Семья староверов. Счастливая жизнь Агафьи Лыковой (фото)
Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря , отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.
Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры .
По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения - «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.
Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры . Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры.
Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия . Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества . Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м - 80-м годам XX века.
Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело?
Семья Лыковых. Таежный тупик?
Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик », посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).
История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе.
Читателям всё было интересно - и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых , и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам.
Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия.
И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых.
Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых , он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию (толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением - прим. редакции).
Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых . Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России.
О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве.
Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности.
Непростой жизненный путь Лыковых
Как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого.
Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались.
Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции - селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая. К таковым относится и семья Лыковых .
Их предки бежали из центральной России вскоре после церковного раскола, чтобы найти убежище на пустынных землях Урала и Сибири. По словам самой Агафьи, её бабка Раиса была насельницей одного из старообрядческих монастырей Урала, расположенного в селение Ялуторское, и, по преданию, основанном на месте «мученном». Агафья Лыкова помнит старинное семейное предание о страшной трагедии, случившейся там в XVIII веке. Правительственный отряд схватил старообрядческих священников, пытающихся скрыться в этих местах. Не добившись отречения от веры, их казнили страшной казнью: поместили их в бочку с гвоздями и спустили с горы. И в том месте, где остановилась бочка, впоследствии стал бить ключ.
Карп Лыков и семья
Предки главы семейства Лыковых жили в селе Тиши, неподалеку от города Абакан (Хакасия). Когда после революции 1917 года в окрестностях деревни стали появляться отряды ЧОН (части особого назначения, занимающиеся террором против «враждебных» элементов), Карп Осипович Лыков и его братья решили переселиться в более уединенное место.
В начале 30-х годов Карп Осипович привез с Алтая себе невесту, Акулину Карповну. Через некоторое время у них родились дети. Вскоре случилась трагедия - на глазах у Карпа Лыкова сотрудниками спецслужб был застрелен его брат Евдоким.
После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х К.О. Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров.
Хотя сотрудники правоохранительных органов не заподозрили Лыковых в каких-то преступлениях, однако же было решено немедленно перебраться в другое, еще более тайное место. Карп Лыков решил уйти туда, где можно было бы жить в полной изоляции от государства и цивилизации. В дальних урочищах реки Еринат и была основана последняя, самая удаленная колония семьи Лыковых. Здесь в самой полной мере и проявились их навыки жить в самых экстремальных условиях.
Ученые, впоследствии исследовавшие быт Лыковых, выяснили, что сельскохозяйственные технологии, которые они применяли на своем участке, были передовыми, учитывая ограниченные для уединенного натурального хозяйства возможности. Культуры были высажены на склоне, имевшем кривизну порядка 45 градусов. Разделение на грядки было сделано с учетом особенностей вегетации. Семена картофеля, а он был главной пищевой культурой Лыковых, особым способом сушились и подогревались. Затем проверялась их всхожесть.
Интересно, что пример Лыковых, употреблявших картофель, опровергает мифы о некоторых пищевых запретах. Зерновые культуры Лыковы смогли воспроизвести из одного единственного кончика ячменного колоса. Благодаря тщательному уходу за этими колосками ячменя они через четыре года смогли сварить первую тарелку каши. Интересно, что никаких заболеваний или вредителей на растениях огорода Лыковых не было.
На момент открытия учеными заимки Лыковых семья состояла из шести человек: Карп Осипович (род. ок. 1899), Акулина Карповна , дети: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940) и Агафья (род. 1944).
Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича - Акулина Карповна . Её кончина была связана с неурожаем и голодом, поразившим эти края в 1961 году. Тем не менее кончина супруги и матери не поколебала хозяйство скита. Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым.
Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков , который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию (судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки). Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье.
Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович , в декабре - Савин Карпович , через 10 дней сестра Агафьи - Наталия . Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна .
Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т. е. контакт с мирскими людьми.
Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь
После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.
С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа .
В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.
Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.
Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных ». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.
Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами .
Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары , т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко - один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.
Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия (Поповича) - прим. редакции). От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.
Агафья Лыкова. Путь исканий
Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь , расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы.
Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. («Дванадесят псалмов » - чин молитвы, который включает в себя 12 избранных псалмов и особые молитвы. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке - прим. редакции).
Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее, за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка , которая провела в скиту Лыковых 5 лет.
воочию наблюдала строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я, что, зря молюсь, что ли?». И действительно, туча отступала от скитских угодий.Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст - рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате, опасность миновала.
Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:
«Я не одна, - и икону Богородицы из-за пазухи достает. - У меня Троеручица-помощница».
В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского (Швецова), посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания.
Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви . В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию (Титову) она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками».
Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн.
Агафья Лыкова и РПсЦ
В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбург о. Владимир Гошкодеря . Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые. В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о. Владимир совершил таинство исповеди, довершил крещение по чину принятия от безпоповцев и причастил её Святых Христовых Таин.
В апреле 2014 года Агафью Лыкову посетил предстоятель РПСЦ старообрядческий митрополит Корнилий (Титов). 8 апреля 2014 г. владыка прибыл в город Горно-Алтайск, где посетил местную старообрядческую общину при храме Смоленской иконы Богородицы. 9 апреля на вертолете вместе с духовным отцом Агафии Лыковой иереем Владимир Гошкодеря и священноиноком Евагрием (Подмазовым) митрополит прибыл на берег реки Еринат, где и располагалось пристанище семьи Лыковых.
Фотографии Агафьи Лыковой
Интересно, что сопровождавший митрополита священноинок Евагрий сам являлся уроженцем этих мест и около 10 лет назад присоединился от часовенного согласия к Русской Православной старообрядческой Церкви. Владыка вручил Агафье медную икону свт. Николы чудотворца, отлитую по старинным образцам, факсимильные издания любимых в старообрядчестве книг «Григорьево видение» и «Страсти Христовы», а также немало одежды и прочих необходимых вещей.
Дожидаясь гостей, хозяйка лесного пристанища расстелила на полу дома цветные половики, напекла хлеб в русской печи, сварила компот из таежных ягод. Уже прощаясь, у вертолёта, Агафья вручила митрополиту веточку вербы и пригласила посетить заимку Лыковых в следующем году.
Узнав о присоединении Агафьи Лыковой к РПсЦ, безпоповские наставники пытались отговорить её и всячески стращали. На Еринат приехал даже известный часовенный наставник Зайцев, который убеждал её в ошибочности сделанного шага: «Ты зачем воцерковилась?! Ты вообще, что сделала? Ты кого у себя приняла? » В таком же тоне писала настоятельница монастыря Максимилла: «Ты зачем вообще там кого-то приняла, все, крышка, уезжай оттуда, приезжай к нам ».
Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте. Таковы Лыковы - единожды приняв решение, в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит:
«Если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».
Послесловие
Итак, Агафья Лыкова сегодня является самой популярной персоной медийного старообрядческого мира . Она хорошо известна и за пределами самого старообрядчества. Удивительно, но никто из современных старообрядческих иерархов, начетчиков, богословов и публицистов не смог оказать столь сильного влияния на информационное пространство, как одинокая отшельница с берегов Абакана.
Образ Лыковой уже неразрывно связан и самим старообрядчеством. Можно сказать, что Лыкова в глазах наших соотечественников поневоле стала одним из символов старообрядческой ойкумены, а её яркие, характерные черты связывают в целом со всем старообрядчеством. С одной стороны - это бесконечная твердость духа, поразительная выносливость, терпение, умение выживать в самых сложных, самых экстремальных условиях. Тут и безусловное стояние за Веру, готовность пострадать за свои убеждения. Мы видим в этом облике пытливость ума, находчивость, живой интерес к судьбам мироздания, умение ладить с природой и традиционное русское гостеприимство.
С другой стороны - есть люди, которые упрекают, что определенные черты жизни Агафьи Лыковой немного подмочили имидж старообрядчества в глазах современников. Это изоляционизм, диковатость, духовный консерватизм, следование устаревшим, примитивным бытовым технологиям и обычаям. «Живем в лясу, молимся колясу », - так иногда отзываются о старообрядцах, указывая на Лыкову, некоторые столичные авторы.
Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное. Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так!
Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX–XX веках. Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.
Достижения цивилизации всегда эфемерны, а христианам как никому известно, что её история не только крайне изменчива, но и конечна.
http://ruvera.ru/people/agafya_lykova_fenomen
В начале 1980-х гг. в советской прессе появилась серия публикаций о семье отшельников-старообрядцев Лыковых
, которые провели 40 лет в добровольном изгнании в Саянской тайге, отказавшись от всех благ цивилизации, в полной изоляции от общества. После того, как их обнаружили геологи и к ним начали наведываться журналисты и путешественники, трое членов семьи умерли от вирусной инфекции. В 1988 г. скончался и отец семейства. В живых осталась только Агафья Лыкова, которая вскоре стала самой известной отшельницей в стране. Несмотря на преклонный возраст и болезни, она по-прежнему отказывается переезжать из тайги.
В тайгу старообрядцы Карп и Акулина Лыковы с детьми бежали от советской власти в 1930-х гг. На берегу горного притока реки Еринат они построили избу, занимались охотой, рыбной ловлей, собирали грибы и ягоды, ткали одежду на самодельном станке. Из деревни Тиши они ушли с двумя детьми – Саввином и Натальей, а в тайне родилось еще двое – Дмитрий и Агафья. В 1961 г. от голода умерла мать, Акулина Лыкова, а через 20 лет Саввин, Наталья и Дмитрий скончались от пневмонии. Очевидно, в условиях изоляции от общества не был выработан иммунитет, и все они стали жертвами вирусной инфекции. Им предлагали таблетки, но принять их согласилась только младшая Агафья. Это и спасло ей жизнь. В 1988 г. в возрасте 87 лет умер ее отец, и она осталась в одиночестве.
Писать о Лыковых начали еще в 1982 г. Тогда к староверам часто приезжал журналист Василий Песков, опубликовавший после этого несколько статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик». После этого Лыковы часто оказывались в центре внимания прессы и общественности, их история гремела на всю страну. В 2000-х заимку Лыковых включили в территорию Хакасского заповедника.
В 1990 г. затворничество Агафьи впервые на время прекратилось: она приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но через несколько месяцев она вернулась в свой дом в тайге, объяснив это «идейными расхождениями» с монахинями. С родственниками отношения у нее тоже не сложились – говорят, характер у отшельницы неуживчивый и сложный.
В 2014 г. отшельница обратилась за помощью к людям, жалуясь на свою немощность и болезни. К ней отправились представители администрации, сотрудники МЧС, журналисты и племянница Александра Мартюшева, попытавшаяся ее уговорить переехать. Агафья с благодарностью приняла продукты, дрова и гостинцы, но покидать свое жилище отказалась.
По просьбе главы Русской старообрядческой церкви митрополита Корнилия к отшельнице отправили помощника – 18-летнего Александра Бесштанникова, выходца из семьи староверов. Он помогал ей по хозяйству, пока его не призвали в армию. В течение 17 лет помощником Агафьи был бывший геолог Ерофей Седов, поселившийся с ней по соседству после выхода на пенсию. Но в мае 2015 г он скончался, и отшельница осталась в полном одиночестве.
В январе 2016 г. Агафье пришлось прервать свое затворничество и снова обратиться за помощью к людям – у нее сильно разболелись ноги, и по спутниковому телефону, оставленному ей местной администрацией для экстренных вызовов, она позвонила врачу. Ее доставили из тайги вертолетом в больницу города Таштагол, где провели обследование и выяснили, что у Агафьи обострение остеохондроза. Первые меры приняли, но от длительного лечения отшельница отказалась – тут же начала рваться обратно домой.
Учитывая преклонный возраст Агафьи Лыковой и состояние ее здоровья, все снова пытались уговорить отшельницу остаться среди людей, переехать к родственникам, но она наотрез отказалась. Пробыв в больнице чуть больше недели, Агафья снова вернулась в тайгу. Сказала, что в больнице скучно – «только спать, есть и молиться, а дома дел полно».
Весной 2017 г. сотрудники Хакасского заповедника по традиции привезли отшельнице продукты, вещи, письма от единоверцев и помогли с работами по хозяйству. Агафья снова жаловалась на боли в ногах, но уезжать из тайги опять отказалась. В конце апреля ее навестил уральский священник, отец Владимир. Он рассказал, что с Агафьей живет помощник Георгий, которого священник благословил поддерживать отшельницу.
Свое нежелание переезжать ближе к людям и цивилизации 72-летняя отшельница объясняет тем, что дала обещание отцу никогда не покидать их жилища в тайге: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли. Если бы возможно было, то с удовольствием приняла бы к себе жить единоверцев и передавала свои знания и накопленный опыт старообрядческой веры». Агафья уверена в том, что только вдали от соблазнов цивилизации можно вести истинно духовную жизнь.
Они стали самыми известными в стране отшельниками: .
Они познакомились в 1982-м. Кержак Карп Лыков с дочерью вне мирской суеты провели уже десятилетия, однако человек из неведомой "Комсомольской правды" сразу стал своим. Похоронив и отца рядом с могилами матушки, братьев, сестры, Агафья Карповна вере предков, укладу, ими завещанному, не изменила.
Однако за годы, минувшие с той памятной встречи, затворничество ее все-таки разомкнулось. Документальная повесть Василия Михайловича "Таежный тупик" подарила друзей, каждый из которых по первому зову готов прийти на помощь.
Как чувствует себя 73-летняя хозяйка заимки, "прописавшейся" в устье Ерината, там, где Западный Саян сливается с Горным Алтаем? Какими заботами живет? Свидетельствуют очевидцы.
Игорь Прокудин, замдиректора заповедника "Хакасский"
Три избушки Лыковых стоят на заповедной земле, поэтому Агафью Карповну опекаем. И директор Виктор Непомнящий, и я, и наши инспекторы, периодически поднимающиеся к ней по реке, - от кордона до заимки всего 30 километров. Письма привозим, посылки. С одеждой, вермишелью, мукой, солью, печеньем, крупами, батарейками для фонарика, комбикормами для домашней живности. Все это отправляют неравнодушные почитатели из Хакасии, Красноярска, Оренбурга, Кузбасса, где она, между прочим, отмечена медалью "За веру и добро". На хвори не жалуется, хотя знаю - суставы болят, бывало, даже отнималась рука. Кемеровский губернатор по зиме присылал вертолет - уговорил в Таштагольской ЦРБ обследоваться. Дня три полежала - и домой. Куры, говорит, козы, как же они без меня? Одно время по соседству Ерофей Сазонтьевич Седов жил, ногу единственную врачевал таежными травами. У него рация была. Но старый геолог умер, сын Николай теперь подшефную старается навещать. Подаренным спутниковым телефоном она так и не овладела. Зато летом обрела помощника-единоверца: глава РПСЦ митрополит Корнилий "командировал" на зиму инока Гурия. Да и мы думаем поселить рядом инспектора. Зверь забредет, турист непрошеный - мало ли что...
Евгений Собецкий, общественный советник ректора Московского технологического университета (МИРЭА)
Тайга в этих местах дикая. Медведь ежегодно захаживает. Пару раз Агафья Карповна "темну кучу молитвой отвадила", а прошлым летом пришлось отпугивать холостыми выстрелами из ружья. В нескольких метрах стоял - так-то! Но вообще-то живет она, как и прежде. Морозы в избе коротает, с апреля по конец сентября перебирается в уличный балаганчик. Это две стенки из коротких жердей, крытые полиэтиленом. На огороде, благодаря которому "робинзонов"-старообрядцев когда-то и обнаружили летчики, рожь озимую сеет (бездрожжевой ее хлеб - объедение!), выращивает знаменитый свой необыкновенно крупный горох, картошку, морковку, свеклу...
Пятый год со студентами помогаем ей урожай собирать. Поначалу наши волонтерские десанты катамаранами, лодками больше недели шли от Абазы, а прошлым августом кемеровчане на вертушке от Таштагола подбросили. За десять дней ребята дров напилили, накосили пять стогов сена, достроили стайку для кур. И новый фильм сняли. Первый безо всякой рекламы набрал в Интернете более 100 тысяч просмотров.
Владимир Павловский, главный редактор "Красноярского рабочего"
На заимке Лыковых мне посчастливилось бывать не однажды. Многие годы снаряжаем туда экспедиции, акции устраиваем, чтобы помочь Агафье Карповне. И, конечно, очень дорожим читательским вниманием к посвященным ей публикациям. Очередное трогательное послание получил на днях из Норвегии: "Добрый день! Пишет вам Ян Рихард, которого впечатляет жизнь Агафьи Лыковой. Хочу сделать книгу о ней. Несколько лет мечтаю поехать, но это, наверное, слишком далеко. До Абакана смогу добраться, а заказать дальше вертолет мне не по карману! Может быть, представители заповедника туда летают и возможно к ним присоединиться? Может быть, это не так дорого? Как я понимаю, она собирается и эту зиму в тайге проводить? Я приготовил посылку с шоколадом..."
Досье "РГ"
Документальная повесть "Таежный тупик" - результат многолетних наблюдений за семьей староверов в горной Хакасии, более 30 лет прожившей в изоляции от людей. Впервые о таежной находке геологов мы узнали из "Комсомольской правды". Автор первого очерка Василий Михайлович Песков в течение семи лет посещал Лыковых. На фото 2004 года - Василий Песков и Агафья Лыкова переправляются через реку Еринат.
Сибирские просторы всегда были привлекательны для различного рода вольных людей, желающих жить вдали от основной цивилизации и общественных институтов. Да и сама по себе Сибирь была открыта вольными казаками, уходившими в те бескрайние дали в поисках свободы и независимости. Староверы, бежавшие от чудовищного преследования, находили своё пристанище в глухих таёжных регионах Западной и Восточной Сибири. При этом чем глубже они заходили, тем сильнее считалась у них вера. Чем более суровые условия их ожидали в сибирской пустыни, тем выдержанней и крепче они верили в Бога, уповая лишь на Его милость.
Отшельники были во все времена, в любом обществе когда-либо имелись такие люди, для которых свобода, независимость и вольная жизнь - это не просто слова, но нечто совершенно иное, чем для простого обывателя. Свобода и воля для таких людей - это то, что даёт им силы, что заставляет действовать, преодолевать преграды и невзгоды, бороться и не сдаваться. Это нечто, что сидит в их нутре, заставляя жить, то, ради чего вообще хочется жить.
Так получилось, что для общества отшельники выглядят чудаками, а зачастую вообще безумцами. Скудный быт, порой аскетические условия и общая суровость региона превращают отшельников в каких-то чудаков. Плюс к тому, зачастую имеет место религиозный фанатизм. Вроде бы, что вам всем не живётся-то нормально? Почему вас так тянет в глушь? Что там такого, мёдом что-ли намазано? - Не понимает обыватель.
Сибирские отшельники - особый вид людей. Отшельники проживают и в других регионах, в более тёплых. Однако отшельники Сибири интересны как раз именно всей этой суровостью и выдержанностью, которыми они обладают в избытке по сравнению с нами, городскими пижонами.
Староверы Лыковы
Самыми известными и интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми староверами была семья Карпа Осиповича Лыкова, ибо Лыковы ушли дальше всех: по течению реки Большой Абакан - к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович - отец, Акулина Карповна - мать, Савин - сын, Наталья - дочь, Дмитрий - сын, Агафья - дочь.
Карп Осипович и Агафья Лыковы
Савин и Дмитрий Лыковы
Агафья Лыкова в наши дни
Агафьина деятельность
Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь немногочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат - и весть о семье староверов разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции, Лыковы не имели иммунитета ко многим заболеваниям, и после встречи с людьми, пришедшими из посетить, все, кроме Агафьи, заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.
Отшельник Виктор
Когда-то сибирский отшельник Виктор работал на барже в Красноярском порту, а сейчас проживает в небольшой избе на берегу Енисея, примерно в 55 километрах к югу от Красноярска. Свою избу он построил сам, как и обустроил весь необходимый быт. Виктор занимается ловлей рыбы, которой полно в Енисее, сбором дикорастущих растений, грибов и ягод, коими богата сибирская тайга.
Читает Библию и наслаждается одиночеством на фоне бескрайних просторов тайги. В 47 лет он бросил свою прежнюю жизнь и решил переселиться в тайгу. С виду слегка заурядный, но добрый человек.
Саянские отшельники
В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне в районе озера Дерлик-Холь на охотничей базе под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Когда отшельники только заселили этот край, проходящие мимо охотники поначалу только посмеивались, пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.
Матушка Анастасия, Архимадрит Константин и матушка Илария
Заготовка дров
Архимадрит Константин, ранее проживающий в Самаре, ушел в тайгу с другими людьми еще 8 лет назад, однако сейчас их осталось только трое - остальные вернулись в цивилизацию. Занятие у них традиционно таёжное: заготовка кедрового ореха, сбор дикорастущих растений, ну и, конечно, рыбалка. Щука, хариус, таймень, ленок. Постные блины на огарках восковых свечей и скудный рацион питания сибирских отшельников. Туристы и охотники иногда помогают им припасами, которые отшельники употребляют очень экономно, живут впроголоть. Одно время в газетах про них шла нехорошая молва, монахов обвиняли в различных делах, но ничего не подтвердилось. Людей вывезли вертолетом на большую землю, а сейчас журналисты утихли и не лезут в их жизнь.
Антипины
С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.
Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены - Антипин. По его мнению, приставка "Анти" в ней обозначала его взгляды как "против", т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын - Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.
Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.
Алтайские отшельники Наумкины
Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных, ранее проживающая в городе Бийске, в начале 90-х годов продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.
Наумкины
Оджан возле огорода
Питание отшельников "по-отшельницки" скудное: грибы, ягоды, овощи из огорода - мясная пища бывает нечасто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители, не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день - паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу. Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Как и отец, Оджан занимается рисованием.
Отшельник Юрий
В Куйбышевском районе Новосибирской области с 91-го года проживает отшельник Юрий Глущенко. Единственные соседи Юрия - три кошки и пес Борзик. Без религиозного фанатизма, обычный мужчина советской закалки проживает в труднодоступном месте среди болот и топей Западной Сибири. 25 лет он живет без благ цивилизации, питается таёжными дарами, грибами, ягодами, как и все таежные отшельники.
В избе полный порядок и чистота, небольшой чёрно-белый телевизор и электричество непонятного происхождения. Мобильник есть, но здесь он не ловит. Юрий присматривает за лесом, держит его в порядке - ведь это его родной дом. Весьма аккуратный и работящий человек, решивший уйти от общества по каким-то причинам. Говорят, из-за несчастной любви, но мы-то с вами знаем, что не из-за неё, а потому, почему и остальные отшельники уходят - из-за стремления к вольной, уединенной жизни, без суеты и городской грязи.
Якутский отшельник
В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.
Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей
Заготовка питьевой воды
Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.
Отшельники плато Путорана
На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника: Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди: имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.
Вольный охотник Виктор Шереш
Борис Чевучелов
Гидропост Бориса
Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы - Заполярье слабости не прощает. Помимо своих основных дел они занимаются пушниной и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова "Люди плато Путорана".
В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие – темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском. В семье были и книги, и иконы.
В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников. В 2013 году она воссоединилась с Русской православной старообрядческой Церковью.
Несмотря на то что Агафья родилась уже после ухода родителей от мира, она была наиболее грамотным членом семьи, и поэтому именно ей поручали проводить домашнюю церковную службу. После кончины отца ей удалось связаться со своими родственниками, но отношения с ними не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но несколько месяцев спустя вернулась обратно на заимку, сославшись на нездоровье и «идейные расхождения» с монахинями обители.
Последнюю отшельницу из рода Лыковых стали часто навещали самые разные люди – путешественники, журналисты, писатели, представители различных религиозных конфессий. Жили у нее монастырские послушницы, а также добровольные помощники по хозяйству. Однако никто из них долго не задерживался - уж слишком тяжелые на заимке бытовые условия, да и характер у младшей Лыковой не сахар, ужиться с ней непросто.
Покровительство Лыковой оказывал губернатор соседней Кемеровской Области Аман Тулеев, неоднократно распоряжавшийся доставлять ей необходимые вещи и продукты, а также предоставлять медицинскую помощь.
Перейти жить в более цивилизованные условия Агафья Лыкова отказывается наотрез. Она уверена, что именно здесь, в тайге, на просторе, вдали от соблазнов цивилизации, самая правильная с духовной точки зрения жизнь. Конечно, можно тут поспорить, но задуматься есть о чем.