24 октября день организации объединенных наций. Главные задачи ООН
«Миротворцы» - это слово в нашем жестоком мире, то и дело сотрясаемом природными катаклизмами и войнами, имеет огромную важность. А уж субъекты, берущие на себя обязанность защищать обездоленных жертв вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, нужны планете Земля как воздух. К счастью, такие люди существуют. Они являются представителями всемирно известной ассоциации - Организации Объединенных Наций. Каждый год, 24 октября деятельность ООН становится объектом пристального внимания мировой общественности. В этот осенний день население планеты отмечает важную дату - .
Сведения о празднике
День Организации Объединенных Наций имеет многолетнюю историю. Этому торжеству уже более полувека. 24 число среднего осеннего месяца Генеральная Ассамблея ООН в рамках резолюции №168 постановила считать Днем Организации Объединенных Наций осенью 1947 года. На международном английском языке наименование праздника звучит как «United Nations Day». Эту дату представители ассоциации выбрали по причине того, что 24 октября ООН отмечает годовщину появления Устава. Основные же цели самого образования были следующими: знакомство социума с задачами, которые ставит перед собой Организация Объединенных Наций; доведения до сведения жителей планеты информации о ее достижениях, и, наконец, необходимость заручиться поддержкой мирового сообщества.
На тот момент День Организации Объединенных Наций не имел еще мирового статуса. Первый документ руководство ООН приняло спустя почти год после провозглашения даты интересующего нас праздника. Им стала Всеобщая декларация прав человека. Прошло еще 23 года, и свет увидела новая резолюция. Вот в нем-то как раз и было упомянуто о необходимости сделать общественно-значимый праздник международным. Кроме того, резолюция содержала особую рекомендацию, адресованную входящим в состав ООН государствам. Она касалась празднования Дня Организации Объединенных Наций - последний следовало отмечать членам ассоциации в качестве государственного выходного дня.
Сегодня в ООН состоят без малого две сотни мировых держав. Все они вдобавок ко всему прочему еще и члены Генеральной Ассамблеи ООН. Рассматриваемый нами праздник отмечают на Неделе Организации Объединенных Наций. Эта важная семидневка выпадает каждый раз одинаково на период с 20 по 26 число второго месяца осени. Празднования Дня ООН не обходится без торжественных тематических мероприятий. 24 октября в честь ассоциации как дань ее важной для всего мира деятельности организуют конференции, дискуссии, семинары, выставки. А зал Генеральной Ассамблеи становится в этот день площадкой для международного концерта, на котором присутствуют представители от государств-членов союза. Данное мероприятие уже превратилось в своего рода традицию. Периодически - не каждый год - в рамках специфического праздника, посвященного деятельности миротворческого объединения, организаторы устраивают телемосты. Выглядит это так: члены объединения, вооружившись коммуникационными средствами, устанавливают связь с различными уголками планеты и осуществляют беседы в тему.
Немного истории
Организация Объединенных Наций - это международный союз стран, учрежденный в миротворческих целях. Однако его деятельность направлена не только на поддержание мира на планете, но также и на прогресс контактов между государствами, входящими в ассоциацию.
Узнаваемое на всем земном шаре наименование объединения появилось благодаря находчивости американского правителя Франклина Рузвельта. Первый раз название ассоциации было упомянуто в Декларации 1942 года. Случайностью это назвать нельзя: шла Вторая мировая война, но, несмотря на широкомасштабную разрушительную деятельность нацистов члены ООН в количестве 26 по собственной воле взяли на себя ответственность за продолжение коллективной борьбы с фашистским блоком.
В 1943-м, осенью они поставили свои подписи под Декларацией в советской столице. Этот документ по большому счету являлся призывом глав трех мировых держав - СССР, Америки и Британии- к построению ассоциации международного уровня, деятельность которой могла бы укрепить мировую безопасность. Спустя год на Вашингтонской конференции были обозначены структура, цели и функции объединения, потребность в формировании которого ощущалась невероятно остро. Зимой 1945 года главы мировых держав встретились вновь для закрепления достигнутого соглашения в рамках Ялтинской конференции. Самым последним (51-м) членом ООН, подписавшим Устав ассоциации позже всех, стала Польша.
Информация об ООН
Состоящие в Организации Объединенных Наций державы обязались отныне строго соблюдать следующие правила:
- использование только мирных принципов в разрешении международных конфликтов;
- проявление уважения суверенности входящих в ООН стран;
- отказ от применения силовых методов в контактах с другими государствами;
- проявление уважения к правам и свободам людей без привязки к национальной, религиозной, половой и расовой их принадлежности;
- сотрудничество с державами, входящими в ООН, в различных сферах общественной жизни - культурной, политической, гуманитарной, экономической и пр.;
- поддержка принципа самоопределения народов и человеческого равноправия.
Организацию Объединенных Наций возглавляет генеральный секретарь ООН. Первым этот пост занял Трюгве Ли. Он являлся представителем Норвегии и выполнял возложенные на него обязательства на протяжении 6-ти лет, начиная с 1946-го и вплоть до 1952 года включительно. В настоящее время должность секретаря ООН занимает Пан Ги Мун от республики Корея.
Под неусыпным контролем Организации Объединенных Наций функционирует несколько специфических учреждений, являющихся по своей сути межправительственными образованиями. У каждого из них своя сфера деятельности. Так, вопросами здравоохранения занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), проблемы культуры, науки и образования решает ЮНЕСКО, трудовые вопросы находятся в компетенции МОТ (Международной организации труда), развитие экономики - на совести Международного валютного фонда (МВФ) и т.д. В состав общей системы ассоциации входят и некоторые автономные образования. Речь идет прежде всего о МАГАТЭ и ВТО.
Предшественник ООН - Лига Наций. Организация была учреждена в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». Название «Объединенные Нации», предложенное президентом США Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года.
Важным шагом к созданию международной организации безопасности было подписание в Вашингтоне 1 января 1942 года представителями СССР, США, Великобритании, Китая и 22 других государств Декларации Объединенных Наций о совместных усилиях в борьбе против агрессоров. Но более конкретно на «необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности» было указано в Декларации США, Великобритании, Советского Союза и Китая, принятой 30 октября 1943 года на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.
30 мая 1944 года госсекретарь США К.Хэлл в соответствии с достигнутой в Москве договоренностью относительно создания международной организации безопасности информировал послов СССР и Великобритании А.А.Громыко и Э.Галифакса, что США готовы приступить к разработке Устава такой организации. С 21 августа по 28 сентября 1944 года состоялись заседания представителей трех держав на конференции по выработке Устава будущей ООН, проходившей в Вашингтоне. Советскую делегацию возглавлял посол в США А.А.Громыко. Не все вопросы были тогда согласованы.
Так, решение о процедуре голосования в Совете Безопасности, то есть вопрос о единогласии пяти постоянных членов по вопросам поддержания мира и безопасности, было достигнуто только на Крымской (Ялтинской) конференции «большой тройки», тем не менее «девять десятых вопросов безопасности были разрешены на этой конференции в духе полного единодушия». Крымская конференция также постановила, что учредительная конференция Объединенных Наций по созданию международной организации для поддержания мира и безопасности откроется 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско.
Работа учредительной конференции совпала с выдающимися успехами союзных войск на фронтах и взятием Советской армией Берлина, что означало конец войны в Европе. Конференция постановила учредить международную организацию под названием «Объединенные Нации», утвердить Устав ООН и статут Международного суда, а также Соглашение о Подготовительной комиссии, которая была призвана проделать первую организационную работу по формированию органов ООН. Устав ООН от имени СССР подписал 26 июня 1945 года А.Громыко, который стал первым постоянным представителем СССР при ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».
Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
24 октября 1945 года число государств, ратифицировавших Устав ООН, достигло 29. Тем самым было получено необходимое большинство, и Устав ООН вступил в силу. С тех пор 24 октября празднуется ежегодно как День Организации Объединенных Наций. За 60 с небольшим лет ООН значительно выросла и насчитывает 191 государство. Главные органы ООН: Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Международный суд. ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие). В общую систему ООН входят также автономные организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
После ввода американских войск на территорию Ирака без санкций Совета Безопасности ООН наметился кризис в деятельности организации. С момента возникновения ООН она ни разу не реформировалась. Аналитики считают: для того, чтобы ее не постигла участь Лиги наций, ООН надо срочно реорганизовать. Сейчас в ООН обдумываются реформы, самые радикальные за все годы ее существования. За прошедшее время организация доказала, что она может стать надежным инструментом сохранения мира и обеспечения безопасности народов. Эксперты считают, что в настоящее время ООН остается единственным международным органом, способным объединить наиболее широкий круг государств и организаций в сфере безопасности и развития. Ее не может заменить ни одна региональная организация.
Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Создание Организации Объединённых Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.
Предшественником ООН была созданная после Первой мировой войны Лига Наций, которая хотя и провозгласила своими целями в соответствии с Версальским договором «развитие сотрудничества между народами и обеспечение мира и безопасности», но так и не стала эффективным инструментом в их осуществлении и не смогла воспрепятствовать развязыванию Второй мировой войны. Название «Объединённые Нации» было предложено президентом США Франклином Д. Рузвельтом и впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 представителями 50 государств, вступил в силу 24 октября 1945. Дата вступления Устава в силу отмечается как День Организации Объединённых Наций. Годовщина вступления в силу Устава Организации Объединенных Наций - 24 октября 1945 года - празднуется как День Организации Объединенных Наций с 1948 года. Именно в этот день в 1945 году вступил в силу Устав Организации Объединенных Наций, одной из самых влиятельных организаций в мире. По традиции он отмечается в мире путем проведения совещаний, дискуссий и выставок, посвященных достижениям и целям Организации. В 1971 году Генеральная Ассамблея рекомендовала, чтобы все государства-члены отмечали его как государственный праздник.
Цели и задачи:
Познавательные: познакомить учащихся с понятиями “Всеобщая декларация прав человека, ООН, историей и функционированием ООН, задачами, основными правами и свободами человека в обществе.
Развивающие:
- формировать правовую культуру и гражданское самосознание, понимание личной ответственности за будущее страны;
- развивать логику мышления, внимание, речь, память.
Воспитывающие: чувство любви и уважения к Родине, законам, людям и их правам, чести и достоинству.
Социальные:
- учить пользоваться своими правами в жизни, применять их знание при взаимовыручке;
- вырабатывать общественное сознание правовой поддержки в кругу семьи, друзей, людей в обществе.
Форма проведения: заседание клуба “Новое поколение” (по группам, скомплектованным заранее учителем и детьми по интересам, желанию и интеллекту с первого класса) с элементами театрализации и игровых практикумов, с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, презентация по теме, брошюры с Конституцией, Конвенцией, Законом об образовании, Всеобщей декларацией прав человека, магнитофон для музыкального оформления, одежда для актёров театральных миниатюр, таблица успехов команд на доске начертить, карточки для групп или каждого с заданиями, плакат с флагами всех стран мира, флажки четырех цветов (для каждой команды одного цвета).
Сценарий занятия (35 мин.)
I. Вступление (8 мин.)
1) Организационный момент. (3 мин.)
У ч и т е ль: Ребята, у нас сегодня гости, прошу вас повернуться лицом к ним, вытянуть навстречу им руки – ладошками вверх, протянуть солнечные лучики света, добра, счастья, мира и радости, просто улыбнуться друг другу. (ДЕТИ: выполняют)
Так человек творит в себе ДОБРО.
Пожелайте друг другу удачи.
Прошу занять рабочие места, продолжаем плодотворно трудиться по группам и вести подсчёт баллам, как всегда, по листу самоконтроля, чтобы сегодня получить звание “Интеллект будущего”. Ответы выслушиваем по очереди команд по списку.
(На доске таблица “Контрольный лист”, где учитель вносит по ходу классного часа баллы за ответы или вид работы, а каждый ребёнок видит победителя)
Название групп по цвету звёзд у каждой команды | Оригинальное определение-расшифровка классного часа или урока | Театр 1, 2, 3 гр. (дом.
задание учителя)
Ответ – 4гр. |
Заполняет учитель после подведения итогов | |||
Красные | ||||||
Жёлтые | ||||||
Синие | ||||||
Жёлтые |
Проведём мы наше занятие в форме клубного часа. А чтоб гостям было понятно, мы кратко расскажем им о своём клубе, наших правилах и законах. (Смотрите презентацию клуба)
Заседание дискуссионного клуба “Новое поколение”.
Наш девиз: “Хочу всё знать, уметь всё в жизни, чтобы полезным стать Отчизне!”
Законы нашего клуба:
Не согласен – возражай! Возражаешь – предлагай! Предлагаешь – делай! Берись за дело смело!
Золотые правила нашего клуба:
1. Один говорит – все слушают.
2. Уважай чужое мнение.
В клубе зря ты не болтай,
Как заморский попугай.
Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам.
Вникая в суть разговора,
Внемли услышанным словам…
Последние события в нашей стране не могут остаться без нашего внимания и обсуждения. Нашим гостям, как будущим учителям, интересно послушать ваше отношение ко всему происходящему в мире, в школе, дома. Из этого складывается человеческая жизнь! Ведь учитель готовит будущее страны.
Сначала признайтесь гостям, что для вас – каждый урок? (Или классный час?)
(Ответы 4 учеников-представителей от группы сопровождаются словами и прикрепляются магнитами на доске):
ДЕТИ из групп:
1 – для нас классный час – это
ЧУДО или
ЧУДиО, а расшифровали мы так: час удивительных
дел и открытий.
2 – ВИД – время интересных дел.
3 – ЧП – чрезвычайно полезно.
4 – ВОДА – (вода в природе – символ жизни
человека)
время общих дел активистов.
5 – “КЛАСС” или КЛАСиС – коллективное
лавирование абсолютного самосовершенствования
и самореализации (помогали родители – бывшие
учителя)
.
(Баллы за оригинальное название ставит учитель в таблице на доске, можно с привлечением гостей)
2) Актуализация выбранной темы (5 мин.)
У ч и т е ль: Сегодня наш урок (или классный час) мы посвятим серьёзной теме, которая для вас до этой минуты была тайной! Эта тема непосредственно связана с наступлением даты 24 октября. С этой темой часто сталкиваются и обсуждают в каждой стране, в каждом доме, каждым человеком и даже ребёнком!
А, ВПРОЧЕМ, ТЕМУ ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ САМИ, ВЫ ЖЕ ЛЮБИТЕ ВСЁ ДЕЛАТЬ САМИ!
Предлагаю театральные миниатюры.
Вы внимательно прислушайтесь к разговору действующих лиц, их словам, обратите внимание на манеру поведения артистов, … и тема нашего урока (или классного часа) будет раскрыта!
Приглашаю первых помощников-актёров. Не забывайте, чем правдоподобнее вы сыграете, тем выше балл для вашей команды.
У ч и т е ль: Вашему вниманию предоставляется:
1 сцена “историческая”. (2 ученика можно подготовить заранее из разных групп по 1 актёру или привлечь вожатых 5 класса)
ДЕТИ: Два “ученика-мушкетёра” со шпагами (можно деревянными игрушечными мечами) встречаются, один другому бросает под ноги кожаную перчатку, вынимает игрушечную шпагу и говорит:
1 - Сударь, я бросаю вам вызов! Вы имеете право
защитить свою честь и достоинство!
2 - Я принимаю его! Защищайтесь! И, Бог - свидетель,
накажет и покарает нечестивого!
Скрещивают шпаги.
У ч и т е ль: В этой сцене уже прозвучали слова темы, если кто догадался, подтвердите свои мысли после следующей.
У ч и т е ль: 2 сцена “современная”. (3 человека из разных групп с целью получения балла своей команде)
Снова внимательно прислушайтесь к разговору действующих лиц, их словам, обратите внимание на манеру поведения артистов, … и тема нашего урока (или классного часа) будет раскрыта!
ДЕТИ: Три ученика разыгрывают сценку нападения на человека в лесной роще. Поставить большие растения в больших горшках, за которыми спрячутся два “ученика-бандита” с надетыми на голову черными масками с прорезями для глаз (можно взять чёрный пакет для мусора, прорезать в нём дыры для глаз) .
1 - Ученик-автор: В минуту раздумий и огорчений Вася любил бродить по ближайшей лесной роще. Он молча, опустив голову, брёл по опавшим листьям (собрали опавшие листья, отгладили через газету, и они весь год сохранят красивый невысохший вид, разбросали под ногами идущего ученика Васи) , его настроение соответствовало осеннему времени года … И вдруг неожиданно…(молча выбегают из-за растения – куста и нападают сзади на идущего ученика двое бандитов, один сзади набрасывает шарф или бинт на рот, обматывает 2-3 раза (именно рот) Васе, а другой забегает вперёд с оружием (игрушечным пистолетом в руках)) со словами:
2 - Вы имеете право только хранить молчание…
У ч и т е ль: 3 сцена игровая.
ДЕТИ: 1 группа – Если не согласишься с нами играть, мы те6я из комнаты не выпустим… (угрожающе предупредил один из трёх) .
Не имеете права! Что я вам, крепостной что ли! Хочу - играю, хочу - нет!
У ч и т е ль: Да, Руслан, если бы Артём и Костя были из дворянской семьи, то тебе, Руслан, пришлось бы играть тогда, когда они этого захотят, ведь они твои хозяева. В наши дни всё совсем по-другому!
Кто же догадался, о чём будет у нас в клубе сегодня речь?
(Ответы обучающихся)
У ч и т е ль: Вы очень сообразительны и внимательны!
О наших правах. О правах человека в обществе.
В современном обществе каждый человек имеет равные права. Они принадлежат лично каждому от рождения и их нельзя отнять.
(Если уровень развития класса не позволил догадаться, учитель с артистами напоминает и повторяет опорные слова из сцен, и дети сразу же назовут тему).
1 - Вы имеете право защитить свою честь и
достоинство!
2 - Вы имеете право только хранить молчание…
3 - Не имеете права! Хочу – играю, хочу – нет!)
(Баллы за определение темы ставит учитель в таблице на доске, можно с привлечением гостей)
II. Основная часть. Права человека. (5 мин)
И всё-таки, продолжая разговор о театре миниатюр, давайте вспомним, о каких именно правах они нам напомнили?
ДЕТИ: (Примерные ответы детей)
1 сцена историческая – право на жизнь, право на
защиту чести и достоинства;
2 – современная – право на жизнь, право на
свободу и личную неприкосновенность, право на
свободу слова;
3 – игровая – право на свободу выбора действий.
У ч и т е ль:
Давайте вспомним, какие ещё права есть у человека?
В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное ими право.
Право на жизнь, неприкосновенность жилища,
тайну переписки.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по
наследству, а также приобретенное на средства
ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право любовь и заботу родителей.
Право на всестороннее развитие и уважение
человеческого достоинства (ни один ребенок не
должен подвергаться жестокому обращению,
насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов
родителями.
И другие. (Показ слайда “Права человека)
У ч и т е ль: - Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?
ДЕТИ:
(Конечно, наши родители, семья).
У ч и т е ль:
Кто в школе защищает ваши
интересы?
ДЕТИ:
(Социальные работники, педагоги-
социологи, классный руководитель…).
У ч и т е ль:
Где находится их кабинет?
ДЕТИ:
(На 1 этаже, каб. 108)
У ч и т е ль:
Помните!
Отстаивая свои права, не забывай – у других они точно такие же! В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права!
У ч и т е ль: Многие из прав мы уже знаем и пользуемся ими. А имеют ли права литературные герои?
III. Практическая часть классного часа. (10 мин.)
1. Показ слайдов с вопросами и фрагментами из сказок (3 мин.)
Викторина “Права литературных героев”.
1) В какой сказке нарушено право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая
шейка”, “Красная Шапочка”, “Дюймовочка”,
“Сказка о рыбаке и рыбке”.)
2) Какие литературные герои могли бы
пожаловаться, что нарушено их право на
неприкосновенность жилища? (“Три поросенка”,
зайка из русской народной сказки “Ледяная
избушка”.)
3) Героини каких сказок воспользовались, правом
свободного передвижения и выбора
местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)
4) В какой сказке героиня воспользовалась правом
искать и находить в других странах убежище и
защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)
5) В какой сказке нарушается право человека
владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или
Приключения Буратино”.)
6) Какие литературные герои воспользовалась
правом на свободу мирных собраний? (“Бременские
музыканты”, “Квартет”, “Белоснежка и семь
гномов”.)
7) Какой известный литературный герой
воспользовался правом на труд, причем обеспечил
себе и другим свободный выбор работы и
справедливые условия труда? (Том Сойер.)
8) В какой сказке подтверждается право
работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз
Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и
о его работнике Балде”.)
9) У какой известной сказочной героини нарушено
право на отдых и досуг, разумное ограничение
рабочего дня? (Золушка.)
Итоги в таблице каждой команде выставить за работу на этом этапе. Кто лучше – больше баллов.
2. Конкурс знатоков песен о правах (3 мин.)
Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь
1) “Песня бременских музыкантов” (право на
свободу передвижения, мирных собраний).
2) “Чему учат в школе” (право на образование).
3) “На крутом бережку” из мультфильма
“Приключения кота Леопольда” (право на отдых).
4) “Я на солнышке лежу...” (право на отдых)
Баллы за ответы выставить в таблице за этот конкурс.
У ч и т е ль:
В каких важных документах каждой страны записаны права человека? А может кто знает, в каких других документах общественных и международных организаций перечислены наши права? (Учитель показывает все названные ребятами документы)
ДЕТИ: (Конституция России, Конвенции о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека, Устав нашей школы…)
У ч и т е ль:
Где записаны все права человека? В каком главном документе? Как он называется? (Если не скажет никто о декларации, сообщает учитель и, раздаёт декларацию в отпечатанном виде из 30 статей, выясняет с детьми, что это за документ)
Сейчас вы его увидите.
ДЕТИ: (Всеобщая декларация прав человека)
У учащихся на партах – текст Декларации. Они просматривают и знакомятся с документом визуально.
3. Практикум с текстом декларации (3 мин.)
1. И г р а “Герои книг имеют право”.
В игре участвуют все 4 команды. Каждая команда получает комплект книг. Ведущий зачитывает статью Декларации, участники игры показывают книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье. На доске в таблице подвести итоги.
К о м п л е к т к н и г:
- Андерсен, Х.-К. “Дюймовочка”.
- Гаршин, В. М. “Лягушка-путешественница”.
- Крылов, И. А. “Мартышка и очки”.
- Мамин-Сибиряк, Д. Н. “Серая шейка”.
- Маршак, С. Я. “Багаж”.
- Михалков, С. В. “Три поросенка”.
- Носов, Н. Н. “Приключения Незнайки и его друзей”.
- Перро, Ш. “Красная Шапочка”, “Золушка”.
- Пушкин, А. С. “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Распэ, Р. Э. “Приключения барона Мюнхгаузена”.
- Русская народная сказка. “Репка”.
- Твен, М. “Приключения Тома Сойера”.
- Толстой, А. Н. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
- Чуковский, К. “Айболит”.
Подвести итоги в таблице за этот конкурс. Чья команда больше дала правильных ответов, та и НАБРАЛА больше баллов.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А – право на здоровье (1 мин)
(проводит физорг класса)
IV. Знакомство с ООН (7 мин.)
1. Открытие нового (3 мин.)
У ч и т е ль: РЕБЯТА, КТО ЗНАЕТ?
Кто создал этот важный для человечества документ “Всеобщую декларацию прав человека”?
Во всём мире эта международная организация защищает интересы и права людей, она помогает защитить права человека. Сегодня День этой международной организации. Кто-то знает, что это за Международная организация? (Ответы детей)
У ч и т е ль сам продолжает сообщение, если дети не смогут назвать ООН:
По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии, катастрофы…
В свете последних военных событий в Цхинвале погибло много детей и взрослых, весь город хотели уничтожить и стереть с лица земли грузинские боевики.
Какие же международные организация вступают на защиту любого города, любого человека. (Можно подготовить вожатых 5 класса и они расскажут из истории ООН).
Она возникла в 1945 году после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек. Было разрушено множество городов, сёл и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война, самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит всё человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы нации объединились во всемирную организацию – Организацию Объединённых Наций, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.
Располагается ООН в штаб-квартире Нью-Йорка. Хотя это город США, но земля на которой стоят здания ООН не принадлежит Соединённым Штатам – это международная территория. Перед входом на неё развеваются флаги всех государств планеты.
(Показ на глобусе и на карте Нью-Йорка. Плакат с флагами всех стран мира показать и обратить внимание!)
Управление в ООН
Человечество объединяет Международная Организация Объединённых Наций. Её день рождения 24 октября 1945 года, когда был утверждён Устав.
В состав входило 51 государство
Главные органы управления
Генеральная Ассамблея
(Главное собрание)
Постоянные представители 5 государств
Великобритания, Китай, Россия, США, Франция
1 представитель от каждого из 185
государств
Проводят специальные совещания, советы, комитеты
У ч и т е ль: У ООН есть свои символы (показ слайда или найти картинки с флагом, штаб-квартирой, Советом безопасности ООН)
Что означают эти символы? (Показ слайдов поочередно)
(Ответы детей или показ слайда с ответами) .
1. Изображение на флаге ООН означает “все материки планеты на фоне голубого чистого неба борются за мир во всём мире”.
2. Пистолет с завязанным дулом перед зданием Генеральной Ассамблеи означает: “Нет войне!” – то есть одной из задач ООН является предотвращение войн.
3. Круглый стол в зале Совета Безопасности символ установления равноправия между государствами и всеми людьми на планете: “за круглым столом все участники заседания могут видеть друг друга и находятся в равном положении относительно остальных”.
Задачи ООН:
1. Сохранение мира на планете и мирного
сотрудничества государств, оказание помощи
нуждающимся государствам.
2. Защита равных прав каждого жителя Земли.
2. Практикум “Поработай в ООН” (4 мин.)
1 задание: Сделай подписи под картинками, что делает ООН, чтобы предотвратить войну.
(Раздать листы каждому или 1 лист группе) (Презентация.СЛАЙД)
2 задание: Реши задачу.
1. Правители некоего государства “А” захватили маленькую страну “Б”. По единому решению Совета Безопасности ООН государство “А” было признано захватчиком, и объединённые войска нескольких государств нанесли поражение армии “А” и освободили страну “Б”. Кто нарушает международные законы?
Какие наказания могут быть наложены на провинившееся государство?
Дети: Миротворческие войска могут быть выделены только с согласия участников раздора. Они встанут между ними и будут обеспечивать мир и порядок. Солдаты и офицеры в голубых касках с надписью “UN” (Объединённые нации) под флагом ООН займут дороги, мосты, города там, где шли бои.
А в это время противники сядут за стол переговоров и будут искать мирное решение спора. На провинившееся государство могут быть наложены разные наказания: перестанут торговать, общаться, помогать, и даже не разрешат участвовать в спортивных соревнованиях.
Итоги в таблице каждой команде выставить за работу на этом этапе.
V. Итог заседания клуба. (2 мин.)
У ч и те ль: Наш урок (классный час) подошел к концу. Подводим итоги работы каждой группы.
С каким важным документом вы познакомились?
- Какой организацией он был принят?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за
партами в школе?
О б о б щ е н и е: именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами человека в обществе. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!
Сегодня лучшей группой в работе и обсуждении темы была 1,2,3,4 группа (по итогам)
Название группы по цвету флажка у каждого | Оригинальная расшифровка классного часа | Театр
(дом. задание учителя) Ответ – тема |
В и к т о р и н а
“Права литературных героев” |
К о н к у р с знатоков песен о правах | Практикум с текстом декларации | Общий результат |
Красные | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 9 |
Жёлтые | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 8 |
Синие | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 8 |
Жёлтые | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 7 |
Победителям присваивается звание “Интеллект будущего”.
Р е л а к с а ц и я: Кто считает, что он сегодня получил новый багаж знаний и ему было интересно на заседании клуба, прошу свой флажок разместить у слова ООН, кто не испытывал радости познания – у слова Декларация. Если кто-то не хочет выразить своё отношение – можете оставить флажок у себя!
Прошу 1 группа, 2,3,4. Поочерёдно посадить и обратить внимание, что в основном все получили пользу и радость открытия нового для себя! Спасибо за высокую оценку! До новых встреч в клубе!
АНАТОЛИЙ ТОРКУНОВ - Председатель Российской Ассоциации Содействия ООН, ректор МГИМО России.
К 70-летию ООН и Международному Дню ООН.
Сегодня мировое сообщество отмечает 70-летие Организации Объединенных Наций, которая начала функционировать в результате вступления в силу 24 октября 1945 года учредительного акта - Устава ООН, который вот уже 70 лет служит в качестве Конституции миропорядка и стержня современного международного права. Устав ООН - это результат усилий государств антигитлеровской коалиции, направленных на то, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий войны, чтобы не допустить повторения таких ужасающих событий истории, как Первая и Вторая мировые войны, разгоревшиеся в двадцатилетний промежуток времени и унесшие более 90 млн. жизней.
Основная цель создания ООН, как она зафиксирована в Преамбуле ее Устава, заключается в том, чтобы объединить усилия государств-членов Организации для поддержания международного мира и безопасности. Данная цель достигается на основе коллективных усилий государств-членов ООН путем принятия принципов и согласованных методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах. Эти общие интересы в условиях перенасыщения планеты ядерным и иными видами оружия массового уничтожения, в условиях все более глобализирующегося мира и взаимосвязанности государств и народов, которые одинаково уязвимы перед глобальными угрозами и вызовами, как никогда требуют бóльшей координации и сотрудничества государств-членов ООН, количество которых за 70 лет выросло с 51 до 193.
Осознание новых тенденций мирового развития, на авансцену которого наряду с основными субъектами международного права и международных отношений выходят новые, так называемые негосударственные игроки, что требует ответственного поведения суверенных государств, прежде всего, ведущих держав мира, на которых Уставом ООН возложена главная ответственность в деле поддержания международного мира, приобретает решающее значение в мировой политике. В этих условиях чрезвычайно важное значение приобретает установка ст. 103 Устава ООН, состоящая в том, что обязательства государств-членов по Уставу ООН имеют преимущественную силу по отношению к любым другим международным соглашениям.
Безальтернативность ООН как универсального форума по согласованию действий суверенных государств в международных отношениях нельзя оспаривать. Именно в этом контексте следует измерять так называемую «ялтинскую формулу» принятия решений Советом Безопасности ООН, согласованную в феврале 1945 года в ходе крымской встречи «большой тройки» - И. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта - и нашедшую закрепление в ст. 27 Устава ООН. Право «вето» в Совете Безопасности, т. е. в органе, наделенном полномочиями действовать от имени всех государств-членов и определять, когда нарушение подпадает под действие гл. 7 Устава ООН, служит стимулом для того, чтобы сложные вопросы мировой политики решать только путем диалога и согласования действий.
Многие забывают о том, что инициатором указанной формулы был Президент США Франклин Рузвельт, чьи бюсты установлены в холе Зала ассамблей Дворца Мира в Гааге и Европейском центре ООН в Женеве, сопровождающиеся надписью о его решающей роли в создании ООН. ООН удалось сохранить дееспособность в условиях «холодной войны». ООН выживает и в условиях попыток установления однополярного мира.
Сила ООН заключается в ее системе, основанной на концепции коллективной безопасности, отвечающей всем новым угрозам и вызовам человечеству. ООН может полностью раскрыть свой потенциал в условиях многополярного мира и постоянного конструктивного диалога между всеми центрами геополитики. Безусловно, ООН требует изменений во многих аспектах и сферах, однако любое изменение должно соответствовать ее уставным положениям. Диалог по этим аспектам должен служить повышению ее эффективности в деле поддержания мира и международной безопасности, а не ревизии ключевых элементов основы международного правопорядка. Дефицит наблюдается не в средствах и методах правомерного поведения в международных отношениях, а в политической воле ряда государств-членов ООН действовать в строгом соответствии с Уставом ООН и современным международным правом в целом. Задача заключается в широкой пропаганде о незаменимой роли и значении ООН в деле поддержания и укрепления международной безопасности на глобальном уровне, чем неустанно занимается Российская ассоциация содействия ООН, которой я руковожу.
70-летний опыт дает полное основание быть уверенным в перспективах ООН во всех сферах ее деятельности. Разрешите поздравить со знаменательным праздником - 70-летием ООН, 70-летием отсутствия глобального вооруженного противостояния, для недопущения которого была создана и функционирует Организация Объединенных Наций.
АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ - Первый заместитель Председателя Российской ассоциации содействия ООН, заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО
70 лет ООН. При сильной ООН - мир становится лучше
Российская ассоциация содействия ООН - это международная общественная организация, созданная с целью «всемерного содействия достижению целей и принципов, провозглашенных уставом ООН», а также активного участия «в деле укрепления доверия и дружбы между государствами и народами». Обладая уникальнейшими возможностями осуществления «народной дипломатии» - участия российского гражданского общества в международном гражданском движении, - Ассоциация содействия ООН успешно реализует ряд программ и проектов как на внутригосударственном, так и на международном уровне.
С момента своего создания в 1956 году Российская ассоциация содействия ООН (РАС ООН) провозгласила целью своей деятельности поддержку Организации Объединенных Наций, а это, как определено в ее Уставе, прежде всего поддержание мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоуправления народов, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.
РАС ООН строит свою повседневную деятельность, исходя из твердого убеждения в том, что надежное и повсеместное следование требованиям современного международного права, определяющего основное направление международных отношений, - одна из важнейших задач современной мировой политики. Ведь какими бы различными ни были взгляды государств на мироустройство - нынешнее и будущее, - вполне очевидно, что любая конструкция международных отношений может быть прочной только в том случае, если она опирается на соответствующую международно-правовую базу. Основным же становым хребтом международного права является Устав ООН, а сама Организация Объединенных Наций - оплотом правопорядка в мире.
В Ассоциации активно работают комиссии по международному праву, по реализации целей устойчивого развития, по здравоохранению, по правам человека, по экологии и устойчивому развитию, юридическим вопросам, по сохранению культурных ценностей и по национальным вопросам, молодежная комиссия. И у каждой важная сфера деятельности, в каждой трудятся специалисты высшего уровня.
Многократное повышение сложности и расширение спектра вопросов, которые являются предметом международных отношений, поворотный характер нынешнего этапа мирового развития предъявляют особые требования к людям, которые находятся на острие работы по определению контуров новой международной системы. От уровня их подготовки, от их способности грамотно ориентироваться в информационных потоках, правильно и оперативно оценивать меняющуюся ситуацию во многом зависят способности того или иного государства укреплять свои позиции и обеспечивать себе достойное место в мире.
Сегодня трудно переоценить значение трезвого, обоснованного анализа тенденций в глобальной обстановке, способность видеть на несколько ходов вперед, генерировать свежие идеи. Российская ассоциация содействия ООН в настоящий момент включает в себя более сорока коллективных членов (а основывалась она представителями Академии наук СССР, МГУ, МГИМО, научно-исследовательских институтов, вузов), среди которых учреждения Академии наук России, разнообразные учебные заведения и ряд неправительственных общественных объединений. В ней сосредоточен сильный научный и кадровый потенциал.
В деятельность Ассоциации были вовлечены многие видные общественные деятели и ученые: А. М. Панкратова, С. М. Романовский, Ф. В. Константинов, В. А. Кириллин, Г. И. Морозов, Г. А. Ар- батов, Д. М. Гвишиани, В. В. Журкин, И. Д. Иванов, В. П. Лукин, В. Ф. Петровский, Е. М. Примаков, А. О. Чубарьян, А. Н. Яковлев, О. А. Трояновский, Ю. М. Воронцов и многие другие.
Сегодня ассоциацию возглавляет академик РАН, ректор МГИМО- Университета А. В. Торкунов. Конечно же, среди членов Ассоциации есть и немало экспертов МИД, многие ветераны этого уважаемого ведомства активно участвуют в программах РАС ООН.
Проводятся совместные заседания экспертов Ассоциации и МИД, так называемые «круглые столы», на которых рассматриваются злободневные международные проблемы. Это, не в последнюю очередь, повлияло на присвоение РАС ООН в 1998 году, в числе одной из немногих общественных организаций в мире, высшего консультативного статуса при Экономическом и Социальном совете ООН (так называемого Генерального Статуса). Это дает право представителям Ассоциации присутствовать на всех заседаниях ООН, распространять документы, делать предложения к резолюциям. То есть предоставляет инструмент реального влияния на формирование приоритетов международной политики.
Россия пользуется авторитетом и уважением в ООН, выдвигает инициативы по развитию международного права, участвует в многочисленных многосторонних механизмах сотрудничества, укрепляющих ткань сетевой дипломатии в контексте формирования более справедливого и демократического полицентричного мироустройства. Российская ассоциация содействия ООН стремится дополнить усилия государства общественными инициативами.
Ассоциация принесла в Россию идею проведения молодежных моделей ООН.
В ходе проведения этих мероприятий российским и зарубежным студентам предоставляется возможность принимать участие в работе моделируемых главных органов ООН - Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и т. д. Основной росийской моделью является , которая ежегодно проводится в апреле в стенах МГИМО (У) МИД России. За время проведения моделей в них приняли участие не один десяток тысяч российских студентов и школьников.
В полицентричном мире эффективная международная архитектура может быть создана только в том случае, если она будет опираться на региональные «строительные блоки». Укрепление регионального уровня глобального управления, рост влияния региональных организаций - неотъемлемая примета современного этапа развития международных отношений. Включенность в этот процесс регионов России - неотъемлемая часть современной между- народной архитектуры.
Ассоциация содействует регионам России в реализации региональных инициатив в глобальном измерении. Российская ассоциация содействия ООН при поддержке Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова готовит ежегодный доклад «Регионы России и цели устойчивого развития». Широко известна просветительская и издательская деятельность РАС ООН.
Ассоциацией изданы как популярные книги о деятельности ООН, так и уникальные сборники документов. Одним из таких интересных изданий является подготовленный РАС ООН с МИДом России и МГИМО «Сборник вступлений глав делегаций СССР / Российской Федерации на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН».