Занятие в средней группе «Как звери готовятся к зиме. Конспект урока на тему «Как дикие животные готовятся к зиме
КАК ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ (МЕДВЕДЬ, БЕЛКА, ЗАЯЦ, лиса) ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.
Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа рассуждений. Формировать понятия о приспособлении животных к сезонным условиям жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: иллюстрации с изображением зимнего леса, игрушки – заяц, медведь, белка, лиса, Колобок.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: активизировать на занятии Дашу В., Королину Я.
Предшествующая работа: ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБИТАТЕЛЯМИ ЛЕСА, КАК ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.
Ход занятия:
В группу «приходит» Колобок. Он здоровается с детьми, которые уже сидят на стульях. Воспитатель обращается к игрушке: «Колобок, ты в лесу был летом, потому что бабушка испекла тебя летом. А летом в лесу…?»
Восп: Дети, как в лесу летом?
Дети: Летом земля покрыта зеленой травкой, растут цветы, на деревьях листья.
Восп: Правильно. А сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Восп: Дети, давайте расскажем колобку, что происходит в лесу зимой.
А ты,Колобок,слушай нас внимательно.
Дети: Все покрыто снегом, холодно. Звери,как и вся природа, тоже готовы к зиме.
Восп: Расскажите Колобку как проводит зиму медведь?
Дети: Подходят к «берлоге» . Медведь зимой спит, он готовит себе берлогу из сухих листьев и веток. Осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно поспать.
Восп: Колобок, ты запомнил как называется зимний дом медведя? Дети, давайте напомним Колобку.
Дети: Берлога.
(походят к дереву с белкой) Белка сушит грибы, натыкая их на острые ветки, прячет в дупла орехи, собирает шишки. В дупле у белки тепло и сухо. Вход в дупло белка затыкает пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.А когда выспится ловко прыгает по веткам проверяя свои запасы. Свою летнюю рыжую шубку она поменяла на серую, зимнюю.
Восп: Дети, как вы думаете, почему белка меняет свой мех зимой на серый.
(дети высказывают свои предположения, если правильных высказываний нет – отвечает воспитатель и закрепляет правильный ответ с детьми).
Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти незаметна на их фоне.
Восп: Дети, напомним Колобку, как называется дом белки.
Дети: Дупло.
Восп: Дети, давайте расскажем Колобку как мы готовимся к зиме.
Физ.минутка. «Встреча зимы.»
Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму мы встречать(дети шагают на месте).
Что зима нам принесла?(разводят руки в стороны)
Ветер, снег, и холода (хлопают в ладоши)
Ой, мороз, мороз, мороз(слегка пощипывают себя)
Щиплет щеки (за щеки),щиплет нос (за нос)
Щиплет ушки(за уши), щиплет нос (за нос),
Забирается под шубки (прячут руки под мышки).
Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),
Все, как следует, потри:
Щеки, носик, уши,губы (трут все поочередно),
Пар пошел даже от шубы.(разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них).
Восп: Дети, посмотрите, Заяц притаился в сугробе. А как он готовится к зиме?.
Дети: Летом он был серый, а к зиме постепенно побелел.
Восп: Как вы думаете, почему он побелел к зиме?
Дети: На фоне белого снега зайчика незаметно, лисе его трудно найти.
Восп: Правильно, дети. А какой домик у зайца?(если дети затрудняются ответить, воспитатель рассказывает) Заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб. а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Восп: Колобок, ты запоминай. Напомни ему Королина.
Восп: А как лиса готовится к зиме? Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть.Как вы думаете, для чего?(выслушать ответы детей).зимой на лапках лисы густая шерсть,чтобы не холодно было ей ступать по снегу.Ходит лиса по снегу как в валенках.
Вот,Колобок, сколько тебе дети рассказали о зимнем лесе.Ты все запомнил? Дети с помощью воспитателя рассказывают. Что медведь зимой спит в берлоге, у белки дом – дупло. Она готовит запасы и меняет цвет шерстки. У зайца домика нет, заяц меняет шубку на белую и спит на снегу. А у лисы на лапках отрастает густая шерсть – как валенки, чтобы лапки не мерзли.
Колобок: Спасибо вам дети. Сколько нового я узнал о зимнем лесе. Мне пора уходить. До свидания.
Литература: 1) С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 96 с.
2)Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.-144с.
3)Скоролупова О.А. «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России» – М.: О О О «Издательство Скрипторий 2003»,2010.
Оксана Лиходеева
Конспект занятия «Как звери готовятся к зиме?»
Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
Цель: закреплять названия диких животных. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с особенностями диких животных
(волк, медведь, лиса, заяц); как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
2. Активизировать творческое мышление, воображение и фантазию.
3. Формировать умение понимать характер музыки, выразительно петь.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
2. Развивать ладотональный, музыкальный слух, память
3. Развивать коммуникативные навыки ребенка.
4. Развивать мышление, зрительную память, внимание.
Воспитывающие:
1. Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе, дружелюбие, доброту, отзывчивость.
Оздоровительные:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Методы и приемы:
1. Игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра)
2. Словесный (использование художественного слова, беседа, ситуативный разговор)
3. Наглядный (показ слайдов)
4. Практический
Оборудование: проектор, ноутбук
Демонстрационный материал: слайды с картинками диких животных, пазлы для игры
Раздаточный материал:
карточки с изображением диких животных, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Звучит аудиозапись вьюги и метели
Ой, а что это за звуки? Посмотрите, что -то за окном промелькнуло? Пойду, посмотрю? Как вы думаете что это? (ответы детей)
Правильно ребята, это действительно письмо? Кому же оно и кто его прислал? Да это Лесовичок прислал послание деткам старшей группы. Давайте посмотрим, что же в нем? Посмотрим?
Хотел я вас напугать вьюгами, метелью, морозами, да не удалось и за то, что вы оказались такими смелыми я приглашаю вас в свой сказочный лес. Доберетесь до леса по следам, отгадаете загадки и узнаете много нового.
Дети, вы готовы отправиться в сказочный лес?
Но прежде, чем начать путь, давайте повторим правила поведения в лесу.
Дети: В лесу нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники.
Ребята, а попадем мы в сказочный лес по следам, которые нам оставил Старичок-Лесовичок. Да вот же они. Пойдем по ним и окажемся в сказочном лесу.
Заходят в музыкальный зал под песню «Следы» из мультфильма «Маша и медведь»
Вот мы и пришли в сказочный лес!
Послушайте первую загадку (письмо)
Слайд 1 Лес. Поздняя осень.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Как называется эта избушка? (Берлога)
(показываем картинку).
Слайд 2 Медведь в берлоге.
Воспитатель: Правильно ли я сказала, что медведь хозяин лесной
Где живет медведь?
Чем питается?
Как готовятся к зиме?
(Дети описывают медведя, доказывая своими ответами, что слова воспитателя точны).
Дети: Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.
Воспитатель: Это вы все правильно сказали. А чтобы медведь сладко спал и проснулся здоровым обязательно нужно делать массаж. И мы сейчас с вами научимся его делать тоже.
Упражнение «Шел медведь»
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся по дороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Воспитатель:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким предметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке – летом. (Заяц)
(показываем картинку).
Слайд 3 Заяц
Воспитатель: Правильно ли я сказала, что заяц может быть и белым, и серым?
Где живут зайцы?
Чем питаются?
Как готовятся к зиме?
(Дети описывают зайца, доказывая своими ответами, что слова воспитателя точны).
Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
Воспитатель: Давайте поиграем?
Игровой массаж тела «Зайка»
Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал
Прыг – скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!
А в лесу такой мороз!
зайка наш совсем замёрз.
Лапками – хлоп-хлоп!
Ножками – топ-топ!
Носик – трёт-трёт-трёт,
Ушки – мнёт-мнёт-мнёт.
Прыгай выше, зайка,
Зайка - попрыгайка.
Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.
Дети шлёпают ладошками по коленям.
Дети хлопают ладошками по плечам.
Хлопают в ладоши.
Поглаживают крылья носа.
пощипывают ушки.
Лёгкие прыжки.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса).
(показываем картинку).
Слайд 4 Лиса.
Воспитатель:
Где живет лиса?
Чем питается?
Как готовится к зиме?
(Дети составляют рассказ про лису, обосновывая свой ответ).
Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.
Воспитатель: А теперь станем в кружочек и походим как лисички.
«Лиса по лесу ходила».
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.
Лиса по лесу ходила, Дробный шаг по кругу
Звонки песни заводила. На последний слог- разворот лицом в круг
Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки
Себе лапотки сплела. Поочерёдное выставление ног на пятку
Воспитатель: Слушайте следующую загадку!
Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы – лисы или волки? (Волки)
(показываем картинку).
Слайд 5 Волки
Воспитатель: Где живут волки?
Чем питаются?
Как готовятся к зиме?
(Дети составляют рассказ про волка, обосновывая свой ответ).
Волк – хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.
Воспитатель: А вы знаете какие звуки издают волки когда им холодно и голодно? (ответы детей) Слушаем вой волк мр3.
– Молодцы, ребята. Загадки разгаданы.
Дети поют песню «Осенью в лесу»
Воспитатель – Вот ещё одно задание от Лесовичка для каждого из вас. На этих рисунках перепутались силуэты диких животных. Ваша задача обвести красным цветом только диких животных меняющих цвет шубки зимой. А синим цветом обвести тех животных которые зимой впадают в спячку.
Упражнение «Составь картинку из частей» Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.
Рефлексия деятельности детьми:
– Где мы с вами сегодня побывали?
Что нового вы узнали?
– О ком сегодня шла речь?
– Как звери зимуют?
Понравилось вам наше путешествие?
Чем понравилось?
–Настала пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Только как мы вернемся обратно в детский сад? Правильно!Найдем дорогу обратно по следам. А за то, вы так хорошо ответили на все вопросы, Старичок-Лесовичок шлет вам гостинцы в корзиночке которая спрятана в группе.
– Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.
Прощаются. Уходят спокойно под музыку.
Тема: Как звери к зиме готовятся.
Цель:
Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.
Задачи:
Образовательная:
Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.
Развивающая:
Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.
Воспитательная:
Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);
Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;
Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания
Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».
Тематические физ.минутки.
Интеграция образовательных областей:
Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).
Материалы к занятию:
Картина «Времена года»;
Картинки с изображением диких животных;
Карточки-модели;
Дидактическая игра «Когда это бывает»;
Музыкальное сопровождение;
На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);
Клей.
Ход занятия.
Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Красное - лето пришло - все цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Желтая осень раскрасит наш сад
Красивые листья по ветру летят.
Зима засыпает снегами поля
И синего цвета дремлет земля.
А теперь давайте немного поиграем.
Игра "Когда это бывает".
У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.
Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Ответ: Зимой
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Ответ: Весной
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: Летом
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Ответ: Осенью
Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.
Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?
(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).
Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).
Беседа о том, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.
Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).
1.Загадка:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.
Как вы думаете зачем? (ответы детей)
Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.
Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.
А чем же еж питается? (ответы детей)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
2. Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь
Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.
Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)
Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Оздоровительная минутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел
Видно меду не нашел.
дети выполняют движения согласно тексту
Мишка в улей влез и вот
изображают походку медведя
Лижет с лапы сладкий мед
имитация текста
А вот еще один лесной житель.
3.Загадка: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ: Волк
Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
А чем же питается волк? (ответы детей)
4.Загадка: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Ответ: Лиса
Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
Чем питается лиса? (ответы детей)
Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.
Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?
5.Загадка: Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. Ответ: Заяц
Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?
Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
Как заяц спасается? (ответы детей)
Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
Какую? (ответы детей)
6. Загадка Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответ: Белка
Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
Она шубку поменяла на более теплую.
А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)
Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.
Как называется домик у белки? (ответы детей)
Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)
Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.
Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.
«Поиграй со мной, дружок».
Становись скорей в кружок,
Будь внимательным, дружок
Шаг назад,
Шаг вперед
И на месте поворот.
Спинку мы с тобой прогнем,
Ну и хвостиком вильнем
Ну, давай,
Не зевай
И за мною повторяй.
Заниматься целый день,
Прыгать нам с тобой не лень
Шаг назад,
Шаг вперед
И на месте поворот.
дети выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?
Белочка – Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…
Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки
Художественное творчество (аппликация из бросового материала)
Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"
Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.
7. Рефлексия.
Какие признаки осени вы знаете?
О каких диких животных мы говорили?
Что нового узнали?
Вам понравилось занятие?
Светлана Нестерова
«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе
Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе
«Как дикие животные к зиме готовятся »
Программные задачи :
-Образовательные : Закреплять обобщающее понятие «дикие животные » , учить отгадывать описательные загадки о диких животных ; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме .
-Развивающие : развивать логическое мышление , воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово) .
-Воспитательные : воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным .
Оборудование и материалы : Картина «Поздняя осень» , картинки с изображением диких животных , их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных , корзинка.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…
Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков
О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень.
А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму . Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные , которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное .
Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)
Вот мы и оказались в лесу.
А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети : Это корзинка.
Воспитатель : Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Дети : Да!
Воспитатель : Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.
В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята?
Дети : Белка (картинка белочки)
Воспитатель : Правда, белка. А где живет белка?
Дети : Белка живет на дереве, в дупле. (хором скажем «дупло» )
Воспитатель : Чем же занята белка осенью ?
Дети : Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.
Воспитатель : А вот еще одна загадка.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети : Медведь. (картинка медведя)
Воспитатель : Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?
Дети : В берлоге.
Воспитатель : Медведь готовится к зиме с лета , запасает жир, готовит себе уютную берлогу . Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.
Воспитатель : А кто из вас знает, кто еще спит зимой?
Дети : Ежик. (картинка ежа)
Воспитатель : А где он прячется?
Дети : В норе.
Воспитатель : Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Воспитатель : Но совсем по- другому готовятся к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети : Заяц. (картинка зайца)
Воспитатель : А как же он готовится к зиме ?
Дети : Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.
Воспитатель : А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети : Чтобы в снегу не было видно.
Воспитатель : У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
Физкультминутка :
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал -
Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)
Воспитатель : А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.
Дети : Лисы и волки.
Воспитатель : Это хищные звери. (хором повторили)
У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора» , там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово» )
Воспитатель : А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети : Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть
Ребята, мы все- таки испугали зверей и он разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?
Д/и “Кто где живет? ”
Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.
(Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей ).
Как- то раз осенним днем
Звери все пошли гулять гурьбой
За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)
За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)
За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)
За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)
За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)
За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)
Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток ?
(Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)
Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.
Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Воспитатель - Дети
1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.
2. Кто из животных спит зимой ? 2. Зимой спят медведь, ежик.
3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.
5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса
6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.
7. О чем мы говорили на занятии ? 7. Как дикие животные готовятся к зиме .
Сегодня на занятии все старались . Молодцы!
Конспект
организованной образовательной деятельности
во второй младшей группе
Тема: «Как звери к зиме готовятся»
Цель продолжать знакомить детей с дикими животными. Формировать представления у детей о приспособлении диких животных к сезонным изменениям природы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.
Деятельность: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Активизация словаря: логово, заросли, дупло, берлога, нора.
Оборудование: иллюстрации с изображением диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж). Дидактические игры «Чей домик», «Чей малыш».
Клей, кисточки, салфетки, морковь (вырезанные из бумаги готовые формы)
Предварительная работа: совместное рассматривание альбома «Дикие животные», чтение рассказов о животных.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Как вы узнали? (Ответы детей)
А после осени какое будет время года? (Ответы детей)
Молодцы. А для того чтобы попасть в лес надо сказать волшебные слова и превратиться в невидимок.
Раз, два, три, ветка клёна, помоги
Оказаться нам в лесу
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.
Входим в лес. Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха.
Дыхательная гимнастика «Пожимаем плечами».
Тихо как в лесу. Иногда с шуршанием упадёт лист. Не слышно птиц. Почему?(Ответы детей).
Красиво, тихо, кажется – в лесу никого нет. Но это совсем не так. В лесу много лесных жителей. Послушайте загадку.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал орешки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Правильно это белка, а кто ей на встречу скачет.
Загадка про зайца. Правильно это заяц. А вот ещё кто-то к ним бежит.
Добродушен деловит
весь иголками покрыт
Слышен топот шустрых ножек.
Это наш приятель… (ёжик).
Давайте послушаем, о чём они говорят. (Воспитатель выкладывает фигурки).
Белка говорит: Здравствуй, ты кто такой?
Я заяц.
Я ёжик. А ты кто такая?
А я белка. Зайчик, а почему ты стал другим цветом? Я тебя совсем не узнала.
Я поменял свою серую шубку на белую, на снегу меня не будет видно, лиса пройдёт мимо. А ты белка, почему стала другого цвета?
Я тоже к зиме подготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А сейчас деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно. А ты ёжик как к зиме готовишься?
А я ямку себе приготовил, сухими листочками застелил. Я всю зиму буду спать.
А волк, лиса и медведь тоже готовятся к зиме?
Да волк и лиса обрастают шерстью, чтобы не замёрзнуть. А медведь, как и я, всю зиму будет спать. Он устраивает свою берлогу под корнями упавшего дерева. Ну, мне пора, - сказал ёжик и побежал, готовится ко сну.
Белочка и заяц тоже побежали по своим делам.
А мы давайте поиграем.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдём мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк – волчонка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко подтянулся. (Дети идут по кругу, имитируя повадки животных).
Игра «Спрячь животных в их домики»
Но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги снегопады, что и шубки не спасают, хочется в домике спрятаться. Вот и просят зверята ребят: «Спрячьте нас в наши домики».
Куда спрячем лису? (в нору).
Куда спрячем зайца? (в заросли).
Куда спрячем волка? (в логово).
Куда спрячем медведя? (в берлогу).
Куда спрячем белку? (в дупло).
Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят.
Воспитатель: Ну как, ребята, понравилосьвам путешествовать, тогдапора возвращаться.Давайте скажем волшебные слова: «До свидания добрый лес».
Воспитатель: Ребята, в лесу ко мне подошел зайчик. Он очень хотел кушать. Летом растет вкусная, сочная трава – ешь сколько хочешь. Ему очень трудно добывать корм. А вы хотите угостить зайчика морковкой? (Ответы детей)
Дети берут готовые формы, слегка намазывают их и наклеивают на большой лист бумаги.
Воспитатель: Молодцы, ребята.Зайчик очень обрадуется вашему угощению.