Уже было начало июня когда. Диктант война и мир - уже было начало июня, когда князь андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
117
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
-
-
-
Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».
Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.
Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться. Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».
Элегия написана в 1820 году, когда Пушкину исполнилось 21 год. Это период его творческой активности, вольнодумства и сумасбродства. Неудивительно, что своим творчеством Александр Сергеевич привлекает косые взгляды со стороны правительства. Молодого поэта отправляют в ссылку на юг.
Стихотворение пишется темной ночью, в глубоком тумане, на корабле, который следует из Керчи в Гурзуф. В то время не было никакого шторма. Поэтому бушующий океан, в данном случае, скорее отражение душевного состояния разочарованного поэта.
Стихотворение пропитано философскими рассуждения ссыльного поэта. Здесь и тоска об оставленных родных местах, и размышление об утраченных надеждах и быстро проходящей молодости.
«Погасло дневное светило…» — это романтическая и одновременно пейзажная лирика. Пушкин, который в тот период увлекался Байроном, пытается ему подражать. Поэтому даже в подзаголовке указывает имя любимого писателя.
Стих написан разностопным ямбом. Используется чередование мужской и женской рифмы. Это позволяет сделать произведение легким восприятию любого человека.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Левая сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.
(9) На краю дороги стоял дуб. (10) Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. (11) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. (12) С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (13) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей.
(14) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (15) Видны были задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вот он – растопырил свои обломанные, оборванные ветви. (16) Как вырос – так и стоит, и не верит ни надеждам, ни обманам…
Помогите пожалуйста по этому тексту найти эпитеты, и написать что они показывают? какую роль играют? Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян водно морозное утро отправился в большой сосновый лес. На пути ему встретился дровосек. Этот дровосек рассказал Яну о том, что видел в лесу важенку [важенка - самка оленя] и гигантского оленя, у которого "был целый лес рогов на голове". Ян направился прямо к тому лесу, который указал ему дровосек, и действительно вскоре напал на следы. Один из них напоминал след, который Ян когда-то видел у ручья, другой - громадный - несомненно принадлежал оленю Песчаных холмов. В Яне снова пробудился зверь: он готов был завыть, подобно волку, почуявшему дичь. Следы шли через леса и холмы, и по ним мчался Ян, или, вернее, волк, в которого превратился охотник. Весь день олени кружили, переходя с места на место в поисках пищи, лишь изредка останавливаясь, чтобы съесть немного снега, заменявшего им воду. Целый день он гнался по следам и с изощренной наблюдательностью отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатывались особенно резко на мягком снегу. Освободясь от излишней одежды и мешавших ему вещей, Ян бесшумно передвигался вперед и вперед. Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустарников. "Может быть, это птица?" - подумал Ян, притаившись и внимательно всматриваясь. На сером фоне кустарников слегка выделялся какой-то серый предмет, и Яну сначала показалось, что это просто бревно с суковатыми ветвями на одном конце. Но вот серое пятно шевельнулось, суковатые ветви на мгновение поднялись выше, и Ян задрожал... Ему сразу стало ясно: серое пятно в кустах - олень, олень Песчаных холмов! Как он был величествен и полон жизни! Ян глядел на него с благоговейным восторгом. Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... Но Ян ведь жаждал этой встречи целые месяцы. Он должен выстрелить. Душевное волнение все росло, и нервы Яна не выдержали: поднятое ружье задрожало в его руках, он не мог хорошо прицелиться. Дыхание его сделалось прерывистым, он почти задыхался. Ян опустил наведенное ружье... Все его тело вздрагивало от волнения. Прошло несколько мгновений, и Ян снова овладел собой. Его рука не дрожала больше, глаза ясно различали цель. И чего он так волнуется - ведь перед ним всего лишь олень! Но в это мгновение олень повернул голову, и Ян ясно различил его задумчивые глаза, большие уши и ноздри. "Неужели ты решишься убить меня?" - казалось, говорил олень, когда его взгляд остановился на Яне. Ян снова растерялся. По его телу пробежала дрожь. Но он знал, что это лишь "охотничья лихорадка". Он в эту минуту презирал это ощущение, хотя позже научился уважать его. Наконец волк, сидевший внутри Яна, заставил его выстрелить. Выстрел был неудачен. Олень вскочил; возле него показалась важенка. Другой выстрел - опять неудачный... Вслед за тем целый ряд выстрелов... Но олени уже успели скрыться, быстро перепрыгивая с одного низкого холма на другой.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛ 1 Вариант
(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Лева я сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.
Выполните задания В1-В10
В1 . Замените словосочетание БЕРЕЗОВУЮ РОЩУ
В2 . Из предложений 1-2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
В3 . Из предложений 7-8 выпишите слово, правописание приставки С , если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4 . Из предложений 9-11 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».
В5 . Выпишите грамматическую основу из предложения 3.
В6 . Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленными обстоятельствами . Напишите номера этих предложений.
В7 . Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
В9 . В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении .
Правая, 1 мокрая, 2 блестела на солнце, 3 чуть колыхаясь от ветра.
В10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном приложении .
Это был огромный, 1 в два обхвата дуб, 2 с обломанными, 3 давно видно, 4 ветками и с обломанной корой, 5 заросшей старыми болячками.
Вариант 1
Вариант 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛ 2 вариант
(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Левая сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.
(9) На краю дороги стоял дуб. (10) Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. (11) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. (12) С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (13) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей.
(14) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (15) Видны были задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вот он – растопырил свои обломанные, оборванные ветви. (16) Как вырос – так и стоит, и не верит ни надеждам, ни обманам…
Выполните задания В1-В10
В1 . Замените словосочетание СОСНОВЫЙ БОР , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2 . Из предложений 15-16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
В3 . Из предложений 14-15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С , если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»
В4 . Из пр-ний 12-13 выпишите слово, в котором применяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».
В5 . Выпишите грамматическую основу из пр-ния 6.
В6 . Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом . Напишите номер этого предложения.
В7 . Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
В8 . Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами . Напишите номер этого предложения.
В9 . В приведенных ниже пр-ния пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении .
Это был огромный, 1 в два обхвата дуб, 2 с обломанными, 3 давно видно, 4 ветками и с обломанной корой, 5 заросшей старыми болячками.
В10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном(ых) обстоятельстве(ах) .
Береза, 1 вся обсеянная зелеными клейкими листьями, 2 не шевелилась, 3 и из-под прошлогодних листьев, 4 поднимая их, 5 вылезала, 6 зеленея, 7 первая трава и лиловые цветы.
Л.Н.Толстой "Война и мир" Встреча князя Андрея Болконского с дубом
"...На
краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез,
составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был
огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми
болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками
и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися
березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть
ни весны, ни солнца.
Этот
дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все
один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет
ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели,
всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы,
выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю
вашим надеждам и обманам».
Князь
Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава
были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный,
стоял посреди них.
«Да, он
прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые,
вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд
мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе
князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою
жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему
начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла,
не тревожась и ничего не желая...
Уже
было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту
березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно
поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да
где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не
зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый
дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть
колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого
горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору
пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что
это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на
него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие
минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с
высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта
ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет,
жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил
князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и
все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо,
чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы
все они жили со мной вместе»