Современный военный камуфляж вооруженных сил стран мира. Классификация камуфляжных расцветок
Камуфляж - это маскировка. Камуфлирование позволяет скрыть объект или человека, находящегося в природных условиях, за счет визуального изменения окраски и форм. Именно поэтому из материалов, имитирующих цвет природных объектов, стремятся изготавливать одежду для военных, а также для охотников.
Достигается маскировочный эффект камуфляжа благодаря тому, что при правильно подобранных цветах и рисунках происходит разбивка объекта с четко очерченными контурами на хаотичное скопление пятен, часть из которых будет естественного для местности цвета, а другая просто потеряется среди общего фона.
Правильно подобранный камуфляжный оттенок - такой, который совпадает с оттенками, преобладающими в конкретной местности. То есть каждый из использующихся цветов пятнистого камуфляжа должен соответствовать преобладающим цветам той территории, где будет использоваться (с учетом сезонных их изменений) - тогда удастся добиться необходимого эффекта, и человека либо объект видно не будет.
Используя мудрость природы
Наблюдая за поведением животных, за тем, как они появляются и исчезают будто бы ниоткуда, человек понял, что оптимальным вариантом пассивной защиты становится именно правильный подбор одежды и ее расцветки. Так были начаты разработки специального камуфляжа для военных целей и охоты.
Равно как и шкуры животных, может иметь разные цвета и оттенки. Все зависит от местности, на которой он будет применяться. Так, охрана, ОМОН и любые подразделения, работающие в городских условиях, разумно маскировать под оттенки асфальта и бетона, и потому городская форма имеет преимущественно серые тона.
В лесах и на полях лучше использовать зеленый камуфляж, в пустынях - желтоватый и так далее. Если подразделение планируют отправить воевать в какие-либо конкретные условия, и местность известна заранее, камуфляж обычно стараются выдать соответствующих оттенков, чтобы его применение было целесообразным. Во многих случаях такая форма используется вместе со специальными красками для лица, которые помогают размыть и его контуры - как правило, именно голова демаскирует человека, поскольку ее очертания слишком узнаваемы.
Некоторые образцы камуфляжа:
Иногда в дополнение к камуфляжу для большей реалистичности маскировки используются и местные растения - их можно закреплять прямо на одежде. Такая практика часто применяется снайперами, занимающими статичную позицию - человек маскирует даже оружие, чтобы блеск его не выдал. И в результате полностью сливается с местностью, оказывается ее закономерной частью, воспринимается как небольшая кочка или остается незаметным вовсе. Маскировочные сетки и другие вспомогательные элементы камуфляжа также прекрасно помогают скрыть и людей, и предметы на местности.
Естественный камуфляж
Научила такому методу пассивной защиты сама природа. Многие животные не убегают при виде хищника, а просто затаиваются и успешно избегают угрозы:
Ночная бабочка может провести дневное время на стволе дерева и буквально раствориться на фоне коры, невидимая для птиц и насекомоядных животных. | Олени и другие животные также могут успешно маскироваться в траве или опавших листьях, которые их скрывают. | |||
Пользуются аналогичными средствами и хищники – среди выжженной солнцем травы, кустарников и веток, они мгновенно растворяется. | Заяц линяет дважды в год, чтобы соответствовать по окраске местности - с теми же целями. | |||
Как "срабатывает" камуфляж?
Важным аспектом целесообразности применения камуфляжа оказывается не только цвет, но и размер пятен, а также и их взаимное расположение. Идеально, когда они позволяют не просто размыть, но и разбить, буквально "переломать" силуэт человека. Полностью искаженные контуры тела не позволяют зрению противника "собрать" силуэт заново, и даже самая развитая фантазия и интуиция оказываются бесполезными.
Камуфляж - это, конечно, очень полезно, но при его использовании человек должен также знать, в каких условиях он сработает особенно эффективно. Разбить силуэт на оттенки и пятна помогает естественная тень - недостаток освещенности и дополнительная пятнистость в совокупности создают идеальную маскировку.
Также человеку, желающему оставаться незаметным, не стоит делать резких движений, а по возможности, стараться не двигаться вообще. Не стоит выдавать себя звуками (разговор, кашель, чихание), запахами (табак, духи) и любыми другими способами. Если необходимо перемещаться, следует пользоваться естественными укрытиями, не двигаться в полный рост, периодически залегать за преградами, и тогда камуфляж полностью оправдает свое предназначение.
Эти правила особенно важно знать и соблюдать охотнику, который использует обычно гражданский камуфляж. Человек, решивший поконкурировать в этом отношении с животными, должен быть предельно внимательным, выбирать одежду согласно времени года и превалирующим на местности цветам.
История современного камуфляжа
В военной практике современный типичный многоцветный камуфляж начали применять активно уже в начале двадцатого века и во время Второй Мировой войны он использовался вместе с одноцветным: преимущественно его выдавали снайперам, бойцам спецподразделений Люфтваффе и СС, десантникам.
В эти времена человечеству стало понятно все преимущество многоцветного военного костюма, все наглядно убедились, что он - не роскошь, и действительно оказывается намного эффективнее однотонного. Сегодня в войсках используют именно такие камуфляжные ткани - многоцветные. Маскировочная одежда из них делает человека незаметным на местности с минимальными усилиями с его стороны - и это было доказано в многочисленных локальных войнах прошедшего и нынешнего столетия.
Камуфляж позволяет прятать от противника свои позиции и даже технику, оставаться незаметным, а, следовательно, живым. За последние десятилетия было опробовано огромное количество оттенков и рисунков, и в настоящее время в войсках всего мира используются только самые эффективные ткани, способные буквально растворить человека на местности настолько, что он превращается в настоящего невидимку.
Камуфляж в современной моде
Если рассматривать одежду в стиле милитари - именно стилизованную, а не настоящую армейскую, можно увидеть еще больше типов и расцветок камуфляжа. Оказалось, что многоцветные ткани с размытыми узорами - это не просто практично на войне в полевых условиях, но и очень красиво. Сделав цвета лишь чуть поярче, а порой, даже используя именно "военную" ткань с ее типичной окраской, можно создать очень стильные вещи.
И настоящая армейская одежда разных стран, и вещи, стилизованные под милитари, остаются одинаково модными и актуальными в наши дни. Они практичны и почти всегда выглядят опрятно - пятна теряются среди размытой окраски. С точки зрения охотников же камуфляжным вещам вообще нет равных - они позволяют людям успешно заниматься любимым промыслом.
Камуфляж - один из видов защиты личного состава, техники и вооружения, применяемого в целях затруднения распознавания противником различных объектов визуальным способом и с помощью оптико-электронных или фотографических средств разведки. Камуфляж представляет собой многоцветную (чаще всего 2-4-х цветную) крупно-, либо мелко-пятнистую окраску, искажающую контуры объекта вследствие слияния цвета и форм отдельных пятен и полос окраски с окружающим фоном. Рисунок камуфляжа, как правило, состоит из различных по форме и размерам пятен (полос) нанесённых под углом 30-60° к визуальным контурам объекта, с переходом их с одной поверхности на другую.
Ниже приводится перечень расцветок применительно к каталогу “STURM Mil-Tec”
USA
1. Woodland
Самый распространённый вид камуфляжа, на основе которого созданы десятки «клонов» и по сей день использующихся в армиях многих стран мира. Разработан в начале 80-х годов XX века. Представляет собой четырёхцветный рисунок, состоящий из светло- и тёмно-зелёных, коричневых и чёрных пятен. Является прямым потомком ограниченно использовавшегося американскими войсками во время войны во Вьетнаме камуфляжа ERDL.
Известны четыре варианта расцветки Woodland:
базовый (general), так же именуемый умеренным (temperate);
низинный (lowland), отличающийся большим количеством зелёных оттенков;
горный (highland),с преобладанием коричневых пятен;
”промежуточный” (transitional), он же (delta), маскирующий как в оптическом, так и в ИК-диапазоне.
2. 3-color desert
Создан на основе камуфляжа Woodland и представляет собой рисунок, состоящий из бледно-зелёных, светло- и темно-коричневых пятен различных форм и размеров, пересекающихся между собой под различными углами. Известны варианты с преобладающими коричневыми, либо зелёными оттенками. Активно использовался армией и корпусом морской пехоты США в вооружённых конфликтах в Ираке и Афганистане до прихода на смену ему камуфляжей ACU PAT и MARPAT.
3. 6-color desert
Известен так же, как «шоколадный чип» (chocalate chip). Использовался американскими войсками при проведении операции «Буря в пустыне» в Ираке. Имеет немало общего с камуфляжем 3-color desert, однако состоит из пятен шести цветов: бледно-зелёного, светло-коричневого, темно-коричневого, бежевого, черного и белого. Представляет собой основу, нанесённую с помощью волнообразных пятен первых 4-х цветов, на которой расположены небольшие пятна белого цвета, окружённые черным контуром. В настоящее время практически не используется в армии США. В районах ведения боевых действий подобным камуфляжем оснащаются дружественные коалиционным силам части местной самообороны и милиции.
4. Digital woodland (MARPAT – Marine Pattern)
Камуфляж, используемый корпусом морской пехоты США. Новая, так называемая – цифровая, расцветка камуфляж,а пришедшая на смену легендарному Woodland. Представляет из себя маленькие прямоугольные пятнышки светло-коричневого, чёрного, светло- и тёмно-зелёного цветов хаотично пересекающиеся между собой. По состоянию на сегодняшний день MARPAT является одним из самых прогрессивных камуфляжей в мире. Различают три вида MARPAT: Woodland, Desert и Urban.
5. Digital desert
Известен так же, как MARPAT Desert. Представляет собой адаптированную к пустынным условиям версию Digital woodland из цветовой гаммы которой исключены зелёные оттенки.
6. AT-digital (ACU PAT – Army Combat Unoform Pattern)
Новая универсальная «цифровая» расцветка используемая армией США. При её разработке была взята за основу расцветка MARPAT из которой были исключены “пиксели” чёрного и зелёного цветов. Представляет собой прямоугольные пятнышки светло-,средне- и тёмно-серого цветов пересекающиеся между собой. Применяется сухопутными войсками на всех ТВД, будь то лесистая, горная или пустынная местность.
7. Khaki
Без преувеличения – самый культовый “защитный” цвет военного обмундирования явившийся прародителем всех будущих поколений униформы. Название происходит от персидского слова, произносимого как “хаки”, и обозначающего пыль (грязь). В Европе этот термин появился благодаря возвращавшимся из колониальной Индии британским военным. В конце XIX века, в качестве полевой формы одежды, многие армии мира, имевшие до тех пор лишь обмундирование ярких цветов, с целью обеспечения большей скрытности своих войск, стали переходить на форму цвета хаки. В частности, Британская армия получила новое обмундирование в 1897 году и успешно использовала его в ходе англо-бурской войны 1899-1902 гг. Армия США перешла на форму цвета хаки во время испано-американской войны в 1898 году. В XX веке обмундирование цвета хаки использовалось в виде полевой либо повседневной или даже парадной формы одежды практически во всех странах мира. В наши дни, несмотря на повсеместное использование различных видов современного камуфляжа, цвет хаки по-прежнему широко используется в армиях и силовых структурах на всех континентах земного шара.
8. Olive (Olive Green)
В отличие от хаки – более тёмный цвет, представляющий собой смесь зелёного и тускло-коричневого оттенков. Широко использовался армией США в годы Второй мировой, Корейской и Вьетнамской войн. В настоящее время в основном применяется в качестве основы для нанесения дальнейшего камуфляжа. Используется при производстве различных предметов обмундирования и снаряжения: защитные шлемы, ремни, подсумки и проч.
9. Black
Используется, в основном подразделениями сил специального назначения (SOF) при проведении операций в тёмное время суток.
10. Navy (Navy Blue)
Первоначально известен, как marine blue. Официально используется в военно-морских силах многих государств мира. Представляет собой однотонный тёмно-голубой цвет. В 1748 году впервые был использован в Королевских военно-морских силах Великобритании, как законодательницы морской моды тех времён. Впоследствии был был перенят флотами других стран.
11.Snow camo
Используется в районах с холодным (арктическим) климатом. Представляет собой белую основу с нанесёнными на неё редкими пятнами светло-коричневого и средне-коричневого оттенков с размытыми краями.
12. WH splintertarn (Splittermuster)
В 1931 году германская армия получила первый камуфлированный элемент снаряжения – плащ-палатку Zeltbahn с рисунком Splittermuster 31 (оскольчатый, обр. 1931г.).
Рисунок камуфляжа представляет собой фон светло-коричневого цвета с нанесёнными на него угловатыми разноразмерными пятнами зелёного и тёмно-коричневого цветов, напоминающими рассыпанные осколки битого бутылочного стекла. В общей картине преобладают пятна коричневого цвета. Практически весь рисунок покрыт “дождиком” – тонкими короткими штрихами зелёного цвета, свободным от которого остаётся лишь несколько участков ткани.
В зависимости от года выпуска и оттенков расцветки в Вермахте различались шесть основных видов камуфляжа:
Splittermuster A (оскольчатый, обр. 1931г.)
Splittermuster B (оскольчатый, обр. 1941г.)
Splittermuster C (оскольчатый, обр. 1943г.)
Splittermuster D (оскольчатый, обр. 1944г.)
Sumpfmuster A (болотный, обр. 1943г.)
Sumpfmuster B (болотный, обр. 1944г.)
13. WH eichentarn (SS – Eichenlaubmuster)
Известен как “дубовый лист”. Один из многих, созданных в Третьем Рейхе для Waffen-SS, видов камуфляжа.
Различались два вида подобного камуфляжа: шестицветный (чёрные, бордовые, светло-зелёные и тёмно-зелёные пятна на светло/тёмно-коричневом фоне) SS-Beringt-Eichenlaubmuster (обр. 1942г.) и, собственно, пятицветный (чёрные, светло-зелёные и тёмно-зелёные пятна на светло-коричневом фоне SS-Eichenlaubmuster (обр. 1943г.). Каждый из видов подразделялся, в свою очередь, на весенне-летний вариант с преобладанием зелёных и осенне-зимний вариант с преобладанием коричневых оттенков.
14. NVA strichtarn (Strichtarnmuster)
Камуфляж, использовавшийся армией ГДР с 1965 по 1990 год. Является максимально упрощённой версией германского камуфляжа Splittermuster периода второй мировой войны, из рисунка которого полностью исключены “оскольчатые” пятна коричневого и зелёного цветов. Представляет собой основу цвета хаки с нанесёнными на неё вертикальными штрихами коричневого цвета. Из-за своего характерного вида известен как “rain” (дождь).
15. NVA flachentarn (Blumentarn)
Так называемый, “цветочный” камуфляж. Пришедший в конце 1950-х годов на смену ограниченно использовавшемуся в армии Восточной Германии камуфляжу Ameobatarn. Использовался в армии и министерстве внутренних дел ГДР до 1967 года, после чего был заменён камуфляжем Strichtarn. Имеет определённое сходство с камуфляжем, применявшемся в Советской Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Представляет собой основу грязно-серого цвета с нанесёнными на неё пятнами коричневого, светло- и тёмно-зелёного цветов.
16. BW flecktarn
В конце 80-х годов прошлого века армия ФРГ получила камуфлированную форму нового образца. Расцветка, получившая название flecktarn, представляла собой множество перекрывающих друг друга мелких пятен чёрного, коричневого, светло- и тёмно-зелёного цветов. В зависимости от местности, где планируется применение формы, различались и расцветки камуфляжа. Известны образцы камуфляжа flecktarn с преобладанием как зелёных, так и чёрно-коричневых оттенков.
17. BW tropentarn
С 1990-х годов применяется Бундесвером при ведении боевых действий в пустынной местности. Представляет собой нанесённые на бежевую основу мелкие пятна зелёного и коричневого цветов. Зрительно напоминает flecktarn, на основе которого и был создан, но выглядит значительно более светлым.
Прочие
18. DPM (Disruptive Pattern Material)
Является основным видом камуфляжа вооружённых сил Великобритании и частично используется в различных странах мира, таких как Иордания, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Пакистан, Потугалия и др.
Представляет собой сочетание пятен и “мазков” песочного, зелёного, коричневого и чёрного цветов. Прародителем камуфляжа DPM стали, так называемые “куртки Дэнисона”, использовавшиеся британскими парашютистами и морскими пехотинцами в годы второй мировой войны.
В 60-е годы XX века были разработаны первые образцы камуфляжа DPM. В наши дни известны несколько вариантов данного камуфляжа: Р60 DPM, Р68 DPM, Р84 DPM, Р94 DPM и Р95 DPM, отличающиеся друг от друга лишь насыщенностью оттенков того или иного цвета и размерами и формой пятен. Известен также вариант камуфляжа DPM с нанесённым на него покрытием IRR, позволяющим существенно снизить вероятность обнаружения личного состава с помощью приборов ночного видения.
19. DPM desert
Существуют два варианта камуфляжа DPM desert. Используются армией Соединённого Королевства при ведении боевых действий в пустынной местности. Рисунок камуфляжа безошибочно напоминает традиционный DPM, но состоит из двух цветов (коричневые или розового оттенка пятна на песчаного цвета основе), что обусловлено наличием в армиях ряда стран Ближнего Востока (в частности Ирака) камуфляжа схожего рисунка в четырёхцветном исполнении.
20. CCE camo (Camouflage Central European)
Появившийся в 90-х годах прошлого столетия камуфляж французской армии. Как видно из названия – предназначен для использования в районах Центральной Европы. Зрительно напоминает рисунок камуфляжа Woodland. Состоит из относительно крупных зелёных, светло- и темно-коричневых пятен пересекающихся с “мазками” чёрного цвета.
21. BGS camo (Sumpftarnmuster)
Разработанный для Вермахта в 1943 году вид камуфляжа имел много общего с уже используемым в то время камуфляжем Splittermuster. Представлял собой красновато-коричневые и зелёные пятна угловатой формы, нанесённые на основу цвета хаки. Так же как и в камуфляже Splittermuster большая часть площади рисунка была покрыта “дождиком” – тонкими короткими штрихами зелёного цвета. Основным отличием этого камуфляжа от его предшественников были “смазанные” границы пятен, что достигалось нанесением по их периметру областей, состоящих из множества расположенных рядом точек. Свою “вторую жизнь” и название BGS камуфляж обрёл после организации BundesGrenzSchutzes – Федеральной пограничной охраны ФРГ в марте 1951 года, личный состав которой получил камуфлированное обмундирование, выполненное в стиле Sumpftarnmuster. За время использования BGS camo с 50-х до конца 90-х годов XX века выпускались три варианта, отличавшиеся друг от друга лишь насыщенность оттенков. В разное время ограниченно использовался силовыми структурами Венгрии, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Ливии и других стран.
22. Red camo
“Коммерческий” вид камуфляжа, представляющий собой расположенные в стиле Woodland пятна белого, серого, чёрного и бордового (иногда красного) цветов. Известны камуфляжи схожего рисунка и расцветки использовавшиеся в пожарно-спасательной службе Малайзии (чёрный, серый, красный цвета) и бронетанковых частях Омана (серый, красно-коричневый, светло-зелёный и чёрный) исполненный в стиле британского DPM.
23. US pacific
Камуфляж, использовавшийся в годы Второй Мировой войны Корпусом морской пехоты США на Тихоокеанском театре военных действий. Представляет собой основу цвета хаки, на которую нанесены пятна зелёного, светло- и тёмно-коричневого цветов. Камуфлированная ткань изготавливалась с рисунком на обеих сторонах, отличавшихся преобладанием либо зелёных, либо светло-коричневых оттенков, что позволяло использовать её защитные свойства как при высадке на пляже, так и при дальнейшем продвижении в глубь джунглей.
Работы по внедрению камуфлированного обмундирования начались в США ещё в 1940 году, однако широкий размах приняли в 1942 году, когда на Тихоокеанском ТВД потребовалось сразу 150000 комплектов для проведения амфибийных операций. Попытка использовать данный камуфляж на Европейском ТВД в 1944 году не увенчалась успехом из-за его некоторой схожести с камуфляжем использовавшимся в Waffen-SS, что неоднократно приводило к потерям от “дружественного огня”.
24. Tiger stripe
Определение целой группы камуфляжей, получивших своё название из-за очевидной схожести с рисунком тигровой шкуры. Камуфляжи данного вида предназначены для использования в основном в условиях тропических джунглей. Представляет собой сочетание широких полосок-“мазков” чёрного и оливкового цветов с более мелкими коричневыми и хаки “мазками”. Доподлинно не известно, кто был автором насчитывающего десятки вариантов камуфляжа Tiger stripe; то ли французы во Вьетнаме, то ли британцы в Бирме, однако абсолютно очевидно, что он с успехом использовался и используется по сей день в странах азиатско-тихоокеанского региона (Вьетнам, Филиппины, Таиланд и др.).
На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, - полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.
Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.
Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные ; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.
Основы построения камуфляжной окраски
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа - нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа - осуществление неотделимости объекта от фона.
Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде - за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.
Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж
Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.
Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной - обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.
Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс
Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:
1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.
Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.
Краткий обзор истории вопроса
До появления массового и эффективного на значительных расстояниях ручного огнестрельного оружия задача визуального сокрытия своих войск была менее актуальна, нежели обратная задача - хорошей видимости своих войск для военачальника. В связи с крайне ограниченными средствами тактической связи (собственно, кроме вестовых, иных средств связи не существовало), полководцу было жизненно необходимо наблюдать диспозицию и маневр собственных войск, отчего целесообразным представлялось использование этими войсками ярких, заметных на значительном расстоянии мундиров. Зачастую эти мундиры имели цвета национальных флагов в той или иной комбинации, а также отличались по расцветке у различных подразделений.
Задача маскировки отдельных солдат не имела высокой актуальности, т.к. основным видом боя оставался рукопашный; огневой же контакт происходил на ничтожном расстоянии, при котором солдат противника был виден при любом цвете мундира. Помимо этого, использование линейной тактики и линейного побатальонного построения пехоты делало абсолютно бессмысленным использование какой-либо маскировочной одежды (трудно не заметить плотную шеренгу из 50 солдат по фронту на расстоянии выстрела из гладкоствольного ружья, даже если они будут одеты в самый эффективный камуфляж).
Тем не менее, даже в эпоху доминирования гладкоствольного оружия и линейной тактики камуфляж всё же применялся отдельными частями, в первую очередь егерскими. Тактика егерей была несколько схожа с тактикой современных пехотных подразделений (рассыпной строй, использование естественных укрытий), а их вооружение (нарезные штуцера с эффективной дальностью до 200-250 м) позволяло вести огонь вне досягаемости огня линейной пехоты противника - но при этом в случае атаки линейной пехоты противника (а тем более конницы), егеря были обречены. К тому же, егеря были уязвимы для огня таких же егерей с «той» стороны.
Именно поэтому именно в среде егерей появились первые наработки, призванные снизить визуальную заметность стрелка - можно сказать, первый камуфляж. Во всех европейских армиях егеря, в отличие от линейной пехоты, носили черные, темно-зеленые и темно-серые мундиры, а их головные уборы не имели украшений и хорошо различимых эмблемных знаков. Широко известна инструкция Суворова, предписывающая егерям использовать сорванные ветки деревьев с листьями для усиления маскировки - прием, хорошо работающий и в наше время.
Ситуация с обмундированием изменилась, когда в середине XIX века на вооружение стали массово поступать скорострельные нарезные образцы стрелкового оружия, увеличившие дальность огневого контакта в несколько раз. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны, т.к. ярко-красные мундиры англичан были отличной целью для бурских стрелков (носивших при этом гражданскую одежду тусклых «протестантских» оттенков).
Именно тогда англичане приняли на снабжение мундир цвета «хаки» («хаки» в переводе с хинди означает «пыльно-земляной»), и серьезно снизили заметность своих солдат. Однако данная версия с трудом выдерживает фактологическую критику, т.к. темно-зеленые мундиры без украшений появились в армии Российской Империи в качестве полевой формы еще лет за 10 до того, как англичане столкнулись с бурами.
Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия - в небесно-голубой, а Германия - в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.
Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.
Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде - как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии - непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).
Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно - начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.
Современные камуфляжи России
Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР - в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.
КЗС / Расцветка-57
Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко.
Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.
Расцветка обр. 1957 г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»
Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.
Боец в КЗС на местности
Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.
«Бутан»
Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.
Камуфляж «Бутан»
Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.
В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».
ВСР-93
Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.
ВСР-93
Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.
По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.
ВСР-98 «Флора»
Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.
В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название - «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».
ВСР-98 «Флора»
Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.
ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.
На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».
ЕМР в двух цветовых исполнениях
Название «ЕМР» расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка» - именно под таким названием данный камуфляж состоит на снабжении ВС РФ. Однако известно, что первый производитель изделий с данной расцветкой дал ей название «ЗДУ» - «защита до упора». На Западе данный камуфляж известен как «Руспат» (Russian Pattern) по аналогии с американскими — пат’ами. Также неофициально данный камуфляж называют «Русской цифрой», «Русским пикселем» или (в армейском обиходе) - просто «Пиксель».
В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.
«Подлесок»
Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.
«Подлесок»
Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.
«Растровый подлесок»/»Растр»
Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета - получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».
«Растровый подлесок»
В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть - на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания - взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.
Другое название «Растра» - «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.
«Тигр» / «Камыш»
Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.
Камуфляж «Тигр» одного из российских вариантов
Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.
Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».
Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.
«Партизан»
Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» - ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».
Камуфляж «Партизан»
В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.
«Излом» / «Скол»
Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.
Камуфляж «Излом»
При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.
Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.
Сурпат
Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.
Сурпат
В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.
Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.
Спектр
Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.
Камуфляж «Спектр»
Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И.Стрелковым и его подразделением.
Сумрак
Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.
Камуфляж «Сумрак»
Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.
Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.
Функция камуфляжа заключается в том, чтобы скрывать людей, технику или позиции от врага. Люди используют камуфляж в той или иной форме с самого начала человеческой цивилизации. На самом деле, основная идея маскировки появилась гораздо раньше человека. Она берет начало от природных адаптаций, которые позволяют насекомым и животным сливаться с окружающей их средой.
В последние 100 лет камуфляж сыграл решающую роль в большинстве военных операций. В этой статье мы рассмотрим основную идею военного камуфляжа, чтобы понять, как он помогает солдатам победить врага. Мы также узнаем о современном камуфляже и посмотрим, как он идет в ногу с техническим прогрессом.
Камуфляж скрывает человека из вида
Обычная камуфляжная одежда состоит из двух основных элементов, которые помогают скрыть человека: цвет и шаблон .
Камуфляжный материал окрашен в тусклые оттенки, которые соответствуют преобладающим цветам окружающей среды. В летнем лесу камуфляж, как правило, зеленый и коричневый, в тон лесной листвы и грязи. В пустыне вооруженные силы используют ряд желтовато-коричневых цветов. Камуфляж для снежного климата белого и серого цвета. Для полного сокрытия солдаты красят лица в цвета, соответствующие материалу камуфляжа.
Камуфляжный материал может иметь один цвет или состоять из множества цветных участков, смешанных вместе. Причина для использования такой разноцветной модели в том, что она визуально деструктивная . Извилистые линии пестрого камуфляжа помогают скрыть контур тела . Когда вы смотрите на кусок пестрого камуфляжа в соответствующей среде, ваш мозг «подключает» линии цветных вкраплений к контурам деревьев, оттенкам земли , листьев и теней. Это влияет на то, как вы воспринимаете и опознаете человека или объект, который имеет камуфляж.
Человеческое восприятие классифицирует все вещи в этом мире в виде отдельных объектов. Когда вы смотрите вокруг, то собираете огромное количество информации, поступающей от вашего зрения и других чувств. Для того, чтобы ваше сознание извлекло какой-то смысл из этой информации, ваш мозг должен разбить ее на составляющие . Когда ваш мозг получает визуальную информацию о длинных, вертикально расположенных коричневых и зеленых пятнах, он, обычно, подразумевает дерево. После того, как ваш мозг воспримет многие отдельные деревья в данной местности, вы воспримете и весь лес в целом.
Ваш мозг всегда ищет непрерывность при анализе визуальной информации. Представьте себе стопку из 12 блоков. Если все блоки окрашены в красный цвет, вы воспринимаете эту стопку как одно целое. Но если нижние шесть блоков красного цвета, а верхние шесть блоков синего, вы можете воспринимать эту же стопку, как две отдельных стопки — стопка синих блоков на вершине стопки красных блоков. Если вы беспорядочно смешаете синие и красные блоки вместе, то не станете группировать их в отдельные цветные стопки. Мы склонны признать что-то, как отдельный объект, если он имеет один сплошной цвет. Поэтому у человека гораздо больше шансов выделяться во время ношения одежды одного цвета, чем при ношении костюма из нагромождения цветов. В лесу вы воспринимаете смесь цветов в камуфляжном материале как множество мелочей, которые являются составными частями окружающей листвы.
Таким образом, пестрый камуфляж помогает людям остаться незамеченным, даже если они находятся на виду. Но как только вы замечаете замаскированного человека, он сразу выделяется на окружающем фоне и кажется странным, что вы не увидели его раньше. Это происходит потому, что ваш мозг обрабатывает визуальные сцены по-разному – до нахождения и после нахождения спрятавшегося человека
Камуфляж маскирует объекты и создает ложные цели
В предыдущем разделе мы видели, что камуфляжный материал помогает солдатам слиться с окружающей средой так, что враг не обнаружит их. Но в современной войне скрытие отдельных солдат часто имеет второстепенное значение. С началом Первой Мировой войны, противоборствующие силы использовали самолеты и аэростаты для разведки позиций друг друга с воздуха. Чтобы скрыть оборудования и укрепления от этих «глаз в небе» сухопутные силы должны использовать маскировку в больших масштабах.
Во времена Второй Мировой войны почти вся военная техника была расцвечена в тускло-зеленый, серый и коричневый цвета так, что она органично вписывалась в природный антураж. Солдаты были хорошо обучены создавать импровизированную естественную маскировку путем сбора веток и покрытия ими танков и других транспортных средств. В блокадном Ленинграде маскировались целые здания и кварталы в историческом центре города, чтобы защитить их от налетов вражеской авиации.
Замаскировать военные корабли оказалось более трудным делом, потому что они всегда плавали на широком фоне, имеющем равномерный цвет. Во время Первой Мировой войны вооруженные силы поняли, что не существует никакого способа построить корабли «сливающиеся» с окружением, но существует способ сделать их менее уязвимыми для атак.
В «завораживающем» камуфляжном дизайне, разработанном в 1917 году, это достигается путем наложения множества смешанных разноцветных геометрических фигур на корпус судна. Этот дизайн напоминает живопись кубизма. В результате трудно визуально определить реальные очертания корабля и отличить его правый борт от левого борта. Если подводная лодка или судовые экипажи не знают, в каком направлении корабль движется, гораздо труднее послать торпеду или снаряд точно в цель.
Военные также широко используют ложные цели в качестве средства маскировки. В отличие от традиционного камуфляжа, ложные цели не скрывают сил и средств, а переадресуют удары врага на себя. В битве за Британию, союзные войска построили более чем 500 фальшивых городов, баз, аэродромов и верфей, состоящих из макетов, которые напоминали здания и военную технику. Эти замечательные макеты, выстроенные в отдаленных, безлюдных территориях, значительно уменьшили ущерб настоящим городам и укреплениям, экономя время, силы и ресурсы войск союзников.
Такого рода камуфляж активно используется и сегодня, и дает хороший эффект. Много современных ложных целей используют пневматические системы, которые придают им движения, которые вы ожидаете увидеть от реальной техники. Традиционный камуфляж также используется сегодня, но это не всегда эффективно.
Сложности маскировки
Технология камуфляжа продвинулась за последние сто лет так, что появилась технология для того, чтобы видеть сквозь камуфляж. Сегодня вооруженные силы могут использовать тепловизоры, «видящие» тепло, излучаемое человеком или машиной. Кроме того, они могут использовать радары , спутниковые фотографии и сложные прослушивающие устройства для обнаружения противника.
Чтобы укрыться от этой технологии сканирования, вооруженные силы должны думать о новшествах для визуальной маскировки. В современных войсках камуфляж для оборудования и солдат может быть изготовлен из материала, который поглощает избыточное тепло, поэтому их «термический след» не показывают тепловизоры. В кораблях основной источник тепла — это выхлопные газы двигателя. Чтобы уменьшить это тепловое излучение, некоторые современные корабли охлаждают свой выхлоп при прохождении выхлопных газов через морскую воду. Некоторые танки имеют похожие системы охлаждения, маскирующие тепло их выхлопа.
Для противодействия улучшению изображения путем усиления небольшого количества света (в том числе используя низкочастотный инфракрасный свет), некоторые армии разработали сложные дымовые завесы . Плотное облако дыма преграждает путь свету, придавая невидимость тому, что находится за дымовой завесой.
Стелс-технология позволяет военным скрыть оборудование от радара . В стелс оборудовании, поверхности транспортного средства состоят из множества плоских панелей , соединенных под специально рассчитанными углами . Эти панели служат для отклонения радиоволн, испускаемых радаром. Волны не отражаются от объекта назад, к радиолокационной станции, а вместо этого отклоняются на некоторый угол и движутся в другом направлении. Оборудование может быть также покрыто слоем «радар-абсорбирующего » материала. Когда радиоволна достигает объекта, электроны в материале, из которого состоит объект, возбуждаются. В хорошем проводнике, таком, как металл, электроны движутся очень легко, так что радиоволны не теряют много энергии на возбуждение электронов. Радар-абсорбирующий материал является очень плохим проводником, так как имеет большое электрическое сопротивление. Из-за этого сопротивления радиоволна теряет больше энергии, которая высвобождается в виде тепла. Это снижает общий отраженный радиосигнал.
Ложные цели также развиваются в ответ на современные системы обнаружения. Военные разработали легко транспортирующиеся надувные манекены, которые не только напоминают танки и другую технику, визуально, но и повторяют термический или радарный отпечаток этого оборудования. Для радаров и другие дальних сканеров, эти манекены практически невозможно отличить от реального оборудования. Другая стратегия ложных целей заключаются в массовом появлении в районе ведения боевых действий различных объектов-обманок, которые заметны на радарах, тепловизорах и подслушивающих устройствах, затрудняя противнику сосредоточиться на какой-либо конкретной цели.
С развитием систем обнаружения, шпионское оборудование продолжает развиваться. Военные инженеры придумывают более сложные камуфляжные технологии. Одна интересная идея называется «смарт-камуфляж » — наружная накидка, которая изменяет себя на основе компьютерного анализа меняющейся обстановки.
В завершение статьи посмотрите на великолепные примеры «творческого камуфляжа » китайского художника Лю Болина, который с помощью художника-ассистента разрисовывает себя под окружающий городской пейзаж, отчего становится практически невидимым. На создание одной такой работы у Лю Болина уходит около 10 часов. Многие прохожие, случайно оказавшиеся на месте проведения этих творческих экспериментов — пугались, когда неподвижно стоявший художник в камуфляже вдруг начинал двигаться.
Следует добавить, что китайские творцы все чаще начали удивлять мировую общественность своими творениями. Ярким примером является серия инсталляций китайского художника и скульптора Цай Го Сяна.
К сожалению, гонка вооружения, в рамках которой пытались создать узор камуфляжа, который будет работать, была обречена на фиаско. В 2012 году The Daily назвал это «5-миллиардным snafu» (SNAFU это акроним, который можно дословно перевести так: «ситуация под контролем: все летит в …»). В рамках вышеуказанной гонки, которая официально называлась Army’s Camouflage Improvement Effort, были запрошены камуфляжи сотен дизайнеров, из которых были выбраны четыре финалиста. Спустя четыре года (и миллионы долларов) армия, кажется, определилась с победителем.
Четыре финальных камуфляжа были созданы Brookwood, Crye Precision, Kryptek и ADS Inc. с Guy Cramer
На этом задержки не прекратились. По последним слухам решили отменить весь маскарад камуфляжей. Однако армия просто приняла MultiCam, цифровой камуфляж, сделанный Crye Precision, в качестве временного варианта, тем самым признав, что универсальный камуфляж не работает как нужно.
Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. В декабре Конгресс внес законопроект, который блокировал бы армию целиком, если та не примет новый проект камуфляжа. К 2018 году этот же законопроект блокировал бы все Министерство обороны. Политики, кажется, устали тратить деньги на бесконечные проблемы. Пресс-секретарь Уильям Лэер в ответ на вопросы, что же происходит, смог сказать только, что «армия взвешивает разные варианты и учитывает законодательные ограничения».
Среди обвинений в некомпетентности и бюрократической волокиты затесался и тот факт, что военные технологии развиваются крайне быстро, и никто не может предсказать наверняка, какой камуфляж понадобится завтра. Растущая область военной науки, несмотря на всю пыль в наших глазах, все еще очень молода. И миллиарды долларов, выброшенные на ветер, не приносят ожидаемого эффекта.
История невидимости
У современных камуфляжей относительно короткая история. Когда появились современные военные действия (18 век), то есть когда появилась винтовка дальнего действия, в моду вошли темно-зеленые или серые камуфляжи. К началу Первой мировой войска в полный рост экспериментировали с «ослеплением», то есть чтобы трудно было уловить цель, тогда судно, на расстоянии. Вскоре техника вовсю использовалась людьми.
Солдат Первой мировой войны, 1917 год
На заре Второй мировой войны возникли отличительные современные камуфляжи с почковидными пятнами, и очень быстро разлетелись по миру. К концу войны художники даже экспериментировали с оптическими моделями, которые могли обмануть глаз, заимствуя идеи из кубизма и оп-арта.
В конце 1970-х армия США представила новый и непопулярный узор под названием «двойная текстура», который положил начало «цифровому» камуфляжу сегодняшнего дня. «Дуал-текс» использовал идеальные цветные квадраты, чтобы сразу имитировать два узора: один крупный и один большой, эффективные на разных расстояниях.
Солдат Второй мировой войны
К 1990 году началась разработка узоров на компьютере, а вместе с ней и возрождение научных исследований. Американский офицер Тимоти О’Нил, «дедушка современного камуфляжа», разработал маленькие цветные квадратики на камуфляже, которые могли обмануть глаз, смотрящий на солдата или грузовик, поскольку сливали их с фоновой сценой.
Почему пиксели работают лучше, чем традиционные пузыри? Потому что пиксели лучше имитируют фрактальные узоры, которые наши глаза интерпретируют как белый шум. Если смотреть на такой «цифровой» камуфляж, глазам просто не на чем зафиксироваться.
Камуфляж «дуал-текс»
Однако глаз - это сложный анатомический предмет, и воссоздать один оптический трюк для миллионов солдат в бесконечном числе условий просто невозможно. В результате, кустарная промышленность независимых подрядчиков и инженеров получила рост, и каждый из них представил свой уникальный вариант камуфляжа, в том числе и четыре финалиста конкурса.
Найдите на указанной ниже фотографии людей.
Некоторые из этих компаний отказались от комментариев, когда ресурс Gizmodo выявил желание с ними пообщаться, скорее всего, потому что объявление победителя еще нескоро. Однако Гай Крамер, CEO Hyperstealth Biotechnology Corp, дизайнер камуфляжей для армий в Иордании и Афганистане, а также один из четырех финалистов конкурса, был достаточно любезен, чтобы ответить на некоторые вопросы.
Использование недостатков зрения
Как объяснил Крамер, цифровые камуфляжи пытаются использовать передовые оптические уловки, чтобы запутать мозг и выпустить тело из цели, вместо того, чтобы просто «слить» его с окружающим пейзажем. «Вы не можете просто заляпать краской стену и назвать это камуфляжем», - говорит он. - «Мы не пытаемся создать случайность. Мы хотим, чтобы мозг интерпретировал узор как часть фона».
Такого рода визуальная хитрость - сложная задача. Она включает в себя представления о науке цвета, анатомии человеческого глаза и даже логистику создания узора. И она все еще не совершенна. Давайте разберем самый интересный провал американской армии: UCP.
Собственно, UCP
Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоев: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы - как и случилось с UCP - возникнет оптическое явление под названием изолюминация, окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с легкостью. Как видите, это стало одной из крупнейших проблем UCP.
А как насчет цвета? В 2004 году, когда армия США представила UCP, выяснилось, что во всем узоре нет ни капли черного цвета. Дело в том, что черный не встречается в природе - так пояснили официальные представители. Но Крамер полностью не согласен. Черный и коричневый необходимы для имитации тени. Финальная картина Крамера в рамках конкурса включала «границу яркости», тонкую черную линию вдоль макро и микроузоров, которая обманывает глаз, скрывая формы.
«Если у вас не будет хотя бы процента такого в камуфляже, он будет выглядеть плоским, поскольку нет эффекта глубины», - объяснил Крамер. - «Это стало хорошим уроком».
Экономия масштаба
В армии США сейчас более полумиллиона солдат, а напечатать и пошить униформу на каждого из них уже само по себе является сложной задачей. Важно и то, что камуфляж «разбивает» контур тела солдата в местах вроде запястий, коленей и голеностопных суставов.
Как и полосы тигра, расположенные перпендикулярно их конечностям, эти визуальные «разрывы» помогают скрыть анатомию человеческой цели. Когда рулон камуфляжной ткани будет разрезаться на миллионы униформ, может быть сложно предугадать, где именно окажутся эти разбиения.
Пример изолюминации
Кроме того, наш мозг очень хорошо распознает узоры - если мы видим одну фигуру дважды, мы сразу понимаем, что что-то произошло. Крайне важно, чтобы левая и правая части единой картины не совпадали. «У многих узоров такая проблема», - говорит Крамер. - «Мозг увидит аномалию на правой части груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой части груди, то сразу соединит точки и скажет, вот, теперь я вижу верхнюю часть человеческого тела».
Та самая граница яркости
Успеху Крамера частично поспособствовали его навыки создавать узоры, соответствуя всем этим сложным критериям. Он является пионером в области алгоритмической конструкции камуфляжа. Вместо того, чтобы полагаться на собственный мозг в проектировании узоров, он написал программу, которая генерирует настоящие геометрические фракталы. Фракталы - это математические узоры, которые повторяются в любых масштабах.
Вот почему узоры Крамера использовались везде, от винтовок до вертолетов (не говоря уж о 2,5 миллиона униформ). Поскольку они скалируются, они способны спрятать как человека, так и целое здание.
Всевозможные испытания
Искусство испытания этих узоров почти всегда важнее, чем сам дизайн - и этот процесс Крамер знает хорошо, поскольку целых десять лет помогал армии испытывать узоры. В том числе и запутывание лучших снайперов армии тысячами фотографий.
В Военной академии США в Вест-Пойнте испытуемые, в том числе и лучшие снайперы с совершенным и даже лучше зрением, просматривали слайды за слайдами с замаскированными солдатами в разных средах. Огромное количество изображений. От пустынь до болот, любые погодные условия, любые расстояния до цели (узор должен быть одинаково хорош). Статистика показала, что было 900 испытуемых, 45 сред и 120 000 точек данных.
Важной частью процесса тестирования была не только скорость определения визуальной аномалии, а также скорость определения места, где на самом деле залег солдат. Миллисекунды на принятие решений могут иметь значение, учитывая то, что среднестатистическому снайперу нужно от 12 до 30 секунд на идентификацию цели.
Шагом-арш
В конце августа из Ливии внезапно отослали команду американских спецназовцев. Дело в том, что группа террористов похитила десятки орудий и устройств из грузовиков. Как это повлияет на камуфляж? Максимально.
Наряду с пулеметами и лазерами рейдеры выкрали устройство, которое в конечном счете может принести столько же ущерба, что и первые два типа устройств: специальные очки ночного зрения, фиксирующие коротковолновый инфракрасный свет - в спектре SWIR. Стоимостью 45 000 долларов за штуку, эти очки позволяют солдатам видеть на уровне 1 мкм длины волны, где цвета сливаются в белую массу. Другими словами, это делает камуфляж совершенно бесполезным. Единственная пара в безопасности хранилась в руках американской армии. Больше нет.
«Теперь плохие парни бегают с такой же технологией», - объясняет Крамер.
Возникли соответствующие вопросы: поскольку враги изменили каналы поставок военной техники, армия США не может быть уверена, что те ребята видят именно то, что хочет видеть армия США.
Мы прошли длинный путь от каменно-серого или полевого камуфляжа 19 века. Мы даже успели отойти от расцветок 60-70 годов, когда с одним узором можно было решить множество конфликтов за десять лет. Современное вооружение меняется крайне быстро, и даже когда Минобороны берет на рассмотрение одну модель, нет гарантий того, что в следующем году не появится новая.
Однако в разработке находятся многие интересные концепты, в том числе и с использованием метаматериалов, о которых мы много писали. Вот, к примеру, проект от Hyperstealth под названием Quantum Stealth, о котором мы, возможно, еще поговорим.
А есть еще один проект, который, к сожалению, его создатели обсуждать не могут.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу