Универсальными организациями являются. Универсальные международные организации
К универсальным международным организациям прежде всего относится ООН. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.
Основными целями ООН являются:
- – поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
- – развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятия других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;
- – осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
В соответствии со ст. 7 Устава ООН главными органами ООН являются:
- – Генеральная Ассамблея;
- – Совет Безопасности;
- – Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);
- – Международный Суд;
- – Секретариат;
- – Совет по опеке.
Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Каждый член ООН имеет право направлять на сессии Генеральной Ассамблеи не более пяти представителей. Каждое государство имеет в Генеральной Ассамблее один голос. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи происходят каждый год. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем ООН по требованию Совета Безопасности ООН или большинства членов ООН в случаях особых обстоятельств.
Генеральная Ассамблея ООН, согласно ст. 9 Устава ООН, уполномочивается обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности членам ООН и Совету Безопасности по таким вопросам. Генеральная Ассамблея ООН (ст. 11) уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества государств в деле поддержания мира и безопасности и обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом ООН или Советом Безопасности.
Генеральная Ассамблея ООН собирается на очередные ежегодные сессии, а также специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства. Генеральная Ассамблея ООН рассматривает и утверждает бюджет ООН.
Совет Безопасности ООН состоит из 15 государств, которые имеют статус постоянных и непостоянных членов ООН. Китайская Республика, Франция, СССР (с 1991 г. место СССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация, являясь его постоянным членом); Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и США были определены Уставом ООН постоянными членами Совета Безопасности. Десять других членов (непостоянных) избираются Генеральной Ассамблеей ООН. При этом должное внимание уделяется в первую очередь степени участия членов ООП в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей ООН, а также справедливому географическому распределению. Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, два члена из четырех дополнительных избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя и один голос. Решения Совета Безопасности считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения. Эта формула получила название "принцип единогласия постоянных членов". Решение Совета считается отклоненным, если против проголосовал хотя бы один постоянный член (применил "вето").
Совет Безопасности ООП, согласно ст. 24 Устава ООП несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, руководствуясь при исполнении этих обязанностей в соответствии с целями и принципами ООП.
Члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности ООП.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) согласно ст. 61 Устава ООН состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН.
В компетенцию ЭКОСОС, согласно Уставу ООН (ст. 62), входят вопросы экономического, социального, культурного сотрудничества, вопросы культуры, образования, здравоохранения. ЭКОСОС также занимается вопросами поощрения сотрудничества государств в области уважения и соблюдения прав человека, создавая необходимые для организации этой работы комиссии (одной из них была Комиссия по правам человека). По всем направлениям международного сотрудничества, входящим в компетенцию ЭКОСОС, Совет уполномочивается предпринимать исследования, составлять доклады и делать рекомендации Генеральной Ассамблее ООН, членам организации и заинтересованным специализированным учреждениям.
В функции ЭКОСОС входит подготовка для представления Генеральной Ассамблее ООН проектов конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, созыв международных конференций.
Международный Суд ООН согласно ст. 92 Устава ООН является главным судебным органом ООН. Он действует в соответствии с прилагаемым к Уставу ООН Статутом, который образует неотъемлемую часть Устава ООН. Участниками Статута Международного Суда ООН являются все члены ООН, которые обязуются выполнять решения Международного Суда ООН по тому делу, в котором он является стороной. Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН, а также другие органы ООН и специализированных учреждений (по разрешению Генеральной Ассамблеи ООН) могут запрашивать от Международного Суда ООН консультативные заключения по юридическим вопросам.
Каждый член ООН в соответствии со ст. 94 Устава ООН обязуется выполнять решение Международного Суда ООН по тому делу, по которому оно является стороной.
Генральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН, а также другие органы ООН, а также специализированные учреждения ООН могут запрашивать от Международного Суда ООН консультативные заключения по любому юридическому вопросу
Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря ООН, который назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН и является главным административным лицом Организации, а также персонала ООН, который назначается Генеральным секретарем ООН согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей ООН, с учетом широкого географического распределения. Согласно Уставу ООН при исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал ООН не должны запрашивать и получать указания, от каких бы то ни было правительств или властей, посторонних для ООП. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут отразиться па их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией, уважая строго международный характер своих обязанностей.
Совет по опеке – один из главных органов ООН, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки.
Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как все 11 территорий под опекой получили независимость. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением США и ставшая 185-м государством – членом ООН.
В настоящее время в состав Совета по опеке входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, так как фактически работа Совета по опеке завершена. В связи с этим в правила процедуры работы Совета по опеке были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.
Специализированные учреждения ООН
Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными международными организациями, которые создаются межправительственными соглашениями и облечены широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и др. и находятся в постоянной связи с ООН. ЭКОСОС уполномочивается заключать с любым из специализированных учреждений соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут осуществлять сотрудничество с ООН. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей ООН.
К специализированным учреждениям ООН относятся:
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) (World Meteorological Organization) основана в 1950 г. Является компетентным органом
ООН по вопросам наблюдения за состоянием атмосферы Земли и ее взаимодействия с океанами. Штаб-квартира ВМО находится в Женеве (Швейцария).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (World Health Organization) основана в 1948 г. Основная функция ВОЗ – решение международных проблем здравоохранения населения мира. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) (World Intellectual Property Organization) – международная организация, занимающаяся администрированием ряда ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности. Фактически организация образовалась в 1893 г. на дипломатической конференции, когда два бюро, выполнявшие административные функции по охране промышленной собственности и охране литературных и художественных произведений объединились в одно учреждение под названием БИРПИ (Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности). В своей деятельности ВОИС руководствуется в первую очередь Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г., и пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., изменена 28 сентября 1979 г.), а также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.). Штаб- квартира ВОИС находится в Женеве (Швейцария).
Всемирный почтовый союз (ВПС) (Universal Postal Union ) основан в 1874 г. Является межгосударственной организацией для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой Всемирным почтовым союзом единой почтовой территории. Штаб-квартира ВПС находится в Берне (Швейцария).
Всемирная организация по туризму (ВОТ) (International Tourist Organization) создана путем преобразования неправительственной организации – Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО). Основная цель ВОТ, согласно ее Уставу, заключается в содействии развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, в дело международного взаимопонимания, мира, процветания, всеобщего уважения и соблюдения нрав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии. Особое внимание при этом она призвана обращать на интересы развивающихся стран в области туризма. ВОТ рассматривает вопросы технического сотрудничества в деле профессиональной подготовки в области туризма, правовые (в частности, разработаны и приняты Хартия туризма и Кодекс туриста; одобрен перечень руководящих принципов, рекомендуемых для ведения переговоров со странами – членами ВОТ в связи с проведением на их территории мероприятий организации) и др. Местонахождение ВОТ – Мадрид (Испания).
Международная ассоциация развития (MAP) (International Development Association) – кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка, создана в 1960 г. Цель организации – оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП па душу населения не более 1165 долл. США. Штаб-квартира МАП находится в Вашингтоне (США).
Международная морская организация (ИМО) (International Maritime Organization) – международная межправительственная организация, созданная в целях сотрудничества и обмена информацией но техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Образована в 1948 г. в Женеве в соответствии с Конвенцией о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (Inter-Governmental Maritime Consultative Organization). Штаб-квартира ИМО находится в Лондоне (Англия).
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (International Civil AviatioM Organization) – специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности. ИКАО создана на основе Чикагской конвенции 1944 г. Штаб- квартира находится в Монреале (Канада).
Международная финансовая корпорация (МФК) (International Finance Corporation) – международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Создана в 1956 г. с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. МФК осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах. В отличие от МБРР МФК не требует государственных гарантий по предоставляемым средствам. Штаб-квартира МФК находится в Вашингтоне (США).
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (International Atomic Energy Agency) – международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 г. В функции Агентства входит: поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии; поощрение обмена научными достижениями и методами; формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях; разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности. Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ – обеспечение нераспространения ядерного оружия. Штаб-квартира расположена в Вене (Австрия).
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (International Bank for Reconstruction and Development) – основное кредитное учреждение Всемирного банка, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.
Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его Уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР – Вашингтон (США).
Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund) создан на Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. на основе соглашения (Хартия МВФ). МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 г. как часть Бреттон-Вудской системы. Штаб- квартира МВФ находится в Вашингтоне (США).
Международная организация труда (МОТ) (International Labor Organization) занимается вопросами регулирования трудовых отношений. Организация была создана в 1919 г. на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств – трипартизма. С 1920 г. штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).
Международный союз электросвязи (МСЭ) (International Telecommunication Union) – международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот (распределение радиочастот по назначениям и по странам). Основан как Международный телеграфный союз в 1865 г. С 1947 г. является специализированным учреждением ООН. Штаб-квартира МСЭ находится в Женеве (Швейцария).
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) создана 16 ноября 1945 г. Согласно Уставу ЮНЕСКО основными целями этой Организации являются содействие укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры, обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. Среди вопросов, которые охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы. Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается в Париже (Франция).
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) (United Nations Industrial Development Organization) оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации, мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. Штаб-квартира ЮНИДО расположена в Вене (Австрия).
Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) (Food and Agriculture Organization) была основана на конференции в Квебеке в 1945 г. ФАО действует в качестве ведущего учреждения, занимающегося проблемами развития сельских регионов и сельскохозяйственного производства. Девиз ФЛО: "помогаем построить мир без голода". Штаб- квартира организации находится в Риме (Италия).
- 134.00 КбВведение………………………………………………………… ……………………..2
Глава1. Организация Объединённых Наций (ООН), как универсальная международная организация
1.1 История создания ООН……………………………………………………………3
1.2 Правовой статус ООН……………………………………………………………..6
Глава 2. Главные составные системы главных органов ООН
2.1 Генеральная Ассамблея ООН…………………………………………… ……….8
2.2 Совет безопасности ООН…………………………………… …………………...10
2.3 Экономический и социальный совет ООН…………………… ………………...13
2.4 Совет по опеке. Международный суд. Секретариат……………………………15
Глава 3. Главные составные системы вспомогательных органов ООН
3.1 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)………………………………………………... 18
3.2 Программа развития ООН (ПРООН)……………………………………………19
3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)……………………..20
3.4 Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)………….21
3.5 Комиссия международного права (КМП)…………………………………….....22
3.6 Университет ООН (УООН)……………………………………………………... 23
Заключение…………………………………………………… ……………………....24
Список используемой
литературы…………………………………………………. ..25
Введение
Организация Объединённых Наций (ООН) –– уникальная, крупнейшая в мире международная организация общепланетарного масштаба, членами которой являются 192 государства.
С момента своего создания ООН вела работу по трём ключевым направлениям: защита прав человека, борьба за мир и безопасность, а также содействие экономическому и социальному развитию.
После принятия в 1948 году одного из знаковых документов ООН –– Всеобщей декларации прав человека –– организация разработала широкий спектр международных стандартов в области прав человека.
Она также учредила ряд механизмов, в задачи которых входит поощрение и защита этих прав и оказание помощи правительствам в выполнении своих обязательств в области прав человека.
Целью данной работы является изучение Организации Объединённых Наций (ООН), истории ее создания, системы главных и вспомогательных органов.
Данная тема очень актуальна во все времена, ведь ООН существует уже много лет, и является организацией общепланетарного масштаба и связывает между собой 192 государства.
Значимость данного вопроса состоит в том, что Amnesty International стремится к тому, чтобы обеспечить каждому человеку в мире возможность пользоваться всеми правами, провозглашёнными во Всеобщей декларации прав человека.
Глава1. Организация Объединённых Наций (ООН), как универсальная международная организация
1.1 История создания ООН
Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой международной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.
Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей международной организации для установления послевоенного правопорядка, эта идея не нашла признания в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 странами.
Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного мира и безопасности было принято на территории бывшего СССР - государства, внесшего решающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирного сосуществования государств различных общественно-политических систем. Так, в п. 1 Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобритании и Китая 30 декабря 1943 г., отмечено, что правительства этих стран «признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства - и с другими членами Объединенных Наций, с целью совместных действий в интересах сообщества наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопасности (п. 5). Стороны обязались не применять до окончания войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только целями, предусмотренными в Декларации. Они обязались также совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период.
Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация, в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следующем: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».
В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г Президент США Ф. Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации безопасности. Резюмируя свои соображения об этой организации, Президент США подчеркнул: «Мы не имеем в виду создание сверхгосударства с собственной полицейской силой и другими реквизитами принудительной власти». К началу переговоров в Думбартон-Оксе (21 августа - 28 сентября 1944 г.) были составлены английские, американские и советские предложения. Согласованный в Думбартон-Оксе проект «Предварительных предложений» о создании Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности явился основой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).
На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.
Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолюция 168 II от 31 декабря 1947 г.).
1.2 Правовой статус ООН
Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.
Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.
В соответствии со ст. 1 и 2 ООН преследует следующие цели:
- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;
- улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира,
- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
- осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;
- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
В настоящее время ООН является самой представительной (в нее входят 191 государство) и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией. В Декларации по случаю 50-летней годовщины, принятой в октябре 1995 г. на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается, что «в XXI век ООН " войдет обновленной, оснащенной и обеспеченной, чтобы эффективнее служить интересам народов, от имени которых она и была создана». ООН - это общая воля государств мира. Россия верит в Организацию Объединенных Наций, родившуюся в середине XX в. и устремленную в XXI в.
Тем не менее жизнь требует иных подходов ООН к глобальным и другим проблемам современности, особенно к операциям по поддержанию мира. Чтобы справиться со всеми проблемами, ООН сама нуждается в обновлении и адаптации к новым условиям, с тем чтобы она продолжала играть свою уникальную роль в сохранении и укреплении международного мира и безопасности, в объединении усилий государств для решения наиболее злободневных проблем.
Глава 2. Главные составные системы главных органов ООН
2.1 Генеральная Ассамблея ООН
Генеральная Ассамблея –– главный совещательный орган ООН, где представлены все 192 государства-члена ООН, на каждое из которых приходится по одному голосу. Ассамблея собирается один раз в год на три месяца и обсуждает широкий круг вопросов, включая положение с правами человека в отдельных странах, насилие над женщинами, а также пытки и жестокое обращение. Ежегодно Генеральная Ассамблея принимает около 300 резолюций. Они не являются юридически обязательными для властей государств, однако олицетворяют собой моральный авторитет международного сообщества. Amnesty International борется за принятие сильных и прогрессивных резолюций по ключевым правозащитным вопросам и за их полное и своевременное выполнение.
Компетенция. Генеральная Ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит их всех членов Организации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заключить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации, она получает и рассматривает доклады других органов Организации.
Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам - членам ООН и Совету Безопасности.
Порядок работы. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомляет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каждой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.
Глава1. Организация Объединённых Наций (ООН), как универсальная международная организация
1.1 История создания ООН……………………………………………………………3
1.2 Правовой статус ООН……………………………………………………………..6
Глава 2. Главные составные системы главных органов ООН
2.1 Генеральная Ассамблея ООН…………………………………………………….8
2.2 Совет безопасности ООН………………………………………………………...10
2.3 Экономический и социальный совет ООН……………………………………...13
2.4 Совет по опеке. Международный суд. Секретариат……………………………15
Глава 3. Главные составные системы вспомогательных органов ООН
3.1 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)………………………………………………...18
3.2 Программа развития ООН (ПРООН)……………………………………………19
3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)……………………..20
3.4 Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)………….21
3.5 Комиссия международного права (КМП)…………………………………….....22
3.6 Университет ООН (УООН)……………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………………....24
Список используемой литературы…………………………
Проблема классификации международных организаций имеет как теоретическое, так и классическое значение. Классификация призвана четко и безошибочно разбираться в характере и особенностях той или иной международной организации.
Классификация международных организаций может проводиться по следующим признакам:
юридическая природа организаций;
масштаб деятельности организации;
предмет деятельности организации;
Для определения юридической природы организации необходимо прежде всего рассмотреть природу учредительного акта организации. По этому признаку международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) организации и международные неправительственные организации .
Межгосударственные (межправительственные) организации, как правило, учреждаются на основе многосторонних соглашений (договоров). Учредителями и участниками таких организаций являются государства.
Международные неправительственные организации (МНПО) наоборот создаются не государствами, а отдельными физическими лицами и действуют на основе принятых ими уставов.
В последнее время роль неправительственных организаций возрастает, НПО по праву расценивается как выдающееся явление второй половины 20 века, отражающее усиление демократических преобразований в мире. Вместе с тем в науке международного права остается спорным вопрос о международной правосубъектности МНПО. К субъектам международного права безоговорочно относятся межгосударственные (межправительственные) организации, которые разделяются на универсальные и региональные.
Универсальные международные организации рассчитаны на участие всех государств мира. К универсальным международным организациям, прежде всего относится Организация Объединенных Наций, устав которой был принят на конференции в Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Основными целями ООН являются:
Поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, с согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развитие дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;
Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола языка и религии.
В соответствии с Уставом (ст.7) главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат.
Генеральная Ассамблея состоит из всех членов организации. Каждый член Организации имеет право направлять на сессии Генеральной Ассамблеи не более пяти представителей. Каждое государство имеет в Генеральной Ассамблее один голос.
Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать чрезвычайные обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации.
Совет Безопасности, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, состоит из пятнадцати государств, которые имеют статус постоянных и непостоянных членов Организации. КНР, Франция, СССР, Великобритания и США были определены Уставом ООН постоянными членами Совета безопасности. Десять других членов (непостоянных) избирают члены Генеральной Ассамблеи.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения числа членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два их четырех дополнительных членов избираются на срок один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя, Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем, сторона участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов. Решение Совета считается отклоненным, если против него проголосовал бы один постоянный член (право вето).
К универсальным организациям относятся также специализированные учреждения ООН: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация здравоохранения и д.р. Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными международными организациями. Они создаются межправительственными соглашениями и облечены широко международной ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях и находятся в постоянной связи с ООН. В соответствии с положениями Устава ООН их политика согласовывается. Экономический и социальный совет ООН уполномочивается вступать с любым из специализированных учреждений и в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организаций. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Региональные организации предполагают ограниченный состав и открыты в основном для государств определенного региона. Это- организация американских государств (ОАГ), Совет Европы, Европейский Союз и д.р.
Совет Европы учрежден 5 мая 1950 г. Целью Совета Европы, согласно устава организации является «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу» . В рамках Совета Европы заключаются соглашения, проводятся совместные действия в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, в сфере защиты прав человека и основных свобод. Органами Совета Европы являются: Совет министров, Консультативная Ассамблея, а также Секретариат Совета Европы (вспомогательный орган). Место пребывания Совета Европы – Страсбург (Франция).
К региональным организациям относится Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного, но весьма существенного. Она учреждена не международно- правовым а политическим соглашением. Этот факт дает основание рассматривать организацию как чисто политическое образование не обладающее правосубъекностью.
К региональным организациям относится и Европейский Союз. Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г., означает новый этап Европейской интеграции, начало которой было положено тремя договорами, (учреждающими Европейское сообщество угля и стали 1951г.), Европейское экономическое сообщество (1957г.), Европейское сообщество по атомной энергии (1957). Договор о Европейском союзе преобразовал Европейское сообщество, определил ориентиры проведения общей экономической политики на основе единой европейской валюты, принципы формирования общей внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел, учреждения гражданского сою
К универсальным международным экономическим организациям относятся:
1) Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС). Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:
· Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
· Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
· Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
· Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.
ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года.
2) Всемирная торговая организация (ВТО). 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру:
1. Конференция министров (раз в два года).
2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).
3. Вспомогательные органы: Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность; Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам. Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Например, допускается принятие следующих мер: административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям; административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия
платежного баланса и др.); пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров; добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран - экспортеров и импортеров; ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).
3) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
Создана в 1948 под названием Организа́ция европе́йского экономи́ческого сотру́дничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств - членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.
4) Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:
Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;
Экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству;
5) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South-East Asian Nations, ASEAN) была подписана 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Секретариат АСЕАН был образован в 1976 г. и находится в Джакарте. Основные цели АСЕАН на основе Бангкокской декларации : содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона; обеспечение экономической и политической стабильности в регионе; разрешение внутрирегиональных проблем.
6) Европейская экономическая комиссия ООН. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - региональная организация Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).
Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН) была создана в 1947 г. для содействия развитию экономического сотрудничества между странами-членами этой комиссии. Является одной из пяти региональных комиссий Организации Экономического и Социального Развития ООН (ЭКОСОС). Организация насчитывает 56 государств-членов. Наряду с европейскими странами в состав организации входят Соединённые Штаты Америки, Канада, Турция, Израиль, бывшие советские республики Средней Азии. Штаб-квартира ЕЭК ООН находится в Женеве, Швейцария. Годовой бюджет составляет около 50 млн. долларов США.
7) Международная торговая палата. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) - всемирная предпринимательская организация, основными задачами которой являются выработка рекомендаций по экономической политике и практике на основе правил торговли и инвестирования, а также разработка стандартов коммерческой деятельности.
МТП создана в 1919 г. Членами МТП являются национальные комитеты и группы более чем из 60 стран. В 75 странах, где такие комитеты или группы не созданы, экономические субъекты (фирмы) осуществляют прямое членство в МТП. Местонахождение - Париж (Франция). Основными целями МТП являются:
Представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;
Обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;
Разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
Предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;
Поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран.
8) Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (англ. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощьразвивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединённых Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 174 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.
9) Организация Черноморского экономического сотрудничества. Организация черноморского экономического сотрудничества - межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.
Что касается марксистской литературы, то качества государства как организации неоднократно отмечались в работах В.И. Ленина (присутствовало и само слово «организация»). Термины «государство - машина угнетения», «аппарат», даже «дубина» в руках одного класса против другого широко использовались в марксистской литературе. Исследовались и некоторые отличия этой организации, скажем, от родового строя, но основное внимание уделялось ее социальному характеру. На социальном признаке в марксистской литературе основаны все главные классификации государственности.
Обычным было понятие государства как политической организации , но трактовалось оно тоже неодинаково. В определениях, приводимых в философских и политических словарях, издававшихся в СССР, понятие государства как политической организации нередко расширялось по существу до отождествления его с самим обществом, политически (государственно) организованным, говорилось, что «… государство - политическая организация общества. При этом речь шла, разумеется, об обществе в целом, а не об одной из его политических организаций. Такой подход в известной мере коренился в некоторых высказываниях основоположников марксизма в тот период развития, когда политические партии еще не приобрели большого влияния, а другие объединения не играли значительной политической роли.
Ныне в государствоведческих исследованиях на первый план все чаще стали выдвигаться не вопросы политической организации общества, а проблемы политической власти в нем. При этом определение государства как политической) организации или даже как одной из политических организаций в обществе не раскрывает в достаточной мере всего набора его организационных свойств. Часто встречающаяся характеристика государства как политического учреждения, института (особой формы организации) тоже не вполне самодостаточна - ведь существует множество других политических институтов. В поисках дефиниции не помогают, как отмечалось, и ссылки на разделение населения по административно-территориальным единицам, ибо этот признак не имеет универсального характера. Иерархическая структура государственных органов, на которую иногда ссылаются, не может служить критерием разграничения: она имеется и в других организациях (хотя и с неодинаковым значением этой иерархии). Не помогают также ссылки на принудительный характер власти (хотя и по-своему, но родительская и корпоративная власти тоже имеют принудительный характер).
На наш взгляд организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для данного общества (очерченного государственными границами) характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от того, желают или не желают они этого: граждане, лица без гражданства, с двойным (множественным) гражданством, иностранцы. Они уплачивают на содержание этой организации не добровольные (как во многих партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых, да и то не всегда, они могут, лишь покину! территорию данной организации. Во многих случаях различные сборы уплачиваюТ’1ГТра:я^^ за пределами своего государства, если они, например, получают заработную плату от государства или имеют определенные виды собственности на территории государства (последнее относится и к иностранцам). Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее (их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). В зависимости находятся и все юридические лица, сами органы государства. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве останется, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.
В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсальная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения существуют в иных условиях и построены на иных принципах, имеющих неполитический характер. «Универсальные» международные организации (например, ООН) в принципе никогда не являлись универсальными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.
Лишь в некоторых африканских странах как социалистической ориентации (ориентированных на тоталитарный социализм), так и ориентации капиталистической (формы искаженного, тоталитарного капитализма в политическом строе) были предприняты попытки создать еще более универсальную организацию, чем государство. Так, Гвинейская Народная Революционная Республика при режиме Секу Туре была провозглашена »партией-государством» (это нашло отражение и в конституции 1982 г.). Согласно этой концепции, как было сказано в преамбуле упомянутой конституции, государство отождествляется с партией. Были созданы единые, слитные партийно-государственные структуры и органы власти в масштабе страны и на всех уровнях административно-территориального деления. Аналогичный порядок (также при существовании единственной партии) был конституционно закреплен в Республике Заир, где лозунг капиталистического развития в экономике сочетался с тоталитарным режимом. Согласно ст. 32 конституции 1980 г. (аналогичный порядок устанавливали и другие, более ранние конституционные акты) в обществе существовал единственный политический институт - Народное движение революции. Все жители страны автоматически считались его членами, а парламент, правительство, суды - его органами. Эти суперуниверсальные формы были во многом искусственными явлениями и, продержавшись по два с половиной десятилетия, исчезли (в Гвинее - в результате военного переворота 1984 г., в Заире - в итоге массовых народных выступлений в начале 90-х годов). Качества государства как универсальной организации предполагают исследование вопроса о пределах и эффективности такой универсальности. В отечественной послеоктябрьской литературе вопрос о пределах универсальности связывался чаще всего с социальными аспектами: с исследованием роли государства как главного орудия по преобразованию общества на новых началах. Пределам его вмешательства в общественную, а иногда и личную жизнь в государствоведческой литературе почти не ставилось преград. Лишь в правовой литературе в связи с обсуждением вопроса о правовом регулировании говорилось об объективных пределах последнего. Что же касается вопросов о влиянии количественных параметров государства (численность населения, размеры территории и др.) на его эффективность, то они в такой постановке вопроса фактически не обсуждались.
В зарубежной литературе пределы универсальности государства связывались с двумя аспектами: его ролью и количественными критериями, причем последние рассматривались обычно в связи с процессами возникновения новых государств в результате краха колониализма. Вопрос о роли государства в разные периоды решался неодинаково: от концепции невмешательства и роли «ночного сторожа» до тотального огосударствления жизни, включая многие частные стороны (фашистские концепции, мусульманские фундаменталистские доктрины). Количественные критерии использовались преимущественно на базе опыта малых африканских стран. В частности, утверждалось, что государство может быть эффективной универсальной организацией, если численность его населения не менее 15 млн. человек. Были и другие взгляды, касавшиеся плотности населения на территории, но в целом они опирались на частичный опыт, высказывались попутно и имели в основном умозрительный характер.
Более основательно, в основном в международно-правовой литературе, разработан взгляд о соотношении универсальности государства и этноса. Считается, что любой этнос, сознающий себя в качестве нации, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной политической власти, и это право признается и защищается мировым сообществом. Не может быть никаких юридических аргументов против политического самоопределения любой, даже
самой малочисленной, нации, если при этом не нарушаются права человека и права проживающих вместе с ней других этносов . Правда, вопрос об эффективности и даже жизнеспособности малого государства при этом не ставился, а само понятие этноса, народности, нации и особенно этноса, осознающего себя нацией, остаются в литературе довольно неопределенными (правда, эти последние проблемы уже выходят за сферу юридических наук).
Из сказанного видно, что проблема универсальности государства, ее различные аспекты на конкретном страноведческом материале в государствоведении в должной мере еще не разработаны. Между тем многие из таких вопросов в условиях современных тенденций «суверенизации», распада ряда федераций и образования новых малых (а иногда и очень малых, преимущественно островных) государств имеют весьма важное практическое значение. Актуальны они и для России, стран СНГ, на территории которых проживают многие десятки наций и этносов, стремление отдельных лидеров которых максимально отгородиться от своих соседей часто приводит к общей разрухе.
Словом, исследование разносторонних качеств универсальности государственной организации, ее пределов и эффективности приобретает важнейшее теоретическое и практическое значение. Однако, совокупный предмет общей теории государства и права очерчен определенными рамками, общая же политология вряд ли имеет возможность заниматься этим: у нее свои задачи. Видимо, лишь формирование особой отрасли знаний - сравнительного государствоведения может продвинуть нас вперед в решении этих теоретических и прикладных задач.
Похожая информация.