Вопрос: Нужен сочинение ученику третьего класса на тему путешествие осеннего листочка. Сказка «Путешествие осеннего листочка» с использованием ИКТ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
«Детский сад №8»
Тема образовательного проекта
«Путешествие осеннего листочка»
Мельникова Елена Евгеньевна
Октябрь 2013г.
Тема проекта «Путешествие осеннего листочка»
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Участники : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Цель: создать условия для развития исследовательских умений, познавательных и творческих способностей детей в ходе изучения природного явления – осенний листопад.
Задачи:
Развивающие : развивать у детей проектно-исследовательские умения и навыки: выявлять проблему, самостоятельно прогнозировать будущие изменения, искать способы решения проблемы, анализировать полученные результаты.
Образовательные: изучить природное явление осени – листопад; выяснить причину изменения окраски листьев деревьев. Расширить и углубить представления детей о том, что деревья являются живыми существами, у которых есть потребность в определенных условиях: тепло, свет, питательная почва. Подвести детей к выводу о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание любоваться и чувствовать красоту осенней природы.
Актуализация проблемы. В дошкольном детстве ребенок познает мир природы эмоционально-чувственным, практическим путем. Гуляя на участке осенью, дети любят бродить по опавшим листьям и слушать, как они шуршат; собирать букеты из опавших листьев и любоваться их красотой. В ходе наблюдений и бесед мы выяснили, что у детей имеются знания о деревьях и об осенних явлениях, но есть интересующие их вопросы, ответа на которые они пока не знают. Почему осенью листья опадают? Почему листья меняют окраску? Почему некоторые листья не меняют окраску?
Известно, что дети активно познают мир через различного рода исследовательской деятельности. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем полноценнее развивается ребенок. Поэтому мы решили помочь детям ответить на интересующие их вопросы через организацию проекта, участие в котором позволит детям развить умение обследовать предметы и явления со всех сторон, умение организовать свою деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Иметь простейшие представления о причинах листопада, изменения окраски листьев осенью, о взаимосвязи живой и неживой природы в осенний период.
- Сформированность элементарных навыков экспериментально-исследовательской деятельности.
- Желание участвовать в творческой деятельности: составлять творческий рассказ, участвовать в конкурсах, рисовать, читать стихи, придумывать игры, танцы.
- Владение первоначальными навыками бережного отношения к природе.
- Повышение активности и заинтересованности родителей в совместной образовательной деятельности с детьми.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительные мероприятия.
Подбор дидактического материала, информации, материала для экспериментальной деятельности, методической и художественной литературы. Обогащение предметно-развивающей среды. Разработка плана совместной деятельности воспитателей с детьми.
Для определения темы и проблемы проекта мы предложили детям игровую ситуацию: «Представьте, что осенний листочек умеет разговаривать. Что бы вы хотели у него узнать о листопаде, о листьях?»
Вопросы детей:
Почему осенью листья опадают?
Почему листья меняют окраску?
Что меняет окраску листьев?
Почему форма листьев различных деревьев разная?
Почему листья слетают по-разному?
Опавшие листья живые или нет?
Дерево без листьев живое?
Выяснили, что дети знают по предложенным вопросам, какие вопросы их интересуют больше всего, на какие вопросы дети будут искать ответы сами. Чтобы вызвать интерес родителей к теме проекта поместили детские вопросы и некоторые их ответы в информационном уголке.
2 этап. Реализация проекта.
Мероприятия по реализации проекта
Познание .
Исследование :
- изучение строения листа, многообразия формы листьев;
- какой лист легче сорвать: зеленый или желтый, почему;
- где прячутся листочки
Смотри Дневник наблюдений, приложение №1
Наблюдения за природой на прогулке:
- какие деревья не изменяют своей окраски;
- какое дерево первым сбросило листву (рябина):
- наблюдение за кленом с зарисовкой;
- рассматривание почек;
- наблюдение за проросшим семенем клена;
- полет осенних листьев с деревьев.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Что изменяет окраску листьев?»
Оборудование: 2 стеклянные баночки, зеленые листья клена и березы, растворы- вода, спирт, чистый бензин.
- Дети выдвинули проблему: Почему листья изменяют окраску осенью?
- Поставили цель: узнать, что находится у листа внутри, с помощью чего лист меняет свою окраску.
- Выдвинули предположения:
Внутри листа что-то находится;
В листьях есть какая-то краска;
Часто идет дождь и из-за большого количества воды листья меняют свою окраску.
4. Решили проверить предположения детей о дожде. Взяли зеленые листья березы и клена и поместили их в воду.
5. Гипотеза, что вода помогает окрашивать листья в другой цвет не подтвердилась, так как листья остались зелеными.
6. Дети предложили взять более сильные растворы: кипяток, спирт, бесцветный лимонад. Решили выбрать спирт и поместить туда листья.
7. Поместили листья в медицинский спирт. Дети предположили, что цвет раствора сразу же изменится. Но этого не произошло. Оставили листья в растворе на сутки.
8. Результат: раствор окрасился в зеленый цвет, а лист стал бледнее.
9. Дети сделали вывод: в листьях есть зеленое красящее вещество.
10. Чтобы узнать, есть ли в листьях и другие красители, решили добавить сильный растворитель – чистый бензин, так как он растворяет краску на стенах и машинах. Оставили на некоторое время листья в бензине и вечером увидели, что бензин поднялся вверх и стал желтым, а внизу остался слой спирта бледно-зеленого цвета.
11. Вывод: в листьях есть не только зеленые красящие вещества, но и желтые.
12. Решили с помощью родителей, интернета, энциклопедий выяснить, как они называются.
13. Сделали вывод: Летом в листьях больше зеленых красящих веществ, а осенью - желтых и оранжевых. Зеленые под действием холода исчезают.
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП на прогулке
«В гости к осени»
Задачи:
Развивающие. Способствовать развитию мыслительных операций, внимания. Развивать умение работать в коллективе.
Образовательные. Закреплять знание названий осенних месяцев, представления об изменениях в природе осенью. Формировать умения ориентироваться в пространстве по плану-схеме. Упражнять в классификации листьев по форме, величине, цвету; в количественном счете в пределах десяти, в определении количественного состава числа 5 из единиц.
Воспитательные. Воспитывать взаимопомощь в ситуациях затруднений.
Материал. Осенние листья березы, клена, рябины, тополя, сирени; карточки с символами, обозначающими цвет, форму, величину; обручи, букеты осенних листьев, схема-план участка, коробочка с природным материалом (подарок).
Предварительная работа . На прогулке дети собрали красивые осенние листья. Воспитатель сообщила детям, что на следующий день будет занятие по математике и предложила детям подумать, в каких математических играх можно использовать листья как материал. Предложенные детьми дидактические игры были включены в образовательную деятельность по ФЭМП.
1. Загадка «Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила».
Игра «Назови соседей времен года»
2. Назови осенние месяцы и скажи, как их называют по народному календарю и почему.
3. Составь букет из 5 разных листьев и назови их.
4. «Рассели листочки по своим домикам (обручам)» (по цвету, форме, величине).
5. «Путешествие осеннего листочка» (ориентация на листе бумаги)
6. Выложи дорожку из 10 листьев от самого маленького до самого большого. Выполнение задания парами.
7. Найди подарок, который приготовила осень (по плану участка).
Коммуникация.
Беседы «Что нам осень подарила», по картине И. Остроухова «Золотая осень», «Если бы не было осени».
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и составление описательного рассказа по плану воспитателя.
Рассказ воспитателя «Русский народный обряд «Осенины».
Речевые игры «Подбери слово», «Узнай по описанию», «Подбери родственное слово»
Игра «Хорошо – плохо»
Когда листья опадают с деревьев, это хорошо или плохо?
Цель: развивать творческое воображение, умение выдвигать предположения, аргументировать ответы.
Ответы детей.
Хорошо | Плохо |
Потому что из старых листьев получается удобрение. | Деревья стали голыми, некрасивыми. |
Когда листья падают, они красиво летят. | Деревья грустят. |
Хорошо бегать по листьям. | Дереву стало холодно. |
Можно собрать красивый букет. | Дереву скучно. |
Можно сделать поделку из листьев. | Птицы не могут спрятаться на ветках за листьями. |
Дереву без листьев легче, т.к. ему легче дышать | Когда листья долго лежат на земле в сырую погоду, они делаются скользкими и можно упасть. |
Вместе с листочками упали вредные насекомые. | |
Ветки с листьями не обломятся под тяжелым снегом. | |
Сквозь голые деревья можно разглядеть, что находится вдали. |
Вывод детей : в осени больше хорошего, чем плохого, все времена года хорошие.
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в осенний лес», «Дизайнеры интерьера».
Настольные игры «Времена года», «Как зовут тебя, деревце?».
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «С какого дерева лист», «Когда это бывает?», «Все вокруг рассматриваем – о золотой осени рассказываем».
Дидактическая игра «Волшебная шкатулочка»
Цель: найти и выучить с детьми осенние приметы, связанные с листопадом. Расширять кругозор детей об осенних явлениях. Уметь соотнести примету с результатами наблюдений на прогулке и сделать вывод: соблюдается предсказание приметы или нет.
В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
Приметы ваши соберу.
Воспитатель подходит к детям, открывает шкатулочку, а дети говорят примету и кладут ее в шкатулочку.
Приметы, положенные детьми в шкатулочку:
- Если лист с дерева не чисто спадает – будет холодная зима. (Арина Романенкова)
- Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. (Соня Мусатова)
- Пока лист с вишневого дерева не спал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит, санный путь не установится. (Коля Лутохин)
- Октябрь землю покроет где листочком, где снежком. (Ира Бобкова)
- Если березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. (Вика Орехова)
- Раннее опадание листвы – к ранней зиме. (Дима Потапов)
- Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. (Настя Сурина)
- Листопад прошел быстро – скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях – зима будет короткая, с небольшими морозами. (Андрей Кисаров)
Вывод детей : подождать зимы и проверить, совпадают ли приметы.
Художественное творчество
Мотивация: наблюдая с детьми за красотой осеннего пейзажа, подводим их к мысли, что эта красота эта ненадолго. Наступят пасмурные, серые дни. А так хочется, чтобы красота сохранилась. Что же нам делать? Дети предлагают зарисовать осень, сделать поделки из листьев и организовать выставку.
В «мастерской художника-дизайнера» дети обсуждают темы, виды художественной деятельности, материалы для работ:
Рисование «Золотая осень».
Коллективная аппликация «Осеннее дерево».
Аппликация из листьев «Корзина с грибами».
Ручной труд «Ветка рябины» и «Осенний букет»
Монотопия «Осенний пейзаж».
Совместно с воспитателями дети организовали выставку «Осень надевает золотой наряд». . У них возник вопрос: Для кого мы сделали эту выставку?. Вместе пришли к решению: показать ее не только родителям, но и детям из других групп. Авторы наиболее понравившихся произведений подготовили небольшие аннотации к своим работам.
Вывод детей : красота не должна исчезать, она украшает нашу жизнь, надо делиться красотой с другими детьми и взрослыми. Быть художниками интересно.
Смотри приложение № 2
Труд.
Мотивация : Кто убирает листья в лесу? А кто убирает листья в городе? Почему нужно убирать листья в городе и на участке? Кто уберет листья на нашем участке? Воспитатель сообщает детям о месячнике чистоты в городе. Дети решают, что они сами могут убрать листья, чтобы участок был чистым, красивым. Как сделать так, чтобы работа спорилась? Ответы детей: нужны метлы, грабли, лопаты, ведра, носилки. Можно, чтобы одни дети подметали, другие сгребали или носили мусор, чтобы все работали. При поддержке воспитателя дети самоорганизовали трудовую деятельность по бригадам. После того как намеченная работа была выполнена, воспитатель говорит детям: Посмотрите на листочек, как он трепещет. Наверное, он хочет что-то сказать. Давайте послушаем его. Он хвалит вас. Вы трудолюбивые, старательные и ответственные. Вы дружно трудились и наш участок не узнать. Спасибо вам».
Физическое развитие.
Красивый кленовый лист обращается к детям: Я умею красиво кружиться, лететь. А вы можете придумать подвижные игры с листочками? Дети решают подумать, посоветоваться с родителями.
На прогулке и физкультурных занятиях дети играют в подвижные игры, эстафеты, которые они придумали:
«Чья команда больше соберет листьев за минуту».
«Найди свой листок».
«Раз, два, три, к своему дереву беги».
«Пройди по дорожке из листочков».
«Дворник и листья» и др.
Творческое задание : придумать упражнения с листочками для утренней гимнастики.
Чтение художественной литературы.
Исследовательская деятельность : как быстрее заучить стихотворение?
Мы много заучиваем стихов к утренникам, праздникам. Не всегда стихотворение быстро запоминается. Как помочь себе? Дети предлагают разные способы заучивания: заучивать по частям, учить долго, подбирать картинки. Воспитатель предлагает выбрать: Что удобнее, использовать подходящие для стихотворения картинки или сделать простые (схематичные) зарисовки (значки).? Какие изображения удобны для заучивания и не требует долгого рисования? Затем читает стихотворение Е Трутневой «Осень», дети постепенно подбирают значки, отображающие те или иные строчки, заносят их на лист бумаги на доске. В результате получилась мнемотаблица, по которой дети легко заучили стихотворение.
Обсудили с детьми проблему: не все умеют выразительно читать стихи. Дети решили организовать конкурс на лучшее исполнение стихов с тем, чтобы победители рассказали стихи об осени на празднике. Детское жюри выбрали 3-х детей-победителей.
Выводы детей : надо всегда искать способы решения трудных вопросов
Непосредственно образовательная деятельность
«О чем разговаривали осенние листочки»
Программное содержание : приобщать детей к поэзии. Закреплять у детей навык эмоционального и выразительного чтения стихов, драматизации отрывков из произведения. Продолжать учить использовать выразительные средства: мимику, жест.
Продолжать развивать представления о характерных признаках осени через поэтическое произведение. Развивать творческие возможности каждого ребенка.
Материал : букет осенних листьев. Дидактическая игра «Азбука настроения»-пиктограммы, шапочки «кленовые листья», трафареты кленовых листьев, цветные карандаши, аудиозапись «Времена года. Осень» П.И. Чайковского.
Ход:
- Воспитатель предлагает детям: Представьте себя осенним листочком, который сорвался с ветки и его несет по воздуху ветер. Что вы чувствуете? Выразите свое настроение с помощью пиктограммы.
- Чтение стихотворения Т.А. Шорыгиной «Осень»
- Д.и. «Назови и покажи действия листочков» (разговаривают, шепчут, дрожат, падают, кружатся).
- Д.и. «Найди приметы осени в стихотворении и обозначь их значком». Воспитатель зачитывает отрывки с приметами осени, а дети выкладывают значки на столе (работа парами) (туман белый, холодный - белый кружок, пожелтели клены - желтый кружок, короче день – кружок с заштрихованной половинкой, с деревьев «лилась» сухая листва (листопад) - дождинки, иней, первый снег- снежинка).
- Повторное чтение отрывка «Разговор листьев». О чем разговаривают листья?
- Драматизация отрывка.
- Игровое упражнение на определение эмоционального состояния ребенка по цвету «Раскрась листок цветом, который тебе нравится».
- Танец-импровизация с листочком, который дети раскрашивали (под музыку П.И. Чайковского)
Музыка.
Заучивание песни «Ах, какая осень!» сл и муз. З Роот.
Слушание «Времена года» П.И. Чайковского.
Творческое задание: придумать танец летящего листочка.
В ходе художественно-эстетической деятельности подводим детей к выводу: осень очень красивое время года. отобразить красоту осенней природы можно разными средствами: изобразительными, музыкальными, литературными.
Здоровье
Беседы: «Деревья, которые лечат», «Ядовитые плоды деревьев», «Чем полезны деревья для человека»
Безопасность.
Беседа «Почему старые засохшие деревья могут быть опасны?»
Взаимодействие с родителями.
- Совместно с ребенком составить и записать сказку или рассказ на тему «Путешествие осеннего листочка». Смотри приложение № 3
- Конкурс семейных поделок из осенних листьев «Осенняя фантазия». Смотри приложение № 3
3 этап. Презентация. Участвуют дети и родители.
Предварительная работа: дома дети с родителями записывают на листике из бумаги свое отношение к проекту, что им понравилось, чему научились. Помогают ребенку подготовить выступление по страничке книги со своим рассказом или сказкой.
Презентация Книги сказок и рассказов детей и родителей «Путешествие осеннего листочка».
Смотри приложение № 4.
В заключение вносится «волшебная шкатулка», куда дети с родителями опускают свои листочки.
Литература,
Сказка про осенний листочек: сочиняем с детьми дошкольного возраста.
Сказка про осенний листочек: сочиняем с детьми дошкольного возраста
В этой статье я с большой радостью представляю опыт использования материалов сайта «Родная тропинка» семьей наших постоянных читателей из Венгрии. Знакомьтесь — Загорац Ольга и маленький сын Даниэл (Венгрия, г. Печ). Дане 2, 5 года. участники конкурса
Как мы сочиняли с ребенком сказку про осенний листочек
Ольга пишет: «Уже больше года я нашла ваш сайт и не перестаю радоваться этой «случайности». Замечательные ваши материалы нам очень помогают в каждодневной жизни — как и чем играть, развивать речь и т.д..
Как-то дождливым октябрьским утром мы как обычно сидели с Данькой на кухне и завтракали. Чай был уже почти допит. Подходило время решить, чем займемся сегодня. Мы так привыкли к хорошей погоде, долгим прогулкам и поискам осенних сокровищ, что даже немного удивились серости и холоду. Обсудив, что погода все же НЕплохая, а для осени самая подходящая, решили остаться дома.
Обычно мы эту тему обсуждали на улице или где-нибудь в очереди. Дома же на помощь пришли мягкие игрушки (и конечно же предметы-заместители): медведей заботливо накормили ягодами и рыбой и уложили спать, белке помогли собрать грибы и ягоды для засушки, аист улетел «на Лимпопо»… До барсуков мы правда не дошли, но, как говорится, какие наши годы!
А потом мы решили придумать свою собственную сказку ! Вооружившись советами «Родной тропинки» () с помощью наводящих вопросов и уточнений мы вместе придумали историю одного осеннего листочка и незамедлительно приступили к реализации книги.
Текст я сначала записала на черновичке. Вместе решили какие иллюстрации нужно сделать, и сразу же взялись за краски. Надо сказать, мы сразу замахнулись на большое произведение – 3 разворота. Около недели ушло на то, чтобы нарисовать, вырезать, а потом наклеить все необходимые картинки. Текст в книгу я вписала в последнюю очередь, потом сшила страницы, и манускрипт был готов!
Данька остался результатом очень доволен! Книжку мы читали много раз, и до сих пор частенько листаем ее. Надо ли говорить, с какой гордостью книга была представлена папе и бабушкам! Был полный аншлаг!
Несмотря на то, что сюжет получился незамысловатый, мы смогли обыграли актуальные темы. И еще я увидела у своего малыша тот огонек в глазах, который бывает когда загораешься какой-нибудь идеей и не можешь остановиться. Это много стоит!
Благодаря вашим материалам мы с сыночком открыли для себя новый вид досуга с придумыванием историй (это в 2-то года!), ознакомлением с природой, творческими занятиями и развитием речи – в одном! Полезны такие занятия не только для малыша, но и для мамы. Я чувствую, что двигаюсь в правильном направлении в смысле гармоничного развития ребенка:).
Вот какая книжка получилась у Ольги и Дани.
Обложка книги- сказки про осенний листочек
Страницы книги — сказки про осенний листочек
Страница 1
В яслях около нашего дома росла высокая береза. Ее густая крона -ветки и листья — радовала деток всё лето. Береза закрывала собой детскую площадку так, что можно было играть на улице даже в самый жаркий день. Если же заморосит летний дождик, береза могла всех спрятать от него.
Страница 2
Все листья на дереве были красивого, сочно зеленого цвета. Но один листик был особенный…Он хотел не просто висеть на ветке и шелестеть на ветру. Листик очень хотел сделать что-нибудь полезно и кому-нибудь помочь.
Страница 3
Но вот лето подходило к концу, наступала золотая осень с ее дождями, ветрами, холодами. Наш листик из зеленого превратился в разноцветный — сине-желто-лиловый. Многие его братья тоже сменили цвет и улетели с дерева под порывом ветра. А листику так до сих пор и не удалось сделать доброе дело и помочь кому-нибудь.
Страница 4
Он было совсем уж загрустил. Но вот в один прекрасный день к нему подлетела бабочка. «Ой, как же мне холодно!» — прошептала она. — «Солнце уже совсем не греет!»
Тогда листочек показал бабочке на щелку в коре, куда можно было спрятаться и переждать холодную зиму.
Страница 5
Вскоре прибежала еще одна гостья — божья коровка. «Ох. как же болит мой маленький животик!» — пожаловалась она. — «Мне самой не долететь до больницы!» Тогда наш листочек вместе с божьей коровкой дождался следующего порыва ветра, оторвался от дерева и полетел… Как самолет, он пронес божью коровку над яслями, над магазином и дорогой и приземлился около больницы.
Страница 6
Листик был очень довольный! Еще бы! Ведь его мечта — помочь кому-нибудь — сбылась. Сначала он подсказал бабочке, где можно согреться. А теперь вот привез божью коровку к доктору! И вот пока листик так лежал на дороге, подошел один маленький мальчик, сказал: «Какой красивый!» И взял его домой чтобы подарить маме.
Все мастер-классы и письма постоянных читателей сайта — участников конкурса «Растем с Родной тропинкой — 2016» Вы найдете
О том, как можно развивать речь ребенка в игровых ситуациях Вы узнаете из рубрик сайта и .
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
МБДОУ «Детский сад «Рябинка»
Воспитатель:
Срутдинова К.Р.
г.Заинск
Конспект НОД в средней группе.
Тема: «Путешествие осеннего листочка»
Задачи:
Обобщить знание детей об осени, способствовать обобщению представления детей об осени, как времени года, о характерных признаках осени, погодных условиях в осеннее время; учить согласовывать существительное с прилагательными, отгадывать описательные загадки; воспитывать интерес к изучению природы, любовь и доброе к ней отношение, сопереживание по отношению к животным, сформировать желание помогать их; развивать мышление, творческое воображение.
Предварительная работа:
Наблюдение за природой, птицами, беседа о зимовье зверей, о перелетных птицах, заучивание стихов «Листопад» В. Мирович, «Осень» Е. Трутнева, чтение худ. литературы: Я. Тайца «По грибы», отгадывание загадок об овощах, опытно-эксперементальная деятельность в природе; изготовление поделок из природного материала, рисование, аппликация на осеннюю тему.
Оборудование:
Мяч, мультимедийный проект, слайды с изображением огорода, леса, осеннего листа, силуэты животных, изделия в виде дождя из грибов, яблок, морковок, ягодок.
Ход занятия:
- ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила мышонка, и он мне рассказал одну замечательную историю. Хотите послушать: он гулял по парку и подул ветерок. Вдруг на него что то упало. Потом еще и еще. И с деревьев начали падать разноцветные листья: желтые, красные, оранжевые, бардовые. Листья летели и кружились в воздухе. Какой красивый праздничный салют.
-ребята, как вы думаете, что увидел мышонок?
- Как называется явления, когда падают много-много листьев? (Листопад)
- А когда бывает листопад? (осенью)
- А почему падают листья? (деревья осенью ложатся спать, они сбрасывают листья, потому, что их тяжело держать на своей голове).
-Ребята,а как вы думаете, на улице сейчас какое время года? (осень) Почему вы так думаете? (дети называют приметы осени).
-вам нравится листопад? (Да) Давайте поиграем в игру «Листопад».
Ветер дует, задувает,
Ветер дерево качает!
(поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Падают листочки
На траву, на кочки.
(приседаем и встаем).
Ветер дует, задувает
Ветер листики срывает.
(Поднимаем руки вверх и опускаем вниз).
Как же веткам не дрожать?
Как им листья удержать?
(руки перед собой, трясем листьями).
Листья в воздухе кружатся,
Листья на траву ложатся.
(кружимся на месте, потом приседаем).
- Понравилось вам играть? (да) А теперь тихонечко сели. Послушаем, что мне мышонок еще рассказал.
-Ребята, он мне рассказал, что после листопада на дереве остался один кленовый листочек. (Слайд «дерево с кленовым листочком, дуновение ветра). И он хочет посмотреть, куда же полетит этот любопытный и упрямый листочек, который не хочет падать на землю, но мышонок очень маленький, и боится не успеть за ним. Ребята, а вы хотите посмотреть, куда полетит осенний листочек? (Да). Так давайте вместе с листочком попутешествуем и потом все расскажем мышонку.
(Слайд «Листок летит», слайд «Огород»)
- Куда же прилетел наш листочек? Что это ребята? (огород) А как вы догадались, что это огород? А что растет на огороде (овощи).
Мы узнаем, если отгадаем загадки.
Оранжевой красавице 2) Сидит, дет во сто шуб одет,
Расти на грядке нравится, Кто его раздевает,
Ботвой укрылась ловко Тот слезы проливает (Лук)
Зовут её (морковка).
3) Её копали, 4) Без окон, без дверей
Потом в мешок собрали Полна горница гостей.
Не вмещается немножко- (огурец)
Уж очень крупная…. (картошка)
Он покраснел, 6) Розовой кафтанчик
Это значит, он созрел, Зеленый сарафанчик
Нам пора корзинку брать, Сама прячется, низко,
(помидоры) собирать. В земле растет…(редиска)
Будут очень вкусные
Пироги капустные
Растет она не густо
Зовут её (капуста).
- Молодцы, ребята, все правильно отгадали. А как можно эти продукты назвать одним словом? (Овощи)
Ребята, а сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся (фрукты).
- Молодцы, ребята, правильно отгадали. Дети, скажите, где растут овощи? (в огороде, на грядке, в земле). А где растут фрукты? (в саду, на деревьях). А когда собирают урожай овощей и фруктов? (осенью). А какие заготовки из овощей и фруктов делают люди? (компоты, салаты, соленные помидоры и огурцы, варенье).
А давайте поиграем в игру. Пальчиковая игра «Огород».
Огород у нас хорош
Где ещё такой найдешь?
Удивляется народ:
Как богат наш огород!
Что растет покажем
И про все расскажем
Здесь у нас не пусто
Выросла капуста
Вот укроп, а вот петрушка,
Это свекла и картошка,
Это тыква и горох.
Урожай совсем не плох!
Репа, редька и морковка…
Много разных овощей,
Мы наделаем салатов
И наварим вкусных щей.
- Ой, смотрите, ребята листочек опять полетел, интересно, куда он приземлился? (слайд «Летающие листики» и « Деревенский дворик»).Дети, наш листочек-путешественник опустился на деревенский дворик. Кого повстречал он там? (слайд «Домашние животные»). (Дети называют домашних животных).
- А как можно их назвать одним словом? (дом. животные)
- А почему мы их называем домашними животными? (потому что они живут около людей, за ними ухаживают люди).
-Ребята, а давайте поиграем в игру « Кто кем был? Я буду бросать мяч, кто его поймает, должен ответить на вопрос, « Кем был (была)?»
-курица…..(цыпленок)
-корова…...(теленок)
-свинья……(поросенок)
-коза………(козленок)
-лошадь……(жеребенок)
-кошка…….(котенок)
-собака……(щенок)
-цыпленок…..(яйцо)
- Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Смотрите, наш осенний листочек-проказник опять куда-то полетел. Куда же он прилетел? (Слайд «Осенние леса»).
- Дети, посмотрите вокруг – как красиво! Вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу?)(Слайд «Осенняя береза, рябина и ель»).
- Правильно это берёза. Как вы догадались, что это береза? (только у березы ствол белый и черные черточки на стволе).
- А это что за дерево? Правильно, рябина. Как вы догадались, что это рябина? (на ветках висят оранжево-красные ягоды рябины). А это что за дерево? Правильно, ель. А чем отличается ель от других деревьев? (она покрыта иголками, она всегда в зелёном убранстве). (Слайд «Осенние леса»).
- Ребята, давайте послушаем лес. Почему так тихо в лесу. Не видно бабочек, жуков, божьих коровок, даже комары не жужжат над головой? Да, правильно, потому что они прячутся на зиму под корой, под листочками. А какие животные живут в лесу, давайте позовем их?
(Слайд «Дикие животные»).
А как можно назвать их одним словом? (это дикие животные). Почему они дикие? (Они живут в лесу, за ними не ухаживает человек).
- Ребята, а как вы думаете, как дикие животные готовятся к зиме?
Медведь- запасает жир и готовит себе уютную берлогу. Он зимой спит.
Белка- запасает на зиму орешки, шишки, грибы сушит.
Ёжик – готовит место под кучей листьев и хвороста. Он запасается в пору и спит зимой.
Мышки – запасают зернышки в норках.
Заяц – меняет шубку (из серой становится белой).
Волк и Лиса всю зиму охотятся.
- Ребята, молодцы, всё правильно. А скажите какой дождик бывает осенью? (холодный, моросящий, мелкий, сильный, проливной, иногда со снегом).
- Да, правильно. И лесным зверям очень грустно в это время в лесу, давайте мы превратимся в волшебников и подарим им сказочный дождь? Например, кому мы подарим грибной дождь? (На доске висят дожди, к ним прикрепляем зверей).
Грибной дождь – белочке,
Яблочный дождь – ёжику,
Морковный дождь – зайцу,
Ягодный дождь – медведю.
(Дети по очереди находят зверей и прикрепляют их к доске).
-Давайте поиграем в игру. Какой бывает осень? Я вам буду бросать мяч, кому я его брошу, будет отвечать на вопрос.
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Листья осенью какие? (красивые, желтые и т.д…)
- Дождь осенью, какой? (холодный).
- Птицы осенью, какие? (перелётные).
- Деревья осенью, какие? (нарядные, голые).
- Звери осенью, какие? (меняющие шубки).
После игры тихонечко сели.
- Вот мы с вами увидели, какие деревья растут в лесу, как лесные звери готовятся к зиме. Ребята, скажите, а можно в лес ходить без взрослых? (нет). А вы в лес ходили осенью? (Да, собирать грибы). Да, ребята, сейчас в лесу много грибов. Как вы думаете, все грибы в лесу можно есть? (нет). Какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые). (слайд Мухомора). А этот гриб можно есть? (нет, он ядовитый). А грибы можно выдёргивать из земли как морковку? (нет, надо аккуратно срезать его ножом, чтобы остался корень (грибница), и на следующий год на этом же месте выросли грибы). Правильно, ребята, ведь грибы едят не только люди, но и животные. Если не будет грибов, им нечем будет питаться. А в лесу можно шуметь? (нет). Почему? Можно распугать лесных жителей. А ломать ветки деревьев, кустарников? (нет).
- Ой, ребята, смотрите, листочек-путешественник больше не летит, он заснул среди своих братьев и сестёр.
(Слайд «осенние листья под деревьями»).
- Вот, ребята, мы посмотрели, как путешествовал наш осенний листок, давайте мы сегодня с вами вечером нарисуем рисунки о том, где побывал осенний листочек, и подарим их мышонку, чтобы он узнал, где путешествовал листок.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Тема образовательного проекта
«Путешествие осеннего листочка»
Октябрь 2013г.
Тема проекта «Путешествие осеннего листочка»
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: 30 сентября- 11 октября 2013 г.
Цель: создать условия для развития исследовательских умений, познавательных и творческих способностей детей в ходе изучения природного явления – осенний листопад.
Задачи:
Развивающие: развивать у детей проектно-исследовательские умения и навыки: выявлять проблему, самостоятельно прогнозировать будущие изменения, искать способы решения проблемы, анализировать полученные результаты.
Образовательные: изучить природное явление осени – листопад; выяснить причину изменения окраски листьев деревьев. Расширить и углубить представления детей о том, что деревья являются живыми существами, у которых есть потребность в определенных условиях: тепло, свет, питательная почва. Подвести детей к выводу о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание любоваться и чувствовать красоту осенней природы.
Актуализация проблемы. В дошкольном детстве ребенок познает мир природы эмоционально-чувственным, практическим путем. Гуляя на участке осенью, дети любят бродить по опавшим листьям и слушать, как они шуршат; собирать букеты из опавших листьев и любоваться их красотой. В ходе наблюдений и бесед мы выяснили, что у детей имеются знания о деревьях и об осенних явлениях, но есть интересующие их вопросы, ответа на которые они пока не знают. Почему осенью листья опадают? Почему листья меняют окраску? Почему некоторые листья не меняют окраску?
Известно, что дети активно познают мир через различного рода исследовательской деятельности. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем полноценнее развивается ребенок. Поэтому мы решили помочь детям ответить на интересующие их вопросы через организацию проекта, участие в котором позволит детям развить умение обследовать предметы и явления со всех сторон, умение организовать свою деятельность.
Ожидаемые результаты:
Иметь простейшие представления о причинах листопада, изменения окраски листьев осенью, о взаимосвязи живой и неживой природы в осенний период.
Сформированность элементарных навыков экспериментально-исследовательской деятельности.
Желание участвовать в творческой деятельности: составлять творческий рассказ, участвовать в конкурсах, рисовать, читать стихи, придумывать игры, танцы.
Владение первоначальными навыками бережного отношения к природе.
Повышение активности и заинтересованности родителей в совместной образовательной деятельности с детьми.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительные мероприятия.
Подбор дидактического материала, информации, материала для экспериментальной деятельности, методической и художественной литературы. Обогащение предметно-развивающей среды. Разработка плана совместной деятельности воспитателей с детьми.
Для определения темы и проблемы проекта мы предложили детям игровую ситуацию: «Представьте, что осенний листочек умеет разговаривать. Что бы вы хотели у него узнать о листопаде, о листьях?»
Вопросы детей:
Почему осенью листья опадают?
Почему листья меняют окраску?
Что меняет окраску листьев?
Почему форма листьев различных деревьев разная?
Почему листья слетают по-разному?
Опавшие листья живые или нет?
Дерево без листьев живое?
Выяснили, что дети знают по предложенным вопросам, какие вопросы их интересуют больше всего, на какие вопросы дети будут искать ответы сами. Чтобы вызвать интерес родителей к теме проекта поместили детские вопросы и некоторые их ответы в информационном уголке.
2 этап. Реализация проекта.
Мероприятия по реализации проекта
Познание.
Исследование:
изучение строения листа, многообразия формы листьев;
какой лист легче сорвать: зеленый или желтый, почему;
где прячутся листочки
Смотри Дневник наблюдений, приложение №1
Наблюдения за природой на прогулке:
какие деревья не изменяют своей окраски;
какое дерево первым сбросило листву (рябина):
наблюдение за кленом с зарисовкой;
рассматривание почек;
наблюдение за проросшим семенем клена;
полет осенних листьев с деревьев.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Что изменяет окраску листьев?»
Оборудование: 2 стеклянные баночки, зеленые листья клена и березы, растворы- вода, спирт, чистый бензин.
Дети выдвинули проблему: Почему листья изменяют окраску осенью?
Поставили цель: узнать, что находится у листа внутри, с помощью чего лист меняет свою окраску.
Выдвинули предположения:
- внутри листа что-то находится;
- в листьях есть какая-то краска;
- часто идет дождь и из-за большого количества воды листья меняют свою окраску.
4. Решили проверить предположения детей о дожде. Взяли зеленые листья березы и клена и поместили их в воду.
5. Гипотеза, что вода помогает окрашивать листья в другой цвет не подтвердилась, так как листья остались зелеными.
6. Дети предложили взять более сильные растворы: кипяток, спирт, бесцветный лимонад. Решили выбрать спирт и поместить туда листья.
7. Поместили листья в медицинский спирт. Дети предположили, что цвет раствора сразу же изменится. Но этого не произошло. Оставили листья в растворе на сутки.
8. Результат: раствор окрасился в зеленый цвет, а лист стал бледнее.
9. Дети сделали вывод: в листьях есть зеленое красящее вещество.
10. Чтобы узнать, есть ли в листьях и другие красители, решили добавить сильный растворитель – чистый бензин, так как он растворяет краску на стенах и машинах. Оставили на некоторое время листья в бензине и вечером увидели, что бензин поднялся вверх и стал желтым, а внизу остался слой спирта бледно-зеленого цвета.
11. Вывод: в листьях есть не только зеленые красящие вещества, но и желтые.
12. Решили с помощью родителей, интернета, энциклопедий выяснить, как они называются.
13. Сделали вывод: Летом в листьях больше зеленых красящих веществ, а осенью - желтых и оранжевых. Зеленые под действием холода исчезают.
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП на прогулке
«В гости к осени»
Задачи:
Развивающие. Способствовать развитию мыслительных операций, внимания. Развивать умение работать в коллективе.
Образовательные. Закреплять знание названий осенних месяцев, представления об изменениях в природе осенью. Формировать умения ориентироваться в пространстве по плану-схеме. Упражнять в классификации листьев по форме, величине, цвету; в количественном счете в пределах десяти, в определении количественного состава числа 5 из единиц.
Воспитательные. Воспитывать взаимопомощь в ситуациях затруднений.
Материал. Осенние листья березы, клена, рябины, тополя, сирени; карточки с символами, обозначающими цвет, форму, величину; обручи, букеты осенних листьев, схема-план участка, коробочка с природным материалом (подарок).
Предварительная работа. На прогулке дети собрали красивые осенние листья. Воспитатель сообщила детям, что на следующий день будет занятие по математике и предложила детям подумать, в каких математических играх можно использовать листья как материал. Предложенные детьми дидактические игры были включены в образовательную деятельность по ФЭМП.
Содержание деятельности:
1. Загадка «Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила».
Игра «Назови соседей времен года»
2. Назови осенние месяцы и скажи, как их называют по народному календарю и почему.
3. Составь букет из 5 разных листьев и назови их.
4. «Рассели листочки по своим домикам (обручам)» (по цвету, форме, величине).
5. «Путешествие осеннего листочка» (ориентация на листе бумаги)
6. Выложи дорожку из 10 листьев от самого маленького до самого большого. Выполнение задания парами.
7. Найди подарок, который приготовила осень (по плану участка).
Коммуникация.
Беседы «Что нам осень подарила», по картине И. Остроухова «Золотая осень», «Если бы не было осени».
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и составление описательного рассказа по плану воспитателя.
Рассказ воспитателя «Русский народный обряд «Осенины».
Речевые игры «Подбери слово», «Узнай по описанию», «Подбери родственное слово»
Игра «Хорошо – плохо»
Когда листья опадают с деревьев, это хорошо или плохо?
Цель: развивать творческое воображение, умение выдвигать предположения, аргументировать ответы.
Ответы детей.
Хорошо
Плохо
Потому что из старых листьев получается удобрение.
Деревья стали голыми, некрасивыми.
Когда листья падают, они красиво летят.
Деревья грустят.
Хорошо бегать по листьям.
Дереву стало холодно.
Можно собрать красивый букет.
Дереву скучно.
Можно сделать поделку из листьев.
Птицы не могут спрятаться на ветках за листьями.
Дереву без листьев легче, т.к. ему легче дышать
Когда листья долго лежат на земле в сырую погоду, они делаются скользкими и можно упасть.
Вместе с листочками упали вредные насекомые.
Ветки с листьями не обломятся под тяжелым снегом.
Сквозь голые деревья можно разглядеть, что находится вдали.
Вывод детей: в осени больше хорошего, чем плохого, все времена года хорошие.
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в осенний лес», «Дизайнеры интерьера».
Настольные игры «Времена года», «Как зовут тебя, деревце?».
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «С какого дерева лист», «Когда это бывает?», «Все вокруг рассматриваем – о золотой осени рассказываем».
Дидактическая игра «Волшебная шкатулочка»
Цель: найти и выучить с детьми осенние приметы, связанные с листопадом. Расширять кругозор детей об осенних явлениях. Уметь соотнести примету с результатами наблюдений на прогулке и сделать вывод: соблюдается предсказание приметы или нет.
В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
Приметы ваши соберу.
Воспитатель подходит к детям, открывает шкатулочку, а дети говорят примету и кладут ее в шкатулочку.
Приметы, положенные детьми в шкатулочку:
Если лист с дерева не чисто спадает – будет холодная зима. (Арина Романенкова)
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. (Соня Мусатова)
Пока лист с вишневого дерева не спал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит, санный путь не установится. (Коля Лутохин)
Октябрь землю покроет где листочком, где снежком. (Ира Бобкова)
Если березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. (Вика Орехова)
Раннее опадание листвы – к ранней зиме. (Дима Потапов)
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. (Настя Сурина)
Листопад прошел быстро – скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях – зима будет короткая, с небольшими морозами. (Андрей Кисаров)
Вывод детей: подождать зимы и проверить, совпадают ли приметы.
Художественное творчество
Мотивация: наблюдая с детьми за красотой осеннего пейзажа, подводим их к мысли, что эта красота эта ненадолго. Наступят пасмурные, серые дни. А так хочется, чтобы красота сохранилась. Что же нам делать? Дети предлагают зарисовать осень, сделать поделки из листьев и организовать выставку.
В «мастерской художника-дизайнера» дети обсуждают темы, виды художественной деятельности, материалы для работ:
Рисование «Золотая осень».
Коллективная аппликация «Осеннее дерево».
Аппликация из листьев «Корзина с грибами».
Ручной труд «Ветка рябины» и «Осенний букет»
Монотопия «Осенний пейзаж».
Совместно с воспитателями дети организовали выставку «Осень надевает золотой наряд». . У них возник вопрос: Для кого мы сделали эту выставку?. Вместе пришли к решению: показать ее не только родителям, но и детям из других групп. Авторы наиболее понравившихся произведений подготовили небольшие аннотации к своим работам.
Вывод детей: красота не должна исчезать, она украшает нашу жизнь, надо делиться красотой с другими детьми и взрослыми. Быть художниками интересно.
Смотри приложение № 2
Труд.
Мотивация: Кто убирает листья в лесу? А кто убирает листья в городе? Почему нужно убирать листья в городе и на участке? Кто уберет листья на нашем участке? Воспитатель сообщает детям о месячнике чистоты в городе. Дети решают, что они сами могут убрать листья, чтобы участок был чистым, красивым. Как сделать так, чтобы работа спорилась? Ответы детей: нужны метлы, грабли, лопаты, ведра, носилки. Можно, чтобы одни дети подметали, другие сгребали или носили мусор, чтобы все работали. При поддержке воспитателя дети самоорганизовали трудовую деятельность по бригадам. После того как намеченная работа была выполнена, воспитатель говорит детям: Посмотрите на листочек, как он трепещет. Наверное, он хочет что-то сказать. Давайте послушаем его. Он хвалит вас. Вы трудолюбивые, старательные и ответственные. Вы дружно трудились и наш участок не узнать. Спасибо вам».
Физическое развитие.
Красивый кленовый лист обращается к детям: Я умею красиво кружиться, лететь. А вы можете придумать подвижные игры с листочками? Дети решают подумать, посоветоваться с родителями.
На прогулке и физкультурных занятиях дети играют в подвижные игры, эстафеты, которые они придумали:
«Чья команда больше соберет листьев за минуту».
«Найди свой листок».
«Раз, два, три, к своему дереву беги».
«Пройди по дорожке из листочков».
«Дворник и листья» и др.
Творческое задание: придумать упражнения с листочками для утренней гимнастики.
Чтение художественной литературы.
Исследовательская деятельность: как быстрее заучить стихотворение?
Мы много заучиваем стихов к утренникам, праздникам. Не всегда стихотворение быстро запоминается. Как помочь себе? Дети предлагают разные способы заучивания: заучивать по частям, учить долго, подбирать картинки. Воспитатель предлагает выбрать: Что удобнее, использовать подходящие для стихотворения картинки или сделать простые (схематичные) зарисовки (значки).? Какие изображения удобны для заучивания и не требует долгого рисования? Затем читает стихотворение Е Трутневой «Осень», дети постепенно подбирают значки, отображающие те или иные строчки, заносят их на лист бумаги на доске. В результате получилась мнемотаблица, по которой дети легко заучили стихотворение.
Обсудили с детьми проблему: не все умеют выразительно читать стихи. Дети решили организовать конкурс на лучшее исполнение стихов с тем, чтобы победители рассказали стихи об осени на празднике. Детское жюри выбрали 3-х детей-победителей.
Выводы детей: надо всегда искать способы решения трудных вопросов
Непосредственно образовательная деятельность
«О чем разговаривали осенние листочки»
Программное содержание: приобщать детей к поэзии. Закреплять у детей навык эмоционального и выразительного чтения стихов, драматизации отрывков из произведения. Продолжать учить использовать выразительные средства: мимику, жест.
Продолжать развивать представления о характерных признаках осени через поэтическое произведение. Развивать творческие возможности каждого ребенка.
Материал: букет осенних листьев. Дидактическая игра «Азбука настроения»-пиктограммы, шапочки «кленовые листья», трафареты кленовых листьев, цветные карандаши, аудиозапись «Времена года. Осень» П.И. Чайковского.
Ход:
Воспитатель предлагает детям: Представьте себя осенним листочком, который сорвался с ветки и его несет по воздуху ветер. Что вы чувствуете? Выразите свое настроение с помощью пиктограммы.
Чтение стихотворения Т.А. Шорыгиной «Осень»
Д.и. «Назови и покажи действия листочков» (разговаривают, шепчут, дрожат, падают, кружатся).
Д.и. «Найди приметы осени в стихотворении и обозначь их значком». Воспитатель зачитывает отрывки с приметами осени, а дети выкладывают значки на столе (работа парами) (туман белый, холодный - белый кружок, пожелтели клены - желтый кружок, короче день – кружок с заштрихованной половинкой, с деревьев «лилась» сухая листва (листопад) - дождинки, иней, первый снег- снежинка).
Повторное чтение отрывка «Разговор листьев». О чем разговаривают листья?
Драматизация отрывка.
Игровое упражнение на определение эмоционального состояния ребенка по цвету «Раскрась листок цветом, который тебе нравится».
Танец-импровизация с листочком, который дети раскрашивали (под музыку П.И. Чайковского)
Музыка.
Заучивание песни «Ах, какая осень!» сл и муз. З Роот.
Слушание «Времена года» П.И. Чайковского.
Творческое задание: придумать танец летящего листочка.
В ходе художественно-эстетической деятельности подводим детей к выводу: осень очень красивое время года. отобразить красоту осенней природы можно разными средствами: изобразительными, музыкальными, литературными.
Здоровье
Беседы: «Деревья, которые лечат», «Ядовитые плоды деревьев», «Чем полезны деревья для человека»
Безопасность.
Беседа «Почему старые засохшие деревья могут быть опасны?»
Взаимодействие с родителями.
Совместно с ребенком составить и записать сказку или рассказ на тему «Путешествие осеннего листочка». Смотри приложение № 3
Конкурс семейных поделок из осенних листьев «Осенняя фантазия». Смотри приложение № 3
3 этап. Презентация. Участвуют дети и родители.
Предварительная работа: дома дети с родителями записывают на листике из бумаги свое отношение к проекту, что им понравилось, чему научились. Помогают ребенку подготовить выступление по страничке книги со своим рассказом или сказкой.
Презентация Книги сказок и рассказов детей и родителей «Путешествие осеннего листочка».
Смотри приложение № 4.
В заключение вносится «волшебная шкатулка», куда дети с родителями опускают свои листочки.
Литература,
Сказка «Путешествие осеннего листочка».
Висел на дереве листок, наслаждался красотой леса вокруг него. Но однажды ночью стало как-то очень холодно, а наутро листочек обнаружил, что он стал оранжевого цвета.
Так листочек узнал, что наступила осень.
Подул сильный ветер и оторвал осенний листок от дерева и полетел он по ветру. Приземлился он на полянке среди множества других таких же ярких листков. Бежал по полянке ёжик, увидел листочек. И так он ему понравился, что решил он его взять себе, украсить свою зимнюю постельку. Так листочек узнал, что ёжики зимой спят.
Наколол ёжик листочек на свои иголки и понёс в норку.
Но тут налетел сильный ветер и сорвал листочек с ёжикиных иголок.
И полетел листочек по ветру, стукнулся об дерево и упал он вниз. на шляпку гриба. Бегала по лесу белка, собирала себе припасы на зиму. Нашла белка грибочек, на который приземлился наш листочек, сорвала гриб и понесла к себе в дупло, рассказывая листочку о том, как зимуют белки.
Лёгкий ветерок-дружок смахнул листочек с шляпки гриба и понёс его дальше. Приземлился листочек на голубую гладь лесного ручья. И понесла его вода вместе с другими листочками к далёкому лесному озеру.
А ветерок-дружок ласково подгонял его. По пути он встретил белку и ёжика, которые пожелали ему счастливого пути.