Животные живущие в водоеме. Животные пресных вод
Страница 1 из 4
Животные пресноводных водоемов
Пресноводные водоемы можно найти по всему миру в самых разнообразных климатических зонах. Эти водоемы бывают стоячими (озера, пруды, заводи и болота) и проточными (реки и ручьи). Начиная от самых маленьких илистых лужиц до самых больших озер, от самых крошечных ручейков до самых больших рек.
Все это пресные воды, которые представляют собой очень подвижную систему, чувствительно реагирующую на загрязнение и постоянно подверженную различным изменениям: озера могут зарастать и превращаться в болота, реки могут изменять свое русло. Однако именно здесь находят приют множество видов растений и животных, которые приспособились к жизни в пресной воде или около нее.
Землеройка
В водоемах северной Европы и Азии живет водяная землеройка. На лапках у нее длинные, обрамленные щетинками пальцы, а мех такой густой, что вода скатывается с него, когда землеройка выбирается на сушу. Эта превосходная пловчиха ведет ночной образ жизни. Питается она мелкими водными животными, но иногда отважно нападает и на добычу гораздо крупнее себя.
Китайский аллигатор
Один из двух видов аллигаторов, китайский аллигатор, обитает в реке Янцзы. Он известен меньше второго вида - миссисипского аллигатора, который живет на юго-востоке США в заболоченных местах и спокойных реках, питаясь рыбой, мелкими млекопитающими и птицами. У обоих видов аллигаторов очень сильный хвост, который они активно используют в качестве защиты и в качестве руля во время плавания. Аллигаторы роют себе логовище, где отдыхают и зимой впадают в спячку.
Щука
Вес щуки может достигать 16 кг. Эта хищница поджидает свою добычу, неподвижно застыв в зарослях растений вблизи берега реки или озера. Как только неосторожная рыбка или насекомое доверчиво приблизится к ней, она молниеносно бросается и хватает добычу. В экосистемах небольших водоемов щука играет немаловажную роль, заботясь о том, чтобы численность отдельных видов рыб не слишком быстро увеличивалась.
Большую часть жизни паук-серебрянка, единственный из всех пауков, проводит под водой, даже не выныривая, чтобы вдохнуть воздух. Он плетет шелковистую сеть, закрепляет ее на растениях, растущих на дне мелководных озер или прудов, и наполняет пузырьками воздуха, который доставляет с поверхности воды на покрывающих его тело волосках. Когда колокол из паутины бывает готов, паук поселяется в нем и отсюда охотится за проплывающими мимо насекомыми.
Яканы
Яканы - тропические водные птицы, живущие на болотах, рисовых полях и в заводях. У них очень длинные пальцы и коготки, что позволяет им легко передвигаться по водным растениям - например по листьям кувшинок. Грациозно переступая с листа на лист, они поедают насекомых, моллюсков, мелкую рыбешку и семена водных растений.
Вьет гнезда на островках пресноводных озер.
Живая кровь земли - вода , выпадающая в виде дождя и поглощаемая корнями растений; без воды невозможна никакая жизнь. Но дождевая вода частично дренируется, просачивается сквозь грунт и образует болота, ручьи, горные потоки, вливается в реки, пруды, озёра - водоемы, которые представляют собой отдельные экосистемы.
Река мощная артерия, питаемая сетью меньших артерий, текущих по области стока от водораздела; река несёт свои воды в море, там вода испаряется, собирается в тучи и выпадает дождем. Циркуляция начинается сначала. Высоко на окутанных облаками вершинах, на отрогах и скалах осаждаются капли и сбегают тонкими струйками в ручейки и ручьи; горные потоки мчатся вниз и впадают в реку.
Реке, переполненной водами притоков, становится тесно в своем русле, она размывает берега и углубляет ложе. От того, как это делается, зависит глубина и ширина реки. Река может выйти из берегов, тогда случаются наводнения, после которых на почве остается ил. Если река в нижнем течении несёт очень много ила, он отлагается в устье, образуя дельту. Такие дельты имеют Нил, Рона, Миссисипи. Там, где ледник оставил впадину или просто осела земля, например в долине Рифт в Африке, река в половодье образует старицы, озёра.
Болота те же озёра, но, как правило, мелкие и потому сплошь покрытые растениями. Прибрежные болота имеют солёную воду, так как их заливает морем. Если начинают наступать тростники, болото превращается в трясину. Тростники растут, гибнут, гниют, образуя подстилку, которая захватывает всякие растительные остатки.
Пруд - небольшой пресноводный водоём, мелкий, непроточный; по всему его дну растут укоренившиеся растения. Вода совсем неподвижна, и температурный перепад между поверхностью и дном может быть очень велик. Пруды удивительно разнообразны, но, раз увидев их, ни с болотом, ни с лужей уже не спутаешь.
Перед животными, обитающими в воде, стоят две проблемы: как обеспечить себя кислородом и как удержаться на месте.
Кто как дышит.
Содержание кислорода в воде разных водоёмов разное. Текучие, бурливые воды реки захватывают кислород из воздуха, реки богаты кислородом. Пруды со стоячей водой не могут насыщаться кислородом воздуха: содержание кислорода в них зависит в значительной степени от растений. Растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза, который прерывается с заходом солнца. Поэтому ночью кислород в озеро или пруд не поступает. Вода в тёмных, заросших прудах почти не содержит кислорода. А вот чистая холодная вода реки очень богата кислородом. Рыба дышит кислородом воды, проходящей через жабры.
. В конце осени она впадает в спячку. Весной просыпается и спешит к пруду, в котором мечет икру.
Лягушки дышат ртом и через кожу на суше и только через кожу в воде; у головастиков имеются жабры. Водные пресмыкающиеся, включая крокодилов, чтобы дышать, должны время от времени подниматься из глубины на поверхность. То же делают выдры, ондатры, норки, бобры, тюлени, водяные полевки и куторы.
Водяные жуки проводят почти всю жизнь в воде прудов. Они могут летать и часто летают, но покидают воду они не для того, чтобы дышать. Повиснув под водой головой вниз, водяной жук высовывает из воды конец брюшка и, приподнявши надкрылья, набирает воздух в трахеи. Этим воздухом жук может некоторое время дышать под водой. Его личинка для дыхания тоже должна подняться к поверхности воды.
Некоторые пресноводные улитки имеют жабры и могут дышать под водой. Другие дышат лёгкими, которые они наполняют воздухом, вынырнув на поверхность. Первые живут преимущественно в чистой проточной воде, богатой кислородом, вторые главным образом в прудах, где кислорода меньше. Когда прудовики обитают в воде, богатой кислородом, то они могут оставаться под водой гораздо дольше, дыша через ткани. Прудовик , наполнив легкие воздухом, становится невесомым, как поплавок, и без труда всплывает на поверхность. Но он может также легко уйти в глубину, выдохнув воздух и спрятавшись в раковину.
|
выработали различные приспособления для дыхания под водой.
Личинка жучка-радужницы получает воздух из корней растений. Водяной скорпион дышит при помощи длинной дыхательной трубочки.
Личинки поденки имеют трахейные жабры, состоящие из ряда пластинок. У жука-плавунца последний сегмент брюшка покрыт волосками,
в которых задерживается попавший под надкрылья воздух.
Личинка комара имеет на заднем конце тела дыхательные трубочки, которые она постоянно выставляет из воды; поэтому комаров можно уничтожать, разбрызгивая на поверхности водоема керосин. Личинка мухи ильницы-пчеловидки, так называемая крыска, живёт в чёрной, гниющей грязи мелких водоемов; она роется на дне в иле, выставив из воды свой длинный хвост, через который дышит. Этот хвост (вернее, дыхательная трубка) устроен как перископ: он может укорачиваться и удлиняться в зависимости от глубины лужи, в которой крыска живет. Другие добывают кислород, содержащийся в стеблях растений. Третьи покрыты несмачивающимися волосками, которыми они улавливают кислород в придачу к кислороду, получаемому из воды. Большинство простейших организмов дышат через оболочку. |
Водяной паук-серебрянка (фото с сайта: kuraev.ru).
(паук-серебрянка), поднявшись на поверхность, набирает в свои волоски пузырьки воздуха, опускается под воду и остается там какое-то время; если ему нужно побыть под водой подольше, иной раз несколько месяцев кряду, водяной паук сооружает себе воздушный колокол. Он ткет небольшую паутинку и прилепляет ее к водоросли. Затем поднимается на поверхность, забирает брюшком с волосками пузырь воздуха и, опустившись в воду, помещает его под паутинкой. Воздух стремится вверх, выпячивает паутинку, и образуется колокол. Внутри колокола паучиха может жить, не заботясь о кислороде. В этом подводном уединении она дает жизнь потомству. Для зимней спячки паук делает ближе к зиме на большей глубине еще один колокол.
Как удержаться на месте.
Как удержаться на месте - эта задача стоит перед всеми водными животными и растениями, особенно перед обитателями быстро текущих вод. В непроточной воде прудов и озёр водоросли стоят неподвижно, а животные, если нужно, без труда удерживаются на месте. То же и в тихих водах стариц, за исключением поры половодья, когда покой их обитателей нарушают паводковые воды. Там, где вода подвержена волнению, например в прибрежной полосе большого озера, или сбегает по горному склону из одного пруда в другой, растения и животные нуждаются в особых приспособлениях, чтобы противостоять движению воды.
Личинки ручейников
строят себе защитные чехлики из частиц растений, песчинок, мелких камешков.
Личинка странствует со своим переносным домиком, из которого торчит только передняя часть хозяина.
В быстро текущих водах растениям вообще трудно расти, особенно там, где дно устилает галька или гравий и невозможно хорошо укорениться. Водоросли в таких водах карликовые, цепляются за скалы и камни и, подобно кустарникам и деревьям тех мест, где дуют сильные ветры, вырастают искривленными коротышками. Мелкие животные приспосабливаются по разному. У личинки подёнки тело приплюснутое, на лапках с внутренней стороны коготки, чтобы ползать по камням в быстро текущей воде. Личинки ручейников , которые живут в стремительных ручьях и реках, удерживаются на месте с помощью паутинной сети, горловина которой открывается навстречу течению. Эта сеть служит личинке не только своеобразным якорем, но и орудием сбора пищи. Личинки других речных ручейников, так же как прудовые ручейники, строят себе переносные трубочки. Но прудовые делают трубочку из легкого растительного материала и с ней странствуют, а речные из песчинок и мелких камешков, иногда прикрепляя ее к камню. Самый простой способ удержаться на месте - спрятаться под камнями; прячутся под камни пресноводные креветки, личинки комаров-долгоножек и некоторые рыбы. Если водоём пересыхает, многие его обитатели гибнут, но кое-кто все-таки выживает. Водяная блоха кладет яйца, которые способны выдержать засуху, жару и холод - великое благо для насекомого, которое не может обойтись без воды на других стадиях жизненного цикла. Многие виды не боящихся засухи комаров кладут яйца во влажных канавах. Эти яйца начинают развиваться только после дождя, когда канава наполнится водой. |
Жаброногие рачки, обитающие на Ближнем Востоке, выводят потомство только во временных водоёмах. Они сами способны пережить засуху, а их яйца лопаются, когда высохшая лужа снова наполнится водой. Это дает рачку преимущество перед животными, которые могут обитать только в постоянных водоёмах. Двоякодышащие рыбы Австралии, Африки и Южной Америки в засушливый сезон зарываются в грязь и впадают в летнюю спячку, все жизненные процессы у них замирают.
Минеральные вещества и продукция.
Пресные воды (реки, озера, ручьи, болота и пруды) занимают очень небольшую часть земной поверхности, но они имеют чрезвычайно важное значение. Продуктивность лучших прудов и озер выше продуктивности лугов и даже возделанных земель. Минеральные вещества так же насущно необходимы водным живым существам, как и наземным. Одни минеральные вещества растворены в воде, другие находятся в виде взвеси; растения, как свободно плавающие на поверхности, так и прикрепленные корнями ко дну, питаются этими минеральными веществами; растения идут в пищу животным, которыми в свою очередь питаются другие животные. Таким образом, вся жизнь водоёма зависит от геологического строения тех мест, откуда в него собирается вода. Голые скалы означают, что приток питательных минеральных веществ в водоем мал; если с суши поступает много минеральной пищи, жизнь в озере или реке богата.
Некоторые водные цепи питания коротки, другие сложны и сплетаются в настоящую паутину. Но какова бы ни была цепь, простая или сложная, заключенные в ней минеральные вещества освобождаются, только когда животное или растение гибнет. Движение минеральных веществ по звеньям цепи питания зависит во многом от глубины, на которой обитают участники цепи, и от климатических условий. Минеральные вещества, которые оседают на дно, могут быть потеряны для экосистемы, потому что растения, усваивающие их, не растут на большой глубине.
В неглубоких озёрах ветер постоянно волнует воду от поверхности до самого дна, так что минеральные вещества в них все время перемещаются. Этому способствует поведение самой воды. Осенью в северных районах вода в озёрах у поверхности холоднее, чем на дне; слои разной температуры создают температурный градиент. Холодная вода верхнего слоя опускается на дно, а на её место поднимается теплая. Эта вода, в свою очередь охлаждаясь, опускается на дно, и так далее; постоянная циркуляция воды поддерживает циркуляцию питательных веществ.
Цепь питания - это порядок питания в экосистеме. Водоросли идут в корм головастикам, головастиками промышляют личинки стрекозы, личинками стрекозы питается горная трясогузка, которую ловит сокол-пустельга. В пресной воде первая линия едоков кормится планктоном, водорослями и корнями растений. Крошечные плавучие растения, называемые «фитопланктон», поедаются почти такими же крошечными животными, называемыми «зоопланктон». Водоросли, покрывающие зелёной бахромой камни, и укоренившиеся растения идут в пищу улиткам, головастикам, личинкам подёнок и других насекомых. Хищники в свою очередь пожирают всех этих улиток и личинок, не брезгуя подчас и друг другом. Головастики, подрастая, поедают друг друга. Прожорливые хищники, такие, как личинки водяных жуков и стрекоз, съедают всё, что могут схватить. Этими хищными насекомыми живёт мелкая рыбешка, которая сама идет в пищу крупным рыбам. На них охотятся выдры, норки, цапли. Водные животные , такие, как личинки стрекозы, становятся со временем воздушными хищниками и охотятся за мухами и другими насекомыми; а ими в свою очередь кормятся насекомоядные птицы - ласточки и трясогузки. Головастики, превратившись в лягушек, выходят на сушу; ими питаются наземные животные (выдры, лисицы, ежи) и птицы (цапли, вороны, сарычи). Обитатели вод, например жук-вертячка, которые живут на поверхности воды, получают пищу с берега: они питаются мелкими животными, которые сами падают в воду или же их приносит ветром. Любое растение, любое животное, не съеденное кем-либо, погибнув, опускается на дно, где его разлагают полчища бактерий и грибков или пожирают стервятники. На дне обитает много живых организмов, питающихся разложившимися остатками; есть там и хищники, которые употребляют в пищу своих соседей. Многие цепи питания заканчивает щука, потому что она ест самых разнообразных рыб, лягушек, тритонов, водяных полёвок, птенцов водяных птиц и даже маленьких утят. |
Эмигранты и строители.
Лосось
поднимается вверх по реке к нерестилищу, перепрыгивая через каменистые уступы русла.
Европейский лосось в течение жизни два или три раза возвращается в родную реку для икрометания. Тихоокеанский лосось гибнет после первого же нереста.
Все лососевые рыбы становятся взрослыми в море.
Угри и лососи выделяются среди других рыб; это так называемые проходные рыбы. Они постоянно странствуют из пресных вод в солёные и обратно. Угри родятся в океане, растут в пресных водах, где ведут хищный образ жизни, и в конце концов возвращаются в океан, где мечут икру. Лосось, наоборот, родится в реке, здесь вырастает, ведя хищный образ жизни, и уходит в море, где становится взрослой особью; для нереста лосось возвращается в родную реку. |
Бобры, живущие вблизи воды, известны своими гидротехническими сооружениями, которые могут даже видоизменить ландшафт. Из брёвен, прутьев, глины и камней они строят дамбы, которые поддерживают необходимый для их жилищ уровень воды, но благодаря этим дамбам затопляются окрестности и начинают развиваться болота - среда обитания для множества новых видов животных.
Бобры валят деревья и обгрызают кору. Очистив от деревьев прибрежную полосу, бобры продвигаются дальше, оставляя позади себя пышные луга. Когда бобры покидают свое поселение, дамба разрушается. Уровень воды падает, и ландшафт возвращается к своему первоначальному виду. Спустя некоторое время на луга начинает наступать лес, тогда бобры могут опять вернуться на старое место, и всё повторится вновь.
Справочное дополнение.
Пресная вода. Источники пресной воды.
Всего воды на Земле содержится примерно 1500 млн. км3, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса воды.
Пресная вода подразделяется на две группы: обычную воду и минеральную.
В переделах каждой группы вода сильно отличается по составу в связи с геологическими и географическими особенностями. Эта классификация справедлива для вод естественного происхождения , но, помимо них, существуют искусственные воды, создаваемые человеком целенаправленно или в качестве отходов хозяйственной деятельности. К ним относятся искусственные минеральные воды, опресненная вода (из морской) и дистиллированная вода, а также особые воды, насыщенные тем или иным компонентом, например серебряная вода. Что же касается жидких отходов, то они представлены сливами и сточными водами.
Источники пресной воды:
- Большая часть воды находится не в открытых водоёмах, а в земной коре: 110-190 млн. км3. Эти воды подразделяются на два типа в соответствии с глубиной их залегания – подземные и поверхностные воды.
- Следующий по величине массив пресных вод (20 - 30 млн. км3) сосредоточен в ледниках Антарктиды, Гренландии и островов Северного Ледовитого океана.
- Пресную воду из атмосферы (около 13 тыс. км3) мы получаем в виде осадков - дождя и снега.
- Другой источник воды – живые организмы. В растениях и животных, состоящих на две трети из воды, содержится 6 тыс. км3 воды.
Расход пресной воды? человеком.
Приблизительно 10% пресной воды расходуется на домашние нужды, остальное идет на нужды сельского хозяйства и промышленности. Для получения 400 грамм сахара требуется около 200 л воды, для выращивания одного фунта (400 г) зерна (с учётом осадков) 700 л воды, а для получения одного фунта синтетической резины 1200 л воды.
Озеро Байкал.
Байкал (с бурятского: Байгал далай, Байгал нуур) - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.
Байкал расположен почти в центре Азии, на широте Москвы и Лондона. Площадь водного зеркала озера - 31500 км2, что примерно равно площади такого государства, как Бельгия. Вода Байкала отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Белый диск Секки, применяемый для определения прозрачности воды, виден в Байкале до глубины 40 метров, тогда как прозрачность вод Каспийского моря не превышает 25 метров, озера Севан - 20 метров. Уступают Байкалу по прозрачности вод и прославленные альпийские озёра.
Объем воды в Байкале достигает около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех пяти Великих американских озерах вместе взятых - которые составляют в сумме лишь до 22 725 км3. Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды .
Пищевую пирамиду озёрной экосистемы венчает типично морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа. Байкальская нерпа - единственный представитель млекопитающих в озере. В течение почти всего года она обитает в воде, а осенью образует массовые залежки на каменистых берегах озера.
Озеро Байкал в цифрах:
Вид на озеро Байкал возле Шаман-скалы на острове Ольхон. |
Грунтовые воды.
(по материалам: priroda.su)
В 2008 г. ЮНЕСКО опубликовала карту мира запасов пресных подземных вод. Синие области на карте – территории богатые грунтовыми водами, коричневые – зоны, где ощущается нехватка подземных пресных вод. К странам, с большими запасами грунтовых вод можно отнести Россию, Бразилию, а также ряд экваториальных африканских стран.
Нехватка чистой пресной поверхностной воды заставляет многие страны активнее использовать подземные воды. В Евросоюзе уже 70% всей воды, используемой водопотребителями, берётся из подземных водоносных слоёв.
В засушливых странах вода практически полностью берётся из подземных источников (Марокко – 75%, Тунис – 95%, Саудовская Аравия и Мальта – 100%).
Подземные водоносные слои залегают повсюду, но не везде они возобновимы. Так в Северной Африке и на Аравийском полуострове они заполнились водой около 10000 лет назад, когда климат здесь был более влажным.
В Экваториальной и Южной Африке дела с поземными водами обстоят значительно лучше. Проливные тропические дожди способствуют быстрому восстановлению запасов подземных вод.
Обобщение материала: Пресные водоёмы. Смысловая схема. .
Предмет: Познание мира
Класс: 4
Тема: « Растения и животные водоёмов.»
Учитель начального класса: Паншаева Роза Рахмантуллаевна
Средняя школа № 10 города Тараз
Тема урока : « Растения и животные водоёмов.»
Цель урока : формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.
Задачи урока:
1. выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;
2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока : урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания : информационно-сообщающий.
Оборудование : наглядность, ТСО, тетрадь, дневник наблюдения.
Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.
Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Встань–ка, ровненько, дружок,
Начинается вот-вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
2. Проверка домашнего задания. Пересказ прочитанного.
Какие леса растут на территории Казахстана?
Какие растения растут в них?
Какие животные обитают в лесах?
Чем тугаи отличаются от обычного леса?
Почему лес нужно беречь и охранять?
О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство. Лес - «легкие нашей планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)
Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
3. Постановка задач:
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова паровоз , корень в слове подъём и окончание из слова слоны. Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)
Что такое водоём?
1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. (водоем )
2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.
3. Это хранилище воды.
Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные )
4. Постановка целей урока.
Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах? Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?
Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;
Познакомимся с условиями существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;
Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана.
5.Знакомство с новой темой.
Работа с картой Казахстана.
Назовите озёра и реки Казахстана?
Озёра Казахстана - Балхаш, Арал, Каспий, реки - Иртыш, Сырдарья, Или. . С помощью учителя они узнают об обитающих в этих озерах и реках промысловых рыбах, ценных животных (каспийский тюлень, бобр).
Какой цвет преобладает на планете Земля?
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).
Заполнить таблицу в Дневнике наблюдения стр.57 задание 1
Реки Казахстана | Озёра Казахстана |
Также к водоемам относят и речки, котлованы, болота, каналы, и в каждом из них имеются различные растения и животные.
а) Растительный мир водоёма
В соответствии с местом обитания растения водоемов можно разделить на три группы:
прибрежные растения;
растения, корнями прикрепляющиеся ко дну, листья и цветы которых находятся на поверхности воды;
растения, корни которых свободно разветвляются в воде, листья находятся на поверхности воды.
Дети знакомятся с прибрежными растениями - камышом, рогозом.
Камыш - это высокое гибкое растение. Он вырастает до 3 метров высотой, на макушке его находится метёлка. Камыш используют в изготовлении плетеных изделий, в качестве строительного теплоизоляционнго упаковочного материала. Листья длинные, узкие, на конце стебля находятся колоски.
Рогоз - отличается длинными кожистыми листьями. Цветки собраны в початки. Его часто называют камышом. Из плотно пригнанных друг к другу стеблей издавна делали крыши, а иногда и стены домов. Они и до сих пор считаются очень прочными, служат несколькими поколениям хозяев. Семена камыша и рогоза разносятся ветром.
(лилии, кувшинки)
Белая кувшинка или водяная лилия-имеет цветок невероятной красоты. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод». Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды. Это растение внесено в Красную книгу Республики. У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.
Желтая кубышка - это многолетнее травянистое растение. Корневище горизонтальное, толстое, толщиной 3-7 см, покрыто рубцами от опавших листьев.
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу )
Ряска - крохотное многолетнее растение плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Его корни, не достигая дна, разветвляются в воде.
Водоросли - это наиболее многочисленная группа морских растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они похожи на длинные нити или ленты. Они распространены в водоемах всего мира.
Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных )
б) Животный мир водоема.
Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?
Плавники
Перепонки на лапах
Длинные ноги, клюв
Обтекаемую форму тела
- Догадайся по описанию, о ком идет речь?
По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка )
Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.
Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)
Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка
)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак
)
Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.
6.Физкультминутка.
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!
Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.
Какую пользу приносят лягушки?(уничтожают вредных насекомых)
Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.
Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?
Стрекоза
– очень красивое насекомое с тонким прямыми прозрачными крыльями, Она хищник, питается насекомыми, которых хватает на лету.
У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми
Водоёмы богаты рыбой: карп, лещ, судак, карась, сом, щука, окунь и т.д. Они питаются водорослями, насекомыми, личинками.
Водоплавающие птицы- гуси, утки, лебеди. Они строят свои гнезда в прибрежных зарослях. Цапли, пеликаны, розовые фламинго кормят своих детенышей рыбой. В Красную книгу занесены розовые фламинго.
У берегов водоёма живут млекопитающие ондатры, бобры, выдры.
Почему их называют млекопитающими?
Чтение текста стр.79-82
Закрепление материала
Игра «Кто быстрее?» Правильно составить слова, вы узнаете названия растений и животных водоёмов.
Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям.
- Что бы вы могли поведать?
Чтение стихотворения (хором с доски).
Дерево, трава и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни.
Итог урока
Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
Напишите на листочках, какие открытия вы сделали.
Что больше всего понравилось?
Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Домашнее задание:
стр.79-82 пересказ
Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.
Животное, которое живет в воде в течение определенного времени или всей своей жизни. Многие насекомые, такие как комары, поденки, стрекозы и ручейники, начинают свой жизненный цикл, как водные личинки, прежде чем превратится в крылатых взрослых особей. Водные животные могут дышать воздухом или получать растворенный в воде кислород при помощи специализированных органов, называемых жабрами, или непосредственно через кожу. Природные условия и , которые обитают в них, можно разделить на две основные категории: водные или .
Группы водных животных
Большинство людей думают только о рыбах, когда их спрашивают о водных животных. Однако есть и другие группы животных, обитающих в воде:
- млекопитающие, например, (киты), сирены (дюгони, ламантины) и ластоногие (настоящие тюлени, ушастые тюлени и моржи). Понятие «водное млекопитающее» также применяется к животным с , таким как речная выдра или бобры, ведущих полуводный образ жизни;
- моллюски (например, морские улитки, устрицы);
- (например, кораллы);
- (например, крабы, креветки).
Термин "водный" может применяться к животным, которые живут, как в пресной воде (пресноводные животные), так и в соленой воде (морские животные). Тем не менее, понятие морские организмы чаще всего используется для животных, обитающих в морской воде, то есть в океанах и морях.
Водная фауна (особенно пресноводные животные) часто вызывает особую озабоченность у защитников природы из-за хрупкости их . Они подвергаются воздействию чрезмерного промысла, браконьерства, загрязнения и .
Головастики лягушки
Для большинства характерна водная личиночная стадия, например, головастики у лягушек, но взрослые особи ведут наземный образ жизни вблизи водоемов. Некоторые рыбы, к примеру, арапаима и ходячий сом, также , чтобы дышать воздухом для выживания в бедной на кислород воде.
Знаете, почему герой известного мультфильма "Губка Боб Квадратные Штаны" (или "Спанч Боб Сквэр Пэнтс"), изображен в виде губки? Потому что есть водные животные, которые называются морскими . Однако морские губки не похожи на квадратную кухонную губку, как персонаж из мультфильма, а имеют более округлую форму тела.
Рыбы и Млекопитающие
Косяк рыб возле кораллового рифа
Знаете ли вы, что существует большее количество видов рыб, чем амфибий, птиц, млекопитающих и рептилий вместе взятых? Рыбы являются водными животными, так как вся их жизни проходит в воде. Рыбы хладнокровны, и у них есть жабры, которые получают кислород из воды для дыхания. Кроме того, рыбы относятся к позвоночным животным. Большинство видов рыб могут жить либо в пресной, либо в морской воде, но некоторые рыбы, такие как лосось, обитают в обоих средах.
Дюгонь - водное млекопитающее из отряда сирен
В то время как рыбы живут только в воде, млекопитающих можно встретить на суше и в воде. Все млекопитающие являются позвоночными; имеют легкие; они теплокровные и рожают живых детенышей, вместо откладывания яиц. Однако водные млекопитающие зависят от воды, чтобы выжить. Некоторые млекопитающие, такие как киты и дельфины, живут только в воде. Другие, такие как бобры, ведут полуводный образ жизни. У водных млекопитающих есть легкие, но нет жабр и они не способны дышать под водой. Им необходимо всплывать на поверхность через определенные промежутки времени, чтобы вдохнуть воздух. Если вы когда-либо видели, как выглядит фонтан воды, выходящий из дыхала кита, то знайте - это его выдох, после которого следует вдох, прежде чем животное погрузится обратно под воду.
Моллюски, книдарии, ракообразные
Гигантская тридакна - крупнейший представитель двустворчатых моллюсков
Моллюски - беспозвоночные животные, которые имеют мягкие мускульные тела без ног. По этой причине многие моллюски обладают твердой оболочкой, чтобы защитить свое уязвимое тело от хищников. Морские улитки и устрицы являются примерами моллюсков с раковинами. Кальмары и также относятся к моллюсками, но у них нет раковин.
Рой медуз
Что объединяет медуз, актиний и кораллов? Все они относятся к книдариям - группе водных , которые являются беспозвоночными, имеют специальный рот и стрекательные клетки. Стрекательные клетки вокруг рта используются для ловли пищи. Медузы могут передвигаться, чтобы поймать свою добычу, но морские анемоны и кораллы прикреплены к камням, и ждут, пока еда приблизится к ним.
Красный краб
Ракообразные - водные беспозвоночные животные с твердой хитиновой наружной оболочкой (экзоскелетом). Некоторые примеры включают крабов, лобстеров, креветок и раков. У ракообразных есть две пары усиков (антенн), которые помогают получать информацию об окружающей их среде. Большинство ракообразных питаются плавающими остатками мертвых растений и животных.
Заключение
Водные животные обитают в воде и зависят от нее для выживания. Существуют различные группы водных животных, в том числе рыбы, млекопитающие, моллюски, книдарии и ракообразные. Они живут либо в пресноводных водоемах (ручьи, реки, озера и пруды), либо в соленой воде (моря, океаны и др.), и могут быть как позвоночными, так и беспозвоночными.
Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.
Растения водоемов
Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.
Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).
Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.
Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.
Растения и животные
Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.
Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).
Без кого река жить не может
Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).
Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.
Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.
Моллюски
Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).
Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.
Жизнь рака
Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).
Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.
Стрекоза
У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).
Одноклеточные
Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).
Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.
Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.
Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).
Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).
Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).
Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.
В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).
Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.
В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.
Подведение итогов
Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli
исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html
источник видео: