Урок-экскурсия "Полюбуйся, весна наступает! Серия наблюдений за объектами природы для воспитателей "осенние изменения в природе" Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям.
Подсвечник считается одним из самых важных элементов декора. Он не только гармонично украшает интерьер, но и придает ему атмосферу тепла и уюта. Также данный декор достаточно часто используют в сервировке стола. В сегодняшнем пошаговом мастер-классе мы расскажем вам, . Украсить им вы сможете, как интерьер, так и новогодний или рождественский стол. Для его создания понадобится минимум материалов, которые вы сможете найти дома.
Приготовим все необходимое, чтобы сделать новогодний подсвечник своими руками:
- стеклянная миниатюрная баночка;
- морская соль любого желаемого оттенка;
- бичевка;
- несколько еловых веточек;
- ножницы;
- клей ПВА;
- ягодки и звездочки из кожуры цитрусов для декорирования поделки.
Как сделать новогодний подсвечник своими руками пошагово с фото?
Для основы подсвечника мы приготовили маленькую стеклянную мини-баночку из-под детского питания объёмом 0,080 л. Крышечку снимаем – она нам больше не понадобится. Далее создаем на внешней поверхности банки необычную фактуру при помощи морской соли. Для этого хорошенько прокрашиваем клеем ПВА стенки баночки,
оставляем нанесенный клей на 2-3 минуты, чтобы клей стал более вязким,
а после посыпаем эти участки морской солью.
Что касается размера кристаллов, то лучше подойдет соль средней и крупной фракции, чтобы получить многократное красивое преломление света.
Во избежание проплешин — повторите процедуру еще раз. После чего фактура подсвечника станет более плотной и равномерной.
Горлышко банки для наиболее декоративного вида тоже украшаем крупными кристаллами морской соли.
Основа подсвечника готова, теперь можно приступить к его декорированию.
Складываем отрезок бичевки вдвое, обвязываем им горлышко банки, а из кончиков формируем бантик. Излишки жгута отрезаем.
К нижней части бантика приклеиваем еловые веточки.
Чтобы они не осыпались и прослужили как можно дольше их можно обработать акриловым лаком, а после хорошенько просушить. Использовать также можно искусственные веточки. Центр композиции украшаем несколькими искусственными ярко-красными ягодками или бусинами.
Дополняем середину бантика миниатюрной звездочкой из мандариновой кожуры.
Кто сказал, что все красивые изделия для новогоднего декора непременно нужно приобретать в готовом виде? Воспользуемся многочисленными и практичными идеями , создадим особенный и стильный новогодний подсвечник своими руками. Сегодня редакция сайт решила помочь своим читателям в этом приятном и не слишком хлопотном деле полезными советами.
Читайте в статье
Свечи на Новый год: декоративная и полезная роль
Что даёт нам свет новогодней свечи? Это сочетание волшебного мерцания с и зеленью хвои, с и остальным . Это истинно праздничный неяркий свет, воспринимаемый нами как нечто незыблемое и традиционное. Наша задача - предоставить этому сказочному сиянию достойную оправу.
Свечами оформляют ключевые зоны , поэтому есть смысл пробудить в себе творца и создать своими руками такую полезную и тематическую вещь, как новогодний подсвечник.
Как и из каких материалов можно сделать своими руками новогодний подсвечник: выбираем лучший способ
Очень может быть, что для создания креативного изделия не понадобится даже выходить из дома: в зависимости от выбранного способа, вероятно, всё необходимое уже есть под рукой. Но если и не хватает пары каких-то компонентов для будущего чуда, это не повод опускать руки. Рассмотрим лучшие варианты подсвечников и окунёмся с головой в работу.
Изготовление своими руками подсвечника: используем стеклянные бокалы
В любой кухне найдётся несколько стеклянных бокалов. На время новогодних праздников им уготована торжественная роль, поэтому готовим свечи и подходящий материал - сегодня же вечером в доме появится прелестная светящаяся поделка!
Как разрезать стеклянную бутылку - посмотрим на видео:
Волшебство и красота с плавающими свечами
Для создания новогодних подсвечников своими руками с плавающими свечами нужен не мастер-класс, а впечатляющие фото. Увидеть один раз стоит тысячи слов. Из небольшого количества составляющих получается особенная прелесть.
Оригинальные изделия получаются из искусственных водорослей и длинных бокалов или ваз.
Лесной дар к Новому году
Шишек полно под всяким хвойным деревом, а тем, у кого в зиму оказались шишечные запасы, и вовсе повезло. Шишки можно использовать для декорирования праздника в эко-стиле, деревенском стиле и рустикальном. Также этот природный материал легко окрашивается и таким образом вписывается в любой стиль.
На картонную основу наклеивают несколько еловых шишек и связывают их лентой. По центру будет стоять свеча.
Еловые ветки плюс свечи
Шикарный новогодний подсвечник своими руками получается из еловых веток. В начале декабря такую поделку делать рано - хвоя быстро осыпается, а вот ближе к праздничной дате стоит отправиться за веточкой ели. Как вариант - можно воспользоваться искусственными ветками ели, тогда изделие останется декоративным многие годы.
Изготовление своими руками цитрусовых подсвечников на Новый год
Апельсин и лимон могут быть использованы не только в пищу: это ароматная база для свечек. Для изготовления понадобится
1. По результатам экскурсии заполните таблицу.
2. Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев.
3. Выполните задания для групповой работы.
Вариант 1
К осенним явлениям в неживой природе относятся: похолодание, листопад , первые заморозки, ледостав.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки
Вариант 2
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в живой природе относятся: увядание трав, появление инея , исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.
4. В атласе-определителе «От земли до неба» найди информацию о ласточках и стрижах. Узнай, чем они похожи и чем различаются. Запиши.
Сравнение ласточек и стрижей
Сходство: кормятся пойманными на лету насекомыми: мухами, комарами, пчелами, осами. У них примерно одинаковая форма ключа и короткие слабые лапки.
Различия: стрижи летают значительно быстрее ласточек (до 150 км/ч), стрижи почти никогда не сидят на земле, они предпочитают отвесные скалы и стены, ласточки строят гнезда из земли и глины, а стрижи вообще не строят гнезда, а используют готовые дупла и щели.
5. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе задание. Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота осени»
Осеннее развлечение в начальной школе, 1-2 класс
Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Описание материала: Предлагаю вам конспект экскурсии в природу для обучающихся 1 - 2 классов школы-интерната для слабовидящих детей. Данную разработку можно использовать в общеобразовательной школе во внеклассной работе и на уроке «Окружающий мир», она может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям школ-интернатов и групп продлённого дня. Это познавательное занятие по экологии о природе родного края. Оно расширяет у обучающихся представление о листопаде, о пользе опавшей листвы, знакомит с таким деревом как лиственница. Ребята получают наслаждение от общения с природой. Занятие способствует сплочению коллектива, развивает умение работать в группе, прививает любовь к природе родного края.
Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев.
Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы - листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Ход занятия.
Вводная часть. Целеполагание.Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- О чём это стихотворение?. Правильно, о листопаде. И сейчас на улице тоже осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
- Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники. Особенно красив листопад.
Беседа об осенних листьях.
Вот и осень наступила,
Листья стали опадать…
То ли чудо, то ли диво –
Не могу никак понять.
Нет прекраснее на свете
Этой красочной поры!
Осень ходит по планете
И несёт свои дары.
- Почему листья осенью начинают менять цвет? (Ответы детей)
Солнышко светит меньше, день становится короче, поэтому зелёное вещество в листьях не успевает вырабатываться. Самый частый наряд у деревьев – жёлтый. Есть деревья, которые осенью полностью желтеют, а есть, которые только краснеют. А вот у клёна, например, листочки сначала становятся жёлтыми, а потом красными. Так получаются красивые разноцветные деревья.
- Зачем деревья сбрасывают листву осенью? (Ответы детей)
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны? (Ответы детей)
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.
Игра «Да и нет».
(Дайте правильный ответ).
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
- Послушаем: ш-ш-ш… Что это такое?. Это шуршат под ногами опавшие листья. Целый ковёр разноцветных листьев.
- О чём же они шепчутся?
Чтение стихотворения «Листопад»
.
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осины…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Игра «Узнай дерево»
Дети берут из коробки листья и веточки хвойных деревьев, закрыв глаза. По команде воспитателя дети открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.
Знакомство с лиственницей.
Некоторые деревья не сбрасывают листья на зиму, а так и стоят зелёными, как весной. Это – многие хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
- Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную, скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
- Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? (Да. Дерево имеет хвоинки)
- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами. Пучками)
- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои ели, сосны? (Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают)
- Кто знает название этого дерева? (Лиственница)
Хвоинки лиственницы опадают осенью, как и листья у лиственных деревьев.
- Обратите внимание, как много у лиственницы листьев-хвоинок уже упало на землю.
Лиственница может прожить до 500 лет. Древесина у неё тяжёлая., тонет в воде. Тем не менее при Петре I из неё строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниёт. В Венеции, в Польше строились из неё дома, которые прекрасно сохранились и до наших дней. Именно из-за прочной и долговечной древесины лиственницу беспощадно вырубали. В наших краях лиственницу можно встретить редко.
Конкурс «Кто лучше составит осенний букет».
А сейчас я вам прочитаю стих О. Высотской
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво.
Скажет мама нам – Спасибо!
(Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты).
Игра «Озвучь картину».
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш). другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (ку-ку, фью-фью). Кто-то из ребят передаст жужжание насекомых. Если ученики произнесут все звуки враз, то мы «услышим» звуки леса!
Тренинг.
А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».
Работа в классе.
Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес».
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на экскурсии?
- Понравилось или нет?
- Что понравилось больше? Почему?
- Кто себя может сегодня похвалить за работу?
- Кто недоволен собой? Почему?
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики дошкольного образования
«Актуальные проблемы дошкольного образования
в условиях введения ФГОС ДО»
Разработка серии наблюдений за объектами живой и неживой природы в старшей группе.
Тема «Осенние изменения в природе».
Выполнила: Тихова Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Тополёк»
Район: Борский
2015 г.
Вид проекта : познавательный.
Цель проекта: учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за осенними явлениями в живой и в неживой природе.
Форма работы : наблюдение.
Участники проекта : дети старшей группы.
Срок : в течение месяца (сентябрь).
Реализация проекта:
1. Целевая экскурсия. Тема «Встреча с осенью» (экскурсия в парк)
Задачи: Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).
2. Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.
Вопросы и описание: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами, называют, что красиво в каждом растении.
Художественное слово:
«Цветы»
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис.
Незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.
Труд в природе: Сбор ранних семян в цветнике.
3.Наблюдение за насекомыми осенью.
Цель: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.
Вопросы: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают).
Опыт: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.
Труд в природе: Уборка участка от листьев.
4. Наблюдение. Осмотр участка детского сада
(игра «Разведчики»)
Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.
Вопросы: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.
Художественное слово:
«Осень – Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Труд в природе: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.
5. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
Цель: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.
Вопросы и описание: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то - стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, кА бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).
Художественное слово:
Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь, подожди.
Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…
Труд в природе: Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.
6. Наблюдение за листопадом.
Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Вопросы: Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?
Художественное слово:
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья осенью)
Труд в природе: Заготовка и сушка листьев для аппликаций.
7.Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.
Цель: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.
Вопросы и описание: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?
Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?
Художественное слово: «Как обидно…»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет – Лишь ветки видно.
Труд в природе: Обрезка кустарников
8.Наблюдение за берёзой.
Цель: Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.
Вопросы: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?
Художественное слово:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
Труд в природе: Перекопка земли вокруг кустарников.
9. Наблюдение. Труд дворника.
Цель: Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.
Вопросы и описание: Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву? Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?
Художественное слово:
Загадка:
Зубы имеют,
А зубной боли не знают?
(Грабли)
Труд в природе: Помощь дворнику (садовнику) – рыхление и перекопка земли у плодовых деревьев.
10. Наблюдение. Первые заморозки.
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.
Вопросы и описание: Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?
Опыт: Первые заморозки.
Цель: Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Содержание: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая – остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.
Труд в природе: Посадка чеснока под зиму.
Обобщение результатов наблюдений по проекту :
Организация игр, чтение стихов об осени;
Обогащение представлений детей о живой природе и неживой природе, за осенними изменениями;
Формирование бережного отношения к природе;
Повышение уровня коммуникативного общения.