Взаимосвязь компонентов природы на территории степей евразии. Как меняются природные комплексы
Объектов, выделение их основных типичных черт и характерных особенностей. Генерализованность - важнейшее свойство всякой карты. Даже на самой крупномасштабной карте изображение генерализовано, поскольку невозможно показывать объекты со всеми подробностями. Генерализация определяется несколькими факторами:
а) масштабом карты . Он наиболее существенно влияет на картографическую генерализацию. На карте, которая имеет 1:10 ООО, в 1 км2 имеет площадь 100 см2. Это значит, что все объекты, показанные в крупном масштабе, просто графически невозможно отобразить в более мелком виде, надо обобщить изображение, отобрать наиболее важные его элементы;
б) назначением карты . Генерализация бывает различной на картах разного назначения, даже если они отображают одну и ту же территорию и одинаковы по масштабу. Например, административная должна быть максимально подробной, содержать максимум сведений, которые можно показать в данном масштабе, а такая же карта, предназначенная для начальной шкалы, должна быть сильно генерализованной. На ней достаточно показать республики, входящие в состав государства, и их столицы;
в) тематикой карт . Она также влияет на картографическую генерализацию. На экономической карте обычно сильно генерализуют , а дорожную сеть, населенные пункты показывают с наибольшей подробностью, так как они связаны с содержанием карт;
г) особенностями картографируемой территории . Воздействие их на генерализацию проявляется в том, что карты передают наиболее типичные, характерные элементы этой территории. Например, на физической карте в пределах , где имеются тысячи озер, можно при генерализации исключить некоторые мелкие озера, важно лишь отобразить территории. Но невозможно исключать малые озера или . Здесь иногда приходится показывать их с наибольшей тщательностью.
Существуют разные виды генерализации:
отбор объектов, показываемых на карте. На ней оставляют наиболее крупные объекты: населенные пункты с числом жителей более 10 000 человек, с длиной более 1 см в масштабе и др;
обобщение количественной характеристики. Оно связано с введением более крупных количественных подразделений. Так, на крупномасштабных топографических картах рельеф показывают с сечением 2, 5 или 10 м, а на мелкомасштабных - 20, 50, 100 и более метров; - обобщение качественной характеристики. Оно проявляется в сокращении качественных подразделений. Например, небольших извилин рек и дорог, спрямлении ареалов , животных. При этом недопустимо формальное спрямление очертаний, механическое исключение мелких изгибов. На картографическом изображении должно быть сохранено географически верное, правдоподобное изображение явления. Кроме того, при упрощении форм объектов всегда учитывают связи между явлениями. Именно поэтому генерализация осуществляется на основе научного географического подхода. Картографическая генерализация не только обобщает изображение, но и позволяет сформировать новый графический образ, выделить главные, ведущие факторы размещения и развития явлений, освободив их от мелких, не важных для данного вида карты подробностей.
Таким образом, картографическая генерализация способствует показу на карте качественно новой информации, и в этом состоит ее важная роль в географическом познании.
1)Большинство монархий на современно политической карте мира сосредоточены:1)в Европе
2)в Африке
3)в Латинской Америке
2)Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся?
1)к республикам
2)К монархиям
3)к федеративным государствам относятся:
1)Германия
2)Германия и Франция
3)Германия,Франция,Украина
4)Большая асть мировых запасов нефти сосредоточена:
1)В Северном полушарии
2)В Южном полушарии
5)Величина площади пашни в расчете на душу населения в целом мире:
1)увеличивается
2)не изменяется
3)уменьшается
6)расположите Земли по мере уменьшения их доли площади на мирового земельного фонда:
1)леса и кустарники
2)обрабатываемые земли(пашни,сады,плантации)
3)луга и пастбища
7)Главной причиной обострения водной проблемы человечества является:
1)неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты
2)рост потребления при неизменной объеме водных ресурсов
3)загрязнение вод
8)Главный путь решение водной проблемы человечества-это:
А) Уменьшение водоемкости производственных процессов
Б) Транспортировка айсбергов из Антарктиды
В) Опреснение морской воды
свидетельствуют эти изменения?Назовите известные вам государства Африки и их столицы.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!! №1 1. Географическая наука и её отрасли. Физическая география 2. Демография. Численность и рост населенияЗемли. Плотность населения. Демографическая политика.
№2 1. Знания древних народов о Земле. Географические знания в средние века. Начало Великих географических открытий. 2. Географическая оболочка. Компоненты природы. Природный комплекс.
№3 1. Положение Земли во Вселенной. 2. Расы на Земле.
№4 1. Ориентирование на местности. Азимут. 2. Государства на политической карте мира.
№5 1. Масштаб и его виды. 2. Океанические течения.
№6 1. Атмосферное давление. 2. Ледники и их значение.
№7 1. Внешние оболочки Земли. Внутреннее строение Земли. 2. Влияние живых организмов на оболочки Земли.
№8 1. Горные породы, слагающие земную кору. 2. Озера.
№9 1. План местности. Абсолютная и относительная высота. 2. Значение океанов и морей. Растения и животные Океана.
№10 1. Река и её части. Питание рек. 2. Туман и облака.
№11 1.Движения земной коры. Землетрясения. 2. Ветер. Причины возникновения.
№12 1. Погода. Элементы погоды. Воздушный массы. 2. Равнины. Различия равнин по высоте.Образование равнин.
№13 1. Горы и равнины дна Океана. 2. Климат. Климатообразующие факторы.
№14 1. Движение воды в океане. 2. Понятие о биосфере.
№15 1. Образование подземных вод. Минеральные и терминальные воды. Деятельность подземных вод. 2. Состав и строение атмосферы.
№16 1. Понятие о гидросфере. Мировой круговорот воды. 2. Климатические пояса Земли.
№17 1. Температура и соленость вод Мирового океана. 2. Форма и размеры земли.
№18 1. Горы. Различия гор по высоте. 2. Пороги и водопады. Значение рек в хозяйственной деятельности.
№19 1. Разнообразие живых организмов. 2. Съемка простого плана местности. №20 1. Равнины. Изменения равнин. 2. Течения в Океане.
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Государства на карте мира». На уроке вы познакомитесь с понятиями «политическая карта» и «государство». Рассмотрите четыре основных этапа формирования современной политической карты мира. Познакомитесь с делением стран по различным критериям: по площади, численности населения, экономическим показателям, географическому положению и пр. А также узнаете, как изображаются страны на политической карте мира.
Формировалась длительный период времени, ее формирование происходит и в наше время. В настоящее время насчитывается около 230 государств.
Изменения на карте бывают количественными и качественными.
Количественные изменения :
1. Присоединение к территории государства вновь открытых земель
2. Приобретение или потеря земель после войны
3. Добровольные уступки
4. Распад или присоединение территорий
Качественные изменения :
1. Изменение политического строя в стране
2. Образование военных блоков
3. Образование экономических союзов
Этапы формирования политической карты :
1. Древний этап (появление и распад Древнего Египта, Древнего Рима, Карфагена и пр.)
2. Средневековый этап (этап Великих географических открытий)
3. Новый этап (XV-XVI вв.: колонизация европейскими государствами новых территорий)
В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.
Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.
Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:
1. Развитые
2. Развивающиеся
На политической карте каждая страна обозначается определенным цветом. Разные цвета используют для того, чтобы было лучше видно, где какая страна находится. Если название государства не помещается на самой карте, то его выносят в условные обозначения (знаки).
Рис. 3. Морская граница между Россией и США ()
Фламандский картограф Ортелий издал свой атлас в 1570 году. Этот атлас в наибольшей степени был похож на современные атласы. Он был достаточно подробным и удобным.
Люксембург - государство в Европе небольших размеров. Страна отличается высоким уровнем жизни населения, порядком и ухоженностью.
Рис. 4. Люксембург ()
Алжир - государство Северной Африки. Страна богата нефтью, газом и цветными металлами. На севере страну омывает Средиземное море. Это государство самое большое по площади в Африке.
Домашнее задание
Что такое политическая карта?
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; ДИК, 2011. - 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.
2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
1.Федеральный институт педагогических измерений ().
2. Русское географическое общество ().
3.Geografia.ru ().
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
- Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
- Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся
Задачи урока:
- Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
- Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
- Организация творческой работы в группах
- Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды
Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы
Класс разбит на 5 групп по природным зонам:
- Арктические пустыни.
- Тундра.
- Тайга.
- Смешанные и широколиственные леса.
- Степи (прерии).
В каждой группе “Специалисты”
- Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
- Климатолог (характеристика климата).
- Ботаник (растения и их приспособления).
- Зоолог (животные и их приспособления).
- Почвовед (характеристика почв).
- Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).
Ход урока
Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки
Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон
Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”
Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)
Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)
– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)
– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами . Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.
Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.
На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.
Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)
Вопросы учащимся
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)
Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)
Вопросы учащимся
Мы крепко сидим как занозы
Но все это только притворство
Прижатость есть вид непокорства”
О каком непокорстве говорится в стихотворении?
Почему в тундре не растут деревья?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)
Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)
Вопросы учащимся
- Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
- Почему почвы тайги подзолистые?
- Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
- Какие последствия происходят после вырубки леса?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)
Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов” (слайд 18-21)
Вопросы учащимся
- С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
- Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
- Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
- Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)
Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)
Вопросы учащимся
- Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
- Почему в степях не растут деревья?
- Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
- Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?
Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)
По ходу выступлений оформляется страница нового учебника
II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”
Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.
Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.
Сообщения учащихся:
- Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
- Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)
Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.
Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.
Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.
Список использованной литературы:
- Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
- Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
- “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
- Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
- Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
- Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.
Территории суши со сходными природными условиями (климат, почва, растительность, животные), простирающиеся и сменяющиеся в определенном порядке от полюса в широтном направлении. Деление земной поверхности на природные зоны было предложено русским учёным В.В. .
Положение России в северных широтах обусловило расположение на её территории следующих природных зон, сменяющих друг друга при движении с севера на юг: , зона (включает подзоны , смешанных и широколиственных ), субтропическая зона.
Зона тундры. Занимает побережье морей от западной границы страны до пролива. Южная граница местами доходит до северного полярного круга. Средняя температура июля составляет +5, +10 градусов. Зима долгая и холодная. выпадает мало, всего 200 - 300 мм в год. Но при недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное (коэффициент увлажнения превышает 1,5). Практически повсеместно распространена , которая оттаивает летом всего на несколько сантиметров. Почвы маломощные тундрово-глеевые. Здесь господствует тундровая растительность из мхов, лишайников и кустарничков. Здесь растет голубика, морошка, клюква, брусника, есть здесь и съедобные грибы. В тундре пасутся огромные стада северных оленей, здесь добывают песца, а в тундровых озерах много рыбы.
Главные занятия коренного населения - оленеводство, охота, рыболовство. Кое-где в теплицах выращивают овощи.
Природные комплексы тундры сильно пострадали в результате интенсивной добычи .
Особое место в природе нашей страны занимают районы .
Смена в горах. Обусловлена эта смена, прежде всего изменением с поднятием на определённую высоту. Набор природных зон в горах зависит от высоты гор, определяющей количество высотных поясов и характер верхнего из них. И от самих гор, что определяет характер нижнего пояса.
Последовательность высотных поясов совпадает с последовательностью их смены , при движении с севера на юг.
В горах отчетливо выражена высотная поясность.
Нижний ярус занимают широколиственные леса с преобладанием дуба. Выше располагаются леса из бука, которые с высотой переходят сначала в смешанные, а потом в елово-пихтовые леса. Верхняя граница леса находится на высоте 2000 - 2200м. За ней на горно-луговых , располагаются пышные с зарослями кавказского рододендрона. Они переходят в низкотравные альпийские луга, за которыми высокогорный пояс и снежников.