересовались еще и его благосостоянием. Он этого не понимал, зато это очень хорошо понимала его жена.
Состояние здоровья Адель Фуше ухудшилось, и она чувствовала, что умрет прежде, чем ее бодрый муж. Ей хотелось оставить его в надежных руках, чтобы рядом с ним находилась женщина, которая позаботится о Викторе и убережет его от алчных охотниц за деньгами… За теми деньгами, которые должны были составить наследство его детей!
Адель сама пришла к Жюльетте Друэ, чтобы попросить у нее прощения за свою ненависть. А затем пригласила любовницу мужа в свой дом. Сначала — как гостью. Потом предложила поселиться всем вместе. Жюльетта была тронута до глубины души. Ей отвели комнату в доме Гюго. Она стала полноправным членом семьи. В последние месяцы жизни Адель Фуше ослепла. Жюльетта Друэ читала ей вслух произведения ее мужа.
В 1870 году, когда Наполеон III был изгнан, Гюго победителем вернулся в Париж. Теперь уже он был не просто любимым писателем: он был идолом, полубогом и наслаждался своим положением.
В него влюблялись совсем молоденькие женщины, среди них — актрисы Сара Бернар и Джейн Эйслер, знаменитая красавица Жюдитт Готье, дочь его друга писателя Теофиля Готье. Когда до Жюльетты дошли вести об очередном любовном увлечении Виктора, она не выдержала: написала ему отчаянное письмо и сбежала.
Гюго пустил по следам Жюльетты частных сыщиков. Наконец ее нашли в Брюсселе, и писатель поехал туда, чтобы упасть к ногам женщины, без которой он на самом деле уже не мог жить: «Мы вновь встретились. Счастье, равносильное отчаянию…» От этого отчаяния Гюго тяжело заболел. Жюльетта выходила его. И после они не расставались.
Однако Виктор так и не научился удерживаться от соблазнов. Жюльетта ревновала, сердилась, пыталась взывать к разуму своего повелителя. Жюльетта знала, что умирает: врачи диагностировали запущенный рак кишечника. В присутствии Гюго она скрывала свои мучения. Писатель каждый день проводил несколько часов у ее постели.
Пытался подбодрить, убеждал, что не так уж серьезно она больна, строил планы на будущее лето. Жюльетта слушала его с благоговением. Свое последнее письмо ему Жюльетта написала 1 января 1883 года. Жюльетта Друэ не дожила до лета, она умерла 11 мая 1883 года, когда ей было семьдесят семь лет.
Виктор Гюго пережил ее на два года. Любовницы у него не переводились до самого конца. Но он понял, что любовницы — это не любовь. И теперь, как и в юности, он считал, что истинная любовь в жизни может быть только одна, что только в любви — вдохновение и счастье.
Виктор Гюго — французский писатель, поэт и драматург — ВИДЕО
26 февраля 1802 года родился великий французский писатель и поэт Виктор Мари Гюго. Он был сыном наполеоновского генерала, родом из буржуазной семьи. Автор романов «Собор Парижской богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и многих других произведений.
http://youtu.be/cFBtYBsvJx8
Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:Виктор Гюго являлся известнейшим французским писателем, поэтом и драматургом. Он внес неоценимый вклад в становление эпохи французского романтизма, а свою творческую деятельность он начал еще будучи совсем молодым, в 14 лет. В данной статье будет содержаться интереснейшая информация об удивительных фактах из жизни данного писателя.
Произведение « Отверженные» создавалось на протяжении долгих 22 лет
Когда автор писал роман, его довольно часто посещал жуткий творческий кризис. Бороться с ним Гюго пытался путем отчуждения всего мирского, запираясь в своей комнате наедине с его единственными товарищами: пером и бумагой. Там он, в полной тишине и полностью сосредоточившись, создавал великое произведение.
При этом он раздевался и отдавал всю свою одежду на хранение слугам, чтобы она не отвлекала его от творческого процесса. «Отверженные» были созданы в мучениях, но стали поистине шедевром, который произвел настоящий фурор во времена Гражданской войны и невероятно понравился американским солдатам. Однако изначально произведение подвергалось жесточайшей критике.
Мюзикл и фильм «Отверженные»
Труды автора не оказались напрасными. По признанному великим произведению «Отверженные» был поставлен мюзикл. Его премьера состоялась в 1985 году, в октябре. Мюзикл оказался невероятно продолжительным по меркам того времени, но это не помешало ему выиграть даже не одну, а несколько премий «Тони».
Произведение было переведено на 21(!) язык. А уже в 2012 году наши современники сняли фильм, в основу которого лег мюзикл. Важно то, что каждый актер пел сам. Фильм получил множество наград, как и отдельные актеры, сыгравшие в нем. В фильме главную роль сыграл Хью Джекман.
Талант к живописи
Еще в раннем детстве Гюго начал создавать прекрасные произведения искусства. Он рисовал великолепно красивые наброски карандашом или тушью, которые можно увидеть выставленными в музее, посвященному писателю. Возможно, если бы Виктор посвятил свою жизнь живописи, то стал бы величайшим и известнейшим художником того времени, такую судьбу ему пророчили те, кто видел его рисунки.
Отель Роан-Гемене
Познакомиться с бытом писателя, рассмотреть его наброски и ранние рукописи можно в отеле во Франции, где Гюго прожил целых шестнадцать лет своей долгой жизни. Именно в номере этой гостиницы было написано самое известное и величайшее произведение «Отверженные», где на данный момент находится музей, посвященный Виктору Гюго.
Странный фетиш Гюго
Поразительно, но у писателя было пристрастие к ногам. Виктор Гюго являлся фут-фетишистом. Это означает, что больше всего в женщинах его привлекали именно их ступни. Это странное пристрастие с ним разделили многие поэты, писатели и художники, например Фицджеральд, Гетте и даже русский писатель Достоевский.
Женитьба писателя
Избранницей великого автора стала невероятно красивая Адели Фуше. Она являлась подругой детства Виктора Гюго. Свадьба была в 1822 году, в октябре. По словам самого писателя, их брачная ночь была невероятно бурной, что напугало и шокировало бедную девушку. Чувства Адели к мужу резко изменились после этого, она охладела к нему, но впоследствии все равно родила мужчине пятеро детей.
Потомство Виктора Гюго
Несмотря на отсутствие взаимной любви в семье писателя, жена родила ему пятеро детей: Леопольда (к сожалению, мальчик умер еще во младенчестве), Леопольдину, Карла, Франсуа-Виктора и Адель. Детей постигла несчастливая участь. Леопольдина умерла в 19 лет, а ее младшая сестра сошла с ума от ужасного горя.
Настоящая любовь писателя
Из-за безрадостного брака и того факта, что жена не хранила ему верность, у автора было множество любовниц, но истинные чувства в его душе смогла разбудить лишь Жульетта Друэ. Их роман продолжался до самой смерти женщины, невероятно долгое время. Она не стала супругой Гюго, он совершенно не хотел разводиться с Адель.
Гюго даже в преклонном возрасте не отставал от моды
Писатель до самой старости следовал всем модным тенденциям в одежде и литературе. Он посещал разнообразные мероприятия, контингент которых составляли совсем молодые люди. Его даже можно назвать реформатором.
Смерть от пневмонии
Виктор Гюго прожил долгую и, можно сказать, счастливую жизнь. У него был талант, известность, деньги, любимая женщина и дети. Гениальный писатель скончался в возрасте 84 лет от пневмонии. Болезнь развилась вследствие того, что Гюго, будучи простуженным, распахнул окна, чтобы понаблюдать за парадом в его честь и поприветствовать поклонников. Он просто не мог пропустить такой возможности, за что и поплатился. Простуда переросла в пневмонию и 22 мая 1885 Виктор Гюго скончался.
Похороны Виктора Гюго
Невероятно значимым фактом является то, что похоронная процессия проехала под Триумфальной аркой. Подобной честью раньше удостаивались лишь важнейшие полководцы. Сама церемония проходила около десяти дней, и участие в ней смогло принять огромное количество человек.
В честь Виктора Гюго была названа площадь в самом центре Франции, а также метро прямо под ней. Раньше на площади находился памятник писателю, но, к глубочайшему сожалению, он был уничтожен фашистской администрацией и переплавлен для различных сельскохозяйственных и других нужд. Удивительно, но имя Гюго также носит кратер, находящийся на далекой планете Меркурий.
Произведения Гюго действительно изменили историю литературы во Франции, именно этот автор является одним из символов этой страны, а его имя знают, помнят и почитают во всем мире.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны