Занятие логопеда труд людей весной. Тема: «Труд людей весной
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста «Труд людей весной»
Из опыта работы Четвериковой И.А.,
учителя логопеда ДОУ №21 города Дубны Московской области
Цель:
1.Активизация, расширение, уточнение словаря по теме.
2.Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов в суще-
ствительных.
3.Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными.
4.Формировать логическое мышление, развивать связную речь.
Словарь:
Существительные:
Лопата, грабли, теплица, грядка, рассада, посадка, лейка, парник, сад,
клумба.
Глаголы:
Сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, копать, перекапывать.
Ход.
1.Оргмомент.
Чтение стихотворения:
Весна - красна! Ты к нам пришла
С тёплыми лучами, с быстрыми ручьями.
Первым март пришёл, белый снег сошёл,
За ним апрель отворил окно и дверь.
А как май придёт - всё кругом расцветёт.
Дети, какое время года наступило?
-После какого времени года наступила весна?
-Какое время года наступит после весны?
-Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их по порядку.
-Какой весенний месяц самый холодный (тёплый) и почему?
Какой месяц наступил?
-Как вы думаете, чем занимаются люди весной в саду и в огороде?
2.«Грабельки»- упражнение с пальчиками.
Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка
разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками
пальцев (на ударные слоги) :
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
3.Рассмотреть картинку « Труд людей весной»
Вопросы:
Что ты видишь на картинке?
Что делает мама?
Почему люди весной моют окна, подметают улицы, чинят лавочки, красят заборы?
Что делает папа?
Что сажает брат?
4. Упражнение « И я буду»
(договори предложение до конца по образцу)
Мама моет, и я буду мыть.
Брат копает, и я буду копать.
Папа пилит, и я буду пилить.
Галя поливает, и я
Витя убирает, и я…
Надя гребёт, и я…
Вова рубит, и я…
Бабушка сажает, и я …
Таня сеет, и я …
Ваня белит, и я…
Павел обрезает, и я…
5. Продолжи предложение:
Весной в огородах люди копают, (сеют, сажают, поливают, рыхлят, сеют,…)
6. Объясни пословицы:
Весной не поработаешь – зимой не поешь.
Кто весной не пролежит - целый год сыт будет.
7 . Объясни словечко:
Огород, рассада, пересадка.
8.Назови ласково:
Сад -
Огород –
Грядка –
Парник-
Яблоня –
Клумба -
9.Составить предложения с парами слов:
Копать - грядка; Поливать - теплица; Сажать – рассада.
10. Сосчитай до пяти:
Одна перекопанная грядка Один прополотый ряд…
Две перекопанные грядки
…Пять перекопанных грядок.
11. Назови и объясни четвёртое слово:
День – ночь, лето – зима.
Птица – яйцо, растение – (семя.)
Яблоня – сад, луковица - (огород)
Клумба – цветы, грядка - (овощи)
Лопата - копать, лейка - (поливать)
Человек – переезд, растение – (пересадка)
12. Чтение, ответы на вопросы, пересказ по цепочке.
ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ. (по Т. Шорыгиной)
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки,
посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду
-
окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые
цветы.
Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.
Вопросы:
- Что делают люди в саду?
- Что делают люди в огороде?
- Для чего они всё это делают?
Труд людей весной
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Упражнение «Делай, как я скажу».
Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, свежий ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
2. Основная часть
Логопед: - Ребята, давайте улыбнемся, и подарим хорошее настроение друг другу и настроимся на занятие. Посмотрите в окно.
Какое сейчас время года? (ответы детей: весна)
Вот и наступила весна. Давайте, вспомним, что изменилось в природе? (ответы детей)
Логопед: - Правильно. С приходом весны меняется погода. На улице становится теплее. Солнце светит ярче. Снег тает, под ним виднеется земля. Распускаются новые цветы. Весна делится на три сезона: начало – март.
Середина – апрель.
Конец – май.
3. «Объясни пословицы»
1. Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.
2. Весенний день год кормит.
Логопед: Ребята, а чем занимаются люди весной? (презентация «Труд людей весной» ) (вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей)
Игра «Составь предложение по сюжетной картинке».
Сюжетные картинки с изображением действий человека весной в огороде:
человек копает землю лопатой. Человек белит деревья. Человек убирает
граблями мусор с грядок. Человек обрезает деревья.
Земля вспахана, самое время делать грядки и заняться посадкой. Ребята
огородные культуры сажают разным способом. Такие, как салат, редис,
петрушка, укроп и другие – СЕЯТ (разбрасывая семена), вот как это делает
сеятель – кот; другие, лук, горох, фасоль, чеснок - САЖАЮТ (втыкая
каждый в землю; остальные, помидоры, огурцы, капуста, баклажаны и
другие – сначала выващивают из семян РАССАДОЙ, а затем уже
ВЫСАЖИВАЮТ РАССАДУ в землю.
4. Пальчиковая гимнастика «Весна» . [Развитие тонкой моторики. ]
Солнце светит ярко, Сжимаем – разжимаем руки в кулак.
Ребятишкам стало жарко. Машем ладошками в лицо.
5. Развитие общей моторики.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Логопед : Там где довольно долгая и холодная зима, но теплое лето, выращивают фрукты и овощи. Но лето недостаточно долгое, поэтому овощи не успевают созревать. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:
На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.
(Парник, теплица) Демонстрация иллюстрации.
А еще какие верные друзья-помощники есть у человека на огороде, кроме парников и теплиц, вы узнаете, отгадав загадки.
6. Инвентарь - «Отгадай загадки» (с демонстрацией иллюстраций).
Проползла во двор змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала. (шланг)
Смастерили из досок и надели поясок,
И хранит посуда эта с грядки собранное лето. (бочка)
Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)
Стоят в один ряд острые цап-царапки.
Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)
Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)
Землю копала, грядки ровняла,
Ручейки прорывала и ничуть не устала. (лопата)
7. Игра « Один-много»
У меня одна почка-у меня много почек
У меня одно дерево-у меня много деревьев
У меня один ручеек-у меня много ручейков и т д (по картинкам)
8.Игра "какой, какая, какое"
Лужа-какая?- грязная, глубокая, холодная капля-какая?- прозрачная, маленькая
Солнце-какое ?-лучистое, теплое, жаркое лист-какой -зеленый, гладкий…
Облако-какое- белое, пушистое, высокое и т д.
9. Игра «Назови словечко».
Логопед зачитывает детям загадки – складки о профессиях, дети отгадывают слова по смыслу :
Л о г о п е д. Под весенний птичий свист
Пашет землю…. (тракторист) .
Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной (садовник) .
Чтоб амбар нам был с зерном,
Нужен в поле (агроном) .
10. Составление рассказа по картинке « Труд людей весной »
Логопед: Для того, чтоб составить рассказ надо разобраться что изображено на картинке и ответить на вопросы:
Где происходит действие картинки?
Какое время года изображено? Почему вы так решили?
Кого вы видите на картинке
Как назвать их одним обобщающим словом? (семья)
Что они делают?
Для чего надо это делать?
Как можно назвать рассказ?
А теперь надо все ваши ответы собрать в один рассказ. Кто хочет рассказать его?
11. Труд людей весной .
Весной в огороде трудится семья . Мама красит стволы деревьев, чтобы их не повредили насекомые. Папа вскапывает землю, чтобы посадить молодые деревца. Мальчик Миша сажает саженцы. Девочка Маша поливает их, потому что растениям нужна влага. У всей семьи отличное настроение. Все рады весне !
12. Итог занятия
Ирина Михалева
Планирование образовательной деятельности «Весна. Труд людей весной» (подготовительная группа)
Тема:"Весна. Труд людей весной".(подготовительная группа)
Образовательные задачи :
Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.
Расширять представления об орудиях труда.
Систематизировать знания о процессе посадки.
Расширить словарный запас (теплица, грядка, рассада, посадка, парник, сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, копать, перекапывать).
Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений
Беседы:
«Семечко-рассада-помидор»:
Цель: Уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для условий, необходимых для условия роста растений. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать желание самим выращивать растения из семян.
«О труде людей» (дворник, садовник, комбайнер, агроном и т. д.)
Цель: Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе. Знакомство с профессией дворник, садовник, комбайнер, агроном и т. д.
«Если мы не будем ухаживать за посевами…»
Цель: Систематизировать знания детей о посадке, уходе за посевами. Воспитывать положительное отношение к труду.
«Зачем нужна рассада?»
Цель: Дать представление что такое рассада, зачем она нужна. Что необходимо для посадки рассады.
«Инвентарь садовода»:
Цель: Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде. Познакомить детей с инвентарем садовода, его применении.
Дидактические игры:
«Вырастим яблоки» : Упражнять детей в счете. Развивать ловкость, внимание.
«Где и какая нужна профессия»: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
«Созрело- не созрело»: Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
«Вершки и корешки»: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
«Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать предметы на ощупь.
Дидактические игры по развитию речи:
«Назови ласково» : Формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (огурец- огуречик, лук-… итд)
«Опиши, я отгадаю»: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.
«Съедобное - несъедобное» : Развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Формировать умение у детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
«Что сначала, что потом»: Формировать умение у детей составлять рассказ, расширять словарный запас, развивать логическое мышление, связную речь.
«Подбери действие» : Продолжать активизировать в словаре детей глаголы. (Люди весной что делают? Птицы весной что делают? и. т. д.)
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие в парк» - Развивать у детей умение действовать в соответствии с игровой ситуацией (самостоятельно подбирать атрибуты к игре, устанавливать ролевые взаимоотношения со сверстниками, согласовывать игровые действия с принятой ролью, включаться в разные ролевые диалоги).
«Садовники »-Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом людей весной. Воспитание уважительного отношения к труду.
«Магазин - Семена» : Вызвать у детей интерес к профессии продавца, использовать в игре названия разнообразных садовых растений, названия семян овощей. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Аптека для растений»: Закрепить знания, умения и навыки посадки огорода, поливки комнатных растений. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции, развивать социальные способности и навыки общения
"Семья на пикнике": Формировать умение детей планировать игру, подбирать атрибуты, распределять роли. Закреплять умение самостоятельно развивать сюжет игры. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь детей. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми.
Подвижные игры:
«Перебежки»: Упражнять детей в быстроте и ловкости.
«Через ручеек»: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
«Салочки»: Развивать бег, ловкость.
«Пустое место» :Развивать у детей внимательность, скорость реакции, ловкость, беговые навыки.
«Водяной»: Развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями. Обогащать двигательный опыт детей.
«Найди себе пару»:Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге.
«Стоп»: Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие.
Чтение художественной литературы:
«Самый красивый наряд на свете», пер с яп. В. Марковой. З. Александрова «Капель», «Весенняя уборка»
Ю. Крутогорова «Дождь из семян»
Л. Некрасов «Огородники»
Весенние заботы (по Т. Шорыгиной)
О. Высотская «Разговор с весной»
В. Орлов «Кутерьма»
А. Майков «Летний дождь»
Рассматривание: иллюстраций о труде людей в саду и огороде весной.
Составление схем последовательности посадок различных растений.
Рассматривание и сравнение семян огурцов, кабачков, перцев и томатов, их зарисовка в дневнике наблюдений.
Публикации по теме:
«Где прячется здоровье». Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) Образовательная область: «Здоровье». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Физическая.
Тема недели: Овощи. Труд людей в полях и огороде Дата Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных.
Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: актуализировать знания детей о времени года – весна повторить.
Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ «Мое тело». Подготовительная группа (6–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №27 «Зарничка» Конспект образовательной.
Конспект организованной образовательной деятельности «Музыкальная весна» (старшая группа) Тема: «Музыкальная весна» Возрастная группа: старшая группа Цель: Приобщение детей старшего возраста к восприятию классической музыки. Задачи:.
Конспект познавательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста «Труд людей весной»
(Ознакомление с окружающим миром)
Цель:
1.Активизация, расширение, уточнение словаря по теме.
2.Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов в сущетвительных.
3.Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными.
4.Формировать логическое мышление, развивать связную речь.
Словарь:
Существительные:
Лопата, грабли, теплица, грядка, рассада, посадка, лейка, парник, сад, клумба.
Глаголы:
Сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, копать, перекапывать.
Ход.
1.Организационный момент.
Чтение стихотворения:
Весна - красна! Ты к нам пришла
С тёплыми лучами, с быстрыми ручьями.
Первым март пришёл, белый снег сошёл,
За ним апрель отворил окно и дверь.
А как май придёт - всё кругом расцветёт.
Дети, какое время года наступило?
После какого времени года наступила весна?
Какое время года наступит после весны?
Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их по порядку.
Какой весенний месяц самый холодный (тёплый) и почему?
Какой месяц наступил?
Как вы думаете, чем занимаются люди весной в саду и в огороде?
2.«Грабельки»- упражнение с пальчиками.
Руки, как грабельки
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
(большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты, скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги)
3.Рассмотреть картинку « Труд людей весной»
Вопросы:
Что ты видишь на картинке?
Что делает мама?
Почему люди весной моют окна, подметают улицы, чинят лавочки, красят заборы?
Что делает папа?
Что сажает брат?
4. Упражнение « И я буду» (договори предложение до конца по образцу)
Мама моет, и я буду мыть.
Брат копает, и я буду копать.
Папа пилит, и я буду пилить.
Галя поливает, и я
Витя убирает, и я…
Надя гребёт, и я…
Вова рубит, и я…
Бабушка сажает, и я …
Таня сеет, и я …
Ваня белит, и я…
Павел обрезает, и я…
5. Продолжи предложение:
Весной в огородах люди копают, (сеют, сажают, поливают, рыхлят, сеют,…)
6. Объясни пословицы:
Весной не поработаешь – зимой не поешь.
Кто весной не пролежит - целый год сыт будет.
7 . Объясни словечко:
Огород, рассада, пересадка.
8.Назови ласково:
Сад –
Огород –
Грядка –
Парник-
Яблоня –
Клумба -
9.Составить предложения с парами слов:
Копать - грядка; Поливать - теплица; Сажать – рассада.
10. Сосчитай до пяти:
Одна перекопанная грядка
Один прополотый ряд…
Две перекопанные грядки …Пять перекопанных грядок.
11. Назови и объясни четвёртое слово:
День – ночь, лето – зима.
Птица – яйцо, растение – (семя.)
Яблоня – сад, луковица - (огород)
Клумба – цветы, грядка - (овощи)
Лопата - копать, лейка - (поливать)
Человек – переезд, растение – (пересадка)
12. Чтение, ответы на вопросы, пересказ по цепочке.
ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ. (по Т. Шорыгиной)
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы.
Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.
Вопросы:
- Что делают люди в саду?
Что делают люди в огороде?
Для чего они всё это делают?
Тема: «Занятия людей весной»
Цель: Познакомить детей с трудом людей весной в природе.
Задачи:
1. Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить названия весенних месяцев.
Расширять словарный запас детей по теме.
6. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.
Оборудование: картинки с изображением весенних месяцев (март, апрель, май), сюжетные картинки по теме «Труд людей весной».
Ход урока
1Организационный момент
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинки
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
2. Сообщение темы и целей урока
О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)
Сегодня на занятии мы будем говорить о весне, и чем люди занимаются
Беседа о весне.
Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку.
(Дети называют месяцы, вывешиваю соответствующие картинки.)
Назовите 1-й месяц весны, 3-й месяц.
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
А теперь я задам вам «Хитрый вопрос». Чтобы ответить на него, нужно
подумать.
Чего больше весенних или зимних месяцев? Давайте повторим зимние месяцы.
Молодцы, ребята, и с хитрым вопросом вы справились.
Давайте вспомним, как весна начиналась. (Стало ярче светить солнышко.)
И что стало происходить? (Снег стал таять, потекли ручейки, заплакала капель.)
Что стало с деревьями? (На деревьях набухли почки, стали распускаться листочки.)
Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Какие ещё
изменения произошли весной в природе? (Появляется молодая травка. Прилетели птицы из тёплых стран и стали вить гнёзда. Проснулись звери после зимней спячки. Выползают насекомые.)
Рассказ о труде людей весной.
Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя. (ответы детей)
Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какую работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)
Показ картинки с изображением работы на огороде. Обсуждение картинки.
Физминутка
Практическое задание
«Посев лука»
Я покажу вам семена. Рассмотрите их. Скажите, какие они? (Ответы детей)
А знаете ли вы, как сеять, сажать? Ну, и что нужно, чтобы вырастить овощи? (приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить).
Значит, что нужно растениям для хорошего роста? (Почва, вода, тепло, свет)
Что мы будем делать? (сначала проведем бороздки, уплотним дно бороздок ребром ладони, польем водой, потому что семена надо сеять во влажную землю, семена будем раскладывать в бороздки по одному на небольшом расстоянии)
Ну теперь я вам, ребята, могу доверить эту ответственную работу!(выкладывают семена в почву)
Ну вот, лук мы посадили. Какую работу надо делать дальше, чтобы лук вырос сильным и высоким? (Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).
Какие же вы молодцы! Как славно потрудились. Спасибо, ребята!
8. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии, какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего?
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт