Легкий танк т 80 образца 1943 г. Когда в ссср появились первые танки 
Зенитная модификация десантного бронетранспортера БТР-Д. Не просто боевая бронированная машина, вооруженная автоматической пушкой, а своего рода «гибрид», «два в одном». Почему?
Да потому, что это действительно два образца вооружения, способных действовать как в комплексе, так и автономно (для сравнения, с танка или БМП пушку просто так не снимешь, и для стрельбы не приспособишь).
Во-первых, сам БТР- высокомобильная плавающая, да еще и авиатранспортабельная бронемашина, сама по себе весьма «зубастая» (два курсовых пулемета плюс оружие десанта).
Во-вторых, спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 - двуствольная автоматическая пушка, используемая как с грунта , так и с брони (может устанавливаться и на других машинах - МТ-ЛБ, грузовики ГАЗ-66, УРАЛ, КамАЗ и т.д.).
Изначально проектировалась для ВДВ, но быстро «приглянулась» и другим родам войск. На вооружении давненько - с 1960-х годов, и ультрасовременным самолетам и вертолетам - увы, уже не конкурент, но для наземного противника - весьма и весьма грозное оружие. Потому в российских «горячих точках» зенитчики - уважаемые люди, несмотря на отсутствие угрозы с воздуха. Возможно, и название «Скрежет» - от зубовного скрежета того, кто попал под огонь «зушки».
О самой модели.
Качество меня лично вполне устроило. Были, конечно, несостыковки, но по-мелочи.
В частности, оставались сзади щели над гусеницами (пришлось заделывать в ходе сборки кусочками полистирола. Не оказалось цилиндрической опоры под передний домкрат самой «зушки» (вытачивал из литника). Тонким прозрачным пластиком пришлось «застеклить» два поворотных перископических прибора (иначе смотрелось несимпатично). Зато по окончании сборки обнаружил массу «лишних» деталей, при вдумчивом рассмотрении представляющих собой не что иное как противотанковый ракетный комплекс «Фагот» (очевидно, предусмотрен вариант сборки из этой же коробки как БТР-ЗД, так и БТР-РД - модификации с данным ПТРК, причем в инструкции по сборке об этом - как говориться, ни гу-гу).
От себя добавил два курсовых пулемета Калашникова в углах на стыке носовых бронелистов (места установки предварительно высверлил, затем вклеил стволы из иголки от одноразового шприца, сверху добавил колечки из медной проволоки).
Хотел добавить антенну АШ-4 (антенна штыревая), но решил воздержаться от этой затеи, т.к. в противном случае стволы ЗУ будут задевать за нее при круговом вращении. Не знаю, как в таких случаях обходятся в реальной жизни.
Сборная гусеничная лента (каждый трак сделан отдельно) позволяет успешно имитировать провисание гусениц.
Красил модель , по уже сложившейся привычке, «Суперзвездой» в стандартный для Российской Армии трехцветный камуфляж (песочный плюс защитный плюс черный цвета) аэрографом именно в вышеупомянутой последовательности (рекомендуется многими моделистами, и я к этому присоединяюсь). Имитация сколов краски - та же «Супер» (методом «сухой кисти), при этом учитывал, что при изготовлении корпуса оригинала самого БТРа используются алюминиевые сплавы, а ЗУ - сталь, и использовал разную краску. Подтеки дизтоплива, без которых не обойтись при заправке (задняя часть обоих бортов) имитировал при помощи смеси глянцевого лака и черной краски (получается, на мой взгляд, весьма похоже).
Затем - имитация запыления (водный раствор акриловой «Звезды» песочного цвета). И, наконец, окончательная «задувка» всей поверхности матовым лаком («Суперзвезда»).
Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 г. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А.Шабалина и предназначен прежде всего для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом.
При создании бронетранспортёра в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортёра.
Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортёра увеличена на 483 мм.
В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.
Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимся го десанта. Имеются также бронетранспортёры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена на вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, бронетранспортёры с установленными открыто на лобовом листе двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС или одним автоматическим 30-мм гранатометом АГС-17 «Пламя».
Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осущеЯ ствляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения.
В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортёра установлен такой же, как на БМД-1, V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением 5Д20. Максимальная мощность двигателя 240 л.с. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в силовой блок.
В ходовой части с каждого борта установлено по шести обрезиненных опорных и по пять поддерживающих катков. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 100 до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1 стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометал-лическим шарниром, Ведущие колеса расположены сзади.
Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростя ными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Водные преграды бронетранспортёр преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя.
В качестве средств связи на всех бронетранспортёрах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В «Туча». Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты.
Шасси бронетранспортёра БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин.
Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом. При создании бронетранспортера в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1.
Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина и предназначен, прежде всего, для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом. При создании бронетранспортера в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортера. Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортера увеличена на 483 мм. В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.
Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимого десанта. Имеются также бронетранспортеры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, а также бронетранспортеры с двумя 7,62-мм пулеметами ПКСМ или одним 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 Пламя, установленными открыто на лобовом листе. Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения. В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортера установлен такой же, как на БМД-1, шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий максимальную мощность 177 кВт. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в единый силовой блок.
В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 110 мм до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1, стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром. Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Он способен преодолевать подъем крутизной 32- 35°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. В качестве средств связи на всех бронетранспортерах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В. Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты. Шасси бронетранспортера БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин. Были разработаны и выпускались следующие машины:
БТР-РД - истребитель танков с ПТРК 9К111 Фагот.
БТР-ЗД - бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов. Используется также в качестве самоходного шасси для 23-мм спаренной зенитной установки ЗСУ-23.
БМД-КШ Синица - командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123.
Нона-С - самоходное 120-мм орудие.
БТРД-КШМ Сорока - командно-штабная машина звена "полк-бригада", оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи: станция пуска и управления беспилотным летательным аппаратом Шмель.
1В119 Реостат - машина управления артиллерией. Оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (дальность до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа Муха.
БРЭМ-Д - бронированная ремонтно-эвакуационная машина с краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным оборудованием.
Экипировка и вооружение
Парашюты
Десантные подразделения используют парашютные системы двух типов: Д-10 в комплекте с запасным парашютом и более современную систему специального назначения «Арбалет-2″, поступившую в ВДВ в 2012 году. Последняя - часть экипировки разведывательных подразделений бригады.
Д-10, используемая для проведения массовых операций, позволяет десантироваться с высоты до четырех километров. Эта система обеспечивает вертикальную скорость падения до пяти метров в секунду, а также небольшое горизонтальное скольжение. В отличие от Д-10, система специального назначения «Арбалет-2″, при той же высоте десантирования, позволяет планировать на расстояние до десяти километров. В комплекте с ней идет контейнер, способный вмещать до 50 килограммов груза.
Ульяновские десантники уже опробовали «Арбалет-2″ на двух масштабных учениях - в Белоруссии, а также на острове Котельный (архипелаг Новосибирских островов в Якутии), в составе соединения ВДВ.
На Котельном перед нами поставили задачу захватить аэродром противника при десантировании. Был сильный ветер с порывами до 20 метров в секунду, температура минус 32 градуса. Однако парашютная система позволяет совершить безопасное приземление и в таких погодных условиях. Задачу мы выполнили, все прошло без травм и каких-либо осложнений, - рассказал разведчик-пулеметчик роты специального назначения, старший лейтенант Илья Шилов.
По словам десантника, «Арбалет-2″ - очень удобная, хорошо управляемая, по сравнению с предыдущим поколением, система. С этой системой Илья Шилов совершил 52 прыжка.
К большому весу (сама система - 17 килограммов, плюс до 50 килограмм грузовой контейнер) привыкаешь. В сравнении же с Д-10 использовать «Арбалет-2″ - это как прокатиться на машине «Формуле-1″ вместо обычного автомобиля, - отмечает разведчик-пулеметчик.
Основное оружие десантников - автомат АК-74М. На смену «старому надежному», как говорят сами военные, пулемету ПКМ пришел ручной пулемет ПКП «Печенег», максимальная длина непрерывной очереди которого составляет порядка 600 выстрелов. Ко всем образцам стрелкового оружия поступила новая оптика, приборы наведения как ночные, так и дневные.
После образования в составе 31 бригады разведывательного батальона появилось много специального бесшумного оружия. Это винтовка снайперская специальная (ВСС), автомат «Вал», стреляющий специальными 9-миллиметровыми дозвуковыми патронами СП-5 и СП-6, которые пробивают бронежилеты, либо 6-миллиметровый стальной лист на дальности в 100 метров, а также пистолет ПБ. К каждому специальному оружию также есть разные варианты оптики.
Пистолет бесшумный
Кроме этого, на вооружение в бригаду поступил 12,7-миллиметровый пулемет НСВ на новом станке, который позволяет вести огонь не только по наземным целям и бронированным автомобилям противника, но и по воздушным судам (наиболее эффективен он против вертолетов). Это оружие удобно для применения в горах, на оборудованной стационарной позиции.
В арсенале десантников есть 30-миллиметровый автоматический гранатомет на станке АГС-17 «Пламя», предназначенный для ведения боевых действий вне укрытий, в открытых окопах и за естественными складками местности, более легкий вариант АГС-30 и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7Д3, имеющий как кумулятивные боеприпасы, так и осколочно-фугасного действия.
Также у нас имеется новейшее оружие, работающее по принципу «выстрелил и забыл». Так, противотанковый ракетный комплекс «Корнет», в отличие от пусковой установки 9П135М, которая стояла у нас на вооружении раньше, имеет более мощную ракету, лучшую бронепробиваемость. Кроме этого, «Корнет» управляет ракетой по лазерному каналу, а предыдущий образец - по старинке, проводной системой. Таким образом, дальность противотанкового ракетного комплекса ограничена только мощностью маршевого двигателя, - поясняет заместитель командира 31 бригады ВДВ по вооружению, гвардии подполковник Михаил Анохин.
Холодное оружие
Один из самых интересных экземпляров - нож разведчика стреляющий. Им можно пользоваться традиционно, как боевым клинком. Кроме этого, нож может произвести один выстрел специальным патроном, который находится в рукоятке: для этого нужно взвести курок и снять предохранитель. Расстояние, на котором противник может быть поражен - от пяти до десяти метров. Ножны можно использовать для перекусывания проволоки, зачистки проводов.
Нестреляющий нож разведчика применяется как боевой клинок, в том числе, и для метания. Кроме этого, недавно в бригаде появились ножи «Клен», входящие в комплекс выживания. Это боевое оружие, с хорошо затачиваемым мощным клинком. Ножны имеют компас, могут резать проволоку; они приспособлены для заточки клинка и имеют дополнительные специальные лезвия - пилу и шило.
Кроме этого, в рукоятке имеется капсула выживания, в которую уложены антацид, иголки, булавка, приспособление для извлечения осколков, крючки, спички, леска - все необходимое для того, чтобы выжить в сложных условиях до того момента, пока десантника не найдут, либо он сам себя не спасет.
Экипировка
Она зависит от задач, которые поставлены перед десантником. Так, основное оружие огнеметчика - легкий пехотный огнемет ЛПО с целым набором различных боеприпасов: от светошумовых до термобарических, осколочно-фугасных, дымовых, аэрозольных. Когда необходимости применять огнемет нет, воин выполняет задачи как пехотинец - для этого у него имеется автомат АК-74М.
В 31 бригаде есть два вида снайперов. Специальное снайперское подразделение имеется в разведывательном батальоне: военнослужащие проходят обучение на курсах, у них именное оружие. В арсенале такого снайпера - специальные ножи, снайперский автомат и винтовки, действующие на разных дальностях (от километра и выше), пистолет, дальномеры, метеостанция. А также маскировочный комплекс, вид которого различается, в зависимости от местности.
Снайпер, который действует в боевой линии парашютно-десантных или десантно-штурмовых подразделений, вооружен специальной винтовкой СВДС со складывающимся прикладом, которая создана специально для десантирования, с дневным и ночным оптическим прицелом; пистолетом бесшумной стрельбы.
Пулеметчик имеет пулемет ПКП «Печенег», который пришел на смену пулеметам ПКМ, с комбинированным оптическим прибором, помогающим вести огонь как днем, так и ночью. Это оружие для уничтожения как пехоты, так и легкобронированных автомобилей. За короткий промежуток времени пулеметчик может создать на участке шквал огня, остановить противника, дать возможность командиру сориентироваться, перегруппироваться своим товарищам.
Автоматчик
Автоматчик - это «классический» десантник, имеющий много холодного оружия, автомат АК-74М, прибор прицеливания 1П29 Тюльпан, позволяющий днем с кратностью наблюдать за полем боя, выставлять дальности прицеливания при проведении стрельбы, работать в активном режиме ночью. В его арсенале - подствольный гранатомет, бинокль.
Кроме этого, все воины имеют тактические очки, перчатки, специальные накладки на колени и на локти, радиостанцию, позволяющую держать постоянную связь с командиром отделения.
Саперы бригады получили новые миноискатели для поиска неконтактных мин «Коршун» (этот прибор способен обнаруживать взрывные устройства на достаточно большое расстоянии, за стенами из бетона и кирпича, заборами из колючей проволоки и металлической сетки, под асфальтом и так далее). Кроме этого, в бригаду поступили современные компактные миноискатели ИМП2-С с настройками на противопехотную, противотанковую мину и любой другой предмет.
Новые облегченные, но более прочные костюмы саперов держат взрыв вблизи противопехотной мины. Шлем со специальным стеклом выдерживает выстрел в упор из 9-миллиметрового ПМ.
Военная техника, которая стоит на вооружении российских десантников
Боевая машина десанта БМД-2
Гусеничная, плавающая, десантируемая с самолетов военно-транспортной авиации парашютно-реактивным способом боевая машина имеет вес 8,2 тонны, запас хода до 500 километров, развивает скорость до 63 километров в час на суше и до 10 километров в час на воде (плавать БМД-2 может еще и назад, но намного медленнее - со скоростью в полтора километров в час). Она имеет изменяемый дорожный просвет, что дает возможность десантироваться из самолетов, а также улучшает возможности машины в ходе маскировки на местности.
БМД-2 вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, которая была спроектирована для уничтожения живой силы, легкобронированной техники и воздушных низколетящих целей. С ней спарен 7,62-миллиметровый пулемет. Кроме этого, для борьбы с бронированными целями противника у БМД-2 имеется противотанковый управляемый комплекс.
Боевая машина имеет закрепленные на бортах тент для укрытия и маскировочную сеть (зимой - белую, а летом - зеленую). Ульяновские десантники доработали БМД: с двух сторон у каждой машины закреплены походные комплекты. Это ящики, где находится запас самых необходимых вещей, которые могут потребоваться отделению, внезапно поднятому по тревоге. В НЗ входит комплект дров, печка, газовая плитка, палатка, свечи, аккумуляторы, запас веревок, шанцевый инструмент, лопаты, кирки. Все для того, чтобы десантники не тратили время на сборы, а запрыгнули на машину и отправились бы на выполнение задачи.
Бронетранспортер БТР-Д
Унифицированная машина воздушно-десантных войск. Помимо того, что на ней транспортируется личный состав, она может применяться для перевозки любых грузов, монтажа практически любого вооружения.
В ульяновской бригаде есть, как минимум, три варианта БТР-Д. Первый - со смонтированным на нем пулеметно-гранатометным отделением. Десантники и здесь внесли свои изменения: придумали систему крепления крупнокалиберного пулемета и станкового гранатомета АГС, состоящую из тросиков. Это позволяет воинам на ходу вести в одно и то же время огонь сразу из двух орудий.
Второй вариант, стоящий на вооружении противотанковых подразделений - БТР-РД - имеет две пусковые установки 9П135М1 (или 9К111-1 «Конкурс»). В том случае, когда бронетранспортер вооружен «Конкурсом», он способен уничтожить до десяти танков. Наземный «истребитель» поражает цели на расстоянии до четырех километров.
На третьем варианте - БТР-3Д - смонтирована зенитно-артиллерийская установка ЗУ-23. Есть вариант, когда в машине перевозится расчет с переносным ракетно-зенитным комплексом 9К38 «Игла», который способен обстреливать воздушные цели, летящие на скорости до 320 метров в секунду, а также в том случае, если противник применяет ложные тепловые помехи.
База всех гусеничных машин унифицирована (разница лишь в том, что бронетранспортеры имеют на один каток больше). Запчасти же, которые могут понадобиться для ремонта или восстановления, одни и те же.
На базе БТР-Д также сконструирован пункт разведки и управления огнем дивизиона (батареи) артиллерии ВДВ 1В119. Его задача - связь с самоходным артиллерийским орудием «Нона-С» и управление огнем, так что две этих машины обычно находятся на поле боя вместе.
«Нона-С»
120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие 2С9-1М «Нона-С» - уникальная даже для сегодняшнего дня артиллерийская система, сочетающая в себе свойства орудий разных видов. Ее назначение - непосредственная огневая поддержка подразделений ВДВ на поле боя.
«Нона-С» способна поражать не только живую силу и разрушать оборонительные укрепления противника, но и вести борьбу с танками. Специальные осколочно-фугасные артиллерийские снаряды могут стрелять на дальность до 8,8 километров. Их эффективность схожа со 152-миллиметровыми снарядами гаубиц. Для борьбы с бронетехникой применяются и кумулятивные снаряды.
Машина развивает скорость до 60 километров в час на суше и до 9 километров в час на плаву. Она оснащена специальной системой, которая производит самостоятельные расчеты и выдает данные, которые необходимо ввести для точной стрельбы.
БТР-80
В число трех машин, которые поступили в 31-ю бригаду после развертывания в ней разведывательного батальона, входит БТР-80, который в уже в ближайшем будущем будет заменен на более современный БТР-82А, принятый на вооружение российской армией в прошлом году. Плавающий бронетранспортер имеет восьмиколесную базу, запас хода до 500 километров. Он более мобилен, чем БМД - на шоссе развивает скорость до 80 километров в час.
Основное вооружение БТР-80 - 14,5-миллиметровый станковый крупнокалиберный пулемет Владимирова. В БТР-82А установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка, спаренная с 7,62-миллиметровым пулеметом.
«Инфауна»
Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы РБ-531Б «Инфауна» предназначен для защиты автобронетехники и личного состава от поражения радиоуправляемыми минными взрывными устройствами и оружием ближнего боя. «Инфауна» в автоматическом режиме ведет радиоподавление средств подрыва радиоуправляемых минных устройств в радиусе до 150 метров. То есть, комплекс способен прикрыть целую роту бронетехники.
Кроме этого, «Инфауна» имеет камеры с пусковыми устройствами, которые в автоматическом режиме фиксируют выстрел из противотанкового, либо ручного гранатомета и производят отстрел аэрозольных боеприпасов. В течение двух секунд завесой они прикрывают десантников.
Комплекс развивает скорость до 80 километров в час. Большой плюс заключается в том, что он может действовать как в составе подразделения радиоэлектронной борьбы, так и инженерно-саперных подразделений. У «Инфауны» есть режим, который позволяет сопровождать саперов, ведущих разминирование. Машина следует за ними и, в непосредственной близости, ведет радиоподавление.
«Леер-2″
Мобильный автоматизированный комплекс технического контроля радиоэлектронной имитации и постановки помех радиоэлектронных средствам «Леер-2″ создан на базе бронированного автомобиля ГАЗ-233114 («Тигр-М»). Это высокотехнологичная машина, которая проводит комплексный технический контроль и оценку радиоэлектронной обстановки. «Леер-2″ используют для обнаружения и пеленгования средств ультракоротковолновой радиосвязи, работающих на фиксированных частотах, а также созданию радиопомех. Спецаппаратура позволяет вести поиск по частоте, измерять параметры обнаруженных сигналов, пеленговать их, регистрировать с привязкой к координатам местности. На шоссе «Леер-2″ развивает скорость до 125 километров в час.
КамАЗ-5350
В автопарке десантников есть специальный автомобиль МТО-АМ (мастерская технического обслуживания) на базе КамАЗ-5350 «Мустанг». Это выездной «автосервис», который может заниматься ремонтом и восстановлением машин на месте.
КамАЗ-43501 создан специально для ВДВ. Этот легкий десантный автомобиль может «прыгать с парашютом», для чего его сделали компактным. Это самый маленький по грузоподъемности «Мустанг». Основное использование автомобиля - перевозка личного состава, а также подвоз материальных средств.
Уже в нынешнем году в бригаду поступят более современные «Тигры».
(командирская модификация; см.в тексте , 1971/78 гг.)
БМД-1 с БМ «Кобра» (вынесенная 30-мм пушка; 2003 г.)
Машины созданные на базе БМД-1:
БМД-2 «Будка» (об.916) (новый вариант с 30-мм пушкой в одноместной башне, 1985 г.)
БТР-Д (об.925) (десантный бронетранспортер с увеличенной базой, 1974 г.)
БМД-КШМ «Синица» (командно-штабная машина)
КШМ-Д «Сорока» (командно-штабная машина)
БТР-РД «Робот» (самоходный ПТРК, 1979 г.)
БТР-ЗД «Скрежет» (зенитный вариант БТР с ПЗРК, 1984 г.)
БТР-Д с ЗУ-23 (зенитный вариант БТР с установкой 23-мм ЗУ)
2С2 «Фиалка» (об.924) (опытное 122-мм самоходное орудие)
2С8 «Ландыш» (проект 120-мм казнозарядного самоходного миномета)
2С9 «Нона-С» (об.925С) (120-мм самоходное орудие)
2С9-1 «Свиристелка» (модификация 2С9 для Морской пехоты)
«Гром» (80-мм 12-ствольная опытная РСЗО)
«Реостат» (1В116/1В118/1В119) (машина управления огнем артиллерии)
БРЭМ-Д (об.932) (ремонтно-эвакуационная машина)
«Стерх» (самоходная пусковая установка БЛА «Пчела-1Т»)
«Малахит» (самоходная пусковая установка БЛА «Шмель-1»)
«Гермес» (проект 2-ствольной ЗСУ)
«Объект 925Г» (грузовой вездеход для народного хозяйства)
Разработка первой в мире специализированной боевой машины воздушно-десантных войск, предназначенной для десантирования как парашютным, так и посадочным способом, началась в 1965 году в КБ Волгоградского тракторного завода. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности этой машины (и всех других машин ВгТЗ с 1960 г.) был А.И.Русанов. По своим огневым возможностям она была идентична боевой машине пехоты . БМД-1 (объект 915 ) была принята на вооружение в 1969 году. Серийное производство осуществлялось на том же ВгТЗ с 1968 года. Машины БМД-1 поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии в качестве основного средства для транспортировки личного состава и поддержки его огнем. Они применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской Армией – в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье. На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе, также некоторое количество таких машин имеет Ирак. После вывода кубинских войск с африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТА у г.Мовинга в 1990 году.
БМД-1 имеет следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких алюминиевых сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.
Масса БМД-1 в боевом снаряжении, равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7 т. Сварной корпус из алюминиевого сплава позволил при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стальной, несколько снизить общую массу. Коническая сварная башня с установленным в ней комплексом вооружения заимствована у . Необычным является размещение экипажа. Механик-водитель сидит в передней части корпуса по центру. Слева от него находится место командира, а справа – стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в одноместной башне, а остальные трое десантников – позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В задней части оборудован специальный большой люк для выхода наружу по крыше МТО.
Основным вооружением БМД-1 является 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Заряжание орудия полуавтоматическое – вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные. На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому осуществляется через специальный люк в крыше. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.
Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов. Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170.
В амбразурах по краям лобовой части корпуса установлены два курсовых пулемета ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка расположены три шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта.
У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).
В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на , но меньшей мощности. Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.
Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.
Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Гусеница с открытым металлическим шарниром состоит из 87 траков. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.
Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями. При движении по воде в носовой части корпуса поднимается волноотбойный щиток с пневмоприводом.
В конце 1970-х гг. БМД-1 подвергались некоторым изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы «Туча», на других заменялись катки на более новые (позднее такие катки появились на БМД-2 ). На базе линейных машин выпускались командирские БМД-1К (позже БМД-1ПК ). Они отличались наличием дополнительной радиостанции Р-123 и еще одной антенны на корме корпуса, перекомпоновкой боевого отделения, внутри корпуса устанавливался зарядный агрегат АБ-0,5-П/30. Масса этой модификации выросла до 7,6 тонн, экипаж составлял 6 человек, вооружение осталось прежним, как на базовой машине.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Боевая масса, кг |
|
Экипаж (десант), чел. |
|
Основные размерения, мм: |
|
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
|
– Ширина |
|
– Высота |
|
– Клиренс |
|
– База х Колея |
нет данных |
– Ширина гусеницы (шаг трака) |
нет данных |
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см |
|
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
– 73-мм пушка 2А28 «Гром» – 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ – 7,62-мм курсовой пулемет ПКТ – ПУ ПТРК 9М14М «Малютка» |
1 (4 000 общий) |
Углы вертикального наведения, град. |
|
Стабилизатор вооружения |
|
Механизм заряжания |
электромеханический |
Приборы прицеливания |
(перископич., днев./ноч.) |
Приборы наблюдения |
|
Количество амбразур (из них для пулеметов) |
|
Средства постановки дымзавесы |
|
Тип и марка двигателя |
дизель 5Д20 |
Максимальная мощность, л.с.(кВт) |
|
Количество цилиндров |
|
Удельная мощность, л.с./т |
|
Емкость топливных баков, л |
|
Трансмиссия |
однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная механическая коробка передач (4+1), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи |
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: |
|
Запас хода, км |
|
Преодолеваемые препятствия: |
|
– подъем, град. |
|
– крен, град. |
|
– стенка, м |
|
– брод, м |
|
Бронирование, мм |
противопульное |
Радиостанция |
|