План самообразованию формирование элементарных математических представлений. Тема работы по самообразованию «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»
ПЕЧЕРИНА ВИКТОРИЯ
Самообразование. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф. И. О. педагога Печерина Виктория Владимировна
Дата рождения 28.12.1984
Стаж работы в должности 2 года 6 месяцев
Образование (название учебного заведения и год окончания) в 2008 году окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Катайское педагогическое училище по специальности «Социальная педагогика с дополнительной подготовкой в области дошкольного образования » и присвоена квалификация «Социальный педагог, воспитатель» № диплома 10164
Курсы повышения квалификации за последние два года (указать вид, тему, где проходили) переподготовка в ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» с 26 ноября 2012 года по 04 декабря 2012года - 80 часов по теме «Комплексное развитие детей в условиях вариативности дошкольного образования . Обновление дошкольного образования в контексте ФГТ».
Награждения (указать год, характер награды)
Почетная грамота – Профсоюзый комитет первичной профсоюзной организации работников народного образования и науки г. Надыма и Надымского района МКДОУ «Детский сад «Золотой петушок» - за профессионализм, добросовестный труд, активную жизненную позицию и в связи с международным женским днем. _2013 год___
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Цель и задачи самообразования по теме
2. Изучение актуальности использования игровых приёмов при .
3. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
4. Обогащать новыми представлениями и понятиями ; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки :
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений »
Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников .
Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений .
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования Содержание работы Сроки выполнения Примечания
Организационно-диагностический «Форма и цвет »
1. Проведение дидактических игр :
Лото «Цвет и форма »
-«Подбери к своему цвету»
- «Чудесный мешочек»
- «Веселые матрешки»
- «Геометрическое лото»
- «Подбери фигуру»
- «Найди предмет такой же формы » (Я показываю то треугольник, то квадрат, то круг)
- «Соберем бусы» (группировка геометрических фигур по двум свойствам)
- «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием :
Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
- «Кодирование геометрических фигур»
- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»
3. Проведение игр – соревнований.
- «Чья команда быстрее найдёт предметы ?» (разной формы ) В течение учебного года
«Количество и счёт» .
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП :
- «Разложи поровну» (много, один, поровну)
- «Зоопарк» (счёт)
- «Угощение» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)
- «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией :
- «Математика в сказках »
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка в пространстве» .
«Ориентировка во времени» .
1. Настольно – печатные игры :
- «Лото»
- «Парные картинки»
- «Домино»
- «Цветная мазаика»
- «Пазлы»
2.«Ориентировка на листе бумаги»
- «Подарки для котят»
3. Дидактические игры :
- «Расставь по порядку»
- «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
- «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход» , и т. д. «Дом»
- «Когда это бывает?» -игра с мячом (Спим?-ночью и т. д.)
Чтобы раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела, я провела систему мониторинга работы по этому вопросу на начало года. В своей работе я использовала пособие оценки достижения детей под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Погоберидзе «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования » с учётом ФГТ в ДОУ.
Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица , отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.
Теоретический Доклад «Предметно -развивающая среда в ДОУ во второй младшей группе с учетом ФГТ»; (на педсовете)
Показ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений по теме : «Путешествие с колобком» (на районном уровне) ;
семинар : «Формирование элементарных математических представлений через театрализованную деятельность»
Выставка детских работ : Создала презентацию на тему : «Первые шаги в математике » .
Выводы : Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий . Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике . Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2014г .
Форма и место подведения итогов – 2 мл. группа «Чебурашка»
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании» , других нормативных документов
Знакомство и анализ документации.
Планирование работы с детьми на новый учебный год.
Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Подготовка к аттестации :
Подбор литературы по теме самообразования .
Работа с личной библиотекой, интернетом.
Ноябрь Изучение теории по теме : «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».
Знакомство с литературой по данной тематике.
Посещение занятий воспитателей по ФЭМП.
Обмен опытом по проблеме.
Декабрь Работа над модернизацией комнаты.
Оформление уголка группы
Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам .
Январь Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала .
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы : область «Познание» Знакомство с литературой.
Февраль Подготовка презентации по ФЭМП Подбор материала
Создание нового паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы.
Март Создание методической разработки Изучение литературы
Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала
Апрель Подготовка праздника День победы. Репетиции.
Защита методической разработки Выступление с презентацией на метод бъединении.
Май Семинар по ФЭМП через театрализованную деятельность. Обобщения опыта работ коллег города
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.
Литература по теме :
1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение,1991.
2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л . А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988.
4. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М.: Просвещение, 1991.
5. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т . И. Бабаева, Т. И. Гогоберидзе, З. А. Михайлова [и др. ]. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС» , 2011.
6. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
7. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений » : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
8. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием » - А. А. Смоленцева.
9. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
10. «Играем в числа» - серия пособий
11. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
12. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка» . Практический курс математики для дошкольников . Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
13. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем» . Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет» , 2001 г.
14. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма , количество. М.: Просвещение, 1990.
15. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс,2004.
16. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно . СПб.: Детство-пресс, 2006.
17. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.
18. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.
19. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. ,1988.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 000 комбинированного вида»
Отчет по самообразованию на тему:
«Использование игровых приемов при
формировании элементарных математических
представлений дошкольников».
Составила:
Саранск 2016 г
В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 4-5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 4-5 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.
Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;
Изучить основные математические игры для детей 4-5 лет.
Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет;
Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы .
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
Игры с предметами
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности , общего умственного развития.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
«Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. , и др. Под ред. , . ; «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина. «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. , «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. , «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования . — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. . Математика для детей 4-5 лет. Формирование элементарных математических представлений «От рождения до школы». , «Мозаика-Синтез», 2014г.
Изучение темы начала с раздела: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в детском саду». Изучила тему математические игры 4-5 лет, подобрала материал для математических игр и изготовила картотеку по ФЭМП. Провела консультацию для родителей «Играйте вместе с детьми».
В течение года изучила следующие темы:
1.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: « Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»…).
3.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
4. Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 4-5 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».
В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:
1. Дидактические игры:
«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
«Подбери ключик к замочку»
«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
«Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
«Найди свою пару» (варежку)
2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:
Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
3. Игры – соревнования:
«Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)
4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
«Магазин игрушек» (много, один, поровну)
«Зоопарк» (счёт)
«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
«Путешествие на корабле»
5. Игровые математические знания с театрализацией:
«Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
6. Настольно – печатные игры:
«Парные картинки»
«Домино»
«Цветная мазайка»
«Пазлы»
7. Дидактические игры:
«Собери сказочного героя» (из частей)
«Кто больше найдёт отличий? »(2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
«Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Никитина Альфия Файзулловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ детский сад №22 "Ивушка"
Населённый пункт:
р.п.Приютово Белебеевского района республики Башкортостан
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации:
01.10.2016
Раздел:
дошкольное образование
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя младшей
группы №3 Никитиной А.Ф.
Тема: «Использование дидактических игр при формировании
элементарных математических представлений у дошкольников»
2016-2017 (учебный год)
вторая младшая группа
«Игра - это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребёнка
в ы лива е т с я
жив ит е льны й
п о т о к
представлений, понятий.
Игра
-
это
искра,
зажигающая
огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От
того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта
играет
математика. Ее
изучение
способствует
развитию
памяти,
речи,
воображения,
эмоций;
формирует
настойчивость,
терпение,
творческий
потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку
ощущение
уверенности
в
своих
силах,
основанное
на
том,
что
мир
упорядочен
и
потому
постижим,
а,
следовательно,
предсказуем
для
человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без
использования
дидактических
игр. Их
использование
хорошо
помогает
восприятию
материала
и
потому
ребенок
принимает
активное
участие
в
познавательном процессе.
Дидактическая
игра
требует
усидчивости,
серьезный
настрой,
использование
мыслительного
процесса.
Игра
–
естественный
способ
развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без
активной
работы
мысли.
Этим
положением
и
объясняется
значение
занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе
игр
и
упражнений
с
занимательным
математическим
материалом
дети
овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель:
создание условий для развития у детей дошкольного возраста
элементарных
математических
представлений
посредством
дидактических
игр.
Задачи:
проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
данной
теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания
по
развитию математических
представлений
у
детей
дошкольного
возраста;
использовать
разработанный
материал
на
занятиях
математики
с
детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
активизировать
мыслительную
деятельность
(умение
сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие
внимания,
памяти,
речи,
воображения,
логического мышления;
ф о р м и р о в а н и е
э л е м е н т а р н ы х
м а т е м а т и ч е с к и х
представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с
предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство
и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети
знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В
таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные
знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены
на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,
лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида
игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из
отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и
различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также
при
формировании
элементарных
математических
способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное
моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть
развитие
логического
мышления,
а
именно
умение
устанавливать
простейшие
закономерности:
порядок
чередования
фигур
по
цвету,
форме, размеру.
Изучение литературы по теме.
В течение полугода изучить необходимую методическую литературу,
а
так
же
статьи
журналов,
ознакомиться
с
материалами
интернет
источников.
1.
З.А.Михайлова
«Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников»,
М.:
Просвещение 1990.
2.
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. -
М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
3.
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»:
Занятия
для
дошкольников
в
учреждениях
дополнительного
образования.
-
М.:
ВАКО, 2005 г. - 208 с.
4.
«Сюжетно
–
дидактические
игры
с
математическим
содержанием»
-
А.
А.
Смоленцева.
5.
Л.
Г.
Петерсон,
Н.
П.
Холина
«Игралочка».
Практический
курс
математики
для
дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких
детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7.
Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад. Всё для воспитателя».
Составление картотеки дидактических игр для детей младшего
дошкольного возраста (в течение полугода).
1.Работа с детьми
Сроки
Практические выходы
Сентябрь
Формирование
представлений
о
свойствах
предметов
бл иж айшего
окружения:
цвет,
форма,
р а з м е р.
В ы д е л е н и е
п р и з н а ко в
р а з л и ч и я
и
сходства.
Объединение
предметов
в
группу
по
цвету,
форме,
размеру.
Дидактические
игры
по
развитию
представлений
о
в е л и ч и н а х:
« Ук р а с и м
коврик»,
«Домики
д л я
медвежат», «Угостим мышек
чаем», «Цветные кубики».
«Найди пару», «Разложи по
коробочкам».
Октябрь
Выделение
части
группы.
Нахождение
« л и ш н и х »
предметов.
Знакомство
с
понятиями
«один», «много».
д/игра «Что лишнее?», «Что
изменилось?»
Дидактические
игры
по
развитию
количественных
представлений:
«В
лес
за
грибами», «Угости зайчат».
Сравнение групп предметов
по количеству (столько же,
больше, меньше).
Дидактические
игры
по
развитию
равенства
на
основе
сопоставления
двух
Ноябрь
групп предметов: «Угостим
б е л оч е к
г р и б о ч к а м и » ,
«Бабочки и цветы».
Декабрь
Знакомство с
геометрическими фигурами:
круг и квадрат.
Формирование
пространственных
представлений: на –над
-под, вверху -внизу,
«Ди да кт и ч е с к и е
и г р ы:
Геомет риче ско е
л о т о » ,
«Катится – не катится».
Дидактические
игры
на
р а с п о л о ж е н и е
в
про странстве:
« В о зьм и
и г р у ш к у » ,
« М а г а з и н
игрушек».
2. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и
демонстрационного материала.
В течение полугода
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
В течение полугода
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль
дидактических
игр
в
воспитании
детей
дошкольного
возраста».
Ноябрь
4.
Рекомендации:
«Формируем
про странственные
представления», «Как научить детей определять свойства
предметов».
Декабрь
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Составитель: Воспитатель первой квалификационной категории Т.В. Максимова 2016 – 2017 уч. Год Пояснительная записка …………………………………………………………....3 План педагога ………………………………………………………….................... 4 Список использованной литературы……………………………………………... 5 Приложение 1 (картотека развивающих игр)……………………………………6 Приложение 2 (доклад для педагогов) ………………………………………….. 14 Приложение 3 (консультация для родителей) …………………………………. 17 Приложение 4 (памятка для родителей) …………………………………………20 Пояснительная записка: Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольник. Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи: 1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием. 2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей. 3. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации) . 4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы. 5. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию. План на 2016 -2017 учебный год
|
Литература
- Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г. Н. Гришина – М.: Просвещение, 1997.
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика - Синтез, 2010г.
- Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
- Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
- Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
- Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд, перераб. / Л.С. Метлина. М.: Педагогика, 1984.
- Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей в средней группы детского сада / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011.
Картотека дидактических игр по математике
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
- К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
- Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
- В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.) .
- Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Составление геометрических фигур
Задания:
- Составить квадрат и треугольник маленького размера
- Составить маленький и большой квадраты
- Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
- Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
- Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
- Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
- Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
- Составить 3 равных квадрата из10 палочек
- Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
- Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
- Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Цепочка примеров
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический пример, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.
Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы, и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Только одно свойство
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
Найди и назови
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Назови число
Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)
Сложи квадрат
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
- Разложить кусочки квадратов по цвету
- По номерам
- Сложить из кусочков целый квадрат
- Придумать новые квадратики.
Игры с цифрами и числами
В игре « Путаница » цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
В игре « Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игрой « Убираем цифры » можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.
Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
« Чудесный мешочек »
В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.
« Сколько»
На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько?
« Считай - не ошибись! »
« Которой игрушки не стало?»
Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим
« Кто первый назовет?».
Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Игры путешествие во времени
« Живая неделя
Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.
« Наш день», «Когда это бывает ?»
Детям раздаются карточки, На которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.
За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.
«Кто работает рано утром?»
Это игра - путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б.Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь»
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило.
Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать, и смотреть, кто и как работает утром». Взрослый помогает ребёнку вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т.д.) Вспомните вместе с ребёнком, а что делают утром дети и взрослые. Закончит путешествие можно чтением стихотворения Б. Яковлева или обобщением того, что происходит рано утром.
«Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.
Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.
Игры на ориентировки в пространстве.
« Отгадай, кто, где стоит »
Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.
« Что изменилось? »
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял, справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
« Найди похожую »
Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева розовая чашка.
« Расскажи про свой узор »
У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - прямоугольник, в середине – треугольник.
Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
« Художники »
Проводится с группой или подгруппой детей. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
« Найди игрушку »
«Ночью, когда в группе никого не было - говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.
« Путешествие по комнате »
Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».
Игры с геометрическими фигурами.
«Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
« Чудесный мешочек »
В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
« Найди такой же »
Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три - четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
« Кто больше увидит ?»
На фланелеграфе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
« Посмотри вокруг »
Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ, играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
« Геометрическая мозаика»
Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
« Найди свой домик »
Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.
Дидактические игры. «Величина»
«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)»
Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово. Например:
Взрослый: Длинный
Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.
«Игра с двумя наборами »
«Давай вместе поиграем», - обращается взрослый к ребёнку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребёнку сделать то же.
« А теперь найди такое же кольцо», - говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребёнок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путём накладывания. а затем продолжить игру кем – либо из детей.
Занимательная математика
« Сделай поровну»
Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребёнку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.
«У кого столько же»
Если нет возможности пригласить для игры 4 – 6 детей, то можно использовать игрушки. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребёнок должен определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.
«Магазин без продавца»
В магазине (на столе взрослого) – разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый даёт ребёнку карточку – чек, на которой нарисована определённая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ребёнок – покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберёт и опишет форму товара.
Елена Сергеевна Горчева
План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Цель : Прививать детям интерес к знаниям по математике , с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики , способствовать развитию у детей внимания , сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи :
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте .
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме .
Сроки : учебный 2016 – 2017 год
Практический выход : отчет
Литература :
1. - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
2. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
3. «Играем в числа» - серия пособий
4. «Развиваем восприятие , воображение» - А. Левина.
5. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников » - Москва, 1990г.
6. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
7. В. Волина «Веселая математика » - Москва, 1999г.
8. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы » - Санкт-Петербург, 2002г.
9. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике » - Москва, 1989г.
план на 2016 -2017 учебный год
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Изучение методической литературы
по Сентябрь-октябрь
Практический Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (изготовление и проведение дидактических игр) Ноябрь-апрель
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития май
1. Подготовительный
сентябрь - октябрь
Изучение литературы по данной теме
2. Диагностический
Ноябрь – январь
«Форма и цвет»
игр :
«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
«Подбери ключик к замочку»
«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
«Найди предмет такого же цвета » (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
«Составь цепочку из предметов одного цвета » (Выбрать : ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
3. Практический
Февраль – апрель
«Количество и счёт»
1. изготовление и проведение дидактических игр :
«Угости зайчика»
«Сделай по ровну»
«Собери бусы»
«Ежики»
«Магазин игрушек» (много, один, поровну)
«Ориентировка в пространстве» .
«Ориентируемся в пространстве»
«Передай соседу»
«Найди предмет »
«Где чей домик
4. Аналитический
Анализ созданных педагогических условий для развития
Работа с педагогами :
-«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности »;
-«Формирование основ математических представлений в детском саду »;
- «Развитие математических способностей у дошкольников » ;
- «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста »
Работа с родителями :
-«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала » ;
-«Веселая математика дома » ;
Оформление выставки для родителей : «Математические игры и упражнения для дошкольников »
Публикации по теме:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.
Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Старший дошкольный возраст 2. Познавательная деятельность 3. Фронтальная форма проведение занятия 4. Продолжительность занятия 30 минут.
2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.
План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Евдокимова Светлана Николаевна Тема: «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного.
План работы по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ №137 Агафоновой С. В. на 2015-2016 .г. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании.