Злая королева дайри. Королева злая волшебница: Сказка
Жила-была принцесса по имени Белоснежка, и была у неё злая и коварная мачеха-королева, которая считала себя самой красивой женщиной в мире. Боясь, что красота падчерицы затмит её собственную, она одевала принцессу в лохмотья и заставляла работать простой служанкой. Никто не знал, что королева умела колдовать и могла узнать всё на свете, потому что у неё было волшебное зеркало. Каждый день, смотрясь в зеркало, ревнивая мачеха задавала один и тот же вопрос: «Зеркало, открой секрет - кто красой затмил весь свет?» , и если зеркало отвечало: «Ты, королева, красивей всех!» , Белоснежку обходила жестокая зависть королевы.
Всю самую грязную работу принцесса делала покорно, напевая чудные песни своим дивным голосом, который однажды услышал проезжавший мимо принц на белом коне - и, очарованный песней и красотой девушки, остановился познакомиться с ней. Приревновав юношу к падчерице, королева в очередной раз спрашивает у зеркала, красивая ли она на свете, и получает неожиданный ответ, что красивей всех Белоснежка. Мачеха приходит в ярость. Она вызвала к себе лесничего и приказала ему отвести девушку в лес и зарезать. Ошеломлённый охотник попытался ей возразить. В страшном гневе королева пригрозила ему казнью, если тот ослушается, и потребовала принести в шкатулке сердце падчерицы как доказательство её смерти. Но у лесничего не поднялась рука на принцессу. Он рассказал ей о жестоком приказе мачехи и повелел не возвращаться домой - а бежать куда глаза глядят.
В ужасе Белоснежка бежит по лесу, пугаясь каждого шороха. Ветки деревьев ей кажутся руками лесных чудищ, пытающимися схватить несчастную девушку. Выбившаяся из сил беглянка падает на поляне, обливаясь слезами. Её окружили добрые животные, каждый из которых старался утешить принцессу кто чем может. Они помогли ей найти место для ночлега: им оказался маленький домик, с виду похожий на кукольный. К её удивлению в доме никого не оказалось. Набравшись смелости, Белоснежка тихонько вошла и наткнулась на окружающие её предметы - они были размером словно для маленького ребёнка. Она решила, что в домике живут семеро детей (на самом деле хозяевами были семь гномов). Но больше всего гостью поразил царивший в доме беспорядок: пол не подметён, гора грязной посуды, очаг покрыт пылью, кругом паутина. Белоснежка, звери и птицы сразу же взялись за уборку. В конце дня девушка пошла разведать, что находится наверху. Там оказалась спальня, где стояли семь кроваток с вырезанными на спинках именами - «Умник», «Весельчак», «Чихун», «Простачок», «Ворчун», «Скромник», «Соня». Уставшая после долгой уборки, Белоснежка уснула.
Возвращаясь с работы домой, хозяев [семь гномов] привлекло внимание то, что в домике горит свет. Решив, что подверглись ограблению, они пошли в разведку. Войдя внутрь, гномы не узнали своего дома: пол чист, со стульев стёрта пыль, посуда вся перемыта и убрана в сервант, от паутины и следа не осталось, накрыт стол, а в котле варится суп. «Здесь, видно, следы грязной работы!» - подумали гномы и продолжили разведку. Поднявшись в спальню, они решают проучить наглеца и возводят над ним дубинки. Да не тут-то было: на их кроватях спала девушка. Она проснулась и познакомилась с ними, назвав каждого из них по имени наугад. Не желая видеть в доме незваных гостей, Ворчун пригрозился выгнать её из дома. Когда Белоснежка поведала им о своей беде, то они позволили ей остаться. Почувствовав себя хозяйкой в доме, девушка принялась командовать, заставляя гномов вымыть перед едой руки. Только сделать это оказалось непросто (эта процедура гномам была не знакома). Тогда она поставила условие: «Марш на улицу умываться, а то не получите еды!» , и только тогда гномы взялись за ум. Они вышли во двор и, выполняя команды Умника, начали мыть руки. А с Ворчуном оказалось потруднее. Его пришлось силой затащить в корыто и как следует вымыть. Весь оставшийся вечер они праздновали и танцевали. Когда пришло время ложиться спать, возник вопрос, кто где будет спать. Недолго думая, решили. Принцесса - в спальне, каждый из гномов нашёл себе место для сна: кто на лавке, кто в котле, кто в мойке, кто в буфете.
Тем же вечером мачеха спрашивает у зеркала, есть ли тот, кто равен ей. Зеркало ей отвечает, что Белоснежка жива по-прежнему и находится под надёжной защитой гномов. Королева не верит, ведь принцесса мертва, а в ларце лежит её сердце как доказательство смерти. Не умеющее лгать волшебное зеркало выдаёт долгожданный ответ: «Белоснежка жива, а в руках ты держишь сердце кабана!» Обман раскрылся, но злодейка понимает, что может подействовать только хитростью. Превратившись в бродячую старуху, она приготовила отравленное яблоко, будучи уверенной в том, что добьётся своей цели. Но сомнения терзают ведьму. Есть противоядие. Покопавшись в книге, колдунья нашла ответ: «Разрушить смертный сон может лишь первый поцелуй любви...» Эти слова вызвали у ведьмы зловещий смех и та отправилась на поиски принцессы, бормоча себе под нос: «Похоронят живооой!»
На следующее утро, собираясь на работу, гномы дают подруге строгий наказ - остерегаться незнакомцев и не пускать их в дом. Но как только они ушли, к домику подошла нищенка. Чувствуя неладное, животные попытались нейтрализовать колдунью, но попытка не увенчалась успехом - и они побежали звать на подмогу гномов (их неожиданный налёт гномы поняли не сразу). Не подозревая, что беглая странница на самом деле её мачеха, Белоснежка впустила старуху в дом и напоила глотком воды. В награду за доброту ведьма угостила девушку яблоком, внушив ей, что оно исполняет любое желание. Стоит только откусить кусочек и желание сбудется. Мечтая увидеть своего возлюбленного, доверчивая принцесса откусила яблоко - и тут же упала замертво. Над лесом разбушевалась гроза. Радуясь своей победе, колдунья собралась уже было уходить, но, заметив появление гномов, со всех ног бросилась бежать в горы. Оказавшись на вершине скалы, ведьма попадает в тупик и пытается сбросить на них огромный валун. В это же место неожиданно ударяет молния - и злодейка падает с обрыва в пропасть.
Вернувшись домой, гномы застали Белоснежку бездыханной и положили её в кровать. Они горько плакали, сожалея о том, что не сумели сберечь девушку. Гномы так и не смогли похоронить её, видя, что даже мёртвой она была красива. Они сделали гроб из стекла и золота и принялись неусыпно сторожить его. Принц, который повсюду искал Белоснежку, услышал о деве, спящей в стеклянном гробу, и тут же отправился на её поиски. В ней он узнаёт свою возлюбленную и целует её. Белоснежка ожила. И отправились они в королевство, где жили долго и счастливо.
Готовьте ваши отравленные яблоки и поднимайте высокие воротники — пришло время вспомнить образы старых культовых злодеек из фильмов и мультфильмов Диснея. Она может выступать под многими именами, но мы знаем ее как Злую Королеву, мстительную и преследующую добрых персонажей правительницу, которая не знает лучшего занятия, как доводить свою приемную дочь Белоснежку.
В то время как мы переживаем от страха перед этими могущественными злыми леди, лишь одна заслуживает титул настоящей Злой королевы? Кто же заслуживает эту корону по вашему мнению?
За: Диснеевские бяки из мультфильмов хотят все и сразу. И нельзя винить нашу героиню в этом. Она активна и креативно подходит к решению своих проблем, самостоятельно выполняя всю грязную работу.
Против: В основном ею движет зависть, и она находится в состоянии опьянения чувством. Было ли проклятие «сонной смертью» лучшим, что она могла сделать? Мы не пытаемся сказать ей, как выполнять свою работу, но не сработал бы менее изощренный план намного эффективнее?
За: Антигерой и злодейка из сериала «Однажды в сказке» является темной лошадкой. Ею движет любовь, амбиции и иногда даже дружба. Также она следит за модными тенденциями злодеев как никто другой.
Против: Злая ли она? Похоже, часто путающийся моральный компас Регины заставляет нас любить ее еще больше, но дает ли это возможность определить ее в ряды Злых королев?
За: С чего начать? Равенна в исполнении Терон знает, как делать зло в величественном стиле. Она купается в молоке, пьет молодость из красивых городских девушек, а также может превращаться в ворону, когда ей это необходимо.
Против: Ее злой план не имеет в своей основе здравого смысла. Зеркало говорит ей, что если она съест сердце Белоснежки, она будет жить вечно. Ну ладно. Почему бы и нет?
За: Королева в исполнении Джулии Робертс знает, как насладиться своим правлением. У нее оригинальное чувство юмора с саркастическими и едкими нотками, а также она остроумная и веселая.
Против: Мы чего-то не понимаем или она недостаточно овладела темной стороной своей личности? Всем нравится хорошо посмеяться, но лучше хмыкать в темноте, чем хихикать при дневном свете, особенно если это касается нашей Злой королевы.
За: Хотите небольшую историю, связанную с черной магией? В фильме «Братья Гримм» Злая королева была когда то восхитительной королевой Тюрингии, но умерла во время чумы, что еще раз доказывает уязвимость заклинания о бессмертии.
Против: Все, что ей нужно было делать — это выпить кровь двенадцати маленьких девочек. Легко, правда? Но на самом деле оказалось тяжело (Или это братья Гримм были настолько хороши).
За: Злая королева в исполнении Уист отложила красоту в дальний угол и сосредоточилась на власти. У нее в запасе нескончаемое количество трюков и она неустанно предана своей миссии — прибрать к рукам все королевства.
Против: Она сумасшедшая, однако, как и все эти злые леди. Злые поступки — ее конек, но тот факт, что Кристина Уайт была преданной матерью до того, как потеряла все и оставила свою семью, наводит грусть. Она не злая на самом деле, просто потерянная.
За: Это лицо, этот воротник, а это волшебное зеркало с лицом Алека Болдуина?
Против: Это всего лишь картинка, а не персонаж на самом деле. Извини, Оливия, но следует рассмотреть реальные образы Злых королев до того, как вручить заветную корону.
Реджина Миллс, она же Злая Королева в сериале «Однажды в сказке» главная злодейка и один из основных двигателей сюжета. Яркая, красивая и конечно же неоднозначная, вместе со своим коллегой магом мистером Голдом воплощает темную сторону любой сказки. В 2012 году актриса Лана Паррия за эту роль была удостоена премии «Любимый злодей». И не просто так.
Все началось с пучка соломы
Напомню, что герои истории когда-то из своего сказочного мира попали в наш. И оказались запертыми в городке Сторибрук. Для нас они Белоснежка, Прекрасный принц, Красная Шапочка. А в своём мире они жили нормальной жизнью в своих королевствах, которая в сущности немногим отличается от мира людей.
Мать Злой Королевы была дочерью простого мельника. Однажды она была отправлена во дворец отвезти товар. Королевство в тот момент испытывало нужду в деньгах. И потом во двор пригласили принцессу соседнего королевства, в качестве будущей невесты для принца. И вышло так, что эта принцесса прилюдно посмеялась над дочерью мельника. Тогда та заявила, что за ночь напрядет золота из соломы. Конечно же делать она этого не умела, и тут начинается пересказ сюжета сказки Братьев Гримм. Ночью к ней заявляется маг с непроизносимым именем Румпельштильхцен . Он за неё ткет из соломы золотую нить, а заодно берет в ученицы девушку. Так дочка мельника становиться женой принца.
Юность еще не злой королевы
Прошли годы, и выросла у нёе красивая дочь Реджина. Услышав о том, что в их землях едет король, в поисках новой королевы, мать потирает руки и собирается выдать за него дочурку. А та, конечно же, влюблена, по старой традиции не в принца. И явно не собирается замуж за старика, который явно подыскивает скорее няньку для своей дочери Белоснежки, чем любимую женщину.
Ночью она с возлюбленным решает убежать. Но Белоснежка по доброте душевной рассказывает матери Реджины про это, и та попросту убивает юношу. Так Реджина выходит замуж за короля, и становиться мачехой Белоснежки. Король относиться к ней уважительно, но не любит. Всё его внимание отдано дочери. Реджина живет так достаточно долго, чувствуя себя в клетке. И в один прекрасный момент избавляется от своего мужа. Белоснежка, на тот момент девушка, бежит из замка и долгое время скитается. А Реджина становиться Злой Королевой. Интересно, что свою магию она получает так же, как и её мать. Так Румпельштильхцен становиться учителем двух весьма опасных ведьм.
Мадам мэр
После её заклятья многие жители «сказочной» страны попадают в Сторибрук. Города никогда не существовало, он появляется по воле Злой Королевы. И если всем обитателям начисто стерло память, то сама колдунья помнит все. И здесь она становиться мэром. Стильная деловая женщина, она строго следит за делами города. Кстати, её гардеробу в обоих мирах позавидуют многие девушки.
Но и здесь она по-прежнему одинока. Тогда она поступает так, как делают многие её коллеги по цеху. А именно берет приемного ребенка.
Колдуны и маги в сказках часто живут бездетными. Немного найдется людей, которые станут сознательно их женами или мужьями. Да и мало кто из колдунов может иметь детей. Поэтому они за особо ценную услугу просят первенца у обычных людей. Так они могут вырастить себе ученика и наследница. Реджина берет на воспитания мальчика Генри, не зная о том, что это внук Белоснежки. И способен разрушить её заклинание. Ведь он один, кроме неё, может покидать Сторибрук.
Персонаж Злой Королевы не стоит на месте. Она постепенно старается понимать людей вокруг себя, и даже желает стать полезной. Её надоело одиночество, её хочется быть просто в кругу друзей. Более того, со временем она узнает, кто же действительно был её суженый. Но в конце третьего сезона Эмма, дочь Белоснежки, из-за своей глуопй доброты портит жизнь подобревшей Реджине. Уже вышел 6й сезон. Реджина становиться добрее, хотя не становиться при этом скучной. Её суженый, Робин Гуд, все же остается с ней.
Жил когда-то богатый и сильный король и росла у него одна-единственная дочка Кветуша. Стала она в тот возраст входить, когда пора о замужестве думать. Собой была Кветуша так хороша, что со всего света собирались королевские сыновья ее сватать. Некоторые ей по сердцу пришлись, можно бы и свадьбу играть, да мать-королева ни в какую. Одну, мол, разъединственную дочку она так просто не отдаст и только тот ее мужем станет, кто три ночи сумеет Кветушу усторожить, а иначе – ему голову с плеч долой.
Принцы шли да шли ее руки просить, дескать, эко дело, три ночи не поспать! Но только никто за Кветушей так углядеть и не смог. И все они головы лишились.
У соседнего короля было три сына. Все три не прочь Кветушу в жены взять, да только кому первому идти? День и ночь спорили братья, так и не решили.
– Первым пойдет самый старший свататься, как положено! – не выдержал, наконец, отец-король, на том спор и закончился.
Пошел сватать Кветушу старший королевский сын. В замке его встречают приветливо. Королева говорит, что не прочь за него дочку отдать, только бы он Кветушу три ночи стерег и устерег, чтобы никуда не пропала.
Обрадовался принц, зовет Кветушу погулять. Гуляют они по королевскому саду, прекрасными цветами любуются. Кветуша несколько цветков сорвала и дала королевичу. Он так обрадовался, что и сам заалел, как маков цвет! Потом они пошли к пруду, Кветуша кормила рыбок хлебными крошками, а рыбы головы из воды высовывали и рты разевали.
Вдруг откуда ни возьмись – подходит к принцу старик-нищий – милостыню просит. Принц рассердился, накинулся на него:
– Ты что не вовремя суешься, дорогу переходишь? Убирайся прочь! Посмотрел нищий на принца с укоризной и ушел.
Принц с принцессою обедать пошли, а навстречу еще один путник бредет, у принца милостыню просит. И этого прогнал принц безо всякого сострадания.
Обедали в королевском дворце весело, пили-ели сладко. После обеда принц на коня вскочил и поехал кататься. По дороге ему третий бедный путник встречается, просит сжалиться над его нищетой. Но принц и слушать не хочет, в гневе на беднягу кричит:
– Ты мне не брат, не сват, с какой стати я тебе помогать стану? Не видишь, что ли, я – принц. Пошел прочь с моих глаз!
Пришпорил коня и помчался через горы, через долы, только пыль столбом. А бедный нищий долго еще грустно смотрел ему вслед.
Поздно вечером вернулся принц в город. Вошел в покои, где спала Кветуша, и утомленный долгой скачкой тоже крепко уснул. Пробило полночь, проснулся принц, видит, а принцессы-то нету! Искал, искал, да так и не нашел. Он в двери, а двери крепко-накрепко заперты.
– Уж не через замочную ли скважину она улетела? – подумал принц и давай опять по всем углам шарить. Да только нету нигде принцессы Кветуши.
На рассвете явилась королева-мать, спросила, где принцесса? Молчит принц, ничего не отвечает. Королева злобно усмехнулась и ушла. А тут и Кветуша явилась. Стал принц у нее выведывать, где она ночью была, а она отвечает, что сама ума не приложит, куда каждую ночь девается.
На следующую ночь решил принц глаз не смыкать. Но только прилег, как тут же уснул, а принцесса опять исчезла. Утром явилась королева, спрашивает, где Кветуша? Принц так и обмер, стал отговариваться:
– Видно, – говорит, – дело тут не чисто! Ведь через запертые двери ей самой не уйти!
Усмехнулась королева, но так злобно, что у принца волосы на голове дыбом встали. Целый день ходит он сам не свой, знает, чем это ему грозит. Подошел вечер, взял принц Кветушу за руку, крепко держит, решил ночью не ложиться. Перемогался-перемогался, но в конце концов не выдержал и уснул.
Утром проснулся, а принцессы нету. Хочет он из замка бежать, а двери на все запоры заперты. Стал ломиться, да обессилел и рухнул на пол. Вдруг двери сами по себе распахнулись и в покои вступила королева. Она и спрашивать не стала, где Кветуша, лишь страшно захохотала. В отчаяньи рухнул принц перед ней на колени, просит пощадить, но королева его оттолкнула и заперла за собой двери.
А тут и палачи подоспели, связали принца, вывели во двор и голову с плеч снесли.
Печальная весть дошла до короля-отца. Заплакал король, не велит среднему сыну к принцессе Кветуше идти. Но после долгих его просьб король согласился и средний сын как ветер помчался на своем коне в Кветушин замок.
Но и среднему не повезло. Не смог он Кветушу устеречь. И с ним кончилось дело, как со старшим братом.
Дошла об этом весть до отца, загоревал он и строго-настрого заказал младшему сыну ехать Кветушу сватать. Да только отец свое, а сын – свое.
Как-то раз пошел младший сын с отцом по саду гулять.
Видит принц, отец повеселел немного и начал он просить у него разрешенья за Кветушей ехать. Долго просил, наконец, король согласился. Стал принц в дорогу собираться. Совсем уж было собрался, вдруг кто-то в дверь стучится. Отворил принц, а там нищий стоит, милостыню просит.
Вынул принц из кармана грош, подал бедному человеку. Поблагодарил путник, стал к принцу на службу проситься, стал уговаривать, что он хоть с виду неказист, но работы никакой не боится. А принц ему отвечает:
– Ну, тогда показывай, что делать умеешь.
– Меня, – говорит путник, – люди Длинным зовут, коли я захочу, то могу до самых облаков дотянуться!
И верно: тянулся, тянулся, рос, рос, пока не достал до самого неба, даже головы не видать, в облаках спряталась. А потом вниз опустился, и стал таким, как прежде. После этого объявил, что устал с дороги, и спать улегся.
Принц ушел, а Длинного дома оставил.
Долго ли, коротко ли, проснулся Длинный, видит – нету принца, ушел давно. Он во двор выскочил, до самых облаков вытянулся и вперед помчался. Шаг шагнет – десять верст отмахает. Солнце ему голову печет, ведь он головой до самого солнца достает! Схватил Длинный облачко, голову прикрыл, от солнца заслоняется, еще шаг шагнул и догнал принца. Удивляется принц – откуда он взялся? Зачем пришел? А Длинный говорит: пойду-ка я с тобой, я тебе пригожусь.
Шагают они по дороге, а навстречу им бродяжка плетется, милостыню просит. Принц ему грош дает и дальше идти собирается, а бродяжка и не думает отставать, набивается на службу. Он ведь тоже свое дело знает, не только хлеб есть мастак!
– А что ты умеешь? – спрашивает его принц.
– А вижу я всё за сто верст, – отвечает тот, – вот и зовут меня люди Глазастым.
– Что ж! Это мне подойдет, – обрадовался принц. – Скажи-ка, что сейчас мой дядюшка поделывает в своем государстве, за стеклянным морем?
Тут Длинный подхватил Глазастого, взгромоздил к себе на плечи и вытянулся до самых облаков.
Глазастый говорит Длинному, что ему облака мешают, дунул Длинный на облака да так сильно, что деревья попадали, будто их дракон хвостом посшибал. Расступились облака и Глазастый увидал, что происходит в стране за стеклянным морем.
– Эй, – кричит принц, – что за ветер вы подняли, эдак меня вместе с конем унесет!
– Это я немного облака раздвинул, – отвечает Длинный, – чтобы Глазастому глядеть не мешали.
– Ну, Глазастый, говори, что ты увидал?
– Там, за стеклянным морем господа к войне готовятся, мечи точат, и король ходит со своими двумя сыновьями.
– Твоя правда, – улыбнулся принц, – пойдешь с нами, но только конь у меня на всех один.
– Невелика беда, – сказал Длинный, – садись Глазастый ко мне на плечи! Подхватил Длинный Глазастого, посадил к себе на плечи, а принца вместес конем взял на руки. Оглянуться не успели, как добрались до соседнего государства к принцессе Кветуше.
Старая королева сулит немедля отдать за принца дочь, коли принц убережет ее. А Кветуша в слезы – жаль ей принца! Полюбился принцессе прекрасный принц с первого взгляда. Тот ее утешает, обещает в жены взять. Пошли они гулять по саду, да вокруг озера. Не заметили, как и день прошел.
Вечером сидит принц в своих покоях, вдруг кто-то в дверь стучится.
– Кто там?
Входит бродяжка, милостыню просит. Сунул принц руку в карман, достал дукат и отдал бродяжке.
– Благодарю. Может возьмете меня к себе на службу?
– А что ты делать умеешь? – спрашивает принц.
– Я, – отвечает тот, – очень много ем и пью и зовут меня люди Широким.
– Что ж, и ты мне можешь пригодиться, – согласился принц.
Вечером говорит Глазастый принцу, чтобы спал спокойно. Он сторожить будет.
Уснул наш принц сладким сном, а Глазастый сидит караулит.
Ровно в полночь видит он, что от принцессиной кровати оторвалась золотая розочка, пролетела через комнату и за дверью исчезла.
Разбудил Глазастый Длинного и побежали они во двор. Во дворе Глазастый говорит:
– Ну, братец, ступай на восток да шагай пошире, принцесса от нас в ста верстах.
Длинный долго думать не стал, зашагал так прытко, будто у него пятки салом смазаны. Отмахали они сто верст – видят розовый куст. В середине куста – золотая розочка расцвела. Эта и есть принцесса Кветуша. Глазастый розочку сорвал, уселся Длинному на плечи, оглянуться не успели, а они уже в замке. Принц проснулся, они ему розочку отдают. Только рассвело – является королева, доброго утра принцу желает, спрашивает, хорошо ли почивал и где принцесса Кветуша. Принц поклонился, подает ей розу. Увидала королева – чуть от злости не лопнула, но ничего не сказала, розу схватила и прочь пошла.
А вскоре и Кветуша вернулась. Вечером все спать улеглись и принц сладко уснул.
Только Глазастый не спит, ждет, что дальше будет. В полночь видит – золотая птичка из покоев через замочную скважину выпорхнула. Разбудил Глазастый Длинного и они вместе вышли во двор. Глазастый взгромоздился Длинному на плечи, а тот до облаков вытянулся. Поглядел Глазастый вокруг и говорит Длинному, чтобы спешил, ведь принцесса за двести верст улетела. Пустился Длинный за ней, шаг шагнет – версту за собой оставит.
Не прошло и получаса, а они уже в лесу, а там золотая птичка с дерева на дерево порхает. Немало пришлось потрудиться, чтоб ее поймать. Но вот уже птичка у Глазастого в горсти. Да и самое время, скоро светать начнет. Длинный в обратный путь спешит, и вот они уже у принца в замке.
Подает Глазастый принцу птичку, а в покои уже врывается королева и спрашивает:
– Где моя Кветуша?
Принц ей птичку подал, королева от злости только зубами скрипнула. Превратила Кветушу в принцессу и послала с принцем гулять.
Кветуша стала спрашивать, как это ему устеречь ее удается, но он ничего ей не сказал.
Вечером все спать улеглись, а Глазастый глаз не смыкает. Ровно в полночь раздался вдруг шум, а потом все разом стихло. Выскочили Глазастый с Длинным во двор, Длинный до самых облаков вытянулся, Глазастый вокруг поглядел и говорит:
– Бежим скорее за Широким, его черед помогать: принцесса за триста верст отсюда на озере скрывается.
Поспешил Длинный за Широким, посадил Глазастого на плечи, Широкого под мышку засунул и зашагал к озеру.
Полтора часа прошло пока до озера добирались. Глядят, а по озеру белая лебедь плавает и так нежно поет, что все трое забыли, зачем пришли! Первым очнулся Длинный и кинулся в воду чтобы лебедь поймать, а вода глубока, даже у такого верзилы только макушка наружу торчит.
Что делать? Улегся Широкий на берег и давай воду пить. Пил-пил, пока дно не показалось. Схватил Глазастый лебедь за крыло, крепко держит. А Длинный посадил Глазастого вместе с лебедыо на плечи, Широкого засунул под мышку и зашагали они через горы, через долы прямо в замок.
Отмахали сто верст, тут Длинный вдруг и говорит Широкому:
– Ну, братец, однако, ты тяжеленек!
А тот отвечает:
– Подожди, я воду выплюну, тебе сразу легче станет!
Выплюнул Широкий воду – ох и много же ее было! Все окрестные поля и деревни затопил.
Вернулись они в замок. И самое время! Королева уже в дверях стоит, про Кветушу спрашивает. Подал ей принц белую лебедь. Разозлилась королева, что все ее козни прахом пошли и лопнула от злости.
Белая лебедь тут же обернулась прекрасной принцессой. Кинулась она к принцу на шею, благодарит за освобождение от злых чар.
Кветушин отец на радостях не знает, что делать! Приказывает поскорее гостей созывать на веселую свадьбу.
Принц не согласился, стал просить, чтобы повременили немного, не то его отец с матерью на свадьбу не поспеют. Стал принц Длинному жаловаться, а тот отвечает:
– Не беспокойся, все сделаю.
Не успели во дворце и глазом моргнуть, а король с королевой уже тут, как тут! Кветушин отец принял их по-королевски, да по-родственному. Радости было много и свадьба удалась на славу!
Гуляло на той свадьбе много богатых князей и дворян. Музыка играла без устали целых четырнадцать дней!
После свадьбы отправились принц с Кветушей в сад погулять. Подходят к ним Длинный с Широким и Глазастый, попрощаться хотят. Принц их не отпускает, говорит, коли горе вместе мыкали, зачем же от радости уходить? Но они не остаются, дальше идти собираются. Ведь и другим добрым людям помочь надо.
Пожали они друг другу руки и разошлись в разные стороны.
А принц со своей Кветушей жил-поживал и внукам своим на старости лет рассказывал про трех верных друзей, которые ему и жизнь сохранили и с доброй женой соединили.
Добавить комментарий
Дилогия «Белоснежка и Охотник» великолепна с точки зрения костюмов, декораций, операторской работы и игры . Об остальном и говорить неловко.
Если оценивать эту дилогию подобно школьным сочинениям, то мы бы поставили ей 2/5, где два — за содержание и пять — за безупречную форму. Лучшее, что есть в этом фильме, — это образ злой королевы Равенны, в исполнении Терон. О нем и поговорим.
«Белоснежка и Охотник» демонстрирует очевидную цветовую трансформацию костюмов героини Шарлиз Терон: от обманчивого белого свадебного к финальному змеиному черному. Макабрическая и ведьминская символика ее костюмов также легко считывается: кости, скелеты, птичьи черепа, перья (само имя Равенна указывает на ее связь с вОронами — raven), чешуя. Необычные сложные костюмы, созданные художником по костюмам , отражают и помешанность героини на собственной внешности. Ее гардероб выполнен на уровне haute couture, как с точки зрения дизайна, так и с технической точки зрения.
«Каждый ее костюм создает ощущение, что они не то, чем кажутся. В определенном смысле эти платья, словно орудия пыток для Равенны. Мне нравится эта идея, у меня было ощущение, что Равенна сама мучает себя не меньше, чем людей, которых убивает», — говорит Терон. Заметим, кстати, что Королева-Терон «крадет шоу» у Белоснежки-Кристен Стюарт, а не наоборот – как положено в сказке. Игру Шарлиз в обеих частях дилогии отличает глубина и неоднозначность.
Бело-золотое свадебное платье Равенны, стилизованное под позднее Возрождение, выглядит вполне невинно, если бы не предательские рукава с костяными «буфами», которые выглядят не только как скелеты, но и как клетка для героини, что, кстати, любопытно соотносится со словами Терон о «пыточных» костюмах своей героини. В одном из интервью Шарлиз Терон говорит, что это было ужасно неудобное, сдавливающее тело платье, в котором ей было очень тяжело идти, а рукава, по ее мнению, задуманы так, словно они сделаны из костей невинно убиенных младенцев.
«Вдохновением для платья стала архитектура. Костяные буфы на рукавах сделаны из пергамента, по нашей задумке, они намекают на злую природу героини. Все тонкие вышитые детали на самом деле вставки из кожи. Я очень хотела, чтобы это не было пышное воздушное свадебное платье. Я хотела, чтобы оно было заостренным, и поэтому решила сделать складки», — объясняет Этвуд. Она рассказывает, что Терон пришла в костюмерную и продефилировала перед девочками, которые помогали сшить этот наряд: «Это особенный момент, когда людей, отвечающих за костюмы, которых сроду никто не замечает, почтили уважением актеры, для которых они работают. Это был очень щедрый жест внимания со стороны Шарлиз и это был чудесный момент для всех нас».
В первую и последнюю брачную ночь Равенна надевает белое струящееся платье, корсаж которого украшен плотной золотой вышивкой, словно броней на груди. Удлиненные рукава, распущенные золотые волосы – злая королева выглядит так, словно сошла с картин прерафаэлитов, посвященных английскому средневековью.
Просторный «халат» цвета слоновой кости, который Равенна эффектно скидывает перед купанием в «молоке», украшен растительным узором, да еще каким – терновым кустарником. Впервые мы видим и ее тяжелую готическую корону (она, и правда, тяжелая, как жаловалась актриса), остальные будут ее модификациями (во второй части дилогии серебряные короны сменят золотые).
И вот, наконец, Равенна предстает перед нами как правящая королева в зеркально-серебристом платье с накидкой. Коллин Этвуд называет это платье «Средние века встречаются с 1930-ми»:
«Я очень давно хотела сделать подобное платье. Эта идея появилась у меня много лет назад, но подходящего фильма не было. Я гуляла по Лондону и зашла в магазин тканей и увидела этот материал и подумала: «О Боже, наконец, я смогу его сделать». Я точно знала, что хочу с ним сделать. Я пришла в мастерскую и сказала: «Мы наконец его сделаем». Мой закройщик уже был в курсе идеи этого платья, оно очень простое — один кусок ткани просто обернутый вокруг тела – но оно очень круто смотрится за счет своей длины и высокого роста Шарлиз, что было просто замечательно».
Силуэт этого платья – вариация на тему раннесредневекового платья-блио с поясом-гердль, удлиненными рукавами и мантией. Более современным его делает квадратный вырез декольте, декорированный серебряной вышивкой, и украшения: серьги и ожерелья. Красиво оттеняют серебро костюма аметистовые бусы, сочетающиеся с фиолетовыми кристаллами в короне и сиреневыми тенями на глазах Равенны. Если бы не готическая корона с острыми треугольными наконечниками (сравните с ее более европейской свадебной короной, где кончики закруглены и сделаны в форме трилистника и лилии), королева вовсе не выглядела бы такой уж пугающей.
Совсем другая история со следующим ее костюмом, когда Равенна узнает, что Белоснежка сбежала. Лоб под короной украшает бандо в виде костей, декольте декорировано маленькими птичьими «черепами», а серебряные вставки на корсаже похожи на переплетённых змей. Цепочки, которые окаймляют лицо, — «переосмысление» закрытых средневковых головных уборов 13-15 вв, которые полностью закрывали еще и шею (ткань, которой прикрывали шею называлась wimple по-английски или Rise по-немецки), на эскизе костюма именно тканевая»вуаль» на шее. Само платье, кстати, стилизовано под барокко, как и свадебное: широко декольтированный корсаж отделен от юбки, которая состоит из двух частей: верхней полу-прозрачной черной и нижней атласно-серой. Сложные рукава состоят из буфов, удлиненных ложных рукавов из черной прозрачной ткани и узких рукавов из серого кружева, скрепленных пуговицами. Это блестящая, тонкая стилизация, причудливое соединение готики и барокко.
Скетч костюма
Черная накидка из перьев была первой вещью, который должна была придумать Этвуд, поскольку специалистам по визуальным эффектам надо было «отрисовать» трансформацию плаща в стаю злобных воронов. Для накидки использовались петушиные перья, которые крепились в разных направлениях, чтобы эффектно отражать свет. Над ее изготовлением работал лондонский шляпник, и стоила она порядка 32 000 долларов. Причем для фильма было сделано две накидки, одна из которых была эффектно уничтожена черной масляно-нефтяной субстанцией. Золотое платье, надетое под накидкой, было сшито в трех экземплярах. Вышивка на нем должна была создавать эффект стареющей кожи, усугубляя морщины на лице Равенны.
Фото костюмов Collider.com, Скетч костюма
Финальный костюм-кольчуга Равенны из кожаных «чешуек» и скрученных кожаных «иголок» был изготовлен в трех экземплярах. Колин Этвуд называет его платье-дикобраз или змеиное платье. Костюм состоит из двух частей, при съемке крупных планов тяжелую юбку снимали. Увеличенные маскулинные плечи, которые придавали героине грозный вид, также были съемные и эластичные для удобства актрисы в сцене боя.
Фото костюмов Collider.com
Еще одно платье Равенны — настоящая загадка. Это серо-голубое платье из шелковой тафты и шифона, украшенное переливающимися сине-голубыми надкрыльями таиландских жуков Sternocera-златка (надкрылья были весьма популярны в как европейской моде 19 века, так и в тайской и индийской, ими расшивали платья и аксессуары). В настоящее время жуков, которые живут всего 3-4 недели, собирают на продажу надкрыльев уже после смерти. Коллин Этвуд рассказывает, что Равенну в этом платье показывают пару секунд. Честно признаемся, мы посмотрели обычную и расширенную версию несколько раз довольно внимательно, но этого кадра обнаружить не смогли. Возможно, этот эпизод вырезали перед прокатом, о чем, конечно, можно только сожалеть.
Скетч и фотографии голубого костюма, фото Stefanie Keenan.
А теперь перейдем ко второй части дилогии (в оригинале The Huntsman: Winter’s War), которая сочетает в себе приквел и сиквел к «Белоснежке и Охотнику». Равенны там совсем немного, но эти минуты на вес золота, потому что картину не спасает ни талант Эмили Блант и Джессики Честейн, ни мужественность Криса Хемсворта. Если в первой части костюмы Равенны фантазийные, но отчасти стилизованы под исторические, то в «Охотнике» они имеют более современный, имеем в виду весь XX век, силуэт.
Мерцающий сине-золотой костюм выглядит, словно звездное ночное небо, теоретически он должен быть траурным, но на деле он — триумфальный. Равенна идет по головам королей к власти и отмщению. Облегающее платье выглядит вполне современно, и, кстати, произвело бы фурор на красной ковровой дорожке. Необычный крой его рукавов напоминает культовое архитектурное платье-бабочка 1967 года, а своеобразный головной убор – костюм, который придумал Адриан для Хеди Ламар в фильме «Девушки Зигфилда» (1941). Высокий головной убор позволяет Равенне возвышаться над окружающими. Костюм выглядит очень эклектично, сочетая в себе приметы западного и восточного костюмов, а тонкие цепочки, которые пересекают лицо королевы, вызывают ассоциации с индийскими национальными традициями. «Я хотела, чтобы костюм был драматичным, а она – холодной и пугающей», — говорит Этвуд.
1. 2.
1. Кадр из фильма 2. Balenciaga, осень 1967, платье №128 3. Хеди Ламар в костюмах Адриана в фильме «Девушки Зигфилда».
Золотой, украшенный вышивкой и острыми зубчиками по краю декольте, костюм, в который одета Равенна в эпизоде гибели ребенка Фрейи, практически не видно, но в целом в фильме в ее гардеробе доминирует теплый золотой, в то время как в первом фильме ее металлом после воцарения в царстве Белоснежки стал серебряный и железный. Тому есть простые причины. Во-первых, сестры должны быть противопоставлены между собой, а так как Фрейя – ледяная королева, то ее цвет априори серебряный. Во-вторых, Равенна во второй части стала «обитетельницей» золотого зеркала. Впрочем, в обеих частях дилогии вторым главным цветом Равенны выступает черный вороного крыла, цвет ее злого начала.
Золотое платье, в котором Равенна «вытекает» из магического зеркала, – настоящее произведение искусства. Эффект жидкого золота создают полоски кожи, собранные как вертикальные жалюзи, соединенные золотыми цепочками. Из таких же полосок сделаны черно-золотые ложные рукава. Еще больше вытягивает силуэт вертикальная вставка на платье из золотых шнуров. Сам наряд получился очень тяжелым и неудобным, хорошо, что Терон не пришлось носить его долго.
Плащ из перьев с огромным воротником повторяет наряд Равенны из первой картины, но сделан в золоте. На накидку ушло около 5000 петушиных перьев. «Перья обрезались и крепились к шелковой основе, так что на деле плащ очень легкий и красиво развевается, — говорит Этвуд. — Шарлиз потрясающе выглядит в костюмах. Она превращает костюм в нечто невероятное, большее чем то, что ты задумала как дизайнер. Она облагораживает каждый костюм».
Платье Равенны под золотой накидкой – современного силуэта: глубокое V-образное декольте, легкое плиссированное нижнее платье (вспомните ее «ночнужку» в первой части, очень похожий материал), поверх которого надета черная сетка из шнуров, по краю декольте украшенная острыми листочками-клыками, кольчужные рукава привязаны к платью, как часто делали в эпоху Возрождения.