Было начало июня когда возвращаясь домой. Диктант война и мир - уже было начало июня, когда князь андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его
Элегия написана в 1820 году, когда Пушкину исполнилось 21 год. Это период его творческой активности, вольнодумства и сумасбродства. Неудивительно, что своим творчеством Александр Сергеевич привлекает косые взгляды со стороны правительства. Молодого поэта отправляют в ссылку на юг.
Стихотворение пишется темной ночью, в глубоком тумане, на корабле, который следует из Керчи в Гурзуф. В то время не было никакого шторма. Поэтому бушующий океан, в данном случае, скорее отражение душевного состояния разочарованного поэта.
Стихотворение пропитано философскими рассуждения ссыльного поэта. Здесь и тоска об оставленных родных местах, и размышление об утраченных надеждах и быстро проходящей молодости.
«Погасло дневное светило…» — это романтическая и одновременно пейзажная лирика. Пушкин, который в тот период увлекался Байроном, пытается ему подражать. Поэтому даже в подзаголовке указывает имя любимого писателя.
Стих написан разностопным ямбом. Используется чередование мужской и женской рифмы. Это позволяет сделать произведение легким восприятию любого человека.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Тест по теме «Погасло дневное светило»
10 класс
Прочитайте приведенное ниже стихотворение А. С. Пушкина и выполните задания A 1 - А5; В1 - В4; С1.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений.
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной...
Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А1. К какому типу лирики относится стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...»?
1) пейзажная; 2) философская; 3) любовная; 4) гражданская.
А2. Ведущей в стихотворении является тема:
1) бескорыстной любви; 2) воспоминаний о былом;
3) верности друзьям; 4) свободного выбора.
A3. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в словосочетаниях: «угрюмый океан», «к брегам печальным», «туманной родины»?
1) метафора; 2) метонимия; 3) сравнение; 4) эпитет.
А4. Как называется лексическое средство, использованное в строке: «Подруги тайные моей весны златыя...»?
1) диалектное слово; 2) устаревшее слово; 3) фразеологизм; 4) неологизм.
А5. Лирический герой стихотворения:
1) прощается с отрочеством, с юностью; 2) не чувствует своей внутренней связи с прошлым;
3) боится будущего; 4) мечтает о забвении.
В1. В строке: «Шуми, шуми, послушное ветрило...» использовано художественно-выразительное средство, основанное на очеловечивании и одушевлении явлений природы. Назовите это средство.
В2. Определите жанр данного лирического произведения.
В3. Укажите, что используется в стихотворении А. С. Пушкина, чтобы передать умолчание.
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
С1. Какие проблемы затрагиваются А. С. Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило...»?
Ответы.
А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...»
В1. Олицетворение.
В2. Элегия.
В3. Многоточия.
Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей, Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались, Где музы нежные мне тайно улыбались, Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость, Где легкокрылая мне изменила радость И сердце хладное страданью предала. Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Как часто бывает так, что когда мы вспоминаем о прошлом,и чувства из прошлого пытаются снова проникнуть в душу. Воспоминания порой навевают нам грустные мысли, сожаление о том, что прошлое невозвратимо, желание вернуться к тому, что было, а бывает и так, что мы принимаем невозвратимость прошлого, изменившихся себя, принимаем новый жизненный этап, принимаем, потому что становимся другими и способны отпустить прошлое, какие бы острые переживания оно не вызывало, как это делает лирический герой элегии Пушкина "Погасло дневное светило", которая была написана в 1820 году, во время пребывания поэта в южной ссылке. Лирический герой во время морской прогулки погружается в воспоминания, которые вызывают в нем смешанные чувства- он снова переживает все, что ощущал тогда,но при этом не хочет ничего вернуть и изменить в прошлом, он готов двигаться дальше и становиться мудрее с опытом этих воспоминаний. Таким образом в стихотворении звучит мотив пути,жизненного пути, судьбы, мотив своей-чужой стороны(берега), причем своя сторона оказывается в какой-то мере чужой, потому что именно там прошла "минутная младость",там-прошлое, в которое не хочется возвращаться "Но только не к брегам печальным туманной родины моей".В стихотворении возникает также образ моря и ветра, образ бури, который сопоставлены с состоянием лирического героя- он также угрюм и взволнован,как океан и также послушен воле судьбы, как ветрило." Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан"-эти строки повторяются три раза на протяжении всего стиховорения, обозначая собой условный конец каждой из трех частей, на которые можно разделить лирическое произведение.В первой части представлен пейзаж, картина наступления сумерек, вечера на море, которая опять сопоставлена с состоянием лирического героя,но здесь отобразилось не только состояние души в повторяющихся строках, но и вступление его на новый этап жизни,исчезновение прошлого в первых двух строках- "погасло дневное светило"(метафора) символизирует уход юности, "на море синее вечерний пал туман"-наступает другой период в жизни лирического героя, более осмысленный,его символизирует "вечерний туман", а душа его(лир.героя) как романтика сопоставлена с синим морем.Используется прием цветописи: синий цвет, как известно, символизирует глубину,духовность, спокойствие и мудрость-таким становится на другом жизненном этапе лирический герой стихотворения.Во второй части лирического произведения представлены чувства из прошлого, которые возрождают воспоминания в душе лирического субъекта." В очах родились слезы вновь,душа кипит и замирает"-этими метафорами передается ностальгическое настроение, эмоциональность в этой части стихотворения очень высока.В третьей части стихотворения к лирическому герою после ощущений из прошлого приходит осмысление невозвратимого и действительности, осознание того,что он уже другой и готов к чему-то большему, чем " питомцы наслаждений"-"минутная радость","минутные друзья","наперсницы порочных заблуждений",потому что теперь все это кажется ему зыбким и неверным,не тем.Говоря о том, чем лирический герой жертвовал в юности, поэт использует прием климакса(восходящей градации):"Покоем, славою, свободой и душой".Свобода и душа-это то,без чего человек существовать в принципе не может, но почему-то в молодости лирический герой не ценил это,как ценит теперь.
Стихотворение написано высокой традиционно-поэтической лексикой.Используются устаревшие формы слов "ветрило";"брега","златых"," младость"-старославянизмы, не полногласия, традиционно-поэтические слова: "упоенный","томительный!,"страстей","наслаждений","легкокрылая" которые придают стихотворению возвышенный тон. Символика и психологизм пейзажа, который очень тесно переплетается с душевными переживаниями лирического героя,его экспрессивные во второй части размышления, его глубокие философский размышления во второй части, размеренное и медленное звучание, которое придает вольный ямб в сочетании то с перекрестной, то с кольцевой, то со смежной рифмовкой, с преобладанием женских рифм указывают на принадлежность стихотворения к медитативной лирике.Ощущение некой медитации,глубину размышлений передает также ассонанс звуков У Э О.Все это также свидетельствует о том, что перед нами жанр элегии."Погасло дневное светило" одна из первых элегий Пушкина.Элегия-это один из традиционных жанров романтизма,именно в этом направлении творил "Ранний Пушкин".Данное стихотворение написано в романтическом ключе, на что указывает соответствующий направлению жанр, романтические символы(море-душа лир.героя,корабль-судьба и др.),одиночество романтического героя,противопоставление его с обществом из прошлого,.Поиск идеала в мудрости, покое, свободе вообще характерен для лирики Пушкина-данная черта поэтики отражена в этом стихотворении:идеал лирический герой-романтик видит в настоящем и будущем, где он вместе с опытом "минутной младости" становится высокодуховным, мудрым. спокойным человеком.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу , чем полтора месяца тому назад ; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. «Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя , - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные , молодые листья, так что поверить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, - и все это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно , беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. «Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что поверить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, - и все это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Л.Н.Толстой "Война и мир" Встреча князя Андрея Болконского с дубом
"...На
краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез,
составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был
огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми
болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками
и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися
березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть
ни весны, ни солнца.
Этот
дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все
один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет
ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели,
всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы,
выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю
вашим надеждам и обманам».
Князь
Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава
были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный,
стоял посреди них.
«Да, он
прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые,
вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд
мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе
князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою
жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему
начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла,
не тревожась и ничего не желая...
Уже
было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту
березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно
поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да
где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не
зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый
дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть
колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого
горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору
пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что
это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на
него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие
минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с
высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта
ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет,
жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил
князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и
все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо,
чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы
все они жили со мной вместе»