Совет безопасности оон состав функции и полномочия. Функции и полномочия совета безопасности оон
Совет Безопасности занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства - члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).
В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.
Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. было 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.
Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, являются пять государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место СССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация (поправка в Устав в связи с этим не вносилась).
Генеральная Ассамблея избирает десять других государств - членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности (до расширения состава было шесть непостоянных членов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избрании непостоянных членов уделяется должное внимание степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности, а также справедливому географическому распределению.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., предусмотревшей расширение состава Совета, места непостоянных членов распределяются следующим образом: от Африки и Азии - 5 членов, от Восточной Европы - 1, от Латинской Америки - 2, от Западной Европы и других государств - 2.
Совет Безопасности наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания международного мира и безопасности. В соответствии со ст. 43 Устава все члены ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими государствами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляемых средств обслуживания.
Важное место в деятельности Совета Безопасности в современных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).
Полномочия Совета Безопасности не затрагивают, согласно ст. 51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер.
Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.
Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.
Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности принимает три вида резолюций: 1) рекомендации или решения в адрес других органов ООН или в собственный адрес, например рекомендации Генеральной Ассамблее или решение о создании собственного вспомогательного органа по ст. 29 Устава; 2) рекомендации государствам - членам ООН, например, по ст. 40, 3) решения в адрес государств-членов, например, по ст. 41, 42; сюда же следует отнести не предусмотренные Уставом так называемые правотворческие резолюции, порождающие общие обязательства для государств-членов.
За время своей деятельности ООН приняла ряд важных и полезных резолюций, прежде всего в области разоружения и укрепления международной безопасности. Среди них -- резолюции о принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений (1946), о выдаче и наказании военных преступников (1946), о мерах против пропаганды новой войны (1947), о мерах по установлению и укреплению мирных и добрососедских отношений между государствами (1957 и 1958), о всеобщем и полном разоружении (1959); Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (1965); Декларация об укреплении международной безопасности (1970); Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970); резолюции в пользу созыва Всемирной конференции по разоружению (1971--73); резолюция о неприменении силы в международного отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия (1972), резолюция о сокращении военного бюджетов государств -- постоянных членов Совета Безопасности ООН на 10% и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам (1973).
Вопрос о правовой природе резолюций, входящих в первую категорию, не вызывает сомнений - это внутренние акты организации, принимаемые одним из органов в пределах учредительного акта.
Что же касается резолюций, создающих обязательства для государств - членов ООН, то для определения их юридического характера необходимо принять во внимание фактор согласия, который лежит в основе любого обязательства государства по международному праву. Согласно теории международного права согласие может быть выраженным при подписании договора, так и подразумеваемым, молчаливым, которое выражается в отсутствии протеста. Однако согласие - это только внешнее выражение факта совпадения или согласования воль государств.
Резолюции Совета Безопасности создают обязательства для всех государств, причем нужно напомнить, что не только для членов ООН в силу ст. 25 «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». , но и для тех, кто не является членами, в силу п. 6 ст. 2 «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». . Однако непосредственное участие в формировании обязательства принимают не все члены Организации, а только члены Совета, при этом решающее значение имеет воля постоянных членов. Значит, в отдельной норме, создаваемой Советом Безопасности, отражена согласованная или совпадающая воля членов Совета.
В литературе высказываются разные мнения относительно того, к какому источнику международного права можно приравнять обязывающие резолюции Совета Безопасности. В англоязычной литературе довольно популярно мнение о том, что эти резолюции правомерно приравнивать к договору - правоприменительному или правообразующему.
Есть также мнение о том, что такое приравнивание неправомерно, поскольку выражение согласия государств на те обязательства, которые будут созданы Советом, не прямое, а опосредованное полномочиями Совета Безопасности Papastavridis E. Interpretation of Security Council Resolutions under Chapter VII in the Aftermath of the Iraqi Crisis // ICLQ 56 1 (83),1 January 2007. . Такой путь формирования международных обязательств не является и обычно-правовым.
Как бы то ни было, обязательство, закрепленное в резолюции, ничем не отличается от любого другого международного обязательства, будь оно закреплено в договоре или в правовой норме. Последствия возникновения такого обязательства те же: обязательность исполнения и ответственность за неисполнение. Поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые считают, что резолюции Совета Безопасности должны подчиняться иному правовому режиму, нежели международные договоры или правовые нормы.
В соответствии с Уставом ООН на Совете Безопасности лежит главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Отправной точкой является п. 4 ст. 2 Устава ООН, который прямо запрещает любое применение силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любого государства либо иным любым способом, не совместимым с целями ООН. Исключение сделано для случаев индивидуальной или коллективной самообороны по ст. 51 Устава. Такое право носит временный характер, оно допускается «до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». Таким образом, ничто не препятствует региональным организациям использовать силу для коллективной обороны без предварительной санкции Совета Безопасности. Региональные организации могут участвовать в применении силы с санкции Совета Безопасности по ст. 43 Устава.
Перейдем теперь к Главе VIII Устава, ст. 53 которой прямо говорит о том, что «никакие принудительные действия не предпринимаются... региональными органами без полномочий Совета Безопасности». Условие уполномочия здесь такое же, как и по Главе VII: нарушение мира, угроза миру или наличие акта агрессии,
«Принудительные действия» не определены в Уставе. Опираясь на формулировку Международного Суда в деле «О некоторых расходах ООН», можно квалифицировать их как «насильственное, не согласованное с объектом воздействия применение силы, направленное против нарушения мира, угрозы миру или акта агрессии». В принудительные меры не включаются экономические или дипломатические санкции; они не являются применением силы и не входят в круг полномочий Совета Безопасности. Это значит, что такие меры могут приниматься в одностороннем порядке или коллективно без санкции Совета Безопасности.
«Региональные организации» также не определяются в Уставе, поэтому вполне допустимо для целей толкования Главы VII подразумевать под «региональной организацией» такое широкое, неоформленное организационно образование, как «коалиционные силы в Ираке».
Иногда в тех случаях, когда говорят о допустимости принятия региональными организациями принудительных мер без санкции Совета Безопасности, в качестве критерия выдвигают их «разумность». Такой подход предоставляет толкование Устава ООН на усмотрение отдельных государств. Нельзя не согласиться, что, поскольку «разумность» составляет один из элементов common law, весь этот подход есть попытка распространить на международное право принципы правовой системы отдельных государств. Но нельзя не признать, что обычно-правовой метод общепринят в международном праве, в том числе в том, что касается развития международных договоров. Не остается неизменным и Устав ООН, что вполне соответствует ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров.
Процедура голосования в Совете Безопасности изложена очень просто. Решение по вопросам существа считается принятым, если за него поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Выражение «совпадающие голоса» означает, очевидно, что это действительно поданные голоса («за» или «против») и что это голоса «за». Однако практика «показывает большую гибкость в процедуре голосования». Воздержание постоянного члена от голосования путем отсутствия и воздержание его от голосования при присутствии равно создают «совпадающие голоса». Развитие отмечается и относительно принятия решения консенсусом, который не упомянут в Уставе и который теперь применяется (если председатель Совета заявляет, что достигнут консенсус).
Генеральная Ассамблея ООН формально не имеет никаких полномочий в области принятия принудительных мер. В 1950 г., когда Советский Союз покинул заседание Совета Безопасности (в знак протеста против того, что Китай в ООН представляет правительство Чан Кайши), и создался так называемый «паралич вето», Генеральная Ассамблея сочла возможным принять Резолюцию «Единство во имя мира», в соответствии с которой она могла определить наличие угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии и могла рекомендовать государствам-членам применение силы, «если Совет Безопасности из-за отсутствия единогласия, не в состоянии осуществлять свою ответственность за поддержание мира и безопасности».
Определенным шагом в развитии полномочий различных органов ООН стала концепция «подразумеваемых полномочий», впервые изложенная в Консультативном заключении Международного Суда по делу «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН». Вопрос о правомерности «подразумеваемых полномочий» имеет особое значение для определения компетенции Совета Безопасности в области проведения миротворческих операций, тем более для таких жестких, которые приближаются к принудительным мерам. Нигде в Уставе ООН не упоминаются операции по поддержанию мира, однако государства не выражают протест против их проведения.
За время существования Устава ООН можно насчитать семь операций, предпринятых региональными организациями.
Самой серьезной угрозой миру в виде возможной ядерной войны был так называемый Кубинский кризис в 1962 г., когда Организация американских государств приняла решительные действия и способствовала прекращению кризиса. Когда на Кубе были размещены советские ракеты средней дальности, со стороны Кубы это не было нарушением международного права. Ожидать решения Совета Безопасности было невозможно, поскольку Советский Союз мог применить право вето. США решили использовать коллективные принудительные меры в Организации американских государств. Куба тогда формально оставалась членом ОАГ, хотя ее правительство было лишено права голоса. Консультативный Орган ОАГ обвинил Кубу в тайной подготовке угрозы миру на континенте и считал необходимым найти юридические основания для блокирования кубинских портов, чтобы прекратить доставку ракет. Однако коллективная самооборона, по его мнению, не давала оснований для этого. Таким образом, можно констатировать, что ОАГ рекомендовала установить блокаду. США в одностороннем порядке провозгласили установление блокады, и многие государства американского континента присоединились к ней.
Таким образом, меры, принятые ОАГ, ограничились рекомендацией.
Следующим примером был Ливанский кризис 1976 г, когда по решению Лиги Арабских государств и с разрешения Ливанского правительства в этой стране были размещены миротворческие силы с задачей поддержания внутренней безопасности. Вопрос о санкции Совета Безопасности не поднимался.
Следующим случаем был кризис в Гренаде в 1983 г., когда в эту страну были введены войска Организации государств Восточной части Карибского бассейна, а также Соединенных Штатов, которые не были членом данной организации. Юридические оправдания были следующие: войска были приглашены генерал-губернатором Гренады; Организация была правомочна использовать силу для поддержания международного мира и безопасности; США принимали меры для эвакуации своих граждан. При этом специально подчеркивалось, что эти действия не основываются на концепции самообороны. Со стороны Совета Безопасности никакого протеста не последовало.
В 1992 г. Экономическое сообщество западно-африканских стран (ЭКОВАС) предприняло действия по размещению миротворческих сил в Либерии для прекращения огня в гражданской войне. Санкция Совета Безопасности на эти действия не запрашивались. Уже после начала операций Совет Безопасности принял резолюцию, в которой действия ЭКОВАС фактически одобрены.
Применение сил со стороны НАТО в 1992-1993 гг. опиралось на ряд резолюций Совета Безопасности, однако НАТО при этом вышла за рамки своего учредительного договора.
Вокруг Косова в 1999 г. события развивались как с участием, так и без участия Совета Безопасности. Совет Безопасности в своих резолюциях постоянно ссылался на Главу VII Устава ООН, но прямого уполномочия НАТО бомбардировать Косово в них нет.
Что касается действий коалиционных сил в Ираке, начиная с 2003 г., то в резолюциях Совета Безопасности имеются ссылки на Главу VII Устава ООН.
Таким образом, практика показывает неоднократное использование силы региональными организациями без санкций Совета Безопасности. В большинстве случаев, значительных протестов со стороны государств не было, и можно констатировать если не открытое, то подразумеваемое согласие мирового сообщества с этой практикой.
Повышение значения СБ ООН и появление новых прогрессивных аспектов его деятельности закономерно порождает у многих исследователей вопрос о том, существуют ли юридические пределы, рамки для решений Совета? Отвечая на этот вопрос, сторонники распространенной «классической» точки зрения утверждают, что поскольку Уставом ООН никаких прямых нормотворческих функций Совету Безопасности не предоставлено, он может принимать решения только политического характера. ООН, а в ее лице и СБ, уполномочена выполнять позитивные исполнительные функции по поддержанию международного мира и безопасности. Это вытекает из положений Устава ООН. Обязанность Совета Безопасности «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор…» (ст. 34) дает ему возможность «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования» (ст. 36), а также определять «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать, какие меры следует предпринять... для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
Таким образом, Совет Безопасности - политический, а не судебный орган. Усилия, нацеленные на поддержание мира и безопасности на международной арене, значат нечто большее, чем простое соблюдение права.
Между тем, существует и другая точка зрения относительно того, что решения СБ являются, с одной стороны, исполнительными распоряжениями, т.е. актами правоприменительного свойства, а с другой - нормообразующими актами. В качестве примеров такой законодательной деятельности Совета можно указать на утверждение уставов международных трибуналов ad hoc, а также на созданный Советом Безопасности прецедент квалификации грубых и массовых нарушений прав человека, тяжких нарушений международного гуманитарного права в качестве угрозы международному миру и безопасности. Такие функции СБ, как известно, Уставом ООН не определены и являются в определенной степени новеллой по сравнению с положениями Гл. VII.
Есть, однако, один аспект, позволяющий отнести решения Совета Безопасности к категории нормообразующих актов. Этот аспект кроется в самом Уставе ООН и изложен в ст. 25, которая предписывает государствам обязательное исполнение решений СБ, принятых по вопросам поддержания международного мира и безопасности. Невыполнение таких решений автоматически влечет за собой нарушение Устава ООН. Едва ли можно считать решения, несущие за собой международно-правовые последствия, сугубо политическими Бутрос-Гали Б. Доклад о работе Организации за период с сорок седьмой до сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи. Нью-Йорк, 1993. C.96..
Несмотря на все возможности самого широкого толкования Устава ООН, компетенция Совета Безопасности определяется достаточно четко. Представляется, что не будет слишком смело сказать, что все новеллы в деятельности СБ так или иначе отвечают духу и букве Устава, несмотря нa тот факт, что de jure в нем не отражены.
Совет Безопасности, как известно, является органом международной организации, созданной посредством заключения международного договора, который в свою очередь выступает в роли конституционной основы этой организации. Таким образом, как бы широки ни были полномочия СБ в соответствии с Уставом ООН, они тем не менее подпадают под ряд конституционных ограничений, действующих для всей Организации.
Из этого следует, что любые полномочия СБ не могут выходить за рамки компетенции самой Организации, и, более того, они связаны и другими специфическими ограничениями, включая такие, которые вытекают из внутреннего разделения функций и полномочий между различными органами и структурами в составе ООН. При исполнении своих обязанностей СБ должен действовать в соответствии с целями и принципами ООН. Для этой цели ему и предоставлены изложенные в Гл. VI, VII, VIII и XII специфические полномочия, выйти за пределы которых означало бы для Совета совершить действие ultra vires.
Одной из задач, стоящих в настоящее время перед международным сообществом, является разработка нормативного акта об основных принципах операций ООН по поддержанию мира. Не секрет, что до сих пор эти операции осуществляются Советом Безопасности на основании симбиоза положений Гл. VI и Гл. VII Устава. В Уставе ООН нет норм, непосредственно регулирующих военные операции и посвященных деятельности, не относящейся напрямую ни к средствам мирного урегулирования споров, ни к принудительным действиям в случае угрозы или нарушения международного мира и безопасности. Точка зрения, что операции по поддержанию мира и есть те самые меры, которые Совет Безопасности уполномочен предпринять в соответствии со ст. 42 Устава ООН, разделяется представителями далеко не всех государств, но даже и те, которые считают операции по поддержанию мира явлением, вполне вписывающимся в современный текст Устава, поддерживают мнение о целесообразности разработки свода принципов Операции по поддержанию мира (ОПМ).
Среди элементов правовой основы ОПМ в документе, в частности, отмечены:
Четкое определение мандата операций по поддержанию мира, в том числе оказание гуманитарной помощи;
Установление пределов в отношении права миротворцев на самооборону при одновременном усилении их защиты;
Анализ механизма распределения ответственности между ООН и предоставившими персонал государствами за ущерб, нанесенный в ходе операций по поддержанию мира;
Четкое определение базовых принципов операций, включая принципы нейтральности, беспристрастности и невмешательства во внутренние дела государств, являющихся сторонами в конфликте.
С учетом того, что вопросами ОПМ в целом занимается Специальный комитет по операциям по поддержанию мира, целесообразным является дальнейшее комплексное рассмотрение принципов и критериев деятельности миротворческих миссий в рамках совместных заседаний Спецкомитета по Уставу и Спецкомитета по ОПМ или рабочей группы, которую можно было бы создать с участием экспертов из двух Спецкомитетов.
С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии со статьями 24-26 Устава ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности состоят в следующем:
- поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
- расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам;
- рекомендовать методы урегулирования таких споров или условия их разрешения;
- вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений;
- определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять;
- призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
- предпринимать военные действия против агрессора;
- рекомендовать принятие новых членов;
- осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»;
- вырабатывать рекомендации Генеральной Ассамблее о назначении Генерального секретаря и вместе с Ассамблеей избирать судей Международного Суда.
- 15. Организация Объединенных Наций как участник международных отношений. Структура и функции. Особая ответственность Совета безопасности за поддержание стабильности в мире.
Компетенция. Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная-Ирландия, США.
Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок", и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки - 5 членов, Восточной Европы - 1, Латинской Америки и Карибского моря - 2, Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии - 2 члена.
В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных - до 7-10.
Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады.
Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме1.
Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующему: а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии
Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/Res/47/120 А от 18 декабря 1992 г. «международный мир и безопасность должны рассматриваться в комплексе и усилия Организации по миростроительству, обеспечению справедливости, стабильности и безопасности должны охватывать не только военные вопросы, но и через ее различные органы в их соответствующих областях компетенции надлежащие политические, экономические, социальные, гуманитарные, экологические аспекты и вопросы развития».
346 Глава XII. Организация Объединенных Нации и се специализированные учреждения
Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира. Нью-Йорк, 1992. С. 12-13.
с целями и принципами ООН; б) расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения; в) делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; г) вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; д) призывать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии: е) предпринимать военные действия против агрессора; ж) делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда; з) осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке; и) делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; к) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.
Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.
Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи А/Яе5/47/120 А от 18 декабря 1992 г. превентивная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осуществлении которых следует надлежащим образом сочетать консультации с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объективность и транспарентность.
2. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI
Устава ООН.
3. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.
4. Миростроительство в постконфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.
По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава!.
Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря про-
§ 4. Совет Безопасности ООН
вести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер.
Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.
Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену организации, если против него Советом Безопасности были предприняты действия превентивного или принудительного характера. Государство - член ООН, систематически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Согласно ст. 43 они обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.
Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но Совет Безопасности в соответствии со ст. 40 Устава ООН «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».
Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на действия с применением вооруженных сил (ст. 41 и 22 Устава). Применение их - исключительная
348 ГлаваХЦ. Организация Объединенных Наций и се сцсшкшппрованнмс учреждения
компетенция Совета Безопасности, составляющая одно из важнейших его полномочий.
В соответствии со ст. 41 Устава принудительные не
с использованием вооруженных сил, могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также иные меры подобного характера.
В тех случаях, когда указанные выше меры становятся недостаточными или неэффективными, Совет Безопасности на основе ст. 42 Устава имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Все члены ООН обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода через территорию, территориальные воды и воздушное пространство. Особым видом принудительных мер является приостановление осуществления прав и привилегий любого члена ООН, в отношении которого Совет Безопасности принял решение о действиях принудительного характера. Такой мерой является также исключение из членов ООН за нарушение Устава (ст. 6).
Порядок работы. Совет Безопасности проводит свои заседания практически ежедневно с целью рассмотрения вопросов своей повестки дня, предупреждения угрозы миру, принятия различных мер по контролю за конфликтами и их урегулированию и мобилизации региональной и международной поддержки этих действий. В целях обеспечения непрерывности работы каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. В его заседаниях без права голоса может участвовать любое государство - нечлен Совета Безопасности, если обсуждаемый вопрос каким-либо образом затрагивает интересы этого члена Организации. На заседания Совета может быть приглашено государство - нечлен ООН, если оно является стороной в споре, рассматриваемом Советом Безопасности. Причем он ставит такие условия для участия государства - нечлена Организации, какие найдет справедливыми.
Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических заседаний (такие заседания проводятся два раза в год), созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней.
Председатель созывает заседание Совета Безопасности в случаях, если: а) какие-либо спор или ситуация доведены до сведения Совета Безопасности в соответствии со ст. 35 или п. 3 ст. 11 Устава ООН; б) Генеральная Ассамблея делает рекомендации или передает какой-либо вопрос Совету Безопасности в соответствии с п. 2 ст. И; в) Генеральный секретарь обращает внимание Совета Безопасности на какой-либо вопрос в соответствии со ст. 99 Устава ООН.
Заседания Совета Безопасности обычно проводятся в месте пребывания ООН (т. е. в Нью-Йорке). Однако любой член Совета или Генеральный секретарь может предложить, чтобы Совет Безопасности собирался в другом месте. Если Совет Безопасности принимает такое пред
§ 4. Совет Безопасности ООН
ложение, он выносит решение относительно места и срока, в течение которого Совет будет заседать в этом месте.
Председательствование в Совете Безопасности осуществляется его членами поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.
Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки являются как официальными, так и рабочими языками Совета Безопасности. Речи, произнесенные на одном из шести языков, переводятся на другие пять языков.
Решения и постановления. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для решения вопросов по существу требуется большинство в девять голосов, но это количество должно включать голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности. В этом заключается суть принципа единогласия пяти великих держав. Этот принцип имеет особое значение для успешного функционирования всей системы безопасности в рамках ООН. Он возлагает на великие державы главную ответственность за эффективность деятельности Организации. СССР (а теперь Россия) и США довольно часто использовали свое право вето.
Совет Безопасности на своих заседаниях принимает решения и рекомендации. В любом случае они именуются резолюциями, которые являются юридически обязательными (ст. 25, 48 и др.).
Вспомогательные органы. Согласно ст. 29 Устава Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.
Все эти органы подразделяются на две группы: постоянные и временные. К числу постоянных относятся Военно-Штабной комитет, Комитет экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о заседаниях Совета Безопасности вне Центральных учреждений.
Из числа постоянных органов важнейшим является Военно-Штабной комитет (ВШК), статус которого определен в ст. 47 Устава. Он разрабатывает планы применения вооруженных сил, дает советы и оказывает помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, командованию ими, а также регулированию вооружений и возможному разоружению.
Этот комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в комитете, приглашается последним сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей комитета требует участия такого государства - члена Организации в работе комитета.
ВШК подчиняется Совету Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета.
Комитет проводит свои заседания обычно один раз в две недели. Однако это правило нарушается. Временные органы создаются Советом Безопасности для расследования конкретной ситуации и подготовки всеобъемлющего доклада. Они проводят свои заседания по мере необхо
350 Глава XII. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
димости. В качестве примера отметим Комиссию по расследованию агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова (создана в 1981 г.). Комитет для изучения проблемы малых государств в связи с вопросом о возможности их приема в члены ООН (учрежден в 1969 г.)
Сгатус миротворческих сил ООН. Первой операцией ООН по поддержанию мира была миссия наблюдателей со штаб-квартирой в Иерусалиме - Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), учрежденный в мае 1948 г. и действующий до сих пор. С 1948 г. ООН осуществила около 40 операций по поддержанию мира на четырех континентах. Среди крупнейших были операции в Конго (теперь Заир), Камбодже, Сомали и бывшей Югославии. В настоящее время осуществляется 16 операций с участием около 70 тыс. человек из 77 стран - членов ООН. С 1948 г. в силах ООН проходили службу более 720 тыс. военнослужащих и было задействовано также несколько тысяч гражданских служащих.
В 1991 г. в Сомали началась гражданская война, которая привела к гибели более 300 тыс. человек, а 5 млн человек оказались под угрозой голода. Для ликвидации массового голода и предотвращения массовой резни населения в 1992 г. Организация учредила операцию ООН в Сомали (ЮНОСОМ). В 1993 г. вместо ЮНОСОМ была сформирована ЮНИКОМ-2 в целях восстановления порядка, содействия примирению и воссозданию гражданского общества и экономики Сомали.
В 1992 г. для содействия осуществлению мирного соглашения между правительством и Мозамбикским национальным сопротивлением Совет Безопасности учредил операцию ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ). В рамках ЮНОМОЗ осуществлялись наблюдение за прекращением огня, контроль за демобилизацией комбатантов, координация гуманитарной помощи. ЮНОМОЗ успешно завершила свою миссию в январе 1995 г.
ООН способствовала прекращению 12-летнего конфликта в Камбодже. Более 21 тыс. миротворцев из 100 стран принимали участие в операции ООН в Камбодже. В соответствии с Соглашениями 1991 г. ООН учредила временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). Его задача сводилась к осуществлению наблюдения за прекращением огня, разоружению комбатантов, репатриированию беженцев, организации и проведению свободных и справедливых выборов. Задача ЮНТАК была успешно выполнена, и в сентябре 1993 г. она ликвидирована.
ООН сыграла важную роль в окончании 8-летней войны между Ираном и Ираком. Предпринятые Советом Безопасности и Генеральным секретарем посреднические усилия привели в августе 1988 г. к прекращению огня и признанию обеими странами мирного плана ООН 1987 г. После прекращения огня между двумя противоборствующими армиями были размещены военные наблюдатели Организации в составе Ирано-Иракской группы военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН) в целях контроля за прекращением военных действий и выводом войск. ИИГВНООН завершила свою деятельность в 1991 г.
ООН сыграла аналогичную миротворческую роль в Афганистане. По завершении продолжавшихся в течение шести лет переговоров, которые проводились личным представителем Генерального секретаря послом
§ 4. Совет Безопасности ООН
Д. Кордовесом, Афганистан, Пакистан, СССР и США в апреле 1988 г. подписали соглашения, имевшие своей целью урегулирование конфликта. Для проверки хода выполнения соглашений ООН направила наблюдателей, входящих в состав миссии добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане. С завершением вывода советских войск в соответствии с графиком в 1989 г. задача миссии была выполнена.
ООН приложила много усилий для урегулирования конфликта в бывшей Югославии. Стремясь содействовать восстановлению мира, Организация в 1991 г. ввела эмбарго на поставки оружия, а Генеральный секретарь и его личный представитель оказывали содействие в поисках путей урегулирования этого кризиса. Миротворческие силы - силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО), развернутые в 1992 г., стремились создать условия мира и безопасности в Хорватии, содействовали доставке грузов гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину и способствовали тому, чтобы бывшая Югославская Республика Македония не была втянута в конфликт. В 1995 г. СООНО были разделены на три операции, охватывающие три страны. В то время когда продолжались переговоры, проводившиеся под эгидой ООН, миротворческие силы ООН и учреждения Организации предпринимали усилия для поддержания прекращения огня, защиты населения и оказания гуманитарной помощи.
В начале 1995 г. «голубые каски» ООН также присутствовали во многих других «горячих» районах. Миссии ООН стремились внести свой вклад в обеспечение безопасности и достижение примирения в Руанде (МООНПР, учрежденная в 1993 г.), установление мира в Анголе (КМООНА, 1989 г.), наблюдение за референдумом в Западной Сахаре (МООНРЗС, 1991 г.) и восстановление нормальных условий на Кипре (ВСООНК, 1974 г.).
Военные наблюдатели находились в Таджикистане (МООНТ, учрежденная в 1994 г.), в Либерии (МНООНЛ, 1993 г.), в Грузии (МООННГ, 1993 г.), на ирако-кувейтской границе (ИКМООНН, 1991 г.) и в штате Джамму и Кашмир - на линии прекращения огня между Индией и Пакистаном (ГВНООНИП, 1949 г.). ООН не имеет своих вооруженных сил. Согласно Уставу Совет Безопасности заключает с государствами соглашения о предоставлении в его распоряжение военных контингентов и соответствующих средств обслуживания.
Генеральная Ассамблея в своей Резолюции Л/Ке8/48/42 от 10 декабря 1993 г. поручила Генеральному секретарю включать в соглашения, заключенные с государствами, предоставляющими контингенты, статью, в соответствии с которой эти государства принимают меры к тому, чтобы личный состав их контингентов, участвующих в операциях ООН по поддержанию мира, имел полное представление о принципах и нормах соответствующего раздела международного права, в частности международного гуманитарного права, и принципах и целях Устава ООН.
Эти силы применяются в общих интересах всех государств - членов ООН. Они необходимы для того, чтобы реагировать на прямую агрессию, будь она неминуемой или фактической. Однако нередко на практике имеет место ситуация, когда заключаются соглашения о прекращении огня, но они не соблюдаются. В этом случае Организация вынуждена направлять воинские подразделения для восстановления стабильности
352 ГлаваХИ. Организация Объединенных) 1анпн и ее специализированные учреждения
и прекращения огня. По мнению ООН, назрела необходимость в использовании Советом Безопасности подразделений принуждения к миру в четко определенных обстоятельствах и с заранее очерченным кругом ведения. Такие подразделения, выделенные государствами-членами, могли бы использоваться по требованию соответствующих государств и состоять из добровольцев, изъявивших желание пойти на такую службу. Развертывание и операции таких сил должны осуществляться с санкции Совета Безопасности; также как и силы по поддержанию мира, они находились бы под командованием Генерального секретаря ООН. Такие подразделения принуждения к миру не следует пугать с силами, которые могут быть в конечном счете созданы в соответствии со ст. 42 и 43 для реагирования на акты агрессии, или с военным персоналом, который правительства могут согласиться иметь в качестве резервного контингента для предоставления в распоряжение операций по поддержанию мира. Миротворчество нередко является прелюдией к поддержанию мира - точно так же, как развертывание сил ООН на месте может расширить возможности предотвращения конфликта, обеспечить миротворческие усилия и во многих случаях служить предпосылкой для миротворчества.
С 1948 г. в миротворческих силах ООН задействовано более 750 тыс. человек из ПО государств. Из них погибло около 2 тыс. человек.
С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии со статьями 24-26 Устава ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности состоят в следующем:
О поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
О расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам;
О вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений; О определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять;
О призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
О предпринимать военные действия против агрессора;
О осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»;
В соответствии с перечисленными функциями и полномочиями Совет вырабатывает свои решения.
Так, в 2005 г. Совет Безопасности провел около 200 формальных встреч и принял 71 резолюцию по широкому кругу проблем, включая терроризм, положение в Африке, ситуацию на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане. Принятые резолюции затрагивали, в частности, доклады Г енерального секретаря по Судану (4 доклада), ситуацию в отношениях между Эритреей и Эфиопией (4), положение на Ближнем Востоке (3), ситуацию в отношении Демократической Республики Конго (3), положение в Афганистане (2), положение в Грузии (2), защиту гражданских лиц в вооруженных конфликтах (1), нераспространение оружия массового уничтожения (1) и др.
Когда Совет Безопасности получает информацию о возникновении угрозы международному миру, то сначала он рассматривает пути мирного урегулирования спора. Он может выработать принципы урегулирования или выступить в роли посредника. В случае развязывания военных действий Совет Безопасности предпринимает усилия по прекращению огня. Например, он может направить миротворческую миссию с тем, чтобы помочь сторонам сохранять перемирие или обеспечить разъединение противоборствующих сил.
Совет Безопасности может принимать принудительные меры, обеспечивающие выполнение принятых им решений: ввести экономические санкции или установить эмбарго на поставки оружия (в соответствии с гл. VII Устава); в ряде случаев Совет уполномочивал государства-члены использовать «все необходимые средства», включая совместные военные действия. Так, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1991 г. были предприняты коллективные военные действия против Ирака, оккупировавшего в 1990 г. территорию суверенного Кувейта.
При внесении на рассмотрение Совета Безопасности жалобы, касающейся угрозы миру, он вначале обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Иногда Совет сам проводит расследование и осуществляет посредничество. Он может назначить специальных представителей либо предложить Генеральному секретарю сделать такие назначения или воспользоваться его услугами. Совет может устанавливать принципы мирного разрешения спора.
Когда спор приводит к военным действиям, Совет Безопасности прежде всего стремится как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет отдавал указания о прекращении огня, сыгравшие важную роль в предотвращении эскалации военных действий. Так, резолюция ООН по Афганистану № 1510 от 13 октября 2003 г. «санкционирует расширение мандата Международных сил содействия безопасности, с тем чтобы они могли... оказывать поддержку Переходной администрации Афганистана и ее правопреемникам в поддержании безопасности в районах Афганистана за пределами Кабула и его окрестностей...»
На заседаниях Совета Безопасности могут заслушиваться заявления Председателя Совета, заявления Совета Безопасности, доклады Генерального секретаря ООН. Так, в 2015 г. на заседаниях Совета Безопасности было заслушано 78 докладов, представленных или препровожденных Генеральным секретарем ООН.
Компетенция. Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки - 5 членов, Восточной Европы - 1, Латинской Америки и Карибского моря - 2, Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии - 2 члена.
В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных - до 7-10.
Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады.
Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме 1 .
Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующему:
а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН;
б) расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения;
г) вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые подлежит принять;
д) призывать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии;
е) предпринимать военные действия против агрессора;
з) осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке;
к) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.
Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.
1. Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи A/Res/47/120 А от 18 декабря 1992 г. превентивная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осуществлении которых следует надлежащим образом сочетать консультации с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объективность и транспарентность.
2. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН.
3. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.
4. Миростроительство в конфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.
По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава.
Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер.
Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.
Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену организации, если против него Советом Безопасности были предприняты действия превентивного или принудительного характера. Государство - член ООН, систематически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Согласно ст. 43 они обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.
Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но Совет Безопасности в соответствии со ст. 40 Устава ООН «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».
Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на действия с применением вооруженных сил (ст. 41 и 22 Устава). Применение их - исключительная компетенция Совета Безопасности, составляющая одно из важнейших его полномочий.
В соответствии со ст. 41 Устава принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также иные меры подобного характера.
В тех случаях, когда указанные выше меры становятся недостаточными или неэффективными, Совет Безопасности на основе ст. 42 Устава имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Все члены ООН обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода через территорию, территориальные воды и воздушное пространство. Особым видом принудительных мер является приостановление осуществления прав и привилегий любого члена ООН, в отношении которого Совет Безопасности принял решение о действиях принудительного характера. Такой мерой является также исключение из членов ООН за нарушение Устава (ст. 6).
Порядок работы. Совет Безопасности проводит свои заседания практически ежедневно с целью рассмотрения вопросов своей повестки дня, предупреждения об угрозах миру, принятия различных мер по контролю за конфликтами и их урегулированию и мобилизации региональной и международной поддержки этих действий. В целях обеспечения непрерывности работы каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. В его заседаниях без права голоса может участвовать любое государство - нечлен Совета Безопасности, если обсуждаемый вопрос каким-либо образом затрагивает интересы этого члена Организации. На заседания Совета может быть приглашено государство - нечлен ООН, если оно является стороной в споре, рассматриваемом Советом Безопасности. Причем он ставит такие условия для участия государства - нечлена Организации, какие найдет справедливыми.
Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических заседаний (такие заседания проводятся два раза в год), созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней.
Председатель созывает заседание Совета Безопасности в случаях, если: а) какие-либо спор или ситуация доведены до сведения Совета Безопасности в соответствии со ст. 35 или п. 3 ст. 11 Устава ООН; б) Генеральная Ассамблея делает рекомендации или передает какой-либо вопрос Совету Безопасности в соответствии с п. 2 ст. 11; в) Генеральный секретарь обращает внимание Совета Безопасности на какой-либо вопрос в соответствии со ст. 99 Устава ООН.
Заседания Совета Безопасности обычно проводятся в месте пребывания ООН (т. е. в Нью-Йорке). Однако любой член Совета или Генеральный секретарь может предложить, чтобы Совет Безопасности собирался в другом месте. Если Совет Безопасности принимает такое предложение, он выносит решение относительно места и срока, в течение которого Совет будет заседать в этом месте.
Председательствование в Совете Безопасности осуществляется его членами поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.
Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки являются как официальными, так и рабочими языками Совета Безопасности. Речи, произнесенные на одном из шести языков, переводятся на другие пять языков.
Решения и постановления. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для решения вопросов по существу требуется большинство в девять голосов, но это количество должно включать голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности. В этом заключается суть принципа единогласия пяти великих держав. Этот принцип имеет особое значение для успешного функционирования всей системы безопасности в рамках ООН. Он возлагает на великие державы главную ответственность за эффективность деятельности Организации. СССР (а теперь Россия) и США довольно часто использовали свое право вето.
Совет Безопасности на своих заседаниях принимает решения и рекомендации. В любом случае они именуются резолюциями, которые являются юридически обязательными (ст. 25, 48 и др.).
Вспомогательные органы. Согласно ст. 29 Устава Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.
Все эти органы подразделяются на две группы: постоянные и временные. К числу постоянных относятся Военно-Штабной комитет, Комитет экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о заседаниях Совета Безопасности вне Центральных учреждений.
Из числа постоянных органов важнейшим является Военно-Штабной комитет (ВШК), статус которого определен в ст. 47 Устава. Он разрабатывает планы применения вооруженных сил, дает советы и оказывает помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, командованию ими, а также регулированию вооружений и возможному разоружению.
Этот комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в комитете, приглашается последним сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей комитета требует участия такого государства - члена Организации в работе комитета.
ВШК подчиняется Совету Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета.
Комитет проводит свои заседания обычно один раз в две недели. Однако это правило нарушается. Временные органы создаются Советом Безопасности для расследования конкретной ситуации и подготовки всеобъемлющего доклада. Они проводят свои заседания по мере необходимости. В качестве примера отметим Комиссию по расследованию агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова (создана в 1981 г.), Комитет для изучения проблемы малых государств в связи с вопросом о возможности их приема в члены ООН (учрежден в 1969 г.)
Статус миротворческих сил ООН. Первой операцией ООН по поддержанию мира была миссия наблюдателей со штаб-квартирой в Иерусалиме - Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), учрежденный в мае 1948 г. и действующий до сих пор. С 1948 г. ООН осуществила около 40 операций по поддержанию мира на четырех континентах. Среди крупнейших были операции в Конго (теперь Заир), Камбодже, Сомали и бывшей Югославии. В настоящее время осуществляется 16 операций с участием около 70 тыс. человек из 77 стран - членов ООН. С 1948 г. в силах ООН проходили службу более 720 тыс. военнослужащих и было задействовано также несколько тысяч гражданских служащих.
В 1991 г. в Сомали началась гражданская война, которая привела к гибели более 300 тыс. человек, а 5 млн человек оказались под угрозой голода. Для ликвидации массового голода и предотвращения массовой резни населения в 1992 г. Организация учредила операцию ООН в Сомали (ЮНОСОМ). В 1993 г. вместо ЮНОСОМ была сформирована ЮНИКОМ-2 а целях восстановления порядка, содействия примирению и воссозданию гражданского общества и экономики Сомали.
В 1992 г. для содействия осуществлению мирного соглашения между правительством и Мозамбикским национальным сопротивлением Совет Безопасности учредил операцию ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ). В рамках ЮНОМОЗ осуществлялись наблюдение за прекращением огня, контроль за демобилизацией комбатантов, координация гуманитарной помощи. ЮНОМОЗ успешно завершила свою миссию в января 1995 г.
ООН способствовала прекращению 12-летнего конфликта в Камбодже. Более 21 тыс. миротворцев из 100 стран принимали участие в операции ООН в Камбодже. В соответствии с Соглашениями 1991 г. ООН учредила временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). Его задача сводилась к осуществлению наблюдения за прекращением огня, разоружению комбатантов, репатриированию беженцев, организации и проведению свободных и справедливых выборов. Задача ЮНТАК была успешно выполнена, и в сентябре 1993 г. она ликвидирована.
ООН сыграла важную роль в окончании 8-летней войны между Ираном и Ираком. Предпринятые Советом Безопасности и Генеральным секретарем посреднические усилия привели в августе 1988 г. к прекращению огня и признанию обеими странами мирного плана ООН 1987 г. После прекращения огня между двумя противоборствующими армиями были размещены военные наблюдатели Организации в составе Ирано-Иракской группы военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН) в целях контроля за прекращением военных действий и выводом войск. ИИГВНООН завершила свою деятельность в 1991 г.
ООН сыграла аналогичную миротворческую роль в Афганистане. По завершении продолжавшихся в течение шести лет переговоров, которые проводились личным представителем Генерального секретаря послом Д. Кордовесом, Афганистан, Пакистан, СССР и США в апреле 1988 г. подписали соглашения, имевшие своей целью урегулирование конфликта. Для проверки хода выполнения соглашений ООН направила наблюдателей, входящих в состав миссии добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане. С завершением вывода советских войск в соответствии с графиком в 1989 г. задача миссии была выполнена.
ООН приложила много усилий для урегулирования конфликта в бывшей Югославии. Стремясь содействовать восстановлению мира, Организация в 1991 г. ввела эмбарго на поставки оружия, а Генеральный секретарь и его личный представитель оказывали содействие в поисках путей урегулирования этого кризиса. Миротворческие силы - силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО), развернутые в 1992 г., стремились создать условия мира и безопасности в Хорватии, содействовали доставке грузов гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину и способствовали тому, чтобы бывшая Югославская Республика Македония не была втянута в конфликт. В 1995 г. СООНО были разделены на три операции, охватывающие три страны. В то время когда продолжались переговоры, проводившиеся под эгидой ООН, миротворческие силы ООН и учреждения Организации предпринимали усилия для поддержания прекращения огня, защиты населения и оказания гуманитарной помощи.
В начале 1995 г. «голубые каски» ООН также присутствовали во многих других «горячих» районах. Миссии ООН стремились внести свой вклад в обеспечение безопасности и достижение примирения в Руанде (МООНПР, учрежденная в 1993 г.), установление мира в Анголе (КМООНА, 1989 г.), наблюдение за референдумом в Западной Сахаре (МООНРЗС, 1991 г.) и восстановление нормальных условий на Кипре (ВСООНК, 1974 г.).
Военные наблюдатели находились в Таджикистане (МООНТ, учрежденная в 1994 г.), в Либерии (МНООНЛ, 1993 г.), в Грузии (МООННГ, 1993 г.), на ирако-кувейтской границе (ИКМООНН, 1991 г.) и в штате Джамму и Кашмир - на линии прекращения огня между Индией и Пакистаном (ГВНООНИП, 1949 г.). ООН не имеет своих вооруженных сил. Согласно Уставу Совет Безопасности заключает с государствами соглашения о предоставлении в его распоряжение военных контингентов и соответствующих средств обслуживания.
Генеральная Ассамблея в своей Резолюции A/Res/48/42 от 10 декабря 1993 г. поручила Генеральному секретарю включать в соглашения, заключенные с государствами, предоставляющими контингенты, статью, в соответствии с которой эти государства принимают меры к тому, чтобы личный состав их контингентов, участвующих в операциях ООН по поддержанию мира, имел полное представление о принципах и нормах соответствующего раздела международного права, в частности международного гуманитарного права, и принципах и целях Устава ООН.
Эти силы применяются в общих интересах всех государств - членов ООН. Они необходимы для того, чтобы реагировать на прямую агрессию, будь она неминуемой или фактической. Однако нередко на практике имеет место ситуация, когда заключаются соглашения о прекращении огня, но они не соблюдаются. В этом случае Организация вынуждена направлять воинские подразделения для восстановления и прекращения огня. По мнению ООН, назрела необходимость в использовании Советом Безопасности подразделений принуждения к миру в четко определенных обстоятельствах и с заранее очерченным кругом ведения. Такие подразделения, выделенные государствами-членами, могли бы использоваться по требованию соответствующих государств и состоять из добровольцев, изъявивших желание пойти на такую службу. Развертывание и операции таких сил должны осуществляться с санкции Совета Безопасности; так же как и силы по поддержанию мира, они находились бы под командованием Генерального секретаря ООН. Такие подразделения принуждения к миру не следует путать с силами, которые могут быть в конечном счете созданы в соответствии со ст. 42 и 43 для реагирования на акты агрессии, или с военным персоналом, который правительства могут согласиться иметь в качестве резервного контингента для предоставления в распоряжение операций по поддержанию мира. Миротворчество нередко является прелюдией к поддержанию мира - точно так же, как развертывание сил ООН на месте может расширить возможности предотвращения конфликта, обеспечить миротворческие усилия и во многих случаях служить предпосылкой для миротворчества.
С 1948 г. в миротворческих силах ООН задействовано более 750 тыс. человек из 110 государств. Из них погибло около 2 тыс. человек.
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать