Занятие путешествие в мир природы. Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа
Лидия Бузланова
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МО «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106»
Ленинского района г. Саратова
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе №12
Тема : «Путешествие в мир природы… »
Воспитатель :
Бузланова Лидия Петровна
Г. Саратов 2017-2018 учебный год.
Цель : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе .
Развивающая. Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, логическое мышление, воображение, внимание, речь, а также развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, уважать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Образовательная. Систематизировать знания детей о белом медведе и его образе жизни через слайд презентацию и в ходе экспериментальной деятельности. Систематизировать и уточнить представления о поведении в природе , о свойствах жира, способе очистки воды.
Воспитательная. Закладывать основы экологической культуры, учить детей правильному поведению в природной среде .
Предварительная работа. Чтение, рассматривание, разучивание стихов, наблюдения, беседы.
Словарная работа. Активизация и обогащение словаря детей, знакомство с понятием «среда обитания» .
Оборудование. Ёмкости с крупой, условная мерка, подсолнечное масло ====, лист бумаги, пластиковые бутылки, ватные диски, воронка, сито, карточки с изображением головы птицы, экологические знаки – карточки, глобус, презентация слайдов.
Организационный момент. Дети входят в зал, останавливаются. Садятся на ковёр. В зале стоят столы, на которых стоит оборудование для опытов.
Ход занятия
Воспитатель : Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о нашей планете Земля…. Расскажу вам маленькую легенду «Земля, небо, люди и боги» .
«В начале времён Земля и Небо были единым целым. Богов и людей окружала темнота, и они попросили Лес упереться головой в Небо, а ногами в Землю - и надавить…. Так Земля и Небо навсегда оказались раздельными». Появился свет, и люди отправились в дальние путешествия , чтобы увидеть и узнать как можно больше о планете, на которой они живут. И узнали, что земля не имеет
Ни начала, ни конца,
Не затылка, ни лица.
Знают все - и млад и стар,
Что она большущий шар.
(демонстрируется модель земли - глобус)
Дети : Глобус
Воспитатель : Что такое глобус? (ответы детей)
Воспитатель : Изображение нашей планеты Земля. Глобус – модель Земли, уменьшенная в десятки миллионов раз. А ещё, чтобы изобразить большую территорию – страну или всю Землю – составляют карту.
(появляется изображение карты)
Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. На карте могут быть показаны океаны и горы, моря и реки, равнины и озёра. Все они имеют свой цвет.
Воспитатель : Как вы думаете, что каким цветом изображено на карте?
(Ответы детей. Дети ищут на карте цвета и называют объекты, им соответствующие).
(раздаётся шум подъезжающей машины и стук)
Воспитатель. Я получила письмо от профессора ЗНАЙКИНА. Что в нём написано, очень интересно!
(вскрывает конверт, читает) .
«Здравствуйте, дети. Вы правильно показали на карте ледники – белым цветом, горы – коричневым цветом, пустыни – жёлтым цветом, моря, реки, океаны – голубым цветом, леса – зелёным цветом. А знаете ли вы, что такое природа ?
(ответы детей)
Воспитатель : Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы . И самая маленький жучок - тоже часть природы . Природа кормит человека , одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Вспомните стихотворение «Природа » (дети читают стихотворение) .
Нас в любое время года учит мудрая природа .
Птицы учат пению. Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель. Где вы живёте? (Дома) . А где живут насекомые, звери, рыбы, птицы? (в лесу, в воде, в поле, в горах) . Как называется место, где обитают животные? (среда обитания) .
Воспитатель. Мы можем сказать, что лес, поле, вода, горы их дом – мир природы . Я предлагаю отправиться в мир природы . Кто мы будем в их доме? (Гости.) Когда плохо ведут себя гости, всё притихает вокруг, замолкает. Природа словно обижается . Мы покажем своё уважение, и любовь ко всем кого встретим на пути. Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - …. (осень) .
Воспитатель. Это осень. Путешествовать в мире природы нам поможет волшебный цветок.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой жёлтый лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
Двигательная разминка.
1, 2, 3, 4, 5 не ленись и покружись
1, 2, 3, 4, 5 дружно за руки возьмись
И друг другу улыбнись. (садятся)
Воспитатель. Это осень. Мы в поле оказались.
(появляется картинка с изображением поля)
Посмотрите, как ярко светит солнце, наполняя своим теплом и светом травы, согревая насекомых и животных, живущих в высокой, сочной и густой траве. Они живут все вместе, не мешая друг другу. Учёные называют такое содружество животных – природным сообществом . Повторим вместе : «Природное сообщество » .
Как вы думаете, делают животные запасы на зиму или нет? (ответы детей) .
(выбегают два мышонка, в руках ёмкости разного объёма с крупой, ссорятся)
Воспитатель. Что случилось, почему возникла ссора? (объяснения мышат)
Воспитатель. Я помогу. У меня есть одинаковые мерки. Пересыпайте крупу и сравните.
ОПЫТ№1 «Измерение сыпучих материалов с помощью мерки» .
Оборудование. Две одинаковые мерки, крупа, ёмкости разного объёма, два подноса.
Описание опыта. На столах две одинаковые мерки. Дети пересыпают крупу их ёмкостей разных объёмов. И сравнивают.
Вывод. Одинаковое количество крупы занимает большую площадь в большом объёме и меньшую площадь в маленьком объёме.
Воспитатель. Крупы у вас поровну, помиритесь, обнимитесь и бегите по своим делам.
(Мышата убегают
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой зелёный лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
Двигательная разминка «На лесной опушке в ряд»
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно, мячики
Дружно прыгают как зайчики (садятся на стулья)
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Что делают животные в осеннем лесу?
(Дети рассказывают по картинке, как животные готовятся к зиме)
Воспитатель. Животные готовятся к зиме. Каждые по–своему. У меня в руках письмо от профессора ЗНАЙКИНА.
(вскрывает конверт, читает)
«Дорогие дети, я прислал вам задание. Сможете ли вы с ним справиться? Воспитатель прочтёт задания».
(задания выполняются на магнитной доске)
Дидактическая игра №1. «Найди знак?» .
Ход игры. Читается правило поведения в лесу. А дети находят нужный знак.
Оборудование. Карточки – знаки, карточки с правилами.
Дидактическая игра №2. «Назови птицу по изображению головы» .
Ход игры. Карточки с изображением головы птицы. Дети поднимают карточку и называют птицу.
Оборудование. Карточки с изображением головы птицы.
Воспитатель. Молодцы. Я думаю, что профессор ЗНАЙКИН остался доволен ответами. Отправляемся дальше.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой синий лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
(Раздаётся шум воды, появляются изображения картинки с водоёмами)
Мы попали к водоёму. Как красиво отражаются деревья в прозрачной и чистой воде. Какие красивые берега.
(Появляются изображения картинки с загрязнёнными водоёмами)
Что произошло с водоёмом на этой картинке?
Что показано на другом изображении?
Что делает человек на этой картинке?
(ответы детей)
Мы увидели, каким опасным для жизни может стать водоём, если его засорять, сливать грязную воду. А можно ли очистить воду? (ответы детей) .
Воспитатель. Попробуйте, очисть воду сами.
ОПЫТ№2 «Очистка воды от загрязнений» .
Оборудование. Ёмкость с грязной водой, ёмкость пустая, ватные диски, сито.
Описание опыта. В пустую, ёмкость вставляется воронка, в которую вкладывается ватный диск, а сверху накладывается сито. Берётся ёмкость с грязной водой и постепенно вливается в воронку.
Вывод. Сито задерживает частички мусора, а ватный диск частички растворённого вещества.
(Дети высказывают свои умозаключения)
Воспитатель. Если люди будут помнить правила поведения в природе , строить очистительные сооружения, то среда обитания живых существ на Земле будет в безопасности. Вспомните стихотворение «Наша планета» .
Наша планета - это общий дом.
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом.
Воспитатель. Пора в путь.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой белый лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
(раздаётся шум ветра, уходим греться на стулья)
Двигательная разминка.
На дворе у нас мороз Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием коле
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
(появляются изображения : волка, лисы, дикого кабана, бурого медведя, белого медведя.)
Воспитатель. Назовите, кто здесь лишний? Почему?
(ответы детей)
(Появляется картинка с изображением белого медведя)
Воспитатель. - Кого видите на картинке? - Где живёт белый медведь? - Чем питается?
(ответы детей)
Воспитатель. - Кто мне подскажет, почему шерсть медведя не промокает?
(ответы детей)
А вы хотите это сами проверить?
ОПЫТ№3 «Почему шерсть медведя не промокает?» .
Оборудование. Воронка – 2 шт., пластмассовая бутылка – 2 шт, 2листа бумаги, емкость с подсолнечным маслом, емкость с водой.
Описание опыта. Ребёнок вставляет в одну воронку сухой лист бумаги, в другую воронку промасленный лист бумаги. Затем, по очереди наливает в них воду.
Вывод : масло не дает проникнуть воде в емкость. Поэтому шерсть медведя тоже не промокает, т. к она жирная и отталкивает воду.
Воспитатель. Остался последний лепесток. Нам пора возвращаться обратно в детский сад и вас ждёт сюрприз.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой красный лепесток.
Нас неси обратно в детский сад.
Вот мы и в детском саду. Расскажу вам историю про маленького пингвинёнка ЛОЛО.
Краткий рассказ воспитателя и маленький отрывок из мультфильма.
(демонстрируется отрывок из мультфильма)
Воспитатель.
А вы ребята, всегда природу охраняйте ,
Ведь беззащитная она,
Всегда вокруг все убирайте,
Запасы мира наполняйте!
«Спасибо» скажет вам Земля.
Я уверена, что вы всегда правильно будете вести себя на природе , и обязательно научите этому всех своих друзей и знакомых. Наше занятие закончено .
Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»
Тема: «Что такое природа?»
Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.
Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек
часть природы/.
Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных
человеком/.
Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;
активизация словаря: живая и неживая природа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,
наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».
Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,
Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».
1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?
А кто из вас отдыхал на море?
Кто отдыхал в горах?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, как вы думаете, что такое природа?
Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.
Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.
Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоён.
Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).
Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).
Природа.
А как бы вы назвали эти изображения?»
Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать-
На землю падает опять. (Вода).
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут-
А я всё терплю
И всем добром плачу. (земля, почва).
Голубой платок,
Красный колобок, По платку катается,
Людям улыбается. (Небо, солнце).
В густом лесу, под ёлками,
Осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой. (Еж).
Стоят два дуба.
На дубах - бочка,
На бочке - кочка,
На кочке – лес. (Человек).
Много рук нога одна. (Дерево).
Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.
А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).
Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).
А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).
Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/
Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.
И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?
Стрекозу.
Подводная лодка на кого похожа?
На кита.
2. Физ. минутка.
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:
Что изображено на лепестке?
Из чего оно сделано?
К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).
4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правильности.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучатся нужно.
Нас деревьях всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
Ребята, чему учит нас природа?
А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?
Нуждается.
(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).
Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/
Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?
А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.
Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.
Вы хотите ребята, стать защитниками природа?
Тогда давайте дадим клятву:
Ты дружок смотри не подкачай
Правдивым будь и добрым, обещай!
Не обижай не птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.
«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.
Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.
Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.
Библиотека изображений:
Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в мир природы Внеклассное мероприятие - страница №1/1
Сценарий внеклассного мероприятия
«Путешествие в мир природы
Внеклассное мероприятие по биологии «Путешествие в мир природы» для обучающихся 5-6 классов в форме игры-путешествия
Целью
данного занятия является формирование ценностного отношения к природе.
Занятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся.
Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников.
Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на занятии.
Путешествие в мир природы (Игра-путешествие)
Цель занятия
– формирование у обучающихся ценностного отношения к природе.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Форма организации мероприятия: игра-путешествие
Оборудование: иллюстрированный материал для оформления станций, фотографии с изображением растений Кемеровской области, сухие лекарственные травы, плакаты и газеты о природе родного края, поделки детей из природного материала, магнитофон, аудиозаписи.
Подготовительная работа: домашнее задание: выбор в каждом классе команды и группы поддержки; подготовка приветствия и представления; выпуск плакатов и газет о природе родного края, изготовление поделок из природного материала.
Ведущие: Лесовик, Тропинка, Царь Берендей, 2 ученика, читающие стихи. Жюри: старшеклассники.
Ход занятия
Царь Берендей:
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
Вызываются по одному человеку от каждого класса, ведущий задает вопросы, кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
Лесовик:
- Какие в нашем лесу сегодня собрались умные и сообразительные ребята. Но ведь в путешествии могут возникнуть и трудности, которые можно преодолеть только вместе.
- Как вы должны вести себя, чтобы справиться с препятствиями?
(ответы детей)
- Правильно. Главное в трудной ситуации – это дружба, поддержка и взаимовыручка!
- Вы умеете помогать друг другу?
(снимает следующий цветок)
- Следующие конкурсы помогут нам это проверить.
Отгадай кроссворд
Вызывается по 2 человека от каждого класса. Отгадывают на скорость. Первые получают 4 балла, вторые - 3 балла, третьи - 2 балла, четвертые - 1балл. (Приложение 3)
«Назови растения»
Вызываются по 2 участника. Необходимо назвать 3 растения, в названиях которых содержатся ноты, например
: сирень, фасоль, персик, конопля, гречиха, василек, миндаль,
(Тропинка снимает последний цветок)
Царь Берендей
, у нас ребята не только умные, но и дружные. А в лесу нужно еще уметь применять смекалку и сообразительность.
- Ребята, вы согласны проверить вашу смекалку? Тогда предлагаю отгадать «занимательные загадки».
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Тропинка вывешивает правильные ответы на доске.
(Приложение 4)
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
Царь Берендей:
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами и помогли своим командам. А вот и они возвращаются из путешествия. Давайте их встретим!
(звучит музыка «Лесной марш»)
Подводятся итоги игры. По оценкам маршрутных листов и дополнительным баллам жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Ученик 1
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
Ученик 2
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Ученик 1
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Ученик 2
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Ученик 1
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
Учитель:
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!
Заключение
Проведенное внеклассное мероприятие для 5-6 классов «Путешествие в мир природы» по предложенному конспекту было направленно на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе.
На занятии успешно были реализованы различные формы организации деятельности, что способствовало проявлению инициативы и творческого самовыражения учеников.
В ходе выполнения заданий разнообразных конкурсов, работы команд на «станциях» расширились знания обучающихся о природе родного края.
Игровая форма проведения мероприятия способствовала активизации познавательного интереса к изучению биологии и поддерживала работоспособность обучающихся.
Сотрудничество между учениками, дружелюбный настрой, музыкальное сопровождение способствовали созданию комфортной психологической атмосферы, что положительно повлияло на эмоциональное состояние школьников во время проведения занятий.
Литература
1. Анашкина, Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология [Текст] / Е.Н.Анашкина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 128с.
2. Анашкина, Е.Н. Веселая ботаника, викторины, ребусы, кроссворды [Текст] / Е.Н.Анашкина. Ярославль: «Академия развития», 1998. - 192с.
3. Борзова, З.В. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие [Текст] / З.В. Борзова, А.М. Дагаев.
– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400с.
4. Касткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3 – 8 классы. [Текст] /Авт. – сост.: Н.А. Касткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.
5. Лернер, Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: учебное пособие [Текст] / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2005. – 240с.
Приложение 1 Маршрутные листы
Название станции Оценка Подпись
«Остроглаз»
«Зеленый друг»
«Лесная аптека»
«Охрана природы»
«Маленькие тайны природы»
Приложение 2 Лесная полянка
Приложение 3 Кроссворд
По горизонтали:
1. Данилка маленький,
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел,
Шапку снял - детей спать уклал.
2.Лежит Егор под межой накрыт зеленой фатой.
3. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мед, а вкус не тот.
4. Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек и все без застежек.
5. Без рук, без ног, ползет на батог.
6. Желтая курица под тыном дуется.
7. Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила.
Приложение 4 Ответы на «занимательные загадки»
Лебедь – лебеда
Роза – коза
Лоб – боб
Ты – ква
Лист-о-па-д
Че-ре-муха
Кап-уста
Мох – ох
Форма проведения: игра-путешествие для учащихся 3–4 классов.
1 этап. Сообщение темы.
– Мы отправимся в мир природы. Вы узнаете много нового, интересного о растениях и животных, побываете на разных планетах, будете участвовать в играх и конкурсах.
– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету.
Дети закрывают глаза, учитель включает музыку.
2 этап. Планета растений.
На доске: зелёная планета растений, украшенная цветами.
1. Инсценировка “Лекарственные растения”. Дети одеты в костюмы лекарственных растений.
1 учащийся: ландыш.
– Родился ландыш в майский день и лес его хранит.
Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы вокруг.
– Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые помогают при болезни сердца. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
2 учащийся: одуванчик.
– Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой.
А как только поседел, вместе с ветром улетел.
– Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.
3 учащийся: ромашка.
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина? Солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
– Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.
4 учащийся: подорожник:
– Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк, что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
– Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
5 учащийся: мох.
– Меж клюквы и морошки жилец лесных болот
На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растёт.
Он снизу – седоватый, повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты, нарви его скорей.
– Мох сфагнум ещё в 1 мировую войну использовали как заменитель ваты. Он хорошо впитывает кровь, раны скорее заживают.
Вывод: будем бережно относиться к лекарственным растениям!
2. Спор деревьев (или другая игра: “Узнай дерево по описанию”).
Командир мини-группы выбирает картинку с изображением дерева: дуб, ель, сосна, берёза. Команда должна доказать, что именно это дерево нужнее других.
3. Конкурс весёлых художников.
Нарисовать дерево, цветок с завязанными глазами.
4. Игра “Чудесный мешочек”.
В мешочке лежат различные плоды. Участники на ощупь определяют что это.
5. Конкурс загадок о растениях, подготовленных детьми (викторина).
За участие в играх, конкурсах дети получают картинки цветов, растений.
– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на другую планету.
3 этап. Планета животных.
На доске планета с картинками животных.
1. Учёный-зоолог предлагает детям разгадать кроссворд “Рыбы, птицы, звери”.
2. Жалобы животных или экологический суд.
Жалоба совы.
– Ох, и не любят же меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?
Учёный показывает картину совы. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые уничтожают тонну зерна в год.
Жалоба жабы.
– Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Учёный показывает картину жабы. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Вывод. Если мы допустим уничтожение, исчезновение даже некоторых животных, то мы подпишем приговор тому, что готовы расстаться с дикой природой. Если это произойдёт, сохранится ли сам человек, если погубит всех живущих вокруг себя?
3. Игра: “Найди животное”.
Банка – кабан. Багаж – жаба. Колосья – лось. Кино – кони. Дудочка – удод. Пион – пони. Зонтик – кот, кит. Салон – слон. Волна – вол. Осада – оса.
4. Игра “Четвёртое – лишнее”.
Капитаны мини-групп получают наборы рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по общему признаку, а четвёртый – лишний. Например, птицы: кукушка, дрозд, жаворонок – перелётные, сорока – зимующая.
5. Живая пантомима.
Дети показывают движения животных, по которым нужно узнать животное.
Можно провести как соревнование мини-групп.
6. Знаете ли вы, что…
Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.
Мухи глухие, у них нет вообще слуха.
Пчёлы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
Акула всегда голодна и поэтому глотает, что попало. В желудке акул находили консервные банки, шляпы, кастрюли.
Из всех животных быстрее всех бегает страус. Он может бежать со скоростью 120 км/ч. Самые морозостойкие среди птиц – утки и гуси. Они выносят температуру до – 110 градусов.
Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
Почему куры, индейки и др. птицы глотают мелкие камушки? Камушки в желудке заменяют птицам зубы, помогают переваривать пищу.
За участие в играх и конкурсах дети получают картинки животных.
4 этап. Красная планета тревоги.
На доске Красная планета.
– К нам поступил тревожный сигнал с Красной планеты. Планета находится в опасности. На ней исчезли все животные и растения. Она превратилась в красный безжизненный шар. Чтобы с нашей планетой не произошло такой катастрофы, давайте откроем Красную книгу.
Дети делают подготовленные дома сообщения о животных и растениях из Красной книги, охраняемых в данной местности. Делают вывод: “ Надо оберегать редкие растения и животных”.
Выставка детских рисунков: “Природа в опасности!” За лучшие работы дети получают улыбки, вырезанные из бумаги.
5 этап. Земля – планета добра и красоты.
На доске – вид Земли из космоса. Наша планета – живая. Она умеет говорить. Учитель включает магнитофонную запись.
– Да, я живая. У меня есть душа. И эта душа болит. И глаза у меня есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой землёй! Меня взрывали и бомбили, меня посыпали ядами. Рубили леса, осушали озёра. Долго я терпела. Я вздыхала и стонала, но люди не слышали моих стонов. И вот я вскричала: “Cпасите меня! Я гибну!”
Учитель: “Как мы ответим Земле?”
Дети читают стихотворение Я. Аким.
– Есть одна планета – сад в этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Во время чтения стихотворения можно показывать слайды.
6 этап. Подведение итогов.
Учащиеся зачитывают текст решения учеников класса для школьной стенгазеты.
“Нам необходимо сберечь Землю для нас и будущего поколения! Деятельность людей меняет её лик, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений, людей. Нам необходимо задуматься: что же будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на Земле должно быть нам родным: и маленький ручеёк, и берёзка у дороги, и синий колокольчик, и трудолюбивый муравей. Надо спасать нашу Землю, помочь ей не погибнуть. Мы в силах это сделать – не уничтожать цветы и деревья, взять под охрану источники, муравейники, сажать деревья, подкармливать птиц. Не дадим обидеть Землю! Спасём её от гибели!”
Дети подписываются под решением, украшают Землю цветами, животными, улыбками, полученными на других планетах.
Кроссворд: “Рыбы, птицы, звери”.
По вертикали:
1. Хищная птица.
2. Сибирский олень с большими рогами.
3. Крупная хищная рыба.
4. Животное, используемое для езды.
5. Бамбуковый медведь.
6. Вид страуса.
7. Аквариумная рыбка.
По горизонтали:
8. Домашнее животное.
9. Пушистый зверёк.
10. Горбатый заяц.
1 | 4 | 7 | ||||||||||
2 | 3 | 5 | 6 | |||||||||
8 | ||||||||||||
9 | 10 |
- Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами. 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.
Список использованной литературы:
Л.И.Грехова “В союзе с природой”. Москва –
Ставрополь, 2001, “Илекса”, “Сервисшкола”.
Л.П.Симонова “Ключи от природы, или Этические
беседы по экологии”. Москва, 1998, “Агар”, “Мик”.
Журналы “Начальная школа”.
Детские журналы “Весёлые картинки”,
“Колокольчик”.
Ольга Никифорова
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»
Путешествие в мир природы .
Цель : формирование правильного отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности, воспитание любви к природе , способствовать эмоционально – ценностного отношения к природе .
Ведущий :
Ребята, знайте вы всегда!
Любить природу надо !
Её хранить, оберегать.
И нигде не засорять.
Чтоб воздух чистым был всегда.
Любить природу будем ? Да
Дети :
Слушают стихотворение
Ребята, о чём это стихотворение? О природе .
Да, правильно. А что такое природа ?
Это воздух, вода, воздух, деревья, трава и т. д.
Природа – это наша планета , это и леса и моря и горы и животные, растения и человек – все это создание природы . А хотите узнать секреты природы ?
Ну что ж, тогда предлагаю вам отправиться в путешествие , в удивительный и богатый мир нашей природы .
Ведущий, вместе с детьми, проговаривает волшебные слова, и оказываются в лесу (показ картины леса; ширма леса; макет…)
Вместе по лесу идем
Вместе по лесу идем
Не спешим, не отстаем
Вот выходим …
Ребята куда же мы с вами попали? В лес.
Что мы видим вокруг? Много деревьев, кустарников.
А какие деревья вы знаете? Дуб, береза, осина, рябина, сосна, ель…
А давайте поиграем в игру : «Подбери дереву листочек»
Дети подходят к столу, перед ними разложены карточки, с изображением деревьев и изображением листьев. Им нужно подобрать своему дереву свой лист.
Все ребята молодцы. Справились легко и быстро.
Физминутка. (звучат звуки ветра)
Представьте, что вы все деревья. А теперь подул слабый ветерок. Ветер начал усиливаться и вот уже дует сильный ветер.
Постепенно ветер утихает.
Дети изображают деревья, которые склоняются под напором ветра.
Ребята, а кто из вас знает как нужно вести себя в лесу? Что можно делать, а что нельзя?
Предлагаю проверить ваши знания. Я вам показываю карточки с изображением действий, если это хорошо, то вы хлопаете, а если плохо, тогда топаете. Договорились.
Рассматривают карточки и выбирают действие. «ломать деревья, давить насекомых, жечь костры, ловить бабочек, бросать мусор…»
Вот теперь я уверена, что вы будете правильно себя вести в лесу, и тогда он отблагодарит вас своими богатствами.
Как вы думаете, какие дары мы можем найти в лесу?
Ягоды, грибы, орехи.
И наши ребята прочитают стихи об этом :
Ребенок 1 :
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки,
И хорошие грибы.
Соберем в корзинки.
Ребёнок 2
Побегу сегодня в лес,
В сопки, по дорожке.
Наберу я ягод разных
Полное лукошко :
Голубику, и чернику,
И морошку, и бруснику –
Всё в корзинку соберу.
Край свой очень я люблю!
Ребёнок 3
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется орех.
Спасибо, вот какой богатый и щедрый наш лес. И чем больше деревьев и лесов, тем лучше для всех нас и для животных.
А кто знает почему?
В лесу, потому что там больше деревьев и больше кислорода.
Да, верно. Отгадайте загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Правильно, это воздух. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Можем ли мы долго не дышать?
Без воздуха человек погибнет. Воздух необходим нам для дыхания, если без еды человек может прожить много дней, без воды несколько дней, а без воздуха не может прожить и несколько минут.
А как вы думаете, где воздух чище в лесу или в городе?
Потому что в городе много машин, заводов, которые выбрасывают в окружающую среду вредные вещества.
А почему в городе воздух грязный?
Ответы детей.
Вы каким воздухом хотели бы дышать?
Предлагаю вам стать волшебниками, подойти к макету нашего города и разместить на нем, то чего, по вашему мнению, не хватает.
«Дети располагают деревья, клумбы с цветами, велосипеды вместо машин, птицы, знаки курение запрещено».
Появляется тучка с каплями дождя и лужами. Звучит музыка дождя и ручейка.
Дети садятся на стульчики, прячась от дождя.
Капли воды.
Что сейчас было? Дождь
А что такое дождь? Вода
А кому нужна вода? Всему живому на земле.
Игра «Верно неверно»
Вода человеку очень нужна? Да
Без воды растение сможет расти? Нет
Вода не нужна когда умываешься? Нет нужна
Животным вода нужна? Да
Можно оставить кран не закрытым? Нет
Воду нужно экономить? Да
В реки можно бросать мусор? Нет
Все верно. Ребята, посмотрите нам письмо. От золотой рыбки. «Здравствуйте ребята, наша река погибает от неправильного поведения людей, они засоряют наши водоемы и отравляют воду. Помогите очистить нашу реку от мусора.»
На полу лежит река, а в ней разнообразный мусор, дети передают друг другу ведро, в которое они собирают мусор из речки.
Молодцы ребята, вы сделали доброе дело, а это значит, что у вас доброе сердце.
Жаль только что также легко и быстро мы не можем очистить все реки и озёра, моря и океаны.
Но зато мы знаем, что воду загрязнять нельзя.
Ну что же, наше путешествие закончилось , мы с вами узнали, что природа наш друг и её надо беречь. А мы её верные помощники.
Публикации по теме:
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы.
Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше.
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром - формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников. Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА.
Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
План по самообразованию «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Соловушка» П Л А Н Работы по самообразованию на 2015.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт